Сколько раз смотрел этот сериал, всегда хотел разгадать его секрет успеха у телезрителей. И, хотя в наше время выпустили цветной вариант, который явно проигрывает своему чёрно- белому собрату, интерес к нему и через 40 лет после премьеры не угасает. Во все времена и в каждой стране есть народный герой, который становится героем шуток и анекдотов. В СССР среди прочих Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, он же Георгий Владимирович Владимиров, образ которого воплощён в произведениях Юлиана Семёнова, один из которых называется '17 мгновений весны', по которому сняла 12 серийный фильм с таким же названием Татьяна Михайловна Лиознова. Она собрала под свои знамёна знаменитых актёров- от Ростислава Плятта и Евгения Евстигнеева до Вячеслава Тихонова и Светланы Светличной.
Каждый из них играет свою роль, и делает это гениально. Например, Леонид Куравлёв. Айсман в его исполнении настолько обоятелен, даже не верится, что он фашист, враг советского народа. Вальтер Шелленберг в исполнении Олега Табакова выражает те же чувства, а Мюллер в исполнении Леонида Броневого вообще всенародный любимец. Также восхищает закадровый голос Ефима Копеляна, который попал в точку, И, наконец, музыка. Микаэл Таривердиев написал замечательную музыку, а его песни на стихи Роберта Рождественского в исполнении Иосифа Кобзона- настоящие шедевры, которые любимы и сейчас. Этот многосерийный телефильм, снятый 40 лет назад, и сейчас актуален, его постоянно показывают по телевидению, поэтому десятки по 10-бальной системе он достоин.
Кто молчал в ответ, // Медлил в ночь уйти, // Гнал дыхание дней, // Разлукой робел, печалился. Калинов Мост
Пока мгновения истории отбивают свои траурные ритмы на крышке гроба очередного витка Цивилизации; пока клепсидра Кроноса бестолково расплескивает священную воду (или что там у нее, не знаю, ни разу не интересовался вообще), стирая с лица мироздания народы, страны и города; пока сонмы апологетов разнонаправленных идеологий кроваво колошматят друг друга с мыслью об очередной священной победе; на обочине жизни, в двухстах километрах от Берлина, пригорюнившись, сидит человек. Его преданные, тоскливые, как у покинутого больного бульдога, глаза сосредоточенно изучают сорванную где-то поодаль травинку. Это — застигнутый в очередном приступе ностальгии Штирлиц.
Нынче этого дядю знает всяк. Не обязательно помнят по сюжету, но фамилия на слуху, да и при случае приветят обязательно. Ему где-то за сорок, он полковник КГБ, герой Советского Союза, а главное — действующий шпион на службе его величества Хозяина, с персональной лицензией на битье бутылок о головы вражеской контрразведывательной агентуры. А это уже, извините, не хрен собачий. В общем, жизнь удалась, ничто не прошло мимо. И тут возникает резонный вопрос: а чего ему, собственно, так отчаянно фигово? Что ж, обо всем — в порядке живой очереди.
Хотя сюжет фильма охватывает лишь несколько финальных недель, напомним, сам Штирлиц в Германии уже давно. Естественно, ему осточертело: вам бы точно так же осточертело, уверяю. За это время у него дома, по слухам, второй сын родился, а мечты про березки - сладкие-сладкие, и печеную картошку хорошо бы из костра руками таскать. Ностальгия, лирический герой, страдающий от неразделенной любви к Родине и во имя той же любви должный свалить от нее как можно дальше. А там еще грустные стихи Рождественского отчего-то не попадающие размером в мелодию Теревердиева (надеюсь, не напутал с фамилией): «… ты полети к родному дому…» Фау-2 по родному дому, товарищ Штирлиц! и проникновенный голос Копеляна… «ка»… «ко»?.. озвучивающий за кадром мысли великого разведчика: «дело в том, что Отто фон Штирлиц играл в шахматы второй раз в жизни...» Вот на такой нехитрой атмосферной заманухе, помноженной на патриотические мотивы, проходящие рефреном от серии к серии (за фразу не уверен), повелось, по некоторым данным, от 50 до 80 миллионов телеаудитории СССР. Хмм, минутку, это не вся ли телеаудитория СССР? чертова агит-пропаганда!
Осталось всего пара мазков (на самом деле - вранье, внизу еще полрецензии где-то), чтобы окончательно обрисовать получившуюся картинку. Да, сюжет провисает; да, изначально не шибко объемный первоисточник каким-то чудом размазали на 12 серий, да, в фильме присутствует дикое количество хроники и биографических справок, от которых даже борцам мехмата напрочь выносит мозг (проверяли); да, и высокие связи протестанта Шлага в Ватикане — это не главные претензии к фильму. И даже не камера и ее занудные полустатичные планы. (Если взять за эталон выверенности операторской работы «Сияние» Кубрика, то забейте меня статуей фаллоса под ритмы ван Бетховена, если Катаев, в данном случае, стоит не где-то совсем в другом месте.) Основная проблема в кадрах – нет, теперича не в тех, что в «монтажной склейке». А они, как говорится, решают все.
Существует байка о том, как Мартин фон Эссенбек однажды встретил в коридорах Гестапо Гиммлера Лиозновой (да, Лиознова — это режиссер, не упоминалась пока) и долго ему втолковывал про переход грани ницшеанского гиперборейца и хороший трах со своей матерью, но, поняв тщетность усилий, отвесил пинка и был таков… Эмм.. единственное, хочу сказать, что представленные в «кине» немцы всего лишь славные советские ребята, нацепившие маскарадные костюмы с кобурой и чего там у них было, не помню уже. Нет, конечно, если кого-то не пугает, что Мюллер говорит коллеге, как сильно по-товарищески любит, то меня очень пугает, но я все равно хочу прочувствовать это еще и на немецком языке! А так как слышал, что большую часть педерастов выпилили из NSDAP во время партийных чисток педерастов, меня это пугает вдвойне… Господа, это же ненастоящие немцы!
Неудивительно, что при такой тотальной облаве – уточняю, при полном шухере, – Штирлиц окончательно закрылся в себе, и во всех возможных ситуациях старается молчать, супить брови и усиленно думать голосом Копеляна: а вдруг заметят, что он тоже в СС человек лишний, и заставят пить водку (ха, и так же пытались!), париться в бане и ходить по грибы (даром, что весна)? Тут уж и не пострадать по-человечески, и вся атмосфера накроется медным тазом под 'Валькирии' Вагнера. Фанаты отвернуться: они пойдут смотреть 'Есению' — караул! А еще эти советские ребята в нелепых нарядах чудно, по-советски, пытают в застенках кровавой гэбни несчастных диссидентов умственного труда… прошу прощения, предателей немецкой (ли) Родины. Но если вам это напомнит сцены из обличающих совковую машину террора док. фильмов Млечина-Сванидзе, то за вами уже выехал пативэн.
Ну так-с. Очередь, которая живая из, кажется, второго абзаца, закончилась: грусть-печаль Штирлица освещена. Собственно, сами бы попробовали поучаствовать в этаком бедламе, окончили бы жизнь, выйдя в окно, — гарантирую. А дядя молоток, все же держится… В общем, дальше будет всесоюзная слава, памятники, бренды одежды и книги анекдотов штабелями на стеллажах. Про анекдоты-то еще понятно, остальное оценить не в состоянии. В целом фильм в своей нелепости больше всего напоминает старую забавную шутку: 'Штирлиц пошел по грибы. Поискал слева — не нашел. Поискал справа — не нашел. Поискал спереди — не нашел. «Не сезон», — понял разведчик и сел в сугроб'. Вот а обитателям сугроба понравилось, они закричали миллионами: «Ура! Это про нас». Вот только должно было быть про немцев в 45-ом. Печаль-беда.
Все же, не пойму я. Откуда столько идиотов, которые кричат о том, что в фильме много исторических расхождений? Неужели фильм носит в себе гордое звание 'документальный' ? Неужели так важно, что Мюллер Броневого был далек от подлинного, а женщины в SS имели другие звания и не участвовали в допросах?
Если после просмотра картины, у мужчины не возникает желания быть похожим на Штирлица, то он не мужчина вовсе. Так, лицо мужского пола.
Непонятны невежды, которые в два горла кричат о затянутости сюжета и бессмысленных диалогах. Если вам, невеждам, что-то осталось непонятным, советую жевать, ибо иногда, лучше жевать, чем говорить.
Лично я посмотрел почти все, что только можно. Киноиндустрия не успевает выпускать более - менее добротные фильмы под скорость моего просмотра.
Я с легкостью могу сказать, что этот фильм лучший, в своем жанре и один из лучших в кинематографе вообще. Тем более, учитывая год создания и то количество правок, которое фильм перенес в процессе цензуры.
17 мнгновений скукоты, которые назвать мгновениями… 4,5/10
...я вас умоляю. Сейчас в мою сторону полетят заостренные булыжники и фразы типа: 'Иди, мальчик учить учебники!' однако мне непонятна столь восторженная реакция на этот пережиток СССР, когда любой движущейся на экране хрени народ дивился, как мы какому-нибудь экстра-экшену в формате 3D, но сейчас, похождения советского разведчика Штирлица выглядят настолько убого и уныло, что делать скидку на возраст фильма просто невозможно.
Все 630 минут - это самое мощное снотворное, какое вы найдете, когда динамика и ощущение напряженной обстановки, в которой находился Штирлиц, отсутствуют напрочь. Сериал смотреть в принципе не интересно. Я не говорю об экшене, взрывах, погонях и мозгах по стенам.
Даже в диалогах героев, их монологов можно найти что-то затягивающее и вызывающее интерес. Но здесь этого просто нет. Пустой ширпотреб - вся концепция сериала. Говорить о сюжетных перепитьях, взаимоотношениях героев и о самом Штирлице нет смысла. Вы обо всем забудете, после окончания следующей серии.
И это ужасает, когда вместо того, что бы получить реальную нагрузку на мозг, задуматься, поразмыслить, втянуться в интриги, плетенные прихвостнями Гитлера и самим Штирлицом, возникает ощущения, будто тебя просто изнасиловали, умственно.
Голова гудит, верните 30 минут моей жизни. Но, может, дальше будет интересней и это лишь своеобразный разгон? Не обольщайтесь... Дальше будет еще хуже.
А теперь моральная и идеологическая сторона вопроса. Честно говоря, не к месту, но все же... Весь сериал - сплошная пропаганда, заказ партии СССР. Войну выиграл фактически несуществующий шпион, на все остальное плевать. На исторические факты, на реализм, на честь обычных солдат, которые ползали в грязных траншеях и вязли в колючей проволоки, пока Штирлиц талантливо пародировал Джеймса Бонда, попивая в баре и бродя из места к месту, обволакивая увидевшему этот псевдошедевр сладким сном.
Фильм, который, без преувеличения обессмертил его создателей, актеров, советское кино, нашу историю и советских разведчиков.
Получив в свои руки необычайно киногеничный материал в виде романа Юлиана Семенова, режиссер Татьяна Лиознова распорядилась им очень грамотно и профессионально, в результате произведение о легендарном разведчике идеально легло на пленку. Все в картине выверено по всем параметрам – до секунды хронометража, актерского жеста, поворота головы или слова.
Настоящей находкой и образцом для многих поколений (в том числе, и будущих, несмотря на то, что «Семнадцать мгновений весны' в 2013 году отметят уже 40-летний юбилей) стал закадровый голос непревзойденного Ефима Копеляна. Эта работу целиком правомерно считать полноценной ролью, настолько много вложил в нее актер.
О феноменальных актерских работах в фильме сказано уже много хороших слов, нет смысла снова их повторять и перечислять, ибо даже в эпизодах зачастую задействованы звезды первой величины, и практически для всех из них даже короткие сцены с их участием стали знаковыми. Очень характерным примером в этом плане стал Лев Дуров, сыгравший Клауса. Этого замечательного актера мы знаем по десяткам отлично исполненных им ролей, но его эпизодический персонаж в картине Татьяны Лиозновой остается в памяти так же долго, как и и иной сыгранный им главный герой.
Что уж тогда говорить о Вячеславе Тихонове, Леониде Броневом, Олеге Табакове, Ростиславе Плятте, Евгении Евстигнееве и многих других… Характерные, самобытные персонажи, идеально подходящие и вжившиеся в свои роли.
Картина изобилует очень сильными, безупречно выстроенными в плане драматургии сценами. Она встреча героя Вячеслава Тихонова со своей женой в немецком кабачке чего стоит! А были же еще диалоги Штрилица с пастором Шлагом, Мюллером и Шелленбергом, эпизоды с Плейшнером, радисткой Кэт и генералом Вольфом, да всех не счесть, ставшие для актеров настоящей творческой удачей.
Очень целостно и грамотно проработан и сюжет ленты в целом. Драма и интрига поддерживаются до самого последнего кадра.
О музыке Микаэла Таривердиева вообще можно писать отдельную рецензию, как и о каждом его саундтреке к любому фильму, к которому он писал музыку. Песни в картине просто поражают своей силой, мощью и одновременно глубокой лиричностью.
Одним словом, сильное кино о сильных, интересных и неординарных людях, настоящий бриллиант в сокровищнице не только советско-российского и но и мирового кинематографа.
И напоследок выскажу свое субъективное мнение. Не являюсь сторонником перевода старых черно-белых фильмов в цвет и «Семнадцати мгновений весны» - в частности. Эти картины принадлежат своему времени, и они хороши именно в таком формате в котором сняты, именно такими они запоминаются зрителям. И перевод в цвет, даже если он будет осуществлен идеально в техническом плане (а в случае с фильмом Татьяны Лиозновой это, на мой взгляд, увы, не так), никаких принципиально новых впечатлений и ощущений они зрителю не подарят. Оставим шедевры тем эпохам, в которые они были созданы.
Вот опять, как в последний раз, я все гляжу куда-то в небо, как будто ищу ответа.
Удивительная вещь фильм '17 мгновений весны'. Посмотрев его невозможно не написать рецензию или же не обговорить его с кем-то, потому что при всем наружном спокойствии восприятия, в душе происходит необъяснимое. Я напишу лишь свои впечатления от просмотренного.
'Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанная годами.'
Уникальная память. Привычки, выработанные временем. Каждый шаг продуман.
Я вряд ли могу даже на миг представить себя на месте русского разведчика - Исаева. Он называет своей родиной Германию, но страшно представить, что в эти моменты творится в его душе. Несмотря на то, что он разведчик, его образ - один из самых человеческих во всем кинематографе. Нет-нет да проскользнет момент, который позволяет заглянуть за ту непроницаемую стену. Посмотрите на то, как он разговаривает с Кэт, как он поет в душе, отмечая День Красной армии. У него защемило сердце, когда он увидел, что пастор не умеет ходить на лыжах и еще множество моментов. Я вижу в его образе в большей степени бесконечно одинокого человека, с настоящей русской душой, который чувствует то же самое, что чувствует каждый человек.
Музыка.
Гениально подобрано музыкальное сопровождение. Голос И. Кобзона, не является одним из моих любимых голосов, но он как нельзя лучше подходит к этому фильму: ровный, ненавязчивый, но в то же время проникновенный.
Все-таки я придерживаюсь того мнения, что фильм нужно смотреть в черно-белом варианте. Не расцветка дает этому фильму объем, а музыкальное сопровождение. Музыка и игра актеров в сценах, где не произносится ни слова, но при этом мы понимаем все, что происходит. Ничего лишнего. Высший пилотаж.
'Чей же ты, дурашка?'
Доброта и сердечность.
Все часто обсуждают сцену встречи Штирлица с женой в кафе. Я же хочу обратить внимание на сцену в последней серии, когда Штирлиц хочет передать записку жене через связного. Там важен сам момент написания. Штирлиц открывает блокнот, пишет левой рукой по-французски 'Ma chere!'. Официально. Зачеркивает. Переворачивает лист, пишет снова: 'Cherie!' Продолжает писать и писать. Он не говорит ни слова, только музыка, только выражение лица, только в конце записки видны слова: 'Je T'aime'. А потом он разрывает этот лист, говоря, что его опасно везти через 3 границы. Ведь попади эта записка в руки к немцам - найдется автор.
Но самое главное в этом фильме то, что смотря на Штирлица-Исаева, невольно сравниваешь себя с ним. Таким как он хочется быть. И я надеюсь, что посмотревшие этот фильм, нашли в его мгновениях ответы на свои вопросы.
Спасибо гениальному режиссеру и гениальным актерам за проделанную работу.
Не могу беспристрастно оценить эту картину, из-за своей любви к советскому кинематографу, Вячеславу Тихонову и Олегу Табакову)
Восполнил пробел на и без этого белой моей культурности. Ожидал перед просмотром скучного черно-белого фильма, незаслуженно возносимого неискушенным советским зрителем, ждал типичного шпионо-полицейского криминальчика, сдобренного доброй горстью коммунистической пропаганды. Да простят меня мои предки! Я ошибался.
Семнадцать мгновений весны – во-первых, замечательно снятый, интригующий, захватывающий фильм. Какая тут игра актеров! Просто потрясающая. Весь фильм происходит битва характеров героев, где каждый проявляет себя виртуозом. Монологи, диалоги настолько глубоки. Фильм можно назвать экшеном без экшена. Борьба в фильме происходит на уровне когнитивном без перестрелок и догонялок. Очень умный фильм.
В фильме попутно идет рассказ о всей войне и ее героях и антигероях, о сражениях и мужестве людей. Один из главнейших смыслов фильма – что победит в войне тот, кто больше всего заслуживал этого, терял все в этой жизни вплоть до семьи и не переставал бороться со злом, спасая других. Слава им!
Десятая и одиннадцатая серия это просто вершина. Здесь возможно самый репрезентативный из всех в фильме фашист Мюллер произносит пророческие слова: 'О нас будут говорить как о легенде, а легенду надо подкармливать. Надо создавать тех сказочников, что переложат наши сказки на иной лад. Как только где-нибудь вместо слова 'Здравствуйте' произнесут 'Хайль' в чей-то персональный адрес, знайте, там нас ждут, оттуда мы начнем свое триумфальное возрождение'.
Чтож, нашему поколению остается только отстаивать завоеваный нашими дедами мир, и не поддаваться на то зло, на котрое купились немцы в прошлом веке. За сим победиши!
Несмотря на то что в 70-х в СССР цензура десятками бросала фильмы «на полку» из-за того что «что-то» им не понравилось в то же время на голубые экраны страны вышел 12-ти серийный созданный по заказу Ю. В. Андропова и под непосредственной эгидой КГБ отечественный сериал «всех времен и народов» снятый по весьма посредственному роману Юлиана Семенова – «17 мгновений весны».
Спору нет- сериал сам по себе обалденный – и музыка и актеры и антураж. «У каждого мгновенья свой Кобзооон!».
Только вот непонятка вышла. Почему то по школам стали пацаны честь друг другу отдавать прямо как в рейхсканцелярии. И соображать в званиях СС не хуже чем в званиях РККА.
При ближайшем рассмотрении получается, что руководитель страшного гестапо Мюллер, руки которого по локоть в крови – превратился в доброго «папашу Мюллера» в великолепном исполнении Броневого. Штирлиц в свободное от службы время в осажденном Берлине сидит в кафе «Элефант» и дует пивко, а затем шарабаниться на служебном «Мерсе» в Швейцарию или на поезде – «бизнес-классом».
Конечно есть и гады – Холтофф и Рольф, но первому Штирлиц бьет в своем элитном коттедже бутылкой французского (непременно им) коньяка по эсэсовской башке, а другого пристреливает любитель детей и тайный друг радистки Кэт эсэсовский солдат, воевавший под Минском- Гельмут. В заключение приведу слова Олега Табакова, как после показа сериала в ГДР (и соответственно увиденного в ФРГ) к нему пришло письмо благодарности от дочери Вальтера Шелленберга со словами признательности за то что Табаков «показал папу таким хорошим».
Во всем этом празднике жизни как то забывается за что мог получить Штирлиц Железный Крест и строку характеристики – «беспощаден к врагам рейха».
Тем не менее фильм в 1976 году получил Государственную премию СССР – высшую трудовую награду.
Среди легенд советского кино, к которым хотелось бы прививать интерес и последующих поколений, значимое место заняла история Штирлица.
События развиваются незадолго до капитуляции Германии во Второй Мировой Войне, зимой-весной 1945 года. Штандартенфюрер СС Штирлиц является советским шпионом, который ведет двойную игру, передавая важную информацию на родину. На него возложен ряд важных задач как с одной, так и с другой стороны, и он каждый день рискует своей жизнью. Этот проект буквально вскружил голову целому государству, и ошеломляющий успех, кажется, ощущается и сегодня. Имя главного героя стало нарицательным, а многие фразы и моменты этой истории активно цитируются. В картине использовано большое количество архивного материала, которое вместе с пояснениями расширит ваши познания в данной области. И хотя главные герой является лишь литературным персонажем, он появился, как собирательный образ отважных разведчиков, нескольких персоналий, которые храбро служили на благо своей родины в этот ужасный период истории. Мы познакомимся с основными действующими лицами правительства Третьего рейха. Сам сюжет очень захватывает, и даже спустя почти сорок лет отдаешься ему полностью, а серии пролетают одна за другой.
Легенда советского кино. Если вы до сих пор жалеете время на просмотр этого сериала - немедленно исправляйте эту ошибку. Вы останетесь, довольны и советуйте его другим
Настал тот момент, когда я досмотрела этот фильм. Впервые. Полностью. Даже больше двенадцати часов, в черно-белом варианте (нашли чего раскрасить, право слово, это же как 'Список Шиндлера' раскрашивать), в общем, с чувством честно выполненного долга пишу о нем сюда.
Это, конечно, очень непростой фильм. До политической составляющей то ли я в свои не детские уже годы еще не доросла, то ли не дорасту никогда - иногда я тщетно пыталась понять, какие именно тайные узлы завязывают и развязывают те или иные герои этой саги. Куча имен, фамилий и связей, всякие полунамеки...
Это еще и очень длинный фильм. Смотрела я его далеко не на одном дыхании. На самом деле я его смотрела больше полугода, с огромными перерывами.
Но - не зря, не зря. Во-первых, стали как-то яснее все те анекдоты, что я знала с детства, а также я наконец поняла, откуда идет выражение 'изобрази пару формул', которое в нашей семье повторялось довольно часто, и что радистка Кэт и Кэтрин Кинн - одно и то же. Во-вторых, там прекрасный актерский состав и высокий уровень игры, накаких нареканий. В-третьих, ну, всегда приятно посмотреть, как наши побеждают.
Хотя Мюллер бы очень удивился, доживи он до сегодня - все у них в Германии сейчас пучком, а вот у нас, победителей, эх... зря он боялся, можно сказать.
Персонаж Тихонова, Штирлиц то есть, мне понравился не слишком - ну уж больно он белопушист для разведчика. А уж его решение в конце фильма меня просто разозлило - я как-то представила себе реакцию его жены на такое известие. Да и вообще, надо же разумно оценивать свои силы. Зато Мюллер - ох, вот это игра. А Шелленберг - ну такой красавец, я даже удивилась, ведь я никогда не считала Табакова красивым. Если же оценивать героев не как персонажей, а как людей, то больше всего мне понравился немецкий солдат, вступившийся за радистку. Жалко мужика.
Операторская работа выдержана в одном стиле. Сдержанно-лирическом. Всесте с голосом Копеляна она помогает воспринять фильм должным образом. Это не приключения, чтобы требовать драйва, и не документалистика, чтобы требовать исторической правды. Это - военная драма. У нее тоже есть законы жанра.