Ультиматум Борна – третья часть, завершающая оригинальную трилогию. И подобно всем триквелам, фильм даже спустя несколько лет после премьеры создает вокруг себя атмосферу ожидания и предвкушения. Во многом оттого, насколько он связан с предыдущими частями, и того, каким он обещает быть захватывающим!
Джейсон Борн уходит от погони в Москве и решает пока залечь на дно, дабы спастись от преследования ЦРУ. В это время, британский журналист Саймон Росс готовит к публикации разоблачающие материалы о сомнительной деятельности ЦРУ, о проектах Тредстоун и Блэкбрайар. ЦРУ начинает преследование Росса, попутно выясняя, кто его информатор. Эта же новость заинтересовывает Борна, поскольку вызывают воспоминания о его вербовке и подготовке в качестве профессионального киллера ЦРУ. Скрываясь от агентов, в том числе от таких же киллеров как он сам, Борн путешествует по различным городам, встречает давних знакомых и, наконец-то, вплотную подбирается к окончательной разгадке своего прошлого.
В сюжетном плане нам уже как-то привычно, когда триквел подводит своеобразный итог всем предыдущим частям и истории главного героя в целом. Что же, эту часть Ультиматум выполняет весьма успешно. Нам раскрывают еще один важный момент прошлого Борна – его вербовку, подготовку и испытания, а также причины, почему он встал на этот путь профессионального киллера. Такие моменты показаны как весьма сложные для главного героя. Также, как и моменты, когда приходится отвечать перед родными погибших…
В плане эффектных экшн-сцен триквел не только не разочаровывает, но порой и превосходит предыдущие части в плане зрелищности и невероятности: погони на мотоциклах и машинах, захватывающий пробег по крышам Танжера, великолепно поставленные рукопашные. Не разочаровывают и путешествия Борна по различным городам Старого света перед его возвращением в Штаты. Как и фирменный элемент франшизы, где Борн точно рассчитывает передвижения, скрываясь от слежки по камерам и агентов в штатском, что уходит от погони не только сам, но и ведет другого человека, спасая его от преследования – сцена на лондонском вокзале Ватерлоо одна из моих любимых.
Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) – агент ЦРУ с амнезией возвращается. И снова не по своей воле. Ведь на него, в который раз начинают охоту бывшие работодатели в лице ЦРУ. Но Борн легко не сдастся, а устроит Управлению немало проблем, заодно раскрывая их грязные делишки, что как раз подводит его к окончательному раскрытию его прошлого. Наблюдать за ним по-прежнему увлекательно, ведь Борна не остановить: он лихо водит любой транспорт, уйдет от погони, сразит в рукопашном бою всех противников, преодолеет любые препятствия на пути к своей цели - достижения справедливости.
Здесь также у Борна оказывается больше союзников, чем раньше, многие из которых нам известны. Никки Парсонс (Джулия Стайлз), теперь активно помогающая Джейсону, а многие их совместные сцены впервые заставляют задуматься – в каких отношениях они состояли до того судьбоносного задания, стоившего Борну памяти; Памела Лэнди (Джоан Аллен), замдиректора ЦРУ, которую привлекают для выслеживания Борна, но которая, узнав о незаконной деятельности Управления, начинает помогать Джейсону; журналист Саймон Росс (Пэдди Консидин), раскрывающий Борну информацию о других проектах подготовки агентов ЦРУ.
Противостоят Джейсону Борну вся верхушка ЦРУ, которая не остановится ни перед чем, чтобы не раскрывать своих секретов и тайных операций, потому и бросают все силы на поимку бывшего агента, в лице директоров – Ноа Воусен (Дэвид Стрэтэйрн), Эзра Креймер (Скотт Гленн) и доктор Альберт Хирш (Альберт Финни) – и профессиональных киллеров, которых сыграли Эдгар Рамирес и Джоуи Анса.
Ультиматум Борна является прекрасным завершением основной трилогии шпионских боевиков, отличающихся особой зрелищностью, необычным драматизмом и яркими разоблачениями. Дальше будут попытки как-то иначе развить историю Джейсона Борна (и других героев), которые встретили неоднозначные отзывы критиков и зрителей. Поэтому, трилогия Борна для меня остается эталоном современного шпионского триллера, как единое, цельное и невероятно захватывающее кинопроизведение.
После безуспешной попытки исчезнуть, затерявшись на берегах Индии и мести за потерю любимой, Джейсон Борн оказывается в Москве и осознаёт, что единственный способ прекратить погоню сотрудников спецслужб разных стран за ним – вернуться к началу, к отправной точке, где он стал Джейсоном Борном. В поисках ответов, где и как это произошло, он стремительно перемещается из Москвы в Париж, затем в Мадрид, Лондон, Танжер и Нью-Йорк, где несмотря на противодействие сотрудников ЦРУ находит штаб-квартиру проекта 'Трэдстоун', благодаря которому он и стал смертоносным оружием для устранения неугодных граждан. Оружием, которое несколько лет назад дало серьёзный сбой и повернулось против системы, породившей его.
Отдельно хочется отметить сюжетную линию, в которой, проведя огромное время в погоне за Джейсоном Борном, знакомая зрителям по второму фильму контрразведчица Памела Лэнди начинает понимать своего противника и осознавать, что им движет. Таким образом, понемногу она переходит на его сторону, помогая Джейсону осуществить задуманное.
Для многих зрителей трилогия о Джейсоне Борне значительно ближе других шпионских боевиков, например, бондианы. Во многом потому, что тот же Джеймс Бонд как-никак находится под колпаком секретных служб, а Борн борется с ними. Отчасти поэтому его можно назвать героем нашего времени или в некоторой мере ролевой моделью для подражания. Его устремления с одной стороны достаточно банальны, а с другой – отражают важные человеческие ценности: борьбу за истину, противостояние злу, готовность вспомнить собственное тёмное прошлое, чтобы освободиться от его оков, преодолев собственные страхи.
Джейсону Борну вновь не дают покоя агенты ЦРУ. Чтобы выяснить о своем прошлом Борну приходиться вступить с ними в схватку и раскрыть детали сверхсекретного проекта 'Блэкбрайар'.
Третья часть приключений суперагента с амнезией Джейсона Борна получилась самой масштабной и кассовой из всей серии. Кроме того картина отхватила аж 3 'Оскара' в технических номинациях: Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший монтаж звука. В смысле постановки экшена и зрелищных сцен фильм сделан на отличном уровне. Автомобильные погони, драки с применением подручных предметов (уже ставшие 'фишкой' серии), паркур по крышам Танжера - уже ради этих сцен стоит смотреть это кино. Правда, обилие экшена несколько заслоняет сам сюжет. Сценарные проблемы и нелогичности тут заметны, впрочем, динамика событий это скрадывает и не дает заскучать.
Мэтт Деймон по-прежнему хорош в главной роли. В качестве напарницы тут Джулия Стайлс, но любовной линии ждать не приходиться, Борн по-прежнему верен умершей Мари. Очередного злодея из ЦРУ играет Дэвид Стрэйтэйрн, вновь появляется Памела Ланди в исполнении Джоан Аллен. Стоит выделить небольшую, но эффектную роль звезды боевиков класса В Скотта Эдкинса и сцену драки его героя с Борном. На второстепенных ролях тут также Скотт Гленн, Альберт Финни, Даниэль Брюль, Педди Консидайн, Эдгар Рамирес.
Эффектное завершение основной трилогии. Режиссер Пол Гринграсс снял динамичный и зрелищный шпионский фильм. На этом киносерию о Борне стоило бы и закончить.
Короче говоря, Джейсон Борн – это бывший секретный агент ЦРУ, который потерял память. На протяжении нескольких фильмов он вспоминал события, которые происходили с ним. И следуя за ниточками прошлого, он все ближе подбирался к ответу на самый главный вопрос: кто он? Пришло время узнать правду в новой части фильма, [Ультиматум Борна].
Вкратце говоря, история продолжает рассказывать нам о Джейсоне Борне [Мэтт Дэймон]. После того, как у него не вышло исчезнуть и он потерял любимого человека, у него осталась лишь одна цель – узнать, кем он был. И вот тут то и начинается самое интересное, ведь как гласит слоган: «Вспомнить все. Не прощать ничего».
Итого говоря, мне понравились все вышедшие части о Джейсоне Борне, но Ультиматум Борна я считаю лучшей из них. Казалось бы, к третьему фильму вся эта история должна, приестся и наскучить, но данную франшизу можно сравнить с сериалом Шерлок, в котором в сериях часового формата, нам понемногу рассказывают все новые и новые истории. Сюжетная линия стала интереснее и увлекательнее, имея даже неожиданные сюжетные повороты. Главный герой, как и в предыдущих частях, действует скрытно, умно и осторожно полагаясь на свои инстинкты и навыки. Но теперь он стал действовать увереннее и это ощущается при просмотре. Вообще касательно персонажей, то весьма приятно видеть действующие лица прошлых частей. Да и в целом меня весьма порадовал актерский состав, который, безусловно, хорошо отыгрывал свои роли. Визуально фильм стал лучше. Добавлены красочные локации, которые очень радуют глаз. Касательно экшена, то с этим в борниане всегда было хорошо. Наблюдать за всеми драками, перестрелками и погонями всегда интересно, так как динамики тут хоть отбавляй. В целом я рекомендую данный фильм всем любителям драйвового кино, так как данная картина сохраняет свою атмосферу до самых титров. Наслаждайтесь.
Учитывая, что во втором фильме имя Борна вернулось в оперативную повестку ЦРУ, сценаристы (теперь их уже трое, в том числе, и Тони Гилрой) придумали ему вполне закономерный (как для предполагаемого финала) путь - добраться до Источника (совсем как во второй 'Матрице'), встретиться с Архитектором (здесь его зовут Альберт Хирш, а играет его Альберт Финни) и выяснить, почему появился Избранный (агент ЦРУ Джейсон Борн) и как спасти Зион (сделать так, чтобы его оставили в покое).
Что в этом фильме не вызывает никаких нареканий, так это техническая составляющая. После предыдущего фильма Борнианы, Гринграсс снял 'Потерянный рейс' (2006), на мой взгляд, свою лучшую картину, и вообще один из лучших триллеров в истории кинематографа. Таким образом, совершенно неудивительно, что фирменные приёмы этого режиссёра - сумасшедшая ручная камера и бешеный монтаж - достигли здесь совсем уж невероятного уровня развития. Фильм заметно подрезали в размеренности (эпизоды разговора в кафе или спонтанной исповеди после очередного убийства выглядят здесь до странности инородными), взамен чего придали ему просто сногсшибательную энергию кинематографического динамизма, сметающую абсолютно всё на своём пути, и превращающуюся из дополнительной технической особенности чуть ли не в главный концептуальный образ фильма.
Что не слишком радует, так это заметное упрощение структуры ЦРУ. Парадоксально, но это упрощение проявлено через расширение его возможностей до заоблачных высот. Понятно, что сценаристы пытались в определённой степени видоизменять этот персонаж (да, это отдельный персонаж всей трилогии) от фильма к фильму, но именно в 'Ультиматуме' был нарушен хрупкий баланс, в результате чего сила превратилась в чрезмерную гиперболу, вызывающую скорее недоумение, чем потрясение, а интеллект из тяжёлого, но крайне интересного аналитического труда превратился в пресное компьютерное всезнание.
Символом этого упрощения стали взаимоотношения Памелы Лэнди с новым персонажем серии Ноа Восеном (великолепный Дэвид Стрэтэйрн). Да, конечно, диалоги им написаны весьма приличные и даже иногда захватывающие, противоречие интересов и мировоззрений обозначено логично и развивается относительно небанально, но всё же эта сюжетная ветка значительно уступает противостояниям Конклина с Эбботтом в первом фильме и Эбботта с Лэнди во втором. Как мне кажется, сценаристами была утрачена труднообъяснимая естественность выражения этих конфликтов, и в то же время фундаментальная весомость их значения. Возможно, дело и в том, что сюжет определённым образом начинает повторять с незначительными модификациями мысли двух предыдущих фильмов.
Не слишком радует и развитие персонажа самого Борна. Мэтт Дэймон (прекраснейший актёр, между прочим) честно и добросовестно пахал всю трилогию не за страх, а на совесть, однако в третьем фильме, как мне кажется, его несколько подвели сценаристы. Учитывая, что в первых двух картинах он выражался сценарием как свободная личность, противостоящая унифицированной, роботизированной кадровой структуре организации закрытого типа, то я не думаю, что можно считать удачным крен этого персонажа в третьем фильме именно в сторону схематичности и типизации действий, излишней просчитанности замыслов. Не стоит делать из Борна то же самое ЦРУ только с противоположным знаком!
Ради справедливости, надо сказать, что одну очень толковую особенность данного персонажа сценаристы третьего фильма всё же прописали. Речь идёт о сложной коллизии между двумя его именами - Дэвид Уэбб и Джейсон Борн. Данное противоречие только усиливается и углубляется из-за того, что именно Дэвид Уэбб добровольно пришёл в ЦРУ (ещё одна очень хорошая сценарная идея!), а Джейсон Борн всеми силами пытается из него выбраться (прежде всего, в психологическом смысле).
Вот и выходит, что 'Ультиматум Борна' подобен мощному и очень быстрому поезду, внутреннее убранство которого значительно уступает первым двум фильмам (и по красоте (романтичность визуального ряда окончательно испарилась), и по наличию необходимых атрибутов). А то, что было снято в рамках данной серии фильмов в дальнейшем, в очередной раз свидетельствует о том, что завершить хорошую историю вовремя - это настоящее искусство. В отличие от Дэвида Уэбба, который смог сказать, что он больше не Джейсон Борн, руководители киностудии предпочли отмахнуться от этой правды.
«Ультиматум Борна» — продолжение нашумевшей шпионской франшизы, а также экранизация последнего романа оригинальной трилогии о Джейсоне Борне, написанной Робертом Ладлэмом. Потом уже пойдет 'Эволюция Борна' и 'Джейсон Борн', но это уже не Ладлэм и даже не Ван Ластбадер, а просто фильмы по мотивам.
Итак, «Ультиматум Борна» стал заключительной частью трилогии, но при этом дал крохотный лучик надежды для продолжения, чем и воспользовались продюсеры, чтобы штамповать эту франшизу и дальше.
Фильм получился динамичным и затягивающим, хотя опять же были моменты провисания в сюжете, но это терпимо. Картина все также старается быть максимально реалистичной и не переходить из шпионского боевика в разряд фантастики.
Борн опять же пытается разобраться в той сточной канаве, что его окружает и вернуть свои воспоминания. Интриги продолжают держать в напряжении, а мы вместе с главным героем собираем по кусочкам огромный паззл из различных фактов, который к финалу вырисовывается в грандиозную картину. Тут 'Борниана' верна себе. Фильм получился на уровне второй части, что непременно радует.
Но, добавлю ложку дегтя в бочку меда: Оливер Вуд все также продолжает раздражать трясущейся картинкой, - тут все было еще хлеще, - камеру так ретиво шатало из стороны в сторону, что временами ничего не возможно было разобрать и перед глазами все смазывалось. Не будь этой ужасной манеры съемки - фильм смотрелся бы куда приятнее и более захватывающе.
Постановка трюков как всегда выше всяких похвал, особенно меня порадовало как Борн'зажимался' с Дешом в танжерском туалете. Но если серьезно, то файтинги поставлены очень зрелищно - без излишней наигранности или тормознутости. В каком-то из фильмов (вроде во втором) Дэймон даже послал в реальный нокаут своего экранного соперника.
Что касается актеров, то в этой части они смотрелись куда бодрее, как и их персонажи, чем в предыдущих.
Мэтт Дэймон все также держится серьезно в своей роли - без всякой иронии/самоиронии и чувства юмора. Хотя, это можно назвать своеобразной изюминкой этой франшизы - здесь никто не сыплет избитыми фразами и тупыми шутками. К тому же отсутствие всякого юмора, который обычно разряжает обстановку, сделало картину более серьезной и напряженной. Ощущение такое, что ты смотришь не шпионский боевик, а жесткую драму.
Джулия Стайлз смотрится куда бодрее и органичнее Франки Потенте. По крайней мере она не носится с воплями как угорелая и не совершает опрометчивых поступков. Тоже касается и Джоан Аллен, у нее также получился сильный женский персонаж, который не уступает мужчинам.
Из Дэвида Стрэтэйрна вышел куда более убедительный антагонист, чем все предыдущие вместе взятые. Разве только Брайан Кокс в роли Варда Эббота мог дать ему фору.
Остальные же - просто антураж, так как все внимание было приковано к этой четверке.
Саундтрек тоже остался на уровне 'Превосходства Борна'. Опять же, немного видоизмененная версия «Extreme Ways» Moby поставила идеальный завершающий штрих в фильме. А Джон Пауэлл своими композициями добавил в картину долю напряжения и специфичную атмосферу. Особенно порадовали мощные скрипичные аккорды в 'Man Verses Man' и 'Waterloo'.
Итог: 'Ультиматум Борна' достойно завершил оригинальную трилогию, но при этом оставил маленькое семя надежды на продолжение. Были конечно свои недостатки, но положительных моментов все же больше.
Радует очень тот момент, что данная картина является прямым продолжением 'Превосходства Борна'. И с каждым новым фильмом для нас Борн становится все более и более собранный, и тем самым он становится намного круче. Его шпионские игры вышли на новый уровень, за ними наблюдаешь и не можешь оторваться, дабы не пропустить ни малейшей детали, иначе можно потерять всю логическую цепочку. Мы вместе с Мэттом Дэймоном идем по осколкам воспоминаний его героя, и проясняем дальше картину: кто же он такой.
Актерский состав изменениям особо не подвергался, поэтому ощущение сериальности очень положительно складывается на самом фильме, и по мне это самая лучшая часть из трилогии про Борна. Наконец-то свою героиню по большей степени раскрыла актриса Джулия Стайлз, которая участвовала в двух предыдущих картинках, но ее роли были куда меньше. И она действительно очень понравилась.
И напоследок выделю один из огромнейших плюсов шпионской саги про Борна, в отличие от Бонда и Ханта из 'Миссии невыполнима', Борн не находит себе новых девушек в каждой части, в отличие от вышеупомянутых шпионов, у которых в каждом новом фильме новенькая пассия. Поэтому эффект реализма больше, в частности и из-за того, что меньше шпионских штучек он использует, типа отравленой шариковой ручки или силиконовой маски для лица.
Как и во множестве крепко сплоченных, стройных и последовательных историй, отображенных на экране, где 'балом правит' общий стиль и узнаваемая специфика не только подачи, но и самого 'лора' истории, здесь зритель наблюдает крайне успешное окончание рассказа о небольшом, но крайне важном отрезке судьбы героя Мэтта Дэймона (Джейсона Борна), что был изложен благодаря данной трилогии, где как раз-таки третья часть для множества зритель и запомнилась, как лучшая часть сей небольшой, но качественной и завораживающей серии шпионских боевиков.
В 'Ультиматум Борна' Пол Гринграсс не просто сумел мастерски обыграть концовку второй части, то есть 'Превосходства Борна', но и преподнести её под, так сказать, новым углом, давая зрителю понять весь тот нищенский кругозор, с которым ранее рассматривался финал второй картины. Здесь действия принимают куда более масштабный оборот, нежели раньше. Пред зрителем создатели раскрывают все так называемые карты, выявляя истинных злодеев и 'козлов отпущения', вместе с тем ни в коем случае не изменяя стилю: человечность агентов сохранена, благодаря чему и понимание серьёзности ситуаций никуда не девается, ибо смотрящий фильм человек осознает, что пред ним, опять же, живой человек. Это осознаёт и сам главный герой трёх данных лент, которые как раз таким взором на мастерство шпионажа, на саму эту когорту 'сильных мира сего', которым нет дела до чужих жизней, и отличается на фоне иных картин этого жанра.
Вообще все идеи да механики прошлых лент здесь были возведены в абсолют: Оливер Вуд особенным использованием камеры, что его стараниями снимает вечно немного трясясь, добился максимального сообщения со зрителем, благодаря чему последний словно чувствует себя в гуще событий. Вместе с тем Вуд и не 'перегнул палку', как недавно то сделал Бэрри Экройд в 'Джейсоне Борне', почему те, кто смотрел фильм в 3D чуть ли не 'прощались с содержимым желудка', извиняюсь за выражение... То же можно сказать и о самом основном герое: его история рассказана, дальнейшая судьба стараниями сценаристов и автора оригинальной книги Роберта Лэдлума не выявляет из себя нечто однозначное, что оставляет место раздумьям и догадкам. Тут мы видим такой примечательный приём, где создатели демонстрируют как таковой 'Happy-end', откровенно его и не демонстрируя - это работает, это создаёт некоторую загадочность вокруг концовки, что правильно, потому как сама по себе подобная недосказанность всегда полностью описывала сам характер Джейсона Борна. Ставшее каноническим для серии музыкальное оформление так же имеет немалое влияние на зрителя, которому вся картина своим размахом, своим характерным стилем, чётко выработанным и здесь воссозданным, сообщает о окончательном финале. Потому, отчасти, столь приятен данный фильм.
Но финал не оказался окончательным, что мы теперь знаем наверняка. Но это - совершенно иная тема.
Касательно данного фильма стоит ещё признать, что, конечно, он не лишён некоторых ошибок, допущенных при съемочном процессе в основном в сочетании дат да событий. Но это не критично и заметно лишь при доскональном изучении фильма, который представляет из себя крайне запоминающуюся картину в жанре шпионского боевика.
Картину, которую стоит посмотреть в рамках общей истории Джейосна Борна. Однако которая, вместе с тем, даже при абстрагировании от всего сего обширного сюжета, будет смотреться и чувствоваться как качественный кино-продукт, сделанный с умом и пониманием. А главное: с целью общения со зрителем на довольно необычные для жанра темы. А именно вопросы личностных ошибок и ответа за них, собственной ответственности, готовности принять на себя вину за жизнь тех, кого не уберёг или, наоборот, не сумел вовремя 'убрать со своего пути'. Да, это звучит странно особенно в контексте как такового диалога, но именно о границах между вопросами морали и долга, чести и душевности, собственной, опять же, ответственности и чужой властности здесь идёт речь... Данная трилогия, окончанием которой является 'Ультиматум Борна', представила таковой свежий взор на тему шпионажа, на тему реализма в кино в общем, на тему героев таких, да и не только, фильмов. А эта картина - отличный эпилог всего этого.
Третья часть практически безупречно завершает историю Джейсона Борна, не высасывая сюжет из пальца, как делает это новый фильм. Замечу, я не говорю о том, что продолжение невозможно или ненужно было снимать, просто… это не должно быть продолжение именно про Борна (про четвёртый фильм скоро напишу отдельно, разумеется). На мой взгляд, огромная ошибка не отпускать стареющих героев боевиков ради их прежнего успеха, т. к. делая ставку на узнаваемое лицо, авторы зачастую забывают про сам фильм. Это напомнило мне ситуацию с фильмом «Never Say Never Again» за который Шон Коннери получил больше пяти миллионов, а в основную серию был готов вернуться за двадцать пять, но в итоге совершенно уже не соответствовал образу и в романтических сценах выглядел просто смешно.
Данный же фильм напротив продолжает серию идеально, он как бы вплетается в её конец, начинаясь с Москвы, не забывая и про последние кадры «Превосходства» - здесь нам показали их совсем с иного ракурса, что стало чертовски удачным решением. Да, без него можно было обойтись, финал каждого из первых двух фильмов - самодостаточен и не требует продолжения; но с ним история имеет именно логичный финал, полностью раскрывающий образ героя. К слову, все три части лучше всего смотреть подряд, они идеально для этого подходят, а сама история так будет выглядеть гораздо логичнее и интереснее.
Чем, кроме логичного завершения, выделяется третий фильм? На мой взгляд, он чуть слабее первых двух частей, но вместе с тем и современнее, динамичнее. Интересная география радует глаз: в фильме сменяется привычные США, родная Москва, атмосферная Европа и даже достаточно экзотический Танжер. Экшен стал эффектнее и динамичнее, особенно погоня по крышам Танжера. Постановка рукопашных боёв выглядит отлично. В принципе, слабым местом на этом фоне является только сюжет, который, за исключением отличного завершения истории Борна, не даёт ничего нового, да и линию с «Blackbriar» как-то слабенько раскрывает. Впрочем, я ни разу не пожалел о просмотре, так что и вам рекомендую!
Поставивший крайне успешную вторую часть «Борнианы» Пол Гринграсс, взялся снимать завершение трилогии. По крайней мере, так тогда в Голливуде планировалось. Никто ведь не мог предположить, что спустя несколько лет мировую «фабрику грёз» постигнет кризис идей и на экраны хлынет волна бесконечных сиквелов, приквелов, спин – оффов и ремейков значимых лент как прошлого, так и современности. Некоторые из них получались хуже, некоторые лучше, но смысл их появления был всегда один – деньги. Постигла эта участь и казалось бы завершённую сагу про потерявшего память тайного правительственного агента США Джейсона Борна. Справедливости ради, уже после «Идентификации» можно было смело оставлять эту историю, однако кино получилось нестандартным и рвущим многочисленные шаблоны популярного «шпионского боевика», а потому как авторы, так и проголосовавшие долларом за продолжение данного сюжета зрители, решили превратить оригинальный остросюжетный триллер сперва в дилогию, а после и в трилогию. Тем более, что об исходном материале заранее позаботился автор книг про Борна – Роберт Лэдлэм, успевший написать с полдюжины книг, которые запросто можно было адаптировать под намечавшийся кино – сериал. Думаю и сами продюсеры первой картины, ровно как и её режиссёр Даг Лайман и главная звезда франшизы – молодой тогда актёр Мэтт Дэймон, даже и не предполагали, что взявшись за экранизацию старой приключенческой книги, они запускают столь долгоиграющий проект. Который на долгие годы станет эталоном жанра и задаст новые стандарты для «шпионских» картин, ровняться на которые в последствии будет даже обновлённая серия фильмов про Джеймса Бонда!
После завершения «Превосходства», делавшие «Борна» люди поняли стабильность их проекта. При потраченных на его создание и рекламную раскрутку 85 миллионов $, первая часть заработала в мировом прокате 215, вторая при затраченных 110 миллионах, принесла уже более 300 ( и это не считая солидные прибыли от продажи на видео и ТВ ). Естественно, выждав некоторое время, студия «Юнивёрсал» запустила в производство продолжение – третью часть, в которой планировалось поставить в затянувшейся истории несчастного, но упрямого агента Джейсона Борна, жирную точку. Этим, собственно и сделал себе громадный пиар ход этот фильм, который как мне припоминается, в момент выхода на экраны рекламировался как финал крестового похода, постепенно вспоминающего своё отнюдь не безгрешное прошлое тайного агента, который вознамерился добраться до правды и вывести на свет тех людей, которые занимая высокие посты в соответствующих учреждениях ведут грязные игры, используя подобных ему – секретных агентов, для устранения неугодных лично им воротил мирового бизнеса. Постепенно, шаг за шагом приоткрывалась завеса тайны над засекреченным правительственным проектом, разрабатываемым в ЦРУ под кодовым названием «Тредстоун». Но, когда казалось бы, все замешенные в этом скверном деле попали в поле зрения Конторы, а так же и общественности, в третей части возник некий мифический проект «Бэдбрайн», который предшествовал «Тредстоуну». Об этом становится кое что известно видному английскому журналисту, любящему раскапывать разные грязные истории, и с ним на связь выходит до того отмалчивавшийся Джейсон Борн. Тем самым вновь ввязываясь в запутанную, многоходовую операцию своего бывшего руководства, где у власти по прежнему находятся некоторые из тех, у кого рыльце в пушку. Естественно, они решают ликвидировать надоедливого агента. Главным антагонистом героя на сей раз является заместитель директора ЦРУ – спецагент Ноа Васен. Помогать же ему будут, как это не странно, старые знакомые – агент Ники Парсенс, и поверившая в благие намерения Борна – Памела Ленди. На этот раз ставки подняты ещё выше, и угроза ликвидации нависла не только над Джейсоном, но и над рискнувшими встать на его сторону женщинами…
Честно говоря, смотреть стремительное развитие сюжета – необычайно увлекательно. Вал событий закручивает тебя в череду погонь, слежек, напряжённых диалогов между врагами и союзниками, выпукло прописаны ключевые персонажи картины, много удачных моментов, в том числе и с психологической и с экшен - точек зрения. Взять хотя бы встречу Борна с журналистом на переполненном вокзале «Ватерлоу», когда он исхитряется связаться с ним не взирая на слежку, агентов и видеокамеры! Скажу вам – это надо видеть своими глазами, саспенс просто таки зашкаливает! Имеется так же, достойная похвал сцена проникновения Джейсона в саму штаб – квартиру ЦРУ, в кабинет своего противника, когда он воспользовался шансом, и отправил всех на ложную встречу, сам тем временем похитив важные, компрометирующие зама директора документы. Понравился и диалог с крутым агентом, идущим по его следу, когда он прижал Борна на крыши высотного здания, и впервые задумался над тем, зачем собственно ему лично нужна его смерть… Однако, не смотря на все названные и неназванные положительные качества этого фильма ( который, судя по реакции критиков и приёму зрителей – стал самым коммерчески успешным в сериале – при вложенных в него 110 миллионах – принёс 450, вдобавок удостоился аж трёх премий Оскар! ), главный его недостаток лежит на поверхности. Я про слишком резвый монтаж, грубые склейки кадров, которые на этот раз не отпускают визуальное воплощение картины ни на минуту. Если такая чехарда ещё более – менее терпима в разговорных эпизодах, то в экшен сценах – просто невыносима! Взять хотя бы бодрый рукопашный спарринг между Борном и Пасом – нечерта не разобрать: они машут руками, швыряют друг друга к стене, что то хватают и нападают друг на друга. Реалистичная и жёсткая драка, которая могла бы произвести впечатление – «слита» решением то ли оператора, то ли режиссёра – сделать из этой, а так же других «крутых» сцен этакую неразбериху из мелькания кадров, подкреплённых расфокусом камеры. Про погоню по оживлённым улицам Нью – Йорка я и говорить даже не стану – это вообще находится за гранью моего понимания! Зачем старались десятки каскадёров, разрабатывались захватывающие кульбиты посреди мчащихся автомобилей, зачем рисковали эти ребята? Что бы все их труды пошли насмарку по прихоти оператора, решившего изрубить в капусту все ракурсы этой погони, и чередовать кадры со скоростью полёта пули? Из всего этого эпизода запомнилось лишь его завершение – крутое столкновение двух машин. Что тут можно сказать?! Но, не считая «картинки», во всём остальном проект на высоте. От технического качества, до актёрских работ. Понравились новички цикла – Дэвид Стрэтэйн в роли Васена, а так же Альберт Финни – сыгравший доктора Альберта Хирша, что в своё время сделал из солдата Дэвида Вебба – спецагента Джейсона Борна… Но я всегда высоко ценил «визуал» кинолент, и то как именно кино снято. А с этим, что уж поделать - у «Борна» явный неполадок….