Манифест новоэровской партии Ж. ван Дормеля сообщает нам благую весть о грядущей Новой эре, и всех тех замечательных вещах, с которыми она будет связана. Так как для создателей фильма старая религия, в частности христианство и присущий ему патриархат, являются главными препятствиями на пути к заветной мечте человечества, была использована религиозная форма подачи материала.
Бог-отец - авторитарный и гадкий, угнетает жену-Богиню-мать, бьет детей, постоянно досаждает людям и проч. Бог-сын (некто JC) пылится на полке. Призрак Новой эры сбегает бродить по Европе. Мессия Новой эры - маленькая девочка (наверное намек на молодость этой самой эры, или еще на что), а её апостолы - феминизм, экологизм, гендерная теория, свобода от 'старой морали' и проч. Создатели фильма намекают нам, что христианство мертво, а старого бога отвергает даже церковь. Аллегорическое прощание с христианством приближает нас к Новой эре, где место Бога-отца займет Богиня-мать, цветы зацветут, а люди станут сверхчеловеками. Но надо заметить, что Новая эра наступит не для всех, и третьему миру придется обслуживать первый.
Брюссель, где расположен штаб Еврокомиссии, назначен не только местом, где живет Бог-отец, но и тем местом, откуда начнутся благостные преобразования (целенаправленный курс политики Евросоюза).
Фильм не является антирелигиозным, скорее он призывает заменить одну религию на другую — Старую на Новую.
Каждый из нас представляет Бога по-своему. Но все согласятся, что он зачастую очень несправедливо поступает со своими и без того несовершенными созданиями. Церковь объясняет это несовместимостью божьей и человеческой справедливости. Данное толкование планов всевышнего на нас не делает происходящее вокруг более понятным, так как пытливый человеческий разум опять сталкивается с недомолвками и тайной. Правда, один режиссер решил объяснить природу несчастий по-своему. Он снял для этого целый фильм и назвал его 'Новейший завет'. Его философия интересна, не правда ли?
Сюжет
Бог обладаем весьма скверным характером и предпочитает затворничество. Он требует того же и от своей семьи, состоящей из жены и дочери. Дочь не любит своего отца. Она видит в нем жестокого тирана и самодура. Однажды ее терпение лопается, и девочка сбегает от семьи в мир людей, чтобы найти в нем свое призвание.
Подобного сюжета я не встречала ни в одной картине до этого. В каждом кадре и фразе героев он блещет своей оригинальностью. По началу его неповторимость удивляла меня: очень необычно представлен Бог, похожий на педантичного офисного клерка, озлобившегося не только на свое ленивое начальство, но и на весь мир; достаточно веселым и добрым кажется Иисус, посмотрев на которого человек начинает испытывать тепло; разнообразны реакции людей, узнавших о своей смерти. Но потом кино немного пугает и даже отталкивает. Из философской комедии с увлекательным сюжетом она чуть ли не превратилась в абсурдное и пестрое действо из странных персонажей.
Режиссеру нужно чуть меньше думать о себе и снимать все же для зрителя. Его успех зависит от людей, поэтому лучше излагать мысли в доступном для них формате.
Персонажи
Этот пункт можно расписывать очень долго, но я остановлюсь на двух противоположных героях.
Бог - мужчина средних лет с не слишком приятной наружностью. Он создал мир ради забавы и теперь развлекается с ним, как только пожелает. Его мало заботит то, что его игрушки живые и чувствуют.
Дочь Бога - тонкая натура, презирающая своего отца. Она считает, что он жесток с людьми, поэтому решает бежать от семьи и помочь смертным.
На этих двух образах и строится весь фильм. Резкий контраст между ними позволяет зрителю понять, что какими бы ни были ваши желания, если они причиняют только вред, лучше их подавлять. В итоге за несдержанность от вас могут отвернуться самые дорогие и близкие.
Итог
Уникальный в своем роде фильм. Он очеловечивает всевышнего и списывает его жестокость не на что-то божественность, а на высокомерие и жажду власти. Нужно быть смелым, чтобы показать зрителю свой особенный взгляд на религию. И мне этот взгляд понравился.
Пишу как обычный зритель. Без лишнего пафоса и претензий на звание кинокритика. Просто после просмотра во мне остался осадок недосказанности и мне необходимо это с кем-то обсудить. С кем-нибудь или с чем-нибудь неопределенным и безымянным.
Во время просмотра в душу закралась обида, что меня обманули. Трейлер обещал легкую комедию, но вместо этого меня захватила экзистенциальная хандра. Кто-то проживет дольше, кто-то меньше. Это истинный апокалипсис, вроде бы в мире ничего особого не случилось, но пропала надежда и неуловимый вкус жизни.
В голове роется огромное количество вопросов, и я попытался найти их в отзывах о фильме. Но не нашел, потому что большинство обратило внимание лишь на мишуру.
Что олицетворяет образ ампутированной левой руки? А танец с кистью? Может левая кисть символизирует сердце? Тягу к жизни, желание любить и быть любимой? Возможно первый апостол это образ людей, отбросивших любовь и страдающих от пустоты, которую должна быть заполнить это человеческое чувство.
Второй апостол это образ рутины. Надо было задать себе простой вопрос: 'Что я делаю в этом парке, если я могу быть где-угодно?' Мы принимаем решение остаться, и по сути мы довольны, мы наслаждаемся приятными мелочами. Но мы можем получить большее, если просто куда-нибудь пойдем.
Третий апостол. Как такой прекрасный человек, так тонко воспринимающий женскую красоту, обделен женским вниманием? Он любил женщин до такой степени, что стал противен и себе и окружающим. Мысль, что он может купить женское внимание, превратил всех женщин в товар. что доказывает прогулка апостола в супермаркете среди обнаженных женщин.
Четвертый апостол любит убивать. Точнее убедил себя, что он убийца. Кто он? Почему такой человек стал апостолом? Он для меня загадка.
Пятый апостол это образ нашей души. Мы жаждем внимания, мы не хотим сидеть друг на против друга, неловко лежать в одной кровати, словно чужие. Образ гориллы напомнил мне себя: неотесанный и грубый парень. Но стоит мне искренне сказать моей любимой, что она мне нравится, то ко мне мигом несется благодарный поток любви и ласки. Многие увидели зоофилию, а я увидел простую житейскую мудрость.
А вот шестой апостол это предупреждение. Я заметил, что истории у 5 апостолов начинается с детства. А шестой апостол ребенок, и его счетчик жизни обнулился в конце фильма. Может ребенок это и есть зритель, который должен задуматься о своей жизни, или может быть ребенок это образ всех наших детей, которых мы должны беречь и любить.
Фильм пестрит метафорами.
Монах, который душит Бога в Церкви перед образом Его же сына. Это как образ разочарования в Боге. Да и различные фразы девочки, которая утверждает, что во всем виноват Бог.
Слова девочки, которая утверждает, что наш мир и есть Рай. Возможно потому что, в нашем мире возможны такие чудеса, как разукрашивание неба в цветочный узор и подводные прогулки.
Бродяга-писец в дислексией, словно намек на то, что истинный смысл происходивших божественных событий нам никогда не постичь.
Фильм мне не понравился, но вызвал сильный эмоциональный отклик.
Место действия Брюссель. Именно там живет Бог. Вечно небритый, в мятой и засаленной рубашке и в отвратительном расположении духа. В огромной комнате, напоминающей картотеку, среди разбросанных бутылок из алкоголя находится его старый компьютер, с помощью которого он придумывает жизненные правила по которым живет человечество. Хам, циник и мизантроп, он настолько не любит людей, что придумывает им испытания и горести, с каждым разом все более и более изощренные. А еще вместе с Богом живет его семья: уставшая домохозяйка, которая постоянно убирается в квартире и стоически выносит все унижения бога-мужа и любознательная дочь, по совместительству - младшая сестренка Иисуса Христа. И вот эта самая дочь, сперва рассылает всем жителям земли даты их смерти с компьютера Бога, а потом и вовсе отправляется из своей замкнутой квартиры в огромный мир населенный людьми, чтобы набрать апостолов и создать новейший завет.
Это очень смешной и грустный фильм одновременно, вытаскивающий наружу все человеческие пороки и секреты, также задающий зрителю вопрос – а что было бы с миром, если бы Богом оказалась маленькая девочка с добрым сердцем или женщина, стремящаяся к красоте и порядку. А еще он напоминает 'Амели' по атмосфере и стилю повествования, правда более хулиганский что ли и едкий. Фильм держит гармоничный баланс между богохульством и жесткой иронией, рождая сотни фантастических образов и скатываясь в конце концов в гениальную притчу об идеальном мире с хэппи-эндом.
Бог ты мой... Что за кино я сейчас посмотрел. Нет, название его, 'Новейший завет'. И выглядит он как злая ирония над религией. Над Богом. Но на самом деле это волшебное, доброе, яркое, необычное и очень образное кино.
Настоящий европейский кинематограф, которого так не хватает на фоне комиксных американских блокбастеров и русских полных уныния и тоски социальных драм. Друзья не дадут соврать - я безумно люблю и то и другое. Но когда вдруг появляется такое вот чудо... оно переворачивает мир и делает его лучше. С красивыми вставками, целым морем аллюзий и ироничных, добрых цитат. Из фильмов. Из книг. Из нашей суровой жизни.
Священник, который бьёт Бога прямо в храме. Люди, которые ненавидят своего же Бога, того, каким Он есть на самом деле, а ищут искусственного Бога (это же чистой воды Великий Инквизитор Фёдора Михайловича!). Женщина, которая живет с гориллой. Дочка Бога и мальчик, который хотел стать девочкой. И море, целое море ярких, иногда страшных (отец, избивающий дочь), иногда красивых (небеса в цветах, танцующая рука), добрых (озабоченный апостол). Бесподобный фильм. Если Вам нравится 'Полюби меня, если сможешь', '99 франков', 'Амели' и другие европейские фильмы - милости прошу. В 'Новейший завет'.
— Я себя ненавижу. Если б я говорил, я бы сказал: «Возненавидь ближнего своего, как самого себя». Это всё мелкий, совсем от рук отбился. Он импровизёр. Его, как он говорил, несло, но Бог-то я. Я сотворил всю эту фигню, которая с вами происходит.
Каждый человек хотя бы раз задумывался, а как выглядит он-Всевышний, но мало кто представлял себе истеричного мужичка в трениках! Таким представил его режиссер Жако ван Дормель, и вышло по-истине трагикомично и глубоко!
С первых минут захватывает идея абсурдности всего происходящего в картине, но постепенно за юмором и сатирой проскальзывают мысли о том, что показанный цирк и есть та самая- настоящая жизнь. Человек, однако же, боится себе в этом признаться и от того живет как винтик в мясорубке изо дня в день...но все меняется, когда смерть оказывается вашим секундантом. Только осознавая собственную конечность, человек вдруг начинает хотеть жить, но неужели всегда необходим кто-то вроде Эйи(Лили Груан), чтобы сказать жизни -Да!? Можно, конечно полагаться на религию, но чуда может не произойти и тебе останется жить всего лишь пару дней..
На протяжение всего фильма мозг охватывают смешанные чувства, сочитаемые с мыслью о том, что порой нам так не хватает абсурдности и цветного неба над головой, которые каждый из нас может создать себе сам. А иначе, вся эта фигня, которую создал ОН будет происходить с нами дальше.
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение, которое подобрано точно в цель. Мелодии An Pierle окутывают весь фильм сладковатым шармом схожим с ароматом бельгийских вафель! Музыка выступает нотным отражением сюрреалистических метафор режиссера.
Для тех, кто любит интеллектуальное кино а-ля карамельный щербет в сорокаградусную жару!
Вы не верите в Бога? А зря. Он существует. И живет он в Брюсселе. А, кроме того, у него есть не только сын, но и дочь. И однажды она сбегает в наш мир в поисках приключений, ослушавшись отца.
Мнение:
Когда я прочитал синопсис фильма, я, как и многие, подумал, что данное кино будет жесткой сатирой на христианство вкупе с издевательствами. Что, безусловно, интересно. На мой взгляд, это может быть интересно как атеистам (по понятным причинам), так и настоящим умным христианам, которые знают свою религию хорошо и глубоко и воспринимают критику не как оскорбление при малейшем упоминании чего-то христианского в каком-то не таком, как им кажется, свете, а как повод поупражняться в диспутах, проверив свои знания и находчивость.
Но, как выяснилось, я ошибался. Фильм не углубляется в христианство в достаточной мере. По сути он лишь берет некоторые христианские мотивы, символы и названия, использует их, а историю рассказывает совершенно не имеющую никакого отношения к христианству. И у этой истории своя мораль, свои принципы и своя нравственность, которые не имеют особо никакого религиозного оттенка.
В фильме есть парень, который зовется богом, есть другой парень, который зовется Иисусом (его типа сын), главы киноленты называются Евангелиями... и всё! Больше в этом кино нет ничего, хоть сколько-то связанного с христианством. По сути использована лишь христианская обертка. Я не знаю, так ли задумывали авторы, или просто так получилось, но что имеем, то имеем...
И сатира, если и есть, то она скорее относится не к религии, а к укладу европейского общества. Но, видимо, в этом и фишка, учитывая, что фундаментом для него как раз христианство в большой степени и является. История при этом наполнена легким абсурдом, иронией, а также европейской выпендрежностью (да простят меня поклонники европейского кино). Нет, правда, если вы смотрели последние европейские (французские или бельгийские в частности) трагикомедии, вы сможете найти много общего с этим фильмом как в стилистике, так и в поведении и экзистенциальному отношению к жизни персонажей (сравните, например, с фильмом «Сюрприз» (De Surprise, 2015) — картины совершенно разные, но есть в них что-то невероятно похожее).
Иногда даже кажется, что кинолента скорее любит христианство, чем не любит, и под маской легкой сатиры скрываются нежные чувства. Хотя назвать ее полностью христианской, конечно же, не получится.
Сам фильм при этом по-настоящему забавен. Некоторые моменты выглядят очень оригинально и стильно. И это, на мой взгляд, один из главных плюсов. Юмор местами очень ироничен и нестандартен, хоть и не рождает хохот, а лишь саркастичную улыбку типа «А, понял фишку, умно».
У фильма есть свой неповторимый стиль и атмосфера. Не могу сказать, что видишь, что-то такое «Вааау, как круто и красиво, никогда такого не видел», но кино явно запоминается.
Музыка отличная и, главное, разнообразная. При этом она почти всегда к месту. И там, где по замыслу авторов мы должны ее замечать, мы замечаем, а где не должны — не замечаем.
Можно упрекнуть картину за хронометраж. На мой взгляд, 2 часа для подобных фильмов — многовато. Полтора часа было бы в самый раз. Из-за этого бывают моменты, когда скука подступает, и ты начинаешь видеть ее боковым зрением. Хотя откровенно скучных моментов вроде и не нет.
Я прочитал множество рецензий, в которых говорилось, что фильм создан для людей думающих и умных. Есть в нем мол что-то такое заковыристое. При этом что же там есть, так никто и не объясняет толком. Я согласен, что фильм не прост, но вряд ли соглашусь, что он несет в себе что-то новое и гениальное или хотя бы достойное глубоких дум. В фильме есть символизм? Связь персонажей со смертными грехами? Ну ок. И что? Разве это что-то новое и революционное? Разве Бога уже не изображали до этого таким вот нелепым пройдохой? Изображали. В фильме много разных проблемных тем? Но разве хоть одна раскрыта должны образом? Не-а.
Вердикт
Фильм имеет среднюю оценку 7 по 10-бальной шкале на разных авторитетных киносайтах и номинацию, но не премию Каннского кинофестиваля. Там ему и самое место. Ведь 7 — хорошая приличная оценка. Не супер, но явно положительная.
В общем, это забавное, ироничное кино. Для общего развития глянуть можно. Умно? Глубоко? Ну так себе, скорее стилистически (но не идейно) оригинально. В общем, неплохо.
Очень глубокий фильм, который затрагивает различные сложные вопросы нашей жизни. Приправлен отменным французским чувством юмора и прекрасной игрой актеров.
1) Бог, который ненавидит свою работу, который сам не понимает, что делает. Неряшливый Бог, который любит попить пивка и поглазеть в телевизор. Бог, который Ничто без своего компьютера. Что это? Аллегория на современного человека? Ответ на извечный вопрос: почему Бог так жесток к своим творениям? Или что-то еще?
2) Жена Бога: на вид глуповатая женщина, которая боится и пискнуть при своем муже. Но она обладает большей любовью к жизни, она созидатель, а не разрушитель. Она печется о счастье подопечных.
(Опять аллегория?)
3) Бомж, который писарь. Он не очень умеет писать, но он знает жизнь, он уже хлебнул горя.
4) Апостолы, про каждого из них можно многое рассказать...
мальчик, который решил прожить свои последние дни как девочка (Скрытый вопрос к обществу? Или просто попытка показать, что каждый должен не бояться найти свое место?)
5) Девушка-калека, не верящая в свою привлекательность, не замечающая как мужчины смотрят а нее. Но каждый из ас может найти свое счастье в мире, ведь так?
6) Обычный служащий компании. Он прожил столько лет и только сейчас понял, что жизнь-то прошла мимо...Он получает шанс - шанс все исправить, увидеть новые места, о которых так мечтал.
7) Девочка-Бог...Наша надежда в наших детях? Они видят то, чего не видим мы? Они готовы слушать и услышать?
Что будут делать люди если узнают дату своей смерти? Неужели найдутся те, кто построят бизнес на этом? Как мы все будем чувствовать себя при этом?
Столько поднятых вопросов в этом фильме. Вопросов, на которые каждый сам должен найти для себя ответ.
Чтобы действительно быть хорошим фильмом одной мелкой провокации маловато, тем более если за неё постоянно извиняться, переводя всё в шутку и глуповатый абсурд. Конечно, зрительский интерес картине обеспечен, ну если вы не религиозный фанатик, ведь приятно, когда наша фантазия на небесную тему воплощается на большом экране и не важно, что в ней нет ни полёта, ни какой-либо вариативности, всё приземлённо, близко к нашему эго.
Стоит показать брюзгливого мужика, домашнего тирана, игриво, устраивающего игрушечные и не очень катастрофы, так мы довольны и готовы смеяться от души. Отсмеявшись, становится ясно, что это был неплохой анекдот, но только и всего. В этом и есть главный подвох - позитив в наличии, я порою очень широко улыбался, но вот послевкусие отсутствует напрочь, забывается, как и все анекдоты.
Даже 'Догма', грубая и пошлая, не прячась за милотой, доносит до зрителя свои мысли, когда как из данной картины вышла очередная 'Амели'. Абсолютное копирование атмосферности, без осмысленности, одни детские наброски и неуклюжее заигрывание со зрителем. Не сразу, но мне удалось абстрагироваться от откровенной вторичности, чего желаю и вам.
Привет ребята: ) Так хочу сегодня начать отзыв с положительных слов и смайлика, чтобы быть более мягче и без ярких эгостичных фраз, которые выдают твою маленькую гнильцу.
Бог есть, и он живет в Брюсселе! - я очень смеялся и был в восторге от того трейлера, который сделала компания в момент выхода фильма и очень хотел попасть на него в оригинале и посмотреть на большом экране. Посмотреть мне его удалось только дома и на ноутбуке, спустя год после выхода на экран. Я просто листал чью-то стену и увидел этот запоминающийся постер, где наверное самое яркое, это фото 4-го апостола-женщины, если я не ошибаюсь в очередности, которая лежит в кровати с гориллой. С гориллой. Тут следовало поставить клубничку под постером, но это оказалось немного другой сценой и даже довольно милой.
И вот немного по сюжету. Бог ненавидит себя, свою семью и этот мир. Ему скучно и у него есть маленький компьютер. В один день он находит в себе талант к примитивной разработке в каком-то странном редакторе, который очень похож на старенький Sims, и он начинает творить. Создает всякую всячину: куриц, жирафов, страусов, которые очень смешно передвигаются по супермаркету и ты даже начинаешь маленько задумываться, а думает ли сейчас страус о том, что ему сейчас лучше купить: мюсли или йогурт, или же ему совершенно все равно?
Наконец он создал человека. Достаточно нелепого, туповатенького и по-брюссельскому простого, хоть я и незнаю как это, но представляется круто: ) Жена боится бога, она только постоянно стирает вещи, пылесосит и любит бейсбол. Это так смешно блин, вот именно этот факт о бейсболе, хотя в фильме я что-то над этим не смеялся, а вот сейчас понял, что это и вправду отличный ход! У бога есть дочь, явная бунтарка, которая достаточно натерпелась за свои 10 лет издевательств и тирании. Она—то как раз и выступает в роли главной героини. Также есть сын JC, который уже 'доигрался.
Дойдя до точки кипения, дочка решив сбежать и обезоружить бога, случайно, сообщает через компьютер бога, даты смерти всех людей на Земле по смс и начинается хаос. Думаю на этом хватит, дальше уже детали.
Очень смешно было наблюдать вначале за курицами в кинотеатре. За постоянно грязным прикиде бога, его, пропитанной потом, футболкой и пустым холодильником, который, кстати, благодаря супер силе жены бога, превращался в рай холостяка — полный пива и только. Думаю, этот холодильник бы точно понравился персонажу Светлакова, которого он играл в Нашей Раше.
Немного сложно структуировать этот текст, но я бы хотел сказать об общем впечатлении от картинки и персонажей. Не знаю насколько это было специально сделано, но я заметил, что в фильме вприцнипе нет красивых людей. За исключении 10-летней дочки бога и маленького мальчика-— последнего апостола в платье. Кстати платье ему и вправду шло и выглядело как-то мило чтоли, боже, что я пишу. Дальше о людях. Они все какие-то 'почти', почти убийца, почти развратник, почти трудоголик, но чего-то не хватает, наверное это было сделано специально, как и трюк с подбором таких неприметных, а точнее своеобразных актеров. Даже та красивая девушка с искуственной рукой, которую авторы назвали в фильме красавицей от которой все в восторге, вызвает легкое недоумение и вопрос: может в Брюсселе это и вправду эталон красоты? В России навряд ли. В ближайшем магазине можно встретить девушку красивее, это явно.
Мне очень понравилась история про гориллу и неудовлетворенную женщину. Хотя сейчас понимаю, что она все-равно осталась немного недораксрытой, не такой яркой, а точнее явной как другие персонажи, их истории. Она вроде бы обычная женщина, которая живет лучше чем многие, но живет пресно, как-то безжизненно в этой роскоши, в которой я бы купался. Первые 2 недели точно.
Сцена с горииллой очень смешная, особенно мне понравился его костюм, хотел бы я взять его номер телефона, чтобы одолжить наряд на следующий хеллоуин или просто на примерку ради фотки.
Я досмотрел этот фильм до конца, хотя иногда было желание не выключить, но хотя бы сделать перерыв. Уж как-то они обывало очень перебарщивали со странностями, а потом словно выруливали из крутого поворота и снова вводили тебя в транс своими необычайно центрированными кадрами и пейзажами. Последние, кстати, также выигрывают за счет странностей и необыкновености, чем за счет своей красоты.
Очень смешно смотреть как бога избивает священник прямо в церкви, за то, что тот начинает цеплять его за самое больное и выдергиват это наружу. Еще как ему дают по щам за тот бургер, который он достал из мусорки и поедал под мерзким дождем. Смешно наблюдать за моим тезкой Виктором, бомжом, который стал писать этот самый Новейший завет, и блин, он тоже знает карате как и я! Жаль, что бомж, так бы я сказал, что он мой кумир. Но он получит свое, так что все в порядке.
Отношения между персонажами довольно интересны и в одно время просты. Отсчет обратного времени подбодряет и как бы мне хотелось испытать это чувство, когда тебе приходит смс на телефон, что тебе осталось жить всего N дней/часов/лет и это по-настоящему, не шутка. Интересно насколько бы это перевернуло мой мир и насколько я бы изменился в отличие от настоящего Виктора. Наверное я бы точно ушел с моей работы, хотя кто знает? Я проделывал этот мысленный эксперимент в голове, но все 'не то'. Конечно, я не буду стараться ради этого результата и стремиться к такой цели, но если у кого есть мысли на этот счет, я бы послушал.
Я считаю, что смотреть стоит. Возможно богохульно, местами кощунственно и где-то есть переборы, но если вы не фанатик и все-таки терпимо относитесь к подобным выходкам, то я это довольно интересный взгляд на историю.