Со слэшером «Озеро Элис» связан один любопытный факт. На постере фильма, попавшего в американский прокат и на американские видеосервисы, изображен стильный маньяк в кровавой маске, зловеще нависающий над отдаленной хижиной в лесах. Подобное сразу настраивает на сцену убоя несчастной молодежи, где фигурирует какой-нибудь излишне жестокий коллега Джейсона Вурхиза, Майкла Майерса и их друзей. Но на различных хоррор-фестивалях Великобритании фильм был пущен под названием «Озеро Томагавк» («Lake Tomahawk») и с постером, на котором изображен окровавленный топор из-под замерзшей воды. Именно второй вариант постера более точно передает дух фильма, так как здесь нет ничего интересного, запоминающегося или стильного.
Очевидно, что фильм классифицируется как «слэшер» с кровавым убийцей, который вышел не таким крутым, как на постере. Сюжет повествует о Райане. Молодой человек знакомится с родителями своей невесты Сары, и для этого будущая семья на Рождество направилась в отдаленную заснеженную хижину. Но не все довольны новостями о браке. Сценарий вбрасывает огромное число подсюжетов. Здесь и бывший парень Сары, проживающий на местном озере; и отец Сары, считающий, что Райан не подходит дочери; и подозрительная мама Сары; и местный шериф, чья повестка дня включает вариацию игры «как достать соседа»; его заместитель, также невзлюбивший семью безо всякий причины… Вот почему, когда начинаются убийства, начинаешь гадать, кто же носит маску и зачем совершает убийства? Эта тайна могла бы стать сильной стороной «Озера», если бы не была реализована так скверно и натянуто. Каждый потенциальный подозреваемый устанавливается одним и тем же способом – камера показывает крупный человека, а далее играет музыкальная мелодия.
Во-вторых, отмечается практически полное отсутствие саспенса. После достаточно напряженного пролога не происходит ровным счетом ничего. Что-то действительное интересное начинается происходить примерно за полчаса до конца фильма. И когда я говорю «интересное», я подразумеваю, что происходящее способно вызвать хотя бы зевок усталости, в то время как остальная часть фильма заставляет впасть в летаргию.
«Озеро Элис» - не страшное кино. К тому же «Озеру» требуется много времени, чтобы раскрутиться и добраться до убийств.
Не пахнет тут ни озером, ни Элис, ни Томагавком, ни хоррором, ничем
Давайте называть вещи своими именами. «Озеро Элис» (или «Озеро Томагавк» в первом варианте названия) – это тупой слэшер, снятый чисто по приколу. Даже не ради него (так было бы забавнее, наверное), а именно «по». Никому не известный актёр Бен Милликен, до этого мелькавший чёрт знает где и далеко не на главных ролях, слишком рано и слишком зря решил, что может сесть в режиссёрское кресло. Сценарий ему написала некая Стиви Джейн Миллер (подружка, что ли?), впервые опробовавшая перо, но вместо дельной истории по итогу лишь размазавшая чернила. Актёрский каст пополнился разного рода сериальными беженцами, чьи имена вы тоже вряд ли вспомните. Короче, компания собралась отнюдь не выдающаяся. Одна надежда оставалась на талант и удачу, но и здесь чуда не произошло.
Начинаясь как рядовая мелодрама, фильм вскоре обрастает попытками нагнать саспенс, далее рождается некая пародия на триллер, а тот, в свою очередь, трансформируется в дешёвый, халтурный хоррор, разыгранный абы как, лишь бы был. Милликен судорожно крадёт давно знакомые штампы слэшеров и жонглирует ими с целеустремлённостью начинающего циркача, для которого два апельсина – уже много. Ясно говорят в народе: не умеешь – учись или не делай. А здесь о таком не слышали.
Нет, в целом, структура сюжета имела потенциал сложиться интересно: на фоне празднования Рождества и всякой подобающей семейной романтики в глухой провинции появляются несколько кровожадных злодеев, терроризирующих папку, мамку, дочь и её бойфренда. Потенциальные подозреваемые выскакивают аки зайцы из колодцев ещё до наступления основных событий – думай на кого угодно. Но детективная линия угадывается буквально за щелчок, учитывая обстоятельства и усиленный акцент именно на тех аборигенах, что яростнее иных вызывают недоверие. Об Агате Кристи и её способностях авторы, судя по всему, слыхом не слыхивали.
Куча вспомогательных средств, способствующих продвижению сюжета, введены из умысла спасения утопающего корабля. Если смотреть на ситуацию изнутри фильма, глазами героев, ставя себя на их место, можно озвереть от тупизны. Милликен не привык объясняться или хитроумно камуфлировать ходы: он показывает тупо как есть, отчего даже мотивация антагонистов жестоким образом расправиться не только с семьёй, но и с посторонними, выглядит бредово. Зрителю придётся самому вспоминать, что есть такое понятие, как случайные свидетели, и с ними разговор короткий. Но какой смысл, если повествование развивается через пень-колоду, а вместо логичной сцепки возникновения и устранения ненужных лиц возникает беготня на пустом месте, в то время как сами расправы напоминают шоу ради шоу? Тут же мы имеем вторую камеру, чья роль – фиксировать злодеяния, только сама цель наличия хэндикама не обоснована ну никак. Никому там на самом деле ничего запечатлевать не необходимо. Режиссёр использует глупую фишку во спасение собственной задницы, чтобы хоть немного разнообразить унылость творящегося бедлама.
Прибавим к вышеперечисленным факапам отсутствие мозгов у героев (классика), картонную актёрскую игру (про моменты пятикопеечных страданий вообще молчу, стыдоба!) и проявления технического пофигизма всей команды. Имитация минимального старания – что у оператора, что у монтажёра, что у колориста. Ключевое слово – «имитация». Не снять намеренно плохо (иногда подобное срабатывает в обратную сторону), а сделать вид, что хотел получше, но бросил пытаться дубле на втором. Отсюда мы также получаем чудовищно смешные и нелепые сцены самих убийств: ребята предварительно зашли в магазинчик бутафории и взяли первое, что попалось. Ну, там, пластиковый топорик с клейкой поверхностью (типа зарубил, ха-ха) или трубочку, прыскающую кровью… О хитроумных способах достоверного показа насилия и всего такого в кино решили не узнавать. Повторюсь. Максимальная имитация минимального старания. Других слов для увиденного найти невозможно.
Фильм, снятый по приколу. Слышали о таком? Получите. Бен Милликен изрядно запорол своё творение – левым хуком с правой ночи через плечо. Молодец. Прощай и больше не снимай.