Тема всевозможных призраков и людей не до конца покинувших наш с вами мир для меня настолько неприятна и страшна, что я всю свою жизнь стараюсь максимально абстрагироваться от подобного киношного жанра и всегда прохожу мимо картин на такие темы. Именно, поэтому, когда о таком фильме, как «Звонок» знает весь мир, фильму совсем скоро исполняется двадцать семь лет, снято кучу продолжений и ремейков, а, чтобы сосчитать все упоминания и пародии не хватит, наверное, доброго часа, я, наконец, решаюсь ознакомиться с этой франшизой, перезапусками и ремейками.
А началось всё в уже таком далеком 1998 году, когда в Японии решили снять фильм по мотивам книг писателя Кодзи Судзуки, рассказывающих о странном суеверии по отношению к загадочной кассете, которую, когда посмотришь, услышишь телефонный звонок. А подняв трубку в ней раздастся знаменитое «Ты умрешь через семь дней». Согласитесь, что это описание настолько глубоко засело в популярной культуре всего мира, что не знать или не слышать об этом просто невозможно. И, конечно же, для первого просмотра, как в моём случае, это огромная проблема.
Увы, но оценивать эту ленту я могу, скорее, лишь с точки зрения её вклада в культуру, нежели своих впечатлений. Поскольку они, естественно, были сильно смазаны временем и пониманием того, что будет происходить на экране.
Показался ли мне этот фильм страшным? Совершенно нет. Я не испытал и грамма какой-то тревожности за происходящее, поскольку так или иначе понимал, что будет дальше. Однако, могу сказать, что даже в такой ситуации, хочу отдать должное японским киноделам – у них потрясающе здорово получается показывать простые пустые комнаты. Я не понимаю, что такого они делают, но, когда видишь эти кадры, градус напряженности зашкаливает. Эти простые комнаты выглядят по-настоящему зловеще.
Считается ли этот фильм страшным в общей истории ужастиков? Совершенно точно, да. Поскольку, для того времени, времени, когда видеокассеты были популярны, маленькие девочки с длинными волосами только начинали атаковать сознание зрителя своими страшными видами, а хорроры азиатского происхождения становились всё популярнее, представляя для зрителя некую изюминку на фоне привычных голливудских ужастиков, подобный фильм просто не мог не стать культовым, собрав вокруг себя кучу фанатов и создав целую вселенную подобных картин.
Фанаты посмотрят эту ленту с большой ностальгией по тем временам, когда кадры на экране заставляли кровь стынуть в жилах, молодой зритель весьма скептически отнесется к происходящему, а я скажу, что для изучения истории кино, мне было любопытно ознакомиться с этой картиной.
Вечером, устроившись поудобнее на ковре рядом с подругой, девушка рассказывает историю о таинственной видеокассете, посмотрев которую можно умереть ровно через семь дней с момента окончания, на первый взгляд, бессвязного набора кадров. Подруга ужасается, ведь ровно неделю назад, вечером, она смотрела странное видео вместе с друзьями.
Завязка фильма «Звонок» по-своему гениальна, на тот момент неповторима! Будто бы ты начал читать интересную книгу и воспроизводил написанное в своей фантазии, а фантазия складывалась в идеальный паззл, где каждый фрагмент занимал своё особое место.
Далее следует репортерское расследование, где приоткрывается завеса тайны видеокассеты. Ситуация обостряется тем, что женщина-репортер посмотрела видеокассету и, если верить слухам, жить ей осталось семь дней.
Немаловажно и то, что героиня ставит себя под удар. Какую цель она преследует – остается на совести зрителей: интригующая история для газеты, попытка остановить массовые смерти, в числе которых и ее племянница, или собственный интерес, а может быть и все эти причины разом.
«Звонок» - интересный фильм, держащий интригу до самого финала, но тем не менее переоцененный.
Многие зрители и критики сошлись во мнении, что «Звонок» разделил фильмы ужасов на до и после него, что, на мой взгляд, прозвучало чересчур громко. Каким образом «Звонок» повлиял на становление серии фильмов по «Астралу» и «Заклятию», bloody-horror (в том числе slasher), позднее творчество Флэнегана и других режиссеров, следующих собственному стилю?
И выглядит ли фильм с серьезными провисаниями в сюжете (например, экстрасенсорные способности половины японцев) и несерьезным финалом иконой жанра? «Звонок» необычен, имеет гениальные эпизоды, крепкую режиссуру, интересные звуковые эффекты, но назвать его иконой жанра нельзя даже с большим трудом.
Внимание! Категорически не рекомендую смотреть данный фильм в многоголосой озвучке, ибо вы рискуете сломать голову или даже словить мини-инфаркт от всяких гоблинов и тому подобного.
«Звонок» или «Круг» — первая экранизация уже культовой истории про кассету, после просмотра которой через неделю наступает непонятная смерть. И хотя между фильмом и книгой мало чего общего, уже первый фильм дал понять, что хорошей киношной истории из него не выйдет. Суть фильма состоит в том, что журналистка Осакава вместе со своим бывшим мужем пытаются расследовать это дело — то есть мы можем наблюдать журналистское расследование нотками семейной драмы в хоррор обёртке.
И начинается всё вроде бы прекрасно: незамысловатое, но нагоняющее саспенса начало, потенциально интересные персонажи. Сценарий выстраивает интересную цепочку расследования. Но после первых 25-30 минут всё происходящее начинает становиться похожим на какой-то бред: сюжетные ходы берутся из ниоткуда, логика персонажей говорит гудбай, а игра главной актрисы уже несколько раздражает. Только когда ружья, заложенные в самом начале срабатывают, настроение зрителя может ненадолго вернуться.
В какой-то момент детективная линия окончательно отходит на второй план, а на первый план выходит раскрытие девочки с кассеты и всего сопряжённого. Логично, скажете вы: расследование закончено, все факты налицо и тд. Но по оно ничерта не закончено, оно прервано, и теперь это — пустая картина с пустыми персонажами и размытым элементом хоррора. Апогеем всего лично для меня становится абсолютно абсурдное раскрытие экстрасенсорных способностей одного из героев. 'Что это было? — подумал я. — Лень сценаристов? Попытка сократить хронометраж фильма? Промах с сценаристов с расстановкой ружей? Очень тонкий сюжетный ход?' В каком-то роде всё вместе. Но важна суть: этим ходом лента посылает к чёрту того учёного с его опытами и всю картину в целом, а также оставляет кучу вопросов.
Если рассматривать всё со стороны ужастика, то, на мой взгляд, это очень спорная картина. Хотя я не сильно секу в ужастиках, но у меня в голове всё же есть некие понятия, определяющие суть жанра ужас. И в целом я могу сказать, что элементы ужастика там хорошо показаны, но они очень сильно разбавляются прочими штуками, из-за чего всё кино не выглядит как супер страшное и быстро забывается.
«Звонок» можно разделить на две части: первая— интересная и хорошо проработанная, затем идёт глубочайшая пропасть, которая портит всю картину, однако последний отрезок пытается реанимировать ленту, но не вполне успешно. К тому же, игра главной героини совсем не реабилитируется к концу ленты. Но есть и то, что остаётся на одном уровне весь фильм — это постановка и режиссура. Несмотря на дикий мандраж фильма, приёмы, которые он использует — довольно просты и потому универсальны. Но с другой, стороны режиссура нисколько не компенсирует кучу вещей, о которых фильм не говорит.
Я уже несколько раз упомянул не совсем удовлетворительную игру главной героини, думаю стоит пояснить в чём именно это заключается. Первый аспект — это набор выражений её лица, а точнее, его скудность и неуместность. Когда вы смотрите на неё: как она говорит про своего сына или видит что-то страшное и соотносите с её мимикой, то в большинстве случаев вы не поверите, что она — переживающая за своего сына мать или до смерти напуганная журналистка. Перед вами человек, который просто произносит своими губами текст сценария. Второй момент — это её язык тела. Возможно это связано с тем, что скрипты просто не дают представления о характере Осакавы, но сама актриса почти ничего не делает, чтобы раскрыть своего персонажа — не видно работы с образом. Причём когда надо явно выразить какие-то эмоции, то у неё это вроде как нормально получается. Как итог — главный персонаж ленты не получился, и из-за этого в голове зрителя не откладывается никакого характера.
Таким образом, «Звонок» из интересной концепции превращается в бред, написанный паралитиками. Как страшилка, он вряд-ли способен сильно напугать. В любом случае, после просмотра фильм быстро забывается. Минус балл за главную актрису.
Я большой любитель всякого рода ужастиков. В том числе и старых добрых 'пугалок'. Поэтому, рано или поздно, знакомство со 'Звонком' 20-го века должно было произойти, и никуда от этого деться было нельзя.
Замечу в самом начале: более ранний 'Звонок' не был для меня первым. До него я уже успела увидеть 'ремейк' ( кавычки будут объяснены далее) 2002 года, как следует испугаться и загореться желанием посмотреть другие версии знаменитой франшизы о проклятой видеокассете. И теперь, на основании собственного опыта, спешу дать вам дельный совет: о каких бы фильмах речь ни шла, смотрите их в том порядке, в каком они выпускались. А то эффект будет совсем не тот, и вы уже не сможете судить достаточно трезво и непредвзято.
А теперь вернёмся собственно к фильму. Достоинства:
1) Упорство съемочной команды в попытках создать пугающую атмосферу (в чем она, к сожалению, лично для меня потерпела полный крах).
(На этом список обрывается).
Тут следует сделать скидку на то, что все-таки картина была снята аж в 1998, то есть ожидать от неё каких-то там суперэффектов глупо и необоснованно. Да, была подобрана угрюмая цветовая гамма, да, все соответствующие канонам сцены были на месте, и да, злобный дух тоже никуда не делся. Что было никак не на пользу фильму: реалистичность сильно хромает, образ недоделан, сам персонаж за все время появляется от силы раза три. Конечно, количеством проведённых на экране минут никак нельзя измерять качество создания образа и игры актёра ( вспомните хотя бы сэра Энтони Хопкинса в 'Молчании ягнят'!), однако в японском фильме исполнительница роли Садако сильно проигрывает Дейви Чейз ( которая сыграла Самару (!) в американском ремейке). Возможно, дело не в актрисе как раз, а в спецэффектах (вернее, в их отсутствии), однако мне кажется, что не только в них.
Вообще обе экранизации, которые я смотрела, сильно похожи. В них даже некоторые сцены и реплики совпадают прямо в точности. Но на фоне позднего 'Звонка' японский оригинал выглядти лишь блеклой переделкой (почему и советую смотреть фильмы в порядке выпуска для более трезвой оценки), скопировавшей половину американской картины и добавившей от себя несколько каких-то моментов, скорее даже относящихся к культуре Японии, а не к сюжету фильма.
Недостатки (обобщу):
1) Недолеланность и сумятица ( тут же и незаконченность образов, укорочённые сцены без характерных пауз, которые мы все так любим)
2) Блеклость и невыразительность ( перевожу: отсутствие спецэффектов, недостаточно навязчивый саундтрек, который просто обязательно должен присутствовать в любом фильме жанра ужасов).
3) Достаточно посредственная игра актеров (ну тут я никому Америку не открыла: постредственная игра всегда была, есть и будет в мире кино).
4) Иной раз кричаще глупые поступки персонажей ( что, скорее, камень в огород режиссёра, во избежание спойлеров не буду на этом аспекте останавливаться, все сами увидите в фильме).
Подытожив, могу сказать одно: фильм меня скорее разочаровал. Думаю (и от всей души надеюсь!),что такая ситуация сложилась из-за моей вредной привычки путать порядок просмотра двух версий одной истории. Не может оригинал блекнуть на фоне ремейка! Поэтому ещё не смотревшим 'Звонок' с Наоми Уоттс и Дейви Чейз рекомендую уделить два часа свободного времени - и с японской культурой ознакомитесь, и с франшизой в общих чертах. Но только тем, кто любит 'не очень страшные ужастики' ( вроде тех что посмотрел с друзьями и забыл). Всем остальным (поясняю: глубоким ценителям жанра хорррор, любителям острых ощущений и американского 'Звонка') ни в коем случае не советую - только разочаруетесь.
Это не тот фильм, который захватит и не отпустит до самого конца, это фильм, который разбудит финальной сценой.
Являясь поклонницей японско-американского «звонка» с Наоми Уоттс, мне захотелось посмотреть оригинальный японский ужастик и понять с чего все начиналось. И это тот случай, когда фильм не нравится, не потому что он плохой или это шлак, а просто, потому что он имеет свои национальные особенности, к которым ты не привык.
С самого начала фильм был скучен тем, что был о-очень затянут. Это проявлялось как в самих диалогах героев с длинными паузами, где нужно и нет, так и в самом сценарии и постановке. Вообще создавалось ощущение, что режиссер хронометраж растягивал. А в фильмах ужасах динамика – не маловажный момент, как и его зрелищность к слову. Когда смотришь в ожидании испугаться, а очень долго ничего не происходит, то становится просто скучно, то и дело смотришь на бегунок - «а сколько там еще осталось этой нудятины?». К тому же, свою способность вызывать подсознательный страх, а не пугать банальными скримерами, японские киноделы в полной мере так и не использовали. Будь у этого фильма леденящая душу атмосфера (или хотя бы просто атмосфера) – это спасло бы ситуацию, но и её нет.
Что касается актерской игры, то она своеобразная. Как в американских фильмах часто улыбаются и кривляются, в японских также часто молчат и смотрят в пол.
Подходя к знаменитой финальной сцене, можно сказать, что она действительно страшная. Но заслуга ли это фильма? Феномен «зловещей долины» влияет на всех без исключения и многие могут его довольно умело использовать как в кино, так и играх и даже в анимации. Хотя японцы грамотно все обставили, и кровь действительно застыла в жилах при виде знаменитой Садако, но до определенного момента… пока я не увидела явно замазанные белой пудрой руки, которые были в кадре крупным планом. Помимо этого, больше напряженных моментов не припомню.
Как итог, могу сказать, что японцы больше славятся философским наполнением, нежели яркой, цепляющей картинкой.
Фильм можно посмотреть тем, кто любит японский кинематограф (или все что связано с Японией), либо людям, которые просто хотят причаститься к классике жанра ужасов.
Хорошо наслышана о том, что японские фильмы ужасов - самые страшные, леденящие душу и пробирающие до костей хорроры. Поэтому, садясь за просмотр японского 'Звонка', я ждала чего-то реально жуткого. Но мои надежды не оправдались...
Не знаю, что именно было не так, но почему-то весь фильм показался мне жутко... жутко скучным! Я, конечно же, не ждала кучу скримеров (резко появляющихся уродливых образин и т.п.), но думала, что атмосфера фильма будет жестоко давить на психику. Этого опять же не случилось!
Вот с какими проблемами я столкнулась при просмотре:
Затянутость. Более половины фильма прошло в бесконечных поисках истины, и все эти разъезды главной героини начали к середине порядком поднадоедать (меня даже зевота одолела).
Недостаточно пугающая атмосфера. Атмосфера была реально жуткая и держала в напряжении (особенно момент с просмотром кассеты), но мне, пересмотревшей много всяких хорроров, этого было уже недостаточно. Может, если бы я глянула 'Звонок' на парочку лет раньше, всё было бы иначе...
Пожалуй, на этом недостатки фильма, для меня лично, заканчиваются. Что касается плюсов, то их предостаточно: нагнетание страха без использования скримеров (это большое достижение - в современном кинематографе пугают исключительно 'неожиданностями'), мрачность повествования (а момент, когда главная героиня обнимает скелет, вообще глубоко запал мне в душу), жуткая музыка... В общем, всё то, чем славятся старые классические фильмы ужасов!
Вывод: Моё мнение здесь довольно противоречиво. С одной стороны, 'Звонок' - это тот самый качественный пример ужастика, когда на зрителей навевают страх не клишированными 'бу-моментами', а самой атмосферой. С другой стороны, фильм слишком затянут - к середине начинаешь засыпать, отчасти потому, что экране таки не спешат напугать. В итоге, 'Звонок' - достойный хоррор, но если хотите по-настоящему насладиться им, то не вкладывайте в него больших ожиданий и наберитесь терпения! Может, тогда он понравится вам больше, чем мне...
Довольно неудобная ситуация получается, когда ты уже посмотрел римейки, наслушался крайне лестных отзывов о первоисточнике, обнаружил заимствования приёмов нагнетания атмосферы в других произведениях и вдруг садишься смотреть оригинал. А неудобная эта ситуация потому, что не знаешь, как относиться к этому творению, ведь, с одной стороны, оно уже, мягко говоря, устарело (а точнее, просто не может удивить ничем), из-за того, что и сюжет и основные приёмы нагнетания атмосферы уже изучены наизусть и совсем не цепляют, а с другой стороны, у фильма никак нельзя отнять то, что он сделал со всем миром в том далёком 1997, став настоящей иконой для всех кто снимает свои фильмы в жанре 'хоррор'.
Однако две вещи в японском 'Звонке' всё же впечатляют - это, во-первых, то, как они умеют снимать обычные пустые комнаты, нагоняя при этом нехилой потусторонщины, не известно, как это у них получается, но в такие минуты становится действительно не по себе. А, во-вторых, конечно же, Садако! Риэ Иноу придала ей совершенно мистическую пластику, из-за чего создаётся впечатление, что она, даже будучи на суше, всё равно движется под водой - великолепно!
В целом же, оригинальный 'Звонок' способен врезаться в память и по-настоящему напугать только, если вы ещё не смотрели ничего из этой серии.