Удивительное дело, насколько пророческим стало название этого фильма, по сути, последнего в фильмографии великого режиссера Станислава Говорухина. И правда, уходят от нас мастера, настоящие гиганты своего дела. Действительно, это конец прекрасной эпохи. И только за один символизм этого названия, я многое готова простить этому фильму(про строчку из стихотворения Бродского знаю).
Конечно, фильм о другом, это по сути экранизация сборника рассказов Сергея Довлатова «Компромисс». Не все вошло в фильм, не все персонажи удались на все сто. Но Говорухин есть Говорухин. Главное, что получилось — атмосфера. Действительно погружаешься в другое время с его сложностями и радостями, нелепостями и переживаниями. Хорошо подобрано музыкальное сопровождение, а также использование черно-белой картинки. Кадры реальной хроники тоже настроили на определенный лад.
При всем том, не могу сказать, что это лучшее, что есть у Станислава Говорухина, или же что это идеальная экранизация Довлатова. Мне вообще кажется, невозможно перенести на экран тот тонкий юмор рассказов, по сути своей биографичных, но настолько интересно написанных, что не веришь, что это все реально происходило с человеком.
Если говорить об актерах, то мне опять чего-то не хватило. Думается, Довлатов был все же несколько другим, чем Иван Колесников. Тут прям альфа-самец, весь ухоженный такой. Нет той легкой развязности, нет тех комичных ноток, которые я себе представляла, когда читала различные сборники Довлатова.
Вот Добронравов в роли авантюрного фотографа вышел просто идеальным, лучше просто не найти. Хорошенькие молодые эстонки тоже сыграны замечательно. А вот Марина в исполнении Ходченковой для меня не получилась от слова совсем. Не знаю, я не такую женщину представляла верной подругой Довлатова в тот период. Возможно, это просто лично мое несовпадение.
Стоило ли снимать этот фильм? Скорее да, чем нет. Вот уж Говорухина нет с нами, прекрасная эпоха уходит, а ленты мастеров остаются, какие-то более удачные, какие-то менее, но все же, я рада, что они есть.
Ностальгическая и немного печальная картина получилась. Увы, но Станислав Сергеевич этим фильмом завершил свою фильмографию. А спустя три года и сам ушёл в иной мир. Действительно получился конец прекрасной эпохи (умышленно пишу эти слова без кавычек), поскольку с уходом Станислава Сергеевича завершилась целая веха кинематографии: Эпоха Станислава Говорухина, которая, аккурат, началась в середине 60-х годов. И продолжалась полвека.
Ощущение некоторой грусти чувствуется у Мастера в этом фильме. Не зря он обратился именно к истории Хрущёвских времён. Взглянул, так сказать, на прожитый путь. Странно, правда, что при этом он утратил в своих фильмах цвет: в прямом и переносном смысле. И «Уик-энд» и «Конец прекрасной эпохи» выполнены в чёрно-белыми. Не думаю, что Говорухин пытался таким образом стилизовать картинку под те времена. Всё-таки цветное кино тогда уже во всю шагало по стране и отсутствие цвета, вовсе не добавляет атмосферы в изображение. Хотя, если вспомнить первый полный метр Станислава Сергеевича: «Вертикаль» - так он тоже был чёрно-белым. Получилось своеобразное обрамление кинотворчества: внутри цвет, а по краям ч. б. Благодаря этому мне кажется, что нечто большее хотел донести до зрителя Станислав Сергеевич, нежели, просто, снять историю о мытарствах творческой интеллигенции. Ведь он был очень неглупый человек, и прекрасно понимал, что в эпоху «аймакс-3Дэ' и «долби сэрраунда» его более чем скромное изображение и незатейливая лирическая история вряд ли будет пользоваться успехом. Я уже заметил на ряде сайтов, как критики зубки навострили, уловив слабину в очередной Российской картине, и приготовившись выливать в качестве основного аргумента своё извечное: скучно и плохие актёры. И сразу, гордясь собой, наградить очередной оплеухой всё творчество Говорухина, и весь Российский кинематограф до кучи. Увы, злой нынче пошёл зритель. Нет, господа, вы ошиблись на сей раз! Станислав Сергеевич утёр этим фильмом вам нос. Его «Конец прекрасной эпохи» значительно глубже, чем может показаться на первый взгляд. У этого фильма есть второе дно, почувствовать, которое сразу не получится. У него есть послевкусие, как у качественного вина. А раз так, то рано или поздно, его загадка откроется. И тогда будет лишний повод посмеяться над теми, кто сегодня поливает одного из прекраснейших кинорежиссёров грязью, уличив его в слабости.
Нет, Говорухин не устал. Он знал, какую историю будет снимать. И прекрасно понимал, как он это будет делать. Ведь не зря он нарушил своё слово, данное после неодобрения зрительской аудиторией «Уик-энда». Ведь тогда им были произнесены слова о том, что кино он больше снимать не будет. Это был 2013 год. Но, спустя несколько месяцев он начал работу над новой картиной. Значит, было ему что сказать. Завершать карьеру на очередном детективе он не планировал.
А актёрская игра в его фильме - отличная! Великолепные мастера: Сергей Гармаш, Борис Каморзин, Михаил Жбанков очень реалистично воплотили своих героев. И молодые дарования: Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Дмитрий Ендальцев тоже не подкачали. Добился от них режиссёр нужной отдачи. Смотреть на их игру было одно удовольствие.
Получилось так, что я совсем недавно посмотрел «Оттепель» Валерия Тодоровского, а теперь на глаза и «Конец прекрасной эпохи' попался. И невольно начал проводить параллели между этими двумя фильмами: И там и там 60-е годы. И там, и там: женщины, вино, сигареты, творчество. Как это всё узнаваемо. В одном случае – кинематограф, в другом – журналистика. Но в случае с Тодоровским получилась чистейшая профанация: современные нравы, одетые в оболочку 60-х годов. А Станислав Сергеевич – режиссёр старой формации. Он прекрасно помнит эти года, поскольку был молод, горяч, полон амбиций и творческих планов (как его герой: Андрей Лентулов). Кому, как не ему, знать о тех годах. Поэтому его картина получилась на несколько порядков выше. Она буквально дышит эпохой 60-х. это чувствуется и в поведении героев и в диалогах. Потуги Тодоровского младшего показать хрущёвские времена вызвали лишь смех. И все 12 серий его «Оттепели» не стоят и нескольких минут чёрно-белого «Конца прекрасной эпохи». Самое главное, Говорухин сумел избежать в своей истории пошлости, хотя его герой ловелас тот ещё. А Тодоровский, очевидно, не зная, чем ещё занять зрителя, буквально завалил свой сюжет обнажёнными девичьими телами. Это просто один факт для сравнения.
Не хочу проводить детальный анализ, поскольку сравнивать Говорухина и Тодоровского, всё равно, что ставить на одну беговую дорожку олимпийского чемпиона и перворазрядника в юношеском зачёте. Уровни мастерства не соответствуют. Свои впечатления по «Оттепели» я написал на странице данного сериала. А здесь хочу ещё раз поблагодарить Станислава Сергеевича за прекрасный атмосферный фильм. И за те фильмы, которые он подарил нам как во времена Советского, так и Российского кинематографа.
Прекрасная эпоха Станислава Говорухина завершилась. И поэтому, господа критики, поубавьте свой пыл, а давайте лучше склоним головы и вспомним ещё раз этого талантливого режиссёра, сценариста, актёра, продюсера, Человека. Светлая ему память!
Сразу оговорюсь, что я не любитель Довлатова и Говорухина, поэтому к просмотру фильма 'Конец прекрасной эпохи' отнеслась скептически. Однако по чистой случайности фильм совпал с моим прочтением повести Михаила Веллера 'Ножик Сережи Довлатова'. В ней рассказывается мистическая история человека, ступившего на тот же путь поиска себя и одновременно служения журналистике прямиком по следам самого Довлатова. Повесть написана остро, резко и с явной критикой первопроходца. Поэтому не посмотреть фильм по мотивам истории, рассказанной Довлатовым в 'Компромиссе' и Веллером в повести-ревности, оказалось просто невозможным. И надо сказать, что потраченного времени совсем не жалко.
Итак, сюжет предполагает дискредитацию советских времен, но сценарий и режиссура делают это аккуратно, без надрыва и брызганья слюной. Наоборот создается впечатление любви и ностальгии Говорухина по тому времени, подарившему людям сильную экономику (и это в послевоенные годы) и множество талантливых людей (и это в условиях цензуры). И даже совет героя Добронравова: 'А ты не думай, а просто живи' - считывается не как насмешка и единственный выход из неприятной ситуации, а как философское высказывание и рецепт счастливой жизни - наслаждайся моментом, живи здесь и сейчас.
У меня не было никакого диссонанса между игрой актеров, антуражем и моими представлениями о советском времени, как часто бывает при просмотре современных фильмов на аналогичную по времени тематику. Колесников, Ходченкова, Добронравов, Коморзин и другие актеры великолепно вжились в свои роли.
В общем, фильм снят качественно, с юмором и вызывает только положительные эмоции.
Станислав Говорухин - Российский кинорежиссер, приверженец старой школы кинематографа, человек на чьих фильмах взращивались поколения. Работы Говорухина классический пример того, как надо снимать кино. Однако это вовсе не приторные академические фильмы, начищенные до блеска. Работы Говорухина являются призывом, каждое творение автора заставляет нас задуматься над какими-либо проблемами современного общества и политического устройства страны в целом. Согласитесь, кино должно оставлять после себя мысль, послевкусие, которое остается надолго. Именно такое кино снимает Станислав Говорухин.
В 2015 году режиссер презентует свой новый фильм, основанный на сборнике новелл 'Компромисс', за авторством талантливейшего автора Сергея Донатовича Довлатова. Не солгу, если скажу, что являюсь почитателем творчества данного писателя, не столько из-за его судьбы, сколько за непередаваемый авторский стиль письма. Довлатов не пишет, он рассказывает истории из жизни, приукрашенные, пыльные, но по своему родные каждому жителю нашей огромной страны. И пускай с годами они потеряли колкость и актуальность, перечитывать едкие, зачастую юмористические афоризмы - одно удовольствие.
'Компромисс' - собрание новелл, которые основаны на опыте работы Сергея Довлатова в газете 'Советская Эстония'. Ироничные истории из жизни одного журналиста, именно так можно охарактеризовать данный сборник.
Картина 'Конец прекрасной эпохи', чуть более чем полностью строит свое повествование опираясь на первоисточник. Не сворачивая с колеи намеченной Довлатовым в восьмидесятых, книга прекрасно переносит книжный шарм произведения на экран. И пускай ты знаешь реплики героев, тебе интересна сама подача материала. Как актер сыграет здесь, как преподнесет свою забавную реплику в этом моменте и так далее.
Режиссер проделал огромную работу над воссозданием той самой атмосферы, которую передавал Сергей Донатович в своих произведениях. Наивный словно слепой котенок, но уверенно двигающийся к 'светлому социалистическому будущему' коммунизм. Тогда и люди были чище, а моральные нормы гораздо выше, нежели сейчас.
Очаровательный, стильный и по-настоящему живой фильм. Триумфальное возвращение Станислава Говорухина на экраны, которое найдет отклик в сердцах тех, кто все-таки решится ознакомиться с картиной. Поверьте, вы не пожалеете.
Ветеран отечественного кинематографа, живая легенда, страстный интеллектуал с трубкой - всё это он - режиссёр картины 'Конец прекрасной эпохи'(2015), которая неоднозначно была принята как критиками, так и зрителями.
Перед знакомством с новой работой создателя таких фильмов, как 'Место встречи изменить нельзя' и 'Ворошиловский стрелок', через какое-то время ставшими культовыми, нужно понимать, что предложенный фильм Говорухина - довольно личный и не претендует на звание the best film ever или must see. Однако, и эта лента способна обрести своего зрителя, но прежде всего нужно обратиться к истории.
Довлатов - один из тех авторов, кто свое признание получил за пределами родины. Он эмигрировал в США, где его работы и издавались. 'Компромисс' Довлатова - это сборник из 12 новелл («компромиссов»). Они создавались в 1973—1980 годах, а в единую книгу были собраны в 1981 году и вышли в свет в Америке. Сюжеты для новелл взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в эстонской газете «Советская Эстония» в 1972—1975 годах. Сам Довлатов обладает удивительным настроением безысходного романтика-циника. В основу фильма и лёг этот сборник новелл.
Вот Союз. Вот Россия. Сколь угодно плотно можно упрекать советское прошлое страны. Настроение в государстве Довлатова, который иронично представляет СССР, как страну политики абсурда, передавая стиль жизни и мироощущение своего поколения, в свою очередь, отличается от настроения Бродского, который в стихотворении «Разговор с небожителем» сравнивает существование в условиях тоталитарного общества с ежедневной бесконечной Голгофой.
Новая картина Говорухина является компиляцией не только на «Конец прекрасной эпохи», но и на творчество Сергея Довлатова в целом. Вообще людям свойственно упрекать тех других, кто живут по чуждым канонам того времени. Но вот штука-жизнь интересная: Союз, где инакомыслие народа приравнивалось к государственной измене. Где курили в ресторанах, пили во дворах. Режим, где люди, не имея возможности, обогащались культурно посредством самиздата, находили запрещенные тогда в государстве виниловые рок-н-рольные и джазовые пластинки. Когда жадно и с пристрастием вкушали информацию.
Все составляющие фильма заявляют о ностальгическом настроении по тому и прекрасному, и ужасному времени. Названием для картины послужило стихотворение Иосифа Бродского, в начале фильма идёт видеоряд хроник Хрущёвской оттепели, ознаменовывая начало «прекрасной эпохи». Черно-белая картинка и операторская работа Геннадия Карюка также является данью уважения к фильмам 60-х.
Актерский состав не менее интересен: в центре сюжета герой, внешне очень похожий на автора «Компромисса», его роль исполняет молодой артист Иван Колесников, с чем он прекрасно и справился. Говорухин не побоялся пригласить на главную роль молодого актера, окружив его замечательными артистами на вторых планах: Светлана Ходченкова в роли томной и строгой спутницы главного героя, Федор Добронравов в образе комического персонажа фотографа и спутника Андрея Лентулова (Иван Колесников), Сергей Гармаш предстает в довольно необычном амплуа – в амплуа честного, понимающего обстановку в стране милиционера, а также Дмитрий Астрахан в роли ловеласа Миши Шаблинского.
Экранизация получилась вполне вольной, хотя основная структура сюжета и была сохранена. Говорухин бережно отнесся к тонким и колким диалогам, и запоминающимся персонажам «Компромисса» Довлатова, привнеся нечто новое в сюжет фильма. Непростое дело сплести все новеллы в четкое последовательное повествование. Главное, всё же, это сама атмосфера того времени, которую Говорухин сумел передать не только с иронией по-Довлатовски, но и с любовью и теплом ко всему хорошему и плохому тех лет по-своему, именно потому что режиссер сам жил в ту самую 'прекрасную эпоху' (60-е годы). «Конец прекрасной эпохи» – дань уважения молодости режиссера, тёплая приятная тоска, ностальгия по тому времени, когда, по признанию самого режиссера, «как хорошо мы плохо жили».
Уверен, что этот фильм окажется из разряда тех, что «на любителя». Естественно, картина Станислава Говорухина привлекает внимание необычным форматом, ведь сегодня довольно редко можно увидеть черно-белую киноленту. Плюс ко всему, этот фильм отсылает к старым добрым советским творениям. В первую очередь своим идейным содержанием. Точнее, идеологическим.
Ведь при просмотре становится понятно, как на самом деле было тяжко киношникам. Вот если бы, к примеру, в Партии знали, что в фильме «Офицеры» штаны не красные, а синие, какого бы наказания создателям фильма стоила фраза, вводящая советских граждан в заблуждение? Ведь режиссер знал, что штаны синие, но в черно-белом варианте хоть синий, хоть красный будет выглядеть серым, а значит, можно и утаить сей факт!
Так и в «Конце прекрасной эпохи» - прежде чем написать слово, каждый журналист обязан подумать, а если он подумал не совсем качественно, за него подумают другие, а если дойдет до правоохранительных органов, которые думают оперативно и молниеносно, то горе-писаке совсем несладко придется…
В целом фильм понравился. Он действительно обладает свойством увлечь зрителя в безвозвратно ушедшую эпоху, когда рюмочные были местом скопления не одной алкашни, но еще и интеллигенции, когда написать о доярке-рекордсменке было почетно, а уж быть той самой дояркой вообще просто замечательно!
Единственное, что не особо перекликается между повествованием и описанием, так это «случайные связи» (складывается ощущение, что фильм ими изобилует) и «противоречивый роман с редактором» (роману уделено минимально возможное количество времени).
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Не рассматривая фильм как экранизацию, не зная, о чем думал Говорухин, снимая его, поделюсь своим ощущением от этой работы мастера: то, что показал нам автор, ну очень проецируется на наступающие времена.
В чем я вижу проекцию? У меня лично есть ощущение, что людей опять, в очередной раз, обманули. Что-то высокое, настоящее уходит из нашей жизни, уступая место повсеместной лжи, которая всё более и более опутывает всё вокруг. Чистое озеро затягивается мутной тиной.
Это в общих чертах; вдаваться в детали – значит, рассуждать о политике, а я не хочу.
Впрочем, возможно, я и ошибаюсь, и режиссер ни о чем таком не думал. Но ведь критерий качественного произведения искусства - это, как мне кажется, когда каждый видит в произведении что-то свое: то, что ему близко и понятно, что его цепляет, о чем болит душа.
Да и Говорухин, по-моему, не тот мастер, который делает фильм без какого-либо подтекста.
Добавлю, что фильм снят мАстерски, как и все фильмы Говорухина. Порадовало, что в диалогах героев отсутствует современный сленг, столь характерный для большинства нынешних фильмов и сериалов, в которых отображены 20-е – 60-е годы прошлого века. У Говорухина с этим все всегда в порядке. Понравилась игра актеров.
Но шедевром фильм всё же не считаю, пересматривать не буду.
Посмотрел премьеру на ТВ последнего фильма Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Я не профессиональный кинокритик - я обычный человек из той «прекрасной эпохи». Возможно, это не самый лучший фильм Говорухина или не самая удачная экранизация по мотивам произведений Сергея Довлатова, хотя их всего-то ничего.
Но в ту ночь это был наверняка самый честный фильм по сравнению со всем тем киновраньем, которое, обычно, идет косяком на других наших телеканалах в это позднее время. Правда, боюсь что большинству телезрителей, даже кому под сорок, этот фильм малопонятен и для них он как причудливое ретро про жизнь, которую они не вкусили.
Уже давно поймал себя на мысли, что всю прелесть прозы Довлатова, и его самого близкого литературного собрата Венечки Ерофеева, может почувствовать лишь читатель из того времени, человек из той, уже минувшей пустоты... из той самой «прекрасной эпохи». Наверное, такая же история происходит и с современным кинозрителем, поэтому в кинопрокате этот фильм прошел почти незаметно.
По моим личным ощущениям эта «прекрасная эпоха» пришла к нам с Победой в мае 1945 года и продолжалась два добрых десятка лет до 1965 года... Это было непростое, тяжелое и противоречивое время, но в ту эпоху вера, надежда и любовь были, как говорят, едины в душах большинства наших людей. Но вера и надежда потихоньку таяли, хотя любовь, пока человек жив, бессмертна во всех своих проявлениях... На смену пришла затхлая и неряшливо закамуфлированная пустота позднего советского периода, когда большинству всё уже обрыдло... И люди, кто осознанно, кто-то ни очень, а кто-то даже не заметив этого вовсе, вступили и вступали в компромисс с этой пустотой. Чем это завершилось четверть века назад, мы прекрасно знаем.
Сергей Довлатов устал от компромиссов... Он уехал из СССР в 1978 году, не дожил и не увидел его распада. Однако рискну предположить, что он не желал этого увидеть и для него то время, наверное, было прекрасной эпохой, хотя бы потому, что он был тогда молодым - верил, надеялся и любил.
«Прекрасной эпохой» шестидесятники называли первые десять лет после смерти диктатора Сталина. Закончилась эта условная эпоха «оттепели», как известно, для одних тюрьмой, для других погостом, а для третьих – эмиграцией. Совсем немногие из шестидесятников остались и в стране, и в профессии. Теперь эти немногие снимают кино о своей молодости.
Черно-белое изображение – беспроигрышный режиссерский вариант для фильма, рассказывающего о времени, в котором жили, как сказал поэт, «серые люди с серыми лицами на фоне красных знамен». И режиссер Станислав Говорухин с любовью и скрупулёзной точностью воссоздает в кадре бытовые детали «эпохи оттепели».
Самая большая проблема кинематографа – достойный фундамент, то есть сценарий. И для фильма Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» была взята за сценарную основу безукоризненная ироничная проза Сергея Довлатова. Но вот как раз самого Довлатова в этом фильме и не хватало.
Актер Иван Колесников, конечно же, талантлив, но… слишком «мелковат» он для известного прототипа. Довлатов был ОГРОМЕН во всём – двухметровый гигант, боксер-тяжеловес, дерзкий в словах, непредсказуемый в поступках. И журналистом, и писателем Сергей Довлатов был уникальным, со своим неповторимым стилем. Это имя – действительно Эпоха в русской литературе.
Но по сюжету фильма Говорухина главный герой (журналист Андрей Лентулов) получился этаким прилизанным франтом с набором «штампованного» советского поведения. Лентулов скорее напоминает Юрия Алябьева из гениального фильма «Журналист» Сергея Герасимова, чем Довлатова, который писал сборник новелл «Компромисс» с себя.
Поэтому роли второго плана (Дмитрий Астрахан) или эпизодические (Сергей Гармаш, Лембит Ульфсак) выглядят на порядок убедительнее, чем игра главного героя.
После выхода этого фильма даже самые ленивые журналисты «прошлись катком» по личности Говорухина-политика, а не режиссера. И рецензии на кинокартину не имели ничего общего с фильмом. Жаль! Ведь при всех недостатках «Конец прекрасной эпохи» достоин и внимания, и аплодисментов.
Странно видеть в афише фильм с таким уютным ностальгическим названием... Он об СССР, точнее о 60-х. Вот-вот опустится железный занавес и все. Останутся только узенькие информационные щелочки и воспоминания о той как бы оттепельной свободе.
У каждого своя молодость. Кто-то грезит пластмассовыми 80-ми, кому-то уютно остаться в ревущих 90-х вечно молодым и пьяным. Поразительно то, что абсолютное большинство читателей этих строк (как впрочем и сам автор) не жила в 60-е годы в отличие от Говорухина и Довлатова. В те времена не было соцсетей, но люди больше общались, не было твиттера, но все острые фразы расползались из анекдотов. Такое прекрасное нераскрашенное время и показано в фильме.
Герои фильма свободны, молоды и авантюрны. Таким кажется течение жизни в молодости спустя годы. Девушки красивы и на все готовы и небо голубее. Даже главный редактор главной газеты эстонских коммунистов в фильме весьма импозантен и склонен к иронии. Проблема одна - слишком лощено, слишком по-прибалтийски рафинированно выглядят герои, не по-советски, одним словом. Так выглядели, очевидно, герои картин итальянского неореализма. Но от этого визуальная часть фильма только выигрывает. Видеоряд смотрится винтажно, а это дорогого стоит.
В диалогах героев местами сознательно стравлены некоторые оригинальные фразы оригинала Довлатова, непонятные сегодняшнему массовому зрителю. Хотелось смеха, иногда хохота, как во время чтения Довлатова, но только улыбка. Тем не менее хочется верить, верить каждому слову и каждому кадру маэстро Говорухина. Да, 'Конец прекрасной эпохи' - не программный фильм матёрого режиссера. Это шаг в сторону. В сторону того замечательного мира оттепельной молодости.