«День всех святых» - выдающаяся работа Джона Карпентера, настоящее авторское и одновременно чисто жанровое кино, положившее начало одному из самых продолжительных и удачных коммерческих киносериалов о маньяке-убийце. «Хэллоуин» также по праву можно считать одним из главных основоположников жанра ужасов (а конкретно – слэшеров), так как первые части фильмов «Пятница 13-ое» и «Кошмар на улице Вязов» были сняты позднее. Из заслуживающих внимание лент на данную тему, снятых до «Хэллоуина» можно вспомнить только бессмертный шедевр Альфреда Хичкока «Психо» и менее великий, но все же выдающийся фильм Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой»
Лента начинает производить впечатление уже с начальных титров, рядом с которыми на черном фоне к нам медленно, но неумолимо приближается страшная тыквенная голова с яркими мерцающими глазами и жутким оскалом под завораживающую музыку, идеально подходящую для фильма ужасов. Этот же самый ход зритель увидит чуть позднее в незабвенной «Пятнице 13-ой» со своим фирменным саундтреком и культовой маской хоккейного вратаря.
Уникальность триллера Джона Карпентера заключается в том, что повествование построено не на бесконечной череде кровавых убийств, что свойственно большинству современных ужастиков, а на постоянном нагнетании напряжения за счет хорошо продуманной и по-настоящему талантливой режиссуры, благодаря которой создается зловещая, давящая на нервы атмосфера.
Музыкальная тема «Хэллоуина» проста и гениальна и в совокупности с визуальным радом вызывает постоянное чувство беспокойства и ожидания страшных событий. Жуткие ощущения вызывает даже те сцены, когда Майкл Майерс еще никого не убивает, а просто наблюдает за жизнью жителей городка. Очень добавляет саспенса и поведение главной героини в исполнении Джемми Ли Кертис, которая все время ощущает страх, но не может осознать его причину.
Пожалуй, главная причина культовости «Хэллоуина», который с современной точки зрения по сюжету является заурядной маньячной мясорубкой как раз в том, что большинство методов напугать зрителя страшным серийным убийцей как раз и родились в этом фильме и в дальнейшем успешно использовались в других страшилках.
Что характерно, «Хэллоуин» заложил и психологические аспекты поведения девушки, противостоящей серийному убийце, постоянно используемые в страшном кино. Так в начале картины героиня предстает перед зрителем этакой скромной, робкой особой, которая и мухи не обидит, а в финале это уже смертельно опасный боец, яростно воюющий с маньяком при помощи всех подручных средств.
Стоить заметить, что в фильме практически нет крови, что как раз и говорит о том, что реки томатного сока - совсем не главный, а то и, вообще, необязательный атрибут качественного фильма ужасов.
Конечно, все последующие многочисленные продолжения, снятые другими режиссерами, не достигли уровня первого фильма, но даже их количество и многолетняя продолжительность сериала говорят о величии «Хэллоуина» Джона Карпентера.
Джон Карпентер за сущие три копейки соорудил фильм, ставший иконой жанра ужасов. Одним из главных. Событием. Породив много продолжений, подражаний и установив многие незыблемые пока каноны для подобных фильмов про маньяков. Карпентер напугал людей тем, что его маньяк Майкл Майерс сущее зло - бессмертное, кровожадное, жестокое и невесть откуда взявшееся. И ему не объяснишь, что ты просто проходил мимо. Тесаком в голову и всех делов.
Совсем недавно провалился полуремейк Роба Зомби. Роб решил показать трудное детство Майкла - деревянные игрушки, прибитые к потолку, жестокие родители. А вся прелесть фильма Карпентера и заключалась в этой неизвестности. Откуда, зачем и почему. Неважно. Ведь один из главных человеческих страхов - это страх перед неизвестностью.
И Карпентер всласть его поэксплуатировал. Нельзя не отметить несколько правил, установленных Карпентером, которые многие режиссеры не решаются нарушить. Первое и оно же главное - не прелюбодействуй, не пей, не кури и все будет хорошо. Тебя не тронут. По крайней мере, шансов на выживание в этом случае заметно прибавится. И второе - добро все же побеждает, хоть и с трудом. Но в том то вся и фишка. Временно. Потому что зло Карпентера невозможно убить. Оно возьмет передышку и нападет снова. В самый неожиданный момент.
Своим фильмом Карпентер дал ключ студиям к изготовлению хороших и главное, недорогих ужастиков. Но, в полной мере, этим подарком не воспользовались. Отсюда и куча откровенно глупых продолжений. К которым Карпентер не имел уже никакого отношения. И да, музыка в открывающих фильм титрах, самолично написанная режиссером, заставляет напрячься не меньше, чем Бернарда Херрманна из 'Психо'. Железная классика.
Шедевр малобюджетного кино и классика фильмов ужасов. Фильм, который породил одного из самого страшных маньяков в истории кинематографа.
Прекрасная режиссура и музыка Джона Карпентера. Отличные актерские работы опытного Дональда Плезенса и дебют обворожительной молодую девушку Джэми Ли Кертис, которой через пару лет объявят на целых 15 лет “Королевой фильмов ужасов”.
Вы помните сказку 'Снежная королева'? Мальчик Кай, которому льдинка попала в глаз, превращается в жестокого и безразличного человека. 'Его глаза слепые, он не видит стены, видит сквозь них', - говорит доктор маленького преступника. Спустя 15 лет Майкл сбежал из приюта, чтобы превратить в праздник, день всех святых, в 'ледяной' апокалипсис. Словно составить фразу 'Вечность'. Он не найдет Герду, потому что проезжая мимо девушек, они неудачно пошутили над ним, называя его 'придурком'. А для него этот мир - мир, где отсутствуют морали добра и зла. И он их не познал. Этот фильм на любителя, то же самое, что происходит у будущих жертв - подготовка к празднику, одолжения блузок и юбок, секс, а на десерт - 'На помощь, убивают!'. Фильм я посмотрела на день всех святых. Были моменты, когда я боялась откусить себе язык из-за саундтрека, а вот понравился ли мне это фильм... Не знаю, пусть тип рецензии будет нейтральной.
Его глаза слепые, он не видит стены, видит сквозь них...
1. Если вы не главная героиня или, упаси боже, вообще мужчина, постарайтесь пропасть где-нибудь в самом начале фильма, иначе непременно убьют. 100-процентно выживает только главная героиня. Дружить с ней противопоказано. Могли вас, впрочем, сразу убить, еще в начале фильма, тогда сочувствую. Плюньте за это на режиссера хотя бы.
2. Звонить в полицию, звать на помощь, убегать - все бесполезно. Всякий уважающий себя маньяк давно обо всем об этом позаботился. Нужно умело прятаться и быть еще более изощренным маньяком, то есть - самой начать охоту на маньяка. этого он не ожидает, а зрители все равно будут за вас.
3. Рассказывать о планах на завтра, предлагать кому-то где-то встретиться - все это нельзя, нечего провоцировать убийцу. Постарайтесь вообще молчать.
4. Убивают чаще всего из-за плохо закрытой двери, в автомобиле и во время занятий сексом. Поэтому ходите пешком, бросьте парня нафиг и установите бронированные двери заблаговременно. Вообще, все американские фильмы ужасов являются рекламой хороших дверей.
5. Если вам все же посчастливилось убить маньяка, то не забудьте сделать, как минимум, три контрольных выстрела в голову, если нет пистолета под рукой, то голову лучше отрезать. Это дает примерно 90 процентов гарантии, что маньяк потом не оживет. Допускаю, однако, что он может встать и без головы - поди потом доказывай, что фильм был не про зомби.
Вот еще что. Если в ходе действия вам удалось оглушить или еще как-то ввести убийцу в беспамятство и вот он, перед вами, лежит в маске, то снимайте быстро с него эту маску. Шансы где-то 50-на 50. Может фильм сразу и кончится. Рискнуть стоит. А старый дом, если таковой имеется в населенном пункте, стоит поджечь в самом начале фильма.
Было время, когда Джона Карпентера боготворили как мастера ужасов и напряженного кино. Это теперь он снимает такую ерунду как «Призраки марса» и тому подобное.
«Хэллоуин» знают и любят, почти все, кто интересуется жанром ужасов. Я считаю «Хэллоуин» братом близнецом двух других популярных кино сериалов. Разумеется, я имею виду «Кошмар на улице Вязов» и «Пятница 13-е».
Неповторимый и не забываемый саундтрек Джона Карпентера сопровождающий каждую сцену фильма просто идеально подошел к постановке.
Хоть на данный момент фильм и выглядит старовато, но он все равно не потерял того вкуса, который до сих пор не смогли придать его продолжения. При том он был снят почти за копейки нежели его продолжении.
Фильм стал уже классикой — наивной и, наверное, с точки зрения современных хорроров, милой и доброй. Убийца в маскарадном костюме, бродящий по ночному городу, неуклюже, в сравнении с прыткими монстрами и маньяками двухтысячных вламывающийся в дома. Не очень понятно, как он находит жертвы — с его скоростями и координированностью движений он вряд ли мог в реальности справится даже с паралитиком.
Подростки — которые как всегда развлекаются на кровати, не подозревая, что где-нибудь рядом тихо сопя поднимается по лестнице Зло. Молодая Кертис — которая бегает от маньяка по темным комнатам, а там где горит свет — специально выключает его — для пущего веселья, наверное. Которая постоянно бьет чем-нибудь острым или увесистым преследователя и, уверенная, что дело сделано, оставляет у его распростертого тела нож или другой опасный предмет.
Маньяк, что характерно, всякий раз приходит в себя, подбирает заботливо оставленное оружие и снова начинает играть с Кертис по дому в пятнашки. В семидесятые все это выглядело ново, остро, прогрессивно и пугающе, а теперь кино можно смотреть чисто из кинематографического интереса.
Еще стоит оценить кинопрогресс сегодняшнего дня, за тридцать лет измеряемый в геометрически выросшем в современных фильмах количестве трупов, декалитров крови, в новых способах умервщления (убийца из Хелоуина не может придумать ничего оригинальнее, чем зарезать или придушить), ну и в глупости главных персонажей, которая даже в сравнении с не самой далекой героиней Кертис покорила ныне новые высоты.
Карпентер — один из первопроходцев жанра хоррора, а сам фильм можно рассматривать теперь, как очевидную, растасканную на сотни киноцитат классику.
«Хэллоуин» - один из самых жутких, потрясающих и тревожных фильмов ужасов на сегодняшний день - является не только виртуозной кинопостановкой, но и триумфом деконструкции. Въедливые кинокритики и просто очумевшие киноманы разобрали этот фильм на запчасти от первого до последнего кадра, не оставив современным кинозрителям от этого лакомого куска кинематографа ничего, кроме крошек. Остаётся только покорное и молчаливое восприятие с элементами тревоги и беспокойства во время изрядно саспензированных моментов. И любой поклонник жанра слэшер будет пребывать в поистине экстатическом восторге после просмотра «Хэллоуина», вот только единственное огорчение испытает бьющийся в конвульсиях от карпентеровских изощрений и выдумок киноман – когда все мысли и умозаключения, пришедшие к нему в голову во время просмотра, обнаружатся в общедоступной базе данных.
А вот всей когорте кинокритиков, которые пытались доказать связь «Хэллоуина» с канадским фильмом «Чёрное Рождество» 1974 года, хочется показать язык, потому что никто из них не сказал о том, что начальные кадры из этих двух фильмов практически идентичны друг другу, что уже само по себе доказывает влияние второго на первый. Зато некоторые из кинокритиков умудрились выплести, что Джон Карпентер почитает творчество никому не известного канадского режиссёра Боба Кларка – автора того самого «Чёрного Рождества». Сомневаюсь я что-то, ибо у Кларка нет ни одной ленты, которая добралась бы хоть до десятка зрителей. Но что касаемо «Чёрного Рождества», то в нём можно обнаружить больше реминисценций хичкоковского «Психоза», чем в «Хэллоуине», хотя грань между бессознательной отсылкой и явным кинематографическим заимствованием здесь стирается. Однако второго больше в фильме канадца. Это если говорить о влиянии Хичкока, о котором и так говорили.
Но в чём же талант Джона Карпентера? Вероятно, в непреднамеренном, случайном, стохастическом создании безукоризненной постановки, в отточенной балансировке на грани «обескровленного» слэшера и терроризирующего саспенса. Некоторым нужны годы, чтобы создать «венец труда». Карпентеру хватило 20 дней.
Серия фильмов «Хэллоуин» считается одной из самых крупных франшиз ужасов. Имя Майкла Майерса считается синонимом Хэллоуина. А его образ, спецовка рабочего и мертвенно бледная маска, давно узнаваем наравне с такими персонажами как Фредди Крюггер, Джейсон Вурхис, Кожаное лицо и т.д. И началась эта история в далеком 1978 году.
Из психиатрической лечебницы сбегает убийца Майкл Майерс. Пятнадцать лет назад, будучи еще ребенком, в канун праздника Хэллоуин, он убил свою сестру. По прошествии долгих лет Майерс совершает побег и возвращается в родной город, чтобы снова убивать. Его целью становится девушка Лори, присматривающая за соседским ребенком. По следу идет врач-психиатр Сэм Лумис…
Думаю, все согласятся, что в долгоиграющих франшизах лучшей частью серии является самый первый фильм, с которого всё обычно начинается. Но к «Хэллоуину», по-моему, это не относится. Оригинал получился настолько скучным, что я три раза чуть не уснул. При хронометраже всего в 90 минут, экшена насыпалось ровно на пятнадцать минут. Все стальное время мы следим за жизнью девушки Лори глазами маньяка. Причем глазами в прямом смысле, от первого лица. Такой прием вполне в духе Хичкока, и вполне зашел был в 60-х. Но в этом же фильме кажется неуместным, и даже иногда раздражающим. Такой не характерный подход может кому-то понравится, но лично мне нет.
Для 1978 года это был явный хит. После успеха «Техасской резни бензопилой» слэшеры начали подъем и нужно было вливание свежей крови в жанр. Им и стал Майкл Майерс. Вот только об истории происхождения, да и над самим образом, Джон Карпентер не особо позаботился. Кроме коротенького вступления вначале фильма, больше об ориджине Майерса ни слова. Что подтолкнуло его к убийствам? Почему только спустя столько лет он вновь начал убивать? Почему из фильма фильм его не удается убить, хотя многие пытаются. И в конце концов откуда у него такая недюжинная сила. Одни вопросы, которые зритель задает на протяжение всего фильма. Ответы придут. Но только потом, в шестом фильме франшизы. Для зрителя, который впервые смотрит оригинал 1978 года, будет куча непоняток.
Для актрисы Джейми Ли Кертис «Хэллоуин» послужил таким мощным толчком в карьере, что до сих пор не остановишь. Вроде бы в фильме предстает типичной молодой девушкой, со своими подростковыми проблемами. Такие обычно в хоррорах умирают первыми. Однако расхождение в шаблоне позволило зрителям пересмотреть этот собирательный образ типичной городской девчонки. И немалая заслуга в этом именно Джейми Ли Кертис. Вытащила на себе весь фильм.
Фильм рекомендуется к просмотру всем любителям классических слэшеров, а также поклонникам долгоиграющих франшиз ужасов. Благо всевозможные продолжения снимают до сих пор.
- Почему вы говорили нам о своих опасениях?
- Я говорил, никто не слушал.
После успеха таких фильмов как «Техасская резня бензопилой» и «У холмов есть глаза» жанр слэшера начал набирать обороты. Следующей ласточкой стал «Хэллоуин», ставший впоследствии одной из самых долгоиграющих франшиз хоррор в истории. Фильмы этой серии выпускаются до сих пор, и чего только с ними не делали. И перезапускали, и лепили сиквелы в обход других частей. Словом, пытаются выжать из франшизы всё, что только можно. И вот как всё начиналось.
Будучи еще ребенком, Майкл Майерс убил свою сестру. Долгих пятнадцать лет он находился в психиатрической лечебнице пока не совершил побег. И он снова готов убивать. Его главной целью становится девушка Лори…
Лично мне первый фильм не понравился. «Хэллоуин» хоть и стал культовым в своем роде, но явно не благодаря оригиналу 1978-го года. Конечно для тех лет нечто подобное было свежо и необычно, однако сейчас выглядит, мягко скажем, слабо. Слишком простой фильм для жанра, а по сравнению с той же «Техасской бензопилой», которую я считал лайтовой, вообще кажется серым.
Главным минусом я считаю неторопливое повествование. Настолько размеренное, что уже к концу первой половины фильма хочется завершить просмотр. Вначале нас знакомят с главным антагонистом, и показывают его детские годы, когда он, собственно, и стал убийцей. Что к чему? Зачем это было показано? Далее история переносится в наши дни. Происходит завязка и знакомство с главной героиней, а также второстепенными персонажами. Я долго ждал, когда же сюжет начнет хоть как-то развиваться, но увы, даже по прошествии часа ничего интересного, или важного не происходит. Зрителю просто предлагается взглянуть на будни главной героини, а также ее окружения. И лишь под конец начинаются какие-то заслуживающие внимания события. Двадцать минут из всего хронометража. Сейчас даже в фильмах класса B экшен-сцен и то больше снимают.
Актерский состав ничем меня особо не удивил. Да, Джейми Ли Кертис действительно неплохо смотрится в хоррорах, и это не последний раз когда она появляется в этом жанре. И уж точно не последнее появление в «Хэллоуине». Эта франшиза сделала ее звездой, и она до сих пор не прекращает участвовать в продолжениях. Остальные же актеры меня вообще не впечатлили.
Над визуалом фильма тоже не особо заморачивались. Скрыв под маской лицо злодея и обрядив его в спецодежду рабочего – вроде бы ничего сложного. Однако этот образ стал одним из самых узнаваемых в истории фильмов ужасов. Также создатели использовали достаточно любопытный приемчик “вида от первого лица”. Посмотреть на мир глазами убийцы – сейчас это не ново. Позже этим приемом будут пользоваться все кому не лень, но в 1978-ом явно сработало. Больше визуально отметить нечего. Просто, скромно, не интересно.
Ну и мой любимый вопрос – испугает ли этот фильм кого-нибудь? Очень сильно сомневаюсь в этом. Многие подобные фильмы, когда не могут испугать зрителей типичными уловками, типа грима или эффекта резкого выпрыгивая в кадр (скример), то пытаются различными способами создать нужную атмосферу. В течении всего фильма они нагнетают ее, например, саспенсом, и это почти всегда срабатывает. В этом же фильме даже этого нет.
Единственное что еще можно добавить к сказанному, так это саундтрек. Запоминающаяся мелодия, которая звучит на протяжении всего фильма, тоже стала в своем роде визитной карточкой «Хэллоуина». В остальном фильм ничем не примечателен. Один из редких случаев, когда первый фильм франшизы является худшим из них.