'Что случилось с Бэби Джейн?' - очень сложное, необычное, интригующее название. Собственно таков и сам фильм - шокирующий и полный неожиданностей. Посмотрев эту картину однажды, вы точно никогда её не забудете.
Я не буду раскрывать сюжет, скажу только, что в фильме показаны три временных отрезка из жизни сестер Джейн и Бланш Хадсон, представляющих собой ярчайшие противоположности. С развитием сюжета мы узнаем о сестрах все больше и больше, начинаем жалеть одну и ненавидеть другую, но финал оказывается настолько неожиданным и шокирующим, что даже самый смекалистый зритель, не сможет предугадать его.
Но самое поразительное и гениальное в этом фильме - это центральный образ, блистательно воплощенный одной из величайших актрис Голливуда - Бетт Дэвис. Я считаю, что Бэби Джейн - неповторимый, один из ярчайших женских образов, когда-либо созданных в кинематографе.
Это очень сложная роль, ведь Бетт Дэвис пришлось раскрыть все грани личности Джейн Хадсон: она и психически больная женщина, и злобная сестра, и стареющая актриса, мечтающая вернуться на сцену, и ребенок, не осознающий последствия своих действий.
Именно с этого фильма я некогда начал 'знакомство' с творчеством Бетт Дэвис, и влюбился в её талант настолько, что посмотрел все дублированные фильмы с её участием.
Если говорить об остальных актерах, задействованных в картине, стоит отметить, что они подобраны очень удачно. Все играют 'с нервом', но не перекрывают впечатление от центрального образа.
Так же стоит похвалить атмосферу фильма - она мрачна, но не пугает и держит зрителя в напряженном состоянии. В итоге фильм не становится фильмом ужасов и не превращается в драму - он продолжает быть именно психологическим триллером. По моему мнению 'Что случилось с Бэби Джейн?' - лучший фильм Роберта Олдрича. Потрясающая режиссура!
Особого внимания заслуживает работа гримеров и костюмеров - без их труда образ Бэби Джейн не стал бы таким броским и запоминающимся.
Хороша в фильме и музыка. Она нагнетает атмосферу, сопровождая каждое действие героев и усиливая впечатление зрителей.
Хочу посоветовать это фильм всем людям, ценящим психологические картины и желающим насладиться гениальной актерской игрой.
Этот фильм произвел на меня неизгладимое впечатление и заслуживает высшей оценки -
А случилось то, что слава обрушившаяся на нее в детстве, разрушила всю её жизнь.
Белокурой девочкой восхищались, любили и даже выпускали куклы по её подобию. Любимый папочка всегда потакал всем её капризам-она получала всё, что хотела. А тем временем её никому неизвестная сестра получала от отца только тумаки, и таила обиду на сестру, любившую поиздеваться над ней.
Джейн думала, что так будет всегда, но жизнь сложилась иначе-её признали бездарной, а никем ранее незамеченная, тихоня Бланш (Джоан Кроуфорд) прославилась на весь мир. О Джейн все позабыли, а о Бланш непозабыли даже когда она стала инвалидом, перестала сниматься в кино и имела несчастье попасть в зависимость от своей сестры.
Хотя это на первый взгляд казалось, что Бланш зависит от неё, на самом деле зависила Джейн. Бланш физически была беспомощна, а Джейн психически-что ещё ужасней. Без сестры ей было невыжить и она это понимала. От сознания собственной ничтожности она так ненавидела Бланш-человека, в котором больше всего нуждалась и, быть может, где-то совсем в глубине души-любила. Но когда она смотрела на Бланш - она видела не полупарализованную сестру, а собственную ничтожность перед успешной, всеми любимой актрисой.
Бланш же, несмотря на все те мучения, что причинила ей Джейн, продолжала жалеть её. Не обижалась на оскорбления-как не обижаются на ребёнка. Только Бланш знала её по-настоящему и знала, что всё что делала Джейн было криком о помощи. Людям Джейн кажется просто старой, самодовольной стервой. Они незнают как она ненавидит себя, как увидев себя в зеркале кричит от ужаса, как плачет словно ребёнок и. . как мечтает найти друзей... Под оболочкой уродливой старухи, скрывалась больная душа ребёнка.
Почему фильм называется 'Что случилось с Бэби Джейн?', а не с 'с Бланш'? И почему 'Бэби', ведь она давно не ребёнок? Не Бланш оказалась жертвой, а Джейн. Бланш ещё можно спасти, у неё парализовано лишь тело, а у Джейн 'парализована' ДУША. Душу спасти не сможет ни один врач. Её 'парализовало' когда она была ребёнком-им же она останется навсегда.
На протяжении почти всего фильма Бетт Дэвис (Джейн) заставляет ненавидеть свою героиню, но в конце понимаешь, что её надо жалеть.
Великолепная игра Бетт Дэвис и впечатляющий сюжет заслуживают не меньше, чем:
Все же движимой, побудительной к просмотру, причиной является именно это – желание узнать, что же все-таки случилось с Бэби Джейн, которая уже давно не бэби, а стареющая, закинутая глубоко-глубоко в пучины безвестности, Джейн Хадсон. Живет она вместе с сестрой, еще не совсем позабытой кинозвездой тридцатых; живут, как два заросших сорняком памятника, которые лет через тридцать, а то и пятьдесят, дождутся своего благодетеля, заново открывшего дорогу к звездам. Но пока этого не произошло, две сестры, каждая в своей комнате, вспоминают былую славу.
Джейн выпало откусить от большого пирога славы в детстве. И это не редкость, когда взрослея, дети-звезды теряют свои звезды прям как гостиницы на черноморском побережье, не в силах избавиться от раз и навсегда сыгранного образа и ладно бы продолжали обычную тихую жизнь в тени, но сходят с ума.
С Бланш все наоборот. Когда Бэби Джейн вовсю отжигала, «она была такой живой девочкой», - вспоминает Бланш, сидя в инвалидном кресле, испуганно озираясь на помятый бисквит, щедро присыпанный сахарной пудрой, постоянно что-то ворчащий по имени Джейн, Бланш росла обиженным ребенком, это видно по той коротенькой начальной сцене, когда сестры были еще детьми. Бланш поджала губы и проглотила слезы. Вместе с завистью. А в голове уже пронеслись мысли – я еще отыграюсь. Джейн не так дальновидна, как ее сестра. Разбалованная вниманием публики с детства, она, самоуверенный ребенок, думала, что так будет всегда. Но время идет. Меняются кумиры у публики. Джейн с радостью переквалифицировалась бы в новый образ, но что-то ей мешает. Может сил хватило только на детскую звезду, а может она все еще самоуверенный ребенок, требующий мороженое, знающий, что ей дадут его и оттого спокойный - все у нее будет хорошо. Но случается трагедия. В самом зените славы Бланш становится инвалидом. Карьере конец. Ее. Но не Джейн. И кто виноват в случившемся? И почему они вместе уходят в тень, ведь с Джейн все хорошо, она может продолжить карьеру, пусть и неудачную, но все же... все же...
Когда мы видим старую, обрюзгшую, с пропитым лицом, в наряде десятилетней девочки и с бантом, Джейн Хадсон в исполнении Бетт Дэвис, которая осипшим голосом гнусавит свой давным-давно позабытый всеми хит про папочку, нам кажется, что это омерзительно, какая она омерзительная, жалкая, в общем, конченный человек. Но почему-то подобные эмоции не испытываем, видя Бланш, которая в соседней комнате с умилением смотрит фильмы с собственным участием, которые также являются вершиной ее карьеры, как и песенка про папулю Джейн. Что говорит в пользу Бланш? Благородный вид страдалицы в инвалидном кресле? Смутные догадки о том, кто виноват в ее трагедии? Кто монстр в этой семье? Но когда, в самом конце, мы узнаем всю правду, что на самом деле случилось с Джейн, остается задать только один вопрос – что же вы наделали друг с другом? И развести руками в нависшем молчании в ответ.
Легко ли быть знаменитым? Бэби Джейн приняла смертельную дозу славы ещё в детстве, когда стала высокооплачиваемой звездой водевиля с белоснежными локонами, бантом и, прилагающимся к нему, скверным характером. Её сестра Бланш, получила признание и всеобщую любовь много позже, уже во взрослом возрасте, когда известность сестры быстро угасала вместе с талантом. И хоть завязка истории перенесена в 1917-й год, совершенно очевидно, что крошка Джейн Хадсон – это калька-перевёртыш с Ширли Джейн Темпл, чудо-ребёнка и одновременно голливудской артистки периода Великой депрессии. Она была столь популярна, что студия специально для неё построила бунгало прямо в Голливуде, под неё писались сценарии, она исполняла первые роли и даже имела персональную девочку-дублёршу, а её личико и далеко не природные кудряшки нашли воплощение в нескольких линиях кукол «Ширли Темпл». Ровно всё тоже, правда без дублёрши и бунгало, было и у Бэби Джейн, но милой и нежной увидеть её можно было лишь на сцене, а в обычном общении девочка становилась абсолютным тираном. Вот она кричит на отца и принимает выжидающую позу. Тише… тише, милая...
«Что случилось с Бэби Джейн?» это фильм о цене, что платят артисты за свою популярность, о добре и зле, о лютой ненависти, зависти и… о любви, что не приносит счастья, а, наоборот, губит доверчивую детскую душу, пестует амбиции и не даёт уже взрослому человеку окончательно повзрослеть. Просто удивительно, что столько всего уместилось в достаточно камерной кинокартине, ведь когда Роберт Олдрич начинал съёмки, мало кто подозревал, что кинолента станет чем-то большим, чем фильм ужасов категории «Б». Продолжая и раскрывая с новых сторон лейтмотивы «Звезда родилась» и «Сансет бульвара», фильм рассказывает об обратной стороне жизни звёзд в забвении, показывает, как творческая несостоятельность, чувство вины, зависть и алкоголь могут деформировать личность, а обиды детских лет и самолюбование порождают лицемерие и подлость. Намеренно утрируя, доходя порой до полного абсурда, экранная реальность балансирует между психологическим триллером, фильмом ужасов и чёрной комедией-детективом, где буффонада может сменяться тонкой насмешкой над пагубными слабостями людей.
Минуты складываются в бесконечность мучительной боли и панического страха. Надежда сменяется отчаянием и безысходностью, осознанием обречённости и невозможности обернуть всё в шутку. Тусклые светильники, мрачные тени на стене, гнетущая атмосфера дома, где давно нет жизни, напоминает одновременно и таинственно-печальные рассказы Э. По, и зловещий «Мальпертюи» Жана Рэя, чьи обитатели покинули этот мир и оставили после себя лишь тлен. Слишком давно отрава разлилась по артериям и венам, поразила тела и, подобно раковым метастазам, проникла глубоко в души так, что помочь теперь не сможет даже самый лучший лекарь. Тем более времени у них уже нет, ибо то, что происходит внутри, за стенами респектабельного la maison, больше похоже на круги Дантова Ада, где сёстры Хадсон собственными руками подписали приговоры друг другу.
Черно-белая плёнка с фотографической точностью безжалостно подчёркивает следы увядания на лицах бывших кинодив и моральную деградацию их персонажей. Создаёт обманчивую уверенность, что внешняя безобразность есть отражение уродства души (вопрос только чьей?), ловко спрятав истину до самого финала. Бэби Джейн в одеждах из пошлых рюшей, с вульгарным макияжем на лице выкрикивает не менее вульгарные слова и мысли, почти открыто издевается над сестрой. Бланш почти со смирением мученицы терпит (вопрос почему?). Чрезмерно любопытная соседка с говорящей фамилией Бейтс упорно не замечает, что в доме знаменитости эта самая знаменитость молит о помощи. А Роберт Олдрич любовно снимает двух враждующих и невероятно харизматичных актрис – красивую Кроуфорд и талантливую Дэвис. Ведь пока только он один знает, что на самом деле «всё не так, как кажется». Он позволит Джоан молодеть в кадре (она делала перерывы между сценами чтобы утянуть кожу) пока этого не заметит другой продюсер.
А Бетт Дэвис, набеленная по уши, с чёрными стрелками в половину век и мушкой-сердечком на щеке, вызывающая полное отвращение внешностью и поступками её персонажа, вдруг самозабвенно закружится в кадре так, что под юбкой платья станут видны от и до невероятно стройные ноги. И позже, в финале, Олдрич сам удивится магическому преображению этой несимпатичной героини, когда заученным театральным жестом Бэби Джейн распахнёт руки, словно хочет оказаться в объятиях всего мира, и внезапно помолодеет безо всяких ухищрений на энное количество лет, мысленно вернувшись в дни своего звёздного детства, где была счастлива. Ведь только там она и была счастлива, а всё остальное сон, страшный кошмар, от которого хочется закрыться руками и никогда не вспоминать...
Странным образом в сознании многих фильм отложится именно враждой киносестёр, персонифицированным злом в лице младшей Хадсон и противостоянием двух знаменитых актрис на площадке, послужившим темой для первого сезона сериала «Вражда», и лишь редкий зритель загрустит от осознания того, что сестёр Хадсон действительно мало любили. Иначе Бэби Джейн не осталась бы навсегда испорченным ребёнком из 1917-го, отчаянно нуждающимся в огромной порции любви и никогда её не получавшей, а Бланш научилась бы любить не только себя. И их [не] love story получилась бы совершенно иной, возможно, больше похожей на жизнь настоящей Ширли Джейн Темпл, чья мать сумела воспитать в звёздной девочке не самовлюблённую марионетку из «Долины кукол», а Человека.
В детстве нас с сестрой звали Беляночкой и Розочкой. Помните, было такое немецкое кино? Дружные счастливые сестры – светленькая и темненькая. Но мы не дружили! Во-первых, ревность. Во-вторых, борьба за внимание (или первенство). В-третьих, я хотела светлые волосы, а она – темные. Было и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых… Да, наверное, в любой семье есть такое – испытание братом или сестрой, особенно если разница в годах небольшая. С возрастом все сгладилось и потеплело. До идеала не дотягиваем, но живем. И Горный Дух не донимает вроде. Воспоминания о детской войне веселят, раны зализаны, мертвецы похоронены.
Человек всегда хоронит своих мертвецов. Вопрос: от страха или от любви? Его задал, по-моему, Оден. А если нет ни любви, ни страха, а есть только то, что их исключает, – одержимость обиды, месть? Тогда живет с трупами, как Бланш и Джейн. И сам становится живым трупом.
Атмосфера мертвенности, безжизненности, пропитанная тяжелым запахом прошлого, от которого никакие решетки и замки не спасают, царит в их пустынном и нежилом, как декорации, доме. И каждая в роли. И каждая в гриме. И каждая в клетке самой себя. И каждая в тоске о свободе.
Гете давно еще сказал о нас то, что потом открыл Фрейд: «Люди во все времена предпочитали сумерки ясному дню».
А в сумерках всегда обитают призраки:
Я мамин ангелочек, и папа любит меня. Я мамин дьяволенок – и папа меня ругает…Детская песенка. А еще детские прически, банты, конфеты, мороженое, кукла в человеческий рост. Зовут Бэби Джейн, стоит три доллара двадцать пять центов, очень красивая, натуральные волосы…
Для Джейн этот улетучившийся, призрачный мир, в котором она когда-то была д о р о г и м и п р о д а в а е м ы м ребенком, - единственный. Он искажен, как ее кричащее старостью пьяное отражение в зеркале, как ее восприятие, как ее разум, но она в нем живет. И покидать не собирается, потому что не всем под силу пережить ситуацию потерянного рая, быть изгнанным оттуда. Особенно когда не догадываешься за что и почему.
Стендаль говорил, что воспоминания – это единственный рай, из которого изгнания не бывает. Странно звучит, но Джейн весь фильм живет в раю и борется за него – джином, молотком, крысой, птицей, перьями, веревками, кляпами, вскрытыми письмами, порезанными проводами, перечеркнутыми фотографиями, поддельными чеками… И поет и веселится в нем, как праведник в светлых одеждах, танцует, кокетничает, строит глазки…
Не поверите, наверное, но я когда смотрела фильм, Кэрролла вспоминала с его Алисой. Только у него сказка о детстве, а тут гротеск о нем же.
Сверхидея книги Кэрролла – память. Этого фильма – тоже.
Кэрролл дает потрясающе чистый и нравственный завет: сохранять в свои зрелые годы простое и любящее детское сердце, сделать его источником сказок для других, смотреть на мир сквозь чистое зеркало себя-ребенка.
В этом фильме взгляд ребенка страшен. Зеркало детства – разбитое. Память о нем – проклятый лабиринт, темная комната, пугающий шкаф со скелетами. Что сделало бэби злым бэби? Думаю, еще в детстве присвоенная цена. И вот это: «они недостаточно сильно любили тебя. Просто они недостаточно сильно тебя любили». Любовь, к которой приложены прейскурант, реклама и требование нравиться всем (любовь отца), бумажно-ненастоящая, как поцелуи, вложенные в конверт («писала письмо я папуле, вложила в конверт поцелуи»), расчеловечивает.
Будущее счастье Бланш было убито тем же, тогда же, так же… Но она неверно определила преступника, вынесла неточный приговор.
Есть пословица: выбирающий месть должен рыть две могилы сразу. Вот только когда месть растягивается на годы, в могилах этих приходится жить. И уйти невозможно – кому под силу расстаться со смыслом жизни?
Хорошо, что история Олдрича не превратилась в очередную реминисценцию библейского сюжета о кровных узах Каина и Авеля – хорошего и плохого. Режиссер – патологоанатом. Вскрывая человеческие души, видит в них сходное, а не кричащий контраст (блондинка / брюнетка, черные одежды / белые одежды – игра со стереотипами зрителя, не более). Под его скальпелем выходит, что сестры – зеркала. В каждой и кукла та чудовищная живет, и обиженная девочка, и актриса, и предатель, и преданный, и мститель, и жертва. Пользуясь принципом, который так любит один из мастеров психологического триллера Шаброль: «всегда есть еще одна история, всегда есть то, чего не замечает глаз», - он одаривает нас неожиданным финалом, в котором за мрачным просветлением правды следует безответный вопрос: «Зачем, Бланш?». Догадки есть. Отгадок – нет.
Данный фильм мне почему то очень хочется сравнить с Сансет Бульваром Билли Уайлдера и по своей атмосфере и в особенности из за гениальной игры Бэтт Дэвис, которая во многим напоминала мне героиню Глории Суонсон. Тем не менее обе эти роли просто гениальны. Не зря героиня Бэтт Бэьи Джэйн вошла в список 50 самых культовых, по версии Американского Института Кино (AFI) роль выдающаяся и смешно и жутко страшно, а в конце вызывает только сочувствие. И Джоан Кроуфорд здесь тоже блестает но все же далеко не так ярко. А настоящим открытием был для меня толстячек Виктор Буоно, которой мне просто отпечатался в памяти, просто гениальная роль, на столько точная едва заметная мимика, ювелирное попадание в образ. До просмотра я не стал смотреть список наград, припоминая что на Оскар и Глобус номинировались Дэвис и Кроуфорд, увидев Виктора Буоно в фильме я подумал эх я бы номинировал этого парня вместо Кроуфорд, он просто блистает, какого было приятное удивление узнать, что именно этот дуэт и номинировался, а Кроуфорд номинировалась лишь на Бафту. Все это еще раз доказывает какое внимание раньше в Голливуде уделялось второплановым персонажам, что они запоминались порою больше, чем главные звезды.
Картина держит в мощнейшем напряжении, ощущение безисходности не покидает ни на секунду, все благодаря великой Бэтт Дэвис, она просто творит чудеса в этом фильме. Сцена когда она поет свои детские песни в этом несчастном белом платье, я просто хохотал, это было и жутко и смешно одновременно, а реакции Виктора Буоно на ее пение, вот это мастер класс, эх выйди фильм в начале 50-х, хотя бы на год на два позже Сансета и Все о Еве цены бы ему не было.
О минусах говорить не хочется они есть и их не мало, например Бланш после ситуации с птичкой и крыской осознала серьезность происходящего несомненно, я так и не понял что ей мешало крикнуть о помощи своей соседке через окошко, вместо того что бы бросать письмо. А еще фильм может многим показаться слишком депрессивным, но лично по мне в этом плане все идеально, депрессивности в нем я не увидел, а все недостатки меркнут перед вышеперчисленными достоинствами.
Фильм был включен в список Американского Института Кино (AFI) в 100 самых выдающихся триллеров (63 место), что собственно и заставило меня его посмотреть, чему я очень рад, блестящий триллер, блестящие актеры и атмосфера.
В фильме 'Что cлучилось с Бэби Джейн?' (1962) Роберт Олдрич удачно соединил триллер, семейную драму и психологический хоррор, один из самых первых на экране. Но главное его достижение в том, что ему единственному из режиссёров удалось поместить под одной кино-крышей двух талантливыx и знаменитых актрис золотой эпохи Голливуда, Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд, известных легендарными звёздными войнами. Эти кинодивы никогда не снимались вместе, едва терпели друг друга, а их вражда восходила к античным 1930-ым, когда более привлекательная внешне Кроуфорд одним движением трагических дуг своих бровей увела бойфренда у более талантливой Дэвис. Да ещё публично 'пожалела' соперницу: 'У бедной Бетт лицо женщины, в жизни не имевшей ни счастливого дня, ни счастливой ночи'. Острая на язык, неистовая Бетт в долгу не осталась. Её ядовитые реплики о Джоан вошли в анналы истории, и даже смерть у гробовых дверей не принесла конец заклятой розни: «О мертвых или хорошо, или ничего. Джоан Кроуфорд мертва. Хорошо!».
К началу 1960-х, громкая слава Дэвис и Кроуфорд осталась в прошлом. Обеим было уже за 50, почти катастрофа для кинозвёзд. Их имена больше не привлекали зрителей в кинотеатры, а сценарии не предлагали интересные роли актрисам их возраста. Чтобы напомнить о себе забывчивому миру кино, двум врагиням пришлось временно объединиться. Проблемы стареющих знаменитостей, припорошенные не угасшей с годами антипатией, пришлись как влитые ленте Олдрича, которая возродила карьеры Дэвис и Кроуфорд. Они играют сестёр Бланш и Джейн Хадсон, в прошлом, известных актрис, состарившихся, одиноких и забытых. Явно неуравновешенная Джейн (Дэвис), которая включена в список самых знаменитых злодеев американского кино, люто ненавидит и терроризирует Бланш (Кроуфорд), сервируя ей на ланч то любимого попугайчика, то дохлую крысу с гарниром из тонко нарезанных овощей на серебряном блюде. Бланш, парализованная после давней автомобильной катастрофы, приковавшей ее к инвалидному креслу, полностью зависит от издевательских прихотей сестры.
Разворачивается этот геронтологический хоррор в одном из обветшалых особняков Лос Анджелеса. Когда-то он принадлежал звезде немого кино, Родолфо Валентино, но заброшенный и разваливающийся к началу фильма, он, похоже, разделяет судьбу хозяек-затворниц. Зловеще нависает в интерьере клаустрофобного 'дома с привидениями' лестница на второй этаж, которая, по остроумному замечанию Роджера Эберта, должна быть внесена в список действующих лиц сразу же за именами двух звёзд. Подавляя кадровое пространство, stairway to hell зрительно исключает любую возможность примирения сестёр, отрезая второй этаж, где в тюремном заточении своей спальни беспомощно томится Бланш, от логова внизу, в котором мечется Джейн, пустившаяся во все тяжкие, чтобы оживить былую карьеру.
Личная неприязнь между актрисами, без сомнения, углубила силу их экранных отношений и высветила подспудные мотивы и побуждения в соперничествe двух сестёр, но Дэвис досталась более выигрышная, эффектная, жутковатая роль бывшей 'малышки Джейн'. Знаете, что такое настоящий ужас на экране? Это не ревущие монстры, не крадущиеся тигры и затаившиеся драконы, не зомби и дракулы с франкенштейнами. Ужас - это крупный план состарившейся Бэби Джейн с размазанным толстым слоем грима на увядшем лице, с поредевшими волосёнками, завитыми в тугие локоны точно так же, как в дни её детского триумфа на водевильной сцене. Ужас - это её платье с неуместными бантиками, оборками и рюшами, заученный жест, которым она разводит руки в стороны, возводит очи к небу и поёт дребезжащим голоском свой хит из прошлой жизни, где её любили, восхищались ею и раскупали фарфоровые куклы, сделанные в полный рост с неё, несравненной Бэби Джейн Хадсон. Ужас - это её непритворная и непробиваемая убеждённость, что время можно повернуть вспять. Тонко подыграл Бетт Дэвис в этой сцене Виктор Буоно, получивший номинацию на Оскар за свой кино-дебют. Его персонаж Эдвард Флагг аккомпанирует Джейн на рояле, и его взгляд, безмолвная реакция на её фрик шоу не для слабонервных, гораздо красноречивей длинных монологов.
'Что случилось c Бэби Джейн' - поворачивается к зрителям разными сторонами. Для кого-то - закрученным до гран-гиньольного финала кэмповым триллером с тайнами, уходящими в далёкое прошлое. Для кого-то - историей о том, как злоба, зависть и непримиримое соперничество разрушили две жизни. Кому-то картина покажется мрачной комедией ужасов, основанных на многолетнем антaгонизме актрис в реальной жизни. А кто-то увидит, что никто кроме самого Голливуда в его лучших фильмах не мог рассказать правду о самом себе. Один за другим вышли из фабрики грёз в 1950х - начале 1960х 'Бульвар Сансет', 'Всё о Еве' и 'Что cлучилось с Бэби Джейн?' Очень разные - драма/нуар, театральный роман и психологический триллер/хоррор, они обращаются к общей теме - оборотной стороне актёрского успеха и цене, которую за него платят. К тому, как трудно, а чаще невозможно удержать быстротечную славу, и она уходит не оглянувшись. Остаются иллюзии, одиночество и память о прошлом, куда хочется вернуться и остаться навсегда, не взрослея, не старея. Где огни рампы, восторг, обожание зрителей, аплодисменты и всегдашняя готовность к съёмке, к крупному плану. Где звёзды всегда светят ярко. Это их фильмы тускнеют.
Sic transit gloria mundi, и только критики да историки кино сегодня знакомы в полной мере с фильмографией Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Но их лучшие фильмы не виноваты в том, что всё проходит и все уходят, они-то, по-прежнему, прекрасны. Даже если ясно осознаёшь, что они не свободны от нестыковок сюжета, чрезмерного нагнетания атмосферы, нарочитого переигрывания. Вопреки, а может быть, и благодаря этим недостаткам или особенностям, 'Что cлучилось с Бэби Джейн' получилась уникальной: мрачной, горько-ироничной и бесконечно грустной.
'Ты хочешь сказать, что все это время мы бы могли быть подругами?'
Психологические травмы особенно сильно бьют по творческим людям, актерам. Иногда это приводит к непоправимым изменениям. А если эти травмы усиливаются конкуренцией двух родных сестер? Причем конкуренцией, которая поощрялась родителями.
В этом фильме речь пойдет об очень сложных и неоднозначных отношениях между двумя сестрами. Эти отношения будут иногда за гранью допустимого. Пожалуй это все, что я могу сказать о сюжете данного фильма - ибо пересказывать его неправильно, а приоткрывать какие-то детали - дело практически невозможное.
Для всех создателей фильма картина стала трамплином. Роберт Олдрич получил возможность реализовать свои 'пылящиеся' проекты. Бэтт Дэвис вновь стала востребованной, правда уже совсем в другом жанре. Принимая во внимание количество хорроров в которых она снялась с тех пор, ее вполне можно назвать 'королевой' хорроров или хотя бы их 'бабушкой'. Появившийся в кадре на несколько минут Виктор Буоно получил номинацию на Оскар. Даже Джоан Кроуфорд продолжила сниматься в триллерах и снялась в культовом 'Я видел, что ты делал'.
Все это говорит о том, что 'Бэби Джейн' удался. Возможно на бумаге картина выглядела оригинальной вариацией на тему 'Психо'.
Но, когда в проекте появились Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд, эти двое не просто 'вытянули фильм'. Они устроили настоящий фейерверк, создав настоящий шедевр. Опытный Олдрич сумел получить все преимущества от звездного дуэта, сделав картину, которая вполне конкурентоспособна с фильмами Хичкока.
При просмотре, в середине фильма начинает складываться впечатление, что уже все понятно. Более того, что все настолько мрачно, что смотреть нет никакого интереса. Так вот, мастерство Олдрича в том, что я не только досмотрел картину до конца, но и удивился в ее концовке. Значит, все по законам жанра - гармония соблюдена.
В итоге:эталон психологического триллера от Роберта Олдрича. Одна из лучших работ в карьере Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд. Реально высокий уровень.
Про вину родителей — это цитата, которая приводится в самом начале фильма. В принципе, в начале фильма дано ясное объяснение того, что же случилось с Бэби Джейн.
А случилось вот что. Живёт себе девочка, любимица отца. Туго завитые кудряшки, фарфоровое личико и длинные реснички — копия куклы, которую можно купить. Продается кукла после выступления своего живого прототипа, девчушки по имени Бэби Джейн.
Бэби Джейн безумно популярна и билеты на её концерты расходятся как горячие пирожки. Она танцует и умильно поёт песенку про любимого папулю. Однако, отпев и оттанцевав, дочурка закатывает папе сцену (как она это делает - лучше увидеть), в которой ясно даёт понять, кто пополняет семейный бюджет. Последнее является убойным аргументом в пользу того, что она будет делать то, что считает нужным. Естественно, папуля сдаёт свои позиции перед капризами любимой доченьки!
Перед нами — неразрывный и прочный союз всепрощающего отца и капризной дочери. После такой «перекошенной любви» всё бы закончилось завышенными требованиями Бэби Джейн к женихам и сложностями устройства личной жизни. Если бы ни одно «но»… Имя ему — Бланш!
Как вы понимаете — это вторая героиня и, по совместительству, сестра Бэби Джейн. Она всегда в тени. Отец её воспринимает как «единоутробный довесок». Единственная, кто иногда встаёт на её сторону — это безвольная мамаша. Но Бланш слишком страстна и независима, потому мамины попытки хоть как-то сгладить конфликт, только сильнее ранят и отравляют её душу. Этот «душевный токсикоз» в купе с последствиями «перекошенной любви» и являются причинами трагедии, которая разыграется на закате жизни обеих сестер.
«Ты хочешь сказать, что всё это время мы могли быть подругами?»
Эти слова принадлежат уже самой Бэби Джейн. И адресованы они Бланш. Но произнесены они за несколько минут до конца фильма. И между этими двумя цитатами — двухчасовая история о несложившейся и, если сказать точнее, неправильной жизни. Почему неправильной? Да хотя бы потому, что обе сестрёнки так и не смогли простить и принять друг друга такими, какими они есть на самом деле. Самое главное — они не смогли справиться с собственными страстями, обидами и комплексами, которые, как начало хронических болезней, прошляпили их родители.
В результате обе сестры планомерно и методично уничтожали друг друга. Причем как в моральном, так и в физическом плане.
А вот как мастерски и с возрастающим садизмом они это делали — лучше один раз увидеть, чем прочитать рецензии. Потому как дуэт и актерская игра великолепны и описывать их, словно разглагольствовать о картинах Рембрандта, не показывая ни единой его работы. По мне — это лучшие роли Дэвис и Кроуфорд. Роли, которые могут осилить только великие мастера, которые прожили жизнь и знают и сладкий вкус достатка и успеха, и горький привкус забвения и одиночества.
Начал смотреть сериал 'Вражда', повествующий о взаимоотношениях двух значимых актрис середины 20-го века, я ещё не знал, что речь в нём идёт о реальной истории и реально существующей кинокартине. И просмотрев лишь два эпизода, я решил сначала глянуть первоисточник: картину 'Что случилось с Бэби Джейн?'.
К старым, а особенно чёрно-белым, фильмам у меня какое-то приятное и в то же время
странное чувство: чувство ностальгии по временам, когда ещё и моих родителей ' в проекте' не намечалось. В 90% случаев, просматривая чёрно-белые фильмы, можно быть уверенным, что это шедевр. Ну, или, как минимум, достойно внимания.
Так вот. Фильм бесподобен. От начала и до конца. Актёрская игра Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис даст фору многим. За все два часа просмотра, я ни разу не оторвался от экрана. Сюжет также продуман до мелочей и безумно интересен. За персонажей переживаешь, волнуешься, либо наоборот они тебя бесят, но равнодушными не оставят точно.
Награды, полученные съёмочной командой фильма абсолютно заслужены. Прекрасный фильм.