«Паранормальное» - ничто иное как акт внимания и благодарности немногочисленным фанатам первого фильма «Ломка» от режиссеров, который вряд ли соберет урожай поклонников, но те, кому зашла «Ломка» начали бодро обсуждать теории и догадки там, где возможно их никогда и не было с творческой стороны.
Но зрелище сработало довольно эффектно, не сказать, что «Ломка» была утюгом для мозгов или какой-то дикой индюшатиной, однако большую дозу интереса к себе вызвала. Так вот «Паранормальное» — это «Ломка» в квадрате, как и по качеству уже постановки, так и количеству необъяснимого перед зрителем. Режиссеры прочувствовали своего зрителя, и даже вполне развернутый трейлер к фильму, показавший направление на все ключевые твисты истории, не испортил этого зрелища.
Кстати, кому интересно то в этом фильме история не то, что продолжается с «Ломкой», персонажи из первого фильма являются активными участниками текущих событий, и режиссеры уделили добрых почти десять минут экранного времени на сюжетную линию своего первого фильма. Основной твист этих двух изобретательных режиссеров показан больше и детальнее в этот раз, хоть у зрителя и остается все тот же вопрос – что же все-таки это такое происходит, идеи на продолжение этих загадок выглядят очень и очень интересно, так что хочется верить, что на «Паранормальном» авторы не остановятся и все-таки огласят свой вердикт главной идеи.
Хорошее зрелище с большой дозой энтузиазма Бенсона и Мурхеда, которые, как оказалось, не так и плохо и справляются со своими обязанностями актеров в кино. Что еще понравилось, что этот культ, который в теории мог бы иметь активное участие во всех проблемах «Ломки» и «Паранормального» оказался немного на иной стороне противостояния, а в добавок еще качественные диалоги второстепенных персонажей делают эту историю вполне изобретательной и интересной.
Как итог – рекомендовано поклонниками мистики и фантастики, хотя первого в этом фильме гораздо больше. История «Паранормального» оставила много вопросов без ответа также, женщина искавшая своего супруга, или судьба участников культа, так что все выглядит как то, что двумя фильмами режиссеры не ограничатся, и плод их воображение имеет все открытое пространство чтобы впечатлить своих фанатов с иных ракурсов.
В последнее время мы можем наблюдать, как происходит эволюция в жанре фильмов ужасов. Из простых страшилок про злобных демонов, терроризирующих призраков и кровожадных маньяков они все больше обретают облик серьезного кино, причем цепляют, прежде всего, сценарной составляющей. Одним из новых примеров можно назвать научно-фантастический триллер «Паранормальное».
Синопсис Десять лет назад братья Джастин и Аарон сбежали из таинственной общины «Аркадия», укрывшейся где-то в лесах и поклоняющейся таинственному божеству, предвещающему приближение конца времен. И вот спустя годы на пороге их дома оказывается посылка с видеопосланием от членов культа, в котором их просят вернуться назад. Решив навестить свою бывшую «семью», вскоре братья узнают, что видеопленку им никто не посылал, а нечто, которому поклоняются члены общины, возможно, существует на самом деле.
Говоря об игре актёров, сложно дать чёткую оценку, поскольку никто из исполнителей не воплотил каких-нибудь ярких образов. Но при этом фильм интересно смотреть за счёт того, что главные роли исполнили режиссеры картины. Джастин Бенсон, сыгравший роль, как это ни странно, Джастина, воплотил образ серьезного старшего брата, который пытается сделать все возможное, чтобы уберечь младшего от необдуманных поступков, которые могут привести к непоправимым последствиям. Аарон Мурхед, сыгравший тёзку Аарона, классического младшего брата, иногда назло не слушающего старшего, а посему порой попадающего в безвыходные ситуации.
По сути дела, режиссеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед сняли перекалибровку своего предыдущего фильм «Ломка». Но в отличие от него «Паранормальное» более адекватное, более жанровое кино, которое цепляет своей атмосферой загадочности и чувством непредсказуемости. Важно отметить, что они не затягивают с динамикой фильма. С самого начала фабула картины раскачивается, словно маятник, но с каждой минутой амплитуда растет, а с ней и напряжение. Также стоит сказать, что фильм нельзя назвать страшным, но определенно волнующим. И вообще его, скорее, стоит отнести к жанру научно-фантастического триллера, чем хоррора.
Сюжет фильма начинается с получения посылки, в которой Аарон находит старую видеопленку. На ней он его старший брат Джастин видят послание от членов общины, из которой они чудом сбежали несколько лет назад. В послании им сообщают, что их «семья» живет счастливо и ждёт их скорейшего возвращения. Поскольку за эти годы героям так и не удалось построить нормальную жизнь (крошечная однокомнатная квартирка, работа уборщиками, питание бич-пакетами), которую они имели в общине, братья решают съездить на денек к своей семье. Добравшись до места, героев встречают с почестями, вспоминают, как они дружно жили в общине. Но все же странное поведение членов, метафоры в речах лидера культа, упоминание некоего высшего разума, которое управляет ими – все это не оставляет в покое Джастина. И пока Аарон наслаждается в компании чудных друзей, Джастин пытается узнать, в чем здесь дело.
Честно говоря, «Паранормальное» - это один из тех фильмов, который сложно описать парой слов, поскольку скажешь больше – раскроешь весь сюжет и смысл, т.е. его нужно увидеть. Конечно, едва ли можно назвать прямо таки классически хоррором, но однозначно, напряженная атмосфера в нем присутствует. Поэтому ради нее и захватывающего сюжета этот фильм заслуживает внимания.
Подростками братья Аарон и Джастин состояли в секте конца света, но приняли решение оттуда свалить. Через 10 лет самостоятельной, ничем не примечательной жизни они неожиданно получают послание от бывших братьев-сектантов и задумывают навестить их лагерь, раз уж они там не самоубились, как предполагалось. В поселении же всё оказывается более-менее по-прежнему, только вот чудес и аномалий стало небывалое количество. Может идеология культа всё же не такой и бред?
А я попутно замечаю, что культ «Назад в будущего» и «Квантовых скачков» не прошёл даром, и молодое поколение авторов всерьёз увлеклось идеями нелинейного времени, квантовыми петлями и прочими разрывами пространственно-временного континуума. Как бы наперегонки друг с другом («Лупер», «Детонатор», «Континуум», «Упырь», «Перемещение», «Липкие пальчики времени», «Прибытие») авторы соревнуются в попытках загрузить зрителя. У кого-то получается, у кого-то не очень. Вот у Аарона Бенсона и Джастина Морхеда лет пять назад определённо получилось в фильме «Развязка» (также известна как «Ломка»), про то, как семьянин Майк собрался лечить поехавшего приятеля от наркозависимости, но всё пошло как-то не так. С мизерным бюжетом авторы выдали отличный мистический мамблкор, оставлявший после себя массу загадок, ответы на которые можно было искать в силу воображения.
Новое же кино Бенсона и Морхеда издалека подводит всё к той истории, но уже с позиции членов культа смерти, которых Майк случайным образом повстречал в процессе фильма «Развязка». Раскрыть детали сюжета всё ещё считается преступлением, несмотря на то, что в «Бесконечном» Морхед и Бенсон (кстати, сами сыгравшие главные роли), в некоторой мере этим активно занимаются, ощутимо ломая кайф. Не сказать, что очень много карт будет выложено на стол, но со стороны смотрится, как если бы Линч снял продолжение «Шоссе в никуда».
Впрочем, не только лишь этим здесь занимаются. За не менее странными, сбивающими с толку мистическими событиями во всё той же неспешной разговорной манере, к которой прибавилось теперь выработанное за годы мастерство режиссёров (очень много стало живописных эпизодов с холодящим использованием слоу-мо), можно проследить аналогичные проблемы шефства и контроля над людьми, которые этого вовсе не хотят. Разница разве что в развитии мысли. Если в «Развязке» по мере того, как главного подопытного героя всё больше приводили в чувство и втягивали в обыденность, ощутимее рушились границы привычной реальности, то в новом же фильме Аарон, находящийся под опекой старшего брата Джастина уж десять лет как перешёл этот порог и очевидно, что захлебнулся. Да оба захлебнулись этой рутиной жизни. Просто здесь им выпадает шанс вновь втянуться в яркий мир Небыляндии, подпитываемый подростковыми впечатлениями. Но что если и он лишь одна из вариации рутины. Жизнь – рутина и смерть - такая же рутина.
Несмотря на то, что «Бесконечное» оставляет меньше простора для фантазии, здесь тоже ведут небанальные беседы и подкидывают интересные вопросы, и внимания любителей фантастики оно всячески достойно.
The Endless (в отечественном прокате, получивший меткое для изданий, населяющих полки газетных ларьков, заглавие 'Паранормальное'), может действительно показаться бесконечным, во время ночного просмотра. Фильм - слегка меланхоличная и медитативная история пути двух братьев, получивших привет из оставленной ими жизни и решивших на день-другой посетить общину, из которой сбежали 10 лет назад. Братья едут на экскурсию в прошлое, чтобы упорядочить старые воспоминания и поставить точки в вопросах, которые мучали их годы жизни вне общины.
Джастин, герой Джастина Бенсона, проявляет трогательную, порой, излишне настойчивую о заботу о своём младшем брате. Старший брат вышел крепким убедительным персонажем. Заядлый скептик и реалист, он стремиться доказать брату, что их побег не ошибка, а спасение от разрушительного культа.
Аарон Мурхед не менее убедительно играет младшего брата, чьё экранное имя также совпадает с именем исполнителя роли. Аарону-актёру удаётся неплохо передать инфантильность и детскую непосредственность Аарона-персонажа. Его игра по-своему правдоподобна и трогательна. Небольшая шероховатость кроется в другом. Аарону-актёру в момент съёмок фильма около 30 лет. Мне приходит на ум простовато-наивная традиция отечественного кино, согласно которой 16-летних девочек, персонажей-подростков и разного рода молодых балбесов играют выпускники театральных вузов, а то и вовсе уже состоявшиеся актёры. Несоответствие биологического возраста Аарона-актёра экранному возрасту Аарона-персонажа отвлекает, но недолго и от этого вскоре абстрагируешься, погружаясь в историю.
История играет на ностальгии по юности, на воспоминаниях о лучших временах и на памяти о местах, которые мы, повзрослев, оставили навсегда.
В фильме нет саспенса. В фильме нет жутких и душераздирающих сцен. Это не ужасы, не триллер, не хоррор. Да и к жанру пост-хоррора его трудно отнести, поскольку вопросы внутренних страхов фильм не поднимает, он не пропитан сколько-нибудь тонким психологизмом, не играет на ассоциациях и чувствах зрителей. Этот фильм не пугает и не держит на нерве (за исключением пары внезапных сцен, от которых сразу просыпаешься и с интересом смотришь фильм дальше, да и те здесь воспринимаешь, лишь как шутку авторов и дань низкому жанру). Фильм размеренный и созерцательный и не пытается нас напугать чем-либо иным, кроме страха перед непонятным. Но у всех ли зрителей есть такой страх?
Ведь герои и сами не пугаются. Почему зритель должен бояться, если герой фильма в результате очередных таинственных событий, происходящих на экране, лишь приходит в меланхоличную задумчивость? Кое-кто из экранных персонажей, происходящее вокруг объясняет действием злой силы. Кое-кто, оказавшись в ловушке этой силы, решает свести счёты с жизнью. Наверное, поэтому.
С другой стороны, может быть, дело здесь в том, что фильм содержит эпиграф за авторством Г. Ф. Лавкрафта? Раз у нас тут Лавкрафт, значит, должно быть страшно. Получился ловкий психологический трюк. Судя по отзывам, многие посмотревшие фильм прочно ассоциируют экранный мир с мирами Г. Ф. Л. Этот факт вызывает удивление, поскольку ни по духу (ну где здесь ужас перед хтоническими силами, парализующий рассказчика, сводящий с ума?) ни по форме (в мирах Лавкрафта у действующей против героя и всего нашего мира силы почти всегда есть и имя и история) настоящая киноистория ничего общего с Лавкрафтом не имеет. Ах, да, здесь есть Культ и Культисты. Думаю, для зрителей, изучавших творчество Г. Ф. Л. по интернет-мемам, этого может оказаться достаточно.
Если бы у фильма внезапно оказался эпиграф из Карлоса Кастанеды, то, подражая вышеописанной позиции, фильм бы стал, пожалуй, ничуть не худшим воплощением миров К. К. Продолжите эту мысленную игру сами и, посмотрев фильм, придумайте собственный эпиграф из вашего любимого автора и наполните для себя The Endless его духом.
Я же, продолжая тему, поделюсь своей ассоциацией. Мир, в котором обитает община 'Аркадия', навевает лёгкие ассоциации с 'Пикником на обочине' и чуть более крепкие ассоциации с его кинематографическим родственником 'Сталкером'. Нет, фильм не ставит вопросы нравственного выбора, присущие работам АБС и Тарковского. Он просто предлагает зрителю свой вариант Зоны. Зоны, в которой таинственная сила играет со временем и пространством, а также, почему-то увлечённо тяготеет к вполне человеческой на первый взгляд забаве: фото-, кино- и видеосъёмке.
При просмотре фильма не можешь отделаться от ощущения несколько упрощённой модели кинематографической реальности. И это, едва ли можно отнести насчёт скромного бюджета картины. Вероятно, перед нами результат вынужденной меры, позволившей втиснуть разные сцены и некоторых второстепенных персонажей в тесные временные и сюжетные рамки картины. Ведь тут фантастическое кино о человеческих отношениях и нужно диалоги разговаривать, а не выписывать достоверный мир. В результате картина предстаёт перед нами немного плоской, словно это компьютерная игра, где локации расположены неприлично близко, а персонажи не тратят время на знакомства и представления и переходят сразу к сути, предлагая игроку сюжетные и второстепенные квесты.
Братья по-человечески симпатичные и им сопереживаешь. Фильм знакомит нас с честными и работящими людьми. Они пытаются обустроить жизнь, переживают житейские трудности, и не сдаются. Терпят неудачи в отношениях с миром вне общины. Недоедают, мечтают о вкусной еде. Братья убедительны. И именно их отношения, на мой взгляд, и являются ключевой темой сюжета. Всё, что происходит вокруг братьев, в конечном счёте оказывается лишь декорацией, по тропинкам которой герои приходят к финальной сцене. И эта сцена, происходящая на фоне уже не важного апокалиптического пробуждения высшей силы, и есть настоящий финал. Финал, в котором срывается печать молчания и рушится стена старых обид и непонимания.
Кому-то не понравился финал за его 'голливудскость'. В независимом кино режиссёры и сценаристы вольны сами выбирать судьбу своих персонажей, не заботясь о чувствах зрителей. Зачем кого-то жалеть в идейно другом кино, не связанном каноном? Вероятно, по мнению авторов, именно такой финал стал лучшим катализатором, позволившим персонажам раскрыть свои отношения. Кроме того, финал картины совсем не однозначен и оставляет пространство для размышлений и трактовок.
В обзорах картины, многие с удовольствием уцепились за цитату из Лавкрафта. А второй эпиграф, поставленный авторами, словно и не заметили. На мой взгляд, он в гораздо больше степени передаёт главный посыл фильма. Не ждите, пока мир вокруг вас начнёт разрушаться и пылать в огне, чтобы наладить отношения и стать ближе со своим братом или сестрой.
Перед нами нетривиальное кино, от которого, благодаря прокатчикам, подарившим ему локализованное имя 'Паранормальное', благодаря неубедительному и слабому арту, украсившему афиши с фильмом, благодаря меткому отечественному слогану со словами о потусторонних реальностях и бермудском треугольнике, хотелось держаться подальше. Перед нами фильм, который хочется посмотреть, прочитав рецензии. По окончании просмотра выясняется, что перед нами драма об отношениях двух братьев, развивающихся в сюрреалистическом сеттинге, который и является главной приманкой фильма. Я буду рекомендовать этот фильм любителям нестандартного подхода к стандартным жанрам.
Если обратить внимание на слоган фильма – «Бермудский треугольник потусторонних реальностей», затем прочитать описание к фильму, рассказывающее о двух братьях, вырвавшихся из секты, а затем снова туда отправившихся, можно вполне справедливо подумать, что создатели сами толком не смогли разобраться в том, что же они сняли. Хотя и Джастин Бенсон, и Аарон Мурхед, выступившие и режиссерами, и исполнителями главных ролей, знали, что они снимают, но вот зрителю «Паранормальное» может выйти слишком сложным для восприятия.
Временами проскальзывающий в фильмах прием, когда поначалу кажущиеся очевидными вещи, вдруг приобретают совершенно иной смысл (ну или – все не так, как представляется на самом деле), дуэт режиссеров применил и здесь. Поначалу можно подумать, что таинственная секта специально заманивает двух главных героев к себе, стремясь принести их в жертву своему идолу, что очень смахивает на «Плетеного человека». Однако затем дела общины, живущей в какой-то полупустынной полулесистой местности, отходят на второй план – появляется Нечто, что скрывается в гуще деревьев. Но и Нечто держится в центре сюжета недолго, ведь затем открывается истинное положение вещей, творящихся вокруг, связанное с искажением пространственно-временных рамок. А бесконечные блуждания героев по лесам и полям от одной «контрольной точки» к другой, лишь усугубляют положение. В данном случае оказывается роль общины абсолютно вторичной и не такой уж и важной. Куда более важными становятся случайные обитатели леса, которых оказывается здесь чересчур много.
К примеру в эпизоде, когда один из братьев оказывается один на один с девушкой из общины и затем их приватную беседу нарушает еще один «общинный брат», который настораживает своим странным поведением. К чему было нагонять туман в данной сцене, если в дальнейшем этот эпизод не получает развития и оказывается тупиковым ответвлением сюжета?
На мой взгляд, убери режиссеры из сюжета тему про общину или про Нечто, но оставь при этом тему излома времени, получилось бы куда более понятное и незагроможденное кино. В нем и так оказалось слишком много второстепенных персонажей (оно понятно, создатели стремились разнообразить сюжет разными примерами простраственно-временных изломов), которые своим появлением скорее путали и без того запутанный сюжет, но никак не делали его понятным.
Фильм ни в коем случае не стоит называть хоррором, потому что ничего страшного в нем нет. Мистическое и фантастическое – да, в избытке. Но ничего жуткого и заставляющего волосы вставать дыбом. Когда становится ясно, что двум главным героям предстоит столкнуться с чем-то потусторонним, вспомнился британский фильм «Ритуал» 2017 года, где четыре попали в лес, где обитало некое чудовище. Вот в том фильме саспенс имеет место быть и зрителю может стать не по себе при виде мрачных и дремучих лесных зарослей.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Самое прекрасное в кинематографе - это не новый фильм Нолана или Тарантино, обречённый на успех заранее, но возможность найти сокровище там, где изначально ты не ждёшь ничего хорошего. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед - два друга, которые уже достаточно давно пытаются снимать триллеры, но до сих пор получалось это у них как-то, прямо скажем, не очень. Собственно, и эта картина, снятая за жалкий миллион долларов - переосмысление их же старого фильма «Resolution», в который была добавлена лишь одна незначительная деталь, изменившая всё.
Говард Филлипс Лавкрафт - один из величайших писателей в жанре хоррор, который собственными произведениями доказал, что страх перед неизведанным и давящая атмосфера закадрового мистического ужаса могут быть ничуть не менее пугающими, чем вампиры, приведения или какие-нибудь скримеры. При этом оный страх гораздо увлекательнее в аспекте художественного произведения, при условии полного погружения в него читателя или зрителя. Заимствование эстетики и манеры повествования у Лавкрафт и стали той самой незначительной деталью.
По сути, это всё тот же инди-фильм со средненьким сценарием, снятый практически без бюджета, но за счёт давящей атмосферы, которая без какого-либо экшена держит в напряжении на протяжении практически всего повествования - он на порядки превосходит всех конкурентов. С т. з. актёрской игры - далеко не всё безупречно, хотя я и не могу сказать, что кто-то мен раздражал, но это скорее заслуга удачного кастинга, нежели актёрский талант. За исключением атмосферы могу отметить лишь смесь сектантской эстетики и отменные природные виды - приятное дополнение.
Не знаю, смогут ли эти парни снять ещё что-нибудь стоящее, т. к. вижу у них массу творческих проблем, но здесь они попали в десятку, сняв действительно потрясающую, оригинальную, увлекательную и захватывающую картину. Причём я и сам почти прошёл мимо неё, решившись на просмотр только потому, что доверился чутью после просмотра трейлера, тогда как все рациональные доводы были против. В общем, я настоятельно рекомендую ознакомиться с этим произведением абсолютно всем, но лишь при наличии соответствующего настроения, которое позволит вам полностью погрузиться в магию Лавкрафта, иначе это пустая трата времени.
8 из 10
P.S. кроме всего прочего, я настоятельно рекомендую смотреть фильм в оригинале, т. к. для сохранения атмосферы дубляж должен быть по истине безупречного качества, а локализация одного только названия говорит скорее об обратном.
Этот фильм - хороший фильм, хорошее авторское кино, хороший инди-хоррор и все такое. Он сделан искренне, с душой, со всем тщанием и всеми средствами, доступными маленькой независимой команде. Вот в этом смысле мне понравилось - глоток свежего воздуха.
Но когда я читала в рецензиях про необъяснимость происходящего - эээ? Главная основа происходящего в последней трети фильма проговаривается словами через рот. Вибли-вобли-тайми-вайми (с) - и мало того, что 60 лет как существует сериал, из которого взята эта цитата, по-моему, про это снято уже в каждой уважающей себя антологии паранормальных явлений. Что до полного метра, в 2016 мир увидел 'Дом странных детей мисс Перегрин', в 2014 - 'Грань будущего' (в 2004 - его, прости Господи, литературную первооснову), да Боже мой, в 1993 вышел 'День сурка'! А в 2017 Бенсон и Мурхед выдают на-гора свою картину с потрясающе свежей идеей о взаимоуважении, делегировании ответственности и откровенных разговорах между близкими людьми (которые только и в силе избавить вас от бесконечного блуждания по временным петлям). Фильм в оригинале, кстати, довольно прозрачно называется 'Нескончаемое', а вовсе не какое-то там 'Паранормальное'.
Ну я не знаю... Если ничего из вышеперечисленного не смотрели (или просто мечтаете услышать пару цитат из Лавкрафта) - то оно конечно да, будет любопытно. Но я бы рекомендовала предыдущую работу авторского тандема 'Весна' - она мне видится менее предсказуемой и тривиальной.
Перед просмотром мы зачастую заручаемся теми фактами, которые, по сути, определяют наш выбор и расположенность к фильму. Фильм «Паранормальное» по такому определению представляется неоднозначным: снисхождение получает вроде как и малобюджетность фильма. Хочется верится, что без спецэффектов, именитых актеров, явной серьезной операторской работы фильм все же удивит подачей идеи. Следуемая работа двух режиссеров по совместительству с работой игры главных актеров (двух братьев- Аарона и Джастина) вызывает по большей части сомнения, так как верится в сложность такого «совмещения». Но с другой стороны, - предшествующая удачная работа в «Ломке», завлекающая тема для казалось бы для ужаса(жанр точно ошибочен). И при наличии такого расположения, после просмотра данный фильм вытянуть на стоящую оценку все же не удалось.
Прожить однообразную жизнь, день за днём, волоча тяжесть материальных невзгод или...( без спойлера, вариантов может быть несколько) - экзистенциальный вопрос, который «как бы» проскальзывает в фильме. Отмечая это «как бы», идея не находит своего развития ни в общей подаче, ни в актерской игре, ни в атмосфере, в которую хотелось погрузиться, увы. Уж, если браться за такие вопросы, то хотелось и чувствовать это в героях например, просклальзываемый конфликт двух братьев, но диалоги последних были настолько плоскими...
Вдобавок инфантильность (именно чрезмерная) Аарона все больше подталкивала покинуть кинозал. Критическое отношение не строится на том, что «хотелось драмы». По субъективному мнению, к этому все же и подталкивают сами авторы, не удивляя кадрами ужаса. Хотя сцена, когда Аарон подойдёт к палатке, будет, пожалуй, единственной, на мой взгляд, сценой, заставляющий проснуться.
«Ну ради концовки» - сетовала на идею я как зритель, но и тут последний, завершающий эту «увлекательную» поездку «У Аркадия» вопрос младшего брата убивает всякую надежду, как и последующие сцены концовки.
Персонаж Джастина жалуется, что уж слишком много метафор, которые не могут дать ответы. Именно таковым оказался данный фильм: метафорой, которая, порой, посредством своей многосложности, игнорирования важных деталей, отводит от самой сути идеи (хочется подчеркнуть весьма завлекающей).
Язык не поворачивается назвать «Паранормальное» фильмом ужасов. Это, скорее, интеллигентно-мягкое, даже миролюбивое бадди-муви, пластично-вдумчивая философско-экзистенциальная притча-аллегория. Притча о двух братьях, Джастине и Аароне, и об их приключениях в царстве вечного возвращения того же самого.
Братьев играют режиссеры фильма, Джастин Бенсон и Аарон Мурхед. Братья — бывшие сектанты, у которых не получается ужиться в т.н. нормальном социуме. Они получают видеозапись с приглашением в свою бывшую секту. Они на мели, еды мало и она невкусная, а в секте — жалуется Аарон старшему брату Джастину — превосходно кормили. Жалобы Аарона созвучны упрекам, которые Моисей выслушивал от евреев в пустыне: «...о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы... уморить голодом» (Исх. 16:3).
Эта тема поднималась в «Матрице» — Сайфер, обедая в дорогом ресторане с агентом Смитом, беседует о вкусных блюдах, доступных в матрице и недоступных команде Навуходоносора. То есть речь о служении истинному Богу и идолопоклонстве; в переводе на современный язык речь идет об истинной духовности и ложной — полюсы, присутствующие в любом, в том числе светском и атеистическом, мировоззрении. Аарона влечет обратно в духовный Египет, страну духовного рабства.
Братья решают навестить секту.
И здесь вкратце о русском переводе ленты.
Который, как водится, отсебятина. The endless правильно переводится как «бесконечность» или «бесконечное». Речь идет о бесконечности, похожей на ту, что описана в этом отрывке «Веселой науки»:
Что если бы днем или ночью подкрался к тебе... некий демон и сказал бы тебе: «Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, — также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, так и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются снова и снова — и ты вместе с ними, песчинка из песка!»
Фильм — именно об этой бесконечности вечного повторения, о демоне, который делает предложение, и о тех, кто его принимает или не принимает. Паранормальное, сверхъестественное и т.д. — не центральный элемент сюжета, но, как и демон у Ницше, лишенная 'плоти'-конкретики форма, художественный образ, символ-персонификация философской идеи.
Согласно Ницше, высший человек с радостью принимает вечное возвращение того же самого, ибо он лишен рессентимента, действует по принципу amor fati и поэтому благодарит судьбу за каждый миг, какой бы он ни был, даже если он повторяется бесконечно без смысла и цели. Каждый миг самоценен, и ценность его абсолютна. Режиссеров «Паранормального», а также их героев, интересуют альтернативы, а именно (навскидку): буддизм, который сулит освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей; христианство, которое выгоняет из рая бесконечно повторяющихся архетипов в ужас единственной и неповторимой истории; психоанализ, одна из целей которого — преодолеть навязчивое повторение одних и тех же сюжетов в каждой конкретной жизни; в любом случае мировоззрение, которое преодолевает невыносимую цикличность бытия.
Некоторые кадры очень эстетичны, видеоряд вообще хорош; музыка удачная и атмосферная; режиссеры-главные актеры в основном спокойно бродят туда-сюда, беседуют, задаются вопросами о том, что же происходит в секте, удивляются, иногда ссорятся.
Есть здесь и социальная драма (бывшим сектантам не удается благополучно обосноваться в социуме). Фильму предпосылают эпиграф-цитату из Лавкрафта: «Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого». Понимать цитату, по-видимому, следует в контексте главной темы этого отличного бадди-муви, в центре которого — вопрос о том, принимать или нет вечное возвращение того же самого.
Два брата, Аарон и Джастин, пытаются продолжить жизнь, оставив в прошлом культ смерти, в котором они были воспитаны. Дела идут не лучшим образом, поскольку парни столкнулись с серьезными проблемами в социальной и финансовой сферах. Аарон сомневается в их обычной рутине и подумывает вернуться в секту. А когда братьям приходит видеокассета со странной записью, Аарон так вообще решает, что настало время для воссоединения. Тем более, братьев гостеприимно приглашают на пару дней. Такова аннотация «Паранормального» - скромного по бюджету инди-хоррора (или, вернее сказать, научно-фантастического триллера), приковывающего внимание своей гипнотической атмосферой на грани с психоделикой, духом «промывки мозгов» и, конечно же, того самого пресловутого космического ужаса из другой грани бытия.
По понятным причинам «Паранормальное» строится вокруг конфликта. Вообще здесь есть хорошие зачатки драмы: в то время как Аарон отчаянно хочет возвращения в мир, где его знают и любят, Джастин колеблется. Когда братья прибывают на базу секты, там действительно идиллия: хороший доход с их сектантского пивоваренного завода позволил обустроить территорию и превратить её в летний лагерь. В котором, однако, творится чертовщина: стаи птиц летают странным образом, люди не стареют, а местные, пусть и добрые на первый взгляд, ну, выглядят подозрительно дружелюбно. «Паранормальное» наполнен именно этим вниманием к деталям: строчками в диалогах, моментами из жизни секты и т.п. Кажется, здесь нет ни одной бессмысленной сцены и то, что сперва выглядит не на своем месте, очень органично встраивается в сюжет далее.
Понемногу «Паранормальное» переходит от сдержанной процедурной драмы в область научной фантастики, именно в моменты, когда в сценарии начинает фигурировать некая лесная сущность и подноготная о жизни в лагере. Последнее наиболее любопытно. Не заходя на территорию спойлеров, следует сказать, что всей чертовщине и прочим странностям есть логической объяснение (в рамках логики мира, разумеется), что не может не радовать. А интересная предпосылка и взвешенный стиль повествования помогают «Паранормальному», в конечном счете, преодолеть ограничения скромного бюджета и «разговорного» формата.
Опять же, «Паранормальное» обладает огромным кредитом доверия к публике. Имею в виду, что после того, как очень странные дела начнут прогрессировать, лично мой мозг пытался обмануть сам себя. В итоге фильм кажется умнее, чем есть. Очень многое здесь строится на фантазии и каком-то особом настроении, что у неподготовленного зрителя может вызвать отторжение; жаль, что передать это не смогли более изящно. Например, сценарий затрагивает глубокие темы, т.е. братство и вопрос свободной воли, но становится настолько одержим своими заумными штуками, что теряет эмоциональный драйв. Также и диалог иногда смущает: дилентатские фразы режут слух, а люди разговаривают не всегда как люди.
Ближе к финалу «Паранормальное» походит больше на откровенный галлюциногенный трип, пускай и с какой-то логикой. Однако это не разбавляет повествование, а скорее усиливает предыдущие моменты рефлексии. Неплохой эксперимент в жанре в итоге кажется затянутым и даже скучным и, тем не менее, при этом наполненным интересными сюжетными находками и нестандартными художественными приемами. Умное использование жутких пейзажей строит свой мир, напоминая, что человек больше всего боится именно непознанных вещей. Не зря кинолента открывается цитатой основоположника «космического ужаса» Говарда Лавкрафта. Что ж, несмотря на общую скомканность повествования и слабую зрелищность (картину действительно тяжело воспринять и переварить), правы и экранные сектанты, и Лавкрафт с Бенсоном и Мурхедом: жизнь стоит того, чтобы её потерять... и прожить вновь.