Как создавался 'Франкенштейн' фильм 'Мэри Шелли' абсолютно не рассказывает. Истории создания романа уделено минут пять экранного времени. Зато пошлость и грязь режиссёр и сценарист фильма смакуют с радостью и удовольствием. Дескать, 'и так умеем, и сяк'. Пошлость сопровождает все сцены, где Мэри со своим избранником и подругой живут-бытуют.
Средненькая игра актёров — малая из бед. Нельзя обвинить их в том, что концепция фильма вульгарна и представляет собой нудный шлак. Да, фильм очень нудный. Ожидание какого-то яркого события или толчка не заканчиваются ровным счётом ничем: сюжет линеен и до ужаса банален. Всё сводится к тому, что девчушка не послушала родителей, пошла против их воли и сбежала с бабником-поэтом, который пообещал ей луну с неба. В итоге ни луны, ни неба, а одни слёзы и разочарование. Только называть этого человека чудовищем как-то слишком. Он просто мелкий мошенник и гулёна. И общего с романом 'Франкенштейн' мало, хоть создатели и пытаются заверить, что Мэри вдохновил на книгу именно этот человек.
Большую часть хронометража приходится смотреть на кривляния поэта и его пьяных приятелей. Герои кочуют из одного места в другое, поскольку не имеют денег. А ещё есть тупая подруга, чьё распущенное поведение оставляет желать лучшего и раздражает. Всё это снято на тёмную плёнку, никакой эстетической красоты и атмосферы. Угнетает.
И самое отвратительное — это поведение главной героини. В ней вроде бы протест против поведения любимого человека, но вместе с тем она снисходительно относится к его обидным словам и поступкам, прощает, ломает границы и снова липнет к нему. Говорит высокие фразы о 'становлении' и 'эмансипации', только по факту её Мэри не меняется. Слова, слова и больше ничего.
Я не зря написал, что фильм — первый, при чём во многих отношениях. Но это субъективно и только для меня. Перечислять пионерские заслуги картины не вижу смысла, разве что кроме одной — это первый фильм с сеанса которого я ушел из кинозала.
Картина претендует на некую историческую достоверность, повествуя об известных литераторах. Здесь вам и Перси Шелли и лорд Байрон, а также конечно и сама Мэри Шелли, про которую картина, собственно и была снята. Однако, как не назови персонажей, фильм посредственный.
Началось всё с ужасного дубляжа, который с первой же минуты отвращает от комфортного просмотра. Одновременно с не самым удачным переводом слышны прекрасные голоса актёров, что непременно начинает отвлекать и путать.
Не знаю, заслуга ли это откровенно бездарного перевода или может быть и в оригинале фильм также полон безудержно пафосных, нескладных и глупых реплик персонажей. Честно признаюсь, и, сразу же извинюсь перед моими соседями, за те жуткие приступы гомерического хохота, которые у меня вызывала русская адаптация стихов Перси в этом фильме. Рифмы уровня «кровь-любовь» и невыразительно затянутые планы с повествованием этого всего непотребства — не оставили мне шанса. Да и ладно бы один я смеялся, как минимум с разных концов зала доносился смех, когда мистер Шелли в очередной раз с томным придыханием и пафосом декламировал стих с рифмой уровня школьницы, входящей в пубертат и сублимирующей игру своих гормонов в стихи.
Финалом лично для меня стал смачный поцелуй Байрона и Шелли, по приезду последнего в поместье лорда. Да, о дружбе поэтов ходило много пересудов, да и кто знает, может быть утайкой между ними и правда была связь, однако чего точно не было — такой жуткой пошлости, какая показана в фильме. Но как ещё может фрустрированная саудитка-режиссер сублимировать дикий нрав и культуру места, где она выросла? Только через низкопробную эротику про гениальных поэтов и писательницу! Хотя, судя по реакции зала на поцелуй — это скорее комедия.
Ну а что насчёт внутренней мотивации главной героини? Создатели забыли об исторической достоверности и обошли стороной тот факт, что у Мери уже был ребёнок перед рождением умершей дочки, которая, судя по фильму и стала основным мотиватором писать. И таких ляпов, как, например, представление Перси в виде тупого повесы-пьяницы и развратника во всём фильме до и больше.
Подводя итог, можно сказать про фильм, что это — пошлая, глупая, невообразимо пафосная, нескладная, далёкая от реальности и порочащая честь великолепных умов того времени картина от (торговый знак) первого режиссера-женщины из Саудовской Аравии. И этот факт не делает её гениальной, как и наличие одной только тёмного цвета кожи — не заслуживает Оскар.
Всегда трудно говорить что-то про мутные и невнятные фильмы, в которых вроде всё понятно, но создатели намеренно стараются запудрить зрителю мозги и сделать свою историю как можно более вычурной и сложной для понимания. Сложной не потому что это какая-то необычная, философская и артхаусная картина, а потому что создатели постарались максимально сбить зрителя с толку, напихав в свой фильм побольше всякого, главное чтобы было. Именно таким фильмом является «Красавица для чудовища». Это очень мутный, невыразительный, скучный, а местами и глупый фильм, который даже полноценной биографической драмой не назовёшь. Я правда не знаю, какие у него можно выделить плюсы. Разве что историю в целом они рассказали и какое-то общее представление о Мэри Шелли и её жизни дали, но на этом всё, во всём остальном фильм плох.
Сам сюжет очень невнятный, хотя, по сути, он ни на минуту не отступает от стандартной биографической концепции, ничего оригинального он точно не преподносит. Не знаю, тут видимо сценарист не справился, но сюжет постоянно то сбивается, то ходит по кругу, то просто застывает на месте где-то на полчаса. Если первая половина фильма больше похожа на каких-то убогих Ромео и Джульетту, то вторая половина похожа просто на какую-то чушь, не знаю, как описать это ещё. На написание самого романа и трудные попытки его опубликовать потратили только минут 10-15 в конце фильма, показанных лёгкой и быстрой нарезкой. А это, я думаю, был один из самых важных и трудных моментов в жизни писательницы. Но создатели решили больше времени уделить их дружеским посиделкам и побольше показать, как поэты предаются алкогольному и наркотическому опьянению. Ну и хочется сказать, что режиссёру абсолютно не удалось создать увлекательную и интересную историю, смотреть откровенно скучно.
Отдельного упоминания достойны персонажи. Если бы меня попросили дать характеристику кому-то, кроме главной героини, то у меня бы, наверное, возникли трудности, впрочем, и с ней не всё так гладко. Большинство персонажей показаны просто полнейшими неадекватами и почти психами. Если они действительно видят поэтов того времени так, то я им очень сочувствую. Что муж главной героини, что Байрон представляют собой непонятных и развязных личностей, которые всё время пьют и несут какую-то чушь. Непонятно, кстати, зачем в фильме постоянно подчёркивается тема свободы сексуальности, если она никак не влияет на сюжет и на главную героиню.
С актёрской игрой в фильме всё довольно плохо. Она здесь очень непонятная, чересчур пафосная и гиперболизированная. Эль Фаннинг действительно красивая девушка и играет вроде неплохо, но с другой стороны и не скажешь, что хорошо. Бен Паули просто не играла никак, она изобразила непонятный образ легкомысленной девушки, и кроме этого про неё и её персонажа больше ничего и не скажешь. Но основным минусом всё же является Дуглас Бут. Этот парень уже не первый раз изображает на экране что-то непонятное. Создаётся ощущение, что он решил сыграть сложнее и выше, чем его персонаж есть на самом деле, ну и в итоге сильно перемудрил. Остальные все идут туда же. Появление в фильме актёров из Игры престолов на 5 минут не меняет абсолютно ничего.
Удивила меня и операторская работа. Оператор порой видимо специально подбирает такие ракурсы, чтобы было неудобно и неприятно смотреть. Показывает, например, зачем-то всё время небо и крону дерева из-под низа, а особняк Байрона почти наискосок, аж глаза разбегаются. Да и съёмка в целом откровенно дешёвая.
Про какую-либо атмосферу того времени и говорить ничего не стоит. Кроме их костюмов и пары проезжающих карет ничто не создаёт антуража 19 века.
В общем, «Красавица для чудовища» - это очень слабый, мутный и претенциозный биографический фильм, который не способен заинтересовать абсолютно ничем. И вставленные туда ноты феминизма, которые ни к чему не ведут тоже не идут фильму на руку. Не рекомендовал бы смотреть вообще никому, и уж тем более не рекомендовал бы идти на это в кино.