Александр то великий. Жаль, что фильм таковым не назовёшь.
Находясь в плохом настроении, я решил сегодня написать отрицательную рецензию. И первым вспомнился фильм «Александр Великий». Если фильм Оливера Стоуна охватывал определённые периоды жизни Александра, то в данном случае создатели попытались охватить всю его жизнь. И получилось что-то непонятное. Ну обо всём по порядку.
У меня уже с первых минут фильма возник вопрос, который не оставлял меня на протяжении всего просмотра: для кого это снимали? Те, кто увлекаются Александром Македонским, найдут десятки исторических недостоверностей. Обычный зритель просто засорит свою голову ложной информацией. Ну вот почему Павсаний был другом Александра? А Филипп хотел убить своего сына, когда он родился? День рождения Александра - был одним из самых счастливых дней царя! Даже если забыть об исторических недостоверностях, то сложно не обратить внимание на множество наиглупейших моментов: ссылка друзей Александра, гордиев узел и т.д. Но всё-таки более менее раскрыта история Мемнона и высказана версия о подкупе персами греков.
Из актёров могу только выделить исполнителя роли Филиппа..Ричард Бартон - кто угодно, только не Александр. Не впечатлил совершенно. Ну не знаю, может я просто вижу только Колина Фаррелла в роли Александра. Непонятно, куда дели Гефестиона - лучшего друга царя. Неплохо раскрыт образ Демосфена, но его не так уж много в фильме.
Я понимаю, что 1956 год, но всё-таки это не значит, что к качеству зрелища нельзя придираться. Битва при Херонее больше похожа на толкучку в очереди за колбасой. Все толкаются, кто-то падает, а оружие в руках только для вида. Вот значит, как Филипп победил греков! Битва на реке Граник явно удалась. Хоть какой-то проблеск в этом безобразии! Вот ради чего стоило весь фильм смотреть: отчаянная битва, лошади, бьющиеся в воде, и победа македонян. А вот важнейшая битва при Гавгамелах оставляет желать лучшего.
Итог: перед нами фильм, который уже потерял свою актуальность. И, наверное, дело даже не в том, что у нас есть гениальная картина Оливера Стоуна. Просто про фильм забыли в силу его низкого качества. Через лет 20 практически никто не вспомнит про него, а имя Александра будут помнить всегда.
Фильм пытается охватить жизнь Александра Македонского, начиная с самого рождения и заканчивая безвременной кончиной.
Создатели картины настолько увлеклись масштабностью происходящего, что, кажется, и вовсе забыли о том, что в картине, помимо пафоса и размаха, должно быть ещё хотя бы что-то. Происходящее на экране напоминает манерную театральную постановку на фоне бесчисленных белых бумажных колонн. Актёрская игра оставляет желать много лучшего. Нельзя придраться лишь к Аристотелю (Бэрри Джонс) и Филиппу Македонскому (Фредрик Марч). Последний, надо сказать, сыгран просто блестяще. Что же касается главного действующего лица, то так и тянет назвать его вопиюще неестественным. Он постоянно находится в состоянии какой-то ничем не оправданной истерической неадекватности и не вызывает ни капли симпатии, не говоря уже об уважении или восхищении. Весомая доля экранного времени отдана безнадёжно второстепенным персонажам в ущерб фигуре Александра.
При этом, как ни странно, были полностью проигнорированы соратники молодого царя, которым, как раз, стоило бы уделить внимание, ведь именно они в последствии разделили между собой его огромную империю. Повествование отличается крайней нелогичностью, неоднородностью и сумбурностью. Из двух с половиной часов фильма без малого полтора было посвящено юности Александра, а период его царствования и величайших завоеваний виртуозно втиснут в оставшееся время. О батальных сценах не стоит даже говорить, настолько слабо они поставлены.
На этом, пожалуй, закончу рассказ о художественных достоинствах (даже не знаю, какое из этих слов закавычить) фильма и упомяну об исторической стороне вопроса. Картина представляет собой безумный коктейль вымысла и домысла. Фантазия сценариста воистину безгранична. И чем ближе действие подходит к своему финалу, тем бредовее оно становится. Такое ощущение, что последние десять страниц параграфа из школьного учебника, на основе которого писался этот сценарий, были вырваны нерадивым учеником, поэтому нашему несчастному сценаристу пришлось придумывать всё самому. Вымышленные события и герои, безбожно перевранная хронология, наглым образом проигнорированные исторические факты… Список исторических несоответствий мог бы занять несколько страниц убористого текста. Создатели фильма не стали утруждать себя прочтением исторических источников. Их усердия не хватило даже на Плутарха, не говоря уже об остальных. Они не сочли нужным изучить и осмыслить личность Александра Великого. Не приложили ни капли усилий, чтобы отразить его замечательные идеи, которые на столетия опередили своё время.
Именно в этом я вижу главный недостаток картины. Можно простить исторические несоответствия, фантазии и допущения, но бесстыдного коверканья мировоззрения одной из величайших личностей в истории человечества я простить не могу.
За исключительные усилия, которые были затрачены на пошив костюмов, и замечательную игру Фредрика Марча ставлю 5 из 10.