К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда яркий и часто провокационный Франсуа Озон объявил, что планирует снять мелодраму, это более чем удивило: режиссеры, подобные ему, жанр не сильно жалуют, возможно, в силу того, что он женский и полон клише, от которых весьма сложно уйти. Но еще более удивила критика, которая фильм хвалила, чего почти никогда не делает в рамках данного жанра. И что совсем неожиданно - попадание в список фильмов, из которых будут выбирать тот, что поедет бороться за Оскар. Все это подогревало интерес, с одной стороны, но и откровенно, с другой стороны, пугало, ведь, как известно, нет ничего хуже завышенных ожиданий.

Но Франсуа Озон для меня лично возродился словно феникс после совершенно отстойного последнего фильма, показав себя ровно таким, каким я его люблю - Эстетом с большой буквы.

Были у меня опасения насчет черно-белого решения, т. к. не люблю старое кино и стиль ретро тоже не сильно жалую. Но каково же было мое удивление (читаем - восторг), что Озон выбрал отсутствие цвета вовсе не с целью подчеркнуть эпоху, а исключительно эмоции. В моменты, где герои словно тонут в пучине своей боли, мучительных воспоминаний, вся жизнь будто теряет цвет. Но стоит забрезжить надежде, как все вокруг играет яркими красками. Кстати, о красках. Франсуа Озон цвет любит и умеет с ними работать, и, уйдя от привычного себя, он снова это доказал, не подчеркивая резкий переход от ч/б к цвету, напротив, оставляя все в приглушенных тонах, робких, словно первая листва весной. Так расставлены акценты, что кажется, будто жизнь больше не представляет интереса, и все, что есть, это старый альбом с пожелтевшими фотографиями. Ты перебираешь их, но видишь лишь статичные выражения лиц, неживые позы, под аккомпанемент шелеста страниц. И вдруг забрезжил крохотный лучик надежды в этом мертвом царстве воспоминаний, и мир расцветает. Мастерски выполнено!

Не знаю, как кто увидит ленту, но для меня в ней не было ни одного неожиданного поворота, я безошибочно угадывала, что произойдет дальше. Очевидно, что при таком раскладе фильм не может понравиться, если не облачен в совершенную форму. И с этим Озон не подкачал.

События фильма разворачиваются в Германии едва после первой мировой. Анна - юная девушка, у которой война отняла жениха, и, не имея близких, она живет с его семьей, для которых стала единственной ниточкой, связывающей с любимым сыном. Родители Франца, жениха Анны, любят ее как родную дочь, искренне желают ей счастья, и не против, чтобы она вышла замуж. Но Анна не хочет забывать любимого, и каждый день навещает его могилу. Однажды она замечает там свежие цветы, и узнает от могильщика, что их оставил какой-то француз. На другой день она видит его своими глазами, отмечая, что тот не может сдержать слез. Семья предполагает, что он когда-то, еще до войны, был другом Франца. Первое недоверие сменяется жаждой принять его в семью, все ощущают, что с присутствием Адриена будто Франц ожил, пусть всего лишь мысленно. Но Анна не может не видеть, что воспоминания о Франце мучают и изводят Адриена, глаза кричат в молчании, его словно разрывает от боли, кажется, вот-вот и он признается в чем-то.

По канонам жанра, разумеется, признание будет. Конечно, слишком поздно. Но это как если твоя лучшая подруга влюбилась в плохого парня: ты заранее знаешь, что все кончится плохо, но это не значит, что ты в процессе ей не сочувствуешь и не поддерживаешь в конце. Актерские работы настолько сильные, что невольно проживаешь все события вместе с героями.

У меня были опасения насчет Паулы Бир: слишком сера и уныла, к тому же некрасива. Но с каждой минутой я понимала все сильнее, насколько она была удачным выбором: строгая, но женственная, взрослая, но со взглядом маленькой девочки, невероятно трогательная, и даже синяки под глазами, которые меня угнетали во время просмотра трейлера, оказались уместны. Для Пьера Нинэ роль будто была написана. Эти огромные печальные глаза на весь экран буквально выворачивают душу наизнанку. Ты видишь, как он изводит себя, уже чувствуешь, что все не так, как кажется, но жалеешь его будто родного.

В классическую мелодраму Франсуа Озон заложил гимн пацифизму. 'Главное, чтобы не было войны' проходит красной нитью через весь фильм. Сломанные судьбы миллионов людей. Ненависть, которая откладывается в генах. Нелепые смерти множества молодых ребят, многие из которых даже не понимали, почему воюют. Стыд и неловкость за свою нацию, причем с обеих сторон. Все это появляется в разных эпизодах фильма, и однозначно читается, как главная мысль режиссера. Как я уже писала, я все думала, с чего же сам Франсуа Озон и вдруг банальная мелодрама, но нет, пазл сошелся. Он снял отличную антивоенную оду, но выразил ее через фильм о любви.

Отдельно отмечу музыку. Она просто восхитительна! Каждый звук был уместен, и вот эта тревожность и какое-то мучительное томление с самого начала настраивало на то, что не будет никакой сказки, от Озона надо ждать, как обычно, многослойности.

Изумительно гармоничное, душевное и красивое кино. Однозначно еще раз пойду в кинотеатр, и точно в копилку.

09 октября 2016 | 22:11
  • тип рецензии:

Франц, Франция, Франсуа, снова Франсуа, экранизация экранизации – Озон не боится повторяться, никуда не торопится, не боится потерять цвет. Место эпатажа заняло плотно концентрируемое камерой время, которое медленно течёт по экрану, по залу, уравновешивая музыку и тишину, прошлое и настоящее.

После окончания войны некуда торопиться. После смерти любимого человека нет сил и желания торопиться. После совершенно ненужного убийства человека нет сил и желания жить. На тихом сельском кладбище, где покоится прошлое, встречаются невеста немца, который не хотел воевать, и француз, который тоже оказался на войне не по доброй воле. Одного привела сюда любовь, другого совесть, «вооружив» букетами цветов. Санкционированные взаимные разрушения и убийства закончились, и нужно учиться как-то жить дальше – с теми утратами и пустотой, которые они оставили. Здесь Озон, не торопясь, даёт симметричную картину потерь и ожесточения против врага: француз ощущает весь груз вины своей страны и ненависть немцев, приезжая в Германию, немка же не знает, куда девать глаза, когда искалеченные и осиротелые французы поют Марсельезу. Симметричен и диалог: «Зачем вы здесь?» (с вызовом) - «Тут живёт мой друг» (оправдательно). Мой новый друг, цитируя прошлый фильм режиссера.

Эта картина похожа на неспешные американские горки: она трижды не то, чем кажется. Сначала долго набирая разгон, вся интрига начинается там, где ты уже был готов увидеть титры. И даже зная название оригинальной пьесы, которое есть официальный спойлер, испытываешь чувство удивления и невесомости от таланта автора на пиковом взлете. Только тебе показалось, что всё стало печально, - забрезжила надежда, только ты уверился, что всё ясно, - все карты перекладываются, только ты поверил в рай, новую жизнь и счастье на земле, как режиссер мягко снимает цветные очки с твоих глаз, подключая к капельнице щедрого ко всем жаждущим искусства.

Сюжет этого фильма нельзя рассказывать, не испортив бархатных кулис интриги; поднимаемые вопросы и проблемы тоже почти нельзя рассказать, не раскрывая сюжета. Но очень хочется передать атмосферу и послевкусие. Сказать, что Озон снял пацифистский фильм можно только с оговоркой, что война – это не единственная причина преждевременной смерти человека и, когда она уплывает с горизонта, человеку предстоят другие битвы, которые требуют силы жить. И если с проблемой войны режиссер расправляется безапелляционно и дидактично – это более вина отцов, готовых ради гордости, идеалов и политики пожертвовать сыновьями, чем сыновей, которым приказано убивать, - то горечь и отчаянье, которые подстерегают нас каждый день в мирной жизни, заслуживают гораздо более тонкого резца. Здесь Озон переходит из области ответов в область ощущений, чувственной игры света и тени, цвета и контуров, надежды и разочарования, отчаянья и решимости, реальности, которую невозможно изменить, и вымысла, который баюкает раненную душу.

Иногда жизнь играет с человеком в страшные шутки: отнимает очень дорогое, доводя до отчаянья, загоняя в тупик, потом открывает дверь, из которой свежим потоком хлещет свет – и как только ты поверил этому свету и пошел к этой двери, захлопывает её прямо перед твоим носом. И кто нанёс тебе эту страшную рану? Нелюбовь? Заехавшая в твоё депо, но решительно удаляющаяся колея жизни другого человека? Стоило ли пережить самоубийство, чтобы снова подойти к этой черте и снова решать сизифовский вопрос, стоит ли жить дальше? Можно было бы предугадать, что нанёсший рану утраты и искупающий её, сам живёт с раной утраты, и, пытаясь её залечить, почти детски невинно нанесёт новую рану?

Чем больше я думаю об этом фильме и переживаю его снова, тем больше понимаю, насколько он печален и горек, но оставляет удивительное чувство света и надежды. И не только потому, что пугающую и спрятанную от глаз людей в частном немецком собрании картину Манэ «Самоубийство» повесили в огромный зал французского музея, оттеснив ею наверх богемно-жизнерадостный «Завтрак на траве», тем самым как бы осветив раны и проблемы общества. Не только потому, что, взбив и спрессуя чувства и ощущения насильственным отсутствием цвета, Озон выплескивает их через одно окно живописно бессмертной смерти. Не только потому, что громко дует весенний ветер, звучат осенние стихи Верлена, мелькают прекрасные глаза и застенчивые улыбки Пьера Нинэ и Паулы Бир на целомудренно-вакхическом балу в честь новой жизни. Не только потому, что щемящая музыка Чайковского, Шопена, Малера, Сен-Санса и Римского-Корсакова искупает в вечности вину и соединяет горе воевавших стран. А потому ещё, что небывшая любовь и небывшая дружба, или дружба и любовь, о которых остались только воспоминания – лучше смерти. И боль лучше смерти. И вымысел лучше отчаянья. И жизнь лучше смерти. Но когда колода перемешана, тузы вышли, надо учиться играть тем, что у нас осталось на руках. И всегда ждать свежего ветра в огромном воздухе, который плещет, как море, книгу нашей жизни.

20 октября 2016 | 03:39
  • тип рецензии:

Новый фильм Франсуа Озона 'Франц' рассказывает странную, во многом загадочную историю, которая случилась в Германии вскоре после Первой мировой войны. В дом к почтенным немецким бюргерам, единственный сын которых погиб на фронте и которые живут с его несостоявшейся женой, приезжает некий молодой француз. Который оказывается другом покойного - большого поклонника Франции, до войны успевшего пожить в Париже.

'Франц' - что-то среднее между психологической драмой, мелодрамой и детективом. И трагикомедией, как это часто бывает у Озона. А еще фильм затрагивает антивоенную тему, чего у Озона не бывало никогда.

Первое, за что хочется похвалить фильм, - это сюжет. Его нельзя назвать динамичным, 'Франц' вообще скорее созерцательная картина, но он по-настоящему захватывающий. И хотя главная интрига вроде бы раскрывается уже в середине (а для многих очевидна почти с самого начала), напряжение не оставляет до самой развязки - как всегда, неожиданной.

Второе - это главные герои. Совсем молодые Пьер Нинэ и Паула Бир сыграли просто блестяще. Один - чувствительный француз из хорошей семьи, человек искусства, которому пришлось пройти через ад войны. Другая - немка из провинции, которая живет у родителей покойного жениха - довольно странное, надо признать, положение - и пытается отбиться от нового ухажера, изнывая в глуши. Их встреча - встреча двух миров, тем более взрывоопасная, что совсем недавно Германия и Франция были разделены фронтом. И оба актера передали эту встречу просто прекрасно.

Третье - это стиль. Фильмы Озона всегда отличаются стилем, и 'Франц' - не исключение. Тут и переход от черно-белого к цветному, и нарочитое любование искусством - от Мане до скрипки, и просто фантастически изысканные кадры. В какой-то момент это кажется даже излишним, слишком декоративным, но оторваться все равно невозможно.

Даже взявшись за вроде бы антивоенную драму, Озон остался верен себе и снял напряженную, необычную, загадочную историю, в которой больше пауз, чем слов, больше видов, чем действий. Кому-то она может показаться скучной, затянутой, бессмысленной, но меня она чрезвычайно впечатлила.

20 октября 2016 | 00:36
  • тип рецензии:

Новая работа Франсуа Озона 'Франц' попала в основную программу фестиваля в Венеции в этом году. Ни одного из знаменитых львов лента не получила, но Паула Бир за роль Анны получила премию Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса. Хотя бы это это отрадно, потому что Озон во 'Франце' пустился не просто во все тяжкие, а дописал на готовой сюжетной основе драмы 'Недопетая колыбельная' Эрнста Любича аж из 1932 года добрую половину фильма по сюжету и расставил абсолютно новые акценты. Фильм Любича, снятый по пьесе Мориса Ростана, был, по отзывам историков кино, уверенным и складным гимном пацифизму и отрицанию войны, у Озона 'Франц' перерождается в совершенно иную плоскость. Жанр 'Франца' можно определить как классическую мелодраму с зеркальным сюжетным отражением о попытке примирения в печали потери между представителями двух еще недавно воевавших сторон.

Отмечу сразу, что для режиссерского эксперимента во 'Франце' Озон выбрал абсолютно нестандартный, способный звенеть на разные голоса, материал. Черно-белый фильм, для внятного восприятия зрителями декорированный полноцветными вставками в наиболее эмоциональных для режиссера местах, рассказывает о порядочности обычного солдата, о спасительной лжи, об успокоении памяти, изживании трагизма войны и о возможности снова полюбить после потери. Сюжетное развитие 'Франца' - это раскладывание так и не сходящегося в итоге пасьянса на тему правды для всех. Правды, которой по мнению Озона, должно быть ровно столько, чтобы почти все были спокойны и счастливы, кроме, пожалуй, носителей самой правды. Анна, бывшая невеста погибшего на Западном фронте Франца, становится становится драматически безукоризненным модератором лжи в этой картине.

Озон в фильме с разной степенью убедительности вычерчивает четыре сюжетных линии в фильме. Линия французского солдата Адриена (врезающийся навсегда в память Пьер Нинэ, знакомый по 'Ив Сен-Лорану') - это линия совестливого убийцы, посланного на смерть и на убийство госмашиной, линия тонкого, ранимого, с трудом принимающего решения мальчика, желающего найти пути личного примирения с семьей убитого им немецкого юноши и вернуться к нормальной мирной жизни. Линия невесты убитого Франца - это путь девушки, застывшей во времени после смерти жениха, утратившей смысл самого бытия, ищущей спасения в нахлынувших чувствах и находящей его в жертвенной лжи ради всех героев этой истории. Линия родителей Франца - это путь родителей переживших своих детей, бросивших их в топку бессмысленной войны, испытавших горечь потери и живущих уже не ради себя, а ради памяти о сыне. Линия отношений Анны и Франца как попытка примирения двух воевавших народов, поиска любви во спасение, но закончившаяся примирением и заполоняющей все ложью.

Такой ли новатор Озон, превративший 'Франца' из вполне законченной экранной истории 'Недопетой колыбельной' в апофеоз неправды для всех? И неправда ли это? Удобнее жить, не замечая, не договаривая, говоря ложь во спасение, говоря о черном как о белом и о белом как о черном. Для режиссера уход от реальности - это искусство, это раскрашенная на экране идиллия обмана, мудрость и гармония бытия. Соглашаясь с этим, можно принять фильм как неоднозначное явление, в котором показаны последствия войны через события мира немцев и французов, мира, где уже нет опасности после звона колоколов.

8 из 10

27 октября 2016 | 22:20
  • тип рецензии:

'И моего сына и твоего, и твоего и твоих двоих сыновей кто послал их на фронт? Кто их снабжал снаряжением и оружием? Мы — их отцы. И с этой и с другой стороны. Мы в ответе за это. Мы убивали их сыновей тысячами и праздновали победы, запивая пивом. А когда они убивали наших сыновей, то они праздновали, запивая вином. Мы отцы, которые убивают своих детей.'

Почему все самые талантливые режиссеры со временем хотят снять черно-белый фильм? Что их привлекает в этом? Возможно уйти к истокам кинематографа, окунуться в некую ностальгию, снять атмосферное кино, которые когда-то снимались в начале прошлого века?

Но суть ни в этом на самом деле. Сейчас перед нашим вниманием глубокая драма от французского режиссера Франсуа Озона 'Франц'. Когда-то я с большим предвкушением начал смотреть это кино. Дело в том, что Озон, как режиссер гениален, и его фильмы так проникновенно прекрасны.

Именно его фильм '8 женщин' входит в небольшой список самых моих любимых фильмов всех времен и народов. Но помимо '8 женщин' у Озона большой список и комедий, и мелодрам, и драм, и шокирующих фильмов, и провокационных, ряд короткометражек. Франсуа Озон является один из самых популярных французских режиссеров, и к его фильмам всегда особенный интерес.

Что касается военной драмы 'Франц', то этот фильм ярко отличается от всего, что снял режиссер. Этот фильм даже глубже, чем кажется на первый взгляд. Как мне нравится, как Озон преподносит свои истории, мы видим эволюцию персонажей, видим, как они меняются, их ждет и свет, и тьма. Самое интересное всегда тайны героев историй Озона, здесь вся и фишка. Именно это и самый интересный аспект в данном фильме - главная тайна.

Мы видим возлюбленных Анну и Франца. Они жили в Германии и хотели пожениться, но началась Первая мировая война, и Франц ушел на фронт во Францию. Молодой, начинающий скрипач Франц, у которого было перспективное будущее, как и в карьере, так и в личной жизни, погибает на фронте. Убитая горем Анна не перестает общаться с его родителями и постоянно ходит на могилу парня. Вскоре она замечает на кладбище некого Адриена - француза, который приходит тоже на могилу к Францу. Ог говорит, что они были друзья, и Анна знакомит его с семьей любимого...

Фильм охватывает зрителя чем-то гипнотическим, таинственным и туманным. Попадаешь как будто в сон и невозможно оторваться от просмотра. Чувствуется весь фильм какой-то подвох, некая тайна, нечто недосказанное. Очистительная волна правды сметет все на своем пути, и в этом весь режиссер: он умеет удивлять и обескураживать.

Кстати, актерский состав понравился. 2016 год стал самым насыщенным и важным в карьере восходящей звезды французского кино Пьера Нинэ. В тот год актер сыграл аж в трех совершенно разных по жанру фильмах 'Одиссея' про Жака Кусто, молодежная комедия 'Пятеро' и черно-белый фильм от Озона 'Франц'. Надо признать, что актер Нинэ сильный, ну а в этом фильме он выложился на все сто.

Его герой тут троянский конь, с ним главная тайна в сюжете. Сначала думаешь одно, но в итоге все будет совсем другое. Это и понравилось.

Женская роль досталась немецкой актрисе ранее неизвестной Пауле Бер. Теперь она с этим фильмом и ассоциируется.

Сколько жизней отнимают войны, сколько судет разбивают навсегда, сколько несут с собой несправедливости и боль пустоту и утраты. Именно об этом и есть данное кино. Убийцы или солдаты, которые должны защищать свою страну? Или то, что было на войне, остается там на полне боя?! Как жить после увиденного и совершенного? И об этом данное драматическое кино.

Мне показалось то, что сделал режиссер эту драму черно-белой, сделало фильм более уносящим нас в то время, более убедительным, как будто мы заглянули в окошко прошлого на сто лет назад. Фильм серьезный с интересной, не простой историей. Вольный римейк 'Сломанной колыбельной' Эрнста Любича.

'Франц' - французско-немецкая военная драма 2016 года. Международный фильм Франсуа Озона получился тонким, глубоким с трагической историей разрывающей на части.

'Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди.' (с) Уинстон Черчилль.

7 из 10

29 сентября 2020 | 13:03
  • тип рецензии:

Немец Фриц Ланг в 1924 году создал образ Германии, жаждущей отмщения и возврата былого величия - гордую и чистую королеву Кримхильду. Послевоенная, после той войны, которую позже назвали Великой, Германия француза Озона иная - бледная, безупречно прямая, как ножка чёрного зонтика, в траурной юбке и траурной шляпке, с очаровательным акцентом читаюшая Верлена, потерявшая не безупречного, статного белокурого красавца, а нежно-пухлого мальчика, стеснительно любившего скрипку, старомодных добрых родителей и юную невесту. Воина, вышедшего в бой с холостым оружием в руках, пошедшего под хор патриотических речей не убивать, а умирать, но лучше - выжить. Героя, носившего имя страны-соперника, погибшего тёзки. На кладбище, под свист ветра в кронах, встретились они по-настоящему, два врага, глубокая и сильная дева-Германия и Франция в образе слишком тонкого, слишком изящного и слишком чувствительного юноши. И между ними не случилось ни погибели, ни счастливого воссоединения. Только любовь; любовь странная, невозможная, создающая границы и подходящая близко к их разрушению, любовь, схлёстывающая языки, эхо голосов, страдания, дороги.

Игра чёрно-белого и цветного изображения с совершенно незаметными переходами - порой опомниться не успеваешь - играет не оформительскую роль, но роль какого-то доселе неведомого средства воздействия, позволяющего то забирать душу в тиски, то облегчать давление. На экране не столько смена событий, хотя события развиваются и по линии мелодрамы, и по линии детектива, и даже по железнодорожной линии недолгого роуд-муви, сколько смена подъёмов и падений, загадок и открытий, проникновений в человеческую душу и захлопываний человеческой души. Темы соотношения патриотизма и пацифизма, свободы выбора и покорности, как музыкальные темы переходящие от одного героя к другому, решаются не декларативно, а в виду человеческих глаз, ждущих не правды, а спасительного обмана. Оттого за речью гостя встают небывшие картины почти гомоэротической, при этом страшно целомудренной нежности. Оттого оказывается невозможным любой резкий нажим на чёрное перо - только эти робкие движения, рифмы влюблённостей, отказов, гонений, вины, прощений и самоубийств, в которых оказывается намного больше надмирной страсти и силы, чем в любых представляемых сценах обнажений и соитий.

Горькая игра, отчаянное столкновение правды и лжи (ложь даже могила), а вместе с ними женской альтруистичной силы и мужского эгоизма, возникающего на глазах перевеса, тянущего мир в другое измерение, неожиданно показывает, что правда всё же одна и что она должна, обязана торжествовать. Но имя этой правде - любовь; там, где один ломается под грузом страшной правды, другая стойко несёт крест прекрасной и спасительной лжи. Каждое слово, деяние, каждый решительный поступок проверяется лишь наличием или отсутствием любви, а самой большой ложью оказывается не-следование своим истинным желаниям. И пусть концовка ненадолго обманывает; правда, вооружённая любовью, приводит если не к счастью, то к свободе и обретению надежды. В любом мире, стране, при любых обстоятельствах.

21 октября 2016 | 18:31
  • тип рецензии:

Франсуа Озон долгое время казался мне режиссером хоть и талантливым, но невыдающимся. И, пожалуй, только его «В доме» был действительно исполнен на вершинах виртуозности. Однако лентой «Франц», хоть и мелькнувшей на Венецианском кинофестивале, но прошедшей в прокате незаслуженно незамеченной, этот французский режиссер доказал, что он может быть одним из наиболее интересных авторов наших дней.

«Франц», снятый в неоклассической манере и чем-то напоминающий не то «Иду» Павла Павликовского, не то «Белую ленту» Ханеке, безусловно принадлежит к числу наиболее зрелых работ Озона. Картина представляет собой своего рода вольный ремейк фильма Эрнста Любича «Недопетая колыбельная», основанного на пьесе Мориса Ростана. Переосмысляя старый материал, французский режиссер выводит старый и несколько прямолинейный антивоенный сюжет на новый, более многослойный уровень.

«Франца» можно сколь угодно расхваливать за крепкое построение сюжета (Озон несколько раз обманывает ожидания зрителя, поворачивая историю совершенно иными гранями, и в этом он прекрасен), тонкую психологичность, игру с монохромом, переходящим временами в цветовое кино, хороший вкус. И все же, сколько не расхваливай, все будет не то. Фильм получился у Озона настолько воздушным, утекающим от всех определений, что не поддается определению.

Главный мотив «Франца» — присутствие персонажа, представителя какой-либо национальной и культурной формации, среди не-своих. В этом плане интересен сам опыт французского режиссера, снимающегося, в сущности, на немецком материале. Сюжет фильма можно условно разбить на две половины: француз Андриен в Германии и немка Анна во Франции. Две страны, пережившие войну, бывшие и оставшиеся врагами. Два полюса мира, отражающиеся друг в друге, противостоящие другу другу и оказывающиеся на проверку идентичными. Двойное положение героев среди «не-своих», отражение Франции в Германии, а Германии во Франции позволяет режиссеру показать абсурдность социальных и национальных клише. «Врагов» нет. Тяжба национальностей нелепа, своего рода выкидыш политической борьбы, вина отцов, растящих сыновей на смерть. Все едины. Однако если бы вся суть «Франца» заключалась только в пацифистском пафосе, фильм был бы слишком прямолинейным. Хорошим, нужным, но прямолинейным.

Озон это понимает, и поэтому насыщает ленту иными мотивами. Это и ложь во спасение, и необходимость прощения, и чувство вины, преследующее героя Андриена, его желание восполнить причерченную незнакомым людям утрату, и выпуклая в своей кристальности история Анны, образ которой с набирающим силу талантом нарисован восходящей звездой немецкого кино Паулой Бир.

Пожалуй, именно она, Анна, а не Франц и не Андриен становится ядром фильма, его сердцем. История ее любви, потерь, прощения, и снова любви, и снова потерь оказывается едва ли не доминирующей. Чтобы в итоге раствориться в иных мотивах и замереть пронзительным отзвуком в финале. В финале, который внезапно становится манифестом любви к жизни и невольно заставляет вспомнить о финале «Ночей Кабирии» Феллини. Иллюзия рассеяна. Чудо обретения не состоялось. Его ожидание вновь разбито о реальность. Но сквозь потери — улыбка Кабирии. И сквозь потери, напротив картины Эдуарда Мане «Самоубийца» — признание Анны в любви к жизни.

«Франц» — умное, тонкое и очень многогранное кино, по богатству мотивов созвучное симфонии.

07 января 2017 | 23:18
  • тип рецензии:

Европейское кино отличается тем, что в нем упор делается на внутреннее состояние человека, так сказать эмоциональная составляющая превалирует над действом. Франсуа Озон снял ленту, где эмоции героев, их душевные переживания захватывают и не отпускают. Перед глазами проходит горе, радости, переживания, надежды и любовь – чувства, которыми живут люди, и подано это очень жизненно. Некоторые повороты сюжета я предугадывал по ходу действа, и даже предполагал результат, но режиссер все - таки смог удивить меня своими оригинальными решениями. Единственно, что мне не понравилось это изображение Германии в 1919 году, французу удалось хорошо передать настроения Франции того времени и упустить кризис и революционные потрясения Германии в то время. Но картину это не портит.

Знакомство Анны с Адрианом произошло на кладбище у могилы ее погибшего на войне жениха Франца. Адриан входит в семью Франца, где живет и Анна, представляясь довоенным другом погибшего, он завоевывает симпатию родителей и девушки. Это самая неторопливая часть фильма, нет она не скучная, она больше трагичная в плане воспоминаний о погибшем человеке, отношения немцев к войне и французу на немецкой земле. Режиссер, переходя от черно-белых кадров к цветным, пытается донести до зрителя горе и радость, которые царят в душах людей. Тихий городок и потрясающий по красоте пейзаж неторопливой реки, все это веет спокойствие, но почти в каждой немецкой семье на войне погиб близкий человек, а река, завораживая красотой, таит в себе опасность. По большей части это антивоенная тема без войны, показывающая беспощадность убийства, наложенную на переживания мирных жителей, и взрыв эмоций в конце этой части еще больше усиливает пацифистское настроение. Первая часть обрывается душевными переживаниями Анны, а дальше следует продолжение в виде прощения. Путь к прощению после исповеди героини, это еще и поддержка родителей Франца, которые хотят счастья для Анны, ее тайна с ней, но она пускается в путешествие, чтобы снова жить полной жизнью. Вторая часть ленты динамичней и зрелищней с точки зрения действа, как наступление весенней оттепели после зимней стужи. Раскрытие душевных порывов Анны и Адриана происходят стремительно, и предопределяют их жизненный путь. Их отношения получились логичными, а концовка режиссеру удалась на все сто процентов, для меня пробуждение к жизни Анны стало неожиданным решением, как гром среди ясного неба. Браво!

Актерская игра Паулы Бир (Анна) выше всяких похвал, ее педантичная немецкая девушка, переломила стереотипы, и себя, и начала жить полной жизнью. Даже выражение лица и глаз менялось у нее от начала фильма к концовке. Пьер Нинэ (Адриан) также сумел передать трагедию своего героя, его страхи и характер, его понимаешь как человек. Его выбор правильный и логичны, он пережил свою бурю эмоций, теперь вправе насладится покоем. (Не хэппи энд получился в отношениях Анны и Адриана, но такова жизнь и режиссер это показал). Мария Грубер и Эрнст Штёцнер очень прочувственно показали пожилую пару потерявших сына, перенесших любовь на Анну, и желающих ей счастье. Эпизод с обсуждением сватовства Крейтца к Анне был трогателен и мил в исполнении Марии Грубер.

Фильм получился человечным и жизненным, я получил истинное удовольствие от просмотра.

9 из 10

27 октября 2016 | 02:33
  • тип рецензии:

На фильм 'Франц' я попала случайно - очень хотелось в кино и очень не хотелось на 'Инферно'. Фильм Франсуа Озона: монохромный, премия Марчелло Мастрояни на Венецианском кинофестивале и Пьер Нине в одной из главных ролей. Не фильм, а марципан в шоколаде, но цветов в фильме оказалось намного больше чем два, а смысл был совсем не сладким.

Героиня Паулы Бир - Анна - напоминает изящную статуэтку, её жизнь, изначально прямая и четко выстроенная, заходит в тупик со смертью жениха. Собирая себя по частям, Анна ещё не знает, что склеивать свою жизнь ей придётся не единожды. На мой взгляд, весь путь Анны - это становление её как личности через самопожертвование. Разбиваясь раз за разом, она собирает себя заново и в итоге обретает новый смысл, внутреннюю силу и красоту. Как статуэтка, которая дробясь на мелкие осколки может сложиться в прекрасную мозаику.

Герой Пьера Нине - Адриен - для меня остался до конца непонятым. Облаченный в душевные страдания как в вериги, он задевал, держал в напряжении, был жалок, но вызывал восхищение. Пройдя через душевный Ад, он, в отличие от Анны, не получил той внутренней силы. Наоборот, обретя почву под ногами, он разочаровал своим приземлённым эгоизмом. И это можно принять как высшее правосудие, как качающиеся чаши весов в руках слепой Фемиды.

Очень неоднозначный фильм. Его можно рассматривать со многих сторон, каждый зритель найдёт в нём свою правду и свой смысл. Он отпечатывается на подкорке и поражает без спецэффектов. Пьер Нине прекрасен! Часть фильма - это его крупные планы - можно отрешится и наслаждаться, и даже усы не портят этого эстетического удовольствия. Отдельно стоит отметить работу костюмера. Платье Анны для танцев самое изящное из того, что я видела на экране за последние полгода, а костюмы Адриена хочется долго и тщательно рассматривать.

Фильм напоминает старую книгу с гравюрами - её сложно листать, страницы слиплись, в каждую картинку нужно вглядываться не единожды, из-за стертых букв смысл теряется или дробиться на множество вариантов. Просмотр оставил после себя ощущение растерянности и надежды. Предчувствие весны, что когда-нибудь мир обретет краски и замершая жизнь начнёт новый виток. Возрождение через смерть, счастье через страдание.

15 ноября 2016 | 19:11
  • тип рецензии:

На фоне общего уклона в сторону милитаризации, патриотизма, какого-то восхваления и почести войнам, особенно в России, подобные фильмы о мире стоят особняком. И я с трудом могу представить, что у нас когда-нибудь снимут фильм на подобную тему. Я очень рада, что такие фильмы есть. Пусть их и немного. Фильмы, показывающие людей, а не врагов, мир, а не войну, жизнь, а не слепое подчинение и убийства.

Я готовилась к такому камерному чёрно-белому кино, с прекрасными мягкими кадрами лиц, размытием задних планов и фокусировкой на главных героях, и я это увидела. Прекрасная героиня Анна и актриса, Паула Бир. Замечательные родители её убитого на войне жениха, Франца. Великолепный, запутавшийся 'друг' главного героя, Адриен. Это такая простая, и в то же время трудная история о мире, о мире во всём мире, но, что важнее, о мире в твоём сердце.

Пусть есть некая доля лжи в ходе повествования, в целом, это фильм честный. Фильм о правде, не всегда удобной, не всегда подходящей для всех. В конечном итоге, на войне убивают людей, сами военные действия - это прикрытие, оправдание всем убийствам. Потому что отнять жизнь такого же человека, как ты, даже во имя мира, это не просто. Это не пройдёт бесследно. Но всё же, виноваты государства, виноваты обстоятельства, сам человек, по своей сути, не видит врагов в лицах других национальностей. Ему это навязывает общество. И он заслуживает прощения. Ради мира. Ради того, чтобы ему можно было дальше жить.

Даже для того, чтобы просто ходить в музей и смотреть на одну и ту же картину, снова и снова. Если это помогает двигаться дальше, почему нет.

Закрыть глаза, услышать шум ветвей, хотя бы для этого, стоит жить.

'- Я и забыл уже. Как ветер шумит в кронах.
- Из-за этого шума, я и люблю весну.'


9 из 10

14 ноября 2018 | 12:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: