К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

30 ноября состоялась премьера российского фильма «Легенда о Коловрате», на которой мне посчастливилось побывать.

В своё время, один из режиссёров Джаник Файзиев рассказал в интервью, что создатели фильма старались акцентировать внимание не на исторических деталях, а на чувствах и переживаниях людей, которые делают из обычного человека героя, что, на мой взгляд, получилось довольно неуверенно.

Актёрская игра некоторых персонажей оказалась очень посредственной, неубедительной и не запоминающейся. Но, тем не менее, нельзя не отметить игру главных героев:

Молодой Илья Малаков, исполняющий роль Евпатия Коловрата, несмотря на то, что в трейлере показался совершенно не подходящим для образа воеводы, в фильме раскрылся как истинный русский воин, ничем не уступающий тем же знаменитым былинным богатырям. История этого персонажа поистине волновала на протяжении всего фильма, даже когда зритель, хоть немного знакомый с историей завоевания Руси монголо-татарами и с Повестью о разорении Рязани Батыем, наверняка знает, чем закончится путь Коловрата.

Так же хочется отметить игру Александра Ильина мл., сыгравшего дружинника Каркуна, единственного выжившего воина под началом Коловрата. Эмоции и отважный дух, которые вселил актёр в своего персонажа, очень порадовали. После довольно эпизодической роли Ильина в фильме «Время первых», вышедшем так же в этом году, здесь актёр раскрывается полностью, раскрывает должным образом и своего персонажа.

Ну и на десерт я оставила великолепную игру Александра Цоя, блестяще сумевшего донести до зрителей образ Великого хана. Впервые увидев трейлер «Легенды...» и до самой премьеры я опасалась за образ ордынского хана в этой картине. В фильме же мои опасения не оправдались, чему я несказанно рада. Бат-хан здесь невероятно властен, харизматичен и непредсказуем, как наверно и положено быть столь неординарной исторической личности. В фильме можно прочувствовать и его импульсивность, и в то же время невозмутимость и умение выжидать. Его свита так же производит загадочное и непривычное впечатление скрытности и веры своеобразно показанному монгольскому культу.

Невероятно порадовал эпизод, когда Бату самолично подслушивает разговоры своих воинов: краткая, но хлёсткая в сюжете деталь, по которой внуку Чингисхана — Батыю — только предстоит «доказать» своё право возглавлять Орду. Этот сюжетный ход, так любезно предоставленный режиссёрами, раскрывает стремления и порывы хана завоёвывать новые земли, в том числе и Русь. Как итог, образ Бату не предстаёт заурядным антагонистом, а как персонаж имеет логическую последовательность действий и поступков.

Стоит замолвить пару слов и о костюмах: они вышли ну просто на славу! Внимание в первую очередь привлекают ханские костюмы, подчёркивающие вальяжность своего обладателя (этот же эффект можно видеть на постере к фильму), но и одеяния жителей Рязани не менее хороши, в особенности костюмы и головные уборы рязанских девушек.

«Они девок с чесноком едят»

Ещё один плюс фильма — редкий ненавязчивый юмор, разбавляющий напряжённые эпизоды фильма. В том числе комичность с запугиванием монголо-татарского войска «лесными духами» во время ночных вылазок Коловрата с дружинниками к ордынцам. Вообще, Коловрат у меня вызвал ассоциацию с командиром небольшого партизанского отряда, совершающего диверсии в тылу врага.

Батальные сцены выглядят довольно правдиво и нескучно, но местами и переиграны.

К плюсам отнесу интересно обыгранный сюжет о том, как Коловрат каждый раз после пробуждения теряет память. Довольно интересно было за этим наблюдать.

На этом, пожалуй, самые заметные плюсы этой картины заканчиваются.

Что не понравилось:

Во-первых, и это, пожалуй, самое главное, — своеобразный символизм, который в последнее время ну очень любят вставлять во многие российские киноленты, тем самым портя их. Символизм захлестнул картину аж несколько раз, именно в моменты, когда появляется медведь. Этакий неправдоподобно огромный «русский» медведь, который слушается Нестора. «Не боись, Потапыч русских не ломает», зато рвёт ордынцев, приходит на помощь Коловрату в самый решающий момент, а после эпично возвращается в лес. И получается в итоге русская сказка, а хотелось увидеть более серьёзное кино. Не представляю, зачем фильму подобный персонаж. У меня лично возникла мысль, что это отсылка к языческому славянскому богу Велесу в образе медведя, и тогда мы получаем странную смесь понятий о том, как православие сочетается в картине с язычеством.

Во-вторых, графика и визуальные эффекты. Несомненно, здесь это всё хромает. Графику уже упомянутого медведя назвать реалистичной трудно, хотя движения косолапого вроде бы и удались. В целом, выглядит он вставленным цифровым объектом, существующим отдельно от сцены.

Также было досадно видеть местами чрезмерно перенасыщенную цветами картинку: пейзажи, панорамы и небо выглядят вышедшими из сказочного мира настолько, что рябит в глазах.

В-третьих, временные провалы в сюжетных линиях, несуразица действий во времени и тому подобное. Описать это достаточно затруднительно, но прямо во время просмотра остаются вопросы. Например, когда так внезапно возникает «обуза» в виде саней с детьми, которых мы до этого не видели; словно они вдруг посреди леса появляются.

В-четвёртых, и это касается одной из последних сцен, где Батый подходит к уже лежащему на земле Коловрату: Евпатий иронично замечает, что, когда Бату наклоняется, он всё-таки встаёт на колено перед ним. С одной стороны, получилась сильная развязка сюжета, но с другой, и это опять же моё личное мнение, такой поворот выглядел несколько абсурдно, и меня покоробило в этот момент. Ну не верится мне, чтобы хан огромной орды на глазах своего войска опустился на колено перед одним единственным русским воином, даже столь храбрым. Снова сказка получается.

Ну и в-пятых, даже уделю этому отдельный абзац. Возмутительнее всего в фильме была одна единственная глупая фраза одной из рязанских девушек: «Смотри какой! Я бы с ним перемигнулась!». В это мгновение фильм опускается до убогой формы юмора. Спасибо, что хоть больше такого в фильме не встретилось.

Как итог:

+ за актёрский состав (в целом).

+ за неплохую картинку (пусть и со страдающими временами спецэффектами) и звук.

Жирный + за отличные костюмы.

+ за масштабность съёмок войска монголо-татар и за воссозданную старую Рязань.

+ за хорошие сюжетные находки и небольшое количество лёгкого юмора, а также за достойное завершение картины.

Отдельный + поставлю за интересные образы монголов, которым заслуженно уделили достаточно экранного времени.

И ещё накину + за столь долгожданный лично для меня фильм, который, в целом, не разочаровал и в чём-то даже приятно удивил.

7 из 10

с учётом личных впечатлений.

03 декабря 2017 | 20:02
  • тип рецензии:

Легенда о Коловрате = Волкодав. Чистая фэнтезя. Получше конечно Викинга, но бои все равно убогие. С графикой явно переборщили, от лубочных пряничных домиков Древней Руси мне блевануть хотелось. Этакая русская деревенька под ЛСД. Буряты и гастеры, изображающие монголов, напоминают каких то клоунов, ибо раскрашены морды у них круче чем у вокзальных проституток. Да еще одеты в форму японских самураев, ну чисто ниндзя. Операторская работа хороша, претензий нет, так как и работы собственно у оператора немного, властвует графен.

Актерская игра 50/50. Исполнитель главной роли порадовал, Малаков по моему мнению, сыграл очень достойно. Правда по сценарию легендарный Евпатий Коловрат почему то блаженный (из-за того что в детстве получил по балде от монголов ниндзютской пращой), но это уже к режиссеру вопросы. Как всегда хорош Серебряков, но роль у него небольшая. А вот Ильин и Трибунцев безбожно переигрывают.

Сюжет в принципе довольно связный, пусть фэнтезийный, с дырами, но связный. Это не набор клипов как в Викинге. Мощный фейспалм вызвал только момент, когда на помощь дружинникам пришла криво нарисованная графика в виде гигантского патриотического медведя. Без комментариев. По монтажу нигде глаз не резануло, может косячки и есть, но не очень значительные. Из персонажей хорошо получился Федор, сын рязанского князя Юрия. Но толком его не прописали и поспешили грохнуть, что не есть хорошо. В целом получилась средненькая фэнтези о нашествии Батыя, почти ничего общего не имеющая с реальностью.

5 из 10

03 декабря 2017 | 18:01
  • тип рецензии:

Жизнь - та еще сука! - мог бы сказать Евпатий Коловрат, не былинный, а созданный стараниями режиссера Джаника Файзиева и кучи сценаристов. Согласно их требованиям бедняга огрёб по полной всех детских травм, которые можно только вычитать в спецлитературе. В результате взрослый Коловрат имеет амнезию, кошмары, неадекватное поведение, смерть родителей, жестокое обращение, оккупацию, и... что еще там? Да! Любящую жену и престижную работу на местного князя, читай олигарха! Как все это сочетается, и как сценаристы хотят все это разрулить - дело десятое. В смысле: ну, есть, ну и ладно! Сценарий фильма далеко не самая сильная его сторона.

А чем же силен данный фильм? Двумя пунктами:

во-первых, это русский патриотический блокбастер;

во-вторых, он целиком и полностью снят на фоне зеленого экрана, все остальное дорисовано по окончании.

Как известно, умная мысля всегда приходит опосля. То есть авторы надеялись, что оная мысля придет на постпродакшне. А на стадии пред-... особо не заморачивались. Да, сюжет присутствует, и даже соответствует былинной славе Коловрата. Более того, словосочетание 'русский патриотический фильм' оправдывает все убожество, которое осталось в сценарии. А именно: татаро-монголы тупые, но их много. Ихний хан согласно последним русско-патриотическим веяниям полный идиот, поскольку, кажется, является трансвеститом. Чтобы было понятно, Кончита Вурст, побрившаяся ради много-сисячного войска. Или, как решили критики, Ксеркс из '300 спартанцев', насмотревшийся китайских костюмных боевиков.

Но патриотизм на месте. И да! Нарисовано все очень красиво. И это наводит на мысль о том, что русские хакеры, это не такая уж оголтелая выдумка про-американски настроенных средств массовой информации.

И еще по поводу русского патриотизма. Из всех актеров наиболее убедительно играет русский медведь, разумеется нарисованный, но патриотизма у него хватает на десяток человеческих десятников. Голливудцы на этой основе тут же состряпали бы спин-офф с Михайло Потапычем в главной роли. Но у нас на это, как обычно, денег не наберется.

Пару слов в защиту. С деньгами у фильма и в самом деле была напряженка, и хромакей во всех сценах не от хорошей жизни. Режиссер Джаник Файзиев («Турецкий гамбит», «Август. Восьмого») не выстрадал эту драму, а пришел как бы спасать положение после того, как другие не сдюжили. Реальная история Евпатия Коловрата весьма печальна и не отвечает требованиям духоподъемности и укрепления национального самосознания. Необходимость кассовой окупаемости диктует свои требования. А засилье голливудских блокбастеров вынуждает отечественных кинематографистов конкурировать на чужой территории: самый простой способ не затеряться - это сделать отечественное кино максимально похожим на западное. 'Мельница' со своими богатырями доказала справедливость такого подхода. Так почему бы нового богатыря не сделать таким же?

Результат получился ожидаемо не тем, на который рассчитывали. Фильм однозначно хорош, если не вглядываться в детали и сравнивать его с безликими и незапоминающимися поделками, благодаря которым отечественный зритель уверовал в смерть отечественного кинематографа. Но от былинного богатыря, вышедшего на неравный бой с чудовищной ордой, перекроившей всю историю и географию страны, ожидают чего-то большего, чем нарисованных на компьютере задников и театрального пафоса разодетых в театральные костюмы актеров. Это не экранизация былины (кинокритики отметили, что в фильме отсутствует центральная для былины сцена битвы богатыря с братом хана Батыя), и тем более не воссоздание исторических событий, описанных в летописи (некоторые ухитрились и это поставить фильму в вину). 'Легенда о Коловрате' это откровенно прозападное фэнтези а ля рус, эксплуатирующее идею русского патриотизма, как когда-то американский кинематограф эксплуатировал проблемы чернокожих. Называлось это 'блэксплуатейшен', а у нас, наверное будет называться 'русьплуатейшен'.

06 декабря 2017 | 06:43
  • тип рецензии:

С большим опозданием посмотрел, по совету друга, фильм «Триста рязанцев», то бишь «Легенда о Коловрате». «Отличное кино, на западном уровне», - отрекомендовал мне его Костя Данилов. Я привык доверять вкусу друзей, есть такая слабость, и глянул.

Западный уровень в фильме, и в правду, есть. И заключается он в выдавливании из себя уймы супергеройского пафоса на фоне хромокея. Это была моя первоначальная идея. Но потом до меня дошло, что ларчик не так-то просто открывается. И рассматривать мифологическую сагу нужно как кино, в некотором смысле, рубежное и весьма характерное для складывающегося на наших глазах нового синематографического жанра.

В будущем его назовут истоико-паталогическим, по аналогии, с историко-патриотическими фильмами былых времён. Небольшая такая языковая игра. Основную характеристику рождающегося жанра определить можно уже сейчас. Вымышленные персонажи, - а все герои искусства, не надо про это никогда забывать, персонажи вымышленные, и с ними нужно держать брехотвскую дистанцию и не сливаться в экстазе – страдают в вымышленные исторические эпохи различными болезнями, в основном, психического характера. И активно галлюцинируют.

Первый фильм историко-паталогического жанра снял с барского плеча Никита Михалков. К слову, выступивший продюсером «Легенды». Его «Утомлённые солнцем-2 и 3» представляют собой предсмертные галлюцинации комдива Котова. Героя первой части расстреливают в 1936 году, и на экране мы видим бред умирающего мозга. Поэтому нет ничего странного в лагернике с когтистой рукой, как у Фредди Крюгера; немцах, опорожняющих кишечник из кабины самолёта на лету; танках с парусами.

В начале второй части режиссёр, словно мастер подобных сюжетов Дэвид Линч, даёт ключ к происходящему. У Линча таким ключом в «Малхолланд Драйв» был настоящий ключ от синей коробке, которую киллер передаёт заказчице убийства. Много зацепок было и Эдриана Лайна в «Лестнице Иакова», где смертельно раненый солдат Вьетнамской войны видит во время операции свой последний сон.

Именно сон Котова о том, как он макает Сталина головой в торт, становится таким ключом в «Утомлённых солнцем-2». Если есть сон, значит, почему не может быть галлюцинации.

Основная загадка в фильме заключается, кто галлюцинирует перед смертью. Я поспешил написать, что это комдив, но был и ещё один умирающий персонаж. Вены вскрывает секретный сотрудник НКВД Митя, лёжа в ванной с видом на Кремль. Предсмертные галлюцинации вполне могут принадлежать и ему.

Но это слишком сложные намёки и ключи от мэтра советско-российского кинематографа. В «Викинге», одном из следующих фильмов в жанре историко-паталогического кино, уже безо всяких околичностей и экивоков главгерой князь Владимир выводится психически нездоровым человеком.

Коловрат в «Легенде» тоже психически не здоров. Режиссёр Джаник Файзиев не просто намекает на это, а говорит открыто. После полученной в детстве травмы во время стычки с монголами, Евпатий Коловрат страдает от чего-то вроде диссоциативной амнезии. Это проявляются в том, что каждое утро он забывает всё произошедшее с ним после того события-триггера. Забывает выборочно, потому что жену свою он вспомнить может, а про то, что каждый день свистульки ей выстругивает, вспомнить не может.

Так он живёт уже 14 лет. И есть опасения в том, что его болезнь перешла уже в нечто более тяжёлое. В парамнезию, допустим, характеризующуюся смешением реальных фактов и фантазмов. Когда вышел фильм, многие критики и зрители задавались вопросом, зачем введена линия с умственным расстройством. Вот и ответ. Чтобы не выбиваться из жанра историко-паталогического кино.

Вполне возможно, Евпатий – удалой воин и прекрасно сражается. Только битвы он видит в несколько изменённым состоянии, не так, как остальные дружинники. То медведь неестественных размеров, по приказу святого старца, напрыгнет на супостатов, не тронув русское воинство. То струги под парусами ходят по льду, аки по морю при ветреной погоде. Ну, а то, что ордынцы выглядят, как актёры из постановок Виктюка или певцы k-pop сцены, а не как воители степей, - это уже разумеющееся смешение реального и воображаемого. И то, что неискушённым зрителем воспринимается, как плохие компьютерные спецэффекты – это видение мира Евпатием, мира в котором. Ну вы поняли.

Хотя, вполне возможно, что травму богатырю во вьюношестве нанесли совсем не ордынцы. Просто не нужно было постоянно в мороз бегать без шапки. Голову в тепле держать надо.

14 мая 2018 | 19:41
  • тип рецензии:

Фильм получился каким-то неоднозначным и вызывал у меня смешанные чувства.

Актёрская игра

С одной стороны, актеры второго плана играют просто прелестно, особенно лекарь. С другой стороны, главный герой — это человек с лицом-лопатой. Нет, ну понятно, что он по сюжету немного потерянный, но совсем никаких эмоций это уж как-то слишком.

Графика

Графики в фильме очень много, но не везде она выглядит удачно. Например, очень красиво нарисована Рязань, медведь тоже ничего, хоть и размером со слона. А вот пластилиновые деревья и реактивный снегирь ничего кроме раздражения глаз не вызывают.

Сражения

Битвы переднего плана вполне приличные, пара моментов даже запомнилась, но битвы заднего плана заставляют рыдать и смеяться одновременно. Вообще, все массовые сражения, прямо как в Игре Престолов — один сплошной стыд. Ордынцы в фильме, словно американцы у Задорнова — в упор не видят коловратцев, а когда видят, то стоят столбом пока их не зарубят. А ещё они почему-то боятся сена и умирают исключительно большими пачками.

Возрастной рейтинг

Некоторые сцены попросту лишены смысла, например оголение жены Коловрата. Разделась, оделась, всё конец. Зачем это нужно было в фильме и как полностью голая женщина пролезла в рейтинг «от 12 лет» — остается загадкой. Кстати, о возрастном рейтинге. Показать разрубленное саблей лицо — это нельзя, поэтому оно магическим образом исцеляется при крупном плане. А вот показать нанизанные на пики окоченевшие трупы — это пожалуйста. Странная логика.

Калька

Ну и бонусом, куча моментов точь в точь скопированных из «300 спартанцев»: стена щитов, облака стрел, супер-команда удерживающая позицию и любитель блёсток во главе бесчисленной орды. Ладно хоть в яму никого ударом ноги не сбросили.

Фильм, мягко говоря, далеко не идеален, но его хотя бы не хочется выключить на первых же минутах, как большую часть нашего кино. На один раз — вполне себе.

4 из 10

16 января 2018 | 21:43
  • тип рецензии:

В последние два года российское кино по большей части радует, чем разочаровывает. И как пить дать, и как есть дать. Авторский кинематограф (да простит Дэвид Финчер) как раз, блин, отвечает за славные проекты, но и так называемое большое кино старается предлагать зрителям фильмы, которые интереснее однообразного и глупого голливудского продукта. Если пока брать аналогию с сюжетом 'Легенда о Коловрате', ваши кинодеятели стараются не бить в баклуши и прекрасно отбиваться от голливудского 'захватчика'.

Конечно, должно быть по-честному. Чтобы зрители поверили в российское кино, нужно предлагать добротное кино. Что касается новинки проката от Джаника Файзиева, в каком-то смысле сложно определиться с единогласным мнением. С одной стороны, охотно можно поверить в то, что вся съемочная группа старалась погрузить людей в те предалекие времена, выстраивая декорации, нанося грим, выковывая оружие. С другой же, что-то за все время просмотра не появился ведь персонаж, ради которого ничего не жалко.

Ну, то есть, который был бы своим. Особенно это касается главного героя. Начать нужно с того, что у него (точнее, у актера) один взгляд или даже одно выражение лица на все случаи жизни. Радуется он, смеется, печалится, гневается - все равно. Раз создатели предупредили что это фэнтези-боевик, то нельзя было добавить ярких таких эмоций главному герою и его подданным, из которых никто не запомнился. Ладно, Каркун неплох, и то из-за хвостика и режущего голоса. Бодрее сделать их, злее, насыщеннее.

Не знаю, как у остальных, но ведь эта сюжетная линия с 'заболеванием' у Евпатия Коловрата отдает вторичностью. Говорят, после каждого приступа он превращается чуть ли не в берсерка. Что ж, можно было это интересно обыграть, мол, сумел сокрушить ордынцев своей свирепостью. На деле вышло, что из-за этого он только нагло испытывает свой организм, что совсем негативно влияет на его состояние во время серьезного боя с врагом. Или это чтобы показать уязвимость богатыря? Или чтобы ходил с poker face?

Параллели с '300 спартанцев' прямо-таки лезут наружу. Хорошо это иль плохо, снова не знаем. Того Батыя показали больше клоуном, чем могущественным и страшным. Его ордынцы настолько хороши? Коловрат предупреждающе спрашивал у Федора-Пушкина, видал ли парень их в бою? И что, в бою совсем никакие. Только толпой способны уложить хороших бойцов, которые были у наших или ваших. В общем, враг в фильме совершенно никакущий. И это очень плохо на фоне невыразительного главного героя.

Ладно уж, в целом, смотрится картинка славно же. В начале, правда, хромакей прямо резал глаза. Если такое было и в IMAX, то странное решение выпускать фильм в этом формате. В конце концов, не самый лучший российский фильм. А что?

02 декабря 2017 | 20:20
  • тип рецензии:

Посмотрел, наконец, фильм «Легенда о Коловрате». Не могу сказать, что пожалел о просмотре, но всё же ожидал куда большего. Главная претензия к картине — очень слабая игра актёров. Почему-то за них постоянно неловко. То же самое с речью — она часто невнятная (но это вообще печальная особенность нашего современного кино — говорить со зрителем через губу). Подбор актёров тоже удивляет: главный герой обычно бродит с каменным лицом и ни на что не реагирует. Серебряков на роль русского князя никак не тянет — когда его разрывают лошадьми где-то в начале истории, едва ли не вздыхаешь с облегчением, что больше не увидишь этот ставший каноническим образ алкоголика. Если бы актёрская игра была на нормальном уровне, я бы назвал фильм хорошим, потому что в остальном чувствуется старание кинематографистов. И проблема не столько уж в самих актёрах: много раз убеждался, что у хорошего режиссёра даже плохие или молодые актёры оказываются не лишёнными талантов.

Вторая претензия — нежелание авторов по-возможности следовать первоисточнику «Повесть о разорении Рязани Батыем». Какие-то отступления можно оправдать низкобюджетностью, но в целом их слишком много, причём все — в сторону меньшей реалистичности. Чтобы никто не сомневался, что перед ним — абсолютная выдумка и сказка, ввели даже медведя-шатуна ростом со слона — по велению местного инока он рвёт в клочья исключительно монголов, словно Беорн из «Хоббита».

Графика неплохая — города и декорации выглядят богато и красиво, как и положено, при этом бросающихся в глаза огрехов почти нет (иногда заметны проблемы «зелёного экрана»). Масса кадров и зарисовок просто красивы, сложно ожившие живописные картины подлинной древней Руси. Костюмы тоже хороши, как у русских, так и у басурман. Авторы не боятся иногда показывать крупные планы, и они действительно добавляют происходящему масштабности. Порой повествование трогает, но в целом это просто одноклеточный гипертрофированный боевик. Думаю, зря авторы пытались сделать ответ «300 спартанцам» Зака Снайдера (кстати, он тоже мне не понравился) — если бы сделали ставку на больший реализм и достоверность, лента бы только выиграла. Очень хороший пример, где легендарную историю превратили в добротный кинорассказ, — «28 панфиловцев»: фильм снят так, чтобы у зрителя как можно меньше возникали мысли: «Ну да, я же смотрю комикс». Особенно это неприятно по отношению к летописи.

Возможно, на фоне «Викинга» этот фильм выглядит шедевром, но я так и не посмотрел издевательство над памятью святого князя Владимира, так что сравнивать в полной мере не берусь. Разве что по картинкам декорации и костюмы там просто ужасны и не идут в сравнение с «Коловратом».

7 из 10

за попытку снять масштабную и положительную ленту по древнерусской истории. Но добрых намерений, красот и хорошей графики недостаточно — много добротных кадров было, например, и в очень слабом древнерусском фэнтези «Он — дракон».

25 февраля 2018 | 21:02
  • тип рецензии:

О подвиге рязанского воина Евпатия Коловрата, сумевшего своей отвагой удивить монголо-татарского хана Батыя, чьё войско в разы превосходило маленький отряд русских, я был знаком с раннего детства. И диафильм с таким сюжетом видел, и старый советский мультфильм Романа Давыдова по телевизору смотрел, и в школе на уроке истории слышал. Разве что только фильма художественного о нём для полного счастья не хватало. Поэтому с одной стороны, когда объявили о том, что скоро начнутся съёмки патриотического блокбастера о Коловрате, я был конечно же рад одному лишь этому факту. Более того, об этом легендарном персонаже должно было выйти аж 2 проекта - дилогия от Рустама Мосафира и патриотический боевик от Олега Степченко. Но то ли с финансированием возникли проблемы, то ли планы изменились, однако Мосафир всё же отказался от замысла снять 2 фильма о Коловрате, сосредоточившись на другом околоисторическом проекте (я имею в виду фильм «Скиф»). А вот у проекта-конкурента дела складывались получше (если не считать того, что Степченко покинул кресло режиссёра ради «Тайны печати дракона»). Другое дело, что после череды неудачных российских фильмов о Средневековье («Александр. Невская битва», «Тайна Чингис Хаана», «Ярослав. Тысячу лет назад», «Викинг») надеяться на то, что в этот раз у киноделов получится, не приходилось.

К счастью, был один аргумент в пользу положительного настроя проекта о Евпатии - он не мог являться строго историческим. Вообще-то история подвига Коловрата была изложена в «Повести о разорении Рязани Батыем» - произведению древнерусской литературы. А значит, что вполне возможно и то, что никогда такого человека в природе не существовало. И потому название у фильма («Легенда о Коловрате») получилось таким… правильным. И по сравнению с тем же «Викингом» никто из создателей не уверял, что снимает правду «по секретным документам». Так что для бурной фантазии сценаристов было где разгуляться. Но получилось ли? По мне, так не совсем.

Взять, к примеру, главного героя. Неужели человек с частичной потерей памяти из-за черепно-мозговой травмы, для которого каждый день как «день сурка», способен воевать и управлять войском? Тем более что этот сценарный штрих к портрету Коловрата особой нагрузки на общий сюжет не несёт. Да и не вяжется образ богатыря-полководца (можно сказать былинного) с экранным Евпатием, сыгранным Ильёй Малаковым. Слишком бросается в глаза молодость и худоба актёра.

Или, например, хан Батый в исполнении Александра Цоя. Зачем нужно было создателям выставлять его таким… женоподобным? Ну не чувствуется в этом любителе макияжа силы военачальника, внука Чингисхана. Если мифическая фигура Коловрата до сих пор вызывает вопросы у историков, то с Батыем всё понятно - он-то как раз существовал. И то что перед нами художественное произведение не даёт право создателям настолько коверкать образ реального человека (пусть и врага).

Спорно так же участие в фильме Александра Ильина-младшего. Вроде как его Каркун своё прозвище оправдывает на 100 процентов - голос и впрямь соответствует имени. Но вот в качестве рассказчика его манера и тембр служили скорее в минус фильму. Хотя если оценивать его роль в кино, то Ильин-младший вполне оказался на своём месте (пусть и вновь Лобанов из «Интернов», но в амплуа здоровенного детины из народа Ильин-младший смотрится органично).

Конечно я понимаю проблему, когда нужно привлечь на российский фильм зрителя, воспитанного на голливудских блокбастерах с из визуальными приёмами, монтажом, рекламой, не имея возможности предоставить вменяемую альтернативу. Поэтому все эти разговоры про «очередной ответ Голливуду», к сожалению, надолго. Так что меня не удивляет вся эта полемика вокруг сравнения «Легенды о Коловрате» с фильмом «300 спартанцев» Зака Снайдера (а под конец ещё и рефрен к «28 панфиловцев» в сцене, когда на горе появился красный флаг). А фильм «Легенда о Коловрате» и вовсе замахнулся на небывалую высоту тем, что полностью был снят на хромакее (для российского кино это несомненно прорыв). Только вот без ошибок, к сожалению, не обошлось. Тут и метель с вьюгой чего стоят (когда надо она есть, а уже в паре вёрст от этого места её уже нет), или плохо нарисованный снег на голове и усах героев. Или осенние листья на деревьях довольно странного кислотного оттенка в сцене пролога, да и сама Рязань в виде лубочно-красочного городка - всё это бросалось в глаза как элемент ненатуральный, фальшивый.

«Легенда о Коловрате» оставил о себе двоякие впечатления. Вроде и прикольно получилось целиком и полностью «на зелёнке» снять полнометражное кино, с хорошими актёрами (выражаю признательность Тимофею Трибунцеву и Алексею Серебрякову), да на такую патриотическую тему. Но сценарные спорные моменты, летающие монголы (кстати, их в фильме вообще зовут ордынцами, вероятно чтобы не обидеть современных татар), плохие монтажные склейки во время поединков, бросающаяся в глаза неестественность цветов из-за цветокоррекции не дают мне право назвать этот фильм хорошим. Да, безусловно, это во многом лучше того же «Викинга». И было видно, что хотя бы старались. Но можно было и получше сделать.

6 из 10

13 августа 2023 | 12:20
  • тип рецензии:

Не понимаю, почему у фильма 'Легенда о Коловрате' такая низкая оценка. Может, потому что он российский, а все российское кино у нас принято высмеивать и критиковать?

Когда шла на этот фильм, боялась, что это будет второй 'Викинг' - унылый, расслоенный, снятый по заказу РПЦ... Но к счастью, опасения были напрасны.

Во-первых, у 'Легенды о Коловрате' неплохой сценарий: да, сюжет сильно расходится с летописями, но ведь это легенда и никто не знает, как оно было на самом деле. При этом повествование очень чёткое, логичное, понятное. Сюжетная линия одна, герой, по сути, тоже один - ничего лишнего, не в чем запутаться, но при этом смотреть не скучно.

Во-вторых, у фильма есть своя атмосфера. Диалоги, конечно, совсем не средневековые, да и герои мало похожи на средневековых русичей, но есть несколько симпатичных вставок быта, интересные костюмы, есть, так сказать, некий дух времени.

В-третьих, картинка неплохая, хоть и смахивает местами на компьютерную игру. Много хромокея, но в целом на большом экране смотрится красиво.

Жирный минус батальным сценам. Они тоже не сумбурные, понятные, чётко очерченные, но в чистом виде компьютерная игра. И музыка, как из игры... При всем уважении к Сержу Танкяну музыку в этом фильме я считаю провалом.

Что касается актёрской игры, то немного странно видеть в эпосе актёров, которых до этого мы видели в комедийных сериалах. Но иногда ведь нужно разрывать шаблоны... Сам Евпатий Коловрат прекрасен и безукоризнен. Такого героя легко любить (героев вообще легко любить), поэтому и без любовной линии, пусть и пунктирной, в фильме тоже не обошлось.

И вообще, 'Легенда о Коловрате' - удачный пример патриотического кино. Космос, балет, спорт... Теперь ещё и сказания о богатырях (Коловрат - это богатырь). Всё это (а вовсе не Крым), - правильная почва для пробуждения патриотических чувств.

Словом, сходите. Денег и потраченного времени жалко не будет.

7 из 10

03 декабря 2017 | 11:51
  • тип рецензии:

В последнее время российское кино уж как-то очень резво 'взялось за ум'. Один за другим, выходят громкие проекты, один громче другого (естественно, в рамках страны). Не очень любил я отечественное кино, честно говоря, но должен признать: возросло качество, масштабность, эпичность этих проектов. При этом, чуть ли не в каждом фильме есть некие перегибы: излишняя квасная патриотичность, преподнесение отечественных пороков как достоинства, а также показная религиозность и 'очернение' или высмеивание иностранцев. Очень жаль, потому что, на мой взгляд, это всё не идёт на пользу, а только лишь раздражает. В данном фильме о Коловрате, всё это тоже понемногу присутствует. Тем не менее, плюсов больше, но пройдусь лучше по пунктам.

1) Сюжет. За основу взята 'Повесть о разорении Рязани Батыем'. К сожалению, знаком с ней лишь поверхностно, поэтому не берусь судить, насколько всё в фильме правдиво, одно точно - ключевые моменты переданы согласно повести. Поэтому придираться к сюжету особо не хочется, да и не думаю, что стоит - фильм смотрится легко, увлекает, особенно начиная примерно с сороковой минуты. А вот до этого было много того, что не понравилось. Многие сравнивают фильм с '300 спартанцев'. На самом деле, не думаю, что это правильно, различий куда больше, чем совпадений.

2) Видео. Вот тут, в плюс могу записать масштабность, чёткость и яркость картинки (особенно понравились общие планы, с мрачным небом), динамичность съёмки, со слоумо нет перебора. Детишки ещё тронули, которые сначала всей гурьбой затаскивали сани, а потом дышали на узел, я бы поподробнее эти моменты расписал, эмоционально, на месте режиссёра. Понравилась сцена, когда 'через лёд' показывались прошедшие события. В минус - вот тоже черта наших фильмов: ну не любят они показывать батальные сцены более подробно. Нет, не подумайте, что я маньяк, но фильму катастрофически не хватает побольше 'кишок' и 'крови'. Типичное убийство в нашем фильме: выстреливающий человек (чем крупнее тем лучше) -> перекошенное лицо пострадавшего крупно -> ухмыляющийся злодей -> изрешеченное тело (на секунду) -> любой другой план. Ну сразу пропадает ощущение напряжённости, хочется видеть само действие, картинку, а не только одни эмоции и констатацию факта! Кровь есть, но её так мало, что фильм не до конца правильно воспринимается. Кроме того, смутило, что в паре случаев озвучка не попадала в 'губы' персонажей, и не везде был перевод с монгольского (кстати, лучше бы не голосом переводили, а титрами!).

3) Актёры. Все актёры понравились, жаль только некоторым достались короткие роли. Но особенно бы отметил исполнителя роли Батыя, очень харизматично и ярко сыграл. Коловрат получился неплохим. Лада оставила приятное впечатление. Остальные сыграли на уровне.

4) Звуковое сопровождение и саундтрек. Вот тут вообще всё вышло отлично. За это спасибо Сержу Танкяну (кто вдруг не знает - это фронтмэн группы 'System of a down'). Музыка очень эпичная и интригующая, сопровождение всегда в тему, и неплохая песня на титрах дуэтом с Айовой.

5) Ляпы и странности. Куда ж без них. Сразу вспоминается нереальных размеров медведь, который знает на кого нападать, а на кого нет. Ладно, раз это фэнтези, допустим, его выдрессировали так. Кстати, не очень-то правильным считаю, что он появился всего в паре моментов, а потом исчез. На него похоже, не хватило бюджета. Посмотрел бы на него в решающей битве. Тема с временной амнезией главного героя тоже как-то не особо в итоге пригодилась, показалось, что это было лишним. Ну и несколько моментов, типа мужик один дерётся деревом, странный звук у свистульки (которая, кстати, как мне показалось, была без дырочек). Некоторые диалоги в фильме показались мне лишними и неуместными.

Подводя итог, можно сказать, что этот фильм вполне достоин просмотра, держит интерес (особенно вторая его часть). Историческая достоверность вроде как сохранена, что тоже радует. Но, к сожалению, есть и ляпы, и перегибы, о которых говорилось в начале. Поэтому оценку выше 7 поставить не могу, а цвет сделать могу только нейтральным.

P.S.: Кстати, изначально о Коловрате ожидалась другая версия фильма (именуемая 'Коловрат: Восхождение', от режиссёра Рустама Мосафира). Вышел даже тизер-трейлер. Но Централ Партнершип 'подсуетились' быстрее, и получили возможность раньше выпустить 'Легенду'. Та версия про Коловрата 'превратилась' в фильм 'Скиф', который тоже вышел в прокат, и как раз там брутальности побольше. Чтож, посмотрим.

7 из 10

05 февраля 2018 | 01:55
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: