В восьмилетнем возрасте взяв в руки кинокамеру, совсем юный Джон Карпентер прекрасно знал, чему посвятит свое будущее и впоследствии стал одним из наиболее уважаемых постановщиков Соединенных Штатов, которые творят в первую очередь ради искусства, оставляя финансовый вопрос на вспомогательных позициях. Получив достойное образования и заведя крепкие знакомства с такими же увлеченными кинематографом парнями, как и он сам, Карпентер создал напряженную короткометражную ленту «Темная звезда», по мотивам которой впоследствии был поставлен полнометражный фильм, ставший визитной карточкой молодого режиссера. Однако рассчитывать на большие бюджеты и обширную рекламную кампанию Карпентер все еще не мог, а потому его перспективное «Нападение на 13-й участок» обошлось в откровенно смешную даже по меркам 70-х сумму, которой, тем не менее, было более, чем достаточно, чтобы реализовать на пленке все, о чем так мечтал создатель. Напряженный драматический триллер с массой запоминающихся моментов и завлекающей непредсказуемостью повествования привлек к себе внимание амбициозного продюсера Ирвина Ябланса, который заполучил права на международное распространение фильма Карпентера, после чего оба творца решили продолжить дальнейшее сотрудничество, вознамерившись снять устрашающий хоррор, способный заинтересовать аудиторию и явить на экране кошмар, в который можно было в действительности поверить. Согласно изначальной задумке Ябланса, грядущий фильм должен был рассказывать историю маньяка, убивающего детских сиделок, и Карпентер увидел в этом немалые перспективы, так как мало какая американская семья обходилась без нянь и всецело доверяла им своих отпрысков на вечер. Тщательно прорабатывая основную канву повествования, Карпентер заключил взаимовыгодное сотрудничество с Деброй Хилл, которая привнесла в историю немало достойных идей, и впоследствии авторы подарили нам тот самый «Хэллоуин», который стал одной из наибольших жанровых величин, был включен в реестр национального культурного достояния США и породил массу подражателей, стремящихся увязаться вслед за славой нетленного творения увлеченных кинематографистов, сумевших создать за сущие гроши ленту, оказавшую воистину неизгладимое впечатление на общественное мнение. И пускай с течением времени «Хэллоуин» смотрится уже не так свежо, как ранее, Джон Карпентер постарался сделать все от себя необходимое, чтобы его история напугала далеко не одно поколения и до сих пор находилась на слуху.
Итак, сюжет фильма берет свое начало в ночь на Хэллоуин 1963 года, когда в небольшом городке Хэддонфилд произошла непоправимая трагедия. Шестилетний паренёк Майкл Майерс без тени сожаления расправился посредством ножа со своей семнадцатилетней сестрой Джудит, не стерпев ее горячих отношений с парнем. Однако избежать наказания маленькому убийце не удалось, и его поместили в психиатрическую лечебницу, где его главным куратором стал психиатр Сэм Лумис (Дональд Плэзенс), прекрасно понимающий, с каким чудовищем ему предстоит иметь дело. И чтобы научные умы не пытались делать с Майерсом, повлиять на его воспаленный рассудок было просто невозможно, и убийце довелось провести в заточении долгих пятнадцать лет, после чего у него таки появился шанс попасть на свободу. Перевозя Майерса из больницы в здание суда, Лумис, к сожалению, учел далеко не все факторы безопасности, из-за чего его подопечный сбежал, отправившись прямиком в Хэддонфилд, где у него еще остались незаконченные дела. И возвращение Майерса как раз совпало с очередным празднованием Хэллоуина, которое на этот раз обещает стать куда более ужасающим. Тихий городок совершенно не подозревал, что совсем скоро на его улицах появится рослый незнакомец в отталкивающей бледной маске и учинит резню. О которой будут слагать легенды. Не догадывалась об этом и Лори Строуд (Джейми Ли Кертис), симпатичная старшеклассница, знакомая семейства Майерсов и по совместительству няня. Попав во внимание сбежавшего Майкла, Лори становится едва ли не главной побудительной причиной для действий маньяка, который знает о девушке кое-что особенное и не собирается дать ей так просто уйти. Но перед тем, как заняться непосредственно Лори, Майкл будет не прочь истязать тела ее подруг, которые решили в эту ночь преступить законы морали, и тем самым расстроили хладнокровно идущего вперед Майерса, не терпящего фривольного поведения даже от тех, кого он видит в первый раз.
Аккуратно и вкрадчиво Джон Карпентер погружает нас в атмосферу праздника, который оказался куда более зловещим и кровавым, нежели могло показаться ранее. Безмолвный убийца Майкл Майерс словно дух самого Хэллоуина неспешно блуждает между домами, с интересом наблюдая за теми, кто совсем скоро попадет ему под нож и будет лишь молить о спасении, которое, конечно же, вовремя не появится. Режиссер не видит никак причин для того, чтобы на потеху неприхотливой аудитории разрезать молодых девушек прямо сходу повествования, тем самым превращая картину в бессмысленный и глупый аттракцион. Вместо этого Карпентер уделяет достаточно времени тому, чтобы мы как следует познакомились с будущими жертвами маньяка, увидели в них сильные и слабые стороны, дабы потом с нескрываемым ужасом наблюдать за тем, как им придется столкнуться с Майерсом в неравной схватке, которая исключает возможность вызвать подмогу. Карпентер умело нагнетает напряжение даже тогда, когда в кадре не происходит ничего кошмарного. Тягостная атмосфера приближающейся неизбежности тяжелым камнем оседает на плечах зрителей, и ты понимаешь, что рано или поздно Майерс явит себя во всей своей смертоносной красе, действуя эффективно и безмолвно, словно сам дух Хэллоуина, пришедший в наш мир, чтобы собрать кровавую дань. И самое зловещее здесь то, что в отличии от других жанровых произведений, фильм практически не оставляет нам возможности для того, чтобы передохнуть и расслабиться. Что ночью, что днем опасность никогда не дремлет. Пускай она не берет в руки нож и не отправляется вершить расправу над первым встречным, зритель будет отчетливо ощущать напряжение, от которого никуда не скрыться. А чтобы ни у кого не возникло даже малейшего сомнения в том, что такое «Хэллоуин» и почему его стоит бояться, Карпентер умело добавляет в ключевые сцены въедчивую и в действительности пугающую заглавную мелодию фильма, которую написал непосредственно сам. Режиссер прекрасно чувствует ритм и настроение картины, ни разу не выпадая из общего драматического ансамбля, и пускай ему довелось сократить свои начинания в виду требований продюсеров и комиссии по назначению ограничительного рейтинга, даже готовый результат от Карпентера внушает страх, от которого непросто избавиться.
Наибольшим же успехом создателей можно в полной мере считать образ самого Майкла Майерса, появившийся на экранах ранее Джейсона Вурхиза и Фредди Крюгера. Безусловно, маньяк не имеет ничего общего с потусторонним миром, и тем не менее от него буквально веет смертью, которой невозможно противиться. Майерс неумолим, с ним невозможно вести диалог, он убивает и не выказывает никаких эмоций. Это ли не дух Хэллоуина, заполучивший физическую плоть и наказывающий людей за их греховные поступки и мысли.
Кельтский Жнец в маске Бугимена, или В чем смысл Резни-На-Хэллоуин?
Без этого фильма трудно представить себе современный хоррор.
Навсегда запомнился всем поклонникам жанра хоррор саундтрек 'Хэллоуина', культовая главная тема которого, по словам Джона Карпентера (который известен не только как легендарный сценарист и режиссер, мастер атмосферного 'тёмного кино' в жанрах мистики, триллера, стильного футуристического боевика, хоррора, скай-фай-хоррора и фантастики, но и как композитор почти всех своих фильмов), была неожиданно написана им за полчаса, без нот, сыграна на примитивнейшем синтезаторе, записана 'с пылу с жару' и сразу попавшая в масть после многих дней поисков и отвергнутых вариантов. 'Не иначе, Духи Самайна' напели', - улыбается Карпентер, с явным удовольствием вспоминая былые победы в интервью, данном им в октябре 2003 года корреспонденту британского журнала 'Cinema-zoid' - тому самому журналу, который сейчас лежит у меня на колене.
Духи Самайна. Сейчас, особенно после выхода римейка, снятого Робом Зомби, это словосочетание едва ли как-то ассоциируется с фильмом 'Хэллоуин' и его продолжениями. И совершенно зря. Почему? Ответ на этот вопрос крайне прост: именно в Духах Самайна вся фабула 'Хэллоуина'.
Начнем с главного: смотреть 'Хэллоуин' Карпентера следует только в полной режиссерской версии, которая ныне известна как TV-cut. Все сценарные неурядицы прокатки произошли из-за того, что Джон Карпентер и Дэбра Хилл при написании сценария не уложились в прокатное время. В результате в театральной версии предостаточно экшена, но в нее не попали столь нелюбимые фэнами 'кино-мяса' 'разговоры'.
Совершенно не согласна с мнением, будто оригинальный 'Хэллоуин' и без 'дополнительной болтовни' затянут. Господа, вы просто привыкли к современным глазодерным драйвам, в которых действие разворачивается настолько интенсивно, что про какое бы то ни было развитие сюжета можно даже и не вспоминать: ПЫЩЬ-ПЫЩЬ РЕАЛЬНЕЕ - и уже финальные титры, два часа времени пролетели за десять минут, голова болит и есть смутное ощущение того, что вам чего-то недодали.
Раньше фильмы снимали не так. Более любовно, что ли, внимательнее по отношению к зрителю.
Как представитель уже старшего поколения [R]-киноманов, я являюсь сторонницей прежних методов воздействия на зрителя: пусть они, возможно и не столь 'зрелищны', как то, чем изобилуют фильмы ужасов последних лет, зато в них было куда больше этого уже полузабытого своеобразного смака, который хорошо известен ценителям фильмов ужаса конца 70-х - начала 80-х годов.
Но вернемся к сабжу.
В полной версии 'Хэллоуина'78' имеется то, что отчасти объясняет невосприимчивость Майкла к пулям и дает понять, почему он стал тем, кем стал - всего-то, 'больше болтовни', как многие теперь бы сказали. Но, если прислушаться и понять, о чем эти разговоры, то вся картинка складывается воедино, скажу больше, появляется связь с последующими сиквелами, даже отчасти объясняется смысл 'лирического отступления' от основной сюжетной линии, допущенное Уоллесом-Карпентером-Хилл в третьей части сериала.
Также благодаря тому, о чем ведутся 'разговоры' в режиссерской версии первого 'Хэллоуина', можно понять, откуда взялся мистический сюжетный поворот в последней части оригинального Хэллоуина - шестой, которая 'Проклятие Майкла Майерса' и особенно - в версии 'Halloween 666: Producer's Cut', которая, как всегда, гораздо более внятная, чем театральная прокатка (Майнеровский 'Х20', который якобы является сиквелом оригинального Хэллоуина, хотя 'продолжает' историю розенталевского продолжения, а так же позорный фильм Эрика Розенталя 'Хэллоуин:Возрождение', являющийся сиквелом 'Х20' - ТУПО НЕ В СЧЕТ).
Итак, будучи триллером-слэшером № 1 в мире, 'Хэллоуин' Карпентера является, в некотором роде, мистическим фильмом. Всего лишь 'потерпеть' одиннадцать минут 'разговоров', и вот что мы имеем с гуся, точнее, с Майкла Майерса:
ПРОКЛЯТЬЕ Майкла Майерса - не плод высасывания из пальца создателей шестой части 'Хэллоуина', как считают многие поклонники серии. Оно как раз является причиной внезапного превращения десятилетнего Майкла в чудовище.
Это проклятие Самайна, кельтского Дня Неприкаянных Душ, который проходит в канун католического Дня Всех Святых.
О самой легенде. В этот день духи Самайна избирают одну семью, которая должна быть целиком принесена в жертву, чтобы насытить обитателей Царства Морриган, которым один раз в году разрешено вернуться в мир живых. Именно потому, кстати, Майкл наносит свои удары только в канун Дня Всех Святых, а все остальное время бездействует.
Для этого приношения избирается первенец мужского пола (по 'Halloween 666' - отмеченый руной Торна), который является Жнецом. Избранный должен истребить свою семью до последнего человека в ночь Самайна.
Заклейменный проклятием Самайна, Майкл превратился в молчаливую машину для убийства, нацеленную на истребление своей родни. Остальные жертвы не являются целью для Майкла, они просто 'оказались не в то время не в том месте'.
Именно проклятие Самайна укрепило силы Майкла и сделало его почти неуязвимым.
Именно это пытается доказать скептически настроенным коллегам и полиции доктор Сэм Лумис, который много лет изучал Майкла, запертого в Смитс-Гроув (психиатрической лечебнице строгого режима, находящейся под особым надзором полиции штата), и понял, что Майкл - далеко не обычный психопат. Отсюда и мистический трепет Лумиса по отношению к Майклу. С одной стороны, доктор понимает, что этого монстра нужно уничтожить, но с другой стороны, Майкл для него что-то вроде цели жизни, доказательство чего-то, находящегося за пределами медицинской-науки, к чему Лумис, как творческий тип ученого, всегда хотел подобраться и попытаться изучить.
Все это можно понять из вырезанных сцен и увязать все оригинальные 'Хэлоуины' в крепкий пучок, в котором нет сюжетных расхождений. Даже отходящая от канвы и за это нелюбимая хэллоуиноманами третья часть садится на место, ведь в ней всего лишь говорится об еще одном Жнеце в лице ирландца-производителя детсих игрушек, который решил с помощью мистических осколков кельтского дольмена принести в жертву алчущим духам Самайна всех американских детей, которые, по его словам, ему 'как родные, ведь своих детей у меня нет'. Как и Майклу, промышленнику игрушек Коннэлу Кокрейну сопутствует некая мистическая сила, только выражена она не в устойчивости перед пулями, а в способности создавать сложные механизмы, работающие на неизвестно чем.
Итак, ключевое слово оригинального шестисерийного сериала 'Хэллоуин' - это Самайн.
Фильм 'Хэллоуин' 1978 года пострадал сюжетно из-за необходимости загнать его в прокатные рамки того времени - но, даже несмотря на это, сразу обрел статус кинокульта.
Только спустя десять лет после выхода 'Хэллоуина' на киноэкраны, прямо перед стартом самого ожидаемого фанатами ужасов во всем мире продолжения 'Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса', Джону Карпентеру удается-таки донести до зрителей оригинальную версию своего фильма в виде версии для телевидения. У нас она выпускалась на видеокассетах, выпущенных дистрибюторской компанией 'Вест-видео' в начале 2000-х годов, в картонной обложке.
'Хэллоуин' - не просто отличный фильм ужасов и первый кассовый американский слэшер. Это неоспоримая классика мирового кино и один из лучших фильмов Карпентера.
Маленький мальчик по имени Майкл Майерс убил свою сестру. 15 лет он просидел в психбольнице. Хэллоуин. Майкл возвращается домой…
Самый холодный слэшер за всю историю кинематографа. Никаких эмоций. Карпентер выдает запредельный уровень мастерства (третий фильм Джона!). Одна из самых страшных картин, что я когда-либо видел. Посмотрите внимательно на то, как Карпентер добивается эффекта леденящего душу ужаса.
Разве он льет кровищу? Нет, за весь фильм будет только одна кровавая сцена, первое убийство. Карпентеру не надо кидать топоры в голову, как это было на Хрустальном озере. Карпентер не подвешивает своих героев на крюки, как это делала дружная семья из Техаса. Ему хватило одного ножа, чтобы попасть во все энциклопедии хоррора.
Не верьте никому, кто будет плохо отзываться об этом фильме. Он идеален. Единственный момент, который смутил лично меня, покатушки Майкла на машине (когда он вообще научился водить?). Можно обойтись без них, положа руку на сердце. Ведь Карпентер способен напугать обыкновенной ходьбой по улице.
Зацените момент на 30-ой минуте. Джейми Ли Кертис идет со своей подругой. Она смотрит вперед и видит Майкла. Звучит нервная музыка, одна секунда, Майкла уже нет. Подруги идут дальше, а тебе не по себе, мурашки по всему телу. Потому что ты понимаешь, Майкл ходит рядом, он везде.
“Хэллоуин” – кино о том, что зло нельзя победить. Забудьте про гигантское количество сиквелов. Утоните в стареньком оригинале. Беспощадное кино, я почувствовал это в самом конце. Плезенс – нереально крутой дядька. Джейми – хрупкая девчонка. Майкл – сущий дьявол. Классика.
У Лепрекона своровали золото, шляпник разозлился. За Джейсоном не досмотрели (занимались сексом и курили траву), малыш утонул. Фредди сожгли заживо, поэтому он решил отомстить. Старина Литерфейс попал в сумасшедшую семью и свихнулся. Пинхед разочаровался в жизни и перешел на сторону тьмы. Уважаемые знатоки, вопрос на миллион долларов – Назовите мотивацию Майкла Майерса?
Слишком долгое отсутствие четвертого “Остина Пауэрса”! А-ха-ха, дом у дороги. Все, понимаете, конец всему. Сестра виновата, якобы гуляет с мальчиками, плевать хотела на брата? Это не мотивация, а цирк какой-то. У Майкла нет причин убивать, но он убивает. Почему? Потому что он больной урод, я не хочу больше про него рассказывать…
P.S.
Отдельное спасибо Карпентеру за атмосферу и музыку!
Осенняя ночь. На дворе 1963 год. На улице завывает ветер. Крики соседских детей подсказывают – сегодня канун Дня всех святых! В то время как большинство людей ожидают Хеллоуина дабы заняться вырезанием фонарика Джека, Майкл Майерс с не меньшим нетерпением ожидает его, чтобы порезать некоторых людей. Вот, он надевает маску и неспешно поднимается по лестнице. В руках у него поблескивает лезвие кухонного ножа. Ещё пару секунд и Майкл приведёт в исполнение смертный приговор.
Спустя пятнадцать лет после того дня, Майерс сбегает из психиатрического учреждения и возвращается в свой родной город, где ищет подходящих жертв для выплескивания своей накопившейся внутренней злобы.
Кто бы мог предположить, что малобюджетный проект «Хэллоуин» окажет такое влияние на киноиндустрию? Конечно же, ни режиссер Джон Карпентер, ни его первоначальная аудитория, вероятно покидавшая кинотеатр с параноидальным настроением найти для себя безопасное пространство и укутавшись в плед как можно быстрее забыть увиденное, не могли и догадываться об этом. Одним из очевидных моментов успеха «Хэллоуина» является внимание к деталям, которое проявляется в каждом кадре. Например в комнате Лори можно заметить репродукцию автопортрета бельгийского художника-экспрессиониста Джеймса Энсора, который среди прочего изображал на своих картинах по средством гротескных карнавалов клоунов - взгляд на человеческое общество, как на маскарад. Слова английского писателя Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица; человек в маске становится раскрепощённым и может выразить самые тайные и порочные движения своей души, чего в обычном состоянии никогда не сделал бы», в полной мере отражали мировоззрение Энсора, черпавшего образы из своих детских воспоминаний. Возможно и Майкл примерил лишь чужую маску, дав дремавшему в нём демону вырваться наружу?! Майерс не имеет мотивов, он просто убивает без разбора. Быть может это всего лишь чьё то проклятие, в котором Майкл лишь машина приводящая в исполнение указания? Машина, воспринимаемая как чистое воплощение зла. Он не произносит ни слова, а взору предстаёт лишь ледяной взгляд под отбеленной маской капитана Кирка, но тем не менее один поворот его головы создаёт большую напряжённость и тревогу, чем злодеи владеющие бензопилой, или мачете. Камера плывет куда-то за плечо Майкла в надежде разгадать его загадку, но как следствие находит только новые вопросы. Мы не знаем, когда он нанесёт свой удар снова. Лишь размытый силуэт его тени, зловеще скользящий по стенам темных комнат, а также жуткая музыкальная партитура с резкими темами, может подсказать о приближающемся моменте.
Хотя есть множество запоминающихся сцен, наибольшим образом выделяется эпизод из пролога, в котором молодой Майерс надевает клоунскую маску и убивает свою жертву. Съёмка ведётся от лица убийцы, что позволяет зрителю стать невольным участником, погружая его в самый эпицентр событий и давая намёк, будто произошедшее на экране, могло случиться абсолютно с каждым. В качестве усиления этого чувства идентификации с экранными героями, большая часть фильма занята созданием их мирской жизни. Уютные домашние пространства где они живут, создают чувство защищенности, которая в одночасье теряется, когда в эти убежища вторгается Майерс. Даже если на первый взгляд здесь ничего, или никого нет, не стоит раньше времени радоваться, ведь Карпентер скорее всего в следующую секунду исправит это маленькое недоразумение. Весьма удачное обвинение института безопасности, который в конечном итоге не способен защитить жизни в непредвиденных ситуациях.
Карпентер, верный своему хичкоковского влиянию, создаёт кавалькаду моментов в основном состоящую из сцен преследования, в сочетании с явно отсутствующими эпизодами кровопролитного насилия, завершает которые чётким попаданием в основную тему - зло никогда не умирает. Где сейчас Майкл, кто он и что с ним? Мы никогда не узнаем (по крайней мере в первой части), но его тяжелое дыхание, кажется, запомнится на долго.
Да, «Хэллоуин» не идеален. Персонажи здесь ведут себя глупо и, кажется вообще не имеют периферийного зрения, но это уже особенность жанра, которая не помешала творению Карпентера стать классикой кинематографа. «Хэллоуин» - это фильм, который действительно произвёл существенную революцию в жанре ужасов, создав платформу не только для современных фильмов, но и став крестным отцом жанра слэшер!
В 1978 году мастер хорроров Джон Карпентер сняв триллер «Хэллоуин», дал начало чертовски огромному франчайзу, который насчитывает уже 9 фильмов-продолжений, включая ремейк (или правильнее сказать приквел оригинала). К тому же скоро готовится еще одно продолжение. Каждый из них по разному выступил в прокате, кому-то какой-то фильм нравится больше чем другой, но отрицать тот факт, что именно оригинал дал толчок не только этому франчайзу, но и всему жанру в целом – отрицать невозможно.
Сейчас этот фильм большинству зрителей покажется крайне серой поделкой и вполне себе обычным триллером, в котором даже трупов практически нет. Согласен, с визуальной точки зрения фильм сейчас совершенно не смотрится. Однако, в нем есть целый ряд режиссерских приемов, которые просто нельзя не отметить. Например, та самая открывающая фильм сцена, в которой еще маленький Майкл Майерс убивает свою сестру. Если кто помнит, то подтвердит, что вся сцена ПОЛНОСТЬЮ снята от лица оператора. Камера показывает, как Майкл одевает маску, и мы уже его глазами смотрим через её глазные отверстия. К тому же сцена снята без единой монтажной склейки. Я даже боюсь представить, сколько усилий это все потребовало.
Ну и, конечно же, нельзя не отметить фирменную фишку франчайза – маску Майкла Майерса. Она ужасна, зловеща, как будто бы притягивает к себе все зло вселенной. Эта маска – визитная карточка франчайза, без которой «Хэллоуин – не Хэллоуин», что отлично подтвердил провал третьей части.
Запоминающийся саундтрек, я сразу же после просмотра скачал себе в коллекцию. Все мелодии из этого фильма, несмотря на их малое количество, играют всегда в тему и нагнетают напряжение на зрителя даже в те моменты, в которых Майерс просто стоит и наблюдает за персонажами.
Хэллоуин – ужасы, в которых зрителя пугают не мясом и разорванными конечностями, а филигранной режиссурой, зловещим саундтреком и невероятно отталкивающим внешним видом главного злодея. Уже ради этого стоит посмотреть этот фильм. Заодно и кругозор свой расширите.
Фильм 'Хэллоуин' - не простой фильм ужасов про психопата-маньяка, как может показаться на первый взгляд. Это великолепный мистический триллер. Один из лучших фильмов в истории кино вообще. Хоть фильм и считается фильмом ужасов, я отношу его скорее к триллеру с элементами ужасов. Практически любой фильм ужасов, это и есть триллер, но с более 'расшириными границами' для создания страха.
В плане мистики, Джон Карпентер удачно придумал мистическую тему в фильме. Взяв за основу праздник Хэллоуин. Когда на западе, особенно в США, принято в шутку, с юмором наряжаться в оборотней, вампиров, смотреть всякие страшилки и вообще создавать 'страшную' атмосферу. Но в фильме Карпентера, именно в этот день, когда все 'играют со злом', появляется настоящее зло. Уже без шуток и розыгрышей...
Режиссер Джон Карпентер в своих фильмах ужасах (вообще он разноплановый режиссер, но известен он по фильмам ужасов), как правило, избегал откровенно 'ужасных' сцен. А если они и были, то в меру и в нужных местах. Он никогда не ставил цель напугать зрителя просто 'шокирующими' кровавыми кадрами. Тем не менее, Джона Карпентера называют 'Master of horror'. И это заслуженно. Он настоящий мастер саспенса и атмосферы. Он создавал потрясающую атмосферу в своих фильмах, которой проникаешься. А вместе с саспенсом держит в напряжении куда эффективнее, чем 'кровавые пугалки'. В этом плане, очень обидно, что в свое время не признали (спустя некоторое время после релиза, фильм обрел 'вторую жизнь' и его признали) шедевр под названием 'Нечто'.Фильм подвергся критики за жестокость на экране. Не знаю, но ни какой особой жестокости я там не увидел. Возможно это сказалось из-за общего пессимистического настроя картины. В то время это было очень мрачное кино. Фильм о паранойе, как 12 людей, которые отрезаны от цивилизации, уже не могут доверять друг другу, как раньше. Потому что, любой из них может быть уже имитацией пришельцем из космоса.
Но вернемся к основному фильму рецензии.
'Хэллоуин' - это первый, на тот момент фильм ужасов Карпентера. И вообще, это его третий полнометражный фильм. Этот факт, еще больше придает уважения автору, ведь с первой попытки снять, один из знаковых фильмов в истории кинематографа. Здесь практически нет кровавых и тому подобных сцен. Есть мастерская атмосфера страха и тревоги.
Майкл Майерс не просто маньяк. Он - олицетворение зла вообще. Он - не человек. Образ Майерса, один из самых запоминающихся в кино - белая маска, на которой 'нет эмоций', черный комбинезон, походка. Кстати Карпентер взял Ника Касла на роль Майерса именно из-за походки. Касл умел воспроизвести оригинальную походку, которую Карпентер захотел видеть у Майерса. Ник Касл друг Карпентера со времен их обучения в киношколе. Оба учились на одном курсе (режиссерском). Вместе написали сценарий к 'Побегу из Нью-Йорка', который поставил Карпентер в 81 году. Как режиссер, Касл известен зрителям по комедии 'Майор Пэйн' (1995). В 'Хэллоуине', Касл внес весомый вклад в образ Майерса, что бы он запомнился, как один из самых страшных злодеев в кинематографе.
Именно в этом фильме сложился великолепный дуэт режиссера и оператора - Карпентер и Дин Канди. Вместе они снимут еще 4 фильма (включая 'Нечто'). Канди - один из лучших операторов Голливуда. Помимо великолепных фильмов, которые он снял с Карпентером, он приложил руку к трилогии 'Назад в будущее', 'Кто подставил кролика Роджера', 'Смерть ей к лицу'. Как видно из этого списка, у Канди есть еще один прекрасный дуэт с другим гениальным режиссером - Робертом Земекисом.
В 'Хэллоуине' Канди прекрасно воплотил замысел режиссера. Канди отмечал, что Карпентер прекрасный визуальный рассказчик. А воплощать было что. Во время просмотра восхищаешься, на сколько потрясно сняты некоторые сцены.
И конечно же 'Хэллоуин', это на весь мир известная музыкальная тема. Я справедливо отмечу, что это возможно самая лучшая музыкальная тема из фильмов ужасов и одна из лучших вообще. Сочинил ее сам Карпентер. К слову сказать, Карпентер практически ко всем своим фильмам писал музыку сам, что придавало его картинам особый шарм. Это было его 'торговой маркой'. Кстати, в 'Хэллоуине', перед названием фильма, в первые появляется фирменная надпись 'John Carpenter's', что значит 'фильм Джона Карпентера'. Это своего рода знак качества, что зрителя ждет фильм, со всеми фишками режиссера.
Для Джейми Ли Кертис этот фильм стал первым фильмов вообще. Это ее дебют в кино. До этого она снималась в сериалах. Джейми отлично справилась со своей ролью. Она не переигрывает и играет замечательно. Интересный факт. Ее матерью является актриса Джанет Ли, которая сыграла, можно сказать в предшественнике 'Хэллоуина', в 'Психо' Хичкока. Помните знаменитую сцену из 'Психо', где женщина кричит в душе? Это мать Джейми.
Дональд Плезенс неподражаем в роли доктора Лумиса. Карпентер поклонник таланта Плезенса и пригласил его на эту роль. Однако, Дональд не торопился принять предложение. Ну возможно, потому что, сниматься у не известного (на тот момент) режиссера и еще в 'каком-то' фильме ужасов, как то сомнительно. Однако, дочь Дональда посмотрев фильм 'Нападение на 13-й участок' (второй фильм режиссера), уговорила сняться у Карпентера.
Сейчас, возможно при просмотре этого фильма зрители скажут - 'что-то такое подобное я уже видел(а)'. Конечно. Ведь из 'Хэллоуина' много брали приемов. Сейчас, это так называемые шаблоны. Но редко кому удается создать близкое по саспенсу и вообще уровню атмосферы. А когда он вышел в далеком 1978 году, это было вообще новым в кино. Что до сих пор, спустя столько времени, фильм смотрится и выделяется.
Так что, перед нами настоящая классика мирового кинематографа.
Вот я наконец и добрался до своего самого любимого хоррора 70-х годов.
'Хэллоуин' - яркий пример того, как нужно снимать авторское малобюджетное кино. Поставил сей фильм замечательный американский композитор и режиссер - Джон Карпентер, а в главной роли снялась дочь актрисы Джанет Ли - Джейми Ли Кертис. Сюжет 'Хэллоуина' шит белыми нитками и попахивает нафталином из бабушкиного сундука. Вторичен он, чего уж душой кривить...
И все же благодаря режиссеру Карпентеру история о маньяке, сбежавшем из психбольницы, заиграла новыми красками. Очень много ссылок и цитат в этом фильме на хичкоковский 'Психоз' - медсестру зовут Мэрион (как гл. героиню того фильма), доктора - Сэмюэль Лумис и т.д. Можно даже сказать, что 'Хэллоуин' - это грайндхаусный 'фильм Хичкока'. Ведь и в фильмах мэтра и в данном хоррор-эксперименте новаторства хоть отбавляй. Это проявляется и в методах съемки, и в длинных эпизодах, снятых непрерывно в течении нескольких минут и в образе главного героя. Вроде как нормальный человек в начале, Майкл Майерс, превращается по ходу пьесы в неубививаемого 'терминатора'. Особенно шикарен последний эпизод фильма...Ох уж этот эпизод…
К актерам у меня претензий нет. Подростки играли подростков, Тони Моран убийцу, Джейми Ли Кертис старательно зарабатывала себе титул 'королевы крика', а Дональд Плезенс был как всегда на высоте. Блестящий актер, знакомый мне по фильму Поланского 'Тупик'. Здесь он сыграл личного доктора Майкла - Сэма Лумиса. Очень жаль, что позже он продолжит сниматься в многочисленных сиквелах 'Хэллоуина' и под конец жизни скатится в откровенный 'трэшак', вроде 'Проклятия М. М.'...
Оценку я ставлю исходя из своих собственных впечатлений о фильме. В свое время он меня поразил атмосферой, динамикой (медленные сцены сменялись стремительными кадрами погонь и убийств), своей кинематографичностью. Настоящее култ-кино. Рекомендую
Я считаю, что `Хэллоуин` Джона Карпентера безусловно отличный пример для напряженного фильма ужасов.Ведь все поставлено довольно грамотно и профессионально. Карпентер прекрасно создает гнетущую атмосферу и знает как напугать зрителя. В результате перед нами предстоит жуткий слешер, который пугает нас не обилием крови и жестокости, а самой атмосферой, давящей со всех сторон фильма.Данный продукт можно сравнить с другим фильмом ужасов `Дом клоунов` Виктора Сальвы, где тоже не пролилось ни одной капли крови, но зато фильм поставлен чисто на саспенс, и ни на что больше, что и делает его одним из самых страшных фильмов детства.
Можно сказать, что `Хэллоуин` является одним из первых фильмов, закрепивших интерес к такому поджанру хоррора как `слешер`.Это делает его безусловно классическим фильмом ужасов, за которым уже насчитывается семь сиквелов и данная картина имеет римейк, который только подтверждает сам факт всего вышесказанного.Что касается самого фильма, то все поставлено на достойном уровне.Режиссура, операторская работа, игра актеров заслуживают уважение, если стоит учитывать еще то, что фильм снимался за жалкие копейки.Следовательно выходит, что даже с микроскопическим бюджетом можно снять достойную внимания ленту.
Многие может и считают, что картине явно не хватает зрелищности и кровавых моментов, но лично я думаю, что если фильм наполнен от и до саспенсом и постоянно нас держит в напряжении, то на такие вещи просто не обращаешь внимания.`Хэллоуин`(1978) именно своей атмосферой, мрачностью завораживает зрителя, а не списком жертв, чего сейчас полно в большинстве ужастиков. Стоит так же отметить музыкальную тему фильма. Именно она играет важную роль в отношении саспенса. Очень простая, гармоничная и в то же время жуткая и гнетущая музыка действительно производит незабываемое впечатление и глубоко воздействует на зрителя.
Что касается игры актеров, то она получилась вполне достойной, особенно если учитывать 1978 год.Дональд Плезенс неплохо смотрится в роли доктора, а для Джеми Ли Кертис ее роль стала толчком в истории кино. Майкл Майерс заслуживает отдельного уважения и аплодисментов. Безусловно своей медлительностью, спокойствием, жестокостью он навел немало шума в восьмидесятые и попал в список известнейших злодеев в истории кино. Ведь именно после него появились еще два известных злодея- Фредди Крюгер и Джейсон Вурхис. Это говорит о том, что основоположником слешеров были не `Кошмара на улицы Вязов` и не `Пятница 13-ое`, а именно `Хэллоуин` и `Техасская резня бензопилой`
Сейчас `Хэллоуин` Джона Карпентера уже не смотрится так ярко и впечатляюще, как раньше и по спецэффектам и зрелищности во многом проигрывает таким фильмам как `Мой кровавый Валентин`, `Техасская резня бензопилой(2003), `Джиперс Криперс`, но его атмосферу не сравнить ни с каким другим ужастикоми, плюс таких фильмов сейчас не снимают, что только подтверждает ценность данной картины. Я считаю, что оригинальным Хэллоуином надо переболеть в детстве, тогда он точно произведет незабываемое впечатление и надолго отложится в памяти. Ведь именно с таких фильмов большинство из нас полюбило такой жанр как `хоррор`.
Я переболел данной картиной в детстве и поэтому у меня к Хэллоуину было и будет всегда положительное отношение. Такие фильмы нельзя ругать, их наоборот надо ценить за то, что они есть.Карпентер безусловно здесь меня порадовал, сняв за малые деньги превосходный напряженный триллер, который породил множество подрожаний и пародий и открыл нам известнейшего и одного из самых популярных злодеев в истории кино- Майкла Майерса.
'Господи, какой-то идиот в дурацкой маске гоняется за подростками... Для кого вы снимаете, мистер Карпентер? Кто будет смотреть эту чушь?'
Представляю себе, как эти серьезные ребята с серьезных киностудий кусали локти и рвали на себе волосы, когда фильм, снятый на деньги независимого инвестора Мустафы Аккада, стал приносить баснословные прибыли, которые исчисляются уже не одной сотней миллионов долларов. Мало того, прибыль фильм приносит до сих пор, и, надо думать, если повернуть время вспять, крупные кинокомпании передрались бы из-за талантливого новичка, ищущего, куда бы пристроить свою 'дилетантскую' идею и 'подростковый' фильм, который вдруг взял - да и стал культурным феноменом, первооткрывателем целого жанрового пласта, национальным достоянием (совершенно серьезно - он включен в 'Национальный реестр фильмов США'), иконой для прочих хоррормейкеров и, конечно, любимчиком многих поколений зрителей. Ну, а о том, как этот фильм разошелся на сиквелы, приквелы, ремейки и просто киноцитаты, я не говорю. И так все ясно.
Как и все вечное, фильм Карпентера делался однодневкой. Деньги, потраченные на оборудование, оставили Карпентера без звезд, костюмов, реквизита и многого другого. Но талантливый парень, очарованный второсортным кино студии 'Хаммер' и классическими американскими ужастиками 30-х гг., делал свою работу с бешеным энтузиазмом. Так же работала и вся группа, выкручиваясь, как только можно - использовался личный актерский гардероб, все изготавливалось из подручных средств, декорации заменил заброшенный дом, на съемку в котором не было никакого разрешения, гонорары были мизерными, а обеды - невкусными. Но таков залог шедевра. Или - не шедевра?
Джон Карпентер сказал новое слово в независимом кино и, даже если б после 'Хэллоуина' он не снял бы ни кадра, в кино он оставил бы заметный след. Стал ли 'Хэллоуин' культом? Да. Хрестоматией? Да. Был ли он шедевром? Нет.
Он на это не рассчитывался. Он делался не благодаря высокому профессионализму авторов, как 'Кошмар на улице Вязов', а вопреки махровому дилетантизму и благодаря самоуверенному 'Насрать, что вы там думаете! Хочу и сделаю!' Сделанный с оглядкой на 'Психо' Хичкока, фильм все равно грешит недоработанностью характеров, 'плавающими' режиссерскими задачами (подозреваю, что актерских задач Карпентер своим актрисам не ставил вообще), многочисленными нелепостями, которые сам он впоследствии исправил (достаточно посмотреть 'Нечто'), а вот последователи 'Хэллоуина' приняли это за своеобразные режиссерские ходы и из фильма в фильм стали переходить бросающиеся в глаза логические нестыковки, деревянная актерская игра, сценарии, сделанные абы как и многое другое, что вовсе не красит жанр.
Впрочем, среди всех последующих, 'Хэллоуин' Карпентера отличается вполне успешными попытками от этих недостатков избавиться. И, главное, он обладает непостижимым качеством пугать практически на пустом месте, что, безусловно, роднит его с Хичкоком. Еще ничего не происходит, еще светлый день и на лицах героев улыбки, а у зрителя уже потеют ладошки в предвкушении чего-то ужасного и необъяснимого.
Удивительно дело - 'бессмертие маньяка', его приход из ниоткуда и уход в никуда, его умение материализовываться в нужном месте в нужный момент и все прочее, противостоящее здравому смыслу и обычно раздражающее в слэшерах, здесь принимается за необходимость. И даже резонный вопрос о том, 'почему он убивает и не притянута ли за уши вся эта история с сестрой и детской психотравмой?' нет желания задавать. Потому что как только раздаются те самые звуки той самой мелодии - уже появляется предчувствие чего-то инфернального, потустороннего, необъяснимо притягательного и вместе с тем отталкивающего.
Наверное, это и есть мастерство, или гениальность - создать из ничего хороший фильм. Не шедевральный, не гениальный, а просто хороший, смотримый, остающийся в памяти, не для фестивалей и критиков, а для людей. Критики фильм не поняли, даже жанровую премию 'Сатурн' в тот год получил 'Плетеный человек', но, черт возьми, где он сейчас? Там же, где и фильмы, которые выходили вместе с фильмами Чаплина, и получали Оскары вместо Чарли - в реке забвения. А нелепый, косноязыкий, угловатый 'Хэллоуин' живет, все больше срастаясь со своим кровожадным прообразом - праздником всех святых, став его символом, добавив ему тысячу очков, как 'День Сурка' - соответствующему празднику.
Следует ли переоценивать 'Хэллоуин'? Наверное, нет. Первая же сцена с первым убийством смешна и глупа до крайности. Герои, кроме героини Кертис, плоские как фанера, маньяк-аутист, угоняющий авто - само по себе анекдот, а забытый в финале нож на ковре говорит о невнимательности создателей.
Но ведь все это детали. Незначительные на общем фоне. А общий фон таков - первое убийство (не считая пролога) происходит на исходе первого часа фильма (!), а весь фильм держит в напряжении! День не является спасением для героев и свет нагоняет не меньше страха, чем ночь. Маньяк не является носорогом с его же силой, а наглядно демонстрирует, что истинное зло может иметь вполне обычный облик, МАСКИруясь под человека. Убийств в фильме - кот наплакал, и не сказать, чтоб они были изобретательны, но к жертвам испытываешь сочувствие, особенно к главной героине в хорошем исполнении естественной и вполне живой Джэми Ли Кертис, чего не скажешь о многих фильмах жанра. Бессловесный маньяк Майерс, тупо и уперто ведомый неизвестной силой к своим жертвам - образ, пригвождающий к экрану. Фактически - человек-машина, запрограммированная дьяволом на 'чистку' людей во время и без того жутковатого праздника, когда особый размах приобретает масочничество, карнавал, подмена зла добром и наоборот. Поэтому, собственно, этот безликий злодей, в отличие от своего коллеги по работе - ёрнического Крюгера - приобрел не меньшую популярность. Маска, ходячая тайна, Никто, фантом, оболочка для зла - безэмоциональная и бездушная. Он пугает даже фактом своего существования.
Так что остается только подвести итоги. Сегодняшний жанровый кинематограф не мог бы сформироваться без 'Хэллоуина' в частности и без Карпентера вообще. И даже тот факт, что повторить свой неожиданный успех он так и не смог, Карпентер работал много и создал много замечательного. В этом фильме, как и в 'Мертвецах' Рэйми, есть какое-то невидимое очарование, какой-то творческий подъем, концентрация таланта и стремления во что бы то ни стало сделать лучше, что-то необъяснимо притягательное, влюбленность в магию кино. Да, это не шедевр, объективно говоря, но - если б нынешние жанровые 'шедевры' хоть вполовину были бы такими же 'нешедеврами', как этот. Особенно хорошо это понимаешь, посмотрев более профессиональный, но совершенно безжизненный римейк Роба Зомби. Удачное начало удачной франшизы, успешной карьеры блестящего режиссера и хорошей актрисы, нового жанра и никакими деньгами не измеримой зрительской любви - это и есть 'Хэллоуин'.
Хэллоуин - очень необычный праздник. Считается, что в этот день грань между нашим миром и потусторонним миром стирается, и злые духи могут посещать наш мир и причинять всяческие неприятности тем, кто помешал им. В фильме Джона Карпентера в День Всех Святых 'причинять неприятности' будет не что-то сверхестественное, а человек Майкл Майерс. В детстве Майкл в канун Хэллоуина убил свою сестру, и спустя несколько лет он сбегает из психиатрической больницы и возвращается в родной город Хэддонфилд, как раз за несколько дней до Хэллоуина, чтобы снова убивать людей. Именно так начинается малобюджетный фильм ужасов 1978 года 'Хэллоуин' в успех которого не верил практически никто, а сейчас этот фильм является культовым в своем жанре, а Майкл Майерс является одним из самых популярных киноманьяков за всю историю кинематографа.
Джон Карпентер снял действительно отличный фильм, который и сейчас смотрится хорошо на фоне современных слэшеров. В первую очередь 'Хэллоуин' выделяется своей атмосферой, фильм действительно очень напряженный и интригующий, к сожалению в современных ужасах частенько стали забывать об атмосфере и акцентируют внимание на 'море' крови и спецэффектах, а все старые ужасы строились в основном на атмосфере, и 'Хэллоуин' в этом плане едва ли не лучший представитель своего жанра. Музыкальная тема фильма, которую сочинил тоже Карпентер, мне очень нравится, мелодия очень запоминающаяся, если бы не 'Пила' с ее блистательным 'Hello Zepp', музыка в 'Хэллоуине' до сих пор была бы лучшей среди всех ужастиков. Также стоит отметить то, что в данном фильме практически не раскрывается личность Майкла Майерса, режиссер не раскрывает причин заставивших Майкла убивать, он представляет персонажа как абсолютное зло - безжалостное и непоколебимое.
Актерская игра в фильме хорошая. Особенно я бы выделил Джейми Ли Кертис и Дональда Плезенса. Об игре Джейми Ли Кертис больше всего говорит титул 'Королева крика' после того как она снялась во многих ужастиках, среди которых конечно же выделяется 'Хэллоуин', где ее героиня стала 'примером выживания' в фильмах ужасов. А Дональд Плезенс сыграл Сэма Лумиса - доктора лечебницы, где содержался Майкл Майерс. Его персонаж вызывает большую симпатию, так как он очень харизматичный и сильный человек, который понимая все зло, которое олицетворяет собой Майкл, пытается всеми силами помешать ему.
'Хэллоуин' - классика жанра, которая наложила огромный отпечаток на весь жанр ужасов, и на развитие слэшеров в частности. Франшиза 'Хэллоуин' будет настолько успешной, что снимут еще семь частей, а потом последует еще и ремейк. К сожалению продолжения в основном будут очень плохими и скучными, исключения составят вторая часть и 'Хэллоуин: 20 лет спустя', а ремейк получился сильно отличающимся от оригинала, но тем не менее очень хорошим (про него я тоже обязательно напишу). Что касается оригинального 'Хэллоуина', то мне кажется, что каждый любитель ужасов должен знать этот фильм, ведь это основа жанра, настоящая классика, которую я могу оценить только на высочайший балл.