К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Ожидания получить очередной скучный голливудский пеплум решительно не оправдались. На мой вкус тут многое решила режиссура. Роберт Россен в роли постановщика постарался охватить многое. Нам показано и одиночество властителя мира, и сложности в борьбе за власть, и безумие войны. При этом сложно оценивать достоверность декораций и костюмов, но они получились убедительными. Убедительной была и актерская игра. Талантливый Ричард Бартон каждую минуту экранного времени убеждал зрителя в том, что он и есть тот самый Александр, а все его партнеры умело помогали ему в этом.

Прежде всего то касается родителей нашего героя. Дантель Даррьё (Олимпия) и Фредерик Марч (Филипп) показали существенно больше, снабдив все психологической подоплекой.

Образ Филиппа в этой ленте является одним из самых недостаточно проработанных. Уже только то, что авторы ленты 'забыли' о том, что отец Александра большую часть жизнь провел без одного глаза должно говорить о многом. Нам показали дряхлого мужчину, который истерически держится за свою патриархальную парадигму. Конечно этот образ мало походил на опытного полководца и властителя, человека, который сумел стабилизировать ситуацию в стране и создать сильное государство. Но... поскольку авторы вели повествование с позиций Александра, то можно предположить, что именно таким полным противоречий и слабым мужчиной представлялся ему отец.

Неспроста в одной из ключевых сцен разозленный резкостью отца Александр - Ричард Бартон обратится к зрителям с комментарием о том, что пешкой он не станет. Обратите внимание, что первая половина ленты оказывается симметрична второй. Только теперь уже сам Александр будет вынужден принимать непростые решения и тяготиться той самой властью за которую он так боролся. В итоге он как будто сам станет продолжением Филиппа совершая вроде бы кардинально иные поступки. Россен нарушая все исторические даты смешивает воедино конфликты с Парменионом, Филотой, Клитом. Они будто являются продолжением уже заочного противостояния сына и отца.

Каждый кадр в котором Александр находится рядом с матерью может получить иное толкование. Олимпия откровенно манипулирует им. Не знающему человеку может показаться, что перед нами вовсе не мать и сын, а близкая пара. Ровно теми же методами Олимпия увлекает сладкими речами Павсания. И выходит вполне себе занятная речь: 'Мой отец однажды спросил меня, что должен сделать человек, чтобы потомство помнило о нем. И сам ответил: 'Убей человека, который совершил великие дела и тогда когда будут про него говорить, всегда будут вспоминать и тебя'.

В этих моментах видна рука опытного режиссера Роберта Россена. Практически сразу вслед за сложными моментами с матерью нам показывают отношения Александра с женщинами. И отношения эти перекликаются друг с другом. Буквально несколько минут экранного времени будет занято сценой знакомства с Александром супружеской пары Мемнона (Питер Кушинг) и Барсины (Клер Блум). Но как тонко показывается химия, возникающая между мужчиной и чужой женой. Несколько мгновений спустя эти двое уже прогуливаются вместе. Неодобрительный взгляд Питера Кушинга дает вполне трезвую оценку возникшей ситуации.

И это лишь вершина айсберга. Отодвинув от себя Олимпию Александр окажется во власти ровно таких же, незнакомых с ней, но так похожих на его мать женщин. Барсина и Роксанна могут вполне соревноваться с Олимпией в усердном стремлении навязать свою волю мужчине.

Так, Роберт Россен показывает нам не столько исторический портрет самого Александра, как психологический очерк о негативном влиянии родителей на судьбу мужчины. Нездоровая конкуренция с отцом и зависимость от матери приводят нашего героя к стремительному кризису.

Однако лента вовсе не ограничивается вопросами психологии. Перед зрителем проносятся убедительные батальные сцены в которых общие планы сменяются крупными. То есть, мы видим и общую картину боя и его отдельные эпизоды. И ничего, что зрителю покажут лишь три - битву при Херонее, битву на реке Граник и битву при Иссе. Этого и так оказывается более, чем достаточно, чтобы передать жестокую атмосферу того времени. Самое важное, что Россен показал нам динамику - от жара сражений, которым вероятно был увлечен юный Александр до апофеоза войны. Изображения убитых воинов вполне соразмерны с известной картиной Верещагина. Ну а как итог мы видим труп Дария в котором Александр вероятно видит особое предзнаменование своей судьбы.

Это совсем не идеальный фильм. Многие исторические неточности тут более чем очевидны. Да и трактовка поступков персонажей не учитывает кардинально других обычаев и верований. В конце концов нам толком и не пояснили какими предпосылками руководствовались люди молящиеся Фобосу или Ахурамазде. Но при всем этом 'Александр Великий' Роберта Россена выделяется над многими пеплумами своего времени. Это выразительный и психологический насыщенный фильм. Здесь важна каждая деталь. Особ выделю каждый кадр в котором соседствуют вместе Ричард Бартон и Даниель Даррьё, а также сменившая ее и неслучайно внешне похожая на нее Клер Блум, оказывается настоящей жемчужиной, душой этой ленты. Россен не стремился рассказать об Александре все подробности. Он постарался сделать ленту, которая бы затронула за живое каждого зрителя.

8 из 10

23 декабря 2024 | 08:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: