Поразительно, но стиль Йоргоса Лантимоса, отточенный на 'странной греческой волне', идеально вписался в рассказ о придворных нравах Англии времен королевы Анны. Там, где бал правят абсурд и гротеск, иного языка быть не может. Дворец ничем не отличается от загона для свиней (лобстеров? оленей?), тогда зачем говорить о них разными языками?
Лантимос не столько снял костюмированную драму, сколько предложил вариант ее деконструкции, намеренно наполнив исторический фильм забавными анахронизмами, танцами в стиле театра Беккета/Ионеско и отнюдь не идеализированными представлениями об эпохе. Видимая барочность 'Фаворитки' только подчеркивает изначальное и извечное несовершенство человеческой природы. В конце концов, суета при дворе, вываливание друг друга в грязи ради положения в обществе для Лантимоса не более, чем возня кроликов. Финальная метафора — прямое тому подтверждение. Человечество окружило себя утонченными гобеленами, возвышенной музыкой, внешне красивыми правилами этикета, но, по Лантимосу, ирония в том, что ничто не позволит ему убежать от гнильцы внутри себя, от того, что за масками лиц прячутся гримасы.
XVIII век в 'Фаворитке' зарифмован с сегодняшним днем. Все уже было. И смена гендерных ролей в том числе. Рассказ о сильных женщинах, исполняющих мужские социальные роли, и мужчинах в париках и макияже, становится у саркастичного грека предлогом поговорить об извечной цикличности истории и изменчивости устоев и норм. Лантимос балансирует между торжествующим феминизмом и памфлетом на него, и в этой неоднозначности высказывания скрывается сила авторского подхода.
Но не это делает 'Фаворитку' главным фильмом 2018 года (и наградного сезона 2019). Скорее тот поворот, который происходит ближе к концу. История о том, что борьба за власть обезображивает, что соперничество и вражда выступают синонимами глупости, вдруг обрывается трагедией, и подобно музыке, срывается в искренний порыв надломленных чувств. Чтобы где-то внутри что-то оборвалось, и наступила тишина.
В конце концов, 'Фаворитка' — еще один сказ про то, что взявший верх на самом деле проигрывает. Выигрыш всегда мним. Любая победа — Пиррова. Есть только проигравшие. Каждый — в чем-то своем.
Один раз посмотреть стоит, исключительно ради треугольника Стоун/Колман/Вайс - эти дамы реально хороши, но в остальном фильм прошел мимо меня не оставив и следа.
Обычная история о дворцовых интригах и борьбе за расположение монарха, приправленная лесбийской любовью, ничего свежего я здесь не увидел. Для комедии мало юмора, а для драмы не хватает глубины. Есть сильные сцены вроде той, где королева объясняет, почему ей так важны кролики или монолог Эбигейл во время брачной ночи, но их мало и они слишком коротки.
Единственное, что мне безоговорочно понравилось - работа актрис. Странно, что в наградном сезоне Колман идет, как ведущая роль, а Стоун и Вайс задвинуты во второй план, все должно быть наоборот. Именно Эмма и Рэйчел создают историю и двигают ее вперед, как сюжетно, так и эмоционально. Они переживают трансформации, постепенно раскрываются походу фильма. Колман, в свою очередь, два часа отыгрывает истеричную, слабую, никчемную женщину, одержимую болячками и похотью. Она словно переходящий кубок, который достается победительнице, в довесок к власти. Назвать ее правителем, язык не поворачивается. Получилось убедительно, но не отменяет того факта, что королева - самый скучный и плохо раскрытый персонаж ведущего трио. Помимо этого, у Оливии ощутимо меньше экранного времени, в сравнении с партнершами по площадке. Не понимаю, как можно выдвигать ее в номинации 'главная женская роль'.
В конце стоит сказать пару слов о визуальной составляющей картины. Увы, это самая обычная костюмированная лента, в ней нет ничего примечательного. Любой мало-мальски опытный киноман уже сотни раз видел подобный стиль декораций, платьев и причесок в куче картин, от «Барри Линдона» до «Гордости и предубеждения».
P.S. Жаль, я ждал большего, от одного из лидеров «Оскаровской гонки».
Из необычного и узнаваемого по своему киноязыку автора Лантимос с 'Фавориткой' вырос в настоящего мастера. Эта картина, хоть и не получила Золотого льва на Венецианском кинофестивале, но сильно завысила планку для всего конкурса.
Снимая историческую картину, Лантимос не без удовольствия подтрунил над современностью, запечатлевая снова и снова состояние той абсурдной неловкости, которую мы вовсю силимся не замечать в нашем каждодневном общении с людьми, отчего всё получается ещё более неловко и абсурдно. Да-да, я уже писала, что Лантимос - король абсурда, и он по-прежнему не упускает возможности выявить абсурд более выпукло.
Картина представляет собой редкий жанр трагикомедии. Может, потому что жизнь по своей природе трагикомична более, чем комична? Я смеялась в голос. Смеялась до слёз. Если вы владеете английским языком, обязательно смотрите в оригинале, иначе обворуете самого себя частью интонаций и тонкого юмора, которые так искусно припрятал тут и там режиссёр.
Лантимос - новатор. До 'Фаворитки' мне сложно было представить уместность съёмки фиш-ай для костюмированного фильма, но это ещё один из приёмов освежить жанр. На бумаге же у нас байопик про вздорную королеву, а не достойная пера Шекспира трагикомедия.
У Лантимоса есть потрясающее чутьё на беспроигрышные актёрские работы, благодаря чему малоизвестная широкой публике британская актриса Оливия Колман (уже засветившаяся в 'Лобстере', помните её там?) получила кубок Вольпи за лучшую женскую роль на том же влиятельном смотре. Её победа была самой желанной, настолько точное попадание в характер, в пластику, во всё! Вообще каст подобран филигранно. Эмма Стоун наконец выбралась из своего амплуа хорошей девочки и скинула прилизанность голливудских манер, а Рейчел Вайсс предстала в как будто бы под неё написанной (что вполне возможно, раз Рейчел и Йоргос не первый раз сотрудничают) очень противоречивой и характерной героини. Это большой труд - быть сильной женщиной в эпоху, когда всё твоё благосостояние зависит от мужчин.
И это ещё одна причина, почему я люблю Лантимоса - он феминист. Каждая из трёх героинь оказалась в своём положении вопреки своей реальности и им приходиться прикладывать огромные усилия, чтобы не потерять своего положения. You go, girl!
Судя по тому, что сейчас идёт в кинотеатрах, 'Фаворитка' станет самой яркой картиной уходящего года. Не пропустите увидеть на большом экране, оно того стоит!
Я не знаю, чем конкретно, но фильм меня зацепил. С одной стороны, скучный, затянутый и вовсе не комедия. Но ощущения все равно остались положительные. И наверное, в первую очередь это связанно с потрясающим актёрским составом. Дамы справились со своими ролями на все сто.
Эмма Стоун красотка, она показала потрясающее, удивляющее перевоплощение из белой овечки в настоящего волка, в ту самую стерву, что обещала ей организовать несчастная леди Сара. А леди Сара? Божественна в исполнении Рэйчел Вайс.
Вообще весь фильм мне напомнил круг, и вот я как мышь бегал по этому кругу от одной героини к другой с желанием примкнуть, поддержать, посочувствовать. Но как только появлялись какие-то положительные эмоции к одной из героинь, она тут же сметала меня со своего плеча отвратным поступком, неосторожным действием.
Понравились нотки артхауса, или может быть не артхауса, а чего-то страшного, неприятного, но правдивого. Грязь того столетия, безумства, что они называли развлечением, все это вызывало омерзение, но и интерес. Особенно запомнился момент танца Леди Сары с одним из мужчин. Такой странный танец, под не менее странную музыку. Выглядело это как фильм ужасов.
Единственное что не понравилось, так это концовка. Фильм оказался с открытым концом и нам предстоит самим понять и придумать свою концовку, определиться с тем, чего мы хотели от этого фильма.
Думаю, что большинство людей не равнодушно к историческим фильмам. Всегда интересно посмотреть на то, как исторические события, исторические личности сходят со страниц скучных и нудных учебников, и преобразовываются на экране в зачастую зрелищные и интереснейшие фильмы.
«Фаворитка» один из таких исторических фильмов. Перед нами кино об Анне Стюарт, последней королеве Англии из династии Стюарт. Личность интересная, для своего времени популярная и, можно сказать, яркая и великая. Но на переднем плане здесь все-таки не сама Анна, а две ее фаворитки Сара Мальборо и Эбигэйл Хилл – сестра Сары.
Наверное, сразу надо сказать, что этот фильм об исторических событиях не совсем таков, какие мы привыкли видеть исторические ленты. Он немного своеобразный. Режиссер «Фаворитки» Йоргос Лантимос, успел отметиться такими фильмами, как например «Лобстер», где людей превращают в животных, если они не находят себе пару, а также «Убийство священного оленя», в котором прозвучала фраза «Пускай лучше умрут наши дети, мы новых нарожаем».
Итак, на протяжении всей картины мы будем наблюдать за тем, как две вышеназванные фаворитки – Сара Мальборо (Рэйчел Вайс) и Эбигейл Хилл (Эмма Стоун) – будут бороться за внимание королевы Анны Стюарт.
Сара Мальборо жесткая и уверенная в себе женщина. Скорее она правит королевством, а Анна Стюарт является номинальной правительницей и все чем она интересуется, это кролики. Именно такой недалекой и слегка отвратительной показана королева Англии в этом фильме. За такой образ огромное спасибо Оливии Колман, которая великолепно справилась с ролью Анны. У Анны с Сарой имеется связь, и она не совсем дружественная, скажем так, что помимо кроликов Анне интересна еще и Сара.
Эбигейл Хилл – предстает перед нами, как умная, харизматичная и крайне хитрая особа, которая готова на все, чтобы вернуть свое аристократическое положение. Благодаря своему уму и своей хитрости она возвеличивается над своим темным прошлым. К сожалению, если в начале своего «восхождения» ей с уверенностью можно было приписать все добродетели мира, то в конце концов от этих добрых качеств осталось крайне мало.
С визуальной частью в кино все на высшем уровне. Грандиозные декорации, великолепные костюмы – все это передает атмосферу той эпохи. Фильм изначально может показаться очень красочным, но я бы его назвал все-таки коричневым. В нем очень много темных сцен, а днем, когда солнце светит в золотые спальни дворца все кажется именно коричневым. И на протяжении всего фильма не покидало чувство отвращения. Отвращение к каждому персонажу, отвращение к каждой сцене, я чувствовал запах королевской ноги сраженной подагрой, на руках ощущал пудру, которой красятся мужчины и женщины...
«Фаворитка» - это то кино, которое необходимо в ряду серьезных и пафосных исторических фильмов. Неподражаемая актерская игра всех актрис без исключения, атмосфера, которая навязывается этой картиной, «острый язычок» и юмор – все это позволяет оставить след в памяти об этом кино.
Был такой советский фильм с Белохвостиковой и Демидовой - 'Стакан воды'.
Как раз про Королеву, герцогиню Мальборо и Абигейл. Там сюжет вертится вокруг красавчика Мэшема, которого хотят эти три самые влиятельные женщины Англии. Вполне годный фильм про то, как молоденькая выскочка Абигейл обошла королеву в амурных делах. Герцогиня так вообще лоббировала военные действия, лишь бы муж руководил армией подальше, пока она планирует адюльтер.
В 'Фаворитке' сценарист извлек красавчика, оставив женщин разбираться друг с другом. Соригинальничал, в общем. Ведь если посмотреть эти два фильма подряд, то можно по-стариковски посетовать: куда катится этот мир...
Однако 'Фаворитка' далеко не про меньшинства. Эта деталь только для пикантности, не более. Если бы вместо королевы Анны поставили короля Людовика - сюжет бы не поменялся, обновились бы лишь интерьеры. Если стремишься к власти, то разница небольшая: старый толстый король или старая толстая королева.
Лично мне фильм оставил в качестве послевкусию легкую тошноту (как и 'Лобстер', кстати). На мой вкус, фильм переперчили. От исторической драмы ждешь глубины, вдумчивости. А тут - карнавал. Все герои вкусненькие, яркие, гротескные. Как в итальянской комедии.
Такое ощущение, что режиссер хотел показать англичанам: 'леди и джентельмены, ваше прошлое - куча лошадиного навоза под толстым слоем пудры, и не более'.
Это по фильму в целом. А сюжет-то простой. Вроде бы главные героини - это Абигейл и герцогиня, однако в итоге они превращаются в 'демона' и 'ангелочка' на плечах Королевы. Потому что по сюжету меняется только она. И только ей сочувствует зритель, только она человечна и понятна.
Кого выбрать:
1. властную и сильную герцогиню, за которой, как за каменной стеной. Да, иногда за каменной стеной не виден остальной мир. Однако там тепло и безопасно.
2. нежную и пушистую служанку, рядом с которой можно поуправлять государством на свой страх и риск.
После просмотра не захочется вздохнуть: 'как люди жили, как тонко чувствовали!'. Да и исторические события тоже оставят вас равнодушными. Мне после финальных титров вспомнился сосед-подкаблучник, неудачная личная жизнь коллеги и собственная лихая интрижка из глубокой юности.
В общем вывод такой: если вы хотите порассуждать на тему политики и благе Англии, этот фильм не для вас.
Греческий режиссер Йоргос Лантимос, известный своими необычными и многослойными фильмами “Лобстер” и “Убийство священного оленя”, снял костюмную драму о придворной жизни в Англии начала XVIII в. и оказался в фаворитах грядущего Оскара с 10 номинациями в 9 категориях (Вайс и Стоун, борющиеся в фильме за фавор, борются и за лучшую женскую роль второго плана).
В центре повествования находится болезненная королева Анна (Оливия Коулман) и две фаворитки, сражающиеся за ее благосклонность (Рейчел Вайс и Эмма Стоун). Три очень разных женщины, каждая со своим набором боли, устремлений и методов достижения желаемого. Они играют вместе, но при этом каждая в свою игру. Патриотка, карьеристка и просто сломленная женщина, облеченная высшей формой власти, разыгрывают в этой исторической мелодраме сложный любовный треугольник с геополитическими последствиями.
Постановщику нужно отдать должное - он выработал свой уникальный стиль, и каждая сцена “Фаворитки” пропитана им насквозь. Режиссер впервые снимал не по своему сценарию, но вряд ли оставил этот текст совсем нетронутым - в первой же сцене между героинями происходит абсолютно лантимосовский диалог - в реальности люди так не говорят (как правило), зато примерно в таких формулировках думают.
Не удивительно, что “Фаворитка” в первую очередь напоминает предыдущие фильмы режиссера. Королева Анна, как и герои “Лобстера”, вынуждена выбирать между крайностями - в этот раз это грубая радикальная честность и улыбчивое заискивающее лицемерие. В “Фаворитке” режиссер решится представить нам свой выбор и однозначно указать зрителю, что именно считает добродетелью. Вспомним его предыдущие англоязычные работы, вышеупомянутые необычные диалоги. Персонаж Лантимоса в светской беседе может буднично сообщить о себе что-нибудь очень личное и сокровенное, высказать прямолинейное откровение. Радикальную нефильтрованную честность он часто показывает естественной и непринужденной.
Также в определенный момент поведение противоборствующих фавориток напоминает о семье главного героя “Убийства священного оленя” - стремление угодить изменяет героинь до неузнаваемости. Но королева Анна, в отличии от персонажа Фаррелла, вовсю наслаждается этим представлением.
Критики в унисон твердят о том, что Лантимос снял свой самый зрительский фильм, что он впервые работал для широкой аудитории. Мне так не показалось - “Лобстера” с его колкой сатирой смотреть было приятнее. От этого же фильма получать удовольствие довольно сложно. В кадре много натуралистичных подробностей, что конечно часто встречается в арт-кино, но в случае “Фаворитки” они сняты из таких ракурсов и такими техниками, что зритель будто бы оказывается в позиции подглядывающего сквозь замочную скважину (а в некоторых сценах используемый оператором “рыбий глаз” стойко напоминает дверной глазок).
Для того, чтобы насладиться этим фильмом, нужно не только принимать особый стиль режиссера и оператора, но и тепло относиться к самому жанру костюмной исторической драмы с ее барочностью и странными париками. В противном же случае вам будет непросто досидеть до конца.
Можно было бы в который раз различными словами описать данный фильм, затронуть прекрасную игру актеров, коснуться разворачивающихся на экране событий... Но было оставлено достаточно рецензий, которые описывали фильм. Так позвольте поделиться тем, что остается после просмотра.
Лично мне довелось смотреть этот фильм, совершенно не ознакомленной ни с сюжетом, ни с рекламой, трейлером или комментариями, ни даже с историческими, - каюсь, просчет образования, - моментами происходящего. Мое восприятие было, в этом плане, чистым листом, и, признаюсь, давящее ощущение нервозности и какой-то глубокой апатии, горечи и сочувствия не оставляют меня и по истечении нескольких часов после просмотра. Нечто подобное довелось мне ощутить только после первого просмотра фильма 'Парфюмер', пусть и не с той давящей силой.
Поэтому личностям, глубоко сопереживающим тому, что происходит на экране, сразу хочу сказать - постарайтесь отрешиться с самого начала. Комедии я здесь не увидела, разве что маленький осколок юмора в самом начале, а вот драмы было более чем достаточно.
Только к середине фильма я поняла, что он не будет похож на что-то вроде картин '1+1' или 'Виктория и Абдул'. Я даже не знала, что это будет драма...
В начала все казалось простым и понятным: 'противная' и 'жесткая' фаворитка против милой и доброй девушки, которая проявила искреннюю заботу о странноватой, вероятно, психически больной королеве...
Свою ошибку я не осознала даже когда осознала глубину отношений Анны и Сары. Чего, кстати, тоже не ожидала. Да. И даже название 'Фаворитка' меня не предупредило. Боюсь, я просто недооценила, насколько глубоко оно простирается.
Понимание истинных мотивов Эбигейл тоже пришло где-то в середине фильма, когда двуличность девушки, наконец, проявилась, и мгновенно пришло ощущение чистой, незамутненной брезгливости, и нет, не к тому, что та пробивается любыми методами, вовсе нет!.. Это понятно, это в человеческой природе, да и тяжелая жизнь самой Эбигейл не располагает к бытию доброй и открытой, такое только в сказках бывает, а настоящие 'Золушки' или ломаются, или... становятся Эбигейл.
Нет, отвращение пришло, когда вдруг стало ясно, что искренна из них двоих как раз таки Сара. Что она действительно заботится о королеве. Что она действительно любит свою страну. Что на твоих глазах разваливается нечто действительно правильное и красивое. И чужой эгоизм, желание жить лучше, что-то значить, - такие простые, понятные, и правильные, правда!, - вдруг разрушают нечто стоящее. Смотреть на это, словно наблюдать, как плюют на прекрасную картину. Причем, не просто плюют, а размазывают слюни, портя рисунок и оставляя только бесполезную грязь.
Не знаю, почувствовали ли это те, кто смотрел фильм, но я увидела и ощутила именно это. Как настоящая любовь была... нет, не разрушена, - хотя, очевидно, расставание поставило бы конец чувствам, это просто потребовало бы времени, - но заменена дешевым, вульгарным, жалким суррогатом.
И финальная сцена с невинным кроликом, с которым Эбигейл прежде сюсюкалась, чтобы добиться своего места, очевидные гнев и беспомощность запутавшейся в паутине интриг королевы и такая... безнадежность все это исправить... Болезненные попытки что-то сделать, исправить, ожидание с обеих сторон и крах всех надежд...
Это не радостный фильм. Я бы не назвала его даже развлекательным. Но это фильм, из которого можно что-то вынести. К своему удивлению, я вынесла что-то о любви, и уже только поэтому его стоило посмотреть.
Почитав рецензии на фильм, из которых в основном все положительные, если не сказать хвалебные и оценки высокие, решил сходить на этот фильм. Люблю исторические, костюмные драмы, с очарованием прекрасных героинь, благородством мужественных героев, романтикой давно ушедших времён. Но я то не знал, что рецензии писались эстетами! Интеллектуалами, страшно далёкими от простого народа, к которому, как надеюсь, отношусь и сам. Так что моя скромная и по возможности короткая рецензия будет не для высоколобых эстетов, почитателей творчества какого-нибудь П. Гринуэя и иже с ним, а для тех кто попроще, кто хочет в выходные сходить в кино, чтобы приятно провести время.
Когда шёл на фильм, вспоминал старую советскую картину 'Стакан воды' с теми же персонажами, с той же королевой Анной и герцогиней Мальборо, Абигаль и Мешемом. Перед глазами всплывала блистательная и тонкая 'дуэль' политических соперников Кирилла Лаврова (главы оппозиции) и Аллы Демидовой (герцогини).
И что же я у видел вместо этого в 'Фаворитке'? Какие-то безумные, не имеющие ничего общего с реальными историческими лицами аморальные персонажи-извращенцы: больная лесбиянка королева, трансвеститка - герцогиня, страдающая сексуальными комплексами Абигейль... Всё грязное, вульгарное, страшно 'неаппетитное', если не сказать отвратительное. Чтобы не вдаваться в подробные описания одна маленькая, но весьма характерная деталь: чуть ли не каждые 20 минут на протяжении всего фильма кто-нибудь из персонажей (pardon) блюёт. Всё остальное в том же духе. Сюжет плоский до идиотизма, чем-то напоминающий классический 'Всё о Еве', но только замешанный на рвоте, гное, грязи, с сильно упрощённый характерами и с добавлением кучи непристойностей.
Одним словом, фильм для больших 'гурманов', но тем кто как я попроще, любителям красивых костюмных фильмов, как и любителям фильмов подлинно-исторических, идти на это псевдоисторическое похабное 'фэнтези' не рекомендую. Удовольствие не получите.
«-Вы хотите меня соблазнить или изнасиловать?
- Как вы могли такое подумать, я же джентльмен!
- Понятно - значит изнасиловать»
The Favourite («Фаворитка) — злая сатира о природе власти, этом смутном объекте желания, которой по иронии авторов в общем-то ни у кого в фильме и нет. Стареющая королева Анна, последняя из рода Стюартов, стремительно теряет контроль над собственным телом и разумом, где уж тут управлять страной? Зато герцогиня Мальборо все еще молода, красива, амбициозна и умна. Она ловко отстреливает все живое из охотничьего ружья и пьет власть вперемешку со слезами, не торопясь и смакуя как вино, ибо знает, что слезы — жемчуг, когда они для достижений целей. Но, как известно, за каждое удовольствие надо платить, а на каждый хитрый болт найдется своя гайка с саморезом.
Фильм так же течет неспешно, как жизнь при дворе, среди кринолинов, гобеленов, париков и событий, которые гораздо прозаичней нарядов и интерьеров, их обрамляющих. Визуальный ряд фильма соперничает в своей вычурной театральности с каким-нибудь «Контрактом рисовальщика» Гринуэйя. Манеры аффектированы и утончены, как рисовая бумага, слова сильны и вески, движения выверенно-уверенны. Герои предыдущих эпох с картин, развешанных по стенам, могли бы выйти за пределы своих золоченных рам и легко вписаться в массовку придворных. Но, как говорил Марк Твен «если весь народ раздеть донага и показать его чужестранцу, тот не отличит короля от лекаря и герцога от лакея» — как можно очень быстро убедиться, весь этот аристократический паноптикум, окромя нарядов, не сильно-то отличается по своему поведению от плебеев, а то и существ, населяющих звероферму (ох, неспроста, в окружении королевы Анны столько чисто деревенского скота — кролики там, гуси). При каждом случае грим сходит с лиц, обнажая гримасы. Все норовят друг друга пнуть, ударить, укусить. Механизм прост, как мир: королева трахает Сару Мальборо, Сара Мальборо трахает двор и парламент, а все вместе они трахают населения, повышая налоги на войну с Францией. Как в сказке — бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, только на выходе не репка, а кровь и бедствия народные. И вот в эту стройную пищевую цепочку паразитов, в буквальном смысле «из грязи в князи», вклинивается новое звено - лишенная титула экс-дворянка Абигейл с личиком мелкого хищного зверька, у которой за плечами брак с нелюбимым мужем, семейное насилие, и годы унижений и нищеты.
Фигуры на шахматном полу расставлены, начинается партия двух фавориток за благосклонность королевы Анны, что как бы намекает, что даже сбежав от мужского патриархата и шовинизма, люди всегда изобретут собственные виды подавления и агрессии. Зачем герцогине Мальборо ублажать больную душой и телом женщину, и выполнять все ее капризы, понятно — она провела при дворе и варилась в политике большую часть жизни, это уже и есть практически ее жизнь и подлинная натура. У нее и муж-единомышленник, и друг — премьер, и свои представления о собственном долге и благе государства, по крайней мере, как она их понимает. Абигейл же выскочка, мотивированная не только и не столько алчностью и карьерным продвижением, но и своим ущемленным самолюбием и желанием уесть всех тех, кто ее чмырил. Поэтому, даже получив титул вместе с выгодным браком и съев прежнюю фаворитку, так и не наедается и по-прежнему чувствует себя ничтожеством - ведь внутри нее прорва и тотальное одиночество.
Горькая ирония судьбы - хотели власти, независимости и самоутверждения, а получили бесправие, несвободу и чувство ничтожности. Пытались сбежать от бедности и унижений - получили ровно то же самое, только в другой упаковке. Точнее в другой клетке. Круг замыкается и сбывается предсказание герцогини Мальборо о том, что судьба Абигейл в борделе. Просто борделе респектабельном и шикарном — королевский двор называется.