Эта картина американского кинорежиссера Питера Хайамса представляет собой фантастический триллер. Сюжет, немного напоминающий классический вестерн Фреда Циннемана «Ровно в полдень», где шериф небольшого городка, следуя своему долгу и чести, в одиночку противостоит известному преступнику и его банде, перенесен в космос. Недалекое будущее, спутник Юпитера Ио, титановые рудники. Герой Шона Коннери – федеральный маршал Уилльям О’Нил – прибывает на это богом забытое место вместе со своей женой и ребенком и пытается наладить свою личную жизнь и выстроить грамотные профессиональные отношения на работе. Вскоре один из шахтеров совершает самоубийство и О’Нил, привыкший подходить к делу со всей ответственностью, решает разобраться в чем дело.
Питер Хайамс, любящий снимать научно-фантастические картины («Козерог один», «Космическая одиссея 2010»), вполне умело вырисовывает неприглядное космическое будущее с его удаленными колониями, где генерируемый воздух пропитан насилием, местные начальники погрязли в коррупции, а вся система управления прогнила изнутри. Материнская корпорация заботится лишь о количестве добытых полезных ископаемых, а все шахтеры не считаются за людей. Несмотря на свою камерность и не самые громоздкие декорации, «Чужая земля» смотрится вполне масштабно, и на таком частном примере легко представляется общая картина этого вымышленного мира или любая эпоха колонизации вообще.
Герой-одиночка в исполнении Шона Коннери выглядит уязвимым человеком, стоящим на распутье, желающим сохранить, как свою жизнь, так и свое достоинство. Узнав истинную причину смерти рабочего, смириться с происходящим довольно сложно, а бежать на подобную колонию еще дальше, занятие абсолютно лишенное смысла, - там будет так же. Эта человечность О’Нила, сближает его со зрителем, во-первых, потому что многие из нас сталкивались с чем-то подобным в жизни (пусть и несколько в ином виде), а во-вторых, потому что он не похож на удалого агента 007, в чьем конечном успехе не сомневаешься. Вполне может статься так, что хэппи-энда не будет.
По какой-то причине «Чужая земля» не снискала особой славы ни у критиков, ни у зрителей, хотя даже сейчас, спустя почти 40 лет с момента выхода, фильм смотрится довольно-таки бодро, живо и без провисаний. Проблемы, поднимаемые в картине извечны, диалоги адекватны, актерская игра убедительна, а фантастическая составляющая, являясь в большей степени лишь антуражем, с одной стороны, придется по вкусу любителям космических фильмов, с другой – вряд ли отпугнет сторонников более реального кинематографа. Таким образом, этот научно-фантастический вестерн можно порекомендовать к просмотру любому человеку.
«Outland» - это одно из тех немногих и весьма странноватых художественных произведений в плане фантастического жанра, от которых до сих пор еще тянет духом минувших времен и ностальгией навсегда ушедшей эпохи. Иногда подобные киноленты нагло обзываются почти полузабытыми или навсегда заброшенными. Потому как их уже практически никто из зрительской массы не помнит и вспоминать о них никому не хочется. Однако этакие штришки некоего стиля кино являются вполне толковыми и очень хорошо подогнанными образцами мастерства и оригинальности, а это кое-что да все-таки значит. Весомые аргументы ввиду качественных сегментов или же нереальных, но божественно красивых иллюзорных видов заставляют периодически поглядывать в сторону такого «почившего в небытие» любопытного проекта.
«Чужая земля» (в переводе со слова «Outland») под руководством режиссера Питера Хайамса действительно становится тем самым упомянутым находчивым и по полной мере удивительным футуристическим проектом. Он специально разрабатывается в таком мрачноватом и неприглядном визуальном ключе только лишь для того, чтобы как можно нагляднее и реалистичнее можно бы было изобразить отдельную часть фантазии постановщика. Это кино создается сугубо для воссоздания жесткой и беспрецедентной атмосферы и некоторого царящего хаоса на экране. Есть в нем и отдельно взятые пережитки или наоборот внедрения из несколько других жанровых оболочек. Та же дерзость ковбойского вестерна или же пунктуальность спокойного детектива. Ибо нутро «Чужой земли» вращается вокруг массовых проблем, и его задачи задевают множество определенных слоев и стилей.
Этот фильм изобретает нечто новое. И одновременно напоминает о чем-то неизбежно старом. Вопрос только лишь в том, что именно и каким образом Питер Хайамс собирается воздействовать на публику? Ответ многозначителен. Ведь просто в этом разноплановом труде имеются многочисленные ответвления, из которых в отведенное время выплывают своеобразные выводы. По значимости они могут быть разными, но эффект будет сливаться. Тут будут идти разговоры об семейных проблемах, и о неопределенных решениях главных героев, и о вездесущей клоаке преступного мира. Времени хватит точно на все всплывающие аспекты, и режиссер с удивлением быстро на все их заковырки ответит. Ему будет достаточно своего хронометража для того, чтобы убедить, например, в том, что даже на протяжении многих лет или веков всегда найдутся свои подлые злодеи и в противовес им благородные герои. Таков закон выдуманного им стиля.
Также режиссер будет иногда лишать своего фильма некоторой целостности. И дело тут даже не в коварном монтаже, а в самой задумке картины. Конечно, остросюжетная канва событий решится идти гордо с начала и до конца, но вот излишки восприятия того созданного космического существования попадут под жернова. Порой времени той изящной галактической обертке отдадут совсем немного, и это вызовет жалость. В основном, все расследования и злодейства произойдут на спутниковой станции. И поэтому местному ландшафту никак не вписаться в график съемок. Однако это не повод для огорчения, ибо яркого и красочного сюжета с лихвой хватит на компенсацию ущерба. Особенных фанатов старенькой фантастики 80-ых годов здесь ожидают и шикарная беготня, и даже набор перестрелок заодно с сумасшедшим выходом в открытый космос.
Не лишится сия картина и безмерно крутого и бесстрашного ансамбля главных персонажей. Ибо Питер Хайамс сильно постарается завлечь зрителя такими интересными и зрелищными героями, как храбрый шериф в исполнении прославленного и поныне Шона Коннери. Постановщик будет лезть из кожи вон ради того, чтобы обильно запрессовать своих подопечных различными приключениями и множеством неприятностей. На фоне такого прессинга он второстепенно станет открывать те мерзкие условия, в которых живут герои и о чем они думают. Вообще подобранная манера мрака и неизвестности весьма подходит такому триллеру. Она приподнимает его напряженность и техническую сторону вопроса. От непроглядных коридоров до огромных выступов горнодобывающей колонии проявятся не раз новые и проверенные факторы риска. А это то, что так всегда не хватает.
«Чужая земля» Питера Хайамса вполне способна на некоторые свержения. Хоть и пусть на незначительные. Ведь и годков ей уже стукнуло много, и в некоторых местах она заметно потускнела. Остался на проверенном посту только бывалый задор и неумолимый огонь энтузиазма. А это сейчас по нынешним меркам дорого стоит. И беречь столь бесценную находку стоит как нечто родное и любимое.
Рядовому зрителю имя Питера Хаймса знакомо по паре боевичков с Ван Даммом, когда тот еще не скатился во вторую лигу; по тому самому фильму о конце света, появившемуся за пять минут до миллениума; и по ужасающему надругательству над литературным наследием Александра Дюма и Рэя Брэдбери. Однако на рубеже семидесятых и восьмидесятых Питер сделал три малоизвестных, но по-своему примечательных фантастических фильма (Каприкон 1, Чужая земля, 2010). Тогда только что отгремели «Звездные войны», и было бы глупо не снимать фантастику на волне такого успеха. Но в «Чужой земле» намного больше мрачности Ридли Скотта того времени, чем оптимизма джедайской саги…
Наконец-таки освоив межпланетные перелеты, человечество поступило самым разумным способом, решив выкачать все доступные природные ресурсы с других планет и их спутников. Ио (один из спутников Юпитера). Колония по добыче титана. Две тысячи человек, живущих не в самых лучших условиях. Разве так уж страшно, если несколько из них сойдут с ума и совершат самоубийство, пока станция показывает высокие результаты по добыче ископаемых, а материнская компания остается довольна объёмом производства? Такая ситуация устраивает всех (особенно управляющего колонии), но только не вновь прибывшего маршала (Шон Коннери), который верен закону, и никому не позволит его попрекать. В своем стремлении к справедливости Шон не обретет союзников, на его призыв о помощи никто не откликнется, и тогда он в одиночку примет бой.
Звучит знакомо? Не удивительно: «Чужая земля» - «Ровно в полдень в космосе». Там – захолустный городишка, здесь – удаленная колония. И там, и здесь суровый шериф. И там, и здесь руководство остается от проблем в стороне. И там, и здесь напряжение нарастает с каждой минутой, находя выход в финальной и за мелким исключением единственной экшн-сцене фильма. У картины Питера Хаймса найдется много общего с классикой Фреда Циннемана, но спустя почти три десятилетия после «Полдня» Хаймс сгустил краски. Если у Циннемана Гэри Купер и Грэйс Келли уезжали вместе на встречу семейному счастью, даруя городу мир и покой, то у Хаймса главному герою еще предстоит вернуть бросившую его жену. Более того, с уходом Шона ничего не изменится: прибудет новый маршал, который не будет совать нос, куда не следует; а о самом Шоне через пару месяцев будут поговаривать, как о чудаке, непонятно зачем полезшего против системы.
Справедливости ради надо сказать, что в «Ровно в полдень» картина превратится в последней трети, а до этого момента Хаймс будет снимать фантастику совсем не в той манере, к которой мы привыкли в этом десятилетии. Кино начинается с трехминутного текстового объяснения, что за мир нам предстоит увидеть, чем так примечателен спутник Юпитера, и как правильно произносить его название. Прием банален, но такое простое решение позволяет снять многие вопросы и задать определенную планку ожиданий от предстоящего действия. Также обратите внимание на одежду героев и интерьеры различных помещений: никакого блеска и глянца; все предельно просто и функционально, служит единственной цели – отработать вахту, получить причитающиеся деньги, сдать инвентарь и свалить на Землю.
Вердикт: «Ровно в полдень в космосе»? Да. Но кроме этого есть множество элементов, которые и спустя почти тридцать лет не позволяют быстро выветриться картине из головы зрителя.