Сижу я жду ночи. Чтобы посмотреть очередной фильм ужасов. И наконец-то заставила себя включить 'Хэллоуин', ибо широко известный фильм, а я его так и заценила. Но не могла я перед просмотром избавиться от кривой ухмылки, мол, фильм будет не лучше 'Техасской резни' или 'Крика'.
И не прогадала. Что меня смущает, так это гробовая тишина за кадром. Убийства происходят в безмолвии, жертвы не голосят на всю округу. Хотя именно это можно отнести к 'особенностям'данной картины. Впрочем, меня удовлетворил тот страх, с коим я смотрела на Майкла Майерса - маньяк удался на славу. И ещё: немалые удивление и восхищение вызвала во мне информация о бюджете фильма и его конечной прибыли. Вот счастье зелёное привалило-то!
Также понравились персонажи Дональда Плезенса и Джейми Ли Кёртис. Отыграли прилично. Правда, местами убивала глупость Лори, в особенности, в последних сценах. Как можно было отправить детишек искать помощи, а самой остаться в доме с Майклом?! Бежать надо, Лори, бежать! Другие же актёры не впечатлили, даже не запомнились. В этом-то серость и пресность фильма...
Но за то, что 'Хэллоуин' - какая-никакая классика и уже завоевал любовь не одного поколения, я оценю его довольно (опять же, для себя) высоко:
7 из 10.
Хотя вторая часть мне понравилась куда больше...
Из 4-ой части 'Крика': 'Никак не хочешь умереть? Ты кто такая?.. Майкл, мать его, Майерс?'
Один из самых выдающихся фильмов за всю историю кинематографа.
Этот фильм хоть и считается родоначальником жанра слэшер, но он им не является. Этот фильм снят по мотивам лент 'Психо' и 'Чёрное Рождество', да и вообще одним из последних фильмом ужасов, которые были необычными и самобытными, где происходящее на экране трудно было назвать банальной резнёй! После стали снимать довольно банальные ужастики, лишь за редкими исключениями, и как привило ближе к жанру фантастики, и только спустя 20 лет жанр худо бедно выкарабкался, в основном за счёт Испании и Японии.
Джон Карпентер снял фильм про маньяка-убийцу, который, будучи ребёнком, убил свою сестру, а потом через 15 лет сбежал, и никто не знает, почему он убивает. Почти весь фильм снят от лица убийцы, он следит за своими жертвами, мы слышим его тяжёлое дыхание, мы видим, как он просчитывает всё, готовится основательно к каждому убийству. Он не делает ошибок, он настоящий воин, стратег, при этом он настоящий психопат. Он иррационален, непонятен, скрыт тайной. Он - древнее Зло.
Красивые съёмки дневного города перетекают в ночной кошмар. Страшно от неизвестности, темноты, и того, что скрыто в ней. Страшно, когда видишь убийцу в кустах, или как он прячется в соседней комнате. Страшно, потому что мы видим как он последовательно и тщательно подбирается к жертвам.
И героиня Джейми Ли Кёртис вызывает симпатию, как внешне, так и как личность. Да и герои здесь адекватные люди, во многом приятные. Только доктор Лумис иногда кажется таким же сумасшедшим, как и его клиент, но без него этот фильм был бы не тем. Он словно ещё один мистический элемент этой ленты, который добавляет загадочности Майклу Майерсу. Что же он увидел в его глазах? Какие кошмары ему стали сниться, что он стал одержим им? Ведь мало что способно вызвать во взрослом человеке такой ужас.
Не могу не отметить замечательную работу оператора Дина Канди, его работа великолепна, фильм выглядит намного дороже своего бюджета, и именно благодаря очень хорошей манере съёмки. Музыкальные темы Джона Карпентера не дают ни одного шанса вздохнуть спокойно, они тревожны и полны ожидания неизбежного. Актёры играют хорошо. Некоторые отлично, что редкость вообще для жанра. Убийца запоминается, потому что в нём всё построенного на контрасте чёрного и белого, его маска отражает всю черноту, скрытую за ней!
И добавить стоит тот факт, что это большей частью психологический триллер, и если вам не нравятся работы Хичкока, или вы хотите много экшна, то не тратьте время. Этот фильм снимался не как потрошиловка, и тут вы не найдёте на самом деле никаких атрибутов жанра слэшер.
А концовка, как по мне, самая страшная, которую только можно было сделать. Она даже мне понравилась больше, чем в моём любимом 'Экзорцисте'.
Таким фильмам нельзя ставить оценки, но если уж требуется, то
'А шедевра-то и нет!' прочитал я в одном из отрицательных отзывов на этот фильм. И стало мне тоскливо. Хоть волком вой. Что же тогда называть шедевром? Ведь в 'Хэллоуине' Карпентер преподнёс нам всё, за что стоит любить хорроры. Ну, за вычетом, наверное, разве что крови и спецэффектов, но в данном случае это дело десятое.
Майкл Майерс (имя Карпентер любезно позаимствовал у продюсера, помогавшего ему с дистрибьюцией 'Нападения на 13-й участок') - один из самых загадочных маньяков кинематографа. Почему он убил свою сестру в 6 лет? Как он по-настоящему выглядит (за всю историю сериала его физиономию показали всего один раз, это если не считать ремейка)? Почему его практически невозможно убить? Последний вопрос - самый главный. Многие из-за этого Майерса не любят, но мне кажется, что Карпентер вовсе не держал своих зрителей за идиотов, чтобы показывать тупо неубиваемого дуболома. Просто Майкл настоящее зло. А зло неистребимо. Поэтому он пройдёт всё на пути к Лори Строуд (отличный дебют Джейми Ли Кёртис) - девушки, которую он демонически хочет уничтожить. К сожалению, в сиквелах эту идею разовьют не в ту сторону, сделав Майерса практически самопародийным персонажем, всучив ему терминаторскую неубиваемость да ещё и протрактовав её мистическими силами.
В этой картине прекрасна работа оператора, музыка (за авторством самого же Карпентера, она гениальна), актёры (местами, правда) и, само собой, чувство Карпентера, когда нагонять страху. Меня до сих пор очень пугает момент, когда племянница Лори выглядывает из окна и видит, как Майерс несёт труп девушки - на улице тьма, никого нет, и почему-то пробирает до костей. Ещё слежка Майкла за девушками (я раньше не замечал, а потом прочитал где-то, и правда ведь - заметьте, сначала он останавливает машину, словно хочет на них напасть, но потом передумывает).
Ну и отдельная благодарность Дональду Плэзенсу за роль Сэма Лумиса. Без него фильм был бы однозначно не таким. Ещё спасибо за концовку - реально жуткая сцена. Да и вообще спасибо всем, кто принял участие в создании этого фильма. Вот только сиквелы, ребята... Вспоминая 'Крик' - 'Ты же знаешь, без сиквелов никогда не обходится...' А оригинал прекрасен, да.
Безусловно, в наше время есть огромный выбор лент, которые может посмотреть зритель. Одни фильмы хватают нам на одноразовый просмотр, а другие навечно становятся интересные нам. За что, их можно смело называть шедеврами, классикой жанра, великим или просто вечным фильмом. Одним из подобных лент является именно данная лента, которая стала прародителем нового жанра в фильме ужасов. Вместе с культовой “Пятницей 13-ое” и “Кошмаром На Улице Вязов”. Именно эти три долгоиграющие франшизы произвели настоящую революцию в жанре и на их примере до сих пор создаются фильмы этого жанра. Есть ли лучшая оценка работе Джона Карпентера, чем сам факт всего этого ? Конечно же нет. Но хочется его однозначно расхвалить. Ведь снять настолько классный фильм и тем более за какие то 325 00 $, это настоящий подвиг и редкостное явление.
Просматривая этот фильм ты понимаешь то, почему нынешние фильмы ужасов производят не такое впечатление, как скажем этот фильм. Ведь Джон показал тут то, что даже не пичкая фильм обилием фантастической жестокости и мяса, можно снять действительно страшный и напряженный фильм. Для этого достаточно иметь любительскую съемку всего происходящего и нагонять страх всеми возможными средствами. В данном случае, страх и напряжение нагоняют абсолютно все элементы ленты. С мало до велика. От чего, фильм смотрится действительно на острие эмоции. Особенно понравился уже ставший классикой приём, когда полную тишину прерывает вдруг играющая музыка и ты уже понимаешь, что убийца где то рядом. В данном случае, Джон эксплуатировал этот момент очень часто. В связи с чем, в картине много моментов наблюдений Майкла Майерса и они производят очень сильное впечатление в целом. Всё это достигается благодаря многочисленным режиссерским приёмам.
Взять хотя бы убийство в начале ленты, где мы видим всё от лица Майкла. Самое классное начинается тогда, когда злодей надевает маску и камера показывает всё сквозь дырки для лаз. Сильно и описать все подобные приёмы тут невозможно. Вся ставка была тут именно на них. А не на обилие убийств, которых тут по нынешней мере мало. Да и качеством зрелища они проигрывают. Но выполняют строго ту задачу, которая от них требовалась. Что можно сказать и про обнаженку, которая имеет место быть и лишена какой либо излишней откровенности. Когда как, нынешний кинематограф предпочтительней к длительным и более детальным отражениям силиконовых грудей жертв перед их убийством.
Это сейчас мы можем сказать, что фильмов про маньяков убийц и со схожими сюжетами огромное количество. Когда как, стоит точно сказать, что именно современные ленту рождаются под влиянием этой кино классики. Альфред Хичкок начал тему психологически не стабильных убийц, которая была подхвачена очень многими. От Тоуба Хупера, до Шона Каннингема. Тут Джордж Карпентер показал историю, которая сформулировала зачатки и шаблоны жанра. Как в плане самой истории, так и в плане героев ленты. В принципе, предугадать ход событий можно легко. Но ставка сделана тут на именно на это. Что бы угадать следующий поступок убийцы и подумать то, как бы ты поступил на месте главных героев. Что особенно актуально для женщин. Ведь именно этот фильм начал формировать идею о сильных женщинах, которые способны победить убийцу не хуже мужчины. Что встречалось ранее если не никогда, то очень редко. В связи с чем, это тот редкий случай, когда фильм тянет не самая история, а её персонажи.
Таким образом, создатели придумали действительно очень не простого, глубокого и интересного для психологов персонажа Майкла Майерса, который воплотил на экране классический образ классического злодея. Он имеет свою уникальную маску и оружие. Орудует лишь в определенном месте или времени года. Он всегда хладнокровен и малословен. Но впечатляет то, что его абсолютно не возможно убить. Его можно резать, стрелять, сбрасывать с большой высоты, замораживать, поджигать и делать много чего другого. Но он всегда выживает и возвращается в последующих продолжениях. Таким образом, оценивать сюжет картины без каких либо ахов и охов невозможно. Ведь вот под влиянием чего были созданы различные “Крики” и многие другие современные хороры. Интересно и то, что герои ленты смотрят по телевизору фильм “Нечто”, который позже переснял сам Карпентер.
Если я не ошибаюсь, это одна из первых ролей Джейми Ли Кертис, которая нынче является актрисой с большой буквы. Именно под влиянием этой ленты Джейми плотно прописалась в жанре фильмов ужасов. Эту позицию позже закрепил “Выпускной Вечер” и превратил её в Королеву Ужасов. Что сделано очень заслуженно. Сыграла действительно сильно и убедительно. Что можно отнести и ко всем актерам ленты, чьи персонажи начали казаться для меня настоящими людьми. Отдельное спасибо Тони Морану за шикарную игру Майкла Майерса, которую даже не испортила его фирменная маска. Скорее наоборот. Ведь на этом и была главная ставка ленты. В связи с чем, лицо Майкла за весь фильм толком и не показали. Что придало его герою большей таинственности.
Джон Карпентер является одним из тех кинематографистов, который отлично знает, что будет дополнять его режиссерскую работу. В связи с чем, всегда создаёт музыку к своим фильмам сам. Как полноценный образ всей ленты. Тут он создал пожалуй одну из самых лучших своих работ, которая заслуженно стала настоящей классикой. Главная тема ленты просто великолепно и она действительно пугает. Хотя музыке тут было отведено мало времени. Так как, весь фильм держался на исключительной тишине и музыка лишь предвещала следующее появление Майкла на экране.
10 из 10
Напряженная, таинственная, пугающая, эффектная и очень сильная классика жанра фильмов ужасов. Безусловно тот случай, когда слово сочетание “великий фильм” говорит о фильме больше, чем какие либо комментарии. Я думаю, что этот фильм за свою жизнь посмотреть должен каждый.
'Хэллоуин' - это классический фильм ужасов! Я неоднократно слышала о нем наряду с такими нашумевшими ужастиками, как 'Кошмар на улице Вязов' или 'Пятница 13-ое'. Но если с последними я более или менее знакома, то 'Хэллоуин' открыла для себя лишь сейчас. И, честно признаюсь, - мне очень понравилось!
Конечно, в 21 веке смотреть настолько старый фильм ужасов немного странно - все же, сейчас пугают иначе. Но 'иначе' - не значит 'лучше'! 'Хэллоуин' с самой первой сцены становится настоящим шоком для зрителя! Фильм действительно пугает, правда, в первую очередь, своим звуковым сопровождением. Главная музыкальная тема от Джона Карпентера вызывает настоящие мурашки и дрожь по всему телу, да и весь саундтрек заставляет понервничать. Очень удачно в кино вписываются резкие звуки, но самый пугающий все же - тяжелое дыхание Майка. Даже сейчас вздрагиваю, стоит о нем вспомнить! Вообще, этот персонаж интригует - мы не понимаем мотивов его поступков, но от этого они еще ужаснее.
Актерская игра на очень хорошем уровне - все убедительны в своих ролях, хотя моменты смерти немножко неправдоподобны. Но к этому не стоит придираться! Все равно каждый актер справился с задачей! Вообще, я решила посмотреть фильм из-за Джейми Ли Кёртис - просто я поняла, что не видела ни одной из ее ранних картин. Ну а 'Хэллоуин' - самый популярный фильм с Джейми! Актриса показала достойную игру, хоть ее героиня и поражала своей наивностью. Но в целом работа Кёртис заслуживает безоговорочного уважения!
Фильм обязателен к просмотру! Особенно поздним вечером в кромешной тьме. Будете нервничать, вздрагивать и вскрикивать от страха - проверено на личном опыте!
Я очень люблю пересматривать старые фильмы ужасов. Ведь это действительно классика. Сколько бы времени не прошло с момента их выхода в прокат, они остаются такими же напряженными и страшными. Пускай в них кровь выглядит ненатурально, пускай жертвы ведут себя глупо. Но не стоит забывать, что именно с таких фильмов и появились различные поджанры ужасов и триллеров. Одним из таких классических фильмов был 'Хэллоуин'.
В 1978 году после ошеломительного успеха 'Нападения на 13-й участок' молодой режиссер Джон Карпентер подарил поклонникам жанра ужасов свой новый киношедевр 'Хэллоуин'. При мизерном бюджете этот фильм стал кассовым хитом конца 70-х, а также получил лестное одобрение критиков и собрал вокруг себя миллионы поклонников. Именно этот фильм подарил нам знаменитую музыкальную тему, которая стоит наравне с музыкой из фильма 'Челюсти'.
В фильме даже очень простой сюжет. Из психиатрической больницы сбегает психопат Майкл Майерс, зарезавший в 6-летнем возрасте свою старшую сестру, и направляется в свой родной городок. За ним следует его лечащий врач.
Хотя в фильме мало убийств, но именно на этом держится все напряжение, это не делает фильм банальным, потому что переживаешь, а кто же сейчас умрет.
Выло приятно увидеть юную Джеми Ли Кретис. Ведь именно после 'Хэллоуина' она стала королевой ужасов. Герой Майкла Майерса, по-моему, даже страшнее знаменитого Джейсона Вурхиза, так как Джейсон просто мстящий за смерть матери психопат, а Майкл реально какое-то хладнокровное зло, сеющее смерть по неясным причинам, от чего только мурашки по коже.
Если говорить про второстепенные моменты в фильме, то хочу отметить прекрасную работу оператора Дина Канди. Съемка 'от первого лица' создает жуткую обстановку. Музыкальное сопровождение, повторю, просто великолепное. У Джона Карпентера современным молодым композиторам стоит поучиться. Жалко он сейчас не пишет музыку.
В целом я совету всем посмотреть 'Хэллоуин', потому что это один самых достойных классических фильмов ужасов, сохранивший в себе жуткую атмосферу и впоследствии ставший одним из самых страшных фильмов всех времен.
Первым слэшером как по мне стало 'Черное Рождество'. Где похожий типаж названивал в женское общежитие. Этот фильм очень сильно повлиял на 'Хэллоуин', и сам Карпентер очень любит данное произведение. Именно там появился взгляд от лица убийцы, тонкие операторские намеки. Вскоре они воплотились в жизнь у Карпентера. Но более в другой, искусной форме киноязыка. Посмотрите на работу с тенями в картине, даже среди белого дня кадры кажутся достаточно волнующими. Особенно радует саундтрек. Очень качественная запись от режиссера заставляет нервничать даже, когда не следовало бы. Взгляните на любую сцену, там нет моря крови, отрубленных конечностей. Все переживания жертвы показаны на киноэкране благодяря эффекту саспенса.
Новаторский прием развил Альфред Хичкок в своем 'Психо', но именно Джон Карпентер использовал навыки в своих целях. А какая игра актёров! Дебют Джейми Ли Кёртис вышел на славу и открыл дорогу в мир высокобюджетного кино. Главный герой в лице актёра Ника Кастла получал 25 долларов в день, достаточно малая сумма, если сравнивать сегодняшение заработки актёров. Из низкобюджетной коммерческой ленты, 'Хэллоуин' превратился в кассовый фильм ужасов своего времени. Следует поблагодарить создателей, в частости художника-постановщика Томми Ли Уоллеса. Он включил фантазию, купив маску капитана Кирка из картины 'Звездный путь' и перекрасил её в белый цвет.
В итоге мы получили ужасающий образ злодея всех времен и народов! При бюджете 325 000 тыс. долларов слэшер собрал 47 000 000 долларов. Небывалый доход для некоммерческого американского кинематографа. Посмотрите, каждый кадр картины просто захватывает. Довольно простой сюжет переносит нас в мир самовыживания и безумия. Где тебя не будут спрашивать хочешь ли ты ещё прожить денёк другой. Майкл Майерс безчувствен, лишенный самовыражения и индивидуальности, воплощение зла, он идет по трупам к своей цели Лори Строуд. Смотреть ли? Конечно смотреть! И не один раз, ведь настоящее кино к сожалению умирает.
Я не очень люблю фильмы ужасов, но даже по сравнению с теми, которые я видела, «Хэллоуин» кажется уж слишком простым, на первый взгляд. Когда я первый раз его посмотрела, то не нашла ничего, что могло бы привлечь внимание (кроме саундтрека, конечно). Но прошло пару недель и мне захотелось его пересмотреть.
Да, «Хэллоуин» - настоящая классика, во всяком случаи, классика жанра. Правы были те, кто писал здесь, что «Хэллоуин» - не фильм ужасов, а триллер с его элементами (ведь чем «Хэллоуин» страшнее «Психо»?). И кстати, сразу видно, что «Хэллоуин» создавался под впечатлением последнего, так как в нем есть много аллюзий на шедевр Хичкока. Во-первых, сама идея про маньяка-психопата; во-вторых, способ и орудие убийства – закалывание жертвы большим кухонным ножом (вспомните, как сама сцена убийства Джудит напоминала убийство Марион Крэйн!); и третье, что больше сразу бросается в глаза, это имя доктора – Сэм Лумис, точно так же как звали парня той же Марион Крэйн. Однако на этом общее кончается, и дальше «Хэллоуин» существует как вполне самостоятельный фильм.
Первая и самая серозная разница между «Психо» и «Хэллоуином» заключается в характере самого «героя». Майкл Майерс вовсе не Норман Бейтс. Майкл Майерс – настоящий, законченный психопат, с которым не возможно даже поговорить, понимает он хоть что-то или нет – как знать? Он убивает просто так, всех подряд, бесцельно, если у него и есть мотивы, то они неизвестны. Норман Бейтс же, хоть и убил свою мать, но все же пытался «исправить», «загладить» свою вину, а значит у него были какие-то чувства, совесть, страх, и, в конце концов Норман выглядел в общем нормальным человеком. Да, оба фильма рассказывают нам историю психа, ставшего убийцей, но в «Хэллоуине» есть нечто другое.
Что может быть страшнее, чем когда кровавый убийца – шестилетний ребенок. Ребенок, который, будучи, вероятно, нормальным, в один день перестает говорить, думать и превращается в чудовище. Тут в памяти сразу всплывает «юная» героиня «Интервью с вампиром» - маленькая девочка, десятилетиями бродившая по земле в образе вампира. Страшно, если задуматься. И даже и того хуже: вампир убивает ради того, что бы жить, Майкл Майерс же – просто машина для убийства, робот, запрограммированный исполнять только одно действие. По мере просмотра всех фильмов серии становится до боли интересно, где же зарыта тайна Майкла Майерса, почему он стал таким? Кто он – орудие дьявола или просто невероятно психический человек. Однако, по-скольку Майерса нельзя убить, он не может быть обычным человеком. Я же склонна к мысли, что Майкл и не был живым человек, он лишь воплощение всего темного, что есть в нашей душе, и его нельзя убить только потому, что мы его боимся, как боимся наших страхов (ну или потому, что Зло вообще нельзя уничтожить?). А реальный Майкл Майерс, убийца-психопат, умер где-то на протяжении фильма, может быть, даже в первой части, и тот, кто охотился на жертв, скрывая лицо белой маской – лишь призрак из страшных снов (аля Фредди Крюгер!).
Фраза, которую я вынесла в заглавие – это слова доктора Лумиса, сказанные им в четвертом «Хэллоуине». На мой взгляд в них скрыт главный смысл всего задума.
Насколько я знаю, «Хэллоуин» называют классическим фильмом не только из-за сюжета, но и из-за основных приемов, которые потом использовались в жанре хорора. Действительно, здесь присутствует (помимо маньяка) героиня – Лори(Джейми Ли Кертис)– «Королева ужасов», как ее однажды окрестили в первом «Крике»; герой – доктор Лумис (Дональд Плейзенс) – единственный, кого, хоть в какой-то мере, боится Майкл Майерс; жутковатый «дом психопата» (снова Норман Бейтс); маленький городок, в котором происходят кровавые события и многое другое.
Не смотря на то, что «Хэллоуин» - фильм ужасов, (а фильмы ужасов, как мы знаем, особо качественными не бывают), он поставлен на удивление хорошо и не выглядит полной дешевкой.
Еще раз спасибо Джону Карпентеру за яркий, запоминающийся саундтрек, без которого фильм потерял бы львиную долю своей ценности.
И, наконец. Если Вы зайдете на сайт интернета, что бы выбрать какой-то фильм и попадете там на «Хэллоуин» - не пугайтесь, что напротив него написан жанр «Ужасы». Просто скачайте его и посмотрите, ведь классику надо знать в лицо, как говорится.
Фильм 'Хэллоуин' - не простой фильм ужасов про психопата-маньяка, как может показаться на первый взгляд. Это великолепный мистический триллер. Один из лучших фильмов в истории кино вообще. Хоть фильм и считается фильмом ужасов, я отношу его скорее к триллеру с элементами ужасов. Практически любой фильм ужасов, это и есть триллер, но с более 'расшириными границами' для создания страха.
В плане мистики, Джон Карпентер удачно придумал мистическую тему в фильме. Взяв за основу праздник Хэллоуин. Когда на западе, особенно в США, принято в шутку, с юмором наряжаться в оборотней, вампиров, смотреть всякие страшилки и вообще создавать 'страшную' атмосферу. Но в фильме Карпентера, именно в этот день, когда все 'играют со злом', появляется настоящее зло. Уже без шуток и розыгрышей...
Режиссер Джон Карпентер в своих фильмах ужасах (вообще он разноплановый режиссер, но известен он по фильмам ужасов), как правило, избегал откровенно 'ужасных' сцен. А если они и были, то в меру и в нужных местах. Он никогда не ставил цель напугать зрителя просто 'шокирующими' кровавыми кадрами. Тем не менее, Джона Карпентера называют 'Master of horror'. И это заслуженно. Он настоящий мастер саспенса и атмосферы. Он создавал потрясающую атмосферу в своих фильмах, которой проникаешься. А вместе с саспенсом держит в напряжении куда эффективнее, чем 'кровавые пугалки'. В этом плане, очень обидно, что в свое время не признали (спустя некоторое время после релиза, фильм обрел 'вторую жизнь' и его признали) шедевр под названием 'Нечто'.Фильм подвергся критики за жестокость на экране. Не знаю, но ни какой особой жестокости я там не увидел. Возможно это сказалось из-за общего пессимистического настроя картины. В то время это было очень мрачное кино. Фильм о паранойе, как 12 людей, которые отрезаны от цивилизации, уже не могут доверять друг другу, как раньше. Потому что, любой из них может быть уже имитацией пришельцем из космоса.
Но вернемся к основному фильму рецензии.
'Хэллоуин' - это первый, на тот момент фильм ужасов Карпентера. И вообще, это его третий полнометражный фильм. Этот факт, еще больше придает уважения автору, ведь с первой попытки снять, один из знаковых фильмов в истории кинематографа. Здесь практически нет кровавых и тому подобных сцен. Есть мастерская атмосфера страха и тревоги.
Майкл Майерс не просто маньяк. Он - олицетворение зла вообще. Он - не человек. Образ Майерса, один из самых запоминающихся в кино - белая маска, на которой 'нет эмоций', черный комбинезон, походка. Кстати Карпентер взял Ника Касла на роль Майерса именно из-за походки. Касл умел воспроизвести оригинальную походку, которую Карпентер захотел видеть у Майерса. Ник Касл друг Карпентера со времен их обучения в киношколе. Оба учились на одном курсе (режиссерском). Вместе написали сценарий к 'Побегу из Нью-Йорка', который поставил Карпентер в 81 году. Как режиссер, Касл известен зрителям по комедии 'Майор Пэйн' (1995). В 'Хэллоуине', Касл внес весомый вклад в образ Майерса, что бы он запомнился, как один из самых страшных злодеев в кинематографе.
Именно в этом фильме сложился великолепный дуэт режиссера и оператора - Карпентер и Дин Канди. Вместе они снимут еще 4 фильма (включая 'Нечто'). Канди - один из лучших операторов Голливуда. Помимо великолепных фильмов, которые он снял с Карпентером, он приложил руку к трилогии 'Назад в будущее', 'Кто подставил кролика Роджера', 'Смерть ей к лицу'. Как видно из этого списка, у Канди есть еще один прекрасный дуэт с другим гениальным режиссером - Робертом Земекисом.
В 'Хэллоуине' Канди прекрасно воплотил замысел режиссера. Канди отмечал, что Карпентер прекрасный визуальный рассказчик. А воплощать было что. Во время просмотра восхищаешься, на сколько потрясно сняты некоторые сцены.
И конечно же 'Хэллоуин', это на весь мир известная музыкальная тема. Я справедливо отмечу, что это возможно самая лучшая музыкальная тема из фильмов ужасов и одна из лучших вообще. Сочинил ее сам Карпентер. К слову сказать, Карпентер практически ко всем своим фильмам писал музыку сам, что придавало его картинам особый шарм. Это было его 'торговой маркой'. Кстати, в 'Хэллоуине', перед названием фильма, в первые появляется фирменная надпись 'John Carpenter's', что значит 'фильм Джона Карпентера'. Это своего рода знак качества, что зрителя ждет фильм, со всеми фишками режиссера.
Для Джейми Ли Кертис этот фильм стал первым фильмов вообще. Это ее дебют в кино. До этого она снималась в сериалах. Джейми отлично справилась со своей ролью. Она не переигрывает и играет замечательно. Интересный факт. Ее матерью является актриса Джанет Ли, которая сыграла, можно сказать в предшественнике 'Хэллоуина', в 'Психо' Хичкока. Помните знаменитую сцену из 'Психо', где женщина кричит в душе? Это мать Джейми.
Дональд Плезенс неподражаем в роли доктора Лумиса. Карпентер поклонник таланта Плезенса и пригласил его на эту роль. Однако, Дональд не торопился принять предложение. Ну возможно, потому что, сниматься у не известного (на тот момент) режиссера и еще в 'каком-то' фильме ужасов, как то сомнительно. Однако, дочь Дональда посмотрев фильм 'Нападение на 13-й участок' (второй фильм режиссера), уговорила сняться у Карпентера.
Сейчас, возможно при просмотре этого фильма зрители скажут - 'что-то такое подобное я уже видел(а)'. Конечно. Ведь из 'Хэллоуина' много брали приемов. Сейчас, это так называемые шаблоны. Но редко кому удается создать близкое по саспенсу и вообще уровню атмосферы. А когда он вышел в далеком 1978 году, это было вообще новым в кино. Что до сих пор, спустя столько времени, фильм смотрится и выделяется.
Так что, перед нами настоящая классика мирового кинематографа.
Это мой четвертый фильм Джона Карпентера. И на сегодняшний день это мой любимый фильма Джона Карпентера. Фильм является основополагающим в жанре слэшер и именно поэтому он лишен всех недостатков, которыми изобилуют современные творения в этом жанре, ремейки этих творений и ремейки ремейков. Начать нужно с того, что этот фильм страшный. Современные слэшеры стараются быть кровожадными, натуралистичными и в этом их главный недостаток. Они вызывают отвращение, омерзение, но не страх. “Хэллоуин” с первого эпизода, в котором некто убивает огромным тесаком невинную девушку, а затем зрителя шокируют тем, что показывают истинного убийцу, начинает вводить зрителя в состояние постоянного нервного напряжения и страха. По силе эффекта неожиданности начальный эпизод “Хэллоуина” мощнее чем последняя сцена в хичкоковском “Психо”, которая стала культовой в кинематографе!
Больше шок-сцен в “Хэллоуине” нет, далее режиссер Джон Карпентер мастерски поддерживает заданный темп повествования на протяжении всего фильма. И для этого он использует приемы, которые позже начнут всплывать и в других, более поздних фильмах жанра ужасы и триллер уже других режиссеров. Например, интересный прием, когда камера оператора показывает происходящее глазами маньяка, зритель словно участвует в методичном выслеживании потенциальной жертвы. Подсматривание в окна за влюбленными парочками, наблюдение из машины за случайными прохожими – зрителю и интересно и страшно. Страшно от осознания полной беспомощности простого человека перед злом, таящимся в каком-нибудь неприметном прохожем или в человеке в забавной маске в ночь Хэллоуина или же в своем шестилетнем младшем брате, глаза которого перестали выражать что-либо кроме необъяснимого первобытного гнева. Этот же прием “выслеживания” встречается в “Молчании ягнят”, когда зритель видит трепещущую в темноте Клариссу Старлинг глазами маньяка Буффало Билла. Как говорится все новое – это хорошо забытое старое.
Еще один прием, который использует Д. Карпентер – это постановка сцен, в которых жертва и убийца видят друг друга что называется “глаза в глаза” с безопасного для жертвы расстояния. Эффект усиливается от статичности подобных сцен, когда герои замирают на время, рассматривая друг друга. Замирает и камера оператора, зрителя в такие моменты пробирает мелкая дрожь и начинается прерывистое дыхание. Такие приемы перенял у Карпентера режиссер Уэс Крейвен для своей кинотрилогии “Крик”. Самой запоминающейся для меня стала сцена в звукозаписывающей студии, когда маньяк Крик наблюдает за невинной девушкой сквозь бронированное стекло. Такие сцены производят на зрителя сильный эффект, ведь психологи уже давно выяснили, что любому человеку трудно выносить прямые взгляды собеседника, так что уж говорить про то, когда на тебя смотрит убийца с поблескивающим лезвием ножа в руке. Жуть!
И еще, о чем нельзя не сказать, Карпентер в своем фильме формирует типичные ошибки поведения подростков в экстремальных ситуациях при встрече с маньяком в современных слэшерах. Теперь даже десятилетние дети знают, что ни в коем случае нельзя входить в темные помещения, в которых не включается свет, в доме с убийцей нельзя разделяться на группы, бесполезно прятаться в шкафах, обязательно нужно верить тем, кто говорит будто что-то видел, и, главное правило, нужно стрелять маньяку в голову!
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, в фильме очень мало крови, как в фильмах Хичкока режиссер делает ставку на создание нужной пугающей атмосферы до и непосредственно в сам момент убийства, выдерживая ноту напряжения ровно столько, чтобы посмаковать ужас, перерастающий в обреченность, на лице жертвы. А кровь и кишки зритель сам нарисует у себя в воображении.