К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Характеристика Фон Штрилица Макса Отто штандартенфюрера СС

Истинный ариец
Характер нордический, твердый
С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения
В работе зарекомендовал себя незаменимым мастером дела
Безукоризненно выполняет свой долг
Великолепный спортсмен
Холост
Связей порочащих его не имел

Наверно, именно такие люди должны работать в политической разведке. Они высечены из кремня и стали, без истерики и показного мнения. Умеют выстраивать точную логическую направленность. У Вячеслава Тихонова получился настоящий герой, который был доведен им до конца. Он никогда не торопил события. «Выдержка, – считал он, оборотная сторона стремительности». Не упуская моментов беседы, он умел переводить разговор на другие темы, без доли лишней эмоциональности. Иногда нужно быть в образе так, чтоб тебе верили, особенно в критические моменты и военный период. Без риска в этой профессии никак, люди играют по обе стороны, придерживаясь одной, они не принадлежат себе. Здесь работать сложно. Нужен ум и большой ум. Разведка – это очень опасная игра.

«Любой болван бы на моем месте почувствовал хвост»

«Я люблю открытые игры, во всяком случае, со своими»

«Трудно стало работать, появилось столько идиотов, говорящих правильные слова»

«Самые счастливые люди на земле те, которые могут обращаться со временем, ни чуть не опасаясь за последствия»

«Странное свойство моей физиономии. Всем кажется, что меня где-то видели»


О фильме

Эти сложные диалоги, идеологические дискуссии о том кто прав, а кто нет, о сущности человека на земле, о боге, политике, власти, о том, что человечество больше всего любит чужие тайны, о человеческих отношениях, о манипуляции ими с расчетным смыслом, о доверии, о договоренности, о честности и о своем долге увлекают зрителя своей не торопливостью, рассудительностью, интересом и различными точками зрения. Критиковать и злобствовать всегда легче, а предложить конкретную программу действий сложнее. И это действительно так.

Этот фильм нам показал что, Война – это сложная работа. Выигрывает войну тот, кто выполняет эту работу первым. Каждый день войны это новая жертва. И не нужно никаких поправок и жалости настоящим солдатам. Насколько руководитель должен быть умнее своих подчиненных, секретарей и адъютантов! Промедление смерти подобно, в то же самое время, и неразумная поспешность может привести к большим ошибкам и страшным последствиям. Если допускалась малейшая неосторожность, то подвергались смерти как сами люди, так и их близкие. Внешняя война подразумевает и внутреннюю войну. В то время очень многие люди попадали под колпак, при этом нужно было время от времени доказывать свое алиби. Очень легко советовать другим быть честным, а по одиночке каждый старается оправдать себя в своих действиях и поступках. Считать, что от этой мутной игры можно уйти, мог считать только человек наивный. Когда люди слепо выполняли приказы согласно инструкции при этом абсолютно наплевав на высшие человеческие нормы морали. Некоторые не выдерживали и бросались в отчаяние, и погибали. Тем не менее, это очень страшная штука, которую хотелось бы, чтоб мы сами, а также наши политики стремились не допускать в будущем во благо следующего поколения.

«Беременность делает красивой любую женщину. У тебя просто не было возможности это замечать»

«Всякая демократия в нашей стране чревата только одним – диктатурой мелких лавочников. Чем больше мы имеем свобод, тем больше нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей»


В идеале профессия вождя это точное совпадение обещаний и выполнений, но в реале это далеко не всегда так. От ошибок и неудач в нашем деле никто не может быть гарантирован. По фильму видно, что очень деликатно ведутся переговоры на высоких уровнях. Сепаратные переговоры с западом были, факт внешних переговоров был между Америкой и Германией, и возразить здесь сложно, что показало пренебрежение США по отношению к Советскому Союзу, что в принципе, прослеживается и в настоящее время.

В данной картине речь не идет о том, что войну выиграли разведчики, а вклад остальных вооружений незначителен. Это не так и спорить здесь не разумно. Каждый в той или иной мере старался внести свой вклад в победу, прекратить и остановить действия фашистских сил. Здесь больше показано то, что в период войны нарушаются все человеческие границы, и даже те, кому война была выгодна, возможно, понимают, что они сделали большую ошибку, что цель не всегда оправдывает средства. При снятии таких фильмов все предусмотреть невозможно, всегда будут погрешности или неточности, например, что касается образа настоящего Мюллера. Было ли нечто подобное на самом деле? Мне об этом говорить сложно и считаю, что не нужно. Но старание создателей картины показать или представить тот период, реальную ситуацию, дух войны и подобные переживания, нельзя не отметить, нельзя сказать, что это у них не получилось. Все организаторы, участники и, особенно, актеры показали себя на высший бал. Всё можно сказать одним словом: «Браво!». Роль Германии показана очень достойно и проявлено высокое уважение к этой стране, народу и той исторической ситуации, сложившейся на то время. Сегодняшние фильмы о войне, особенно со стороны американцев, к сожалению, уже не проявляют такого уважения к врагу.

Выражаю огромную благодарность Татьяне Лиозновой и тем людям, кто принимал участие в организации и создании этого фильма. Отдельное спасибо тем людям, которые раскрасили данный сериал, что, по моему мнению, лишь продлевает ему жизнь.

10 из 10

24 октября 2010 | 15:32
  • тип рецензии:

Удивительная вещь фильм '17 мгновений весны'. Посмотрев его невозможно не написать рецензию или же не обговорить его с кем-то, потому что при всем наружном спокойствии восприятия, в душе происходит необъяснимое. Я напишу лишь свои впечатления от просмотренного.

'Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанная годами.'

Уникальная память. Привычки, выработанные временем. Каждый шаг продуман.

Я вряд ли могу даже на миг представить себя на месте русского разведчика - Исаева. Он называет своей родиной Германию, но страшно представить, что в эти моменты творится в его душе. Несмотря на то, что он разведчик, его образ - один из самых человеческих во всем кинематографе. Нет-нет да проскользнет момент, который позволяет заглянуть за ту непроницаемую стену. Посмотрите на то, как он разговаривает с Кэт, как он поет в душе, отмечая День Красной армии. У него защемило сердце, когда он увидел, что пастор не умеет ходить на лыжах и еще множество моментов. Я вижу в его образе в большей степени бесконечно одинокого человека, с настоящей русской душой, который чувствует то же самое, что чувствует каждый человек.

Музыка.

Гениально подобрано музыкальное сопровождение. Голос И. Кобзона, не является одним из моих любимых голосов, но он как нельзя лучше подходит к этому фильму: ровный, ненавязчивый, но в то же время проникновенный.

Все-таки я придерживаюсь того мнения, что фильм нужно смотреть в черно-белом варианте. Не расцветка дает этому фильму объем, а музыкальное сопровождение. Музыка и игра актеров в сценах, где не произносится ни слова, но при этом мы понимаем все, что происходит. Ничего лишнего. Высший пилотаж.

'Чей же ты, дурашка?'

Доброта и сердечность.

Все часто обсуждают сцену встречи Штирлица с женой в кафе. Я же хочу обратить внимание на сцену в последней серии, когда Штирлиц хочет передать записку жене через связного. Там важен сам момент написания. Штирлиц открывает блокнот, пишет левой рукой по-французски 'Ma chere!'. Официально. Зачеркивает. Переворачивает лист, пишет снова: 'Cherie!' Продолжает писать и писать. Он не говорит ни слова, только музыка, только выражение лица, только в конце записки видны слова: 'Je T'aime'. А потом он разрывает этот лист, говоря, что его опасно везти через 3 границы. Ведь попади эта записка в руки к немцам - найдется автор.

Но самое главное в этом фильме то, что смотря на Штирлица-Исаева, невольно сравниваешь себя с ним. Таким как он хочется быть. И я надеюсь, что посмотревшие этот фильм, нашли в его мгновениях ответы на свои вопросы.

Спасибо гениальному режиссеру и гениальным актерам за проделанную работу.

Не могу беспристрастно оценить эту картину, из-за своей любви к советскому кинематографу, Вячеславу Тихонову и Олегу Табакову)

10 из 10

28 мая 2012 | 17:44
  • тип рецензии:

Сегодня закончила пересматривать в n-ый раз этот фильм. Не так много найдется фильмов даже у такого киномана, как я, которые я пересматриваю десятками раз. И тем более такой продолжительности.

По-моему, для этого творения понятие 'шедевр' звучит как-то мелко.

Мне понравилось, как сама Татьяна Лиознова сказала про свой фильм (а он именно 'ее'): 'Картина живет больше 30 лет'. Меня сначала это удивило, а потом я поняла, что великие фильмы именно 'живут' - и вселяют частичку своего света в сердца, я надеюсь, еще многих и многих людей.

Я, конечно, повторю слова, сказанные немало раз, но все составляющие этой картины просто великолепны: и сюжет, и атмосфера, и актеры, и музыка.

Актеры просто выше всяких похвал. Многие на мой взгляд сыграли свои лучшие роли, а некоторые показали себя с совершенно новой стороны (Леонид Куравлев в роли Айсмана). Про актерский гений Тихонова, Броневого, Табакова, Евстигнеева сказано немало слов. но я также хотела бы отметить потрясающую игру Ростислава Плятта, Екатерины Градовой, Василия Ланового, Льва Дурова, Отто Меллиеса и Эмилии Мильтон (ее Фрау Заурих настолько трогательна в своей непосредственности - вспомнить хотя бы сцену игры в шахматы).

Отдельное слово о диалогах. Как же я люблю диалоги! Особенно такие прекрасные, и в таком гениальном исполнении! Я ими наслаждаюсь, как музыкой! А интереснее всего смотреть на малейшие изменения мимики актеров - как крохотными нюансами меняется ощущение от милой дружеской беседы до смертельно опасной схватки.

В общем, говорить об этом фильме можно очень много.

Одно только хотела сказать напоследок: сейчас часто любят называть фильмы шедеврами, но много ли картин можно вспомнить, чтобы при первом показе вся страна с замиранием сердца ждала продолжения, и на улицах было пустынно?

10 из 10

15 января 2010 | 23:05
  • тип рецензии:

К своему стыду я посмотрела этот прекрасный фильм впервые в жизни, по совету мамы в черно-белом варианте, так как (без обид!) думаю, что колоризованная версия не такая душевная и пронзительная...

До просмотра фильма (вернее, сериала) я, признаться, стереотипно мыслила, считая, что войну в ее истинном ужасе познали только бойцы, фронтовики, которые убивали и умирали, которые видели кровь и грязь, которым смерть дышала в лицо... Низкий поклон всем тем, кто погиб и, несомненно, тем, кто выжил на полях сражений - об их подвиге снято немало хороших фильмов! А 'Семнадцать мгновений весны' - фильм о 'другой' войне, возможно, не столь жестокой, но куда более циничной! О битве идеологий; о схватке лидеров, из-за которых люди и проливали кровь; о 'кабинетной' войне... И она, как уверенно заметили все посмотревшие фильм и те, кто его еще посмотрят, коварная и такая же страшная. У воюющих на 'кабинетной' войне были точно такие же шансы не выйти из 'кабинетного' боя живым, как и у тех, кто сражался физически...

Я боюсь себе даже представить, что творилось на душе у полковника Максима Максимовича Исаева, когда он называл Германию, Третий Рейх - Родиной; когда он вскидывал руку, чтобы выкрикнуть это мерзкое приветствие нацистов (я не хочу даже писать его!); когда он каждый день надевал на себя нацистскую форму со свастикой на рукаве и железным крестом на груди, не имея возможности надеть родной советский мундир с его, Исаева, а не Штирлица, наградами... Опять-таки боюсь вообразить, с каким усилием он запихивал в себя каждый кусок немецкой колбасы, памятуя о том, сколько жителей Советского Союза лежат в сырой земле и голодают... Таких примеров можно привести массу - лучше не лишайте себя удовольствия и посмотрите великий фильм!

Актеры подобрались просто невероятные! Обаятельный Шелленберг (О. Табаков), эдакий хитрый лис СД; цепляющийся к деталям Мюллер (Л. Броневой); молчаливо-суровая радистка Кэт (Е. Градова) и все остальные актеры великолепно исполнили свои роли... Конечно, Исаев-Штирлиц в исполнении В. Тихонова... Невозможно без эмоций смотреть на его грустные глаза, на седую прядь волос на лбу, на морщины...

Практически в каждой серии есть фрагменты военной хроники - вот тут уж, ручаюсь, заплачет каждый... Особенно меня тронул момент, когда молодые советские ребята передают друг другу мины (прошу прощения, если ошибаюсь) с надписью 'На Рейхстаг'! Впервые посмотрела хронику Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади - дождь, капли воды на фуражках генералов и простых солдат, с ненавистью бросающие знамена Германии к ногам Сталина... Впрочем, в той Великой Войне не было 'простых солдат' - каждый из них Великий!

Поразительное музыкальное сопровождение! Именно с 'Песней о далекой Родине' у меня ассоциируется весеннее время, таяние снега и журавлиный крик...

Этот фильм, несомненно, выше всяких оценок, поэтому мои

10 из 10

скорее формальность...

04 ноября 2010 | 20:21
  • тип рецензии:

Фильм, который, без преувеличения обессмертил его создателей, актеров, советское кино, нашу историю и советских разведчиков.

Получив в свои руки необычайно киногеничный материал в виде романа Юлиана Семенова, режиссер Татьяна Лиознова распорядилась им очень грамотно и профессионально, в результате произведение о легендарном разведчике идеально легло на пленку. Все в картине выверено по всем параметрам – до секунды хронометража, актерского жеста, поворота головы или слова.

Настоящей находкой и образцом для многих поколений (в том числе, и будущих, несмотря на то, что «Семнадцать мгновений весны' в 2013 году отметят уже 40-летний юбилей) стал закадровый голос непревзойденного Ефима Копеляна. Эта работу целиком правомерно считать полноценной ролью, настолько много вложил в нее актер.

О феноменальных актерских работах в фильме сказано уже много хороших слов, нет смысла снова их повторять и перечислять, ибо даже в эпизодах зачастую задействованы звезды первой величины, и практически для всех из них даже короткие сцены с их участием стали знаковыми. Очень характерным примером в этом плане стал Лев Дуров, сыгравший Клауса. Этого замечательного актера мы знаем по десяткам отлично исполненных им ролей, но его эпизодический персонаж в картине Татьяны Лиозновой остается в памяти так же долго, как и и иной сыгранный им главный герой.

Что уж тогда говорить о Вячеславе Тихонове, Леониде Броневом, Олеге Табакове, Ростиславе Плятте, Евгении Евстигнееве и многих других… Характерные, самобытные персонажи, идеально подходящие и вжившиеся в свои роли.

Картина изобилует очень сильными, безупречно выстроенными в плане драматургии сценами. Она встреча героя Вячеслава Тихонова со своей женой в немецком кабачке чего стоит! А были же еще диалоги Штрилица с пастором Шлагом, Мюллером и Шелленбергом, эпизоды с Плейшнером, радисткой Кэт и генералом Вольфом, да всех не счесть, ставшие для актеров настоящей творческой удачей.

Очень целостно и грамотно проработан и сюжет ленты в целом. Драма и интрига поддерживаются до самого последнего кадра.

О музыке Микаэла Таривердиева вообще можно писать отдельную рецензию, как и о каждом его саундтреке к любому фильму, к которому он писал музыку. Песни в картине просто поражают своей силой, мощью и одновременно глубокой лиричностью.

Одним словом, сильное кино о сильных, интересных и неординарных людях, настоящий бриллиант в сокровищнице не только советско-российского и но и мирового кинематографа.

И напоследок выскажу свое субъективное мнение. Не являюсь сторонником перевода старых черно-белых фильмов в цвет и «Семнадцати мгновений весны» - в частности. Эти картины принадлежат своему времени, и они хороши именно в таком формате в котором сняты, именно такими они запоминаются зрителям. И перевод в цвет, даже если он будет осуществлен идеально в техническом плане (а в случае с фильмом Татьяны Лиозновой это, на мой взгляд, увы, не так), никаких принципиально новых впечатлений и ощущений они зрителю не подарят. Оставим шедевры тем эпохам, в которые они были созданы.

10 из 10

01 октября 2012 | 17:37
  • тип рецензии:

Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому…


Штирлиц, этот выдуманный персонаж, знакомый нам, людям, рождённым в 80-е, с детства по анекдотам-коротышам, появился на страницах одноимённого произведения Эдуарда Семёнова. Но режиссёр картины Татьяна Лиознова «с боем» отбила у «Ленфильма» права на режиссуру и работа закипела. И мир увидел «Семнадцать мгновений весны», пожалуй, ещё до выхода книги.

Сказать, что это выдающийся шедевр, значит повторить годами проговоренную Истину!.. А вообще, переоценить значимость «… мгновений…» не представляется возможным. Этот фильм о 12 сериях давно уже сам всё сказал и всё всем доказал. И даже настоящий Карл Вольф выслал бутылку коньяка актёру Василию Лановому, сыгравшего его…

Роль же штандартенфюрера Штирлица, советского резидента-разведчика полковника Максима Исаева, исполнил Вячеслав Тихонов. Главной задачей агента под прикрытием было: установление личностей из высших руководителей Рейха, намеревающихся вести сепаратные переговоры о перемирии с США и Британией. Ведь, как известно, целью большевиков всегда являлась безоговорочная капитуляция гитлеровской коалиции. И, при возможности, сорвать эти переговоры.

Вообще фильм идёт и воспринимается так, будто это документалка. Конечно, и кадры документальной хроники присутствуют. Но всё же ловишь себя на мысли, что это не так. Имеются и исторические неточности. Но из мало-мальски значимых можно отметить только форму Барбары Крайн (Ольга Сошникова) – женщины СС носили форму, отличающуюся от мужской… Но это так… едва ли значимые несостыковки… К другим киношным отличиям от настоящей исторической достоверности я цепляться не буду, ибо без посторонней помощи я не смог бы о них узнать, а дублировать другого автора не хочу…

Актёрская игра хрестоматийно образцовая. Сцену встречи Штирлица с женой, а значит, в равной степени игру в этой сцене Вячеслава Тихонова и Элеоноры Шашковой, занесли в учебники по актёрской игре. Но я бы именно отметил Штирлица после того, как он снова остался один – тут словно бы видна душа разведчика!.. Такое опустошение, такая музыка – такая проницательность и грусть. Именно после этой сцены Штирлиц стал нам всем родным… Леонид Броневой! Вот он, настоящий полицай!!! Я вообще не отказался бы быть таким, как этот экранный Мюллер. Особенно леденит его смешок, сменяющий холодным взглядом, будто бы несущим саму смерть… Превосходен и Олег Табаков, изобразивший ШелленбергаЕвгений Евстигнеев, этот профессор Плейшнер. Ээх… Да не могу я выделять, иначе тут о каждом нужно писать с восторгом. Единственное, Леонид Куравлёв, пожалуй, лично для меня несколько не вписался что ли. Чисто потому что… ну, для меня это князь Жорж Милославский. Хотя у него тут роль не жёсткого нациста…

В напряжении фильм держит изрядно. И только в двенадцатой серии нашлось место для юмора в виде подвыпившей дамы в ресторане…

Сейчас такое не снимут. Но данный телесериал – это наше культурное наследие. Мы вправе гордиться такими фильмами.

10 из 10

05 января 2021 | 14:21
  • тип рецензии:

Один из лучших шпионских фильмов (именно фильмов, а не телевизионных сериалов), если не лучший вообще. Гениальнейшая и максимально точная экранизация романа Юлиана Семенова. Отменный подбор лучших актеров: Л.Броневой, Р.Плятт, Е.Евстигнеев, О.Табаков и конечно В.Тихонов, который стал кумиром для подражания, благодаря великой актерской игре. Этот фильм стал незыблемым памятником все тем жертвам второй мировой войны, где в безжалостной схватке интеллекта и силы, рождались герои.

11 апреля 2007 | 14:36
  • тип рецензии:

Восполнил пробел на и без этого белой моей культурности. Ожидал перед просмотром скучного черно-белого фильма, незаслуженно возносимого неискушенным советским зрителем, ждал типичного шпионо-полицейского криминальчика, сдобренного доброй горстью коммунистической пропаганды. Да простят меня мои предки! Я ошибался.

Семнадцать мгновений весны – во-первых, замечательно снятый, интригующий, захватывающий фильм. Какая тут игра актеров! Просто потрясающая. Весь фильм происходит битва характеров героев, где каждый проявляет себя виртуозом. Монологи, диалоги настолько глубоки. Фильм можно назвать экшеном без экшена. Борьба в фильме происходит на уровне когнитивном без перестрелок и догонялок. Очень умный фильм.

В фильме попутно идет рассказ о всей войне и ее героях и антигероях, о сражениях и мужестве людей. Один из главнейших смыслов фильма – что победит в войне тот, кто больше всего заслуживал этого, терял все в этой жизни вплоть до семьи и не переставал бороться со злом, спасая других. Слава им!

Десятая и одиннадцатая серия это просто вершина. Здесь возможно самый репрезентативный из всех в фильме фашист Мюллер произносит пророческие слова: 'О нас будут говорить как о легенде, а легенду надо подкармливать. Надо создавать тех сказочников, что переложат наши сказки на иной лад. Как только где-нибудь вместо слова 'Здравствуйте' произнесут 'Хайль' в чей-то персональный адрес, знайте, там нас ждут, оттуда мы начнем свое триумфальное возрождение'.

Чтож, нашему поколению остается только отстаивать завоеваный нашими дедами мир, и не поддаваться на то зло, на котрое купились немцы в прошлом веке. За сим победиши!

09 марта 2012 | 00:28
  • тип рецензии:

На мой взгляд – популярность этого телефильма пошла ему во вред. Теперь – его не смотрят, его знают. Его не анализируют, о нём говорят. Обсуждают геги, ляпы и т.п. фильма, но – не сам фильм.

Честно говоря, досадно. Ведь «Семнадцать мгновений весны» это вполне себе типичный арт-хаус, нечто среднее между Ингмаром Бергманом и Питером Уоткинсом. Меланхоличный, неторопливый, но при этом – чертовски стильный фильм-симулякр. Фильм, где стилистическая безупречность покоится на не менее безупречной жанровой эклектике.

«Семнадцать мгновений весны» – это и документалистика, псевдо-документалистика, и приключения, и психологическая драма, и хоррор. Причём, всякий раз, когда тот или иной жанр становится слишком очевиден, то Татьяна Лиознова моментально переводит фильм в какой-то иной жанр. Скажем, порой – сильно нагнетаемая обстановка вдруг – не разрешается, но – растворяется в очередном документальном или псевдо-документальном камбеке – и от «хоррора» не остаётся и следа. Затем, чтобы чуть позже – ввергнуть зрителя в очередное «нагнетание». И так – все двенадцать серий.

Кроме того – нельзя забывать, что «Семнадцать мгновений весны» – это картина, действия которой происходят в альтернативной истории. Само собой, это «альтернативка поневоле», но – всё-таки «альтернативка». И Мюллер там не такой, и Штирлица быть просто не могло, и форма офицеров не совсем правильная, и Берлин – не Берлин… Кино-допущения? – да. А как мы назовём жанр, где – исторические допущения поданы подчёркнуто документально и реалистично? – Альтернативная история!

Кстати, не могу здесь не отметить: колоризация убила «Семнадцать мгновений весны», отобрав у него эту самую псевдо-документальность, отобрав игру с «где хроника, а где игровые съёмки?», отобрав весьма своеобразную и тщательно вымеренную атмосферу. Сделать такое – всё равно что показать публике тайную сторону ящика иллюзиониста. Оно, может, и забавно, и современно, но – только первые несколько минут. Потому что, повторюсь, «Семнадцать мгновений весны» велик и ценен – в первую очередь – своей оригинальной атмосферой меланхоличного арт-хаусного кино-документа.

09 сентября 2021 | 17:00
  • тип рецензии:

Сегодня, стоя двумя ногами в третьем тысячелетии довольно сложно дать объективную оценку таким мастодонтам киноиндустрии как '17 мгновений весны', при этом не оскорбив в лучших чувствам более зрелую публику, но и вынести беспристрастное суждение. На поверку, в такой ситуации кроется одна из краеугольных проблем непонимания и отсутствия коммуникации между поколениями и, как следствие, тотальное разобщение зрительской аудитории. Связь времен все более и более распадается, именно поэтому следует чаще обращаться к шедеврам советской кинопрозы, стараясь исследовать их стилистические особенности и идеологическую подоплеку, ведь здесь явно есть с чем работать.

Формально, сериал являлся идеологическим рупором тогдашней государственной системы - его создание контролировалось органами госбезопасности, а охват масс гарантировался тем фактом, что трансляция проводилось через новое для советского человека средство коммуникации - телевидение. Фактически, во многом благодаря этому он и приобрел столь бешеную популярность, ведь режиссер Татьяна Лиознова выбрала стилистическую форму, идеально подходящую именно для экранов телевизоров. '17 мгновений' - чисто камерный проект, ориентированный на, по сути, интимный диалог со зрителем - тут не ни зрительной динамики, ни внешнего драматизма, все действие разворачивается скрытно, тайно и невидимо. Но собственно, что же скрывается под покровом истории об опасной и многотрудной службе разведчика Максима Исаева?

Теории на этот счет возникают до сих пор. В основном их можно свести к следующим. На первом уровне восприятия мы видим историю честного человека, патриота своей родины, ежедневно рискующего много большим, чем только своей жизнью, который благодаря силе ума и твердости духа активно содействует падению фашистского режима. Однако фигура Штирлица - это не просто образ некоего советского героя своего времени. С художественной точки зрения это скорее глубочайший символ, знак и можно даже сказать шифр, отсылающий к формообразующей персоналии всего двадцатого века.

Тут мы можем предположить в Исаеве/Штирлице любимого героя всех писателей и художников двадцатого века - Человека с большой буквы, настоящую Личность, которой не постчастливилось тихо и мирно прожить свою жизнь в кругу семьи и приятных трудов, а угораздило попасть в шестеренки не просто машины государственности, а настоящего махового колеса кровавой истории второй мировой войны. Величие Штирлица как личности, достойно и по праву ассоциирующийся с образом советского человека, состоит в том, что он не скрывается от кровожадного молоха темного времени и его бесконечных несмываемых грехов - напротив, без всякого пафоса, ложного героизма или отчаянных проповедей, подобно Атланту, он взваливает это бремя на свои плечи.

Тут стоит отметить один немаловажный факт, многие критики указывает на то, что в фильме присутствует некая ассоциативность между советской и немецкой государственностью, в то время как сам главный герой, по сути, давно перерос чисто националистические черты и предстает неким абстрактным гражданином мира. Сложно судить, насколько справедливы эти наблюдения. Верным, возможно является тот факт, что 'русскость'/'советскость' Исаева сама по себе интернациональна, а любое государство всегда стоит на службе истории. Во многом привязка к государству и эпохе здесь условна, ведь само это творение уже переросло границы времени и политики.

Пожалуй, мало где еще в художественных произведениях всех видов, с такой полнотой было бы показано сколь тесно связаны экзистенциальные переживания личности и ход мировых событий. По факту, Штирлиц - идеальный экзистенциальный персонаж, его оторванность от внешнего мира абсолютна, он не может выражать эмоции, переворачивающие все его сознание, говорит и действует согласно четко отлаженным схемам, но при этом внутренне герой остается некоей вечно скрытой, неуловимой сущностью, этакой настоящей тайной человеческой души, которую невозможно определить, но можно только почувствовать. В этом заключается еще одно неоспоримое достоинство картины - гениальность образа героя состоит в том, что он остается не редуцированным к каким-либо понятиям (разве когда Штирлицу в конце предлагают звание героя советского союза мы не чувствуем некоего отторжения, словно понимая, что персонаж много ценнее всех внешних атрибутов?). Также, конечно, именно об этот таинственный шифр 'неисследимой' русской души разбивается и отлаженный механизм немецкой государственности и даже сама сила истории. И на этом, пожалуй, следует остановиться подробнее.

Штирлиц, внедренный в самое сердце немецкого правительства с течением времени превращается в некий вечно отсутствующий центр политической идеологии. Герой понимает, что под масками внешней формальности железного подчинения и дисциплины скрывается все то же бессмертное желание - желание почета, власти, уважения, а в конечном счете просто желание жить. По сути, успех предпринятой им операции сводится единственно к тому, что он, подобно гениальному психоаналитику заставляет своих пациентов - высших чиновников разведки и гестапо, осознать свои старательно подавляемые фрустрации и сделать это таким образом, чтобы они еще пересеклись между собой в интересах всего человечества. Следует заметить, что герой анализирует не только внутренние черты своих руководителей, но также умеет четко определять градус накала коллективного бессознательного, манипулируя последним также умело. На аналогию с сеансом у психоаналитика указывает еще один интересный факт - сам Штирлиц всегда молчит, выслушивая собеседника и лишь иногда задавая наводящие вопросы, при это собеседник всегда преодолевает некие психологические стадии (особенно это касается Мюллера) перед последним рубежом осознания мифической истины, предложенной на поверку самим Штирлицем.

Естественно, подобный идеологический подход определяет саму форму сериала - на девяносто процентов он состоит из диалогов, снятых классической восьмеркой с периодическим вкраплением общих сцен. Однако это вовсе не мешает Татьяне Лиозновой то и дело прибегать к безукоризненному саспенсу, снятому в лучших традициях Хичкока. Некоторые сцены представляют из себя образчик остросюжетного кино своего времени.

В целом же именно время является неким сквозным и главным героем всего сериала. Вместе с Анри Бергсоном Лиознова старается преподнести зрителю возможность почувствовать свою 'одновременность' в контексте 'длительности' исторических событий. Множественные кадры из кинохроники, постоянное звуковое сопровождение бега секундной стрелки, интертитры с датой и точностью до минуты, постоянное упоминание времени в диалогах, закадровом тексте, даже само название (его символика раскрывается в фильме, когда Штирлиц сбегает от истории к природе, как бы разрывая границы времени) - все отсылает нас к пониманию, что наше текущее время неразрывно и навечно связано с тем, что было совсем недавно. Кто-то открещивается от прошлого, кто-то его забывает, кто-то перевирает, кто-то чтит его формально без всякого понимания происходящего, но как говорит Штирлицу разведчица в последней серии - 'без прошлого не будет будущего'. Когда-то, а на поверку совсем недавно, такие 'стражи' времени как Максим Максимович Исаев сберегли для нас семнадцать прекрасных мгновений весны. Фильм Лиозновой - это, конечно же, их запечатленный, невидимый, но вневременной подвиг. За который мы будем благодарны. Вечно.

23 ноября 2019 | 21:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: