К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Что случилось с Бэби Джейн?' - очень сложное, необычное, интригующее название. Собственно таков и сам фильм - шокирующий и полный неожиданностей. Посмотрев эту картину однажды, вы точно никогда её не забудете.

Я не буду раскрывать сюжет, скажу только, что в фильме показаны три временных отрезка из жизни сестер Джейн и Бланш Хадсон, представляющих собой ярчайшие противоположности. С развитием сюжета мы узнаем о сестрах все больше и больше, начинаем жалеть одну и ненавидеть другую, но финал оказывается настолько неожиданным и шокирующим, что даже самый смекалистый зритель, не сможет предугадать его.

Но самое поразительное и гениальное в этом фильме - это центральный образ, блистательно воплощенный одной из величайших актрис Голливуда - Бетт Дэвис. Я считаю, что Бэби Джейн - неповторимый, один из ярчайших женских образов, когда-либо созданных в кинематографе.

Это очень сложная роль, ведь Бетт Дэвис пришлось раскрыть все грани личности Джейн Хадсон: она и психически больная женщина, и злобная сестра, и стареющая актриса, мечтающая вернуться на сцену, и ребенок, не осознающий последствия своих действий.

Именно с этого фильма я некогда начал 'знакомство' с творчеством Бетт Дэвис, и влюбился в её талант настолько, что посмотрел все дублированные фильмы с её участием.

Если говорить об остальных актерах, задействованных в картине, стоит отметить, что они подобраны очень удачно. Все играют 'с нервом', но не перекрывают впечатление от центрального образа.

Так же стоит похвалить атмосферу фильма - она мрачна, но не пугает и держит зрителя в напряженном состоянии. В итоге фильм не становится фильмом ужасов и не превращается в драму - он продолжает быть именно психологическим триллером. По моему мнению 'Что случилось с Бэби Джейн?' - лучший фильм Роберта Олдрича. Потрясающая режиссура!

Особого внимания заслуживает работа гримеров и костюмеров - без их труда образ Бэби Джейн не стал бы таким броским и запоминающимся.

Хороша в фильме и музыка. Она нагнетает атмосферу, сопровождая каждое действие героев и усиливая впечатление зрителей.

Хочу посоветовать это фильм всем людям, ценящим психологические картины и желающим насладиться гениальной актерской игрой.

Этот фильм произвел на меня неизгладимое впечатление и заслуживает высшей оценки -

10 из 10

30 января 2012 | 15:31
  • тип рецензии:

А случилось то, что слава обрушившаяся на нее в детстве, разрушила всю её жизнь.

Белокурой девочкой восхищались, любили и даже выпускали куклы по её подобию. Любимый папочка всегда потакал всем её капризам-она получала всё, что хотела. А тем временем её никому неизвестная сестра получала от отца только тумаки, и таила обиду на сестру, любившую поиздеваться над ней.

Джейн думала, что так будет всегда, но жизнь сложилась иначе-её признали бездарной, а никем ранее незамеченная, тихоня Бланш (Джоан Кроуфорд) прославилась на весь мир. О Джейн все позабыли, а о Бланш непозабыли даже когда она стала инвалидом, перестала сниматься в кино и имела несчастье попасть в зависимость от своей сестры.

Хотя это на первый взгляд казалось, что Бланш зависит от неё, на самом деле зависила Джейн. Бланш физически была беспомощна, а Джейн психически-что ещё ужасней. Без сестры ей было невыжить и она это понимала. От сознания собственной ничтожности она так ненавидела Бланш-человека, в котором больше всего нуждалась и, быть может, где-то совсем в глубине души-любила. Но когда она смотрела на Бланш - она видела не полупарализованную сестру, а собственную ничтожность перед успешной, всеми любимой актрисой.

Бланш же, несмотря на все те мучения, что причинила ей Джейн, продолжала жалеть её. Не обижалась на оскорбления-как не обижаются на ребёнка. Только Бланш знала её по-настоящему и знала, что всё что делала Джейн было криком о помощи. Людям Джейн кажется просто старой, самодовольной стервой. Они незнают как она ненавидит себя, как увидев себя в зеркале кричит от ужаса, как плачет словно ребёнок и. . как мечтает найти друзей... Под оболочкой уродливой старухи, скрывалась больная душа ребёнка.

Почему фильм называется 'Что случилось с Бэби Джейн?', а не с 'с Бланш'? И почему 'Бэби', ведь она давно не ребёнок? Не Бланш оказалась жертвой, а Джейн. Бланш ещё можно спасти, у неё парализовано лишь тело, а у Джейн 'парализована' ДУША. Душу спасти не сможет ни один врач. Её 'парализовало' когда она была ребёнком-им же она останется навсегда.

На протяжении почти всего фильма Бетт Дэвис (Джейн) заставляет ненавидеть свою героиню, но в конце понимаешь, что её надо жалеть.

Великолепная игра Бетт Дэвис и впечатляющий сюжет заслуживают не меньше, чем:

9 из 10

22 июля 2008 | 11:08
  • тип рецензии:

Все же движимой, побудительной к просмотру, причиной является именно это – желание узнать, что же все-таки случилось с Бэби Джейн, которая уже давно не бэби, а стареющая, закинутая глубоко-глубоко в пучины безвестности, Джейн Хадсон. Живет она вместе с сестрой, еще не совсем позабытой кинозвездой тридцатых; живут, как два заросших сорняком памятника, которые лет через тридцать, а то и пятьдесят, дождутся своего благодетеля, заново открывшего дорогу к звездам. Но пока этого не произошло, две сестры, каждая в своей комнате, вспоминают былую славу.

Джейн выпало откусить от большого пирога славы в детстве. И это не редкость, когда взрослея, дети-звезды теряют свои звезды прям как гостиницы на черноморском побережье, не в силах избавиться от раз и навсегда сыгранного образа и ладно бы продолжали обычную тихую жизнь в тени, но сходят с ума.

С Бланш все наоборот. Когда Бэби Джейн вовсю отжигала, «она была такой живой девочкой», - вспоминает Бланш, сидя в инвалидном кресле, испуганно озираясь на помятый бисквит, щедро присыпанный сахарной пудрой, постоянно что-то ворчащий по имени Джейн, Бланш росла обиженным ребенком, это видно по той коротенькой начальной сцене, когда сестры были еще детьми. Бланш поджала губы и проглотила слезы. Вместе с завистью. А в голове уже пронеслись мысли – я еще отыграюсь. Джейн не так дальновидна, как ее сестра. Разбалованная вниманием публики с детства, она, самоуверенный ребенок, думала, что так будет всегда. Но время идет. Меняются кумиры у публики. Джейн с радостью переквалифицировалась бы в новый образ, но что-то ей мешает. Может сил хватило только на детскую звезду, а может она все еще самоуверенный ребенок, требующий мороженое, знающий, что ей дадут его и оттого спокойный - все у нее будет хорошо. Но случается трагедия. В самом зените славы Бланш становится инвалидом. Карьере конец. Ее. Но не Джейн. И кто виноват в случившемся? И почему они вместе уходят в тень, ведь с Джейн все хорошо, она может продолжить карьеру, пусть и неудачную, но все же... все же...

Когда мы видим старую, обрюзгшую, с пропитым лицом, в наряде десятилетней девочки и с бантом, Джейн Хадсон в исполнении Бетт Дэвис, которая осипшим голосом гнусавит свой давным-давно позабытый всеми хит про папочку, нам кажется, что это омерзительно, какая она омерзительная, жалкая, в общем, конченный человек. Но почему-то подобные эмоции не испытываем, видя Бланш, которая в соседней комнате с умилением смотрит фильмы с собственным участием, которые также являются вершиной ее карьеры, как и песенка про папулю Джейн. Что говорит в пользу Бланш? Благородный вид страдалицы в инвалидном кресле? Смутные догадки о том, кто виноват в ее трагедии? Кто монстр в этой семье? Но когда, в самом конце, мы узнаем всю правду, что на самом деле случилось с Джейн, остается задать только один вопрос – что же вы наделали друг с другом? И развести руками в нависшем молчании в ответ.

15 мая 2011 | 00:58
  • тип рецензии:

Легко ли быть знаменитым? Бэби Джейн приняла смертельную дозу славы ещё в детстве, когда стала высокооплачиваемой звездой водевиля с белоснежными локонами, бантом и, прилагающимся к нему, скверным характером. Её сестра Бланш, получила признание и всеобщую любовь много позже, уже во взрослом возрасте, когда известность сестры быстро угасала вместе с талантом. И хоть завязка истории перенесена в 1917-й год, совершенно очевидно, что крошка Джейн Хадсон – это калька-перевёртыш с Ширли Джейн Темпл, чудо-ребёнка и одновременно голливудской артистки периода Великой депрессии. Она была столь популярна, что студия специально для неё построила бунгало прямо в Голливуде, под неё писались сценарии, она исполняла первые роли и даже имела персональную девочку-дублёршу, а её личико и далеко не природные кудряшки нашли воплощение в нескольких линиях кукол «Ширли Темпл». Ровно всё тоже, правда без дублёрши и бунгало, было и у Бэби Джейн, но милой и нежной увидеть её можно было лишь на сцене, а в обычном общении девочка становилась абсолютным тираном. Вот она кричит на отца и принимает выжидающую позу. Тише… тише, милая...

«Что случилось с Бэби Джейн?» это фильм о цене, что платят артисты за свою популярность, о добре и зле, о лютой ненависти, зависти и… о любви, что не приносит счастья, а, наоборот, губит доверчивую детскую душу, пестует амбиции и не даёт уже взрослому человеку окончательно повзрослеть. Просто удивительно, что столько всего уместилось в достаточно камерной кинокартине, ведь когда Роберт Олдрич начинал съёмки, мало кто подозревал, что кинолента станет чем-то большим, чем фильм ужасов категории «Б». Продолжая и раскрывая с новых сторон лейтмотивы «Звезда родилась» и «Сансет бульвара», фильм рассказывает об обратной стороне жизни звёзд в забвении, показывает, как творческая несостоятельность, чувство вины, зависть и алкоголь могут деформировать личность, а обиды детских лет и самолюбование порождают лицемерие и подлость. Намеренно утрируя, доходя порой до полного абсурда, экранная реальность балансирует между психологическим триллером, фильмом ужасов и чёрной комедией-детективом, где буффонада может сменяться тонкой насмешкой над пагубными слабостями людей.

Минуты складываются в бесконечность мучительной боли и панического страха. Надежда сменяется отчаянием и безысходностью, осознанием обречённости и невозможности обернуть всё в шутку. Тусклые светильники, мрачные тени на стене, гнетущая атмосфера дома, где давно нет жизни, напоминает одновременно и таинственно-печальные рассказы Э. По, и зловещий «Мальпертюи» Жана Рэя, чьи обитатели покинули этот мир и оставили после себя лишь тлен. Слишком давно отрава разлилась по артериям и венам, поразила тела и, подобно раковым метастазам, проникла глубоко в души так, что помочь теперь не сможет даже самый лучший лекарь. Тем более времени у них уже нет, ибо то, что происходит внутри, за стенами респектабельного la maison, больше похоже на круги Дантова Ада, где сёстры Хадсон собственными руками подписали приговоры друг другу.

Черно-белая плёнка с фотографической точностью безжалостно подчёркивает следы увядания на лицах бывших кинодив и моральную деградацию их персонажей. Создаёт обманчивую уверенность, что внешняя безобразность есть отражение уродства души (вопрос только чьей?), ловко спрятав истину до самого финала. Бэби Джейн в одеждах из пошлых рюшей, с вульгарным макияжем на лице выкрикивает не менее вульгарные слова и мысли, почти открыто издевается над сестрой. Бланш почти со смирением мученицы терпит (вопрос почему?). Чрезмерно любопытная соседка с говорящей фамилией Бейтс упорно не замечает, что в доме знаменитости эта самая знаменитость молит о помощи. А Роберт Олдрич любовно снимает двух враждующих и невероятно харизматичных актрис – красивую Кроуфорд и талантливую Дэвис. Ведь пока только он один знает, что на самом деле «всё не так, как кажется». Он позволит Джоан молодеть в кадре (она делала перерывы между сценами чтобы утянуть кожу) пока этого не заметит другой продюсер.

А Бетт Дэвис, набеленная по уши, с чёрными стрелками в половину век и мушкой-сердечком на щеке, вызывающая полное отвращение внешностью и поступками её персонажа, вдруг самозабвенно закружится в кадре так, что под юбкой платья станут видны от и до невероятно стройные ноги. И позже, в финале, Олдрич сам удивится магическому преображению этой несимпатичной героини, когда заученным театральным жестом Бэби Джейн распахнёт руки, словно хочет оказаться в объятиях всего мира, и внезапно помолодеет безо всяких ухищрений на энное количество лет, мысленно вернувшись в дни своего звёздного детства, где была счастлива. Ведь только там она и была счастлива, а всё остальное сон, страшный кошмар, от которого хочется закрыться руками и никогда не вспоминать...

Странным образом в сознании многих фильм отложится именно враждой киносестёр, персонифицированным злом в лице младшей Хадсон и противостоянием двух знаменитых актрис на площадке, послужившим темой для первого сезона сериала «Вражда», и лишь редкий зритель загрустит от осознания того, что сестёр Хадсон действительно мало любили. Иначе Бэби Джейн не осталась бы навсегда испорченным ребёнком из 1917-го, отчаянно нуждающимся в огромной порции любви и никогда её не получавшей, а Бланш научилась бы любить не только себя. И их [не] love story получилась бы совершенно иной, возможно, больше похожей на жизнь настоящей Ширли Джейн Темпл, чья мать сумела воспитать в звёздной девочке не самовлюблённую марионетку из «Долины кукол», а Человека.

04 мая 2017 | 17:10
  • тип рецензии:

В детстве нас с сестрой звали Беляночкой и Розочкой. Помните, было такое немецкое кино? Дружные счастливые сестры – светленькая и темненькая. Но мы не дружили! Во-первых, ревность. Во-вторых, борьба за внимание (или первенство). В-третьих, я хотела светлые волосы, а она – темные. Было и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых… Да, наверное, в любой семье есть такое – испытание братом или сестрой, особенно если разница в годах небольшая. С возрастом все сгладилось и потеплело. До идеала не дотягиваем, но живем. И Горный Дух не донимает вроде. Воспоминания о детской войне веселят, раны зализаны, мертвецы похоронены.

Человек всегда хоронит своих мертвецов. Вопрос: от страха или от любви? Его задал, по-моему, Оден. А если нет ни любви, ни страха, а есть только то, что их исключает, – одержимость обиды, месть? Тогда живет с трупами, как Бланш и Джейн. И сам становится живым трупом.

Атмосфера мертвенности, безжизненности, пропитанная тяжелым запахом прошлого, от которого никакие решетки и замки не спасают, царит в их пустынном и нежилом, как декорации, доме. И каждая в роли. И каждая в гриме. И каждая в клетке самой себя. И каждая в тоске о свободе.

Гете давно еще сказал о нас то, что потом открыл Фрейд: «Люди во все времена предпочитали сумерки ясному дню».

А в сумерках всегда обитают призраки:

Я мамин ангелочек, и папа любит меня. Я мамин дьяволенок – и папа меня ругает…Детская песенка. А еще детские прически, банты, конфеты, мороженое, кукла в человеческий рост. Зовут Бэби Джейн, стоит три доллара двадцать пять центов, очень красивая, натуральные волосы…

Для Джейн этот улетучившийся, призрачный мир, в котором она когда-то была д о р о г и м и п р о д а в а е м ы м ребенком, - единственный. Он искажен, как ее кричащее старостью пьяное отражение в зеркале, как ее восприятие, как ее разум, но она в нем живет. И покидать не собирается, потому что не всем под силу пережить ситуацию потерянного рая, быть изгнанным оттуда. Особенно когда не догадываешься за что и почему.

Стендаль говорил, что воспоминания – это единственный рай, из которого изгнания не бывает. Странно звучит, но Джейн весь фильм живет в раю и борется за него – джином, молотком, крысой, птицей, перьями, веревками, кляпами, вскрытыми письмами, порезанными проводами, перечеркнутыми фотографиями, поддельными чеками… И поет и веселится в нем, как праведник в светлых одеждах, танцует, кокетничает, строит глазки…

Не поверите, наверное, но я когда смотрела фильм, Кэрролла вспоминала с его Алисой. Только у него сказка о детстве, а тут гротеск о нем же.

Сверхидея книги Кэрролла – память. Этого фильма – тоже.

Кэрролл дает потрясающе чистый и нравственный завет: сохранять в свои зрелые годы простое и любящее детское сердце, сделать его источником сказок для других, смотреть на мир сквозь чистое зеркало себя-ребенка.

В этом фильме взгляд ребенка страшен. Зеркало детства – разбитое. Память о нем – проклятый лабиринт, темная комната, пугающий шкаф со скелетами. Что сделало бэби злым бэби? Думаю, еще в детстве присвоенная цена. И вот это: «они недостаточно сильно любили тебя. Просто они недостаточно сильно тебя любили». Любовь, к которой приложены прейскурант, реклама и требование нравиться всем (любовь отца), бумажно-ненастоящая, как поцелуи, вложенные в конверт («писала письмо я папуле, вложила в конверт поцелуи»), расчеловечивает.

Будущее счастье Бланш было убито тем же, тогда же, так же… Но она неверно определила преступника, вынесла неточный приговор.

Есть пословица: выбирающий месть должен рыть две могилы сразу. Вот только когда месть растягивается на годы, в могилах этих приходится жить. И уйти невозможно – кому под силу расстаться со смыслом жизни?

Хорошо, что история Олдрича не превратилась в очередную реминисценцию библейского сюжета о кровных узах Каина и Авеля – хорошего и плохого. Режиссер – патологоанатом. Вскрывая человеческие души, видит в них сходное, а не кричащий контраст (блондинка / брюнетка, черные одежды / белые одежды – игра со стереотипами зрителя, не более). Под его скальпелем выходит, что сестры – зеркала. В каждой и кукла та чудовищная живет, и обиженная девочка, и актриса, и предатель, и преданный, и мститель, и жертва. Пользуясь принципом, который так любит один из мастеров психологического триллера Шаброль: «всегда есть еще одна история, всегда есть то, чего не замечает глаз», - он одаривает нас неожиданным финалом, в котором за мрачным просветлением правды следует безответный вопрос: «Зачем, Бланш?». Догадки есть. Отгадок – нет.

07 мая 2014 | 10:58
  • тип рецензии:

Данный фильм мне почему то очень хочется сравнить с Сансет Бульваром Билли Уайлдера и по своей атмосфере и в особенности из за гениальной игры Бэтт Дэвис, которая во многим напоминала мне героиню Глории Суонсон. Тем не менее обе эти роли просто гениальны. Не зря героиня Бэтт Бэьи Джэйн вошла в список 50 самых культовых, по версии Американского Института Кино (AFI) роль выдающаяся и смешно и жутко страшно, а в конце вызывает только сочувствие. И Джоан Кроуфорд здесь тоже блестает но все же далеко не так ярко. А настоящим открытием был для меня толстячек Виктор Буоно, которой мне просто отпечатался в памяти, просто гениальная роль, на столько точная едва заметная мимика, ювелирное попадание в образ. До просмотра я не стал смотреть список наград, припоминая что на Оскар и Глобус номинировались Дэвис и Кроуфорд, увидев Виктора Буоно в фильме я подумал эх я бы номинировал этого парня вместо Кроуфорд, он просто блистает, какого было приятное удивление узнать, что именно этот дуэт и номинировался, а Кроуфорд номинировалась лишь на Бафту. Все это еще раз доказывает какое внимание раньше в Голливуде уделялось второплановым персонажам, что они запоминались порою больше, чем главные звезды.

Картина держит в мощнейшем напряжении, ощущение безисходности не покидает ни на секунду, все благодаря великой Бэтт Дэвис, она просто творит чудеса в этом фильме. Сцена когда она поет свои детские песни в этом несчастном белом платье, я просто хохотал, это было и жутко и смешно одновременно, а реакции Виктора Буоно на ее пение, вот это мастер класс, эх выйди фильм в начале 50-х, хотя бы на год на два позже Сансета и Все о Еве цены бы ему не было.

О минусах говорить не хочется они есть и их не мало, например Бланш после ситуации с птичкой и крыской осознала серьезность происходящего несомненно, я так и не понял что ей мешало крикнуть о помощи своей соседке через окошко, вместо того что бы бросать письмо. А еще фильм может многим показаться слишком депрессивным, но лично по мне в этом плане все идеально, депрессивности в нем я не увидел, а все недостатки меркнут перед вышеперчисленными достоинствами.

Фильм был включен в список Американского Института Кино (AFI) в 100 самых выдающихся триллеров (63 место), что собственно и заставило меня его посмотреть, чему я очень рад, блестящий триллер, блестящие актеры и атмосфера.

8.5 из 10

08 сентября 2010 | 12:32
  • тип рецензии:

“Getting old is not for sissies.”  - Bette Davis

В фильме  'Что cлучилось с Бэби Джейн?' (1962) Роберт Олдрич удачно соединил триллер, семейную драму  и психологический хоррор, один из самых первых на экране. Но главное его достижение в том, что ему единственному из режиссёров удалось поместить под одной кино-крышей  двух талантливыx и знаменитых актрис золотой эпохи Голливуда, Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд, известных легендарными звёздными войнами. Эти кинодивы никогда не снимались вместе, едва терпели друг друга, а их вражда восходила к  античным 1930-ым, когда более привлекательная внешне Кроуфорд одним движением трагических дуг своих бровей увела бойфренда у более талантливой Дэвис. Да ещё публично 'пожалела' соперницу: 'У бедной Бетт лицо женщины, в жизни не имевшей ни счастливого дня, ни счастливой ночи'. Острая на язык, неистовая Бетт в долгу не осталась.  Её ядовитые реплики о Джоан вошли в анналы истории, и даже смерть у гробовых дверей не принесла конец заклятой  розни: «О мертвых или хорошо, или ничего. Джоан Кроуфорд мертва. Хорошо!».

К началу 1960-х, громкая слава Дэвис и Кроуфорд осталась в прошлом. Обеим было уже за 50, почти катастрофа для кинозвёзд. Их имена больше не привлекали зрителей в кинотеатры, а сценарии не предлагали интересные роли актрисам их возраста. Чтобы напомнить о себе забывчивому миру кино, двум врагиням пришлось временно объединиться.  Проблемы стареющих знаменитостей, припорошенные не угасшей с годами  антипатией, пришлись как влитые ленте Олдрича, которая возродила карьеры Дэвис и Кроуфорд. Они играют сестёр Бланш и Джейн Хадсон, в прошлом, известных актрис, состарившихся,  одиноких и забытых.  Явно неуравновешенная Джейн (Дэвис),  которая включена в список самых знаменитых злодеев американского кино, люто ненавидит и  терроризирует Бланш (Кроуфорд),  сервируя ей на ланч то любимого попугайчика, то дохлую крысу с гарниром из тонко нарезанных овощей на серебряном блюде.  Бланш, парализованная после давней автомобильной катастрофы, приковавшей ее к инвалидному креслу, полностью зависит от издевательских прихотей сестры. 

Разворачивается этот геронтологический хоррор в  одном из обветшалых особняков Лос Анджелеса. Когда-то он принадлежал звезде немого кино, Родолфо Валентино, но  заброшенный и разваливающийся к началу фильма, он, похоже,  разделяет судьбу хозяек-затворниц. Зловеще нависает в интерьере клаустрофобного 'дома с привидениями' лестница на второй этаж, которая, по остроумному замечанию Роджера Эберта, должна быть внесена в список действующих лиц сразу же за именами двух звёзд. Подавляя кадровое пространство, stairway to hell зрительно исключает любую возможность примирения сестёр, отрезая  второй этаж, где в тюремном заточении своей спальни беспомощно томится  Бланш, от логова внизу, в котором мечется Джейн, пустившаяся во все тяжкие, чтобы оживить былую карьеру.

Личная неприязнь между актрисами, без сомнения, углубила силу их экранных отношений и высветила подспудные мотивы и побуждения в соперничествe двух сестёр, но Дэвис досталась более выигрышная, эффектная, жутковатая роль бывшей 'малышки Джейн'.  Знаете, что такое настоящий ужас на экране? Это не ревущие монстры, не крадущиеся тигры и затаившиеся драконы, не зомби и дракулы с франкенштейнами. Ужас - это крупный план состарившейся Бэби Джейн с размазанным толстым слоем грима на увядшем лице, с поредевшими волосёнками, завитыми в тугие локоны точно так же, как в дни её детского триумфа на водевильной сцене. Ужас - это её платье с неуместными бантиками, оборками и рюшами,  заученный жест, которым она разводит руки в стороны, возводит очи к небу и поёт дребезжащим голоском свой хит из прошлой жизни, где её любили, восхищались ею и раскупали фарфоровые куклы, сделанные в полный рост с неё, несравненной Бэби Джейн Хадсон. Ужас - это её непритворная и непробиваемая убеждённость, что время можно повернуть вспять. Тонко подыграл Бетт Дэвис в этой сцене  Виктор Буоно, получивший  номинацию на Оскар за свой кино-дебют. Его персонаж Эдвард Флагг аккомпанирует Джейн на рояле, и его взгляд, безмолвная реакция на её фрик шоу не для слабонервных, гораздо красноречивей длинных монологов.

'Что случилось c Бэби Джейн' - поворачивается к зрителям разными сторонами.  Для кого-то - закрученным до гран-гиньольного финала кэмповым триллером с тайнами, уходящими  в далёкое прошлое. Для кого-то - историей о том, как злоба, зависть и непримиримое соперничество разрушили две жизни. Кому-то картина покажется мрачной комедией ужасов, основанных на многолетнем антaгонизме  актрис в реальной жизни. А кто-то увидит, что никто кроме самого Голливуда в его лучших фильмах не мог рассказать правду о самом себе. Один за другим вышли из фабрики грёз в 1950х - начале 1960х 'Бульвар Сансет', 'Всё о Еве' и 'Что cлучилось с Бэби Джейн?' Очень разные - драма/нуар, театральный роман и психологический триллер/хоррор, они обращаются к общей теме - оборотной стороне актёрского успеха и цене, которую за него платят. К тому, как трудно, а чаще невозможно удержать быстротечную славу, и она уходит не оглянувшись. Остаются иллюзии, одиночество и память о прошлом, куда хочется вернуться и остаться навсегда, не взрослея, не старея. Где огни рампы, восторг, обожание зрителей, аплодисменты и всегдашняя готовность к съёмке, к крупному плану.  Где звёзды всегда светят ярко. Это их фильмы тускнеют. 

Sic transit gloria mundi, и только критики да  историки кино сегодня знакомы в полной мере с фильмографией  Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Но их лучшие фильмы не виноваты в том, что всё проходит и все уходят, они-то, по-прежнему, прекрасны. Даже если ясно осознаёшь,  что они  не свободны от нестыковок сюжета, чрезмерного нагнетания атмосферы, нарочитого  переигрывания. Вопреки, а может быть, и благодаря этим недостаткам или особенностям, 'Что cлучилось с Бэби Джейн' получилась уникальной: мрачной, горько-ироничной и бесконечно грустной. 

'Ты хочешь сказать, что  все это время мы бы могли  быть подругами?'

09 октября 2018 | 22:12
  • тип рецензии:

Психологические травмы особенно сильно бьют по творческим людям, актерам. Иногда это приводит к непоправимым изменениям. А если эти травмы усиливаются конкуренцией двух родных сестер? Причем конкуренцией, которая поощрялась родителями.

В этом фильме речь пойдет об очень сложных и неоднозначных отношениях между двумя сестрами. Эти отношения будут иногда за гранью допустимого. Пожалуй это все, что я могу сказать о сюжете данного фильма - ибо пересказывать его неправильно, а приоткрывать какие-то детали - дело практически невозможное.

Для всех создателей фильма картина стала трамплином. Роберт Олдрич получил возможность реализовать свои 'пылящиеся' проекты. Бэтт Дэвис вновь стала востребованной, правда уже совсем в другом жанре. Принимая во внимание количество хорроров в которых она снялась с тех пор, ее вполне можно назвать 'королевой' хорроров или хотя бы их 'бабушкой'. Появившийся в кадре на несколько минут Виктор Буоно получил номинацию на Оскар. Даже Джоан Кроуфорд продолжила сниматься в триллерах и снялась в культовом 'Я видел, что ты делал'.

Все это говорит о том, что 'Бэби Джейн' удался. Возможно на бумаге картина выглядела оригинальной вариацией на тему 'Психо'.

Но, когда в проекте появились Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд, эти двое не просто 'вытянули фильм'. Они устроили настоящий фейерверк, создав настоящий шедевр. Опытный Олдрич сумел получить все преимущества от звездного дуэта, сделав картину, которая вполне конкурентоспособна с фильмами Хичкока.

При просмотре, в середине фильма начинает складываться впечатление, что уже все понятно. Более того, что все настолько мрачно, что смотреть нет никакого интереса. Так вот, мастерство Олдрича в том, что я не только досмотрел картину до конца, но и удивился в ее концовке. Значит, все по законам жанра - гармония соблюдена.

В итоге: эталон психологического триллера от Роберта Олдрича. Одна из лучших работ в карьере Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд. Реально высокий уровень.

9 из 10

28 февраля 2013 | 04:13
  • тип рецензии:

Про вину родителей — это цитата, которая приводится в самом начале фильма. В принципе, в начале фильма дано ясное объяснение того, что же случилось с Бэби Джейн.

А случилось вот что. Живёт себе девочка, любимица отца. Туго завитые кудряшки, фарфоровое личико и длинные реснички — копия куклы, которую можно купить. Продается кукла после выступления своего живого прототипа, девчушки по имени Бэби Джейн.

Бэби Джейн безумно популярна и билеты на её концерты расходятся как горячие пирожки. Она танцует и умильно поёт песенку про любимого папулю. Однако, отпев и оттанцевав, дочурка закатывает папе сцену (как она это делает - лучше увидеть), в которой ясно даёт понять, кто пополняет семейный бюджет. Последнее является убойным аргументом в пользу того, что она будет делать то, что считает нужным. Естественно, папуля сдаёт свои позиции перед капризами любимой доченьки!

Перед нами — неразрывный и прочный союз всепрощающего отца и капризной дочери. После такой «перекошенной любви» всё бы закончилось завышенными требованиями Бэби Джейн к женихам и сложностями устройства личной жизни. Если бы ни одно «но»… Имя ему — Бланш!

Как вы понимаете — это вторая героиня и, по совместительству, сестра Бэби Джейн. Она всегда в тени. Отец её воспринимает как «единоутробный довесок». Единственная, кто иногда встаёт на её сторону — это безвольная мамаша. Но Бланш слишком страстна и независима, потому мамины попытки хоть как-то сгладить конфликт, только сильнее ранят и отравляют её душу. Этот «душевный токсикоз» в купе с последствиями «перекошенной любви» и являются причинами трагедии, которая разыграется на закате жизни обеих сестер.

«Ты хочешь сказать, что всё это время мы могли быть подругами?»

Эти слова принадлежат уже самой Бэби Джейн. И адресованы они Бланш. Но произнесены они за несколько минут до конца фильма. И между этими двумя цитатами — двухчасовая история о несложившейся и, если сказать точнее, неправильной жизни. Почему неправильной? Да хотя бы потому, что обе сестрёнки так и не смогли простить и принять друг друга такими, какими они есть на самом деле. Самое главное — они не смогли справиться с собственными страстями, обидами и комплексами, которые, как начало хронических болезней, прошляпили их родители.

В результате обе сестры планомерно и методично уничтожали друг друга. Причем как в моральном, так и в физическом плане.

А вот как мастерски и с возрастающим садизмом они это делали — лучше один раз увидеть, чем прочитать рецензии. Потому как дуэт и актерская игра великолепны и описывать их, словно разглагольствовать о картинах Рембрандта, не показывая ни единой его работы. По мне — это лучшие роли Дэвис и Кроуфорд. Роли, которые могут осилить только великие мастера, которые прожили жизнь и знают и сладкий вкус достатка и успеха, и горький привкус забвения и одиночества.

20 апреля 2017 | 10:44
  • тип рецензии:

Начал смотреть сериал 'Вражда', повествующий о взаимоотношениях двух значимых актрис середины 20-го века, я ещё не знал, что речь в нём идёт о реальной истории и реально существующей кинокартине. И просмотрев лишь два эпизода, я решил сначала глянуть первоисточник: картину 'Что случилось с Бэби Джейн?'.

К старым, а особенно чёрно-белым, фильмам у меня какое-то приятное и в то же время

странное чувство: чувство ностальгии по временам, когда ещё и моих родителей ' в проекте' не намечалось. В 90% случаев, просматривая чёрно-белые фильмы, можно быть уверенным, что это шедевр. Ну, или, как минимум, достойно внимания.

Так вот. Фильм бесподобен. От начала и до конца. Актёрская игра Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис даст фору многим. За все два часа просмотра, я ни разу не оторвался от экрана. Сюжет также продуман до мелочей и безумно интересен. За персонажей переживаешь, волнуешься, либо наоборот они тебя бесят, но равнодушными не оставят точно.

Награды, полученные съёмочной командой фильма абсолютно заслужены. Прекрасный фильм.

10 из 10

09 января 2019 | 18:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: