Сюжет фильма можно пересказать одной фразой: Шли конкистадоры по джунглям за золотом, почти все погибли, а золота так и не нашли.
Рассказ Переса-Реверте, по которому снят фильм, я не читал, но в принципе фильм очень в стиле позднего Реверте. В своих последних вещах, которые я читал ('Сид', 'На линии огня', отчасти последние части 'Алатристе') он все больше сдвигается к от беллетристики к псевдодокументалистике - по-прежнему очень ярко воспроизводит реалии страны и эпохи, но пишет сухо, не сильно заморачиваясь с интригой, характерами персонажей и их взаимоотношениями.
Таков и фильм. Он очень атмосферен и смотрится легко. Кроме того, как тут писали, он хорошо иллюстрирует поведенческие паттерны в замкнутой группе в экстремальных условиях. Но никто из персонажей не вызывает у меня особых эмоций, как-то все равно, кто из них выживет, кто погибнет, не ожидаешь (и не находишь) никаких захватывающих поворотов сюжета.
Вывод: любителям реалистичного исторического кино посмотреть можно
Тема завоевания Латинской Америки это своеобразный испанский вестерн золотого века. Тут тебе и фронтир и золото и власть и борьба хороших с плохими и угнетенные индейцы и смена культур. В общем, все что угодно. Сеттинг завоевания Америки довольно популярен в испаноязычном кино, где сняли кучу сравнительно малоизвестных лент от мелодрам (In?s of My Soul, La Carga) до добротных биографий и сериалов (Hern?n, Conquistadores Adventum). Отдельный жанр составляют фильмы про латиноамериканских индейцев, и где белые либо почти не появляются, либо составляют фон или дополнительную деталь повествования (Апокалипто, Retorno a Aztl?n). В неиспаноязычном кино сеттинг также присутствует, но сильно меньше и за счет упора на местный колорит. В любом случае, повторюсь, на этой почве (как и в вестерне) можно сделать все что угодно.
Итак, о чем кино:
- завязка обычная, группа конкистадоров ищет золото со всеми вытекающими. С самого начала фильм заявляет о себе как о памяти тех, кто искал золото, Бога, славу с руками по колено в крови.
Интересны исторические детали. Все эти крупные планы на замки аркебуз, доспехи с ремешками или 'буфы и разрезы' 16 века. В общем, экипировка на уровне, мне понравилось. Я фанат таких вещей, хотя и не специалист. Специалист наверняка найдет анахронизм в ношении портупеи.
Актеры на уровне. Фактурные испанцы, первая десятка играет хорошо, остальные не 'топ', но тоже на неплохом уровне. Выглядят лучше, чем массовка реконструкторов.
Дальше начинаются проблемы. Проблемы с кучей вещей.
Начиная со сценария, он в целом держит уровень, но местами скатывается просто в штамповку. Как например, смерти второстепенных персонажей случаются точно после того, как те сделают (или скажут) все, что нужно. Или персонажи могут проткнуты стрелами из ниоткуда в самый нужный момент, просто потому, что так захотелось сценаристу или надо было уже сворачиваться.
Продолжая деталями. Как я уже говорил, обмундирование выглядит красиво, для меня прямо экстаз, но вся эта 'салонная' красота, не имеющая ничего общего с реалистичными деталями, которыми хвастаются (и которые выпячивают) многие исторические фильмы. Например, в продолжительное путешествие отряд следует совсем без обоза, без еды и припасов, одни испанцы с аркебузами. В то время как за конкистадорами всегда двигались местные носильщики. Капитан имеет привилегию сидеть на привалах в аутентичном кресле, которое материализуется на каждом привале из воздуха.
Или: - давно проживший в джунглях испанец щеголяет в сохранной европейской одежде. Да и вообще, внешний облик отряда не меняется в начале похода к его концу. Бороды не отрастают, рубахи даже не пачкаются.
Все это неприятные детали, которые разрушают иммерсивность фильма и постоянно выдергивали меня из его вселенной.
Однако же главная претензия к фильму в том, что в нем отсутствует внятная особенность, которая бы выделяла его из кучи исторических штамповок.
Боевая часть на уровне (бюджетном), но фильм пытается быть историей, чем-то большим, чем роуд муви с поножовщиной.
Предполагается, что он рассказывает 'испанскую' историю простых солдат, жадности, интриг, частичного помешательства и геноцида местного населения. В антураже 16в. Ничего из этого ему толком не удается. Политика конкистадоров, ее цинизм гораздо ярче и богаче показана в El Dorado (1988), индейцы в Hans Staden (1999), деградация в погоне за золотом в Агирре, гнев божий (1972), а само путешествие в несколько раз сильнее в Cabesa de Vaca (1991).
В общем нет фильма чего-то особенного, что бы сильно цепляло.
Честно говоря, до самого конца не мог сказать - понравилось ли мне кино или нет, ставить ему ниже 5 (что говорит о нем как о 'ниже среднего'), либо выше 5 (что явно поднимает его над средним уровнем).
Поставлю 5,5. 0.5 добавил за свой субъективный восторг перед Испанским Золотым веком и Пересом-Риверте, по произведению которого и снят фильм.
Строго рекомендуется для тех, кто фанатеет от периода. Остальным можно пройти мимо. Посмотреть что-то из более ярких фильмов по теме.