И снова отечественные киноделы сняли дорогой фильм о выдающихся достижениях советских спортсменов и всевозможными способами его разрекламировали, и опять фильм красуется в топе 250 лучших фильмов сайта (заслуженно ли?), как и небезызвестная «Легенда №17», и вновь создатели наплевали на реальные факты и биографии действующих лиц, что вызвало ожидаемую волну негатива, в том числе и от родственников спортсменов. Но в этот раз все не так безобидно, как с вышеупомянутой «Легендой», ведь биографическая составляющая «Движения вверх» сплошь пропитана просто вопиющей ложью. Я конечно же понимаю, что кино снято по мотивам реальных событий и прочее, но презренная откровенная брехня насчет капитана сборной Паулаускаса – это за гранью добра и зла! Это что такое, это еще какого черта, как можно показывать в фильме такую откровенную дичь, при живом литовском баскетболисте и так его очернить! Позорно это! Это политические игры что ли? Только одно это уже убивает все светлое в фильме, а помимо этого неправды тут хватает и во многом другом. Не буду перечислять все неточности и несоответствия, кому интересно могут послушать крайне негативные отзывы родственников действующих лиц, некоторые из которых даже подавали в суд на создателей фильма.
Сложно после такого разглядеть в фильме что-то хорошее, но у меня получилось абстрагироваться от недостоверности происходящего на экране, и я все же получил кой-какое удовольствие от просмотра вполне приятной картинки. Все-таки кино довольно качественно снято, особенно по меркам российского кинематографа, постаралась съемочная команда. Радует наличие добротного актерского состава, в том числе имеются приятные свежие лица. Неплохо передана атмосфера 70-х, а качество съемки и цветовой выбор радуют глаз. Сюжет конечно не блещет гениальностью, но вполне на адекватном уровне и кто бы что не говорил, но парочка годные драматичных моментов в фильме все же найдется, правда вот диалоги временами все портят. Хотя откровенные огрехи все же стоит оговорить. Мне совершенно непонятно, зачем была вставлена в сюжет бесполезная и дурацкая поездка сборной в Грузию на свадьбу прямо перед матчем века, ради чего это? Показать красоту горной страны? Ну да ладно. Но еще более непонятно то, с какой легкость Паулаускас и Белов, особенно первый, поменяли свои отношения к команде. Операторская работа в основном на хорошем уровне, но дерганая съемка матчей, как и в «Легенде №17», раздражала. Из-за этого большую часть матча было непонятно что вообще происходит. Интересно, это было сделано для создания якобы драйва или это для того, чтобы скрыть огрехи актеров как баскетболистов, если первое, то это провальное решение, ибо кроме головокружения этот эффект ничего не вызывает.
Очень смешанные чувства от просмотра, но все-таки стремятся больше к негативу. Вроде и довольно захватывающий фильм, но негодования от показанной лжи много сильнее. Однако окрасить рецензию в красный рука не поднимается, ведь кино все же снято на довольно приемлемом уровне, но в топе 250 лучших фильмов сайта уж точно ему не место.
P.S. Забавно, в фильме обозначены все национальности баскетболистов сборной (белорусы, русские, грузины, литовец), кроме украинцев, про них ни слова, хотя в составе команды их было двое.
Наши местные кинотеатры совсем не торопились открывать череду сеансов на фильм 'Движение вверх', оттеснив его на задний план и отдав первенство 'Величайшему шоумену'.
Для меня 'Движение вверх' - это далеко не самый ожидаемый фильм года, но, я думаю, многие согласятся с тем, что ажиотаж, стоявший вокруг всей этой истории неумолимо просил нас посмотреть картину. Я, вот, собственно, так и сделала. Однако, увы и ах, я не осталась так довольна, как хотела. Можно сказать, поверила в высокие рейтинги, которые нередко бывают обманчивы. Давайте же вместе разберемся в произошедшем.
В первую очередь, поговорим о плюсах фильма.
'Движение вверх' - это фильм о спорте, чести и доблести советского народа, о патриотизме и праве отстаивать свои позиции до последнего. Мне понравились эмоции и последние минуты фильма, которые правда заставляют улыбаться. Но в то же время, я и очень разочарована. Но почему так, спросите вы?
Теперь давайте о минусах. Герои фильма смотрятся очень разрозненно, будто бы они почти не знакомы между собой. Кроме того, 'Движение вверх' словно состоит из отдельных кусочков, которые переплелись между собой, при этом никак не заполнив пустые пробелы. Связь между персонажами как таковая отсутствует и за счет этого мы не чувствуем их внутреннее 'Я', что для меня очень печально. Ведь эти люди совершили по-настоящему стоящий поступок, но кто же эти герои?
Очень неоднозначное впечатление осталось после окончания фильма. Я бы хотела увидеть больше фактов о реальной игре. Слишком быстро советские баскетболисты затянулись пеленой титров.
Но что самое болезненное - это дань истории.Фильм, основанный на реальных событиях обязан апеллировать фактами, а не их подобием! Главная причина - это абсолютное несоответствие с героем Александра Белова. Как выяснилось несколько позже, его герой не был тяжело болен на момент Олимпиады и именно по этой причине личная драма оказалась ложью (!).Но как? Ведь на этом базируются многие сюжетные линии в кино. Я была так разочарована прочитанным, в результате чего мое мнение касательно просмотра резко изменилось. Несоответствий масса: персонаж Модестаса вовсе не был диссидентом, никто не планировал дать отказ в игре на Олимпиаде, отсутствовали знаменитые 'прыжки' на баскетбольную корзину, поскольку те были просто запрещены. Да и фамилия тренера Кондрашина легко и просто способна трансформироваться в Гаранжина. Вот в результате такого и теряется лицо кинематографа.
Вовсе не хочется упоминать лишний раз о том, что жестоко и беспощадно играют не только американцы. Большой спорт - это большой риск и коварные ходы, просчитанные соперниками. Для меня здесь отсутствует те, кто прав и те, кто виноват. Это игра и побеждает, как всем хорошо известно, сильнейший. Нет смысла одних возносить, а других подавлять, поскольку это не слишком великодушно, как бы там ни было. Основная цель - это побудить людей быть гордыми за страну и ее героев, а не принижать достоинство других.
Состав актеров очень даже неплох, в особенности, в лице Владимира Машкова и Марата Башарова. Мастерство актеров дает о себе знать, но, тем не менее, внутренний мир персонажей должен быть больше очерчен, и из бесформенного песка должен превратиться в настоящий замок. Наиболее проработан из всех лишь герой Владимира Машкова - Владимир Гаранжин, вокруг которого и сконцентрирован сюжет по большей части.
Подытожив, скажу, что могло быть и лучше. Ну вот правда...У меня после просмотра были лишь мысли: фильм, да неплохой, но как по мне, он явно не стоит звания лучшей картины отечественного кинематографа, как бы кто ни боролся. Учет исторических деталей тоже важен, ведь он неизменно бьет по мнениям людей.
Уж простите меня...Совсем не хочу показаться сухой и черствой в данной ситуации, но знаете ли...Я, наверное, все-таки за справедливость.
Спортивная драма, зачастую, это отличный сценарий, написанный давным-давно реальными людьми. События этих фильмов-часть истории. Главные герои-реальные люди. И чтобы сфальшивить в рассказе такой истории, надо постараться. У создателей 'Движения вверх' получилось сфальшивить на славу. Но все по порядку.
Отправился я на Новогодние каникулы к родителям и где-то в конце января решил посмотреть данный фильм. В кинотеатре небольшого города была довольно большая очередь, хотя сеанс вечерний, а в прокате фильм уже месяц. В очереди было слышно, что люди идут на фильм не в первый и не во второй раз. Зал действительно был полон, что уже настраивало на позитивные эмоции. Раз люди идут снова и снова, должно быть и вправду фильм хороший. Я обжегся в кинотеатре, но полностью разочаровался при недавнем просмотре дома.
Фильм хорош в нескольких аспектах: создание атмосферы, операторская работа и графика. Все это выполнено на высоте. Люди, занимавшиеся костюмами, постановкой матчей, съемкой, декорациями, графикой, выполнили свою работу на высочайшем уровне и с большим профессионализмом. Кульминационный момент фильма - финальный матч Олимпиады, будто переносит зрителя на стадион. В зале вскакивали с мест, держались за головы и плакали. Снято действительно эффектно. Но на этом список заканчивается, а если вы хотите оставить от фильма только положительные впечатления, то не открывайте интернет.
Хороший фильм, должен начинаться с хорошего сценария. Нельзя рассказать хорошо историю, которая написана плохо. Как я писал выше, создателям сама жизнь подарила отличный сценарий. Это была бы не только эпичная, но и поучительная история. Часто наши цели и мечты рушатся, когда осталось сделать лишь шаг для их достижения. В большинстве своем, мы бы опустили руки и ждали нового шанса достичь цели. Но советские баскетболисты были настоящими профессионалами и не опустили руки, когда их преимущество растаяло на глазах. Это была бы история о том, что даже мгновения хватит, чтобы решить судьбу.
Вместо этого мы получили классическую историю, где персонажи все не могли, да не могли, а потом смогли. И плевать, что по факту сборная СССР была фаворитом, плевать что победы достигались умом неординарного тренера и феноменальным исполнением игроков. Нам покажут андердога, в чью победу никто не верит. От неординарного, но гениального тренера оставят только образ эдакого рискового психа, который не может придумать ничего своего, а берет тактику оппонента. Великих спортсменов покажут калеками(Хочется отметить, что спорт больших достижений действительно травмоопасен, но людей с травмами не допускают к соревнованиям). События перекроят как угодно, а на родственников и участников событий наплюют. Не буду вдаваться в подробности, для этого есть интернет, но заявленной реальной истории нам действительно не показали.
Что касается фильма, как произведения не по мотивам. Актеры отыгрывают неплохо, жаль им приходится играть 'картонки'. Отношения между персонажами не раскрыты. Мотивации к действиям у персонажей нет, но они действуют потому что надо двигать фильм. Персонажи меняются, но что их изменило осталось за кадром. Будь это реальный пересказ истории или квазиистория показанная нам, такие безликие, немотивированные персонажи, не выиграли бы ни одного матча. Пока не начинаешь гуглить они запоминаются лишь фамилиями и теми 'достоинствами', которыми их наградили авторы:калека с усами, калека сердечник, слепой казах, два грузина, диссидент литовец, латыш, эстонец(нужное подчеркнуть) и тренер псих. Я с огромным уважением отношусь к героям того матча и мне очень жаль, что узнал я о той победе из этого фильма.
На выходе мы имеем фильм, который плюет на реальные события и выдает за правду то, чего не было. Создатели прикрываются тем, что картина художественная. Как художественный фильм, 'Движение вверх' не справляется с основами. Этот фильм, словно сказка 'Репка', только всех героев собрали с самого начала, а рассказчик заявляет, что репку вытянуть нельзя. Нам показывают быт персонажей вокруг этой репки, а потом не сделав ничего нового для того чтобы вытянуть репу, у них получается, а мы должны радоваться.
5 из 10
Радует, что в команде создателей были люди, которые отнеслись к своему делу с уважением и профессионализмом. Огромный респект за всю сцену финального матча. Однако, жаль, что в нашей стране есть киноделы, которые наживаются на истории великих людей и их достижениях. Жаль, что кроме как о героях прошлого снимать не умеют и, видимо, не хотят.
Кино оставило очень неоднозначные впечатления. Я долго ждал его, надеялся на лучшее, но...
Первым впечатлением было разочарование. Слишком много откровенных ляпов, на которые закрывать глаза не получается.
? Ситуация с сыном-инвалидом главного тренера. Из всего фильма складывается впечатление, что он на эту должность-то пошёл, только чтобы заработать, на команду ему пофигу, как и на всё остальное.
? Смертельная болезнь Александра Белова. В 72 году он был звездой баскетбола в полном расцвете сил. Проблемы у него появились после 77-го года. Ситуация абсолютно выдуманная и нагнетающая излешнего трагизма и пафоса.
? Ярый антисоветчик Пауласкас. Модестас был фанатом сборной и главным пахарем на площадке, никаких взглядов 'налево' у него не было. Он был до того лоялен, что его свободно отпускали в европах в город, где он спокойно гулял и отрывался с литовскими эмигрантами.
? Конверты за победу. Это просто фейспалм. Видимо, в сегодняшней России принцип конверта настолько вжился в сознание людей, что они по-другому себе не представляют какое-либо вознаграждение.
? Близорукость Жармухамедова. В фильме он говорит тренеру, что у него минус 4 (хотя на самом деле было всего минус 2,5), поэтому он ничего не видит на площадке и не может в кольцо попасть. Простите, а как он тогда в сборную вообще попал? Как человек со зрением минус 5,5 могу авторитетно заявить - даже с таким жёстким минусом можно класть трёхи, а уж отдать пас в красное пятно - легче лёгкого. В фильме же показано, будто он вообще слепой котёнок...
? Заявление о том, что сборная обыграет США в финале Олимпиады. Не было такого. Выйти в финал и лечь там под Америку считалось успехом, за это никто никогда не снимал с должностей. Поэтому таких заявлений не было сделано никогда, Кондрашин озвучивал это только внутри команды и один верил в то, что они смогут это сделать, хотя не верили даже сами игроки.
? Данки. Я понимаю, что сделано для красоты и большего внимания простого зрителя, но в те времена такого не было. В СССР это считалось откровенным пижонством и неуважением к сопернику. В NCAA, давшую миру сборную США, они вообще были запрещены в то время. А разбитый щит - это тоже за гранью, канешн. Не Шак же забивал, всё-таки.
? Занятия баскетболистов на батутах. Что это? Зачем это? Кто это использует и для чего это вставили в фильм? Вотафак? ?
? Якобы выбитые поездки в США для игры со студентами и постоянный отхват там от этих студентов. Гонять в туры в Америку для товарняков начали задолго до ОИ в Мюнхене, да и команды университетов наша сборная щёлкала регулярно. Не надо забывать, что сборная - это матёрые мужики, которые играли вместе на протяжении долгого времени, а костяк был составлен из ЦСКА. Они по 11 месяцев в году играли вместе.
? Прямые телетрансляции. Такого технического прогресса тогда не было, максимум, что могли себе позволить люди того времени - это трансляции по радио, когда жизнь замирала и все собирались на кухнях возле радиоприёмников.
? Карикатурные и комиксные игроки американской сборной.
Очень не понравился весь этот раздутый драматизм из пустого пальца, который скатывался в слащавый пафос. Очень не понравилась откровенная советская клюква, которую так любят нагромождать современные авторы в фильмах о том времени.
Очень не понравилось то, как снято. Такое ощущение, что снимали клип по какому-то комиксу о супергероях. Подобные тенденции в современном кино вообще убивают фильмы, а уж в спортивных драмах его использовать - это вообще смерти подобно. Тем более, что наши, как обычно, очень сильно с этим перебарщивают.
При всём при этом, осталось достаточно приятных впечатлений. Понравилась игра актёров - нет откровенно проваливающихся персонажей. А комитетчик Башарова получился прям очень мерзким, хоть и откровенно карикатурным. Хорошо показан финал, а ключевые моменты этой игры отсняты прямо до мелочей. И классно передана эмоциональная составляющая этой игры.
Жаль, что не показали весь адок, который творился после финальной сирены, когда до утра просидели в раздевалке, ожидая решения на поданный американцами протест. Как три раза откладывалось награждение. Как сидели в номерах и эмоционально выгорали, ожидая, что результат отменят. Как вышли получать медали после финала гандболистов в полупустом зале и отсутствующей сборной США, которая бойкотировала церемонию и отказалась от медалей. Это ведь тоже очень сильные моменты.
В целом, фильм произвёл гораздо более приятное впечатление, чем липкая 'Легенда №17'. Но наше кино глубоко-глубоко в подземелье и над спортивными драмами ему ещё работать и работать. Но уже лучше.
Хорошо, что нравится рядовому обывателю. Есть надежда, что РФБ сможет развить успех фильма и поднимет интерес к баскетболу в этой стране. И он, наконец-то, перестанет быть настолько маргинализированным и 'да там только негры играют', а люди заинтересуются им, ведь эта игра стоит интереса и потраченного на неё времени.
С этим шутливым (и немножко расистским) поверьем знакомы не только зрители одноимённого комедийного фильма 1992 года Рона Шелтона («Белые люди не умеют прыгать»), но также и читатели книги «Движение вверх» Сергея Белова, где автор этим же шуточным выражением частично объясняет [афро]американские баскетбольные успехи. Как нетрудно догадаться, именно эта книга была взята за основу теперь уже самого кассового за всю историю российского фильма.
«Движение вверх» одним лишь названием очень хорошо отражает всестороннюю амбициозность и стремление к высотам, не только кассовым. И, казалось бы, для этого есть все предпосылки, ведь золотые медали СССР в Мюнхене – это сильная спортивная история, которую сложно испортить даже слабым рассказом. Советские баскетболисты продемонстрировали не просто «движение вверх», но и явно прыгнули выше головы, прервав впечатляющую олимпийскую серию США: к началу финальной игры 1972 года американцы провели 63 матча и одержали победы во всех (!) без исключения.
Изображая на экране подъём духа, режиссёр Антон Мегердичев «прыжок выше головы» воспринял слишком буквально и превратил кино в бешеный слэм-данк контест, которому для пущей красоты не хватало разве что Дуайта Ховарда в плаще супермена. Игроки в фильме крутят «мельницы» и вколачивают «томагавки» – оказывается, «белые люди умеют прыгать», да ещё как! Американцы градус пафоса тоже поддерживают успешно, исполняя на пару с советскими игроками финты, которым позавидовал бы любой современный фристайлер. Но не поддавайтесь обману: посмотрев настоящий финал мюнхенской Олимпиады, вы поймёте, что баскетбол тех времён был довольно академичным по сравнению с современным. Подобный художественный трюк объяснил режиссёр:
«Мы сделали более современный баскетбол, точнее не более, а современный. Мы оснастили игроков 1972 года всеми приёмами, которые известны сейчас. Потому что мы приняли решение сделать яркое зрелище. Потому что сейчас люди, которые скажем так, насмотрелись уже нарезок Майкла Джордана еще 20 лет назад. И каждый раз те, кто увлекаются NBA, кто следит за баскетболом, эта трюковая составляющая этой игры, на данном этапе 90% интереса к ней. И мы не могли, несмотря на то что у нас речь идет о 72-м годе, пренебрегать этим и мы должны были делать зрелище».
Если вдруг вы смотрели сатирический мультсериал «Южный парк» (эпизод 609), то наверняка вам известна действительно смешная пародия на режиссёров Лукаса и Спилберга, изменявших детали старых фильмов под современные стандарты (вспоминайте ироничную сцену высадки в Нормандию, где ружья военных были заменены рациями). «Мы всего лишь хотели усовершенствовать историю, это УЛУЧШЕННАЯ версия истории...» – оправдывается спародированный персонаж Спилберга. Есть и более понятный пример: в 2014 году на экраны вышел фильм Эдварда Цвика – «Жертвуя пешкой», повествующий о сражении шахматистов Фишера и Спасского, снятый в похожем сеттинге холодной войны между США и СССР. Однако в американском фильме нервное напряжение от близости финального матча передаётся исключительно режиссёрским мастерством, а не попсовой заменой баскетбола 70-х на данк контест 2000-х. Хотя шахматы, казалось бы, вид спорта не такой динамичный, и авторы могли поддаться веяниям современности, показав вместо них набирающий популярность шахбокс. Слова Мегердичева на месте Цвика звучали бы примерно так: «Ну вы же знаете, шахматы – вид спорта вялый, и у 90% людей к нему нет интереса. Зато все обожают бокс и UFC; Мейвезера и Макгрегора. Мы должны были делать зрелище и показать дерущихся шахматистов!»
«Жертвуя пешкой» ловко избегает и политической агитации. «Движение вверх» в свою очередь часто этим грешит – взять хотя бы сцены с литовцем Паулаускасом, который на протяжении практически всего фильма изображается гнусным и подлым врагом государства, использующим Олимпиаду в первую очередь для побега из СССР. Да, реальный прототип тоже был человеком трудного характера, но антисоветизмом не страдал и никакой побег не планировал. Таким же подловатым выставлен и коммунистический режим, особенно в лице чиновника Тищенко (роль Башарова), который вместе с руководством стремился отменить финал якобы из-за политического давления на СССР (мюнхенский теракт), но фактически по причине трусости. Никак не оценивая политические реалии тех времён, надо отметить, что подобный вопрос о срыве матча вообще советским руководством не поднимался.
Нельзя не отметить, что и без попсы многие сцены «Движения вверх», особенно финальные, сняты здорово. Несомненным плюсом фильма также является Сергей Белов в исполнении Кирилла Зайцева. Его характер и взаимоотношения с членами команды (включая его необычную дружбы с Паулаускасом) переданы, в принципе, достоверно, насколько позволяет судить книжный первоисточник. Ещё один весомый плюс фильма связан, опять же, с действующими лицами: даже самый незначительный персонаж раскрыт (хотя не обошлось без чересчур комично наигранных стереотипов о тех же грузинах). А вот сборная СССР, проигрывающая уличной шпане и запивающая горечь в ближайшем баре, выглядит совсем уж бредово!
Естественно, нашлись те, кого оскорбило подобное искажение реальных фактов. Родственники Владимира Кондрашина и Александра Белова подали в суд на создателей «Движения вверх». И вот за Кондрашина (в фильме он Гаранжин) на самом деле обидно. Безусловно, Машков великолепно отыграл роль, прописанную в сценарии. Но в том и проблема, что киношный вариант оказался скорее антиподом, неимоверно далёким от оригинала. Тот же Сергей Белов в своей книге описывал главного тренера сборной как интроверта – нелюдимого, угрюмого и погружённого в себя. В фильме же он предстаёт совершенно другим человеком во всех смыслах – нет ни его имени, ни характерного образа. Получается, что человека, внёсшего столь весомый вклад в итоговый успех (Кондрашин был мастерским тактиком и великолепно изучил американский баскетбол, прежде всего студенческий – эта деталь из его биографии в фильме хорошо подмечена), просто отрезали от олимпийского триумфа.
Мединский, министр культуры, назвал картину образцовым отечественным кинопродуктом. Наверное, в этом и есть её главная проблема: «Движение вверх» – не произведение искусства, а всего лишь продукт, пусть и качественный. Финальные титры мимолётно демонстрируют записи мюнхенского матча, а затем резко переключаются на видеоряд с олимпийскими успехами современных волейболистов, Исинбаевой и других российских спортсменов. Всё это больше напоминает идеологический парад демонстрации мускулов, прямо как ежегодный майский праздник с обязательным показом новейшей военной техники.
В завершение – цитата из книги Сергея Белова:
«Я решил написать правдивую книгу, не приукрашивая действительность. Живые люди с их ошибками и недостатками значительно дороже мне, чем образы, кастрированные официальной историографией и представлениями о политкорректности. Рассказ о них именно в объективном ключе кажется мне более предпочтительным и более полезным для грядущих поколений. При этом я подчеркиваю, что мне дороги как память об этих людях, так и чувства их родных и близких, и я не хочу обидеть кого бы то ни было».
Судя по всему, по фильму нехило так прошлись продюсеры под давлением нашего великого и ужасного государства. По крайней мере в это хочется верить, ведь 'Движение вверх' постоянно мечет из одной стороны в другую. Первая его ипостась отвечает всем запросам властей: наши молодцы, американцы - нелюди. Если показывают болельщиков противников, то это обязательно агрессивные реднеки с рисунком родного флага на всё лицо. Если показывают саму команду США - то это обязательно сборище самовлюблённых ослов, которые наверняка едят детей на завтрак. Это касается и финального матча, где западники старательно фолят, дерутся локтями и подставляют колени оппонентам, хотя в реальности такого и близко не было (всё-таки полезно было ознакомиться с знаменитым матчем после просмотра).
В столь актуальное для подобных споров время авторы навязывают патриотизм и ненависть к соседям с запада. Однако вторая сторона ленты во многом антисоветская. Наглядный пример: разговоры представителей комитета по спорту, где последние якобы всем сердцем верят в силу своих атлетов, но боятся запачкать лицо СССР. Не обошлось и без всеобщего страха перед государством, готового посадить любого неверного или чересчур смелого. Главную роль тренера сборной здесь исполнил Владимир Машков - и его образ вызывает ассоциацию в первую очередь с режиссёром: люди сверху не дают ему расправить крылья, диктуя свои правила там, где можно, и где нельзя. Антон Мегердичев старается сохранить достоинство фильма - бесспорно, но в жизни всё не так сказочно, как в кино. Слишком велико желание властей показать русского человека святым. Эта ситуация, пожалуй, и есть самое интересное, что можно выловить из 'Движения вверх'. Эдакая извечная борьба маленьких и больших личностей, охватившая как производство ленты, так и её сюжет.
Помимо всего прочего, опять мы сталкиваемся с тем, что довольно среднюю или даже плохую картину у нас в стране превозносят до небес, хотя подобные спорт-флики - типичнейшее явление в кинематографе. Структура, персонажи, финал - всё сделано по старому и пыльному шаблону. О каком прорыве вообще может идти речь? Особенно когда техническая сторона здесь явно хромает, когда пафос, присущий жанру, здесь, как самый настоящий баскетболист, достигает каких-то неведомых высот; когда актёрская некоторых индивидуумов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Даже такая простая вещь, как массовка на трибунах, - всего лишь дешёвый хромакей.
Не бездарно, отнюдь не плохо, но и не хорошо вовсе. Слишком много 'но' в 'Движении вверх', чтобы останавливать свой взгляд на нём, а не, скажем, на 'Тренере Картере'.
В самом начале фильма сценаристы сразу сказали правду - фильм основан на реальном событии. Одном. На победе сборной в финале Олимпиады-1972 в Мюнхене. В остальном же весь фильм сменяется ярким творческим вымыслом, с откровенной пропагандистской клюквой. Персонажи получились настолько плоскими и далекими от своих реальных прототипов, что даже родные некоторых участников слегка выпали из реальности от такой вольной трактовки событий сорокапятилетней давности.
Вот и получается на выходе пафосный и немного неадекватный Гаранжин, вместо молчаливого и всегда спокойного Кандрашина. Придуманная история с конвертами и великодушным Гаранжиным, который отдаёт все деньги на лечение Белову - только один из примеров.
Какой-то запредельный уровень творческой вольности демонстрируют создатели и с легендарным литовским форвардом Модестасом Паулаускасом - это был непростой человек, с непростым характером, который отличался заряженностью на площадке и за её пределами, но что хотели показать сценаристы, придумывая его именно таким, человека откровенно враждебного и антисоветского, остаётся только гадать и это абсолютный стыд.
Фамилия и имя Алжана Жармухамедова по моему вообще не называются ни разу в фильме, то комментатор не может прочитать, то ещё что-то, в итоге товарищи его зовут просто Жаном или Жаром, трудно разобрать, что собственно опять же странно, потому что ребят - вы снимаете историю о великой команде, каждый игрок достоин упоминания, каждый игрок - это личность, но мы слышим о литовском предателе Модестасе больше, чем о Жармухамедове или Едешко.
Фильм по своей сути отлично раскрывает драматизм самого матча, хотя зритель никогда не смотревший этот матч и никогда о нём не слышавший, будет гадать кто-же этот седоволосый мужчина, который спустился к судейскому столику и чьё решение стало определяющим для нашей победы. Зритель конечно никогда не узнает, что эта победа стала самой скандальной в истории олимпийского баскетбола, что это решение разделило спортивное баскетбольное сообщество на два лагеря, что серебрянные медали до сих пор пылятся где-то в подвалах МОК, потому что проигравшая сторона их даже не забрала. Всё это конечно от зрителя ускользает, как и львиная доля реальной истории тех ребят, кто эту победу выковывал.
Такие фильмы безусловно нужны, но нужно всеми силами отходить от ура-патриотичной клюквы с карикатурными американцами, которые выходят на площадку покалечить наших ребят (ну ребят, ну не придумывайте и не нагнетайте) - потому что всё это смотрится как минимум несерьезно и смешно. И тогда наши фильмы будут восприниматься всерьез, тогда эти фильмы будут смотреться без административного ресурса и рекламы на гос. каналах, тогда эти фильмы будут пересматривать спустя годы, а детишки будут смотреть и знать, какими были настоящие игроки той команды и возможно однажды начнут вешать на стены постеры не с Майклом Джорданом, а с великий Сергеем Беловым.
Проникнувшись услышанным о различных рекордах этой картины, решил ее посмотреть. Впечатления двоякие. С одной стороны, после просмотра можно сказать, что российский кинематограф действительно совершает поступательное движение вверх: яркая и сочная «картинка», графика на очень достойном уровне, очень приличный видеоряд, добротный монтаж и т.д. А с другой — лента насквозь пропитана махровым ура-патриотизмом, сюжет во многом клиширован (наши — хорошие, американцы — плохие), полон нестыковок, касающихся как быта того времени, так и антуража эпохи. И это сильно раздражает: например, в СССР практически не осуществлялось прямое вещание спортивных событий (тем более — в 1972-м), по телефону нельзя было позвонить за границу с домашнего телефона и т.д., и т.п.
Авторы блокбастера напутали и с фактологичностью, причем сделано это было необоснованно и в ущерб художественности (к примеру, Юрию Кондрашину на момент Игр в Мюнхене было 18 лет, а Паулаускас, если что, был капитаном той сборной. Вопрос: мог он хотя бы задуматься о побеге?). Продолжать можно долго.
Могу сказать, что хорошо разбираюсь в спортивной теме, и потому все ошибки сразу бросаются в глаза (фанатов лучшей игры с мячом вообще жалко: им плюнули в лицо, не удосужившись разобраться хотя бы с тем, КАК и по каким правилам играли в баскетбол в начале 1970-х).
К сожалению, в истории мирового кино очень и очень мало по-настоящему качественных фильмов о спорте, где сам он показан без ляпов и его освещение не страдает, а уж в отечественной — по пальцам одной руки. И работа Мегердичева — очередное тому подтверждение.
В итоге:
а) раскрытия персонажей у съемочной группы не получилось: они показаны однобоко и поверхностно;
б) актерская игра удалась не всем;
в) зритель, мне кажется, так и не проникся атмосферой Чуда на паркете (по аналогии с Miracle on ice). Вернее, нас не погрузили в нее настолько, чтоб был эффект присутствия;
г) «Движение вверх» незаслуженно имеет очень высокую оценку на «Кинопоиске».
Резюме: очередная российская драма, снятая по голливудским лекалам, со всеми позитивными и негативными сторонами продукции «фабрики грез». Плюсов заметно меньше, чем минусов. Фильм о мечте, которую нам так и не показали.
Я редко смотрю российское кино. Оно очень давно перестало быть русским, душевным кино. Каждой стране присущ свой стиль, своя узнаваемая аура и у советского кино была именно такая душевная аура, своя, которую ни с каким другим кинематографом не спутать. Сейчас же такое чувство, что люди снимают фильмы -черновики, персонажи схематично, сюжет с везде висящими нитками, которые в конце никогда не подвязываются, что, для чего это событие произошло? Почему герой так сказал и многозначительно посмотрел в камеру? Для чего нужна была вещь, которую доставал, добывал герой? Это все как в фанфиках школьника, забыли дописать. Но, при этом, почти всегда прекрасные работы операторов и спецов по спецэффектам.
Еще особенность - это тотальное демонизирование СССР. Люди как с цепи сорвались, забыв, что те, кто жили в СССР, до сих пор еще вполне бодры и в своем уме. Этот фильм не исключение. Меня покоробили и чиновники, туманно намекающие на какие-то страшные кары, и таможенники, и бессмысленные запреты ради запретов.
Но самое главное- это актеры. Мне нравится Машков, хотя он и всегда играет Машкова, но когда это уместно, все получается. Роль выходит живой и трогающей за душу, как в 'Мама' или 'Ликвидация'.. Но тут вообще не понятен характер тренера. Ему невозможно сопереживать. Как и баскетболисты. Они же вроде команда, какие-то отношения внутри команды, кто они, что они. А в 'Движение вверх' на этих парней можно просто картонки повесить с именами, чтобы не путаться и будет тоже самое или с ярлыками- сердечник, предатель, сноб... Им не сопереживаешь, не болеешь за них ни минуту, потому что характеры никак не выписаны и их поступки оттого кажутся вообще не логичными. Вот с чего 'предатель' вдруг передумал? Что такого там было в минутной беседе, чтобы он передумал. Или кто такой этот 'сердечник' тренеру, почему он так о нем пекся? Мне это вообще было не понятно. И, конечно как человеку, живущему, родившемуся в Прибалтике, мне было неприятен такой переворот в характере Паулаускаса. Каждый литовец знает его как тотально просоветского, честного человека, в кино же он зеркальное отражение себя. Думаю, что раз так с этим персонажем, то и другие так же вывернуты и тогда, какая же эта правдивая и исторически достоверная картина?
Ставлю нейтральную оценку потому что думаю, хорошо, что снимают фильмы про ту эпоху, пытаются показать значимые события. Но, хотелось бы больше души и правдивости в таких вещах
Друзья! Вот и я только что вложил свои 100 рублей в общую кассу фильма 'Движение вверх'. Сказать, что я счастлив? Нет. Разочарован? Скорее нет. Тогда что вызвал у меня этот фильм? Противоречие...
Но сперва о явных плюсах помимо цены за билет. Ранний сеанс (9.35), полный зал, практически никто в процессе фильма не жрал попкорн, слеза на щеке в концовке фильма...
А дальше... Фильм снят, как длинный видеоклип на какую-то хорошую, но старую песню... Вроде бы и мелодия вспоминается, и настрой пробивается, но чего-то не хватает... Мне кажется - внятности, резкости, что ли... Как-то размыты остались образы всех без исключения героев фильма. Не ясны их жизненные истории до начала фильма, так они особо и не проясняются в его окончании. Приходится многое домысливать, достраивать, догадываться... Ладно я, рожденный в СССР и проживший в нем десятки лет, могу еще это 'достроить'. Но те зрители, кто не жил в те годы, боюсь и не смогут этого совершить при всем желании...
Если это фильм про спорт, про баскетбол, про величайшее противостояние двух сверхдержав, то мне лично не понятно, чего это в фильме все так боятся баскетболистов США? В чем их сила? В чем превосходство? Почему мы (зрители) с игроками США встречаемся только в финальной игре? Почему нам (зрителям) не говорят о том, как они играют в турнире? Почему мы слышим фразу американского игрока, выходящего на площадку, о том, как эти русские смогли дойти до финала? А в чем проблема? СССР и США стали победителями своих отборочных групп, набрав по 14 очков. Американцы, например, разгромно обыграли Японцев (99:33) и Египет (96:31). А СССР в играх с Пуэрто-Рико и Филиппинами набирал 100+... И нельзя сказать, что отборочные группы сильно отличались... Обе команды были достойными соперниками друг для друга. Но в фильме об этом как-то... промолчали...
Главный тренер сборной СССР вначале фильма предстает перед зрителями таким 'железным человеком', для которого эмоции - второй план жизни. Он полон энергии и излучает оптимизм..., который резко теряет перед полуфинальной игрой с Кубой, получив грустные известия от своей жены... И весь полуфинал он ка бы пропустил (очень сильно волновался и переживал относительно решения по сыну). И не понятно, почему тогда он так решительно и безэмоционально смог отдать накопленные деньги для лечения А. Белова, сказав, что придумает что-нибудь... Странно...
Я честно, устал, от постоянного мелькания в кадре двух небритых и волосатых американских болельщиков. Было впечатление, что они важнее, чем играющие на площадке баскетболисты. Зачем их было так часто показывать? Разве нельзя показать эмоции болельщиков посредством разных людей? Или это были чьи-то родственники?
В общем, живую картинку у нас снимать, умеют. Смотреть можно. Только при этом зрителю надо научиться не думать и не замечать отдельные детали, которые эту картину портят.
Поэтому, смотреть, 'Движение вверх' или нет, решать каждому в отдельности. Да прибудет с Вами Сила! Сила правильного выбора!