К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

До сегодняшнего дня я думал, что успел пересмотреть большую часть советских фильмов о Великой Отечественной войне. Оказалось, что это не так. И вот трилогия «Долгие версты войны», снятая к 30-летию Великой победы в 1975 г., меня очень порадовала.

Этот многосерийный фильм снят по мотивам повестей белорусского писателя, ветерана войны В. В. Быкова (1924-2003), со дня рождения которого, к слову сказать, в нынешнем году исполняется 100 лет. В основу фильма положены повести «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца». Все эти произведения пронизаны тонким психологизмом, передающим реализм переживаний героев, которые столкнулись с тяжелейшим испытанием – войной. И каждый из этих героев, совершая тот или иной поступок, делает свой экзистенциальный выбор. И этот выбор порой оказывается очень непредсказуемым. Во всех повестях герои пытаются преодолеть эти испытания, проходя долгие версты войны. Вот, например, возьмем «Журавлиный крик» – повесть, действия которой происходят в августе 1941 г. Начало войны, самое тяжелое для Красной Армии время. Взвод из 6 человек должен защитить ж/д переезд. Среди взводных собрались разные люди. Есть, например, ученый в очках – ботаник, заучка, кроме книг и картин мало чем интересуется. Он, казалось бы, оказывается абсолютно не приспособленным к войне, у него все валится из рук, и, командир думает, что именно от него нужно ждать трусости. Но это оказывается ошибочным предположением. И наоборот, тот солдат, на которого нужно, казалось бы, надеяться, в самый ответственный момент малодушничает.

Этот же тонкий психологизм мы видим и во второй серии «Атака с ходу», где лейтенант Ананьев оказывается в ответе за всю роту, действия которой происходят в 1943 г. Неся большие потери, солдаты берут пленного немца, и рота с большим трудом занимает высоту у реки. В нужный момент лейтенант подымается сам и своим личным примером заставляет встать всех своих бойцов, идет вместе с ним в атаку с ходу. Личный пример лейтенанта оказывается настолько заразительным, что даже один из раненных бойцов, лежащий на грязной земле, совершает тектонические усилия, чтобы подняться в атаку, но физически не может этого сделать. Однако само желание актер своей игрой передал очень точно.

Но самой интересной, как мне кажется, оказывается третья серия «На восходе солнца», герои которой оказываются на немецкой земле в последние дни войны мая 1945 г. Уже, казалось бы, подписан акт о капитуляции, но тут группа советских военных, сделав остановку переночевать в доме одной немецкой семьи, натыкается на одну из последних немецких группировок. Завязывается бой. Среди советских военных есть человек по фамилии Терещенко, который когда-то струсил, и теперь его мучает совесть, т. к. из-за него погибла целая рота. И он мучается, что не может искупить свою вину кровью, ведь объявили, что война кончилась. И вот, когда завязался этот последний бой, который, как поется в песне, оказывается «трудный самый», он проявляет решительность и мужество.

Актеры играют прекрасно. В этом фильме нет спецэффектов реализма военных боев, яркой крови, даже на следах от выстрелов режиссер особо не заостряет внимание. Главное, это то, что чувствуют люди, их психологические переживания. И это, на мой взгляд, удалось очень хорошо сделать.

В фильме появляются имена актеров, которые вскоре будут известными на весь СССР. Это Светлана Крючкова, Вадим Яковлев и другие.

За всю историю советского кинематографа фильмов о Великой Отечественной войне снято достаточно много. Они продолжают сниматься и по сегодняшний день. Но режиссеры современных фильмов, как бы к ним хорошо не относились, больше движутся в сторону хороших съемочных технологий с использованием передовых разработок компьютерной графики, комбинированных съемок, визуальных эффектов и т.д. Им очень не хватает внутреннего развития, духа русского солдата и психологизма героев. Учиться этому нужно как раз у таких фильмов как «Долгие версты войны».

10 из 10

03 июля 2024 | 14:55
  • тип рецензии:

Стреляют... Только в данной картине - нечасто. Налетов авиации и артиллерийской канонады совсем нет, маловато танковых боев. Фильм крайне скуден на внешнюю 'попкорновскую' составляющую кинематографа, которая хотя бы раз в жизни заставляет идти в кино каждого из нас. Ничего, что так ласкает наши зрение и слух и дает работу как никогда востребованным сегодня постановщикам спецэффектов, в 'Долгих верстах' вы не найдете. И тем не менее, эта лента одна из самых типичных для жанра и далеко не самая худшая.

В картине заняты малоизвестные и не успевшие примелькаться артисты. При первом просмотре я вообще, кроме Щербакова, Муратова и Крючковой, не увидел ни одного знакомого лица. И первое впечатление все без исключения актеры оставили самое благоприятное, поэтому любопытно было бы познакомиться с их творчеством поближе. Также в первых двух сериях фильма не нашлось места ни для одной женской роли. Лента напрочь лишена каких-либо сентиментально-романтических вкраплений в сюжет, что совершенно нехарактерно для подобных работ, где война часто служит лишь фоном для любовных перипетий. Но в данном случае это нельзя приравнять к недостатку, скорее наоборот, ведь кино по сути ничего не потеряло (если не считать львиную долю женской аудитории).

Как уже сказано в аннотации, фильм разделен на три части, сюжетно не взаимосвязанные, но с центральной фигурой лейтенанта Ананьева, которого сыграл внешне непримечательный, но довольно харизматичный артист Вадим Яковлев. Каждая серия своеобразна и требует чуть более подробного рассмотрения.

Первая часть выделяется живыми, глубоко продуманными диалогами. Кстати, и для картины в целом более характерны меткие выражения, широкий лексикон, минимум грубых фраз и отсутствие пошлости и избитости - заслуга Василя Владимировича Быкова, по повестям которого поставлена картина. Запоминается ярко выраженная разноплановость персонажей - среди горстки героев не сыскать двух одинаковых людей: бывший детдомовец и кандидат наук, сын спекулянта и городской интеллигент, бывалый старшина и вчерашний выпускник. Такие необычайно разные на 'гражданке' и в минуты покоя и невероятно схожие во время боев с оккупантами!

Во второй части обреченности и героизма меньше, зато здесь постановщики не переусердствовали в создании соответствующей боевой обстановки. Иной раз не покидает ощущение, что перед тобой документальный, но никак не игровой процесс, настолько реально смотрится все происходящее на экране. Кроме того, необычайно порадовал слух и внес 'изюминку' типично украинский говор старшины Пилипенко, сыгранного белорусским актером Геннадием Овсянниковым.

Третью часть отличает неординарность сюжета, по которому группа советских солдат вступает в жестокий бой с гитлеровцами уже после капитуляции. Ну, не обидно ли, пройдя всю войну, погибнуть в первые часы долгожданного мира? Очень натурально актерами переданы эмоции при известии об окончании войны, сколько я с этим ни сталкивался в воспоминаниях фронтовиков, наверное, примерно так все и выглядело в далеком 45-ом.

Тогда сценарии подобным лентам писали люди, которые довелось жить в ту эпоху и частенько самим понюхать пороху. К примеру, белорусский писатель Василь Быков, обладавший, кроме незаурядного литературного таланта, еще и необходимым для картин такого рода жизненным и фронтовым опытом. В противовес сегодняшним фантазерам, которые кидаются из одной крайности в другую, то выставляя на широкое обозрение наихудшее и кичась тем, что они 'открыли народу правду', то просто скатываясь к демонстрации бравенького второразрядного боевичка, обсуждения которого не вытерпит ни одна бумага.

10 из 10

15 февраля 2012 | 01:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: