Психология и баскетбол или даешь больше Куликова в российском кино!
Когда российское кино как-то разом выяснило, что спорт для россиян – это такая маленькая и сравнительно бескровная война, на которой настоящие страсти, подчас захлестывают, стало понятно, что нужно снимать высоко бюджетные ленты на героические темы в спортивной истории. Сложность в том, что стоящими героями, в новой России, стараниями СМИ и общественного мнения, сильно не разжиться… Но тут на выручку приходят советские времена! А что? И обстановка в мире похожая и политику можно под разными углами подать и с национальной идеей тогда все было более чем благополучно! Всего-то найти хорошего сценариста и серьёзно потратиться на картинку и о-па – блокбастер у вас готов!
Что, казалось бы, проще - есть студия ТРИ ТЭ, с политически верным Михалковым, под которого государство выделяет деньги, привлекаем Николая Куликова, практически единственного серьезного сценариста в современной российской киноиндустрии и тема съемок пошла в 2014 году… Но тут случилась украинская история, полный разлад с Западом, США – главный противник и в довершение допинговый скандал…
Видимо непросто было решить вопросы идеологического наследия СССР, национальный вопрос, отношения с США и то как показать личные проблемы главных героев. Нужно признать, что по всем сложным темам старались пройти «по краю», то есть американцы конечно подлые и высокомерные, но адекватные, режим СССР – конечно «кровавый», но тоже с «пониманием», национальный вопрос безусловно имеет место, но его с успехом решают! И все на базе психологического приема работа с каждым игроком, чтобы команду собрать и победу невозможную одержать, которую к слову сказать США до сих пор так и не признали!
Если опустить откровенные глупости, вроде скандала, который на самом деле был на три года позже и болезни одного из главных героев, которой в то время просто не было, все прочее можно считать приличным с учетом необходимости показать «драму». Единственное, что осталось совершенно непонятным – почему была изменена историческая фамилия главного героя с Кондрашин на Гаранжин, но это к слову!
К операторской работе Игоря Гринякина нет вообще никаких претензий – все просто супер. Ощущение погружения в матч создается практически полное.
Отдельно хочу пройтись по актерским работам, сразу видно команда старалась, на роли баскетболистов подбирали рослых парней и девчонок, на роли иностранцев – иностранцев! Все прилично и претензий нет, но искру выдать не удалось даже Машкову. Более того нужно признать, что единственный позитивный персонаж в фильме - это американский доктор, блестяще сыгранный Jonathan Salway, говорю это не потому что он занимался с моим сыном английским языком, а потому что этот англичанин живущий в России, здорово сыграл аполитичного американца 70-х…
Конечно идти нужно всем, и потому что фильм приличный и Никите Сергеевичу деньги очень нужны, да и историю сnраны нужно помнить…
Вообще нужно бы дать «хорошо», но в Новый год должны быть подарки…
«Движение вверх» Антона Мегердичева – очень яркое и качественно сделанное российское кино.
Не могу вспомнить ни одного отечественного фильма в жанре спортивной драмы, который бы произвёл на меня столь значительное впечатление. Ощущение сопричастности с происходящим во время показа на экране знаменитого финального матча СССР-США на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года была настолько велико, что многие зрители в кинотеатре после точных бросков в кольцо игроков советской команды аплодировали, а некоторые даже вслух подбадривали советских баскетболистов.
Мегердичев пошёл на очень необычный по меркам кинематографа шаг – показал в художественном фильме целиком весь ход финального олимпийского матча. От этого эффект присутствия на матче и сопереживание тренеру и игрокам возрастают в несколько раз.
Картина отличается также редким для нашего кинематографа балансом во всех своих элементах.
Балансом между стремлением режиссёра показать спортивную составляющую и человеческие характеры. Фильм, с одной стороны, способен влюбить в баскетбол даже людей, совершенно далёких от спорта, а с другой, отлично демонстрирует всю сложность человеческой натуры и сложность человеческого выбора, который заставляет делать героев жизнь. В нём есть драма не только спортивная, но личностная, семейная, родительская, партийная, которые все вместе органично переплетены в сюжетной линии и не затмевают одна другую.
Балансом в игре актёров, главных и второстепенных, каждый из которых вложил большую частицу своей души в данный фильм. Так же, как игроки сборной СССР вместе с главным тренером, каждый по кусочку, сумели добиться самой большой в своей жизни спортивной победы, – актёры, каждый в отдельности и все вмести, сумели донести до зрителя то, насколько тяжёлой и драматичной была для многих из них эта победа. Победа не только спортивная, но победа человеческого духа.
Балансом между серьёзностью, драматизмом происходящего и смешными, комичными эпизодами, которые неожиданно удачно и ненавязчиво сумел преподнести зрителю режиссёр. В фильме немало шуток, которые органично, как и человеческие страдания, вплетены в ткань повествования.
Балансом между исторической достоверностью и художественным вымыслом. Да, в фильме есть немало того, чего в реальной истории сборной не имело места. В Интернете об этом написано, но говорить на эту тему не хочется, потому что в данном случае тот вымысел, который присутствует в картине, не затмил главного. А главное – это способность к самопожертвованию, любовь к баскетболу и верность своей команде и своей стране, хотя не для всех героев фильма эта страна, с её политическим строем и отношением к человеку, была дорога и любима. Однако играли большинство игроков, в отличие от многих современных спортсменов, как не банально это может прозвучать, не только за деньги.
Авторам картины удалось создать отличное патриотическое кино, которое учит любви к Родине не через наставления и нравоучения, но через сопереживание и восхищение человеческой силой и стойкостью. А потому, критиковать данный фильм мне совершенно не хочется.
Плевать сколько осталось. Понял? Понял. Теперь понял
Чтож. Наконец то посмотрел я столь нашумевший в последнее время Российский фильм 'Движение Вверх'. И не на секунду не пожалел. Да! Наконец - таки у нас появился фильм, от которого уже веет искусством (не чернушным), и который уже можно назвать цельной, профессиональной лентой. Наконец - таки наши режиссеры смогли правильно эмоционально и без фальши наполнить подобный фильм. И наконец таки я вижу грамотный, последовательный сюжет, где все его составляющие нужны и интересны.
Помимо того, считаю, наконец-то смогли правильно и почти идеально подобрать актёров. Хотя немного смущает снова Машков в роли 'учителя', но зато Владимир никогда не подводит. Нет смазливого и переигрывающего Козловского - это безусловно плюс. Остальные превосходно смотрятся. Литовский высокомерный красавчик- баскетболист, вечно недовольный своим нахождением в советской системе спорта? Верю! Два веселых и компанейских друга грузина, ставящих кровные узы выше всего. Верю! Студент, великолепно играющий в пас, но в душе мечтающий стать супер-бомбардиром. Верю! А самое главное, когда показывают игроков и тренера американской сборной. Верю, верю и ещё раз верю! Здесь не как в 'Легенде 17', где игроков канадской сборной нам показали кровожадными машинами для убийства, выглядящими как пещерные люди. Здесь когда американский тренер настраивает свою команду в перерыве, я вижу не сборище бездушных злодеев приехавших насолить 'проклятым русским'. Я вижу профессионального тренера и команду, где есть свои преимущества и проблемы, и в которой игроки тоже мечтают победить.
Отдельное спасибо картине, за очень красивую мораль и прекрасные эмоции, не от самой победы, а от взаимоотношений между героями. Некоторые моменты по настоящему очень сильные, как например с фразой в заголовке моей рецензии. Это уже выглядит на уровне лучших американских драм. И лично у меня сложилось впечатление, что именно эта точка, с этим моментом, стала рождением качественного, именно нашего российского широкомассового фильма. Что не может не радовать. Также очень 'в тему' в фильм добавили уличных баскетболистов из черного квартала, к тому же забавно наблюдать за их комментариями во время просмотра игры. 'Do you know that it makes us now? We are the best!'
Обязательно стоит упомянуть об отличной постановке баскетбольных сцен. Показано красиво, со знанием дела, наблюдать за движениями на площадке приятно. Нет мельканий кадров, как часто раньше бывало при съёмке подобных сцен в наших фильмах. Что касается саундтрека, ни в плохую, ни в хорошую сторону не отметил бы. С одной стороны мне не понравилась, частая смена музыкального сопровождения, как то слишком заметно, музыка должна ненавязчиво дополнять момент. С другой стороны музыка эта подобрана довольно уместно. Здесь паритет. Но опять же из мелодий ничего не запомнилось, хотелось бы, чтобы создатели подходили более ответственно и вдохновенно к данному вопросу.
То, что вначале сюжет кажется немного скучным записывать в недостатки не буду, всё таки отнесу это к специфике сюжета. В двух словах о недостатках. Несмотря на грамотную наполненность фильма, всё же иногда заметно некоторое переигрывание. Это касается не актёров, актерская игра великолепна. Такое, чтоли, несоответствие происходящего на экране и эмоций, которые нам показывают и некоторая 'ватность' моментов. Местами фильм выглядит как сборка хорошо проработанных сцен. То есть сцены следуют за друг другом каким то неестественным образом. Вся эта данная тема - ахиллесова пята нашего кинематографа. Но в 'Движении Вверх' эта проблема уже скорее переходит на косметический уровень и почти незаметна. И что точно является показателем успешности фильма его ресмотрибельность. 'Движение Вверх' без сомнения, я бы посмотрел ещё. Поэтому здесь крепкая и настоящая
Я совершенно не понимаю тех, кто говорит, что это патриотический ('ура-патриотический') фильм. Я бы сказал, что давно не видел российского фильма, столь жестко обличающего темные стороны советской эпохи и отдающего должное достижениям американцев. Никто из героев картины не говорит всерьез об игре 'за родину' и тп. А если и говорят, то имеют ввиду своих друзей (коллег по баскетбольной площадке) или семью и все свои жертвы герои кладут на алтарь спорта, а не отечества.
Тренер в открытую говорит, что будет использовать американскую методику тренировок, проводит тренировочные игры с американскими студенческими командами, берет пример с Запада, учится 'у них', и с помощью этой методики и огромного объема работы приводит команду к успеху. Спортивные же чиновники, напротив, лишь мешают процессу. Скажу шепотом: ровно как в современном российском футболе.
Теперь про художественную часть.
Пожалуй, наиболее сложная с точки зрения сюжета и внутренней борьбы роль у Андрея Смолякова и он с ней блестяще справился. Чекист, с одной стороны, волк и прагматик, а с другой - романтик и верный друг - это такое сочетание несочетаемого, что, прям, ух... сильно... И его внутренняя борьба - это такое хорошее, на мой взгляд, олицетворение борьбы между мертвой государственностью и свободной жизнью, которая и привела к распаду СССР
Машков сыграл блестяще. Верю ему на 100%
Теперь про технику.
Очень качественный, забирающий SlowMotion позволяет почувствовать как долго это, 3 секунды, и как много можно успеть сделать за это время!
Есть куча довольно штампованных но классно сделанных вещей, например, сцены просмотра матча разными зрителями - очень забавно, но стандартно
Хотелось в конце фильма немного о дальнейшей судьбе героев, но видимо, авторы не хотели расстраивать зрителей, но надо рассказывать историю до конца!
Итог.
В общем, фильм получился в лучших голливудских традициях, скорее американское, нежели российское кино по духу. Но быть может это и есть правильный способ 'их' обыграть, кто знает)
'Движение вверх' конечно может вызывать ассоциации с 'Легендой # 17', но это по-моему нормальная ситуация. Яркая спортивная драма с хорошими актёрами, достойной режиссурой и прекрасной мотивацией. Главное различие 'Движения' и 'Легенды' в том, что первый фильм посвящён каждому члену сборной СССР по баскетболу, а второй больше Валерию Харламову, хотя там тоже показаны и личная жизнь спортсменов и их тренировки.
Начнём с сюжета. Сюжет конечно схож с 'Легендой # 17', но я ставлю и не ставил своей задачей сравнивать эти два прекрасных фильма. Ни в коем случае.
1972 год. Сборная СССР готовится к Олимпийским играм в Мюнхене. Новый тренер сборной Владимир Гаранжин (на самом деле Кондрашин, но его вдове не понравилось, как создатели поработали над фильмом) в исполнении Владимира Машкова заявляет, что обыграть американцев ему по силам. Естественно это вызывает раздражение у руководителей Госкомспорта. И он делает всё чтобы достичь этой достойной цели. Но для людей, которые любят и знают историю отечественного баскетбола - это будет звучать нонсенсом, так как мы обыгрывали их ещё при Александре Гомельском, на что ЧМ. Так что страха перед родоначальниками баскетбола, мы не должны были испытывать. Явно, что кино художественное и придираться ко всем фактам описанным в нём, мы не будем. Конечно создатели во многих местах сгустили краски, но не из-за того, что хотели очернить героев картины, а показать какие моральные качества имели спортсмены тех лет. В этом случае можно конечно пожертвовать достоверностью.
Актёры прекрасны. Машков просто таки подошёл на роль главного тренера сборной СССР. Порой кажется что этот актёр может сыграть кого угодно и сыграть хорошо. Волевой, целеустремлённый, но в тоже время и человечный. Готовый пожертвовать всем ради цели и близких ему людей.
Андрей Смоляков в роли помощника главного тренера. Я знаю, что многим этот актёр кажется фактурным и его роли могут показаться однообразными. Но это не так. Андрей Игоревич очень тонко чувствующий свою роль актёр. Его Сергей Моисеев, помощник главного, проходит процесс от человека бьющегося за свою карьеру до человека бьющегося за общее дело. Моисеев убеждающий судей начислить три секунды - это наверное один из ярчайших моментов фильма.
Гармаш в роли Павлова - тоже прекрасен, хотя ему здесь отведено не так много времени. Тоже человек бьющийся за Советский Союз. Хотя Павлова слегка и приукрасили, но думаю, что функционером он был сильным в отличии от некоторых современных.
Терещенко в исполнении Башарова не удивил. По мне проходная роль для Башарова. Даже невеста Александра Белова мне запомнилась больше, чем Терещенко. И наверное жена Гаранжина в исполнении Виктории Толстогановой куда более убедительна чем бывший муж Татьяны Навки.
Баскетболисты сборной СССР показаны хоть и мельком, но в тоже время характеры их раскрыты. В 'Легенде №17' такого не было.
Сценарий в принципе неплох. Несмотря на часть вымысла, о которой я упомянул выше, авторы смогли избежать штампов о СССР времён застоя. Все герои (за исключением Терещенко) показаны как действительно герои, что на паркете, что вне его. Но моменты с литовцем-антисоветчиком (чего не было и быть не могло) и уголовными делами на каждого члена сборной, конечно же перегиб.
'Движение вверх' - достаточно сильный фильм, не лишённый недостатков, но в тоже время держащий в напряжении все 133 минуты. И ещё он напоминает о достижениях советского спорта. Порадовало, что в ролях баскетболистов сыграли люди, которые имели отношение к баскетболу в прошлом, а не люди с улицы.
Как у нас в стране поживает спорт? Как известно, в истории современного российского кинематографа у нас есть отличный фильм Легенда №17. Одним из ответственных за сюжет являлся Николай Куликов, как и в данной ленте. Поэтому, после хорошо зашедшей игры Данилы Козловского, я решил дать шанс этому фильму. Так все же в порядке с Движением вверх? Пробежимся по основным аспектами фильма.
1. Сюжет
Задумка картины безусловно хорошая, да и реализована также. Противостояние американской команды, которая вечно выигрывает и команды СССР, которая заявляет всему миру о своих планах о победе над противниками. И в этом смысле Движение Вверх как-то уж слишком разделяет все на черное и белое (я не про то, что в команде США есть афроамериканцы), американцев нам показывают только в начале кульминации фильма, а до этого долгожданного момента нас кормят только 'они непобедимые', 'вам никогда не выиграть'. И когда, непосредственно, начинается сама игра, американцы играют очень грязно. Нам никак не раскрывают их личности, они просто антагонисты этой ленты, а их тренер - Главное Зло. Да и с таким сюжетом (который во многом похож на фильм с Козловским, только теперь у нас баскетболисты) скоро спортивные фильмы будут выходить с такой же частотой, как и комедии. Но при просмотре к сюжету никаких значительных претензий не возникало, так что здесь можно спокойно ставить плюсик.
2. Актерская игра
Все актеры симпатичные, обыгрывают своих персонажей добротно, у каждого есть свои скелеты в шкафу и в итоге раскрывается множество интересных действующих лиц. Владимир Машков - тренер сборной, по совместительству главный герой играет прекрасно. Как и все игроки в команде. Весь состав - большущие молодцы.
3. Операторская работа
Слов нет. Божественно. Невероятная замедленная съемка, красивые ракурсы, картинки. Игорь Гринякин достоин уважения.
4. Любовная линия и юмор
Мне захотелось объединить под одной крышей две темы в фильме, которые, по моему мнению, вышли не совсем хорошо, нежели чем остальные. Если любовная линия может быть в какой-то степени притянутой за уши, то юмор здесь занимает особое место. Возле меня сидел мужчина, который на протяжении всей ленты неумолимо смеялся как будто мы пришли не на спортивную драму, а на КВН. Автомат с газированной водой окатил главных героев? Умора. Как по мне таких вставок было чересчур много. Местами шутки были уместными, но повторюсь, имеют ли они место быть в исторической драме?
В целом фильм порадовал и, можно сказать, даже поразил. У него есть душа, которую под конец начинаешь ощущать. Его стоит посмотреть, ведь такое кино надо поддерживать. Если вы не особый любитель спорта, то не отчаивайтесь, он подходит и для вас. Может он не абсолютный шедевр, заслуживающий 10 из 10, но этот фильм уж точно может войти в пятерку лучших российских фильмов 2017 года. Невозможно не заметить насколько профессионально поставлены сцены с игрой в баскетбол, диалоги, картинка, сама атмосфера важной олимпиады, физические и психологические переживания действующих лиц, ну и фрагмент из титра, чтобы на сто процентов прочувствовать тот исторический момент 1972 года. Такие старания нельзя не оценить.
Наверняка столь пафосный заголовок заставит пройти мимо ярых хейтеров российского кино, которые, прочитав, будут снисходительно улыбаться, как это сделали на пресс-конференции журналисты, услышав: «Мы должны обыграть американцев». Однако, как и в том самом матче против сборной США, в котором СССР с первых секунд начали показывать, что могут на равных (а то и лучше) играть с непобедимыми американцами, так и фильм доказывает, что наша страна умеет делать качественное кино, от которого после просмотра ощущаешь подлинный восторг.
В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене сборная СССР стала первой, кто смог обыграть сборную США и сместить их с первого места, которое они занимали с 1936 года (беспроигрышная серия к финальному матчу насчитывала 63 игры). Во многом благодаря тренеру Владимиру Кондрашину (сменивший на этом посту Александра Гомельского), поначалу единственному человеку, верившему, что мы сможем обыграть американцев. В фильме прототипом Кондрашина выступил Владимир Гаранжин.
Не стоит ожидать от фильма точного воспроизведения минувших событий. Это, в первую очередь, художественное кино, поэтому в нем немало вымысла. В основном это касается истории игроков и главного тренера. Но ругать здесь киноделов не в чем, ибо нужно было поддержать драматизм, юмор и последовательность этапов развития сюжета, чтобы фильм смотрелся на одном дыхании, что у них и получилось.
Сценарий фильма охватывает не только становление сборной, но и истории отдельных игроков. Поэтому мы видим сразу несколько сюжетных линий, которые складываются воедино к финалу картины. Несмотря ответвления, все смотрится довольно гармонично, настолько, что складываемая мозаика выстраивается в драматичную и качественно поставленную сцену, способную вышибить слезу у сентиментального зрителя.
Но, как известно, мало хорошего сценария. Его еще нужно суметь реализовать, с чем и справился режиссер Антон Мегердичев. Обычно при первом просмотре не обращаешь внимания на режиссуру. Однако, несмотря на это, я иной раз отмечал про себя несколько интересных режиссерских фишек.
Так же не стоит бояться за актерскую игру. Когда я смотрел фильм Никиты Михалкова «Родня», заметил, что мне нравится смотреть качественную игру российских актеров больше, чем зарубежных. Ощущения другие и очень приятные. Объяснения я вижу простые: приятней видеть, как на экране раскрывается русская душа, ибо внутри что-то резонирует, отзывается, узнает себя, видя родное. Так же и в этом фильме. Вы не раз увидите действительно что-то свое, а не простой «закос» под Голливуд.
Ну и отдельно хочется выделить постановку баскетбольных матчей. Господа, это было просто шикарно! Как они умудрились так снять, не знаю. Была проделана огромная работа, благодаря которой даже человек доселе не интересовавшийся баскетболом, может влюбиться в эту игру. Отдельных слов заслуживает финальная битва между СССР и США. Ведь заранее понятно, чем все закончится, но смотришь, болеешь, волнуешься, как будто видишь в первый раз!
Таким образом, создателям фильма удалось увековечить победу сборной СССР над США, что подтянет интерес молодежи и незнакомых или поверхностно знакомых (к коим принадлежит автор рецензии) людей к данному событию. Поэтому «Движение вверх» не только вызывает интерес к нашему прошлому, но и очередной раз доказывает, что в России есть талантливые творцы, способные снять хорошее кино, которому без всяких оговорок хочется поставить высший балл.
Я хорошо помню ту игру. Как и восторг от победы наших баскетболистов над американской сборной. Поэтому, наверное, к просмотру этого фильма сразу отнеслась настороженно – в последнее время не было особых поводов доверять отечественным киноделам, занятым в основном выискиванием «чревоточин» в советской истории. И хотя фильм собрал кассу в 15 раз превысившую затраты (что говорит о невероятной зрительской активности, а, стало быть, и о качестве фильма) критические отзывы некоторой (как выяснилось, очень незначительной) части аудитории останавливали – боялась, что ТОТ памятный восторг будет смазан. И все-таки…
Сегодня посмотрела фильм второй раз. Что мне совершенно не свойственно и говорит само за себя. Еще после первого просмотра поняла, что все «критиканы» относятся к наивной группе искателей ляпов и несоответствий с документальной историей. Есть такая категория глуповатых зрителей, которые считают, если экранизация, то дословная, если байопик, то буквальный – точно по историческим датам и фиксированным фактам. Я сочувствую таким «зрителям» и считаю их очень недалекими, неспособными понять, что кинофильм – это совершенно самостоятельное ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение, во многом условное, отражающее взгляд творческой группы на события и факты. Поэтому и всю критику в адрес этого фильма не воспринимаю всерьез. Это очень хорошее кино, напоминающее то далекое советское. И да, его пафосность (которая так раздражает критиканов), мне кажется совершенно к месту и вызывает ответное чувство гордости за страну, которую, увы, мы потеряли. За ту команду игроков, которые сумели заявить миру, что советский спорт, как всегда на высоте - в то время наши спортсмены считались лучшими в подавляющем большинстве олимпийских дисциплин. Где сейчас эта уверенность и гордость? И можно ли говорить о «фальши» про былое тем, кто вырос (а то и родился) уже в новой стране, с практически утраченной спортивной славой. Хотя недавний успех отечественных фигуристов вселяет надежду…
Мне так же не понятны причины скандала, разразившегося после премьеры и построенного опять же на выявлении каких-то «неточностей». Впрочем, кажется, он пошел на пользу фильму – такой своеобразный вариант промоушена. Главное, сами игроки, дожившие до выхода фильма, восприняли его положительно, правильно поняли художественность повествования и приняли фильм всем сердцем.
Итак, «Движение вверх». Главный успех фильма – это невероятный каст, аналогов которому припомнить не могу. Всегда считала, что высокий рост – это дополнительный бонус, который в актерской профессии может с успехом заменить отсутствие таланта. В данном случае актеры не только внешне убедительны и, что уж умалчивать, очень красивы, но и безусловно талантливы. Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Отар Лордкипанидзе, Джеймс Тратас… Образы, созданные ими, биографичны, с ярким набором эмоций и личных историй. Ребята прекрасно справились с поставленными задачами, достигнув даже определенной внешней похожести с прототипами своих героев. Очень понравились и те, для кого фильм стал дебютом, но наверняка определил выбор дальнейших занятий – Кузьма Сапрыкин, Александр Ряполов, Егор Климович…Хочется видеть их чаще на экранах, потому что засилье «петровых», «цыгановых» и прочих (с одинаковым выражением не очень симпатичных лиц) уже сильно надоело. Хочется видеть кого-то, если и не сильно талантливого, то хотя бы красивого. А тут все в одном флаконе. И рядом с маститыми Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым, Маратом Башаровым и прочими мастодонтами отечественного кино эта молодежь смотрится вполне органично и весьма профессионально.
Особого разговора заслуживают кадры непосредственно той исторической игры на Мюнхенской олимпиаде 1972 года. Такого настоящего накала спортивной борьбы, единоборства характеров и высочайшей спортивной техники ранее видеть не приходилось в фильмах о спорте. И это еще один комплимент профессионализму актеров, многие из которых в жизни далеки от спорта. Последние полчаса фильма зрители превращаются в настоящих болельщиков, забывая про кино и полностью переживая те давние чувства восторга и азарта.
Прибавим ко всему этому приличный сценарий с хорошими диалогами, великолепную операторскую работу, продуманную режиссуру и… вывод один: это безусловный успех отечественного кинематографа. На фоне которого чернушный артхаус новомодных «режиссеров» выглядит оскорбительно и надменно.
Долго не удавалось посмотреть этот фильм и, когда собрался, уже знал о нём много. Знал, что фильм удачный, фильм интересный, фильм, который обязательно надо увидеть.
С самого начала он захватил, и провисание сюжета я отметил только на исходе первого часа и то, длилось это недолго, после чего опять я был полностью погружен в события, которые происходили в действительности несколько десятков лет назад. Кульминацией же всего действия стал финальный матч, который включил в себя все основные моменты той самой игры 1972 года. На экране постоянно показывался счет, а в последнюю минуту появился и таймер обратного отсчета, который сыграл очень важную роль в драматической развязке.
Это кино не о величии страны, не о патриотизме, даже наоборот. Советский Союз здесь показан, как территория, в которой существует очень много проблем и в которой сложно жить и добиваться поставленных целей. Это огромное отставание в медицине, когда на контрасте показан уровень её развития заграницей. Это давление на людей всех уровней, как населения среднего класса, так и чиновников высоких рангов. В фильме показываются сложности в понимании друг друга граждан разных национальностей, конкретно литовского игрока и остальных. Кстати, то, что происходит в фильме с игроком сборной Модестасом, во многом вымысел, но это редкое отклонение от истины.
Это кино о людях. Об их проблемах, об их слабостях и об их величии. Главный тренер, пожалуй, единственный положительный со всех сторон персонаж. Он живет своей работой. Он переживает за каждого игрока, как за собственного сына. Он испытывает постоянное давление со всех сторон, но держится стойко, уверенно, крепко. Практически ко всем остальным тоже испытываешь симпатию при просмотре, но видны их заблуждения, слабости, недопонимания друг с другом и с ситуацией, в которой они находятся. Всё, как в жизни, всё честно.
На протяжении всего фильма меня сопровождали сильные эмоции, что происходит не часто. Например, эмоции, которые я прочувствовал в финале картины, то есть во время самого матча, который длился, как мне показалось, не меньше получаса, я в последний раз испытывал при просмотре футбольного матча между Россией и Голландией в 2008-ом. Это сильно, это круто, это стоит видеть. Тут и переживания зрителей и болельщиков разных стран, и голос реального комментатора того матча, тут и горесть поражения и радость победы, чего не бывает одновременно, но тут всё-таки случилось. Все замены, удаления, травмы, счет и споры показаны так, как было на самом деле, к сожалению, об этом я узнал позже, потому что без этого знания при просмотре присутствовало ощущение невозможности такой развязки, казалось, что тут есть место вымыслу ради зрелищности. Нет! Всё было именно так!
Актёрский состав, звуковое сопровождение, детали одежды, декорации - всё подобрано просто отлично!
Мне фильм понравился, даже очень. Фактически, в нём есть всё, что нужно для создания шедевра: интересная, захватывающая история, харизматичные герои, которым сопереживаешь, элементы юмора (американская дворовая команда, которая сначала играла с нашими сборниками, а потом следила за финалом Олимпиады — это был явный прикол, и на мой взгляд, прикол удался). Ну и патриотизм, и гордость за своих, куда же без этого. Я смотрел этот фильм в кинотеатре (хотя, справедливости ради, меня туда затянул товарищ, а сам бы я не пошёл — редко бываю в кинотеатрах, да и баскетбол не люблю). Свои внушительные суммы на сборах он получил и вправду заслуженно.
Актёры играют хорошо, тут мне придраться не к кому и не к чему. Но если всё-таки попытаться выбрать лучшего, то это будет, вероятно, Владимир Машков. Судя по описаниям Кондрашина (правда, сам я его никогда не видел, так что ориентируюсь только на описания), он очень точно попал в образ. Ещё, с моей точки зрения, выделялся в лучшую сторону Отар Лорткипанидзе (по фильму - Михаил Коркия), тоже хорошо запомнился.
Фильм в целом позитивный и даже с воспитательным эффектом, но в то же время не скучный. Авторы нашли идеальный баланс между патриотизмом и занудством, сумев не допустить второго. И за всё это им безусловный респект.
Но есть тут одна оговорка, из-за которой я не могу назвать фильм шедевром и поставить ему «десятку». Некоторые участники и очевидцы событий (не все, не все!) остались недовольны фильмом и высказали мнение, что там многое наврано. Это меня смущает. К сожалению, я не могу твёрдо сказать, насколько это портит фильм: я и не участник, и не очевидец событий, и даже близко не баскетболист. Если правила футбола или бокса я знаю очень хорошо, то в правилах баскетбола вообще толком не ориентируюсь, из-за чего поимел массу проблем ещё в школе.
Поэтому я долго колебался, какую оценку поставить, и наконец положился на свою интуицию — пусть вывезет куда надо. Ставлю фильму