Боевик о работе секретного израильского подразделения мистаарвим по борьбе с терроризмом. Шпионы внедряются к шахидам и ведут подрывную работу, уничтожая убийц. Фауда – это термин, означающий хаос на вражеской территории, когда агент ошибается. В главной роли снялся самый что ни наесть настоящий боец спецназа Лиор Раз, бывший военнослужащий элитного спецподразделения Армии обороны Израиля 'Дувдеван'.
Что сразу бросается в глаза – никакой голливудщины и гламура. Суровые настоящие мужчины, как они есть, и их опасная работа. Уже отвыкла от внешности обычных людей в кино. Таких, кого мы каждый день в метро встречаем. Только здесь всё динамично, жёстко и по-оперативному быстро.
Действие, в основном, разворачивается в пригородах Рамаллы. Деревни с шахидами и их отчаянными жёнами и матерями. Практически всех поимённо знают бойцы секретного подразделения. Очень интересно смотреть за работой профессионального переговорщика следователя Габи, ведущего допрос. Мощнейшая харизма и обаяние. Просто ходячий секс Микей Морено – руководитель группы спецподразделения. Опытный психолог, умеющий управляться с отчаянными спецназовцами. Отдельное удовольствие – шутки и намёки на его бисексуальную ориентацию. Главный герой – Дорон Кавиллио – бывший спецназовец, ушедший на покой. Выращивает виноградник, делает вино. Живёт с женой и двумя детьми мирной жизнью. Пока его не призывает обратно работа, которую невозможно забыть. Боец чувствует себя живым, только когда по телу привычно разливается адреналин, а руку холодит приклад автомата. Наши герои ловят отъявленного рецидивиста-шахида Абу Ахмада по кличке Пантера, убившего 116 израильтян.
Смотрится очень быстро, действие захватывает. Психологически непросто, потому что про смерть и убийства, пытки. Но когда первый сезон сериала показали по израильскому телевидению, он побил все рекорды просмотров. Смотреть лучше с субтитрами, чтобы слышать совершенно шикарную речь на арабском и иврите.
Импонирует то, что и террористы, и их семьи, и те, кто их ловит, показаны в сериале обычными людьми. Со своими страхами, проблемами, влюблённостями, болячками, нервами. У всех свои железобетонные принципы, которыми невозможно поступиться. Насилие порождает насилие, за одним убийством следует другое, месть, словно в замкнутом круге. А вокруг происходит жизнь. И проблему у нас, на самом деле, плюс-минус одни и те же. С поправкой на религию и воспитание.
Дай Бог всем крепкого здоровья и мира. Пусть люди перестанут воевать и убивать друг друга. Закончу рецензию словами православной молитвы Силуана Афонского: «Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли. Утешителю благий, слёзно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою».
Фауда переводится как хаос, ну это если кто не в курсе.
Но начнем мы разговор с порядка. Драматургия здесь выстроена образцово. Да по нынешним временам это очень большая роскошь. И да - я помню, что сериал вышел в 2015 году, но мы прекрасно знаем, что бывают случаи (насколько частые судить вам) когда с каждым сезоном то или иное шоу теряет в качестве сценария. Здесь к четвертому сезону с этим полный порядок: напряжение по-прежнему нарастает как снежный ком, конфликты и линии персонажей грамотно прописаны.
Также хочу похвалить актерский состав, который подобран просто идеально. Нет фальшивости, переигрываний - просто ансамбль. А Лиор Раз просто потрясающе харизматичен невзирая на то, что далеко не атлет. И многие знакомые дамы заявили, что были просто покорены его зелеными глазами.
Что же касается описываемых событий, то нам показывают не просто арабо-израильский конфликт, а историю о том как насилие порождает еще большее насилие, а по итогу хаос. Я не могу судить насколько доподлинно в сериале показана работа спецслужб и все что с ней связанно, но личное отношение (и даже боль) создателей чувствуется: Раз вписал в повествование историю из жизни, связанную с гибелью возлюбленной (для тех кто не знал).
Итого: профессиональная, динамичная, держащая в напряжении и вместе с тем искренняя история. Ну и один из лучших сериалов нынешней эпохи.
Вначале с недоверием отнесся к отзывам об этом израильском сериале, как лучшем в мире в своем жанре. Но после просмотра трех сезонов могу смело подтвердить, «Фауда» действительно один из лучших сериалов в мире.
Создатели «Фауды» разорвали многие шаблоны жанра, задав новые высокие стандарты смеси политического триллера, психологической драмы и боевика. Возможно это результат того, что в создании сериала принимали участия многие бывшие военные и сотрудники спецслужб.
Автор идеи сериала и исполнитель главной роли Лиор Раз служил в элитном подразделении израильской армии «Дувдеван».
Главное, чего никто не ожидал от израильского продакшена – что палестинские активисты (назовем их так), ведущие борьбу с оружием в руках за возвращение территорий, которые они считают своими, будут показаны, как обычные люди, со своими проблемами и переживаниями и даже любовными линиями.
Конечно, методы, используемые ими со всем основанием можно назвать террористическими, но и представители противоположной стороны не слишком разборчивы в своих методах. Все это хорошо показано в сериале.
Складывается такое ощущение, что сами создатели сериала хотят донести до окружающих, что в этом конфликте нет абсолютно правой и неправой стороны. Единственный путь решения палестино-израильского конфликта – договариваться, иначе эта война на уничтожение будет продолжаться бесконечно, особенно при условии появления все более современных видов оружия у противоборствующих сторон.
Фауда (от арабского – хаос), наиболее точно определяет нынешнее положение вещей в регионе, так хорошо отраженное в сериале. Это же слово является кодовым для членов контртеррористического подразделения ЦАХАЛ – группе бойцов мистаарвим – мнимых арабов, которые и являются главными героями сериала.
Несмотря на то, что первый сезон вышел еще в 2015 году, сериал совсем не утратил своей актуальности. Наоборот, в связи с последними событиями на Ближнем Востоке, третий сезон, посвященный событиям в Газе, воспринимается как документальное повествование, снятое на месте событий.
Или наоборот – события сериала, воплотились в жизнь?
Несколько раз слышал об этом сериале. Употреблялись такие эпитеты, как - жесткий, правдивый, колоритный. Что же увидел я?
Сюжет и главный конфликт есть в описании, поэтому остановлюсь на плюсах и минусах сериала (1 сезона)
Плюсы:
1. красивые актрисы. Смотрел, разглядывал лица и получал удовольствие. Отлично лечится скарлеттйоханссоновый передоз. Хочу еще их увидеть в кино
2. короткие, динамичные серии.
Ну и в принципе всё с плюсами.
Минусы:
1. бюджетность, местечковость. Понятно, что есть США, где сериальные актеры получают гигантские по меркам европейского кино деньги. Там и размах и масштаб.
В 'Фауде' же создается впечатление, что вся движуха происходит в одном квартале. Там взрывают, там похищают. Удивительно, что антигерои случайно не встречаются в булочной.
Этим же грешил другой сериал, тоже с межэтническим конфликтом - '4 квартала'
Как таковой работы спец службы в сезоне нет, ну да, дрон летает, несколько человек сидят в кабинете за мониторами, но выглядит это все как бутафория.
Создатели сериала решили сконцентрироваться на том, как крутые парни ездят в микроавтобусе, бегают за преступниками, выясняют отношения
За скрупулёзный работой по выявлению террористов обращайтесь к Кэтрин Бигелоу.
2. мелодраматичность. Ну здесь все объяснимо: чтобы охватить максимально разнокалиберную публику сериал в отдельные моменты напоминает 'Санта-Барбару'.
С другой стороны - нет четкого разделения на белых и пушистых и на абсолютное зло. Все главные герои борятся со своими демонами, часто не знают, как правильно поступить. Ну кроме главного негодяя.
3. этот минус следует из предыдущего. Герои сериала, которые по долгу службы или приверженности определенным идеям/религии должны вроде как быть расчетливыми, с холодой головой часто теряют эту голову, в результате мы наблюдаем не борьбу секретного спец подразделения с возможными смертниками, а скорее разборки разъяренных Ашота с Вазгеном, которые не поделили Гюльчитай.
Я помню, от сериала 'Спрут' у меня были страшные сны... а здесь же я просто скажу виртуальное спасибо Израилю за возможность что-то узнать об их сериалостроении.
Наверное последний человек из моего окружения, который только недавно посмотрел «Фауду».
«Фауда» на первый взгляд самый обычный боевик. Главные герои - бойцы элитного спецподразделения, работающего под прикрытием на Западном берегу Иордана, выдавая себя за палестницев. Все бойцы билингуальны, все свободно говорят на арабском помимо родного иврита, а девушка-офицер, нереальная черноглазая красавица, выходит в город исключительно в платке, покрывающем голову, и длинном пальто, скрывающем тело.
«Фауда» весьма аутентична. Палестинские поселения, базары, лавочки - все так, как оно есть на самом деле.
«Фауда» очень кровава. Настолько кровава, что иногда кажется, что этот подпадает под другую категорию. Там показывают как выбивают показания так, как это и выглядит, полагаю, на самом деле. Никто не зовет адвокатов и не зачитывает права. Там иногда хочется отвернуться потому что, уж очень чересчур.
Но! «Фауда» уникальна, и подобных сериалов, по- моему, еще не было. Уникальна не тем, что создатели Lior Raz и Avi Issacharoff писали сценарий с натуры. Raz в юности служил в подобном подразделении, потом много лет работал в Америке телохранителем высокопоставленных персон, включая семью Шварценеггера. Он же играет главную роль - фактически самого себя, офицера Doron Kavillio, человека, которому, так уж вышло, вообще нечего терять.
Напарника Raz по написанию сценария Avi Issacharoff являлся ведущим журналистом, пишущим на тему арабо-израильского конфликта. Его расследования во многом легли в основу сценария.
Но не этим «Фауда» уникальна. Ее отличие от всего того, что снято на подобную тему - в объемности, в 3D. В сериале показаны обе стороны конфликта - не только «хорошие» израильтяне и «плохие палестинцы», а прежде всего люди. Люди живые, не картонные. Люди и нелюди одновременно. С обеих сторон.
В «Фауде» палестинцы не показаны исчадием ада. То есть изначально - да, посыл таков, что израильское подразделение борется с терроризмом, с фанатиками, со зверьем, у которого нет ничего святого. Но потом ты видишь, что у зверья тоже есть дети, что у них тоже есть чувства за пределами слепой веры. У них тоже есть свой кодекс чести.
И в каких-то ситуациях хочется поставить на «стоп», чтобы понять, что же происходит в этих головах, что они толкают на смерть собственных детей, ни на секунду не сомневаясь в правомерности подобной жути.
Жестокость запредельная, кстати, с обеих сторон. Методично и подробно показывают те унижения, которым подвергаются палестинцы в руках у израильтян, равно как и то, что происходит с израильтянами в руках у палестинцев.
И тут же, рапидом, судьба молодой палестинской пары, где девочка - почти ребенок очень переживает за судьбу своего мужа, вроде бы вступившего на путь борьбы, а вроде бы и нет... И хотят они сбежать подальше от всей этой кровавой бойни, туда, где можно спокойно жить и выращивать детей, но увы. Некуда бежать.
Послевкусие от двух сезонов остается именно такое. Выхода нет и некуда бежать. Конфликт нерешаем, и вряд ли в обозримом будущем что-то изменится.
Оторваться невозможно. Неделя вечеров, выпавших из жизни. Скоро уже совсем третий сезон.
Первый сезон не является завершенной историей, бо обрывается на полуслове. Главным достоинством сериала израильских авторов является удивительная симметрия в изображении 'своих' и 'чужих'. Первые две серии собственно показывают неправедные действия израильских спецслужб с совершенно невинными жертвами, да и в дальнейшем логика войны такова, что морального какого-то перевеса израильтяне над одиноким террористом, который показан достаточно сочувственно, ни разу не садист и любит семью, не имеют вовсе. Все равным образом войной несколько исковерканы, а местами чуть ли не как у Ван Зайчика' 'плохих людей нет' ( ну или все плохи). И завязка славная, серии две первые, а вот потом, после полной расстановки фигур остросюжетный сериал, в котором все постоянно происходит и хронометраж решительно повернут в сторону всякой движухи, резко теряет в занимательности. Нет ни развития данных в статике персонажей, ни какой-то моральной нюансировки.
Досматривал сезон я уже с некоторой тоской - ну оридинарные персонажи таки получились и ситуации с всякими околосемейными линиями ничуть не удивили. На порядок ниже, допустим, первого сезона 'Родины' ( израильского первоисточника, правда, не смотрел) или 'Бюро легенд'. Вместе с тем поклонникам именно историй противостояния спецслужб террористам возможно будет интересен этот снятый на достаточно локальном материале сериал, с неплохим кастингом и ритмом.
'Фауда' - динамичная, жесткая, с погонями, яростными перестрелками и хедшотами, кровью и потом, скупыми мужскими слезами и прочей натуралистикой, с приземленной, но внятной драматургией и неплохим сюжетным раскрытием протагонистов из отряда израильского спецназа (отличные персонажи, великолепно исполненные актерами). Демонстративной джеймсбондовщины в проекте – море великое, почему израильский спецназ носит пистолеты за брючными ремнями сзади, а не в оперативных кобурах, разновидностей коих масса - не понятно. Национальная идея в сериале подается зрителю просто и наглядно, а именно, в лоб – есть свои и есть чужие, и никого из врагов не жалко - никого.
Но на зубах таки вязнет ремесленно созданный демонстративный пропагандистский нарратив (ненавижу это хайповое словечко, но лучшего не подобрать), им пропитана каждая серия 'Фауды', потому и персонажи-палестинцы (а позитивных палестинских героев в сериале не будет, ага) очень слабые, сиюминутные, без характера и харизмы - они просто цели в этом квесте по уничтожению террористов, на который все три сезона запрограммированы главные герои.
Периодически зрителю демонстрируют, что израильский спецназ жестко/жестоко допрашивает противника и это наглядно показывают от серии к серии, лишний раз напоминая о том, что цель всегда оправдывает средства. Но в своих действиях израильтяне, по видению режиссера, никогда не преступают грань между добром и злом, в отличие от палестинцев, которые практически все как один по сюжету лубочные карикатурные шахматные пешки, сбиваемые вездесущими израильскими спецназовцами. Палестинские террористы преподносятся в сериале в образах либо дезорганизованных упоротых садистов, либо малахольных дурачков, идущих на поводу у израильских спецслужб. Так вот банально, неинтересно, демонстративно однобоко и утрированно изображены как сторонники 'Фатх', так сторонники 'Хамаз'.
В плюс 'Фауде' следует занести то, что создатели сериала совершенно не пингуют в сторону исторической достоверности, поскольку заточенность под приключенческий триллер слишком очевидна, и, несмотря на явную однобокость сюжетных формулировок, сериал в целом смотрится с интересом, в чем немалая заслуга Лиора Раза, актера, сыгравшего главную роль, пережившего личную трагедию в том непрекращающемся ужасе, которому дать какое-либо однозначное определение я, как сторонний наблюдатель, не вправе. Но пищу для размышлений в «Фауде» умный найдет сам – сериал определенно не поделка. Лиор Раз, действительно, не играет, а живет своей ролью, своей душевной болью, которую не прочувствовать невозможно.
Прежде всего стоит сказать, что никогда не смотрел и не любил фильмы и сериалы сходной тематики, а тут просто поражен.
Сериал очень прямолинейно показывает, что насилие порождает насилие, что месть не окажется безответной.
Также подымается вопрос насчёт возможности переговоров с террористами, может ли государство или его спецслужбы брать заложников и прикрываться ими для защиты, освобождения своих людей.
Персонажи и образы в сериале действительно сложны и двусторонни, абсолютного зла или добра нету, есть те или иные черты, которые сильнее выражены. При этом сопереживание формируется обеим сторонам с самых первых серий.
Сериал наполнен насилием и убийствами, но он в глубине своей закладывает оптимизм, что при надлежащем отношении между сторонами война, что длится десятилетиями, может прекратиться тогда, когда на смену придут новые поколения. Думается, что 'фауду' (как и любой иной конфликт) можно прекратить исключительно втягиванием в сотрудничество, оказанием помощи и поддержки простым палестинцам со стороны Израиля.
Пробовал смотреть в русской озвучке: неприятное впечатление (возможно неудачная озвучка попалась).
Если смотреть с английскими субтитрами, то гораздо больше проникаешься сериалом, так как слышишь голоса и интонации героев, лексика субтитров довольно простая, на уровне intermediate.