Являюсь пассивным посетителем Кинопоиска, никогда не писала рецензий. Но фильм Училка заставил меня зарегистрироваться и поделиться своими мыслями.
Когда в 2015 г. шла реклама фильма, мне казалось, что в нем будет очередное очернение школы, после просмотра возникает чувство брезгливости. Если вы посмотрите работы творческих людей про школу за последнее время, то заметите, что всех интересуют только жареные факты, и никто не интересуется реальными проблемами школы. Мне, работающему педагогу, унизительно это отношение общества, которое низвело благородную профессию учителя до обслуживающего труда, до примитивного оказания образовательных УСЛУГ.
Кого может заинтересовать такая аннотация к фильму: «Внезапную тишину школьных коридоров оглашает выстрел. Доведенная до крайности учительница истории берет в заложники целый класс. Но вскоре ситуация в корне меняется и заложницей становится она сама…»?...
Очередной триллер про школу? Очередной рассказ как кто-то расстреливает людей в школе? Я «поверила» трейлеру и не стала смотреть фильм про ужасы в школе.
А ведь школа переживает сложные времена. Действительно существует непонимание между чиновниками, которые реформируют школу и превращают ее в обслуживающий комбинат, учителями, которые не желают быть «урокодателями», школьниками и их родителями, которые уже освоились с ролью потребителей услуг.
На днях я все-таки посмотрела этот фильм. Поводом к просмотру послужило положительное мнение уважаемого мной педагога об этом фильме. Я не буду и не хочу оценивать фильм с точки зрения киноискусства. Не могу сказать, что я легко смотрела этот фильм. Но после просмотра я почувствовала огромное облегчение. Как будто вскрыли нарыв у меня внутри.
Что зацепило лично меня, коллегу Училки, пусть и из другого поколения? В этом фильме учитель и ученики высказали все претензии друг другу, которые накопились в данный момент, без прикрас и политкорректности. Порой мне было страшно, как такое можно сказать вслух? Ведь учителя не имеют права никого обидеть, обязаны, делать все, чтобы потребители услуг были довольны. Но это не значит, что нет мыслей, которые реально хочется высказать вслух.
Высшая форма выхода из конфликта – это переговоры, диалог. На мой взгляд, в этом фильме диалог между учителем и учеником состоялся, пусть доведенный до крайности, но состоялся. Только после осознания позиции другого человека и принятие права на ее существование, есть шанс на построение новых позитивных отношений. «Что может быть важнее отношений?»
После просмотра фильма я пришла в школу и всем коллегам задавала вопрос, смотрели ли учителя фильм «Училка». Никто не смотрел (трейлер сделал свое дело). И всем я давала совет – смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО. Даю и вам этот совет, читающим эти размышления. Только не смотрите этот фильм как триллер. А смотрите как жесткий, порой неприятный, но честный разговор поколений.
P.S. Хочу поблагодарить коллектив создателей фильма «Училка» за то, что нашли в себе мужество пойти против лицемерия нашего общества и сделать этот фильм.
Для тех, кто захочет бросить в меня «камень» отвечу коротко, в моей работе в школе все благополучно, но самое главное, мне повезло, в моей жизни «случилась» такая Училка (не забитый, сломленный жизнью человек, а неравнодушная творческая личность), с ней было непросто, но я до сих пор испытываю к ней чувство огромной благодарности и «сверяю» по ней свою работу в школе.
На мой взгляд, очень сильный и психологически точный фильм, который будет актуален ещё не одно поколение. Ляпы в фильме, конечно, присутствуют, но я смотрю фильм ради того, чтобы понять основную мысль, понять насколько раскрыты характеры, почувствовать сюжет и проникнуться действием, а не ради того, чтобы выискивать мелких блох.
Профессия педагога – одна из самых древних, и, вместе с тем, одна из самых неблагодарных. Только истинно уважающий людей человек может и достоин права с помощью преподавания формировать мировосприятие будущих членов нашего социума. Лишь истинно любящий и уважающий детей педагог способен сформировать у класса не только уважение к своей персоне и своему предмету, но и дать необходимое «будущим людям» мировосприятие, настроить их на нужный лад.
Такова героиня Ирины Купченко – Алла Николаевна. Сквозь стену отчуждения и непонимания она пытается донести до своих учеников прописные истины.
Кто-то ругался тут, что-де Алла Николаевна говорит банальности. Да. Банальности. А ПРИХОДИТСЯ! Потому что современные дети настолько оборзели от собственной безнаказанности и вседозволенности, что приходится с трудом доносить до них такую банальную вещь, как уважение к старшим вообще, и уважение к учителю – в частности.
«Размахивание пистолетом» - лишь метафорический образ.
В таком социуме, где каждый погружён в себя, только в свои желания и проблемы, и выражает только своё мнение, перебивая и не слушая никого вокруг, именно эта метафора оказалась наиболее яркой и действенной.
Тоже, кстати, повод задуматься: если последним средством привлечения внимания остаётся пистолет, а основой уважения – физическое превосходство, страх быть убитым или униженным, к чему придёт такое общество?
Откуда ноги растут
Я почитала здесь отзывы некоторых, с позволения сказать, «кинокритиков», и возник у меня вопрос: а не те ли это гротескные ученики из 11-х классов школы №7 писали?
Обвиняете режиссёра в «квасном патриотизме» и в «back in USSR»? А позвольте спросить, чем же так плоха любовь к Родине? Чем вам плох был СССР? Тем, что западные «ценности» не просачивались в нашу жизнь (вернее, нам не смели навязывать эти «ценности»)?
Да, чёрт побери, при СССР мы все жили одинаково бедно, ближе к распаду Союза некоторым семьям вообще приходилось ВЫЖИВАТЬ из последних сил. Зато не было гипертрофированного индивидуализма в духе «Первый тут – Я! А остальные – по росту.», было уважение к старшим и прививались простейшие жизненные ценности, такие как взаимовыручка, честность, уважение к людям и к их труду, неравнодушие… перечислять можно бесконечно долго.
И вот расплодились детками «семидесятники», те самые, которые хлебнули совковой жизни от начала, и до конца. Естественно, на их взгляд «совок» - отстой, хотим жить богато и красиво, долой «совок», да здравствуют свобода и хиппи! Секс, наркотики, рок-н-ролл! Что там ещё?
А ведь 40-50 лет - это примерный возраст мам-пап теперешних одиннадцатиклассников, на минуточку! Естественно, они прививали своим детям те ценности, которые сами для себя считали ценностями. Старались, как любящие родители, дать им всё. РЕАЛЬНО ВСЁ, чего им самим не доставало для счастья в их молодости.
А не доставало, как мы понимаем, материальных благ и личной свободы. Вот и выросло… то, что выросло. Детки умные, думающие, способные… но насквозь прожженные материалисты и единоличники. И не дети в этом виноваты – они лишь чистый лист, на котором мы, их родители, пишем их судьбы. И не школа виновата, что дети такие. В школах дети ПОЛУЧАЮТ ЗНАНИЯ, ясно? А воспитываются они в семьях.
Понятна мысль моя недалёкая? (С) Ф. Г. Раневская.
10 из 10
Побольше бы фильмов, которые заставляют думать и чувствовать. Побольше бы таких неравнодушных учителей, как Алла Николаевна.
Учитель до некоторых пор считался одной из самых почитаемых и благородных профессий, ведь на плечи преподавателей ложилась ответственность не только доносить учебный материал, но и заниматься воспитанием подрастающего поколения. Увы, в век капитализма такие социальные профессии, как врач и учитель возвелись из категории 'призвание' в категорию 'сфера услуг'. Во многом, благодаря современным реформам в образовании. Это прекрасно стали понимать прогрессивные родители и их прекрасные чада.
В фильме 'Училка' был хорошо отражен конфликт поколений: дети общества потребления против учителя советской школы. В центре сюжета - пожилая учительница истории Алла Николаевна в исполнении великолепной и неотразимой Ирины Купченко. Её герой переживает не лучший день в своей жизни: с утра пораньше директриса в довольно резкой форме намекнула о 'выработанном ресурсе' своей подчиненной, о плохом воспитании дочери учительницы, на уроке её ожидает 11 'А', где учатся великие 'мыслители', 'вершители судеб', каждую минуту норовящие задеть побольнее 'нудную училку'. Точкой кипения становится принесенный пистолет одного 'плохого и дерзкого мальчика' и угроза расправы этим оружием над пожилой учительницей. Внезапно в неравном бою победителем выходит Алла Николаевна, которая понимает, что с оружием в руках она может получить очень много, но ей много не надо, всего лишь нужно принять условия её сделки - сдать итоговую контрольную по пройденным темам истории в устной форме. Награда - свобода, неповиновение - выстрел. Все взаперти, ключ у вооруженной отчаявшейся пожилой женщины, у нее союзник - затравленная и доведенная скабрезностями одноклассников до предела тихоня-отличница. Выбирай, что тебе дороже?
Взаперти у каждого заложника обнажается истинная натура, порой подавляемая обстоятельствами. Как и с виду хороший ученик, защищавший учительницу в мирное время, в миг с оружием направляет его в сторону пожилой женщины, не ограничиваясь в словесных оборотах. Как и стервозная девушка вдруг красиво и трогательно рассуждает о значимости любви в жизни каждого человека и неожиданно для всех сбрасывает урну с гаджетами на улицу, как символ освобождения от всего искусственного и посредственного.
И хотя снаружи с подачи (плохо играющих) младшеклассников все обнаруживают, что в классе истории скорее всего находится террорист и уже прибыли бравые ребята из спецназа, заложникам и их суровой учительнице не мешает провести хорошо урок: учительнице в душе порадоваться, что с этими ребятами еще не все потеряно - это все еще думающие личности, имеющие чувства, способные мечтать, созерцать. Просто они потерялись в водовороте нынешних событий, когда родители не уделяют внимания своим детям, стремясь как можно больше сколотить денег. Равно, как и ученики все сильнее проникаются уважением к этой маленькой, но не сломленной и сильной женщине, их учительнице, которая за 2 часа смогла донести главные истины на всю жизнь...
Фильм хорош тем, что действительно сумел поднять волнующие темы современной России - вечный конфликт поколений, переосмысление истории СССР, война на Донбассе, коррупция, бессмысленные реформы в образовательной программе.
Актерские работы выдались у уже упоминаемой несравненной Ирины Купченко, сумевшей воплотить образ настоящего профессионала своего дела, интеллигентной учительницы, искренне заботившейся о духовном развитии детей, смелой и способной при случае дать жесткий отпор.
Андрей Мерзликин с каждым годом оттачивающий свое мастерство, превосходно сыграл бывшего ученика Аллы Николаевны, когда-то отпетого хулигана Кадышева, но с подачи доброй исторички встал на путь исправления, дослужившись до сурового полковника спецназа.
Роза Хайруллина исполнила бесхарактерную и услужливую секретаршу директора, разбавляла пафос картины смешными шутками-прибаутками и постоянным стремлением всех угостить конфетами от РотФронт.
Старшеклассники тоже почти все сыграли на уровне, не считая главного антагониста класса - 'Жабы', бунтаря-либерала; уж больно переигрывал.
Резануло глаз наличие младшеклассника-хакера и корявое исполнение этого образа юным дарованием. Продолжение традиций фильмов Андреасяна 'Мы берем самых плохих детей-актеров. За деньги их родителей.'?
Но все эти минусы смел хэппи-энд, которого зритель заслуживает - все после всего пережитого делают правильные выводы: дети друг друга прощают, учительница остается в живых и теперь навсегда останется для всего 11 'А' матерью, директриса приносит свои извинения перед Аллой Николаевной. И все вместе они радостно исполняют у костра теплый и милый с детства шлягер из доброго советского фильма 'Мэри Поппинс, до свидания!' Ветер перемен.
Этот финал меня искренне тронул, ведь он дал надежду на светлое будущее: в душе каждого подростка/юноши и девушки жив ребенок, у которого нет зла и лжи, стоит лишь их направить на верный путь. И я искренне верю, что благодаря существованию таких учителей, как героиня Ирины Купченко, у детей есть надежда на действительно светлое будущее.
Вот она наша История: пожилая, не совсем здоровая, в пальто не застегнутом на все пуговицы, не согласная с современными методами воспитания, указывающая на грубость и т.д.. Казалось - бы зачем Ей нужно опять и опять учить нас? Нас, представленных в лице учеников этого класса. Вот все мы - 'герои' сегодняшнего дня. Неужели Истории нужно прибегнуть к крайним мерам или так испугать нас, одуревших, в большинстве своем, не понятно от чего считающих себя 'крутыми', всезнающими критиками всего исторического прошлого. Историю можно обидеть и исказить, можно нахамить и оскорбить. Но убить Историю нельзя.
Мы обгадили или позволили обгадить и искажать нашу историю, а Она-История нас продолжает учить! Неизвестно у какого 'историка' окажется оружие в руках и чему он нас научит. В будущем мы все ответим на уроке истории. Вот это я увидел в фильме.
Великолепная игра Купченко! Все актеры преподавательского состава и школьники на своих местах показали реальную сегодняшнюю жизнь, даже пьяный охранник.
Фильм на злобу дня и с глубоким смыслом! Фильм рекомендую к повторному просмотру. Спасибо авторам!
Тема образования и школы на сегодня в России является важной. Потому что дети, которые сегодня учатся в школе - это наше будущее. И от того, как будут воспитаны эти дети школой, родителями, двором, СМИ будет зависеть будущее.
Фильм 'Училка' достаточно жесткий, но жестко он показывает реальность того, что происходит за стенами школы.
Фильм начинается с показа начала рабочего дня Аллы Николаевны - школьной учительницы истории с сорокалетним стажем работы.
Она неохотно встает. Потому что вероятнее всего предыдущая ночь была бессонной в тяжелых думах о своем. Выпить таблетки, от которых должно стать легче, нужно вновь идти на работу, в школу. Она не имеет права не придти на работу. Хоть в каком состоянии.
В кабинете директора молодая директор, которая в прошлом сама была ученицей Аллы Николаевны, говорит ей о новых стандартах учителя, которым он должен соответствовать, чтобы идти в ногу со временем. Об этом же говорят с экрана телевизора.
После Алла Николаевна заходит в класс. Надо сказать, на этом уроке она сделает много неправильного, начиная с неправильной методики преподавания: сначала изучение нового материала о девяностых годах, затем опрос по Второй мировой войне.
Теперь мы видим учеников, которых Алле Николаевне надо учить. Смотрим на их дисциплину, которой нет, увлеченность предметом, которой нет. В начале урока ученики ее, преподавателя с сорокалетним стажем просто не слушают. Они решают свои дела, переговариваются, играют в телефоны во время урока. Это недопустимое безобразие! При такой обстановке невозможно нормально обучаться. И если выдумаете, что 'всех плохих учеников' запихали в один класс, вы ошибайтесь. Так отвратительно на уроке ведут себя не только данные ученики. При этом ученики неоднородны в классе, что правдиво. Среди учеников в классе есть такие, которые действительно не хотят учить в частности историю, им она сто лет не нужна. Среди них есть девочка, которая хочет учиться, но в такой обстановке она не может этого делать. Наконец - среди этих учеников есть действительно умный ученик, который разбирается в предмете, в исторических процессах, но оборачивает то он все против учителя. В нем нет ни капли жалости к учителю. Он все трактует так, как удобно ему. Это ли не самый сложный ученик? Возникает вопрос: кто виноват? Учитель. Так проще всем. Она не может наладить дисциплину, заинтересовать, она некомпетентна. Ей пора на пенсию... Так проще многим. Но дело не только в учительнице. А дело вот в этих учениках, которых ей надо научить, а они в ответ: 'Зачем нам история?' Нам не пригодится это в жизни. При этом далеко пойти хотят все. Она понимает это. Что с одной стороны говорят о развитии педагога, с другой стороны она приходит в класс к ученикам, которых невозможно учить. Что поменять надо нечто не только в ней, но и в самих учениках. В их нравственности, отношении к учебе, в поведении. Только ли она, как учитель, виновата во всем? От этого ежедневного противоречия она, наверное, и потеряла сон. Почему ученики могут позволять себе упрекать учительницу за ее дочь? Кто дал им это право? Кто дал им право играть в телефоны во время урока? Кто дал им право срывать этот урок? Да, она поступает ужасно, и противозаконно, отбирая ученика один предмет, пугая детей. Но только теперь в классе наступила тишина... Только теперь ей можно проводить нормальный урок в пригодной для этого обстановке. Парадокс?! Неужели только страх способен заставить учеников не играть в телефон на уроке а нормально слушать урок? Да, она не права в том, что урок вышел за временные рамки обычного урока, что до какого-то непонятного перфекционизма требует ответа от каждого ученика, здесь и сейчас. Что вся школа поставлена в режим ЧП. Но а ученики. Когда вещь окажется в руках каждого из них, им окажется что сказать своему классу, все свои обиды, которые копились очень долго.
Важно, чтобы педагог и ученики смогли приблизиться к пониманию друг друга. Что лучше работать, когда веет дух демократии, а каждый в условных границах сам способен принимать решение как ему проживать его собственную жизнь.
И этот фильм 'Училка' обозначает действительно те проблемы, которые стоят сейчас в школе. Проблемы, которые надо решать. От судьбы, понятий нравственности молодого поколения зависит то, каким будет будущее.
Честно говоря, сначала смутил хронометраж фильма. Было опасение, что будет скучно. Думала: что же такого можно делать в классе почти два часа, чтобы действие было динамичным и захватывающим? В общем, несмотря на опасения, решила всё-таки посмотреть фильм. Наверно, решающую роль в этом сыграла исполнительница главной роли - культовая актриса советских фильмов!
Удивительно, но во время просмотра скучно не было. Потрясающая актерская игра держит в напряжении, эмоции на протяжении фильма все время меняются (грусть, радость, тревога, страх...).
Мне кажется, было бы неплохо показывать этот фильм в школах, чтобы подростки могли посмотреть на себя со стороны, увидеть, чем может обернуться их наплевательское отношение к учителям и всему образованию. Ведь мало кто из детей задумывается, что школа - это не просто место, где они 'тратят' свою молодость, это, в первую очередь, место, где формируют их личность и дают старт в будущее.
Одним словом, затронута очень интересная и в чем-то даже болезненная тема, и сделано это очень увлекательно.
Добрый день, уважаемые зрители и любители кино, посмотрел данное кино по рекомендации очень хорошего знакомого, мне очень знакома данная тематика и просмотрел множество фильмов. Одни либо очень драматичные либо очередная комедия, но Я не про них. Очень жалко, что данное кино пролетает мимо обычного зрители и совсем не видны афиши, только видны выкидыши с очередным накатом «Продакт-плейсмента». Кино должно развивать очередного индивидуума а не наоборот. Читая множество отрицательных и нейтральных отзывов, мне не понятно почему люди так и ничего не выявили из фильма «Училка». Ведь наш кинематограф очень редко делает продукт со смыслом.
В данном кино полностью раскрывается тематику названия рецензии, а что бы еще и с такой концовкой вообще редкость. Уважаемые зрители обязательно посмотрите этот фильм, может он вам покажется не такой красочный с устаревшей формой похоти или захватывающим спецэффектами. Да в фильме есть недостатки, но сами подумайте где их нет. Просмотр фильма «Училка», доставил мне удовольствие как душевное, так и интеллектуальное. Это маленький остров в пучине сплошной драматургии нашей «сверхдержавы».
Да в фильме множество шаблонов на стандартных персонажей, но во первых это школа, там всегда будут шаблоны и наконец таки посмотрите трейлер к будущему фильму «Ералаш», это просто ужас.
Моя оценка за попытку создать, что то качественное и полезное 7 из 10. Так держать и дальнейшего развития, ведь мы должны давать тот маленький и очень нуждающийся шанс творческим личностям. Я лично пошел и купил копию на DVD. Поддерживайте данные творения. Хватит терпеть паразитирование на слабоумии индивидуумов.
На киноэкранах с 26 ноября начался показ фильма 'Училка'. Под довольно грубым названием скрывается глубокий смысл. Что этой кинопремьерой хотел сказать нам режиссер - Алексей Петрухин?
Всё внимание зрителя приковывает к себе пистолет в руках учителя истории. Первое впечатление после просмотра трейлера и баннеров - страх и беспокойство. Создается образ сошедшей с ума учительницы. Но не зря Аллу Николаевну играет народная артистка РСФСР, Ирина Купченко. Ведь актриса вложила душу в своего героя, именно поэтому образ получился полноценным, таким, который цепляет за душу. Во время просмотра фильма я изменила раз пять своё отношение к главной героине. Оказалось, она не так уж и плоха, а совсем наоборот.
Алла Николаевна - преподаватель истории с сорокалетним стажем. Учитель, которого не хочет терять вся школа, но не ученики. Нынешние школьники не учат и не собираются учить её предмет, на уроках они занимаются каждый своим делом, не проявляют к ней уважения. И так из урока в урок. Но чаша терпения переполняется, когда один из учеников приносит в школу пистолет... Восемнадцать учеников оказываются в заложниках у учителя, или учитель у учеников?
Каждый герой несет в себе определенный смысл в фильме. Роза Хайруллина разбавляла напряженную обстановку, добавляя легкость в кино. Анна Чурина сыграла директрису школы: 'Она дала тот современный типаж директоров, у которых настольной книгой является не учебник истории, а калькулятор.', сказал Алексей Петрухин. Алиса Гребенщикова показала, отразила мир журналистики и телевидения. Накалило обстановку появление Андрея Мерзликина в образе спецназовца, оно играет важную роль в исходе событий. Фильм получился полноценным благодаря восемнадцати ученикам. На их роли были выбраны школьники-подростки и студенты.
После четырнадцати лет отдыха от съемок, Ирина Купченко, прочитав сценарий фильма сразу согласилась и твердо сказала, что 'будет здесь, с вами'. По словам режиссера фильма:'Две недели ребята прожили в стенах этой школы, каждый вложил много терпения. Этот фильм стоило создавать только ради этого. Эти ребята настолько прониклись этой темой за время съемок, настолько они пропустили её через себя. Дети выросли на глазах, за две недели они стали взрослее, мудрее, сильнее. Мы сняли двухчасовой сгусток человеческих эмоций. Никакие спецэффекты здесь не нужны, все они есть в каждом актере, в каждом герое. Этот фильм родился за идею.'
Фильм показывает зрителю проблемы современного общества, проблемы его испорченности. Это кино полезно посмотреть каждому, ведь оно меняет Ваши взгляды на учителей, школу, отношения с друзьями и одноклассниками. 'Этот фильм вас не развлечет, зато он Вас преобразит. Этот фильм станет темой для обсуждения.' - сказал в своем интервью Андрей Мерзликин, один из актеров фильма 'Училка'.
Фильм о наболевшем, фильм о больном, фильм на злобу дня.
Всё же как ни крути, а умеют отечественные режиссёры так хлестать по лицу российской реальностью, что от слёз раны разъедает.
Кино рассказывает нам об учительнице, запутавшейся и разочаровавшейся во всём вокруг, и о её учениках - 18-ти ребятах из 11 'А'. На самом деле, все эти ярлыки 'боевик', 'криминал', которые тут же повесили на фильм недалёкие люди, увидев на афише пистолет, - полный бред. 'Училка' - это настоящая драма, умело сдобренная фарсом.
В фильме нет никаких боевых действий, оглушающих выстрелов, луж крови. Все боевые действия происходят в головах у героев... и у зрителей. Пистолет - лишь метафора. Он, как возможность выговориться, передаётся на экране от человека к человеку. Фильм не о насилии, не о о том, что пистолет стал единственным способом привлечь к себе внимание и заставить учеников выучить предмет.
Я часто слышу фразу, что 'дети сейчас совсем не те'. А вы уверены, что это дети не те? А может быть, всё-таки дело в вас? Может быть, это вы сейчас не те?
Поменялась образовательная программа. Теперь вместо проверки знаний и возможности МЫСЛИТЬ дети играют 'в угадай мелодию'. Зато у детей есть интернет - бесконечное количество нужной и ненужной информации по любому поводу и вопросу. У школ отобрали воспитательную функцию. Всё это прекрасно показывает нам режиссёр фильма Алексей Петрухин. Но дети-то не потеряны. Дети интересуются, у детей есть своё мнение, и они не боятся о нём говорить - сколько мы слышали споров об Америке, Украине, о том, как переписывают историю? Дети говорят об этом. Не учителя. Учителя во главе с директором заняты совершенно другим - подготовкой к никому не нужной, но обязательной аттестации. Пьяница охранник, сумасшедшая завуч, красавица директор - всё это метафоры о настоящей ситуации в школе.
В самом начале фильма слышны диалоги в учительской о том, что дети личностями рождаются и воспитывать их уже не нужно. Новая образовательная система в первую очередь ударяет по учителям - они не знают, как интегрировать новые, совершенно идиотские правила, в жизнь так, чтобы не навредить и себе, и детям. И тогда появляются вот такие вот училки.
В фильме намешано слишком много всего - вопросы политики, миграции, коррупции, невежества, любви, доброты, равнодушия, цинизма... Появление в фильме сумасшедшей журналистки, которую не волнует ситуация в школе, а волнует только прибыль от репортажа, а также появление странного спецназовца, решившего рискнуть собой ради детей и спасшего всю ситуацию в конце, сильно отвлекают от основного действия, разворачивающегося в классе. Как по мне, так эти линии были лишними и не нужными.
Фильм-басня, фильм-метафора. Замечательные диалоги о жизни, замечательные идеи. Потрясающе показаны разные характеры уже сформированных личностей - детей. Прекрасно показано, как они не просто выучивают урок истории под дулом пистолета, а научаются использовать собственные знания для анализа каких-либо событий.
И да, для меня одним из любимейших героев стал мальчишка Дмитрий Ильич, единственный способный в страшной ситуации не испугаться, а сесть в директорское кресло и настроить компьютер так, чтобы ситуация хоть немного прояснилась. Дмитрий Ильич - это тоже своеобразная метафора о том, что дети иногда бывают намного умнее и способнее, чем взрослые, наделённые властью. Именно мальчишка весь фильм просидел в директорском кресле и даже давал какие-то указания.
Знаете, в чём отличие 'Училки' от всех остальных отечественных драм? В 'Училке' есть хэппи-энд. И это такая маленькая и очень светлая надежда на то, что свет в конце тоннеля есть. Что всё ещё можно исправить. Ещё не всё потеряно.
До какой крайности можно довести человека, когда ему кажется, словно вокруг него сгущаются черные тучи и весь мир катится к черту? На что он готов пойти, чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему? И куда эти действия его приведут в итоге? Тема загнанного в угол человека стала отправной точкой психологического триллера «Училка».
Синопсис Алла Николаевна, учитель истории с 40-летним стажем, каждый день вынуждена с горечью в сердце наблюдать, в какую сторону меняется этот мир, и вместе с ним меняются её ученики. Доведенная до отчаяния «училка» решает преподать такой урок, который, наконец, научит её подопечных не только истории, но и жизни.
С учетом того, что в современном российском кино одна из главных проблем, на которой спотыкается большинство фильмов, игра актёров, я был приятно удивлен в меру талантливым исполнением в этой киноленте. Конечно, прежде всего, хотелось бы отметить мастерски сыгранную роль неповторимой Ирины Купченко, воплотившей образ настоящего учителя, для которого важно не просто вбить свой предмет в головы учеников, а вырастить из них достойных людей. Из второплановых ролей мне более всего запомнилась Роза Хайрулина в роли секретаря Лии Павловны, бесхарактерной и не имеющей своего мнения, немного странной женщины во всем поддакивающей директору.
Режиссер Алексей Петрухин, снявший «Училку», создал на экране компиляцию психологического триллера, философской драмы и черной комедии. Откровенно говоря, я долгое время после просмотра находился в некоем недоумении от увиденного. Однако я склоняюсь, что «Училка» - это тонкая психологическая драма, своеобразный вызов современному обществу, его ценностям. Следует отметить, что режиссеру удалось создать ожидаемое напряжение. Но ты волнуешься не столько за жизнь Аллы Николаевны или за жизнь учеников, а, скорее, за то, сможет ли она достучаться до них, сумеет ли, наконец, донести ту мысль, из-за которой она вынуждена была пойти на такой шаг.
Сценарий фильма, с одной стороны, являет собой достоинство картины, с другой. ее недостаток. Сама задумка с захватом заложников доведенным до отчаяния учителем интригует. Однако фильм вовсе не о том. Выше я указал, что «Училка», по сути дела, это вызов современным реалиям нашего общества, для которого материальные блага куда важнее обычных духовных и человеческих. На протяжении большей части сюжета главная героиня упорно пытается вбить в голову ученикам, что они, сами того не осознавая, загоняют себя в яму. Постепенно они искренне проникаются этим, и даже встают на её сторону. Это достоинство сценария. Недостаток же заключается в лишенных рационализма и логики действиях второстепенных персонажей. Так, например, я буквально оторопел от поведения директрисы, которая, увидев на мониторе захват учеников в заложники, вместо того чтобы немедленно вызывать полицию, размышляла вместе с секретарем, как это может повлиять на репутацию школы.
Итог Не буду скрывать, фильм вызвал у меня неоднозначные чувства. И несмотря на совершенно глупое поведение героев и гламурный финал, «Училка» все же проникнута глубокой мыслью, которая заставляет задуматься над многими вещами. Так или иначе, но я смело могут порекомендовать картину к просмотру.