Долгое время сериал лежал в папке «Советские» на компьютере. И я всё собиралась посмотреть, но всё не до того было. А в этот раз я подумала, когда как не 9 мая посмотреть какой-нибудь культовый военный фильм из этой папки. Конечно же я посмотрела «Семнадцать мгновений весны», не за один день, правда.
Главный герой советский разведчик Всеволод Владимиров, он же Максим Исаев он же Макс Отто фон Штирлиц, законспирированный в разведке СС, выполняет задание советского руководства по выявлению в рядах фашистов переговорщиков с Западом. Помимо этого задания Штирлиц ведёт жизнь, согласно консперации, обычного арийца, ужинает в берлинском кафе, дружит с пожилой немкой фрау Заурих. В нужное время он выходит на связь с центром через советских радистов в Берлине. История радистов разворачивается наиболее животрепещуще. Радистка Екатерина Козлова и её муж Эрвин ждут ребёнка. Роды вызывают опасения у Штирлица. Когда Катя будет рожать, она может кричать по-русски, чем может выдать в себе русскую и попасть в гестапо. Если кратко, то вот так я представлю завязку основной линии сюжета.
Я до конца не разобралась в аппаратных играх. По моим ощущениям, без прочтения романа Юлиана Семёнова, по которому была сделана экранизация, или без подробного изучения исторических материалов разобраться и удерживать в голове иерархию СС и досконально помнить имена и звания, многочисленных интересантов и заговорщиков, играющих на разных полях, довольно затруднительно. Также без знания политической подоплёки трудно разобраться в дипломатических переговорах.
Но несмотря на это, по сути сериал сделан грамотно и смотрибельно. Для поверхностного понимания он сделал достаточно понятным: и голос Капеляна объясняет подтекст ситуации и справку гестапо получите - «Истинный ариец...». За судьбы Максима Исаева, радистки Кэт, профессора Плейшнера, пастора Шлага я переживала в абсолютно искренне, в сильном напряжении.
Идеологическая часть фильма не менее интересна. Разговоры Штирлица с пастором Шлагом, с добрым служителем церкви. Сцена в вагоне поезда, где Штирлиц, представившись дипломатом, спорит с военным генералом Германии. В любом из диалогов, хоть на теологическую тему, хоть метафизическую или моральную Максим Максимович выдаёт безупречную идеологическую подготовку, марально-нравственную стойкость. Меня удивило, что Штирлиц сопереживает простым немцам, что он не испытывает к ним брезгливости или ненависти, он скорее испытывает сочувствие ко всем несчастным, кто страдает от фашизма.
Образ Штирлица собирательный, согласно роману Юлиану Сёменову. В него заложено понемногу из разных исторических личностей — советский разведчик Николай Кузнецов, Исай Боровой, завербованный агент Вилли Леман. «Семнадцать мгновений весны», рассказывает про войну в тылу врага, где советский разведчик делал всё возможное, чтобы приблизить победу над фашизмом и сократить число человеческих жертв.
Игра актёров настолько безупречна, что по ней можно преподавать в вузе по актёрскому мастерству. Вечеславу Тихонову удалось тонко передать неуловимые оттенки эмоций, точно отразить все маски Штирлица. Вот только что он демонстрировал собеседнику непроницаемую маску и взгляд с холодным расчётом, а теперь он одним только покачиванием головы и сосредоточенным взглядом в пол изображает спокойную задумчивость. Где-то он играет хитрого демагога — взгляд вперивается в собеседника и выдаёт яростную непоколебимость. А где-то играет мягкого дипломата: «А мальчики из гитлерюгента - лёгким движением головы вверх, падаёт аргумент Штирлиц — когда они идут на русские танки, они также думают? Они умирают со словами ‹Хайль Гитлер›?»
Возможно сериалу не хватает динамики, но нельзя забывать, что его премьера была 1973 году и тем коконам она, очевидно, соответствует. Я во всяком случае с этим проблем не испытывала, т. к. я знала, что я буду смотреть. Я с готовностью перематывала и начальные титры с советским шлягером, также затянутые сцены Максима Исаева за рулём. В общем, ничего страшного в том, чтобы перемотать нет.
Музыка сериала. За исключением советского шлягера, где поётся что-то там про минуты и про облако, который я каждый раз перематывала, и приторных саундтреков, вроде «Двое в кафе», музыка передаёт напряжение, как натянутый нерв, отражает опасность, жизнь как на пороховой бочке.
Смотреть «Семнадцать мгновений весны» я рекомендую. Это сильный фильм. Это наша культура за которую не стыдно, которую нужно знать. Многочисленные фразы, которые покажутся смутно знакомыми, или известные выражения, которые будут понятны только после просмотра «Семнадцать мгновений весны».
Прочная, стоящая, настоящая классика нашего кино. Когда этот фильм идёт по ТВ, не могу отвести от экрана взгляд: великолепная игра актёров, закрученный сюжет и совершенно неожиданные повороты. Диалоги давно вошли в нашу жизнь, это факт.
Но это настоящее преступление - 'модернизируя' такой глубокий, серьёзный фильм о фашизме, сделать его цветным!
Цвет отвлекает. Чёрно-белое, игра света и тени, наоборот, подчёркивает психологические нюансы, привлекающие задуматься о сути происходящего.
Мало того, даже раскрашен фильм топорно. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у всех персонажей кожа выдержана в одной и той же тональности.
Бездумное следование западным сериальным форматам качества вызвало обеднение этого шедевра киноискусства и по содержанию. В ходе подгона продолжительности серий под западный телевизионный стандарт, текст исходной версии в новой колоризированной версии подвергнут купюрам. Так, во 2-й серии колоризованной версии 2009 года убрали антиклерикальные пассажи, затрагивающие церковь. В некоторых местах антилирические купюры существенно меняют смысл и интонацию эпизодов.
В общем и целом фильм был урезан по времени на одну пятую за счет сокращения начальных и финальных титров, а также отдельных сцен и диалогов. Были заменены вставки 'Информация к размышлению', были пересняты заново 'личные дела' на сотрудников РСХА. Если же учесть потери при обрезке полезной площади кадра на 18-20% кадра для получения современного формата 16:9, то можно считать, что у зрителя украли в общем и целом четверть исходной версии фильма!
Колоризация каждой минуты фильма обошлась в 3000 долларов США. При этом всё звуковое сопровождение было понижено на полтона, радистка на допросе падает в обморок практически мгновенно с последней фразой, а Ефим Копелян стал читать текст 'от автора' побыстрее и без своих знаменитых пауз!
Мнение Вячеслава Тихонова о цветной версии: 'То, что сделали с картиной, - преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения' (Вячеслав Тихонов: «То, что сделали с „Мгновениями“, —преступление». «Литературная газета» № 32, 11 августа 2010).
От себя могу добавить, что единственную пользу новая версия способна принести зрителю, если её просмотреть вместе со старой для самостоятельного выяснения - 1) зачем зрителя форматируют и 2) какой формат всё-таки лучше.
Я всё ещё гляжу куда-то в небо, как-будто ищу ответа.
Всё ждала момента, когда смогу посмотреть это творение от начала и до конца, а не отрывками по ТВ.
К этому сериалу нужно было созреть. И вот, к двадцати семи годам, такое ощущение появилось. Но придётся пересматривать)
Сразу обозначу пару принципиальных моментов:
1. Смотреть от начала и до конца с перерывом на поесть.
2. Смотреть в оригинальном чёрно-белом формате.
За историческую точно/неточность рассуждать не берусь. Для меня важнее были драматическая составляющая, атмосфера, стиль съёмки.
По ощущениям, попало по многим параграфам. Музыка Таривердиева-золотая составляющая ввиду своей ненавязчивой уместности, пока мозги закипали от постоянного штурма по всем фронтам.
Вячеслава Тихонова увидела впервые- и сразу стало очевидным подражание некоторых лидеров его манерам. Манерам располагающим, Аккуратным. Сила сквозит от каждого движения, поворота.
Диалоги закручены более чем хлёстко, требовали бы отдельного разбора, но размеренный ритм повествования позволяет обдумывать происходящее сразу в процессе просмотра. Это-главный плюс, ибо большинство современных сериалов имеют очевидное нагнетение этого процесса, увы. Здесь же предоставляется возможность практически интерактива. И потому сопереживание рождается без ощущения того, что тобой манипулирует режиссёр. Грубо говоря, экшна Вы не дождётесь, но будет множество интересных поворотов, где Вас Аккуратно подцепят. Где-то ещё и конкретно подцепят)
Объясню важность чёрно-белого формата. Город в них выглядит невероятно глубоким, многие кадры вызывали откровенный эстетический восторг, и лица героев в таком формате куда ярче и точнее отображают эмоции. А разгадывание эмоций и смысловых подтекстов здесь чуть ли не прямая зрительская обязанность. И поскольку сериал имеет огромное количество исторически-документальных вставок, оригинальный цвет-прост и органичен.
По эмоциям-чувствовала и напряжение, и скорбь(знаете, настоящую такую, русскую, фатальную. И очень тихую) за судьбу героев, были и слёзы, и даже лёгкие улыбки.
Актерский дуэт Штирлица и пастера считаю лучшим. Гипнотическая химия взаимодействия, глаз не оторвать.
Думаю, что сериал следует обязательно показывать в старших классах. За две недели до майских. Это-память. Это-образец психических прототипов. Его разгадывать и разгадывать, разбирать и разбирать.
Время действия этой великой картины, снятой режиссером Татьяной Лиозновой по произведению Юлиана Семенова разворачивается весной 1945 года - в последние мгновения Второй мировой войны в сердце фашистской Германии, где ужасная и страшная идеология фашизма пока еще существует. Нюрбергский процесс пока еще не наступил.
Штандартерфюрер СС Штирлиц, он же советский разведчик Максим Исаев во имя Родины заслан в это самое сердце фашистской Германии, выполняющий задания якобы местного центра, тем самым на самом деле выполняющий незаменимую, трудновыполнимую миссию для Советского Союза. Это очень тяжело психологически: быть вдалеке от родного дома долгие годы, играть эту роль своего среди идеологических, политических врагов. Малейшая деталь, которая раскроет кто он - и его ждет неминуемая жестокая расправа вдали от Родины. Поэтому несмотря на вроде неспешный, спокойный ход фильма, в помещениях, когда ведутся между героями продолжительные диалоги о стратегии действий, и не только об этом; на спокойных городских улицах, в его воздухе, атмосфере разлито напряжение, опасность, страх. И все это, возможно достигает кульминации после спокойно произнесенной фразы Мюллера: 'Штирлиц, а Вас я попрошу остаться'
Но в том то и проявляется великая сила этого могучего образа Штирлица, ставшего примером для подражания многих поколений мальчишек и других людей Советского и боле позднего времени, что кратко сформулировано в одной короткой фразе Айсмана Курта (Л. Куравлев): 'он высечен из кремния и стали'. Это внешне он мужественно флегматичен, безэмоционален, сух, раним, выдержан. Но он все же не робот, а человек. И это значит что в глубине души у него тоже есть душевная боль, ранимость, чувствительность, даже страх за будущее мира, своей Родины, людей, свое будущее. Те нечастые мгновения, когда повествование не сухо, как протокольный отчет - могут как-то дать прочувствовать это. В первую очередь - это несколько мгновений в подвальчике Аляфант, где у него была встреча с родным человеком - женой. Увидеть лишь взглядом, сидя за разными столиками. И ни слова. Только взгляд. Никто не знает, увидятся ли они еще когда-нибудь. Таково это суровое время. Такова война. И первые мгновения фильма когда он на природе, может почувствовать себя свободным. Он не запутался за эти долгие годы кто он, ради чего он здесь - во имя Родины, во имя мира. И если потребуется погибнуть он готов и к такому исходу во имя мира во всем мире.
Женский образ радистки Кэт, чью духовную силу будут пытать, положив на подоконник у открытого окна самое дорогое, что теперь есть в ее жизни.
Советские актеры достоверно сыграли образы нехороших фашистов, выделив в каждом из них некие уникальные черты характера, а никак безликую массу: Мюллер (Л. Броневой), Айсман (Л. Куравлев), Шелленберг (О. Табаков). Геринг, Гимлер.
На каждого из них показано документальное досье, примерно одинаковое: они преданные своему делу. Сколь важен философский диалог в финальных сериях Штирлица и Мюллера о будущем.
Но вот сложная ситуация - дело, которому они служат нехорошо. Фашизм - чудовищная идеология, которой нет места в мире, которая должна быть истреблена, уничтожена и не возрождена. Все равны в мире.
Но все ли в Германии в тот период исповедовали этот ужас? В таких образах как пастор Шлаг (Р. Плятт), которого за его святость, преданность собственным идеалам и морали подвергали страданиям, но не сломали духовно. И герой Е. Евстигнеева - ученый Плейшнер - представитель науки. Эти люди: и священник и ученый сотрудничали со Штирлицем, вопреки всеобщему коллективному инстинкту толпы. И религия и наука. Значит, окончательный выбор между добром и злом делает все же конкретная личность.
«Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения…»
Снимать кино посвящённое событиям крупнейшей и самой безжалостной войны в мировой истории всегда довольно тяжело, особенно в те далёкие годы, когда память о ней в сердцах её непосредственных участников была свежа как никогда.
Однако данное обстоятельство не помешало режиссёру Татьяне Лиозновой и сценаристу и автору одноимённой книги Юлиану Семенову сотворить самую культовую ленту в истории Советского Союза, а Великую Отечественную Войну отразить с нестандартного для зрителя ракурса.
Зрителям предстоит увидеть последнюю весну Рейха, но не глазами солдата-фронтовика, генерала или видного политика, нет – зрителю предстоит увидеть последние мгновения войны глазами советского разведчика Максима Исаева, работающего в самом сердце нацистской Германии.
Образ штандартенфюрера СС Штирлица в замечательном исполнении Вячеслава Тихонова уже давно стал культовым. Сдержанный, смелый и честно, несмотря ни на что, выполняющий свой долг перед Родиной разведчик. Для режиссёра Штирлиц становится проводником для передачи зрителям различных моралей и ценностей, смыслов картины, становится примером сильного человека, не страшащегося ударов судьбы.
Лиозновой удаётся показать военный мир в тылу и отразить его через призму политики, вопросы которой, становятся ключевыми в понимании картины в целом. Режиссёр отражает суть войны как никто до неё, чётко разделяя политику и фронтовые действия, не пытаясь при этом показать нацистских лидеров фанатичными сектантами. Эта мысль пронизывает абсолютно весь сериал, за что, кстати многие её и недолюбливают. Режиссёр видит реальную суть вещей, отражая их в образах, например, тех же самых Мюллера, в исполнении Леонида Броневого, или Шелленберга, в исполнении Олега Табакова, чьи персонажи, не смотря на кровавые действия их реальных прототипов, по ряду причин не вызывают сильной ненависти. И дело здесь не столько в блистательной игре актёров, сколько в тех реалиях, которые окружают любую войну. Все образы нацистских лидеров в картине представлены здесь, повторюсь, не как фанатичные звери, а как самые обыкновенные политики, которые прикрываясь «политикой партии» делают свою карьеру исходя из своих корыстных амбиций – жажды богатства и власти. Пресмыкательство и лизоблюдничанье – всегда были одним из основных способов карьерного роста, что довольно ясно показывает режиссёр.
В пользу этой точки зрения говорит, и сюжетная основа картины отождествляя вчерашних «друзей» фюрера с крысами, ищущими все возможные способы бежать с тонущего корабля. Что же, на этом, пожалуй, сравнения с крысами в сериале не заканчиваются, ведь о союзниках Советского Союза по политическому столу у Лиозновой и Семенова такое же мнение, приведённое, правда, несколько с другой стороны и отражённое режиссёром как игра в карты под столом.
Не меньше времени режиссёр уделяет и вопросам фронта, и судьбе простого немецкого народа, нисколько не виноватого в злодеяниях своих лидеров, пришедших к власти и вскормленных тяжбами их родины по прошествии Первой Мировой Войны. В картине отражены и антирежимные настроения народа в лице пастора Шлага и профессора Плейшнера, и его невиновность. Ужасы, творящиеся на фронте режиссёр показывает на хронике, а сцены призыва в армию подростков и стариков лишь усиливают эти эмоции. И даже вчерашние друзья Гитлера понимают насколько бессмысленно продолжать войну. Однако, не смотря на подавляющее большинство стремящихся к богатствам Рейха людей, были и те, кто слепо верил в идею, а фюрера отождествлял с божеством, это по мнению авторов и затянуло последние мгновения Третьего Рейха.
Татьяна Лиознова не останавливается лишь на рассмотрении вопросов войны и политики. Она уходит гораздо дальше. Здесь есть и представления о справедливости, чести, достоинстве и любви к Родине отражающиеся в лице штандартенфюрера Штирлица и тех же самых профессоре Плейшнере и пасторе Шлаге. С последним режиссёр связывает и вопросы духовенства и национальных идей, которые как будто бы заменили религию, как главную уздечку, надетую на народ правительством. Не стоит забывать и сюжетную линию радистки Кэт, переживающей один за другим удары судьбы.
Однако главное внимание в сериале всё же сконцентрировано на его главном герое – Максиме Исаеве или Штирлице. Всестороннее раскрытие режиссёром своего героя безусловно одно из главных достоинств картины, причём это касается не только главного героя, но и всех остальных. Постоянно мелькающие сцены хроники, и прилагающийся досье на персонажей многосерийной ленты усиливают впечатления и всё больше погружают в атмосферу тех дней, попутно помогая режиссёру раскрывать героев сериала. Тоже самое можно сказать и о потрясающих переходах от одной сцены к другой проходящих под плавное тиканье стареньких домашних часов и сопровождающихся запоминающимся эффектом «жалюзи», который в какой-то степени даже отсылает зрителя к сцене, в которой разведчик во-избежание лишних глаз закрывает жалюзи в своём доме. Не малую роль для передачи общего настроения играет и цвет картины, отснятой только в чёрном и белом фоне (p.s. в оригинале).
Отдельно хотелось бы отметить музыку, звучащую на экране без которой картину представить просто на просто невозможно. Музыка Микаэла Таривердиева заставляет зрителя запомнить её и прокручивать в своей голове ещё долгое время, а песни за авторством Роберта Рождественского в исполнении Иосифа Кобзона уже долгие годы многие знают наизусть.
Семнадцать мгновений весны сумели создать себе не только невообразимую популярность, как на Родине, так и за рубежом, но и завоевать целую толпу как поклонников, так и ненавистников, критикующих картину за слишком мягкое отражение нацистов на экране, хоть это и было обосновано сюжетными задумками и предназначалось для передачи режиссёрских и сценарных идей, а штандартенфюрер Штирлиц на долгие годы стал кумиром молодежи, во многом потому что он, со слов тех же самых авторов картины, «никогда не торопил события, а выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности».
Я долго думал, а стоит ли вообще писать какое-то подобие рецензии на эту классику советского кинематографа. Мол, ну все ж и так вроде знают, что это один из тех сериалов, которые однозначно стоит посмотреть. Однако затем я подумал - а сколь часто можно вообще услышать что-то об этом произведении? Кроме анекдотов, пожалуй, что и ничего. Да и анекдоты отрастили уже такую бороду, что о них и не вспоминают, как правило. Так что по здравому размышлению - если когда и стоит писать рецензию на этот многосерийный фильм - то это сейчас.
Сериал рассказывает о семнадцати днях весны 1945 года. Последней весны существования Третьего Рейха. В то время, как силы союзников бьют фашистов по всем фронтам, в Берлине немцы отнюдь не предаются панике. Многие уверены, что череда поражений не вечна, и ход войны ещё переменится. Более реалистичные же начинают наладить контакт с Западом, надеясь заключить союз с США. В центре всего этого находится штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик под прикрытием. Он получает шифровку от своих о переговорах с Западом и что им нужно помешать. Но кто пытается раскурить трубку мира с американцами и как именно этому можно помешать - воистину задача для неординарного ума. Коим и является Штирлиц...
Прежде всего стоит сказать, что сюжет крайне умело построен. Каждая серия нагнетает интригу. Например, в течение всей первой серии мы ничего не знаем о том, что Штирлиц на самом деле разведчик. Лишь в самом конце серии он получает шифровку и мы понимаем, кто он. На конец второй серии припасено хладнокровное убийство. В третьей начинается большая игра - Штирлица начинают проверять. Никто не подозревал его, просто были некоторые странные факты о нём, которые было решено проверить. При этом никто поначалу даже не сомневался в том, что проверка ничего не покажет. Вот только обстоятельства сложились так, что Штирлиц начинает отплясывать лезгинку на острие ножа.
Всё это невозможно было бы реализовать хорошо, если бы не актёрская игра. Честно сказать, среди всех отсмотренных мною фильмов этот пожалуй, самый гениальный в плане актёрской игры. И дело даже не в том, как отыгрывает Вячеслав Тихонов (Штирлиц). В конце концов, поставить хорошего актёра на главную роль не такая уж проблема. Но как играют абсолютно все актёры в этом проекте - вот это и впрямь поражает. Как отыгрывают молодой Табаков (Шелленберг) и уже тогда стареющий Леонид Броневой (Мюллер). Броневой в особенности. Но и все остальные играют не хуже. И то, как это всё складывается в общее впечатление, как это всё выглядит на экране - поражает.
Слегка нивелируется это всё длинной экспозицией. Первые две серии смотрятся в натяг, затем появляется интерес, который лишь к пятой серии приковывает к экрану. Опять же, сказывается тот факт, что каждая серия длится не меньше часа. И при этом это именно что многосерийный фильм, у него не сериальная структура.
Снято всё тоже очень необычно. Сегодня так не делают. Переходы, ведение камерой, крупные кадры на лицо. И понятно, почему так не делается - потому что актёрская игра. В современных сериалах такую актёрскую игру просто не смогут показать.
Местами, правда, это играет против картины. Есть одна сцена где-то в третьей серии, с которой мне пришлось просить отдельного пояснения. Что это было, почему это так сделано. И ответ таков, что я бы ни за что не догадался. Почему она осталась без комментария со стороны обычно разговорчивого закадрового рассказчика?
Пожалуй, ближайшее сравнение, которое возникает у меня - это советский же Шерлок Холмс, и, как ни странно, британский Шерлок. Потому что по сути, каждая серия '17 мгновений' построена вокруг некоей загадки. Задачи, которая стоит перед Штирлицем. И зритель не понимает, как это вообще можно решить, как провернуть. А затем Штирлиц находит решение и всё, разумеется, оказывается элементарно. Коренное отличие, однако, в том, что здесь есть сквозной сюжет, на котором всё повязано. И потому каждая решённая задача вызывает проблему на следующем этапе. Отсюда идёт нагнетение ситуации и потому к последней, 12-й серии, накал страстей нешуточный.
Небольшая деталь, не относящаяся к качеству сериала. Вступительный кадр к каждой серии говорит, что снято это 'Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени М. Горького'. То есть фильм предназначен для юношей. Фильм про войну, шпионов и убийства. Сегодня ни у кого не хватит яиц снять подобный проект и представить его, как ориентированный на подростков. Да в конце концов, мне сложно представить подростков, которые бы такое стали смотреть. Поэтому я сейчас, пожалуй, обращаюсь к людям около 20 лет. Которые, как и я, до сих пор не смотрели этот фильм. А должны бы.
10 из 10
От этого фильма ничего не убавить, да и добавить нечего. Это действительно тот фильм, который стоило бы проходить вместе с литературной классикой, но в школах не проходят историю кинематографа. Насколько я знаю, даже какие-либо попытки рассказать историю искусств были давно оставлены. Резюмируя вышесказанное - если вы уже смотрели этот сериал, полагаю, можно бы и пересмотреть. А если нет - то бегом! Это же... Ну, блин. Это классика.
Шедевральный советский сериал о собирательном образе героя-разведчика Штирлице.
Содержание – вот основа сериала: содержание разговоров, внутреннее содержание героев, содержание действий на экране – всё это дает почву для постоянных размышлений. Всё содержательно, глубоко, осмысленно, логично, красиво, с одной стороны, и трагично, с другой.
Вячеслав Тихонов – эталон мужской красоты, как внешней, так и внутренней. Это Вам не Джеймс Бонд и Итан Хант в разном исполнении. Здесь всё натурально, естественно, без спецэффектов.
Я даже представить себе не могу, как можно было так тонко передать ту военную атмосферу волчьего лагеря, ее напряженность, безысходность, коварность. Один небольшой и незаметный человек был противопоставлен целой Машине, Системе, Государству, сколько мужества надо иметь, чтобы работать в таких условиях. И как все эти эмоции передал В. Тихонов, нет слов!
У меня выступают слезы, когда Штирлиц, запершись в своем доме, один в этом злом и чуждом для него мире, слушал по радио советские песни под печёную картошечку и рюмку коньяка, сколько боли и горечи было в его сердце в тот момент! А таких душещипательных сцен в картине очень и очень много.
А как гениально передана тонкая психологическая игра между Мюллером, Шелленбергом и Штирлицем, между Штирлецем и другими людьми (пастором Шлагом, профессором Плейшнером, провокатором Клаусом), а отеческие отношения с фрау Заурих, а помощь своему товарищу по лагерю Кате, на такой игре можно вырастить не одно поколение разведчиков. А как Вам сцена обмена взглядами в ресторане между Штирлецем и его женой, она просто гениально сыграна!
Изюминкой фильма явились мысли вслух Штирлица, не понимаю, почему так редко используют в настоящее время данный подход. Ведь такой подход дает возможность глубже понять те или иные события картины, поступки героев. Также плюсом картины являются документальные хроники тех времен, что дает возможность окунуться в данную атмосферу, прочувствовать ее достоверность и трагичность.
Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлёв – вот настоящие мастера своего дела, вот кому веришь и ни капельки не сомневаешься в их игре.
А самое интересное, что всем этим шпионским мужским балом руководила женская рука – Татьяна Лиознова. Ни один режиссер с той эпохи лично для меня так и не смог переплюнуть ее талант видения тех или иных сцен. Женщина лучше всех смогла поставить настоящее кино про мужчин.
Хотел отдельно поблагодарить людей, которые придали данному сериалу цвет. Я все разы смотрел только цветную версию сериала.
Макс Отто фон Штирлиц - он же Максим Исаев, он же Массимо Брунн, он же Всеволод Владимиров.
Я прошу, хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Вступление. Фильм смотрел с детства и уже тогда он мне понравился. Когда узнал что о Штирлице было написано 14 произведений был крайне поражен и заинтригован. Я начал слушать аудиокниги по всем произведениям. И после этого понял - насколько мне жалко этого выдуманного но имеющего множество прототипов человека - Всеволода Владимировича Владимирова. Человека ставшего в 20 лет чекистом и прожившего двадцать лет в Германии под чужим именем, и вообще жившего под тысячей имен, служившего Родине до конца, попавшего в тюрьму за это и в итоге наконец обретшего хоть какой-то покой. Прослушав все аудиокниги я понял что фильм мне теперь нравится еще больше. Ведь теперь я точно знаю что за человеком был Штирлиц.
Фильм безусловно шедевр. Игра актеров завораживает - интеллигентный и спокойный Штирлиц в исполнении Тихонова; обаятельный Шелленберг Табакова; хитрый Мюллер Броневого и загадочный но умный Борман в исполнении Визбора. Музыка и стихи песен тоже прекрасны.
Думаю разбирать по полочкам этот шедевр нет смысла. Просто достаточно выразить восхищение.
И теперь немного о цветной версии 2009 года. Я не собираюсь ее критиковать. Она бы смотрелась нормально, если бы оттуда не вырезали большое количество сцен. Я понимаю это сложный процесс, но ведь большинство других цветных фильмов оставили полными. Поэтому оценку самой цветной версии я бы поставил 4 из 10.
Трудно писать об общеизвестном и всеми любимом шедевре, но тем не менее, если подводить итоги неоднократных просмотров этого великого советского сериала, мы можем с уверенностью утверждать, что имеем дело в разновидностью интеллектуальных шахмат. История советского разведчика, который всех перехитрил, предотвратил воздание атомной бомбы и помешал заключению сепаратного мира между Германием и Штатами, кончено, уже разобрана на цитаты и анализировать здесь надо не актерскую игру, и не особенности блистательно написанного сценария, а саму структуру, композицию, способы построения драматургии, который делают этот фильм вот уже сорок лет столь любимым и почитаемым.
Сколько написано о блестящем актерском составе, потрясающе выбранных типажах, мужественной сдержанности Штарлица-Тихонова и эмоциональном, взрывном темпераменте Мюллера-Броневого. Мюллер изображен в ленте как настоящий буржуа, сажавший нацистов в годы Веймарской республики, а потом сажавший представителей Веймарской республики при Гитлере. Потрясающ мрачный образ Кальтенбрунера – этакого Гитлера в миниатюре, символичен Борман в исполнении Визбора. Нет ни одной проходной актерской работы – все как фигуры на шахматной доске играют свою неповторимую роль в сложной многоступенчатой партии.
В этом специфика сценария Юлиана Семенова, опробованная им во множестве замечательных фильмов, в том числе в блестящем сериале «Тасс уполномочен заявить», снятом уже после «Семнадцати мгновений» о противостоянии уже советской и американской разведок, блестящий образец сложной шахматной партии в годы «холодной войны». Семенова сложно читать, ибо в его документальных детективах, в том числе в «Экспансии», ставшей литературной основой «Семнадцати мгновений», много документов, много цитат из официальной литературы, указов, нот протеста и прочего, что интересно, скорее буквоеду-дипломату, чем обычному читателю. Но экране эта сложная литература удивительным образом преображается, давая поразительный эффект узнавания ситуаций подковерной политической борьбы в наше время.
Ничего не изменилось во внешней политике, в геополитике: по-прежнему действует разведка, по-прежнему в глубоком подполье работают шпионы, и эта тема никогда не устареет, о чем свидетельствует кассовый успех «Шпионского моста» Спилберга. Помнится в 70-е годы Мартин Ритт выпустил выдающийся фильм о «холодной войне» «Шпион, пришедший с холода» с Ричардом Бертоном в главной роли, в нем разочарованный в жизни, опустившийся британский шпион, работающий в ГДР, испытывает на свой шкуре двуличие обеих разведок – советской и американской, становится человеком без Родины и вне закона. Вряд ли Татьяна Лиознова видела этот фильм, хотя он хорошо известен, тем не менее у Штирлица порой возникают схожие с героем «Шпиона, пришедшего с холода» мысли, когда он, например, не понимает почему на него возложили столь сложное задание, как разоблачение перспектив сепаратного мира.
Все двенадцать серий наполнены саспенсом в самых лучших хичкоковских традициях, особенно противостояние Мюллера и Штирлица, здесь поединок самолюбий прикрывает войну мировоззрений между светским человеком и изворотливым, хитрым буржуа. Интересен в этом смысле образ провокатора Клауса и пастора Шлагга, в которых Семенов удивительным образом, показывает, что гуманное отношение к человеку выросло из христианства, а якобы марксист оказывается провокатором. Сцена, в которой Штирлиц раскалывает Клауса – одна из самых запоминающихся, ибо в ней Клаус лицемерит, что ему якобы нравится органное пение, горнее.
Пастор Шлагг – образ многомерный, в нем сочетается наивность и непреклонный антифашизм, он мягок в отношении к людям, но не примирим в отношении к людоедскому злу фашизма, таким и должен быть настоящий христианин. В этом смысле Семенов и Лиознова создают почти крамольный для советского кино образ положительного священника. Также и профессор Пляйшнер интеллигент, ученый оказывается по эту сторону баррикад, принимая посильное участие в антифашистском сопротивлении.
Вообще одна их характеристик фильма – противопоставление дикой ксенофобии и хамства фашизма, его людоедских методов работы, основанных на столь же чудовищных расовых теориях и людей культуры, любящих музыку, искусство, интеллигентных антифашистов. Действительно одной из характеристик антифашистского подполья в Европе была глубочайшая интеллигентность его участников. Это не нацистские бонзы, у которых было семь классов образования и которые сжигали книги Томаса Манна и Анны Зегерс на площадях, это люди, боровшиеся за сохранение европейской культуры.
Сейчас. когда капитал, строительство небоскребов, торговых центров разрушает городскую архитектуру, когда живопись и спектакли на заказ теснят настоящее артистическое мастерство, когда кассовое кино уничтожает авторское, когда капитал повсюду пожирает все дорогое нам, впору говорить о либеральном фашизме, ставшем такой же угрозой европейской культуре, как и нацизм Гитлера.
Но «Семнадцать мгновений весны» прежде всего учат нас бороться за освобождение этого мира, не буквально, с оружием в руках, но в деликатной интеллектуальной дуэли с идеями этого века, с либерализмом, давно предавшим человека во имя денег. Как и нацизм предал идеалы гуманизма во имя людоедских расовых теорий, а коммунизм ко имя классовых. Человек остается человеком лишь, когда любит, лишь, когда он защищает детей от насилия взрослых (вспомним потрясающие образы радистки Кэт и ее ребенка, и как их истязает гестаповец). Образы детства, настоящей человечности, которую защищает советский солдат (в данном случае разведчик) – постоянная тема нашего кино, начиная с «Баллады о солдате» и «Иванова детства», в данном случает она раскрывается с присущей режиссеру женской темпераментностью. Тем эти сцены и ценны.
Одним словом, имея дело с шедевром такого полета, можно копать и копать, главное, что стоит отметить, так это то, что в нем соблюдена гармония частей, форма пропорциональна содержанию. Как говорил Бергман о «Седьмой печати»: «фильм нигде не жмет, и не натирает», а это и есть свойство настоящего, бессмертного кино.
Три раза смотрела этот фильм. Он настолько глубокий, настолько напряжённый, что его нельзя смотреть часто. Для меня в детстве он запомнился тем, что его смотрел мой отец, который поставил кино на паузу и куда-то отлучился ненадолго. А я тем временем запомнила кадр - стол, фашист с красной повязкой (фильм был чёрно-белый, просто тогда я уже знала цвет повязки), какие-то документы на столе. А затем я посмотрела 'Семнадцать мгновений весны' в десять лет. Тихонов для меня так и остался Штирлицем. Покажи мне сейчас его фото, я прежде всего скажу не 'это Тихонов' или 'это Илья Семёнович', хотя второе тоже вероятно, - я скажу: 'Это Штирлиц'.
Во время просмотра очень за него переживала, порой даже слёзы на глаза наворачивались, и когда он наконец выпутался из истории с Кэт и своей профессией ('русский резидент'), мне даже не поверилось сперва.
Актёры великолепные, в какой-то степени я симпатизирую Мюллеру-Броневому и Шелленбергу-Табакову, хотя они убийцы. А сам Тихонов... Впечатление производят даже не его движения, фразы, решения, а его взгляд и поза. В его взгляде можно столько понять и прочувствовать, сколько всем актёрам Голливуда, вместе взятым, не удавалось передать. И позы у Штирлица очень выразительные. По ним можно понять, о чём он думает, о чём переживает, когда ему тяжело, когда весело и свободно.
Была, кстати, одна история со мной. Я гостила у бабушки и дедушки, смотрела телевизор, а поскольку ничего интересного не показывали, я быстро переключала каналы. И вдруг мелькнуло знакомое лицо. А я-то уже на другом канале, пришлось мчаться обратно, и вот я вижу Штирлица... и одновременно не Штирлица. Нет, всё-таки Штирлиц. И вот я сломя голову несусь к бабушке на кухню и произношу фразу, для моих родных ставшую легендарной: 'Бабушка, там Штирлиц в фильме про школу снимается!' Бабушка в ответ: 'Это, наверное, фильм 'Доживём до понедельника'. Посмотри, очень хороший фильм'. Фильм действительно оказался отличным.
А всё-таки Штирлиц и 'Семнадцать мгновений весны' - такой человек и такой фильм, про которые даже в нашем великом и могучем языке слов не найдёшь, чтоб все свои чувства выразить. Большой человек Исаев, очень большой, прямо-таки настоящий.