Фильм «Движение вверх» хороший фильм, за который не стыдно отдать деньги в кинотеатр. Так уж получается, что, глядя на последние тенденции, которые происходят в кинематографе, можно с уверенностью сказать, что у русских на данном этапе хорошо получается снимать только на вечные темы спорта и былых достижений. И это не так уж и плохо. Тем более, несмотря на то, что в данной картине используются все наиболее популярные штампы, которые характерны для жанра спортивно-художественных фильмов, она все же этим и увлекает. Здесь бесподобная операторская работа, в какой-то степени красивый визуальный ряд, очень хороши и всегда в тему музыкальный ряд, простой и понятный каждому сюжет про превозмогание. И все бы было хорошо, если бы не одно НО. И оно заключается в «Обзоре Евгения Баженова», который не оставил на фильме и камня на камне, и который довольно успешно завирусился на просторах интернета.
Сейчас, я ни в коем случае не стремлюсь утверждать, что обзор неправдив. Как раз наоборот, там все разбирается четко и с железобетонной доказательной базой. И такие обзоры всегда нужны. Но опять же, основная проблема заключается в том, что мнение Евгения, по сути подменило собственные мнения большинства его зрителей, которые, скорее всего, даже и фильма то не видели. Отсюда и шквал столь низких оценок после обзора. Признаюсь честно, что изначально посмотрел не фильм, а именно что Bad Comedian’а. После просмотра сам был настроен довольно скептически. И обзор, конечно, повлиял на оценку даже уже просмотренного фильма.
Главный недостаток картины – это безусловно, полный вранья сюжет. Нельзя так просто взять реальных людей и слепить из них совершенно противоположных по характеру личностей в фильме. А потом в интервью говорить, что это такое виденье автора. Это как если бы, сейчас вышел фильм про войну, в котором говорилось, что войска СССР сплошь и рядом состояли из дезертиров, убийц и трусов, которые Родину ни в грош не ставили и все это подавалось под соусом правды… Ах, да. Есть же «утомленные солнцем». Но это исключение скорее и всегда вызывает резонанс. И даже в тех же утомленных почти все личности были выдуманными персонажами.
В фильме по большей степени игнорируются реальные характеры персонажей. Зритель получает поверхностные представления об определенных архетипах людей. И не важно, что тамошний литовец любил СССР и все с ним связанное. Раз современный среднестатистический житель Литвы плохо относится к России, то и киновариант должен быть таким. Не нужно показывать действительные характеры тех же Грузинов, когда можно ограничиться общими стереотипными представлениями об их, которые приняты в обществе сейчас. И в этом, на мой взгляд, большая проблема. Фильм таким своим наплевательским отношением задел многих персонажей и сформировал об их совершенно неправильные представления у большинства смотрящих.
Можно допустить такие вольности, к примеру, в любом из фильмов Marvel, либо DC потому, что любой комикс не основан на реальных событиях и здесь невозможно задеть чувств Капитана Америки, либо Брюса Уэйна. Но, по реальной истории такая халтурная конъюнктура может сыграть довольно злую шутку.
Сценаристы в этом плане слабо заморачивались по сюжету и просто перенесли сюжет американского «Чуда на льду» на свой лад. Это еще один серьезный минус, на который без Евгения Баженова мало кто обратил бы внимание. Добавить чего-то дополнительно мне и не нужно. Фильмы очень похожи. И это не смотря на то, что русский оригинал снимался по книге, которая с американским фильмом не имеет ничего общего.
А следом уже идут менее серьезные недостатки, которые характерны для большинства спортивных фильмов. Связаны они с тем, что персонажам постоянно приходиться что-то превозмогать. То сердце у одного больное и с этим нужно что-то делать, то ноги у другого кривые и, опять же, нужно как-то решать данный вопрос. Либо просто начальство – мудаки, которые не верят в силу и мощь. Однако, в данной картине такие вещи хорошо работают на общий накал страстей. И, в какой-то степени благодаря им, персонажам действительно сопереживаешь. Фильму удалось втянуть и завлечь меня в происходящее. А последние минуты, благодаря отличной операторской работе, так вообще смотрелись на одном дыхании.
В итоге и получается, что картина получилось довольно неплохой. Да, в какой-то степени слизанной с американской и совершенно перевирающей оригинальные события, но неплохой.
Во всяком случае, я не жалею, что потратил сначала 2 часа своей жизни на обзор Евгения Баженова, а потом столько же на «Движение вверх». Фильм точно лучше единиц и двоек, которые ему начали лепить, но все же халтурный с точки зрения сценария и перевирания, что лично для меня непростительно.
2018 год обещает быть богатым на фильмы о спорте: как минимум «Лед», «Тренер», и во главу этого списка можно поставить «Движение вверх», хотя вышел он в конце 2017.
Не успев выйти, картина получила многочисленные одобрительные отклики как от кинокритиков, так и от массового зрителя. Было заявлено, что фильм пополнил чьи-то списки любимых фильмов, ведь он невероятно трогательный, очень качественный и интересный. Столь нашумевший фильм сложно обойти стороной, поэтому нельзя не устроить разбор полетов по картине, увы, не оправдавшей мои ожидания.
С самого начала просмотра создалось впечатление, что данный фильм будет похож на горячо любимую мной «Легенду №17». Что ж, и да, и нет. Тема патриотизма, карикатурные образы грозных непобедимых американских спортсменов, теряющих свою мощь в спортивной схватке с русскими, опора на реальные события советского времени, проблема формирования командного духа в сборной и так далее – да. Но главное отличие состоит в том, что помимо всего прочего акцентируется внимание не на личности спортсмена, а на командной силе, несмотря на то, что иногда кажется, что Сергею Белову уделено чуть больше внимания.
Достоинств у фильма предостаточно. Первое и самое главное – сценарий. Точен и выверен настолько, что зритель заинтересован в развитии действия по максимуму. Не успевает возникнуть вопрос по сюжету, как тут же он решается в следующей сцене. О соответствии фильма историческому событию, послужившему основой, я судить не могу, так как о «трех секундах» до просмотра фильма мне было неизвестно, хотя стоит отметить, что фильм заставляет обратиться к таким ресурсам, как «Google» и «Википедия» после просмотра, так как развенчание непобедимости другой нации русскими (точнее - советскими) – это всегда интересно. К слову, драматическое и комическое гармонично переплетается. Но при этом чувствуется доля театральности.
В актерском составе представлены как давно всем знакомые и крайне профессиональные актеры (Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова и другие), так и новые лица, впрочем, очень гармонично подобранные. Однако, судя по фотографии, показанной перед титрами, внешних сходств актеров с реальными прототипами мало или вообще нет. Не очень понравилась актерская работа Никиты Яковлева (сын Гаранжина Шурка) в начале фильма. Но это скорее упущение режиссера.
Достаточно интересно снята решающая схватка американцев и советских спортсменов, да и в общем-то мне понравилась операторская работа, но огромное недоумение вызвал монтаж, который так и пестрил слоумоушн, часто неуместным и добавляющим комичности в напряженную и драматичную сцену. Подобный эффект имело и музыкальное сопровождение, которое абсолютно не вписывалось в основное содержание картины. Да, в сценах, где можно было растрогать зрителя, лирическая мелодия присутствовала, но она скорее отвлекала от действия, чем создавала драматическое настроение. И это не единственный пример неудачной работы звукорежиссера.
В целом, интересная реальная подоплека, серьезный рывок российского кино, ориентированного на массового зрителя, правда не лишенный недостатков. Однако создается впечатление, что фильм вышел не в том году. Слишком чувствуется патриотическая установка на то, что даже, если тебе здесь плохо, то ты всегда должен быть «за своих».
Ну, вот мы и добрались до главного и самого кассового отечественного киноблокбастера. И даже не года – а всех времен, по крайней мере, на отчетную дату. Считать чужие деньги нехорошо, но любопытно. Пожалуй, в эти 2 миллиарда можно поверить – даже спустя месяц с лишним после премьеры залы все еще почти полны. Как они это сделали? Как им удалось такое резвое «Движение вверх»?..
… «Они» - это ровно те же люди, которые в свое время сняли «Экипаж» и «Легенду № 17», сценарно-продюсерская команда михалковского инкубатора «ТриТэ». Два раза, говорят, в одну воронку не падает, но тут зашло в третий, да в взрыв в итоге получился самым мощным. «Научились делать», - уважительно цокают языками зрители, выходя из зала и сразу же снова заворачивая к кассе в очередь за билетами. И это правда – «Движение вверх» констатирует с неумолимостью слэм-данка, что у нас умеют снимать качественное жанровое кино. С перепадами сюжетного напряжения, катарсисами в нужных местах, визуальным рядом, за который не стыдно. Еще не Голливуд, но уже далеко и не Бердичев. Это радует. Но…
… Знаете, что «они» на самом деле сделали – в третий уже раз? На языке баскетбола, да и игровых видов спорта в целом, это называется не «движение вверх», а пас ближнему. Так можно, даже некоторые тренеры советуют: когда у тебя на площадке нет новых идей, ты не знаешь, как продвинуться вперед – сыграй надежно, проверенным стократно способом, отдай мяч ближнему, чтоб не потерять совсем (мы сейчас развертываем метафору про творчество, а не про деньги, если что). Результат гарантирован – результат в виде сохранения статус-кво. Но американцев так точно не победишь (ни в кино, ни в спорте) – это тебе не яростный и абсолютно неожидаемый никем швырок мяча от Едешко через все поле.
Я талдычу одно и то же, просто потому что хочу быть правильно понятым. «Движение вверх» само по себе – НЕ плохое и даже вполне ДОСТОЙНОЕ кино. Из самых очевидных его плюсов – выдающаяся картинка именно эпизодов игры, того самого великого баскетбольного финала Олимпиады-72. Когда я прочитал, что непосредственно съемки спортивных моментов заняли месяц, много стало понятно – усилия эти видны в кадре, игра и правда сконструирована так, что глаз не оторвешь, а напряжение зашкаливает. И, кстати, все эпизоды развязки матча при этом переданы, в отличие от многих житейских нюансов, со скрупулезной исторической точностью.
Но вот с тем, что за пределами площадки – есть явные «провисы». Именно цельной человеческой истории по большому счету, не получается, из набора эпизодов разной степени драматичности и достоверности (ну, не был капитан сборной Паулаускас, в честь которого я играл в школьной команде именно под пятым номером, в жизни никаким антисоветчиком!). Насколько хорош Машков в роли тренера Кондрашина-Гаранжина, настолько же и обезличен его обожаемый игрок Саша Белов, автор «золотого» броска. За какие заслуги актеру Ивану Колесникову вновь, после альтер эго Довлатова в «Конце прекрасной эпохи», выпадает роль знакового советского харизматика, которую он очевидно не тянет – ума не приложу. Весел и хорош дуэт грузинских баскетболистов, впрочем, это тоже ход очевидный, из серии «пас ближнему» - пара грузин всегда украсит любое застолье. Карикатурен и забавен раздобревший Башаров в образе типичного спорткомитетовского «совка».
Но все это частности, а главное – в том, что с неумолимостью того же слэм-данка русское кино вновь демонстрирует безукоризненное ремесленничество вкупе с полным отсутствием новых смыслов и идей. Мы (они?) снова берем чересчур беспроигрышную тему – спорт, патриотизм, а тут те же пиндосы как раз с Олимпиадой свежей подкузьмили, великая победа в великом финале, равного которого по драматизму не было в мировом спорте – чего париться, бери и снимай, сценарий уже сама жизнь написала, а кассовую легитимность ему придает успех «Легенды № 17». В итоге – все так и сработало. Но – что дальше?
Верхний слой советских спортивных побед мы уже сняли (ну, остался еще олимпийский футбол, да пройтись по гимнастике), космос уже тоже почти весь в кинематографическом смысле наш ( см. «Время первых» и «Салют-7»)… Из архетипически победных тем остаются балет и тяжелое машиностроение, но эту руду можно копать еще года три максимум, а дальше перед сценаристами и продюсерами снова разверзнется зияющая пустота и необходимость делать не пас ближнему, а спасать матч нестандартным решением, как это сделали великие советские баскетболисты Иван Едешко и Александр Белов в 1972 году.
Ну что же, вот и посмотрел я то самое кино, которое поставило новый рекорд по кассовым сборам в России, если вы не поняли, речь идёт о фильме «Движение Вверх».
И на мой взгляд, фильм довольно сильно переоценён.. Картина действительно неплоха, но не вызвала какого-то восторга. Очень простые персонажи, большую часть из них прописали просто ужасно, ситуацию спасет лишь актерская игра, она и в правду очень сильно спасает ибо актеры в этом фильме играют действительно хорошо, хотя бы пытаются как-то оживить героев картины. И ещё один момент, который у меня вызывает негодование - то что фильм был снят якобы на реальных событиях. Вы просто не представляете насколько сильно в этом фильме поковеркали биографию многих персонажей, к ним относятся и Советские баскетболисты, тренеры и все их семьи, ну и т.д. Баскетболисты в фильме были выставлены вообще каким-то идиотами, которые только и думали о себе, да и любили отжигать в барах и бухать, все настолько оскорбительно было продемонстрировано, что дошло до скандалов со стороны родственников, и авторам фильма было даже предложено поменять имена героям, правда они всячески отказывались, и все бы ничего, но родственникам спортсменов в ответ на их возмущения, просто начали угрожать. Все закончилось тем, что родственники успокоились и приняли все как есть, так что, к сожалению вот так вот подло у нас поступают. Хотя в фильме присутствуют исторические моменты, которые были переданы очень хорошо, к этим моментам относится сам матч с Американцами (по которому и был поставлен сам фильм, собственно говоря), вообще матч был снят просто прекрасно, настолько идеально выполнена операторская работа, видно что всю душу и бюджет вложили именно в адаптацию этого финального матча нашей сборной на экраны, ведь этот матч занимал практически всю вторую половину в хронометраже фильма. Скажу все-таки честно, но в некоторые моменты просто даже отбивало по эмоциям, матч с Американцами был снят на высшем уровне!
Подводя итог, можно сказать, что мы имеем в целом неплохой фильм, который думаю достоин внимания, просто потому-что он очень круто снят. К сожалению, с никакущими персонажами, за которыми просто не интересно наблюдать, но отличными актёрами, которые пытаются хотя бы ну немного сделать героев фильма интересными. Слишком завышенное внимание к этому фильму, на мой взгляд. Ну и самое главное! Этот фильм основан далеко не на реальных событиях, в нем очень много несостыковок, особенно биографических! На этом у меня все, благодарю за внимание.
Художественный фильм 'Движение вверх' вышел в 2017 году. В год выхода я не смог его посмотреть, а увидел только в обзоре Бэдкомедиана, где о фильме сформировалась однозначно негативная картина. В итоге к 50-летию мюнхенского матча и 5-летию фильма мне удалось прочитать первоисточник Сергея Белова, посмотреть художественный фильм, пересмотреть критику Евгения Баженова и посмотреть критику критики Бэдкомедиана от Егора Просвирнина. Прежде всего, хочется поделиться впечатлениями о фильме, после чего обсудить немного последующую реакцию, начнём с фильма.
В основу фильма легла одноимённая книга Сергея Белова, участника советской сборной по баскетболу, а конкретно часть, посвящённая Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Однако главный герой здесь не сам Сергей Белова, а Владимир Гаранжин (прототипом которого стал тренер советской сборной Владимир Кондрашин).
Из достоинств фильма можно, прежде всего, отметить, что он очень хорошо снят, то есть с технической точки зрения и глазу было не за что зацепиться в данном случае. Особенно это хорошо видно во второй половине фильме, когда посекундно восстановили легендарный матч. Здесь можно сказать, что по уровню напряжения, как в книге-первоисточнике. Это завораживает, это цепляет, за этим интересно смотреть. Другое достоинство -- это актёрский состав, в котором особенно приятно смотреть на Владимира Машкова в роли тренера и на Кирилла Зайцева в роли Сергея Белова. Третье достоинство -- фильм очень грамотно создаёт атмосферу пафоса и важности события, которое должно вот-вот наступить и в контексте необходимой бездумной пропаганды этот фильм работает очень хорошо.
Из очевидных достоинств на этом всё,а из недостатков следующее.
Стараюсь не сравнивать первоисточник с экзранизацией, но в данном случае не хочу себе в этом. В фильме атмосфера перед матчем совсем не такая, как в книге, в первоисточнике не чувствовалось, что американцы -- это непобедимые божества, в книге в них виделся соперник высокого уровня, но не как что-то сакральное, а как трудное препятствие на пути к цели. Второе -- линия взаимодействия тренера с командой показана не внятно и не совсем понятно, в отличи от книги, кто и что хотел от происходящего и приходится додумывать кто и зачем, что делал. В контексте фильмов додумка работает, на мой взгляд, только когда она постфактум после просмотра, а не когда во время фильма ты сам додумываешь, что было в данном случае. И по последней причине невнятица ложится на действия персонажей и им уже сложнее переживать. Третий недостаток - этот метафизический посыл и акцент на том, что если просто поверить, то удача тебе улыбнётся, что в плане спортивных достижений, на мой взгляд, губительный посыл. Не отрицаю, что удача играет важную роль, но не ключевую, ключевую всё же играют тренировки, что в данном фильме слабо отражено и акцент смещён.
Хочется сказать относительно критики, которая сыграла роль в восприятии того матча наравне с фильмом. На мой взгляд тот обзор Бэдкомедиана более точно отражает книгу-первоисточник и персоналий, которые ту победу принесли. Но подчеркну именно в контексте Мюнхенской олимпиады.
Критика же обзора со стороны Егора Просвирнина, на мой взгляд, была точна только в одном в книге не делается акцент на 'советской Родине', как говорил Бэдкомедиан. В остальном же Егор пытался, что называется 'натянуть сову на глобус', приводя события и факты из жизни и книги, которые либо похожи на события фильма, но ими не являются, либо не связаны никак, хотя критикуется именно фильм и экранизация конкретных событий и по-хорошему надо именно от исходных событий отталкиваться, а не искать параллели и говорить, что критик ошибся, а в фильме были правы.
В целом же, спустя 5 лет после выхода фильма наконец-то его посмотрев могут сказать, что это неплохая спортивная драма на один раз. Вряд ли он заслуживал того, чтоб стать самым кассовым российским фильмом на данный момент, но что есть, то есть. Рекомендую прочитать книгу вне зависимости от отношения к баскетболу, так как она посвящена не только Мюнхену, но и другим событиям и даже далёким от спорта это будет интересно. Фильм рекомендую посмотреть либо после книги, либо для понимания того, что стало самым кассовым фильмом России.
На это фильм я пошел с родителями на новогодних праздниках. Судя по оценкам, я подумал, что наши сняли действительно чуть ли не лучший спортивный фильм за всю историю кинематографа. Но все оказалось не так, фильм на мой взгляд слишком переоценен (так же как фильм ''Интерстеллар-Кристофера Нолена или сериал ''Игра престолов''). И так разберем плюсы и минусы данного фильма.
Начнем с плюсов:
+ Игра актеров.(за исключением Марата Башарова, на мой взгляд он сыграл здесь абсолютно бездарно). Все баскеблисты играю в целом хорошо, но тут фильм конечно вытаскивает Владимир Машков, действительно его персонажу веришь и сопереживаешь, плюс актер обладает харизмой, из-за чего тебе действительно приятно на него смотреть. Остальные из комитета спорта СССР играли тоже хорошо (опять же за исключением Марата Башарова)
+ Хорошая Картинка. С технической стороны фильм выглядит действительно отлично, видно, что фильм делали с любовью и душой. Особенно круто было сделан финальный матч.
+ В фильме есть хорошие моменты, которые вызывают разнообразные эмоции (смех, грусть). Но их не так много как хотелось бы
На этом плюсы закончились на мой взгляд. Теперь перейдем к минусам.
- Очень скомканный и не раскрытый сюжет. Таких примеров масса. К примеру в фильме был момент, когда тренер, который собирал деньги на лечение сына, отдал их на лечение своего спортсмена. Казалось бы, сильный момент, но он не особо работает из-за того, что мы не знаем каким трудом он собирал эти деньги, что будет с его сыном, если он отдаст эти деньги (о его болезни нам толком ничего не известно). Ну или момент с террористами на олимпиаде, во время просмотра я сначала вообще не понял, что произошло, ведь на не показали толком не захват заложников, ничего. Я узнал об этом после того, как все об этом сказали, и это все из-за подачи сюжета.
- Не раскрыта мотивация некоторых персонажей в осбенности, который хотел уйти из команды, в фильме его мотивация показана, тем что ему не дали допеть песню и он обиделся, на этом все. Мне это показалось довольно странным.
- Фильм не смотря на то, что толком не раскрывает персонажей очень долгий и часто провисает, как я уже говорил в фильме есть эмоциональные моменты, но их немного. В основном они все в конце. Из-за этого фильм часто вызывает желание зевнуть, ожидая очередного напряженного момента. Но концовка все же у фильма классная, ее сделали как надо, но если бы фильм был таким захватывающим не только в конце, было бы действительно лучше.
Фильм не плохой, но на мой взгляд таких высоких оценок он не заслуживает.
Возможно единственное Олимпийское золото, которое мы увидим в 2018
Вернемся к Движению на волне отзыва прокатного удостоверения у картины Смерть Сталина на территории РФ. Всё бы ничего, но вот опять всплывают двойные стандарты - фильм, который 'возможно, кого-нибудь когда-нибудь как-нибудь может оскорбить' беспощадно зарубают и поливают помоями. Фильм, который оскорбил и переврал много исторических моментов боготворят из любой микроволновки где медиа-персоны призывают сходить в пятый-десятый раз в кинотеатр, чтобы кассовый рекорд оказался недосягаем в обозримом будущем.
С одной стороны, как я для себя выяснил, мне удалось посетить за один сеанс две картины. Первая повествует о событиях непосредственно до финального матча. Вторая - сам матч. Если второй фильм, по моему мнению, снят довольно захватывающе, и прецедентов толково снятых сцен командных видов спорта у нас немного, то первая часть скомканная и заметна не раскрытость авторских идей.
Совсем не впечатляет попытка раскрыть каждого из игроков. Непонятны и мотивы поступков, который совершают герои, особенно в вымышленных эпизодах, которые вызывают большое возмущение. Иван Едешко фильму рад. Его не сделали 'контрабандистом внезапно погибающем в юном возрасте при попытке побега в капиталистическую страну после свадьбы на Кавказе'. О нём же ни слова. Большое количество недостоверных и искаженных фактов формирует полное впечатление, что это совершенно 'другая история', к которой зачем-то прицепили фамилии и Олимпиаду. Я не увидел историю людей, только эпизоды в жизни определенных персонажей связанных вызовом в сборную. Да, к примеру, в Крутых Виражах есть немного вымысла. Но во-первых, та история об авантюре, которая фейерверком позитива прошлась по Олимпийскому движению. Во-вторых, все имена и взаимоотношения в ленте были придуманы, и позиционировали фильм как о 'частично основанный на фактах о сб. Ямайки'. Вокруг Движения же, сформирована атмосфера реальности происходящего на экране. Убери из фильма имена Героев той Сборной, никаких претензий. Типичная домохозяюшка разницы не заметит, а компетентные люди разбирающиеся в спорте не будут искать противоречия.
Сама игра снята очень прилично, однако, чувствуется, что можно и лучше. Бесконечные данки, которых тогда не было, введены хоть и для зрелищности, но любой бросок можно снять сочнее, если это не космос для авторов. Посмотрим, что будет в Тренере или фильме про Льва Яшина.
Больше всего претензий к драматургии. Я не увидел и не прочувствовал среди террористов, перебежчиков и смертельно больных того самого настроя, что был озвучен - 'мы обыграем сборную Америки'. И заявления тренера про лучший состав за много лет, и намерения не приезжать домой без золота, разрушаются о стену 'чёртовых коммунистов' готовых саботировать финал. До этого, значит, в финалах Олимпиад четыре раза в финалах проигрывали американцам, и никаких претензий не было, а в этот раз прямо расстрел насмерть? Слишком много галиматьи и в итоге не тот вкус победы. Да и в трёх секундах нет никакой динамики и адреналина фонтанирующего из ушей и глаз.
Перефразируя: 'Куликовская битва с огнемётами и РПГ'. Только в картине нет никакой пространственно-временной дыры, чтобы объяснить как современное оружие оказалось в прошлом и почему судьбы героев событий изменились до неузнаваемости.
Кино хорошее, но можно лучше. Ставить в пример такую картину нельзя, она не про людей, а про событие.
Признаюсь честно - спортивные драмы я не люблю. Именно потому, что в реальной жизни два этих понятия ('спорт' и 'драма') зачастую просто несовместимы. Ты или выходишь на площадку (стадион, ледовую арену, корт) абсолютно отрешённым от мира и его проблем, или уже заранее проиграл. Да, на самой площадке (стадионе, ледовой арене, корте) может твориться драма похлеще шекспировских трагедий, но она ограничивается пределами игровой зоны и спецификой самого вида спорта. Пытаться привнести в неё что-то ещё... Всё равно, что сыпать сахар в бочку с мёдом. Понятное дело, что на сухую статистику и документальность народ в кино не заманишь, но всегда нужно соблюдать баланс между зрелищностью, драмой и фактами. Вот как раз с подобным балансом у спортивных драм (любой страны производства, не только России) имеются огромные проблемы.
Но, наслышавшись хвалебных отзывов как от критиков, так и рядового зрителя, и впечатлившись финансовыми достижениями 'Движения вверх' я всё же решил рискнуть, и ещё раз глянуть на представителя так не любимой мной 'спортивной драмы'.
Результат двойственный. И вообще - такое ощущение, что я посмотрел 2 фильма вместо 1-ого.
Первый - хороший патриотический фильм, повышающий чувство гордости за свою страну.
Второй - глупая ненужная драма в том антураже, в котором она совершенно не нужна, и затмевающая драму реальную. Представьте себе: разгар холодной войны, настоящая трагедия на олимпиаде в Мюнхене (теракт, унёсший жизни 11 членов олимпийской сборной Израиля), общее напряжение, которым хоть масло режь, принципиальнейший матч между игроками двух сверх-держав, завершающий программу столь непростых игр... а нам тычут в лицо мальчиком-инвалидом и очередной любовной линией. Нет, не поймите меня неправильно, правильно поданная драма в правильном (!) антураже - это мощнейший социальный посыл. Но блин... Подать смерть 11 человек как затравку анекдота 'вах, умный грузин в отель не пойдёт, а если и пойдёт, то вовремя из него выйдет!' и тут же включать бытовую мелодраму... это, мягко говоря, бестактно.
Ну ладно, с драмой понятно, а как там у нас со спортом-то? Здесь всё ещё печальнее. Я вот не пойму создателей этого фильма. У вас есть отличная история, по которой написаны тонны материала, снято несколько документалок, до сих пор ведутся ожесточённые споры из категории 'было-не было', и что же вы со всем этим делаете? Правильно, выбрасываете на помойку, достав из загашника кучу штампов и клише для достижения драматического эффекта.
С одной стороны, создателей можно понять. Ну кому интересно, что у СССР была сыгранная на протяжении 7 лет сборная (7, а не 1 года, как в фильме), а в 1952, 1956, 1960, 1964 годах советская команда уже выходила в финал олимпиады против тех же США? Что их противниками в 1972 были всё ещё мальчишки, жившие в нескольких сотнях метров от перестрелки, случившейся накануне, и выходящие на матч в явно подавленном настроении (что полностью исказили в фильме, выставив американцев перед игрой крутыми пижонами и понторезами, которых подвела исключительно их самоверенность)? Что сборная СССР вела в счёте на протяжении всего матча и именно она (по игре) была его фаворитом. Что досадная ошибка Александра Белова едва не стоила команде исторической победы, и во многом благодаря тому, что советские баскетболисты получили целых 3 (!) шанса на исправление этой ошибки вместо 1-ой данная победа всё же случилась? Что противники, дважды начинавшие праздновать успех и вынужденные вновь и вновь возвращаться к тем пресловутым '3 секундам', в итоге полностью потеряли концентрацию и допустили подобный свободный бросок через всю площадку, спокойную обработку мяча тем же Беловым и забрасывание ним мяча в корзину?
Правильно - никому. Ну, не массовому зрителю, так уж точно. Разве что кучке истинных любителей баскетбола и экспертов, разбирающихся в специфике правил тех лет (ну вот многие ли 'шарящие в баскетболе' зрители, задававшиеся вопросом: почему удачные эффектные броски из-за пределов штрафной добавляли всё те же 2 очка на табло, знают, что '3-очковых' тогда ещё просто не существовало?). И что большинство, в том числе американских, экспертов в итоге согласились с тем, что сборная СССР победила закономерно и по делу, пускай и с некоторым сумбуром в концовке матча (а не отхватывала люлей от дворовых и студенческих сборных, пока наконец не 'взяла себя в руки' и 'как бы из последних сил', за 'родину-мать' и 'тренера, который за уши тащил' взяла и победила).
Нет, надо отдать должное оператору и монтажёрам - сам финальный матч снят очень зрелищно, атмосферно и эффектно. И отдельные важные элементы (стычка, приведшая к двойному удалению, последовавший розыгрыш мяча, после которого ещё один ключевой американский игрок получил травму) в нём присутствуют. Но вот всё остальное не создавало ощущения 'реальности' матча. Вся та тысяча мелких деталей, фактор удачи, взаимные ошибки, комбинационная игра в средней линии (а не одни лишь кадры с финальными прорывами к штрафной), спортивные хитрости и балансирование на грани дозволенного правилами - всё то, что делает игру игрой - ничего из этого лично я не увидел... Послематчевую неопределённость, из-за которой советские баскетболисты всю ночь ждали возможной переигровки, и ту не показали. Ну да, лучше же вставить слезливую сцену 'благородного поступка', каковой даже сам Машков, судя по его игре, не проникся ни на грамм.
Зато мы увидели:
- злобных американцев, безбожно фолящих на игроках советской сборной и равнодушных судей, которым на это плевать (в то время, как 'наши' фолят, конечно же, только в рамках правил);
- их злобного тренера, попирающего принципы fair play раздачей 'силовых установок', что, конечно же, сбивает честным американским парням весь настрой на игру;
- кучу клишированных 'зрительских' комментариев вроде 'оказывается, белые тоже умеют играть в баскетбол!' или 'ну теперь его точно примут в партию!';
- скандирование 'Америка-Америка' как основной катализатор сокращения 10-очкового отрыва игроками американской сборной
и прочее, и прочее...
Такое ощущение, что попытки российского кинематографа сделать 'как в Голливуде' сводятся к перениманию шаблонных и банальных 'ура-патриотических' элементов, в которых нет ни грамма искренности.
Ну да ладно, нужно закругляться с выводами. А они таковы.
'Движение вверх' - неплохой 'вдохновляющий' фильм, к сожалению, имеющий очень слабое отношение к спорту. Сделанный по лекалам 'Легенды №17', но не имеющий и половины её искренности и харизмы.
7 из 10
Исключительно из принципа 'на безрыбье и рак - рыба'.
Фильм 'Движение вверх' рассказывает о триумфальной победе сборной СССР по баскетболу над американской сборной на олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Победе, в которую действительно верили немногие. Первым делом хочется сказать спасибо нашим киноделам, что такие важные для страны в целом и при этом такие по-своему личные события передаются из поколения в поколение. Благодаря этому фильму молодые зрители могут убедиться, что не только афроамериканцы хорошо бегают и прыгают, что не одними лишь толчками решается игра, и что победили действительно наши. Именно поэтому не стоит относиться к фильму как к очередной спортивной драме. Может это и так, но ведь где ещё найти веру в героизм своего народа и за что порадоваться, тем более что фильм хоть целиком и полностью спортивный, но очень важные моменты показаны в нём; не только вера, самоотдача и усердие, но и важность стремления в жизни, того самого 'движения вверх'. Это не только движение мяча к корзине, это ещё и движение самого себя к чему-то лучшему и стоящему.
Фильм уделяет внимание практически каждому члену нашей сборной: да есть несколько второстепенных и нераскрытых, но по крайней мере все проявили себя в матче, так что никто не бесполезен. А уж кого раскрыли, так по полной: сразу становятся видны ценности и понятны мотивы героев, что заставляет их бежать, ловить и бросать, когда весь стадион поддерживает команду соперников и когда даже непоколебимый дух тренера даёт слабину. Актёры все молодцы, Владимир Машков, исполнивший роль самоотверженного тренера Кондрашина, как всегда 'браво'.
К вышесказанному могу добавить только то, что ещё отдельно понравилось: в фильме очень хороший добрый юмор, не раздражающая и не клюквенная ирония как над нашими, так и над американцами. При этом никто не выставляется в негативном свете, фильм просто показывает всех и даёт им характеристики, над которыми уже думает сам зритель; кого осудить, кого похвалить, а кого поддержать.
Замечательный, динамично снятый и цепляющий своей напряжённостью фильм, который стоит один раз посмотреть каждому, кто интересуется спортом, любит наше кино и просто хорошие фильмы о победах, вере в себя и о любви к товарищам и близким.
Абсолютное отсутствие саспенса даже при создании каких-то условий, которые вроде бы должны тебя как-то задевать, но не задевают, весь фильм авторы готовят нас к решающей схватке с американцами, сюжет довольно скучен и построен на клише. Что можно сказать о героях этой картины? Весь фильм на себе тащат баскетболисты, каждый из них действительно выглядит правдоподобно, характер многих хорошо раскрыт, актеры потрудились на славу, особенно понравилась игра Зайцева и Тратаса. Главный герой - тренер, которого сыграл Владимир Машков. Его герой напрочь отбитый, он настолько желает победить американцев, что это желание превращается в культ, и после этого многие вещи и его первоначальная мотивация спасения сына теряет всякий смысл, что сильно бьет по сюжету. По той же причине культ тренера пытаются заменить 'Верой в победу', на это навязывание без слез не взглянешь. В сюжете много дыр но есть и приятные моменты, вроде игры в баскетбол с уличными ребятами в Америке. Атмосфера СССР воссоздана очень неплохо.
Вообще, сюжет это слабейшая сторона фильма, баскетбольные матчи нам особо не показывают, так...вскользь...это делает фильм еще скучнее, но все это ради того чтобы показать нам последнюю игру.
Последние 10% хронометража.
Сюда же саспенс все же завезли, показали нам то, чего не хватало весь фильм...американских баскетболистов. Вот здесь выглядит все гораздо зрелищней, хоть это и чистый клон фильма 'Легенда №17', нам показали именно то, из-за чего оценка фильма поднялась до неведанных высот, как я считаю незаслуженных, однако все же стоит отдать должное режиссеру, хоть и сценарий был плохо прописан, все же видно, что в кино постарались вложить душу, кульминация этого фильма заставляет пролить слезу, и ты начинаешь гордиться тем что ты Русский и тем что у тебя такое великое наследие.(И неважно победили наши или проиграли)
Сама история этого фильма уже невероятна и по-своему красива, поэтому сложно было ее загубить, ее конец по факту уже добавляет 2 балла фильму, остальное грубая пятерочка.