К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Балет - одна из тех вещей, которые во всем мире ассоциируются с Россией, как фигурное катание или художественная гимнастика. И в нем так же за внешней красотой скрывается упорный, изматывающий, а то и калечащий, труд. Более того, за кулисами разыгрываются драмы куда более впечатляющие, чем то, что мы можем увидеть на сцене. И 'Большой' наглядно демонстрирует, чего стоит зрелище, которым восхищается весь мир.

Фильм существует сразу в нескольких измерениях. Вот маленькая девочка из провинциального города, из нищей семьи попадается на глаза бывшему танцору Большого, который спился и теперь то ли держит ночной клуб, то ли готовит для него стриптизерш. Вот та же девочка старается выжить в жесткой конкуренции со сверстницами, и приз в этой борьбе - не какие-то там золотые медали с красными дипломами, а всенародная, а то и всемирная, слава. А вот девочка уже повзрослела, и конкуренция становится только жестче, а ставки - выше.

Что у Тодоровского несомненно получилось, так это держать зал в напряжении. Схватка двух юных дарований, мрачное и удушливое закулисье великого театра, цена, которую приходится платить за красоту - где-то мы это уже видели, правда? Но резких поворотов в сюжете 'Большого' хватит на три фильма попроще, и предугадать финал никак не получится, не стоит даже пытаться.

Подбор актеров просто блестящий, никаких Натали Портман с Милой Кунис не нужно. Наши балерины, не будучи профессиональными актрисами, справились не хуже. Мощно выступило и старшее поколение: Алиса Фрейндлих создала очень яркий образ примы, которую когда-то писал сам Пикассо и которая теперь пытается воспитать себе достойную смену. А Александр Домогаров вообще сыграл, наверное, лучшую свою роль за последние много лет.

В итоге получилось монументальное произведение, которое гораздо больше, чем просто 'фильм про балет', как бывают фильмы про музыкантов, актеров или спортсменов. И хотя 'Большой' длится больше двух часов, это время пролетает практически моментально: честно говоря, даже на настоящем балете оно тянется куда медленнее.

11 мая 2017 | 22:06
  • тип рецензии:

Знаете, я свою жизнь связала с балетом. И мне интересно смотреть какие-либо фильмы, связанные с танцами, особенно с классическими. Смотрела и 'Танцевальную академию', и 'Черный лебедь', и все части 'Шаг вперед', а фильм 'Большой' я пропустила. И вот, я сегодня нашла его в подборке. Никогда не скажу, что фильм плохо снят. Наоборот, он показывает историю пути главной героини Юли в балерины, без всякого пафоса и лжи. У нас с ней схожие истории. Наверное, поэтому я полностью погрузилась в фильм и смотрела его с огромным интересом. Юля, также как и я, с нуля пытается раскрыть в себе потенциал. И знаете, когда я смотрела этот фильм, все трудности, которые встречались на пути у героини, я преодолевала вместе с ней. Она стремилась достигнуть своей цели, в этом она большая молодец. Не каждый человек сможет с нуля начать заняться совершенно сложным, ни с чем не сравнимым искусством, таким как балет. Большинство людей забрасывают это дело, даже если это их великая мечта. Сдаются. Опускают руки. Юля не такая. Она достигала своей вершины, стремилась к этому, и я не перестаю удивляться ей. Я восхищаюсь этой юной, и в то же время талантливой балериной. Во время пути развития героини как балерины, я молилась и переживала за неё. Если посмотреть с другой стороны, я переживала за вымышленного человека, за героя фильма. Вот в этом-то и заключается хорошая работа режиссёра, благодаря которой зритель переживает за героя как за близкого человека. Хочу поблагодарить Валерия Тодоровского за создание такого жизненного фильма. В отличие от режиссеров иностранных фильмов, таких как 'Шаг вперёд', Тодоровский сумел создать совершенно новую историю, которая не является плагиатом работ других режиссёров. Фильм очень притягивает, мотивирует мечтающих о звёздном будущем людей добиваться своей цели, преодолевать все трудности и невзгоды на своём пути. Рекомендую его к просмотру абсолютно каждому человеку.

10 из 10

11 декабря 2020 | 11:24
  • тип рецензии:

К фильму 'Большой' уважаемого мной господина Тодоровского я подбиралась с немалым пиететом. Еще бы! Его 'Стиляги' - один из лучших отечественных фильмов, в котором есть и драйв, и смысл, и социальная острота. 'Большой' же для меня стал, к сожалению, горьким разочарованием - таким же огромным, как сцена большого театра.

Сюжет. Юная талантливая провинциалка из городка Шахтинска по счастливой случайности и благодаря огромному (?) таланту перебирается учиться балету в столицу, под крыло старой, известной в прошлом балерины, страдающей маразмом. Горе-покровительница, видя необычайный (?) талант питомицы, делает все, чтобы его раскрыть. А параллельно несется мимо жизнь воспитанниц училища со своими драмами и радостями, любовями и конкуренцией, достойной книги джунглей. Антагонистом главной героини выступает другая талантливая девочка из (о ужас) - обеспеченной семьи, по замыслу, видимо, техничная, - но без огонька. Холодная такая снежная королева.

И вроде бы мир раскололся на плохих и хороших. Как говорится, и треснул мир напополам, дымит разлом (с). Все понятно мол, чоуж - вот тебе плохой герой, вот хороший. Наслаждайся. Но непонятно было НИ-ЧЕ-ГО. Прежде всего, я не люблю рваные сюжеты, смонтированные так, что кусок детства героев тулится между первым интимным опытом и еще какой-то кашей из воспоминаний, эмоций и весьма значимых событий, времени которым уделено так мало, что сидишь и думаешь - неужели авторы считают, что в сюжете так все очевидно? Неужели действительно необходимо так напрягать мозги зрителя, мучительно пытающегося срастить концы с концами и понять причинно-следственную связь хоть чего-нибудь? То ли умер кто, то ли нет, - то ли украл, то ли в тюрьму сел- догадайся сам. За мечущимися в панике мыслями эмоции просто не успевают. Только начинаешь сочувствовать - бац, оборвали сюжет. Только втягиваешься в красоту танца - бац, опять облом,- понеслись завывания про голодное детство. Под конец, кроме раздражения и усталости, не ощущаешь уже ничего.

Да и непонятно мне, чем так уж хороша главная героиня. Хамством? Мартышкиными гримасами? Умением сбегать в ответственные моменты, когда по-хорошему надо бы собраться и доказать, кто тут альфач? Честное слово, снежная королева-антагонист вызвала намного больше симпатии. Хотя бы вменяема и знает, чего хочет. Вообще грустно. Чудесный режиссер, идея, актеры. И такая муть на выходе.

5 из 10

17 мая 2017 | 17:44
  • тип рецензии:

Вы когда-нибудь были настолько нищим и голодным, что готовы были доесть хорошую еду за другими в кафе, пока никто не видит? Однажды в Макдоналдсе напротив меня подсел юноша с кучей бургеров, съел парочку, видимо, наелся, и оставил полный поднос нетронутых сочных булок прямо передо мной. Со стороны могло показаться, что мы вместе обедали, потом он ушёл, а я осталась доедать. В моих руках был какой-то дохлый гамбургер, денег было в обрез, и есть хотелось ужасно. Я смотрела на эти его остатки, не моргая, минут десять. Но так и не решилась дотронуться.

Главная героиня фильма, юная воровка Юля Ольшанская из бедной семьи, где мама, работая домработницей, приносит домой надкусанные бутерброды с красной рыбой и икрой от своих хозяев, чтобы накормить детей. И все с аппетитом доедают, даже не думая. Попадая в балетное училище, первое, от чего её отучает строгая наставница, доедать в столовой еду за другими учениками. «Ты балерина. А ведёшь себя, как бомжиха!».

Потрясающие актёрские работы. Моцарта и Сальери сыграли профессиональные балерины Маргарита Симонова и Анна Исаева. Первая – словно героиня из «Шоугёрлз» (1995) Пола Верховена – такая же естественная природная стихия, без дворянской утончённости. Вторая – словно наследница царской семьи, белая кость. Отдельный восторг гениальным Алисе Фрейндлих, воплотившей образ педагога-перфекциониста балетного училища, и Александру Домогарову, спившемуся балеруну, нынче обучающему стриптизёрш (и снова привет «Шоугёрлз»). Перегар чувствуется по нашу сторону экрана.

Жизненное кино получилось, с толикой цинизма. Да, есть мерзость в жизни, нищета, безысходность, люди заболевают, спиваются, живут без просвета. А есть работа над собой. Нечеловеческие усилия. Дисциплина. Тяжело, но тоже живут. А есть талантище. И можно быть богатой, красивой, успешной, работать на износ, но такого результата, как у более талантливого человека, не получить. И ещё этот фильм о человечности. Когда ты видишь, что можно вытащить, спасти, помочь – и просто делаешь это, не ожидая ничего взамен. И это не потому, что ты такой клёвый и звездатый. Просто по-другому не можешь жить.

Рекомендую.

29 февраля 2020 | 14:37
  • тип рецензии:

Фильм зацепил. Но не сразу. Бывают такие картины, к которым возвращаешься лишь спустя время. В моём случае прошло четыре месяца с момента просмотра.

Фильм снят в необычной (хотя и модной нынче) манере - чередование флэшбеков из разных этапов жизни героев. Маленькая девочка приезжает поступать в танцевальное училище; две подруги-соперницы - не только в балете, но и в личной жизни - танцуют 'на спор'; спивающийся наставник даёт ценные указания юной ученице; главная героиня готовится к выходу на сцену Большого театра... Подобный приём, складывая мозаику в голове у зрителя, недвусмысленно подчёркивает - сюжет здесь не главное, важна атмосфера.

На мой взгляд, это не столько фильм о балете и творческом пути, сколько о вечной теме одиночества. Двух девушек-соперниц, Карину и Юлю, разделяет не социальный статус, не деньги и не талант. Юля одинока с первого дня пребывания в Москве. Именно одиночество, по мнению создателей фильма - самый большой барьер в жизни, который трудно перескочить даже с разбегу. Вроде бы Юля не сирота - но матери нет никакого дела до танцевальной карьеры дочери. Все маломальски близкие люди хотя бы раз отступались от неё, кто-то из эгоизма (мать Карины), кто-то в силу обстоятельств (героиня А.Фрейндлих). Юля ещё слишком неопытна, чтобы принять чужие слабости и недостатки - зато явно испытывает комплекс 'недообнятого' человека. Видимо, это и служит причиной, почему она каждый раз психологически срывается, когда жизнь даёт ей уникальные шансы.

Грустный вывод, к которому подводит фильм - в жизни мало обладать талантом, чтобы взойти на Олимп. Если отсутствует группа поддержки, непременно споткнёшься где-нибудь по дороге.

12 июля 2020 | 01:03
  • тип рецензии:

Поражает высокий рейтинг этого фильма.

Что хочет увидеть зритель, приступая к просмотру картины о балете? Верно, искусство, огни рампы, тяжёлые багровые кулисы, позолоченную лепнину балкончиков в зрительном зале, красивый классический балет, хочет услышать классическую музыку. Что из этого есть в фильме «Большой»? Правильно, ничего.

Мне показали историю гениальной танцовщицы, которая попала в большой балет из провинциального города и неблагополучной семьи. Заезжено? Ещё как. Но ведь даже банальщину можно снять интересно и сочно.

Однако, «Большой» — откровенно унылое, скучное и безбожно пустое произведение… неискусства. Искусство должно вызывать эмоции. Эта поделка не вызывает ничего.

Начну с моральной составляющей. Итак, главная героиня случайно попадает в академию балета. Неказистая девчонка грубит всем, кого видит, ну надо ведь как-то показать её грустное прошлое, правда? Если провинция, то непременно семья алкашей, ведь не_алкаши только в Москве, по мнению товарища Тодоровского.

Главной героини всё летит в руки само. Её педагог в исполнении Фрейндлих всячески хитрит и изворачивается, лишь бы «гений» попал в лучшие проекты, да на первые партии, вот только самому «гению» ничего даром не нужно. Страсти в глазах по нулям, экспрессии в игре сто с минусом. Мне ни разу не показали, что она реально обожает балет и помешана на своём любимом деле. Да даже не показали, что это её любимое дело. Дама просто плыла по течению, ей давали блага, она брала. Всё. И чему учит такой посыл? Не старайся, не бейся головой о стену, стараясь стать профи?

Давайте-ка вспомним картину «После тебя» с Безруковым. Как тот сыграл танцора Темникова, ух! Личность. Фанат своего дела. Веришь в его мастерство и его драму. А тут… пшик. Куда больше зрительского переживания получает главный антагонист, которая по задумке сценаристов не такой природный талант, зато реально фанатка балета, трудяга, трудоголик. Главная героиня не вызвала ничего, а временами даже бесила.

Как вы поняли, актёрская игра так себе.

Снято некрасиво, не сочно, не «живо». Если балет такой унылый, то почему он так покоряет сердца многих?

Тодоровский, остановись! Ну не получается у тебя красочное тематическое кино. В этом фильме нет ни музыки, ни классического балета, ни — о, ужас! — Большого театра.

Что это было? Два с лишним часа… на что?

Не тратьте время, лучше сходите на балет в театр.

2 из 10

24 февраля 2021 | 06:35
  • тип рецензии:

Сильнейшая балетная школа, Большой театр, дух искусства, красота, величие и мастерство. За классическими сюжетами и торжественными декорациями проживают жизнь реальные люди - тем и интересны фильмы о балете, что показывают 'изнанку' успеха, личную историю. Вот, что хочется видеть.

ОСТОРОЖНО, дальше будут спойлеры.

В фильме все сплошная ложь и провокация, картонным персонажам не веришь, как и ситуациям, в которых они оказываются. Какая мораль заложена, какая идея? То, что малолетнее хамло, бывшая воровка Ольшанская может спокойно сводить в могилу преподавателей и будет танцевать на сцене Большого? Что жизнь всегда даст второй, третий, пятый, десятый шанс? Можно делать все, что захочется: прогуливать репетиции, кричать на преподавателей, регулярно подводить всех, вести такой образ жизни, чтобы на репетициях хватало сил только ползать, рисковать жизнью, прыгая с крыш, потому что так захотелось? Все равно, в конце концов, каждого ждёт ещё один шанс, прима-балерина уступит своё место на сцене, ведь судьба к провинциальной хамке несправедлива, видите ли! И потом, без подготовки, выступление все равно пройдёт прекрасно, блестящий талант не пропьёшь! Да не бывает такого, на одну такую девочку найдётся сто других более талантливых, умных и старательных! Никто не будет держать такую проблему, выпускать ЭТО на сцену. Нет у меня сочувствия и понимания глупости, а в фильме на этом построена вся сюжетная линия! Талант это нечто большее, чем врождённые способности, это живой ум, сила воли, трудолюбие и полная самоотдача, готовность расти над собой, развиваться как личность. Только так люди добиваются настоящего мастерства. Мне обидно за всех прекрасных балерин, за их старания, когда нам показывают такой 'пример'. Если на сцене Большого выступают Ольшанские, то с нашим великим балетом все очень и очень плохо. Я не знаю, что хотели показать создатели фильма, но это полнейший ужас.

2 из 10 за прекрасную Алису Фрейндлих

10 марта 2018 | 18:48
  • тип рецензии:

Не показано в фильме, чего хочет главная героиня. К чему стремится? Где показано или сказано, что она любит балет? Нигде. Антагонистка - Карина - любит, стремится, борется, и этим вызывает уважение и большее сопереживание. Вообще в фильме мало балета, мало классической музыки, мало самого Большого театра. Показ тренировок - это ни о чем! Ольха (прозвище главной героини) их просто отбывает. Взяли, получается, трудную судьбу девушки из провинции, которая добивается успеха в столице. И все. Зачем балет брать тогда было? Ольха неестественно на сцене выглядит (не актриса! а именно героиня!), она не тянет на балерину. И не стремится тянуть! Сейчас поясню. В фильме 'Приходите завтра' талантливая провинциалка приезжает поступать на вокал. Так там видно, что она любит петь, хочет петь и готова ночевать в академии, лишь бы ее прослушали. И она становится такой, какой мечтала. А в этом фильме что? Правы те, кто писал, что сняли просто мылодраму. Думаю, что на Тодоровского просто надавили. По какой-то причине он уступил и взял такой средний сценарий в работу. Нет, не плохо! Просто средний. Тодоровский-то всего самого лучшего достоин! А тут...

22 октября 2020 | 01:37
  • тип рецензии:

К своему стыду, не могу назвать себя большим поклонником классического балета - как-то не сложилось. Тем не менее, фильм 'Большой' посмотрел с огромным интересом, и никаких особых знаний для этого не потребовалось.

'Большой', как следует из названия, рассказывает о Большом театре - главном, наверное, театре страны. Многие эпизоды сняты прямо на сцене, и они фантастически красивые. Действительно возникает ощущение, что перед тобой не дают представление, а творят какое-то волшебство. Уже ради этого стоит идти в кино.

Актеры хорошие, из примелькавшихся лиц разве что Домогаров, и тот очень органичен в роли запойного учителя танцев в Шахтерске, который больше всего напоминает Териберку из 'Левиафана'. В рецензиях часто упоминают, что на роли балерин в 'Большом' позвали настоящих балерин, и это местами хорошо видно - многие моменты не сыграны, они как будто прожиты. Опять же здорово, что на главные роли не стали звать каких-то эталонных красавиц, как у нас принято. Это подчеркивает индивидуальность.

Отдельно стоит упомянуть Алису Фрейндлих. Я ее знаю прежде всего по 'Трем мушкетерам', конечно, а с другими ее работами по большому счету и незнаком. Но по ее игре в 'Большом' сразу ясно - великая актриса. Ее героиней то восхищаешься, то ненавидишь, то искренне сопереживаешь, и все это минут за пять. Притом что больше всего ее персонаж мне напомнил адского преподавателя из 'Одержимости' почему-то.

Вообще параллелей в 'Большом' хватает. Например, заезжий француз, который появляется ближе к финалу, это же почти что Венсан Кассель из 'Черного лебедя', правда, не такой брутальный.

Вынести какой-то однозначный вердикт 'Большому' сложно - это не тот фильм, который может просто понравиться или не понравиться. Скажем так, на меня как на человека, повторюсь, далекого от театральных кругов, он произвел сильное впечатление. Это картина, которая не вымывается из памяти, как только выходишь из кинотеатра, она из тех фильмов, ради которых собственно и стоит ходить в кино.

12 мая 2017 | 18:13
  • тип рецензии:

Бывшая звезда балета, а ныне спившийся интеллигент Потоцкий (Домогаров в роли алкоголика) находит на улицах затрапезного Шахтинска талантливую, как ему кажется, девочку Юлю Ольшанскую и привозит ее в балетную академию в Москве к своей бывшей учительнице Галине Белецкой (прекрасная Фрейндлих). Хамоватая, бестактная и не шибко умная провинциалка шокирует приемную комиссию, но привлекает внимание Белецкой, что значит очень многое, поскольку никто больше Ольшанскую в академии не жалует. Но, как выяснится, влиятельной покровительницы мало для становления карьеры звезды балета, поскольку у Ольшанской имеется не только мощная соперница в лице подруги Карины, но и тотальное неумение распоряжаться подарками судьбы и собственным природным даром.

После выхода «Черного лебедя» (2010) казалось, что шедевр Даррена Аронофски предельно полно раскрыл как тему балетного соперничества, так и творческой одержимости, поэтому вторичность идей «Большого» вполне очевидна, но это не самый большой минус. Даже если опустить слабую игру ведущих актрис (картину предсказуемо тянет на себе исключительно великая Фрейндлих – сцены с Алисой Бруновной это лучшее, что есть в «Большом») и сомнительный кастинг, то на маловразумительный сценарий трудно не обратить внимание. Для начала, понять, о чем кино, крайне сложно. Если о балете как искусстве – то его предельно мало, никакого погружения в изнуряющий труд, одержимость совершенством, упорство и физические страдания. Тема жесткого соперничества – не раскрыта ввиду того, что особо страшных козней никто не строит, сильных подлянок не организовывает, а главная соперница Карина действительно выглядит талантливее, трудолюбивее и профессиональнее, чем Ольшанская. Ее образ это вообще отдельная тема. Во-первых, никакого уникального природного таланта со стороны Юли зрителю не показывают вообще (ну, если не считать прыжок через крышу и многочисленные фуэте после бутылки вина), отчего кажется, что образ «алмаза неограненого» видела исключительно героиня Фрейндлих. Взрослая Ольшанская проигрывает чисто внешне даже Ольшанской-ребенку – ее походка, стать, вечно опущенные плечи и полное отсутствие грации не выдерживают никакой критики. Во-вторых, закрадывается мысль, что Белецкая как персонаж вообще была в картине зря: судя по поступкам Ольшанской, балет нужен всем присутствующим в кадре, но только не ей. Странно видеть в картине о стремлении к прекрасному и преодолении трудностей героиню, которая упорно не хочет учиться, пропускает репетиции, вообще не практикуется, зато обладает феноменальной способностью спускать в унитаз невероятные возможности, которые сыплются на нее как из рога изобилия. В связи с этим особенно нелепо выглядит финал, который не только получился неправдоподобным (невозможно поверить, что успешная балерина, претендующая на лавры примы, пойдет на такой шаг), но и опять намекает, что Ольшанская чего-то сможет добиться не из-за своего таланта и упорства, а только благодаря фантастической везучести и очередному подарку судьбы. Баллов картине не добавляют другие логические и драматические проколы и натяжки, слабые диалоги, и искусственное, надуманное представление создателей о жизни провинциальных российских городков – особенно позабавило, как авторы представляют себе сельские стриптиз клубы начала нулевых. Чисто технически к картине претензий нет – мягкий приятный свет, легкая, воздушная картинка с живой камерой, а также довольно нескучное, и местами забавное повествование. Но события из «Большого» однозначно не получилось, и это обидно, поскольку действительно мог родиться настоящий шедевр, а вышел полнометражный вариант среднестатистического современного российского телесериала с соответствующими режиссурой и драматургией.

6 из 10

04 сентября 2017 | 17:37
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: