«…Передо мной был шестилетний ребенок с пустым, бледным, ничего не выражающим лицом. С черными глазами. Глазами Дьявола». (с) - Доктор Сэмюэль Лумис из к/ф «Хэллоуин» 1978-го года.
Однажды молодой режиссер Джон Карпентер, который заработал хорошую репутацию фильмом «Нападение на 13-й участок» вместе со своей коллегой Деброй Хилл решили создать фильм про убийства приходящих нянь. И вот в 1978-м году, под руководством продюсера Мустафы Аккады, Джон Карпентер снял фактически первый слэшер в истории кинематографа и создал знаменитый хоррор-франчайз «Хэллоуин».
Хэллоуин. 1963-й год. Город Хэддонфилд, штат Иллинойс. Шестилетний мальчик Майкл Майерс зарезал свою сестру кухонным ножом. Проведя пятнадцать лет в психиатрической лечебнице, он сбежал в канун Дня всех святых, чтобы снова убивать. В принципе, сейчас такой сюжет кажется обычным и безвкусным, но если учесть тот факт, что история, с выходом последующих серий, не такая простая, как кажется, на первый взгляд и имеет множество поворотов с сюрпризами, то смело можно откинуть все сомнения и весь скептицизм о его банальности. В конце-то концов, тогда были семидесятые, и люди еще не видели подобного. Так что, сюжет в этом фильме, на удивление, легкий к восприятию.
В фильме очень хорошо подобраны актеры, и их игра выглядит естественной и живой. Сыгравшая героиню Лори Строуд актриса Джейми Ли Кёртис как нельзя лучше подошла на роль образцовой приходящей няни и примерной ученицы старших классов, при этом умудрилась развить свой образ так, что бы он отличался от остальных героинь данного фильма. За юмористическую составляющую фильма, роль самой смешной подруги Лори и, собственно, роль дочки шерифа Энни Брекет, отвечала Нэнси Кайс, которая справилась с задачей отлично. П. Дж. Соулз в роли Линды выглядела хорошо, хотя с другой стороны, роль гуляющей девушки ей подошла. Здорово себя показал Дональд Плезенс в роли Доктора Сэма Лумиса – психиатра и лечащего врача Майкла Майерса, одержимого поимкой своего пациента, которого он лечил и наблюдал и понял, кто он есть на самом деле. В общем, живость игры актеров, переданные ими чувства, и эмоции в определенных эпизодах просто сражают и делают этот фильм поистине живым и пугающим.
«The Bogeyman Is Coming! » (с)
Главный герой картины – Майкл Майерс. Первый безмолвный, жестокий и не убиваемый маньяк, который появился в жанре. Наблюдать за его похождениями, конечно, одно удовольствие, а то, как он зрелищно и методично расправляется со своими жертвами – не уступает его последователям в жанре. Этот тип, хорошо узнаваемый благодаря своей белой маске, которая прямо таки символизирует хладнокровность, жестокость и безразличие к своим жертвам. Его внешний вид максимально соответствует празднику Дня всех святых, когда он смешан в толпе и на него мало кто обратит внимание, а целеустремленная походка говорит об одном, что он доведет начатое дело до конца.
Картина максимально наполнена атмосферой праздника и страха. Страха, что по городу бродит маньяк, который может внезапно нанести смертельный и неожиданный удар. По правде говоря, нагнетание обстановки и присутствие саспенса чувствуется с каждым кадром, а если проникнутся сомой идеей, то от всего этого гнетущего и темного оттенка фильма можно получить огромное удовольствие.
Блестяще написанный саундтрек Джоном Карпентером только придает еще большей зловещности и страха фильму. Каждая композиция гармонично рассредоточена по фильму и в определенных эпизодах создает неслыханное напряжение. А знаменитая тема к фильму западает в память на очень долгое время.
Убийств в фильме не много, да и выглядят они не кроваво. Исполнение их выглядит хорошо и натурально. Так что, можно сказать, что фильм обескровлен, но своей изюминки от этого не теряет. Чего стоит сцена с прибиванием жертвы к стене, где крови нет, а напряжение растет с каждой секундой.
«Хэллоуин» - умело снятый и хорошо продуманный фильм ужасов, который почти возглавил целый жанр со всеми его подражаниями и направлениями. Режиссер Джон Карпентер подарил миру очень хороший, атмосферный фильм ужассов, который имеет в себе все хорошое в этом жанре. А самое главное в этом фильме – это колоритный персонаж, который символизирует зло в чистом виде, имя которого Майкл Майерс.
«Хэллоуин» - самый худший фильм ужасов среди тех, которые мне доводилось видеть. Время, которое шло до просмотра этого гадского хоррор-фильма, относило меня к той мысли, что ужастики 70-80-х годов - самые лучшие. Стоило мне посмотреть фильм 'Хэллоуин', как мое мнения кардинально поменялось в худшую сторону. Такие фильмы - они безобразные, они совершенно не страшные, лишены малейшего интереса и хоть какой-то минимальной сюжетной динамики.
Что я здесь увидел? Ничего я здесь не увидел, потому что полтора часа я смотрел в пустоту. Я хорошо разбираюсь в фильмах ужасов, но отличить качественный ужастик от кучки дерьма, мне получается лучше всего. Мало того, что сюжет вообще никакой, он не то чтобы сырой или недоделанный, он просто безвкусный, так еще ко всему этому актеры играют таких придурков, что их тупость затмевает все вокруг. Мировые сборы составили шестьдесят миллионов долларов, на такой шлак - это очень, очень приличные деньги.
До просмотра я много слышал о серийном убийце Майкле Майерсе, но меня почему-то не касались ни положительные отзывы ни отрицательные, я просто слышал, что есть такой ужастик и он достаточно популярный. Посмотрев из ужасов все что можно было, я взялся за классику, не понимаю, почему этот говно-фильм так называют. Не буду врать, скажу правду. Если Вы собрались смотреть этот фильм, то знайте, Вас ничего интересного здесь не ждет, ничего такого страшного и грандиозного здесь нету, единственно что здесь присутствует - это какой-то больной придурок в маске, который что и делает, что постоянно прячется и громко дышит, и так на протяжении всего фильма.
Посмотрев на этого дебила Майкла Майерса, я разу же вспомнил хорошего всем нам знакомого призрака из фильма 'Крик'. Вот это реально страшный маньяк, его маска сразу же кидает в дрожь, ну а здесь бегал какой-то садовник с ножом. Самое что худшее, так это то, что частей понаделали целую кучу, я не собираюсь смотреть продолжения, мне абсолютно не интересно, потому что я уверен в том, что ничего интересного и страшного этот садовник с ножом не выдаст.
Картина 'Хэллоуин' Джона Карпентера что более тридцати лет назад, что до сих пор, является одним из самых страшных произведений кинематографа за всю историю его существования. Фильм имел немыслимый успех, собрав в мировом прокате свыше 60 млн. долларов в мировом прокате, во много раз окупив свой скромный бюджет в размере 325 тысяч.
Сейчас, конечно, мало кого может напугать история о мальчике, в детстве убившем свою старшую сестру и впоследствии ставшем психически ненормальным маньяком убийцей, известным как Майкл Майерс. Да и в то время такой сюжет вряд ли пользовался особым интересом зрителей. Но вся соль в таком фильме - не качественный сценарий, а атмосфера ужаса и страха. И с этим создатели справились на все 100.
И вот как это работает: сначала нам минут 15 показывают тихий и вроде бы безопасный американский городок. Потом, когда к спокойному его виду привыкаешь, на экране происходит внезапное убийство одного из персонажей маньяком, чье появление сопровождается соответствующим саундтреком. А здешняя звуковая дорожка отлично подчеркивает атмосферу. Кроме того, нам почти ни разу за весь фильм не показали лицо Майка Майерса. Почти все время он ходит с типичной для Хэллоуина маской на лице. В некоторых сценах мы, из-за особенного ракурса камеры, вообще не видим его головы. Что в какой-то степени пугает даже сильнее. Единственное, что разочаровывает, это - концовка. Сама по себе она, конечно, очень даже хороша. Но проблема в том, что она лишь ставит многоточие в этой истории, давая волю создателям на создание сиквелов. Их на данный момент вышло аж семь. И распинаться об этом абсурдном унынии лично мне совершенно не хочется.
'Хэллоуин' - очень страшный, хоть и немного нелепый фильм ужасов. Бессмертная классика, от которой можно до сих пор получить небольшую дозу адреналина. Фильм-легенда, породивший множество клонов, вроде 'Крика' или 'Пятницы 13-ой'.
Фильм стал уже классикой — наивной и, наверное, с точки зрения современных хорроров, милой и доброй. Убийца в маскарадном костюме, бродящий по ночному городу, неуклюже, в сравнении с прыткими монстрами и маньяками двухтысячных вламывающийся в дома. Не очень понятно, как он находит жертвы — с его скоростями и координированностью движений он вряд ли мог в реальности справится даже с паралитиком.
Подростки — которые как всегда развлекаются на кровати, не подозревая, что где-нибудь рядом тихо сопя поднимается по лестнице Зло. Молодая Кертис — которая бегает от маньяка по темным комнатам, а там где горит свет — специально выключает его — для пущего веселья, наверное. Которая постоянно бьет чем-нибудь острым или увесистым преследователя и, уверенная, что дело сделано, оставляет у его распростертого тела нож или другой опасный предмет.
Маньяк, что характерно, всякий раз приходит в себя, подбирает заботливо оставленное оружие и снова начинает играть с Кертис по дому в пятнашки. В семидесятые все это выглядело ново, остро, прогрессивно и пугающе, а теперь кино можно смотреть чисто из кинематографического интереса.
Еще стоит оценить кинопрогресс сегодняшнего дня, за тридцать лет измеряемый в геометрически выросшем в современных фильмах количестве трупов, декалитров крови, в новых способах умервщления (убийца из Хелоуина не может придумать ничего оригинальнее, чем зарезать или придушить), ну и в глупости главных персонажей, которая даже в сравнении с не самой далекой героиней Кертис покорила ныне новые высоты.
Карпентер — один из первопроходцев жанра хоррора, а сам фильм можно рассматривать теперь, как очевидную, растасканную на сотни киноцитат классику.
'Хэллоуин' - фильм, который по прошествии времени приобретает все большую ценность. Став классикой жанра, он каждый раз при просмотре подтверждает свое место среди лучших фильмов ужасов. Это прекрасный пример того, каким должен быть настоящий фильм ужасов. Как жаль, что сейчас выпускают большое количество второсортных ужастиков, и только два-три фильма действительно заслуживают внимание.
'Хэллоуин' - интересный и загадочный фильм, держащий в напряжении от начала и до самого конца. Интригующий конец пугает своей неизвестностью. Не имеет значения, в какое время суток его смотришь - в любом случае легкое чувство страха зародится внутри зрителя. Персонаж Майкл Майерс остается актуальным и по сей день.
Как известно, ни один достойный качественный фильм ужасов не может обойтись без саундтрека, который вызывает у зрителей мурашки по коже и остается в памяти надолго. В Хэллоуине он есть. Основная музыкальная тема доводит пугающую и нагнетающую атмосферу до предела. Она всегда уместна.
Все недочеты, некая банальность, которые видны спустя несколько десятков лет, не портят фильм, а наоборот придают ему изюминку, символизирующую проверку данной картины временем. С 1978 года прошло много времени, а 'Хэллоуин' до сих пор остается популярным.
Карпентер никогда не являлся гениальным режиссером, но у него есть фильмы которые стоит посмотреть. В отличие от данного творения.
Я повелся на рейтинги: 'Культовый фильм слешер; 8 из 10; совершенная режиссура в жанре ужасов', и т.д.
Лично мне, фильм мягко говоря, не понравился. Уже с 10-й минуты рука тянулась к перемотке. И это при том, что я терпеливый зритель, люблю вникать в закадровый смысл, нравится наблюдать грамотную работу оператора сведенную хорошим монтажом, но здесь...
90% фильма состоит из затянутых сцен где не происходит совершенно ничего. Сцены убийства снято просто на 'отстаньте'. Нас пытаются запугать фразами образованного интеллигента (в данном случае доктора главного злодея) а-ля 'да он чистое зло'; 'пищащей' музыкой на высоких тонах, сопровождающей нудные проходы по дому с 'видом из глаз', в результате которых ничего не происходит.
Конечно все на самом деле понятно с первой сцены убийства, но я решил сделать скидку на 78-й год, ведь фильм то 'культовый'. В итоге, затянутая нудятина в течении которой я боролся со сном, сменялась сценами вымученного саспенса, которые либо заканчивались ничем, либо развязка была дешевой и не зрелищной, и уж никак не пугающей.
С сюжетом тоже беда: история злодея не раскрыта; ни одно из действующих лиц не вызывает причастности у зрителя, так как все герои здесь мимолетны, и их совершенно не жалко было бы если б их хотя бы попытались убить... Но нет, режиссер словно издевается, и ужасный маньяк, 'чистое зло' с трудом набирает парочку убийств за весь фильм.
Что имеем: Набор необоснованно затянутых сцен перемежающихся редкими убийствами не вызывающих никакого сопереживания; 'на коленке' написанный сценарий и игра актеров уровня театрального кружка (ну это-то хотя бы объясняется жанром фильма); несмотря на сносную работу оператора — в целом все дешево и плохо. Данная картина не несет никакой художественной либо развлекательной ценности.
Скорее всего фильм ориентирован для просмотра в низкобюджетных кинотеатрах, либо кинотеатрах под открытым небом, где можно между поцелуями или пивом бросать взгляд на экран: 'А что там происходит то? А, пока ничего...' и отвернуться обратно продолжая заниматься своим делом. До самого конца.
П.С.
Ах, да, фильм с тем же успехом можно было назвать 'Маска смерти', или 'Ужас в городе', 'Психопат-убийца на свободе', а лучше 'Вы все умрете со скуки'. Тема Хэллоуина не раскрыта.
Глупо отрицать тот факт, что этот фильм Джона Карпентера оказал значительное влияние на кинематограф. Было снято ещё 7 частей этого фильма, а в 2007 году франшиза была перезапущена. Такие фильмы ужасов, как «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13», «Крик» явно были сняты под влиянием «Хэллоуина». Многие считают, что именно этим фильмом Карпентер дал старт такому поджанру фильмов ужасов, как слэшер. Почему же «Хэллоуин» стал так популярен?
На мой взгляд, есть две составные части этого успеха, иными словами, два несомненных достоинства фильма. Во-первых, это атмосфера фильма. Карпентеру удалось заставить зрителя чувствовать напряжение и даже страх не только в те моменты, где Майкл Майерс убивает своих жертв, но и во время совсем не страшных, на первый взгляд, моментов. Например, в сцене, где Лори вместе с подругами идёт из школы и Майкл проезжает на машине рядом с ними. Созданию нужной атмосферы во-многом способствует отличная музыка, которую также написал режиссёр фильма Джон Карпентер.
Во-вторых, это сам образ убийцы в лице Майкла Майерса. За весь фильм он не произносит ни одного слова. Этот человек одет в какой-то серый и ничем не примечательный комбинезон и носит белую маску на лице. Получается, что всё дело в устрашающей маске, не можем же мы бояться этого серого комбинезона? Однако, это не совсем так. Дополнительное напряжение нагнетает особая манера съёмки, когда мы видим происходящее глазами Майкла Майерса, ощущаем его медленную походку и слышим тяжёлое дыхание из под маски. Отличный режиссёрский ход! Также дополняет образ безжалостного убийцы рассказы его лечащего врача о том, что когда Майкл лечился в психиатрической больнице, то сидел в своей камере, смотрел на стену, ни с кем не разговаривал и теперь на свободе разгуливает некое «абсолютное зло».
К недостаткам фильма можно отнести эпизод, где Лори срывает маску с Майкла и под ней мы видим... лицо самого обычного парня. Согласитесь, если бы Майкл всё время оставался в маске, то это бы добавило некоторой таинственности этому персонажу и нам бы всё время хотелось бы задать вопрос: «А кто же скрывается под маской?». Также к одним из недостатков фильма следует отнести «неубиваемость» Майкла Майерса. Впрочем, этим, к сожалению, грешат многие фильмы ужасов. С другой стороны, второй недостаток делает финал «Хэллоуина» таинственным и интригующим.
Таким образом, можно сказать о том, что фильм однозначно производит положительное впечатление даже на меня как человека, который не является большим поклонником фильмов данного жанра. Ну а уж любителям ужасов фильм к просмотру обязателен. Нужно же знать, с чего всё начиналось.
8 из 10
P.S. Энни права. Майкл действительно такой милашка в накинутой на голову простыне!
Майкл Майерс будучи подростком жестоко зарезал свою сестру. Случилось это на Хэллоуин. Само собой его приняли невменяемым и посадили в психбольницу, где у него был свой лечащий врач. Но спустя 15 лет он сбегает и отправляется в свой родной городок, где как оказалось живёт вторая его сестра. И пока он прокладывал себе путь к её дому через трупы её друзей и подруг, по пятам шёл его лечащий врач, который поднял на уши всю полицию и старается всеми силами поймать убийцу.
Первый фильм из серии ужастиков про безумного Майкла Майерса, который ходит в маске для Хэллоуина и убивает всех, кто ему не нравится. Само собой сейчас идея кажется далеко не нова, но на период 1979 года этот фильм был первопроходцем в своём жанре и задал ритм всем последующим картинам про серийных убийц. Конечно фильм можно за что-то ругать, но лично мне очень нравится игра актрисы Джейми ли Кёртис, которой здесь всего лишь 20 лет, и так таковой миру она ещё не была особо знакома. Так вот выложилась она на все 100%.
В целом же, получился отличный фильм ужасов, с максимум погружения в происходящее. Так сказать в самый раз для просмотра на Хэллоуин.
«Хэллоуин». Фильм, который дал дорогу жанру «слэшер». Есть убийца, которого трудно убить. А он убивает очень легко.
Джон Карпентер снимал этот фильм с ограниченным бюджетом. Экономили на всем. Но если делать свое дело с полной самоотдачей, результат получится впечатляющим. Сборы и художественная ценность фильма показали это.
Что поражает больше всего, так это количество убийств. Их очень мало по сравнению с другими фильмами. Но все потому, что это не главное достояние данного творения.
Прежде всего, проявляется напряжение. Майкл просто ходит и смотрит на своих жертв. Он имеет определенную цель. И только он знает, какую. Не надо активных действий или драмы, чтобы прочувствовать саспенс. Хотя, порой кажется, что убийств не будет. Майкл просто походит, а потом также незатейливо уедет в Мексику. И никто не умрет.
Но увы. Бесшумный убийца имеет в своем арсенале любимые приемы. Их два. Это удушение и удар большим кухонным ножом. Во время постельной сцены он уважительно дал своим жертвам закончить свои дела. А потом сделал все чисто. И с юмором.
Джейми Ли Кертис накричалась вдоволь. Но она действовала по ситуации. Ей было непонятно, что происходит. Так что оставалось просто бороться за жизнь.
Доктор является одним из главных героев. Он изучил Майкла лучше всех. Еще бы, четыре часа в день в течение долгого времени он проводил в компании молчащего и просто смотрящего в стену ребенка. До тех пор, пока его пациент не стал взрослым. Тогда он вырвался из своей темницы.
Несмотря на то, что фильм может показаться скучным, просто посмотрите его. И тогда вы окажетесь причастны к чему-то более стоящему.
Интересна была отсылка к фильму «Нечто».
Ну а музыка стала простой и незатейливой классикой.
Осенняя ночь. На дворе 1963 год. На улице завывает ветер. Крики соседских детей подсказывают – сегодня канун Дня всех святых! В то время как большинство людей ожидают Хеллоуина дабы заняться вырезанием фонарика Джека, Майкл Майерс с не меньшим нетерпением ожидает его, чтобы порезать некоторых людей. Вот, он надевает маску и неспешно поднимается по лестнице. В руках у него поблескивает лезвие кухонного ножа. Ещё пару секунд и Майкл приведёт в исполнение смертный приговор.
Спустя пятнадцать лет после того дня, Майерс сбегает из психиатрического учреждения и возвращается в свой родной город, где ищет подходящих жертв для выплескивания своей накопившейся внутренней злобы.
Кто бы мог предположить, что малобюджетный проект «Хэллоуин» окажет такое влияние на киноиндустрию? Конечно же, ни режиссер Джон Карпентер, ни его первоначальная аудитория, вероятно покидавшая кинотеатр с параноидальным настроением найти для себя безопасное пространство и укутавшись в плед как можно быстрее забыть увиденное, не могли и догадываться об этом. Одним из очевидных моментов успеха «Хэллоуина» является внимание к деталям, которое проявляется в каждом кадре. Например в комнате Лори можно заметить репродукцию автопортрета бельгийского художника-экспрессиониста Джеймса Энсора, который среди прочего изображал на своих картинах по средством гротескных карнавалов клоунов - взгляд на человеческое общество, как на маскарад. Слова английского писателя Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица; человек в маске становится раскрепощённым и может выразить самые тайные и порочные движения своей души, чего в обычном состоянии никогда не сделал бы», в полной мере отражали мировоззрение Энсора, черпавшего образы из своих детских воспоминаний. Возможно и Майкл примерил лишь чужую маску, дав дремавшему в нём демону вырваться наружу?! Майерс не имеет мотивов, он просто убивает без разбора. Быть может это всего лишь чьё то проклятие, в котором Майкл лишь машина приводящая в исполнение указания? Машина, воспринимаемая как чистое воплощение зла. Он не произносит ни слова, а взору предстаёт лишь ледяной взгляд под отбеленной маской капитана Кирка, но тем не менее один поворот его головы создаёт большую напряжённость и тревогу, чем злодеи владеющие бензопилой, или мачете. Камера плывет куда-то за плечо Майкла в надежде разгадать его загадку, но как следствие находит только новые вопросы. Мы не знаем, когда он нанесёт свой удар снова. Лишь размытый силуэт его тени, зловеще скользящий по стенам темных комнат, а также жуткая музыкальная партитура с резкими темами, может подсказать о приближающемся моменте.
Хотя есть множество запоминающихся сцен, наибольшим образом выделяется эпизод из пролога, в котором молодой Майерс надевает клоунскую маску и убивает свою жертву. Съёмка ведётся от лица убийцы, что позволяет зрителю стать невольным участником, погружая его в самый эпицентр событий и давая намёк, будто произошедшее на экране, могло случиться абсолютно с каждым. В качестве усиления этого чувства идентификации с экранными героями, большая часть фильма занята созданием их мирской жизни. Уютные домашние пространства где они живут, создают чувство защищенности, которая в одночасье теряется, когда в эти убежища вторгается Майерс. Даже если на первый взгляд здесь ничего, или никого нет, не стоит раньше времени радоваться, ведь Карпентер скорее всего в следующую секунду исправит это маленькое недоразумение. Весьма удачное обвинение института безопасности, который в конечном итоге не способен защитить жизни в непредвиденных ситуациях.
Карпентер, верный своему хичкоковского влиянию, создаёт кавалькаду моментов в основном состоящую из сцен преследования, в сочетании с явно отсутствующими эпизодами кровопролитного насилия, завершает которые чётким попаданием в основную тему - зло никогда не умирает. Где сейчас Майкл, кто он и что с ним? Мы никогда не узнаем (по крайней мере в первой части), но его тяжелое дыхание, кажется, запомнится на долго.
Да, «Хэллоуин» не идеален. Персонажи здесь ведут себя глупо и, кажется вообще не имеют периферийного зрения, но это уже особенность жанра, которая не помешала творению Карпентера стать классикой кинематографа. «Хэллоуин» - это фильм, который действительно произвёл существенную революцию в жанре ужасов, создав платформу не только для современных фильмов, но и став крестным отцом жанра слэшер!