17 мнгновений скукоты, которые назвать мгновениями… 4,5/10
...я вас умоляю. Сейчас в мою сторону полетят заостренные булыжники и фразы типа: 'Иди, мальчик учить учебники!' однако мне непонятна столь восторженная реакция на этот пережиток СССР, когда любой движущейся на экране хрени народ дивился, как мы какому-нибудь экстра-экшену в формате 3D, но сейчас, похождения советского разведчика Штирлица выглядят настолько убого и уныло, что делать скидку на возраст фильма просто невозможно.
Все 630 минут - это самое мощное снотворное, какое вы найдете, когда динамика и ощущение напряженной обстановки, в которой находился Штирлиц, отсутствуют напрочь. Сериал смотреть в принципе не интересно. Я не говорю об экшене, взрывах, погонях и мозгах по стенам.
Даже в диалогах героев, их монологов можно найти что-то затягивающее и вызывающее интерес. Но здесь этого просто нет. Пустой ширпотреб - вся концепция сериала. Говорить о сюжетных перепитьях, взаимоотношениях героев и о самом Штирлице нет смысла. Вы обо всем забудете, после окончания следующей серии.
И это ужасает, когда вместо того, что бы получить реальную нагрузку на мозг, задуматься, поразмыслить, втянуться в интриги, плетенные прихвостнями Гитлера и самим Штирлицом, возникает ощущения, будто тебя просто изнасиловали, умственно.
Голова гудит, верните 30 минут моей жизни. Но, может, дальше будет интересней и это лишь своеобразный разгон? Не обольщайтесь... Дальше будет еще хуже.
А теперь моральная и идеологическая сторона вопроса. Честно говоря, не к месту, но все же... Весь сериал - сплошная пропаганда, заказ партии СССР. Войну выиграл фактически несуществующий шпион, на все остальное плевать. На исторические факты, на реализм, на честь обычных солдат, которые ползали в грязных траншеях и вязли в колючей проволоки, пока Штирлиц талантливо пародировал Джеймса Бонда, попивая в баре и бродя из места к месту, обволакивая увидевшему этот псевдошедевр сладким сном.
К своему большому стыду я никогда не смотрел этот фильм. И вот только сейчас нашел время и желание. Возможно я скажу кощунственную вещь, но лично мне 17 мгновений не особо понравилось. Нет, фильм безусловно хороший, легенда отечественного кинематографа. Сюжет шикарен, много неожиданных поворотов, характеры героев хорошо раскрыты. Но при всех своих заслугах у этой ленты куча недостатков, которые испортили моё впечатление об истории про Штирлица.
Первое, что бросается в глаза - все главные герои хоть и являются немцами, но говорят на русском языке. Понятно, что слушать немецкую речь с переводом в течение 12 серий было бы невозможно, но всё же это как-то неправильно.
Второе - актеры подобраны бездарно. Тут меня вряд ли кто поймет. Попытаюсь объяснить. Уже в первой серии у меня появился вопрос, при взгляде на большинство актеров: 'какие это немцы? У них же натуральная славянская внешность!'
Ну и последний, самый главный недостаток - слишком большая затянутость. Куча ненужных, неинтересных, затянутых диалогов, которые не несут в себе ничего информативного. Не подумайте! Я умею воспринимать глубокие мысли и из этого фильма я запомнил пару неплохих фраз. Но если быть откровенным - 'мгновения' смотрелись бы куда лучше, если бы их уместили в 5-6 серий от силы. Да и концовка для 'шедевра' непростительно сыра...
7 из 10
И то только за народную любовь, саундтрек и интересные сюжетные ходы.
Позволю себе внести ложку дёгтя в бочку мёда. На мой взгляд, фильм очень надуманный, абсолютно лживый с исторической точки зрения, а в некоторых сценах попросту глупый.
Сюжетных натяжек настолько много, что иногда неловко делается за авторов, в том числе и за самого главного - Юлиана Семёнова. Начнём с главного героя. Во-первых, агент в гестапо и РСХА у советской разведки был один - немец Вилли Леман, завербованный еще до прихода Гитлера к власти. Когда он был разоблачён в 1942 году (кстати, по вине руководителей нашей разведки), Гиммлер и Мюллер были настолько поражены, что даже не доложили об этой скандальной истории фюреру, а по-тихому прикончили беднягу. К чему я об этом? Штирлиц был бы простителен, коли действовал в кругу таких же вымышленных персонажей (как, к примеру, Белов-Йоганн Вайс в 'Щите и мече'), в таком случае с него и взятки гладки. Но если вы вводите в число главных героев реальных исторических деятелей, то извините. Даже голливудцы до такого не додумались, чтобы в соседнем с Гиммлером кабинете орудовал некий шпион! Недаром генералы - реальные участники ВОВ были возмущены фильмом - мол, войну, оказывается, выиграл какой-то шпион!
Художественные достоинства в картине, конечно же, есть - отличная игра большинства актёров, фразы, ставшие крылатыми и т.д.
И если уж называть эталонный советский фильм про шпионов - то это 'Мёртвый сезон', основанный, кстати, на реальной истории и сделанный гораздо более достоверно и со знанием дела (а сцена обмена вообще стала классической и не раз цитировалась даже в западных фильмах). К тому же, на мой взгляд, Банионис - актёр куда более разнообразный и талантливый, нежели всегда одинаковый Тихонов.