Можно очень очень много рассуждать о настоящей классике советского кино, о персонаже, ставшем главным героем большинства советских анекдотов, об огромном патриотизме, который воспитывается этим, одним из лучших в СССР, фильмом о Великой Отечественной войне. Можно обсуждать безусловный талант Юлиана Семенова, создавшего долгоиграющую книжную франшизу о главном чекисте эпохи, прошедшем путь от русского Бонда из ЧК, до эдакого Джорджа Смайли Лекарревских романов, окопавшегося в стане врага. Можно долго хвалить Лиознову, которая при поддержке Андропова создала стопроцентный телехит, понизивший уровень преступности и повысивший престиж советских спецслужб одновременно.
Но главное, о чем действительно стоит сказать - перед нами классический представитель жанра шпионского кино. При чем не Бондианы/Борнианы и всяких Невыполнимых миссий. Это побратим 'Шпион, пришедший с холода', 'Шпион, выйди вон', 'Ложное искушение'. Это не жвачка для мозгов с кучей пальбы. Это кино - интеллектуальное, политическое и философское одновременно. Стоит только послушать диалоги ярких персонажей в исполнении красивых актеров о войне, политике, будущем, даже религии! И эти диалоги действительно хочется слушать и позже обдумывать. Здесь местные шпионы (хоть из НКВД, хоть из СД и Гестапо) не бегают и стреляют, а 'ходят по коридору', задумчиво слоняются по кабинету из угла в угол, обсуждают свои планы с руководством, следят друг за другом, вербуют агентов на конспиративных квартирах, и на досуге от работы в немецкой разведке пишут шифровки в родную Лубянку.
Сериал смотрится как настоящий высококачественный детектив. Уровень напряжения и саспенса, как и драматизма в отдельных эпизодах, ставших классикой, просто зашкаливает! Да и сами эти эпизоды позже были 'позаимствованы' даже западными коллегами - та же встреча Тома Круза со своей экранной женой в четвертой 'Миссии' не может не вызвать ассоциации с встречей Штирлица и его супруги. А сцена с психологическими пытками родной русской Кати - как великолепно она была сыграна!
Главный герой, советский разведчик-нелегал и он же полковник немецкой спецслужбы СД Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова - сама невозмутимость, образец сдержанности и стрессоустойчивости, а также подтянутый и щеголеватый интеллигент, от которого без ума женщины и руководство, даже соседних подразделений. Именно про таких как он в свое время сказал Дзержинский: 'Холодная голова, горячее сердце и чистые руки'. Ну, в случае со Штирлицом, почти чистые. Не менее ярко блистают в своих ролях харизматики Леонид Броневой и Олег Табаков. Первый, не имея ничего общего с прототипом своего персонажа, изобразил фактически главного антагониста картины - профессионального контрразведчика, вечно подозрительного 'адвоката дьявола' и шефа Гестапо Мюллера он играет превосходно. Яркий и интересный, живой персонаж, эдакая одушевленная карикатура на типичного спецслужбиста, но напоминающая целую личность, а не чисто киношного персонажа. Хотя да, внешне Броневой ну никак на арийца не тянет. Олег Табаков - руководитель внешней разведки СД Шелленберг, сугубо положительный и вызывающий симпатии яркий персонаж, эдакий немецкий Джеймс Бонд, хотя нельзя ни на секунду забывать, что этот добродушный и местами простоватый мужчина служит злу и является убежденным нацистом. Вообще, говоря о популярном советском телефильме, можно много народу из актерского состава упомянуть, но я, пожалуй, остановлюсь на находящейся на тот момент в расцвете своей красоты Екатерине Градовой - очень эмоциональная, но в то же время сильная, патриотичная и отважная женщина, настоящая русская красавица, от которой глаз нельзя отвести, которой любуешься в каждом кадре и эпизоды с которой становятся настоящим достоянием и образцом драматизма в киноленте.
'17 мгновений весны' - культовый многосерийный фильм, снятый по сценарию Юлиана Семёнова. Этот фильм всегда вызывал у меня восхищение и является одним из самых любимых советских фильмов, потому что он сделан очень талантливо. Впрочем, в СССР большинство картин сделаны достойно, халтуру тогда практически не делали. Так вот, возвращаясь к самому фильму, можно сказать, что это тот редкий случай, когда сошлись на небе звёзды и получился легендарный фильм всех времён и народов. Режиссёр Татьяна Лиознова, автор Юлиан Семёнов, композитор Микаэль Таривердиев - люди, благодаря которым получилась такая вещь. Бесспорно и актёрские работы заслуживают уважения, в первую очередь, - это Тихонов и Броневой. А какие персонажи яркие, какие фразы замечательные, до сих пор они употребляются народом. Сам часто цитирую Штирлица и Мюллера. Про мелодию Таривердиева можно говорить много, но я скажу всего лишь одно - она просто волшебная, без неё трудно представить сам фильм.
Фильм содержит много эмоциональных, драматических моментов. Здесь переживаешь за героев, потому что нам показаны обычные люди с интересной судьбой.
Одним словом, это кинопроизведение мало кого может оставить равнодушным.
Очень хороший фильм, не нуждающийся в долгих описаниях и какой-либо критике. 'Семнадцать мгновений весны' нужно просто увидеть, оценить и понять всю трагичность национал-социализма и борьбы с ней.
Кинокартина снята профессионально: профессиональные актёры, чувства передаваемые ими максимально приближены к реальности, уместно используемые документальные фрагменты и прекрасно описываемая события фильма и предпобедных месяцев музыка замечательного композитора Микаэла Таривердиева. Фильм одновременно является увлекательным политическим детективом, реалистично поставленной драмой жизни, документалистикой и, в конце концов, интереснейшей постановки.
Хочу отметить, что такие фильмы, изображающие драматичность войны и тяжелейшую работу по прекращению её, стоит снимать в двух оттенках: чёрном (боль, трагедия, кошмар, страх) и белом (победа, счастье и все радостные моменты, которые случаются как в жизни, так и в кино). 'Семнадцать мгновений весны' нужно смотреть всем и каждому и только в той версии, которую изначально поставила удивительная женщина Татьяна Лиознова!
Есть фильмы, которые не нуждаются в какой-то бальной оценке. В них всегда всё чётко и грамотно расставлено по своим местам. 'Семнадцать мгновений весны' - один из прекрасных фильмов, которые когда-либо были сняты...
По причине совершенно иной сегодняшней действительности, где царит преобладание потребительства и цинизма, в отличие от той действительности с всесторонним развитием человека, когда был снят данный многосерийный фильм и тем более от того времени, которому посвящён сюжет фильма, крайне сложно сложить все куски пазла просмотренной истории. В данном произведении не будут разжёвывать каждое решение того или иного персонажа, а значит от зрителя требуется предельное внимание, которое, к сожалению, у современного зрителя, вскормленного посредственными и сугубо коммерческими продуктами, в дефиците. Пришлось после просмотра пару сюжетных моментов посмотреть текстом, чтобы вся история полностью сложилась.
Советский разведчик полковник Максим Максимович Исаев с ещё тридцатых годов внедрён в СД (служба безопасности) под именем штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлеца. События фильма развиваются в промежутке с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой получает задание - выявить и сорвать намечающиеся сепаратные переговоры между Германией и западными союзниками в лице США и Великобритании, которые очень не желают усиление Советского Союза. Одновременно с этим работа Штирлица вызывает сомнения у РСХА (Главное управление имперской безопасности) и поэтому под главного героя начинают копать.
Я получил большое удовольствие от просмотра. Давно уже хотел посмотреть это по-настоящему легендарное произведение. Картина не требует аргументации почему она является эталоном как жанра или даже жанров, так и в целом кинопроизведения. Хочу выделить лишь два аспекта, которые, на мой взгляд, и выделяют это кино.
Первый аспект - это то, как продемонстрированы немецкие солдаты. Тут сугубо материалистический подход, который не делит на плохих и хороших. Вместо этого есть люди, их решения и их поступки. Другими словами такой термин, как 'неоднозначность', применяется постфактум к каждому. Человек, который мало знаком или абсолютной не знаком со Второй мировой войной и воспитанный либеральной идеологией будет в обязательном порядке пытаться отделить плохих от хороших. Шаблонное мышление потерпит фиаско!
Фильм практически не поднимает преступления нацизма и поэтому все действующие лица, с одной стороны сюжетно 'чисты', с другой, исторически самые настоящие монстры. В картине эти монстры в первую очередь солдаты, выполняющие приказы, во-вторую, люди, осознающие близость поражения и пытающиеся выжить. И вот глядя на всех персонажей высших чинов и зная об их преступлениях, сюжет от подобного подхода только выигрывает. От этого риск провала Штирлица не витает в воздухе, он материален, так главный герой в окружении не просто стереотипных злодеев, а таких же далеко не глупых людей как он.
Второй аспект - это актёры, которые не играют, а живут в кадре. Во время просмотра у меня всё время возникало ощущение, что никаких диалогов в сценарии не было, а актёры на самом деле просто импровизировали. Мимика лиц, взгляды, паузы, там где нужно и сколько нужно - это было великолепно! Интересен абсолютной каждый герой.
Если вы до сих пор по какой-то причине не смотрели данное произведение, то исправьте это немедленно. Не обращайте внимание на то, что 'кино старое', а значит 'нудное' или потому что оно 'чёрно-белое'. Не нравится чёрно-белое? - пожалуйста, есть в цвете. А что до старого, а значит, почему-то, нудного, то сюжетные структуры у всех картин одинаковые, поэтому вопрос к их реализации. Пару серий, возможно, будет скучновато, но потом вы обязательно втянитесь, ибо сюжет даст жару!
Меня восхищает в этом фильме то, что он умней меня. Я периодически пересматриваю его и, когда кажется, что вот сейчас-то, с высоты своего ума, я наконец-то пойму полностью этот фильм, он всё равно убегает вперёд, оставляя меня позади с недоумённым взглядом. Итог предсказуем: когда в последних сериях какой-нибудь Штирлиц говорит какому-нибудь Шелленбергу: Мюллер что-то знает о пасторе Шлаге, я хоть убей, уже не понимаю, почему Шелленберг вскакивает с фразой 'Вы с ума сошли!'. Я так запутался в этих шпионских играх, что безуспешно пытаюсь разложить по полочкам этот набор политических и шпионских взаимоотношений.
И при этом, кино восхищает своей интеллектуальностью, стилем, сюжетом, который уже в те годы выстроен по законам жанра: разведчик несколько раз оказывается на грани провала, но его выдержка, характер, хладнокровность и самое главное - острый ум позволяют зрителю проследить за тем, как он будет выпутываться из ситуаций, которые чем дальше, тем опаснее для него. Как же прекрасен в этой роли Вячеслав Тихонов. Насмотришься на него и хочется где-то срочно достать столько же ума и выдержки. Без преувеличения, Штирлиц Макс отто - супергерой советского разлива.
Да и вообще, чуть ли не по каждому персонажу следует писать не менее абзаца, ибо все они представляют людей, которым по долгу службы приходится быть умнее и хитрее противника. Целое собрание тактиков, стратегов, разведчиков, агентов, политиков, провокаторов и так далее и тому подобное. И все стараются быть умнее, подстроить какие-то провокации, просчитать тактические ходы, спланировать целые операции. Наблюдать - удовольствие.
В общем, кино, которое лично мне хочется пересмотреть. Желательно раз в три-четыре года. Это, так сказать, мой личный интеллектуальный спарринг-партнёр. Когда я разберусь в этих шпионских и политических перипетиях, причём во всех, а не только в какой-нибудь одной главной сюжетной линии, я тогда пойму, что достиг просветления и вышел на недосягаемый уровень мышления.
Среди легенд советского кино, к которым хотелось бы прививать интерес и последующих поколений, значимое место заняла история Штирлица.
События развиваются незадолго до капитуляции Германии во Второй Мировой Войне, зимой-весной 1945 года. Штандартенфюрер СС Штирлиц является советским шпионом, который ведет двойную игру, передавая важную информацию на родину. На него возложен ряд важных задач как с одной, так и с другой стороны, и он каждый день рискует своей жизнью. Этот проект буквально вскружил голову целому государству, и ошеломляющий успех, кажется, ощущается и сегодня. Имя главного героя стало нарицательным, а многие фразы и моменты этой истории активно цитируются. В картине использовано большое количество архивного материала, которое вместе с пояснениями расширит ваши познания в данной области. И хотя главные герой является лишь литературным персонажем, он появился, как собирательный образ отважных разведчиков, нескольких персоналий, которые храбро служили на благо своей родины в этот ужасный период истории. Мы познакомимся с основными действующими лицами правительства Третьего рейха. Сам сюжет очень захватывает, и даже спустя почти сорок лет отдаешься ему полностью, а серии пролетают одна за другой.
Легенда советского кино. Если вы до сих пор жалеете время на просмотр этого сериала - немедленно исправляйте эту ошибку. Вы останетесь, довольны и советуйте его другим
Черно-белый кадр, Штирлиц (Исаев) сидит в ресторане на вражеской территории, пьёт бренди, курит 'Кайзер-Вильгельм' и думает, думает, думает... Ностальгия захлестывает его с виду холодный как лёд внешний облик, в котором бьётся искра романтики, чувств, сожалений. Разведчику нельзя любить.
Эта легендарная, культовая сцена в своё время могла быть вырезана, но режиссёр почувствовал её важность и истинную художественную ценность. Это частный пример глубоких психологических переживаний и шпионских игр создают ощущение пиршества интеллекта. Многие сцены кинофильма имеют чрезвычайно тонкий контекст который нередко заставлял перематывать назад дабы раскусить истинные задумки и манипуляционные ходы героев фильма.
Трудно переоценить вклад режиссеров, сценаристов, монтеров, операторов и декораторов, которые учитывая малый бюджет создали ощущение присутствия и реальности. Некоторый аскетизм даже украшает некоторые моменты, эта черта позволяет акцентировать внимание на происходящих событиях с точки зрения психологии. Будто диалоги это игра в шахматы, однако на кону поставлена судьба операции которая способна изменить войну.
Прочная, стоящая, настоящая классика нашего кино. Когда этот фильм идёт по ТВ, не могу отвести от экрана взгляд: великолепная игра актёров, закрученный сюжет и совершенно неожиданные повороты. Диалоги давно вошли в нашу жизнь, это факт.
Но это настоящее преступление - 'модернизируя' такой глубокий, серьёзный фильм о фашизме, сделать его цветным!
Цвет отвлекает. Чёрно-белое, игра света и тени, наоборот, подчёркивает психологические нюансы, привлекающие задуматься о сути происходящего.
Мало того, даже раскрашен фильм топорно. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у всех персонажей кожа выдержана в одной и той же тональности.
Бездумное следование западным сериальным форматам качества вызвало обеднение этого шедевра киноискусства и по содержанию. В ходе подгона продолжительности серий под западный телевизионный стандарт, текст исходной версии в новой колоризированной версии подвергнут купюрам. Так, во 2-й серии колоризованной версии 2009 года убрали антиклерикальные пассажи, затрагивающие церковь. В некоторых местах антилирические купюры существенно меняют смысл и интонацию эпизодов.
В общем и целом фильм был урезан по времени на одну пятую за счет сокращения начальных и финальных титров, а также отдельных сцен и диалогов. Были заменены вставки 'Информация к размышлению', были пересняты заново 'личные дела' на сотрудников РСХА. Если же учесть потери при обрезке полезной площади кадра на 18-20% кадра для получения современного формата 16:9, то можно считать, что у зрителя украли в общем и целом четверть исходной версии фильма!
Колоризация каждой минуты фильма обошлась в 3000 долларов США. При этом всё звуковое сопровождение было понижено на полтона, радистка на допросе падает в обморок практически мгновенно с последней фразой, а Ефим Копелян стал читать текст 'от автора' побыстрее и без своих знаменитых пауз!
Мнение Вячеслава Тихонова о цветной версии: 'То, что сделали с картиной, - преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения' (Вячеслав Тихонов: «То, что сделали с „Мгновениями“, —преступление». «Литературная газета» № 32, 11 августа 2010).
От себя могу добавить, что единственную пользу новая версия способна принести зрителю, если её просмотреть вместе со старой для самостоятельного выяснения - 1) зачем зрителя форматируют и 2) какой формат всё-таки лучше.
При прочтении синопсиса этого легендарного фильма у неподготовленного зрителя может возникнуть мысль:'Обычный шпионский детектив'.
Я, правда, так не думал, но все равно не был готов к тому, что увидел...
Этот фильм гениален. Просто гениален, без всяких прикрас. Он, все его 12 серий, настолько целен, изящен, глубокомысленен, красив, что иного слова не подобрать.
Актеры
Придраться не к кому, все сыграли на высочайшем уровне. Даже трудно выделить кого-то для отдельной похвалы. Хотя не отметить гениальную игру Вячеслава Тихонова я не могу.
Сюжет
Довольно запутан, но это только усиливает впечатление. Перед нами разворачивается целый мир, в котором есть место десяткам героев и множеству событий.
Съемка
Опять же гениально, мы можем наблюдать множество великолепных сцен и кадров.
Музыка
Просто волшебная... больше и слов не нужно. Таривердиев великолепен.
Идеи и смысл фильма
Вот тут открывается широчайшее поле для размышлений. Этот фильм обо всем: о работе советского разведчика, о политике, о человеческих взаимоотношениях, о войне, о природе, о любви, о жизненных трудностях, о сильных людях, о доброте, о нацизме, о благородстве, о религии... Все эти идеи и многие другие изящно соединены в одно целое. А смысл... пусть каждый найдет его для себя сам.
'Семнадцать мгновений весны'- настоящая глыба советского, и, можно даже сказать, мирового кинематографа. Фильм-легенда, фильм-сверхшедевр. Ничего более сильного мне видеть не доводилось.
10 из 10
Хотя для этого фильма не жалко любой, самой высокой оценки.
Все же, не пойму я. Откуда столько идиотов, которые кричат о том, что в фильме много исторических расхождений? Неужели фильм носит в себе гордое звание 'документальный' ? Неужели так важно, что Мюллер Броневого был далек от подлинного, а женщины в SS имели другие звания и не участвовали в допросах?
Если после просмотра картины, у мужчины не возникает желания быть похожим на Штирлица, то он не мужчина вовсе. Так, лицо мужского пола.
Непонятны невежды, которые в два горла кричат о затянутости сюжета и бессмысленных диалогах. Если вам, невеждам, что-то осталось непонятным, советую жевать, ибо иногда, лучше жевать, чем говорить.
Лично я посмотрел почти все, что только можно. Киноиндустрия не успевает выпускать более - менее добротные фильмы под скорость моего просмотра.
Я с легкостью могу сказать, что этот фильм лучший, в своем жанре и один из лучших в кинематографе вообще. Тем более, учитывая год создания и то количество правок, которое фильм перенес в процессе цензуры.