К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Рассвет мертвецов' - такой фильм, который знает любой уважающий себя киноман, не говоря уже о поклонниках зомби-жанра. Это без преувеличения культовый 'трэш' Джорджа Ромеро, мастера этого направления, в хорошем смысле слова. То есть, подобно многим хоррорам про оживших мертвецов того времени, эта картина даже больше смешит, чем пугает. Но масштабы происходящего и фантазия создателей удивляют и по сей день. Ладно, когда несколько забавных или страшных мертвяков нападают на кучку людей в доме, как это было в 'Ночи живых мертвецов' того же Ромеро. Но в этом 'продолжении', спустя 10 лет, все оказалось настолько же больше и круче, как если сравнить второго 'Терминатора' с первым.

Действие перенеслось в гигантский супермаркет, зомби стало в разы больше, и фильм из хоррора превратился с некое подобие боевика. Когда важнее не страхи главных героев перед ожившими трупами, а то, насколько красиво и изобретательно они расправятся с ними, используя все подручные средства. Есть такая замечательная игра Dead Rising, которую сделали по точному образу и подобию этого фильма. Там сотни, если не тысячи способов истребления зомби, и не меньшее количество оных в кадре. И то, на что в 1978 году можно было лишь посмотреть, в конце первого десятилетия 21 века можно ощутить буквально на собственной шкуре, если запустить такую игрушку с проектора и объемных звуком в темной комнате.

'Рассвет мертвецов' так же уникален, как и 'Плохой вкус' и 'Живая мертвечина' Питера Джексона. Видно, что авторы не только мастера своего дела, но и преданнейшие фанаты жанра с самого начала. Постарались уместить в одном фильме весь предыдущий опыт жанра. Тут и внезапные нападения кровожадных мертвяков, и их огромные устрашающие толпы, которые неумолимо преследуют кучку выживших. И что немаловажно, очень приличное действие, тут стреляют, взрывают, гоняют на мотоциклах и грузовиках, буквально разносят супермаркет на куски. Саспенса практически не осталось, и для 139-минутного зомби-ужастика в данном случае это совсем не критично. Наоборот, 'Рассвет мертвецов' 78-го принес немало нового в развитие жанра, именно в то время эти фильмы ужасов демонстрировали новых, устрашающих монстров и интересный экшн.

Его можно смело поставить в один ряд с лучшими произведениями студии 'Трома'. А для многих это по-прежнему лучший зомби-ужастик (или зомби-боевик, пародия, как угодно!) в принципе, который выпускался в нескольких версиях. Почти три часа зомби-беспредела - это вам не шуточки. Даже превосходному римейку начала нулевых не сравниться с таким! Ни в коем случае не игонорируйте, если вдруг еще не посмотрели. Ляпов и глупостей, конечно, тоже хватает, но общая картинка даже спустя несколько десятков лет впечатляет. Знаете, снять такое всего за 1,5 млн. баксов даже в то время - это уже настоящий подвиг. Ну, еще такое можно называть настоящим произведением искусства, если вы без ума от конкретного жанра.

На мой взгляд - один из лучших зомби-ужастиков (с элементами пародийного боевика) в истории кинематографа. 'Рассвет мертвецов' - однозначный must see)

01 октября 2011 | 23:25
  • тип рецензии:

Люди и вправду не чуть не лучше зомби, если не сказать – хуже: прелюбопытнейшая мысль, послужившая трамплином к созданию дюжины ужастиков калибром ниже, однако именно в «Рассвете мертвецов» - звучит, так как надо.

Мертвые по фильму – создания, если вдуматься, глубоко несчастные, вынужденные не только бесконечно скитаться по земле в поисках свежего мяса, но и начисто лишенные всякой воли. Права выбора у них нет в помине – еще вчера они любили, смеялись, жили, а уже сегодня под воздействием некой зловещей силы, - возможно вируса, хотя как знать, - превратились в тех, чья единственная цель – нападать на все живое. Этих глупых ходячих тварей становится по-настоящему жаль – они больше напоминают зараженных, нежели, собственно, восставших из могил монстров: неслучайно ведь одеты они все так, будто только, что вынырнули из модной лавки. Социально неприспособленные существа – так назовут их впоследствии кинокритики.

Кардинально противоположной в плане выбора и шансов представляется участь человечества. У людей, в отличие от мертвых, есть надежда на счастливый исход, но вместо того, чтобы объединиться и навести порядок, они предпочитают дробиться на группы и убивать себе подобных, чего на белом свете не делает не одно живое существо, даже зомби. Ужасная в своей правоте истина, могла бы запросто стать ромеровским диагнозом, не будь четверки заглавных героев – в высшей степени достойных личностей, коих язык не поворачивается назвать плохими. Два копа, пилот и журналистка – с ними нам предстоит провести два часа экранного времени, за них мы будем переживать, им выкажем симпатию и сострадание.

Зажатые со всех сторон удушливой клаустрофобией гигантского торгового центра, в коем нашли уютное пристанище, эти четверо проявят несвойственные для нас, людей, в подобных ситуациях, смелость и решительность, и вот что самое любопытное – элементарное уважение к мертвым, когда, в отличие от чуть позднее нагрянувших в магазин байкеров-мародеров, сметающих все на своем пути, они не будут изгаляться над несчастными, смачно размазывая дорогие торты об их окоченевшие лица, а почтительно отнесутся к зараженным, подарив им вечный сон прямым выстрелом в голову, для пущего удобства – складируя в холодильной камере.

Супермаркет, заметим, не случайно выбран местом дислокации - он мало того, что позволяет героям обзавестись всем необходимым, так еще и рождает в мозгу забавные ассоциации, что люди на самом деле ни чем не отличаются от зомби: мертвецы в торговом центре это и есть мы – общество рабского потребления, слепо бредущее незнамо куда с вытянутыми вперед руками. Одержимые приобрести все подряд – мы всего лишь жертвы вездесущей рекламы: мысль, к слову, настолько глубоко укоренившаяся в человеческом подсознании, что даже после смерти нас тянет в подобные места.

Не все, однако, в картине настолько беспросветно – лучиком надежды забрезжит философия новой жизни, когда выяснится, что единственная женщина в фильме ждет ребенка. Сценарно ее беременность не будет являться чем-то превалирующим, но и монтажно абортироваться не станет, как посчитают многие: ее в картине столько, сколько нужно. Меж тем, само решение, - рожать, - главной героини в заданных Ромеро условиях, видится не иначе как булыжником в огород всех без исключения женщин, отказывающихся повышать демографический приток населения в мирное время: она, дескать, плодится, чуть ли не на пороге Судного дня, а Вы чем рискуете.

Впрочем, это всего лишь глоток оптимизма в бездонном космосе тотальной беспросветности, где не только не ясно, откуда взялась вся эта эпидемия, но и как ее ликвидировать. Та же «Ночь живых мертвецов», вышедшая десятилетием ранее, хоть и была пессимистична по отношению к главным героям, все же в итоговых своих умозаключениях дарила человечеству какой никакой шанс. В «Рассвете» же в этом плане абсолютная сумятица, и фильм является скорее приговором, нежели выходом.

03 декабря 2010 | 18:21
  • тип рецензии:

Как завещал одноногий подлец Джон Сильвер, однажды настанет тот день, когда живые позавидуют мертвым, ибо, как известно, дохлые не носят пледов и не потеют. Граница между «тем светом» и этим стирается также легко, как проститутка скидывает с себя портки при виде купюры с тремя нулями. Вера окажется пустой тратой времени, а опасения — напрасными: пока на вратах ада висит табличка «Свободных мест нету», Страшный суд придется отложить.

Вслед за тревожной ночью наступит долгожданный рассвет, но надежда по-прежнему пишется с маленькой буквы и ее последние проблески тонут в мерном треске радиопомех, растворяются в телевизионном «белом шуме». Четыре беглеца на частном вертолетике спешно покидают пожираемый изнутри город в надежде отыскать укромный островок безопасности. Однако зомби-пандемия уже успела распространиться далеко за пределы мегаполисов, и, теряя остатки самообладания, горожане приземляются на крыше крупного торгового центра. И обнаруживают нетронутый апокалипсисом потребительский рай. Временное убежище могло бы стать постоянным, но беспечность, глупость и банальный человеческий идиотизм неминуемо приведут к трагедии.

Все классические зомбятники Ромеро тем и прекрасны, что сняты без привязки к конкретным геополитическим реалиям, существуя «где-то здесь» и «когда-то сейчас». Главные действующие лица — просто жертвы обстоятельств, они никто, ничто и зовут их односложно, они телепортируются из ниоткуда прямо в эпицентр заварушки, чтобы увидеть конец этого зловонного мира и либо сыграть в ящик сразу, либо оттянуть свой ужасный конец до финальных титров. Ромеро нарочно избегает пафоса в повествовании: персонажи «Рассвета мертвецов» словно вырваны из контекста собственной жизни, но не стремятся осмыслить ситуацию глобально. Они по-прежнему живут одним днем, искренне надеются на хорошие новости из телевизора, собирают в котомку уцелевшие баксы и привычно задерживают взгляд на ценниках, будто бы эти цифры еще имеют значение. Их планы на будущее ограничены заготовкой припасов и амуниции на случай набега мародеров и укоризненными взорами на беременную спутницу, чей постепенно увеличивающийся живот напоминает остальным выжившим, что рано или поздно придется выбираться из уютной норки. Застывший слепок банального консьюмеристского счастья: словно дети, оставленные в шоколадной лавке без присмотра, невольные постояльцы гипермаркета сметают товары с беспризорных полок, надеясь продлить ощущение неведомо зачем и откуда взявшейся свободы выбора. И заботливо складируют гниющие трупы в морозильник, чтобы те своим смрадом не спугнули краткий миг восторга.

Более поздние зомби-хорроры, в том числе и за авторством Ромеро, пускай и лениво, но все же пытаются отыскать первопричину «восстания из мертвых». Раннего Джорджа это мелочная хрень не волновала. Он не живописал картину эпохи, а просто клонировал им же выдуманную параллельную реальность, в которой не было места подпольным лабораториям, смертельным вирусам, теневым правительственным заговорам, экспериментам вояк или козням гребаных инопланетян. Какая разница, почему этот мир бьется в агонии, куда интереснее наблюдать за его конвульсиями, нежели скучно диагностировать болезнь. Пациент все равно скорее мертв, чем жив.

Если в своей знаменитой «Ночи» режиссер еще делал вид, что его заботят социальные последствия апокалипсиса, то в «Рассвете» конфликт людей и зомби уже больше смахивает на стеб и издевательство, чему виной не только неуклюжий грим, но и нарочито игривая музыка, сопровождающая мирно кочующих по торговому центру жмуриков. Осталось ли в них хоть что-то человеческое, за исключением первичных рефлексов, вопрошает Ромеро устами своего героя и пристально исследует камерой имбецильного бейсболиста с лицом аватарного цвета или дохлого жирного ублюдка, пытающегося post mortem освоить езду на эскалаторе. А может охотники не так уж и далеко эволюционировали от своих жертв, спрашивает он же, разглядывая довольные лица сельских дебилов, смакующих с пивом в руке подробности очередной зачистки родных огородов.

Четверть века спустя начинающий кинематографист Зак Снайдер реанимировал «Рассвет мертвецов» для нового, уже зажравшегося эстетикой смерти и спецэффектами, зрителя, но хоть и преуспел в динамике и визуализации кошмарных монстров, ни на йоту не приблизился к разгадке очарования ранних шедевров Джорджа Ромеро. Для последнего же ужас заключался не в мастерски загримированных рожах, не в количестве пролитой кровищи, а в тянущей, завораживающей, умиротворяющей атмосфере всеобщей деградации. С наступлением Армагеддона живым действительно есть, чему позавидовать ушедшим: их души, увы, разлагаются быстрее, чем мертвые тела.

29 октября 2014 | 04:10
  • тип рецензии:

Просто сказать, что 'Рассвет мертвецов' - лучший зомби-фильм Джорджа Ромеро не достаточно. Эта картина актуальна и более чем тридцать лет спустя.

Несмотря на то, что в жанре господствует 'Обитель зла' и еще несколько картин, 'Рассвет' занимает особое место. И не только потому, что его автором является основоположник всего жанра - Джордж Ромеро. Это еще и очень необычный фильм, даже в своем жанре. Но обо всем по порядку.

Во-первых, интересный сюжет, выделяющийся из общего потока себе подобных, не дает усомниться в реальности происходящего. В центре сюжета не количество мертвецов на экране, а человеческие отношения.

Во-вторых, актерский состав. Удачно выбраны актеры на каждую из ролей. Что очень важно - каждый из них в первую очередь простой человек, а не 'крутой парень' или 'девчонка-сорванец'. А Кен Фори, сыгравший Питера, стал одной из икон всего жанра зомби-муви.

В-третьих, саундтрек, над которым трудились сразу несколько талантливых композиторов, отлично подходит к утопической атмосфере картины.

Но все же самое главное: этот фильм не про кровожадных зомби, а про отношения людей в критических ситуациях. Я думаю, каждый после просмотра поймет Джорджа Ромеро, который показал в своем фильме, что людям необходимо уделять больше внимания друг друга, а не собственным физиологическим и материальным потребностям.

'Рассвет мертвецов' необходимо посмотреть любому поклоннику жанра или отличных фильмов вообще, ведь каждый найдет в нем что-то свое.

10 из 10

22 октября 2010 | 18:15
  • тип рецензии:

«Рассвет мертвецов», созданный на творческом пике карьеры Джорджа Ромеро, до сих пор по праву называется одним из лучших zombie-movie. Фильм стал классикой и разошелся на цитаты, а его создатель, хоть после и не смог сотворить ничего более выдающегося, вошел в историю американского кинематографа, с завидной регулярностью радую поклонников жанра новыми полчищами восставших мертвецов.

Сейчас же, наверно, «Рассвет» вряд ли сможет вызвать у кого-то ощущение страха. Спецэффекты фильма порядком устарели, а использованные приемы устрашения со временем превратились в штампы. А если рассматривать загримированных синей краской людей, что исполняют роли зомби, вне контекста фильма, то они скорее вызовут усмешку. Но суть «Рассвета мертвецов» не в этом. Это удивительно атмосферное кино, оно затягивает зрителя, не отпуская ни на минуту, а когда кажется, что оно вот-вот наскучит, действие тут же переключается. Здесь полно того, что ныне зовется «экшеном»: драки, стрельба; события развиваются с поразительной динамикой, но необходимые паузы делаются всегда в нужное время. И это притом, что в сценарии нет каких-то новаторств и изысков (даже для тех лет).

Завязка создана по образцу предыдущего фильма Ромеро: орда оживших мертвецов по непонятной причине поднялась из могил и отправилась на поиски пищи – сочной теплой человечины. Глупые, но упрямые зомби (по старой прижизненной привычки) захватили супермаркет, в верхних этажах которого притаились четверо главных героев. Дальше развивается непосредственно сюжетное действо: борьба за выживание, физическая и психологическая. Но фильм – не тупая бойня, как большинство современных представителей жанра; под абажуром кровавости хоррора скрывается тонкая и колкая социальная сатира. Эти лениво бродящие по просторам супермаркета зомби – те же люди, что свою жизнь посвящают потреблению. Мертвецы борются за каждый кусок пищи, подобно человеку, пытающемуся, где можно, урвать себе выгоды. Общество потребления такое же дезорганизованное и бессмысленно существующие, как эта толпа разгуливающих безжизненных туш. Без лишнего пафоса, остро и метко Ромеро ехидно посмеивается над теми, кто на выбранном жизненном пути поисков личной выгоды непременно поворачивает в сторону превращения в живых мертвецов, только не физически, подобно героям фильма, а морально и духовно. Легко ли противостоять мертвецам, когда сам являешься мертвецом?

Заложенные режиссером мысли не изживают себя, а, к сожалению, становятся только актуальнее (это касается и христианских аллюзий). По Ромеро, безмерное потребление, что присуще современному обществу, приведет прямиком в ад, только места там может не остаться… Последствия наглядно иллюстрированы. «Рассвет мертвецов» - идеальный образчик жанра, жуткий, жесткий, отчего любители «мяса» останутся довольны, но только глубоко в душе совсем не про зомби, а про волнующие и нынче проблемы человечества.

07 августа 2009 | 19:12
  • тип рецензии:

Второй из трилогии Джорджа Ромеро о живых мертвецах снятый в 1978 году под названием 'Рассвет мертвецов' повествует о группе из 4 человек, которые укрылись в торговом центре от толп живых мертвецов или, проще говоря, зомби.

Если в 'Ночи живых мертвецов' определенный смысл, над которым стоит поразмышлять посмотревшему фильм, Ромеро оставил в самом конце, то в Рассвете мертвецов, нам сразу преподносят немало символичности и определенной смысловой нагрузки.

Если почитать рецензии разных пользователей, опубликованных на Кинопоиске, то можно сделать вывод, что основную вещь, которую нашли рецензенты, так это то, что сами по себе зомби, бродящие по торговому центру олицетворяли потребительское общество, которое по своей сущности влачит жалкое существование, выживая путем потребления вещей, в которых мы в принципе не нуждаемся.

Но помимо этого, одной из основных идей фильма заключалась в том, как все же в том, как легко все разрушить. Главные персонажи фильма, об устроившись в торговом центре, стремились создать свое собственное общество, но одно лишь появление шпаны байкеров-отморозков, разрушило их хрупкий мир.

Действительно шикарное кино, которое помимо демонстрации зомби-апокалипсиса, во многом высмеивает многие аспекты обывания современного человека.

Впрочем, возможно, это лишь легкое заблуждение и какого-либо определенного смысла в фильме нет и это просто тупо зомби-хоррор.

Решать вам.

7.5 из 10

24 ноября 2011 | 20:34
  • тип рецензии:

10 лет потребовалось Ромеро, чтобы написать сценарий и снять по нему продолжение к своему культовому фильму. Ночь мертвецов прошла, наступил рассвет. Что изменилось и что лучше оригинал или продолжение? Первое изменение видно с самого начала. Это место действия картины. В первой части все действия происходили в сельской местности, во второй же части почти все события происходят в городе, точнее в торговом центре где-то на окраине города. Еще одно изменение, которое сразу бросается в глаза, это атмосфера. В первой части в фильме была атмосфера фильмов ужасов 50-х годов прошлого века, эта же картина своей атмосферой напоминает современные зомби-муви. Действительно, своей атмосферой 'Рассвет мертвецов' напомнил мне '28 недель спустя'. Подчеркиваю, не '28 дней спустя', а '28 недель спустя'. Ведь, и в этом фильме и в том заражение охватило весь город и даже больше, а почти все главные герои являются военными. Конечно, подобных фильмов много. Но смотря этот фильм, я вспомнил именно '28 недель спустя', хотя кроме двух вышеперечисленных сходств их ничего не объединяет. Что касается того, какой фильм лучше оригинал или продолжение, то мне кажется, что выявлять это не имеет смысла.

Как и в первом фильме, в этом хорошо видно мастерство режиссера и проделанную им великолепную работу. Насчет атмосферы я уже высказал свое мнение. Но помимо атмосферы в работе Ромеро мне понравилась сама режиссура - режиссерский подход и стиль, в котором снят фильм. Стиль фильма показался мне необычным. Другим, чем в оригинале. Своим стилем и режиссерским подходом этот фильм напомнил мне картины еще одного великого режиссера Джона Карпентера. Что-то есть общего между 'Рассветом мертвецов' Ромеро и 'Нечто' Карпентера, хотя эти два фильма про совершенно разные вещи, мне они показались похожими своим стилем. Помимо этого мне понравилось в этом фильме то, что в нем очень ярко развивается сюжет, особенно ближе к развязке.

Теперь о самих зомби. В этом фильме они представлены очень просто. Просто люди лишь немного намазанные синеватой краской. Помимо зомби в фильме много крови. Причем с самого начала крови много. выстрели главными героями в головы мертвецов и стенка за зомби мгновенно окрашивается красной краской. Зато ближе к развязке крови больше обычного, точнее крови почти вообще нет, но зато очень много расчленений. На протяжении нескольких минут зрителю показывают как мертвецы едят кишки, печенку и другие человеческие органы.

Актеры сыграли отлично. Все персонажи продуманны и хорошо исполнены. Как и в первой части одну из главных ролей исполняет черный актер. И с этим режиссер не прогадал уже второй раз. Ведь, что в первой части, что в этой, актеры выполнили свои роли правдоподобно. Теперь об операторской работе. Оператор выполнил свою задачу умело и интересно. Фильм смотреть не скучно не только из-за разворота сюжета, а еще из-за того, что картинка поставлена интересно.

Музыка в фильме напомнила мне две вещи. Первая, музыку из фильмов вышеупомянутого режиссера Карпентера. Особенно музыку из его фильмов 'Побег из Нью-Йорка' 1981 года и 'Нападение на 13-й участок' 1976 года. Вторая, музыку из игр для Sega. Одним словом в этом фильме исполнена обычная для 70-80-х годов прошлого века музыка.

В общем, хорошее продолжение культового фильма. Советую посмотреть любителям творчества Джорджа Ромеро, Тома Савини (он здесь тоже играет небольшую роль и похоже был мастером по кровавым эффектам, потому что здесь явно присутствует его стиль), любителям зомби-муви и любителям фильмов ужасов вообще.

9 из 10

16 октября 2009 | 11:15
  • тип рецензии:

Мистер Ромеро десять лет делал свой новый фильм о зомби. Ровно десять лет. Немалый срок, правда? И вот, он представляет зрителям в 1978 году свой второй фильм - 'Рассвет мертвецов' - которому суждено стать если не самым культовым фильмом про зомби, то одним из.

При всем при этом, мне 'Рассвет мертвецов' нравится куда меньше, нежели та же 'Ночь'. Все-таки 'Рассвет' своим сюжетом убивает только одного зайца, в то время, как первая картина Ромеро даже при столь мизерном бюджете и при минимальном ожидании становится, наверное, эталоном жанра, в котором умело сочетаются непростые человеческие отношения и бешеное, зашкаливающее напряжение. Здесь же есть лишь первое.

Очень четко и правильно акцентировано внимание на острых социальных проблемах. которые будут актуальны и по сей день. Да, 'Рассвет' даже финалом слабее 'Ночи', но отношение к жизни в такое вот непростое время в первом фильме мастера фильмов о зомби нет. Очень честно показаны люди-мародеры, которым почему-то не очень страшно и которые мне очень напомнили финальную любительскую запись из замечательного фильма 'Дневники мертвецов'. Помнится, тогда главная героиня подняла очень важный вопрос о том, что при таком варварском отношении люди перестают быть людьми и не заслуживают хорошей жизни. И здесь почти тоже самое, но радует, что основные персонажи куда более настоящие, что ли. И фильм-то на одних этих характерах-то и держится, даже не пытаясь напугать или ужаснуть.

Summary: 'Рассвет мертвецов' - классика, без сомнений. Но первый фильм этого нескончаемого реестра фильмов о зомби от Ромеро лучше и надо понимать, что тогда в 1968 году он снял свой лучший фильм, уровень которого превзойти уже не дано ни кому. Кроме самого Ромеро. Но в последнее время он уже не так радует...

22 ноября 2010 | 19:49
  • тип рецензии:

Эпидемия заражения зомби стало такой огромной. Группа из 4-ёх человек, имеющая личный вертолёт отправляется подальше от больших городов, параллельно делая остановки в поисках еды и топлива, пока не набрели на целенький торговый центр. В нём они устраивают себе жильё, перенося на верхний этаж всё самое необходимое, имея доступ к оружейному магазину и быстрому выходу на крышу, где они припарковали свой вертолёт. Со временем они очистили торговый центр от ходячих мертвецов и жили развлекая себя всем. что только можно было найти от игровых автоматов до катка. И так было несколько месяцев, пока их вертолёт не приметили мародёры.

Если первый фильм Ромеро снимал за гроши, практически из ничего, то на второй он уже нашёл спонсоров и разрешение от друга снимать хоть каждый день после закрытия в торговом комплексе. Одним словом фильм стал масштабнее, персонажи стали увереннее, да и во всём происходящем есть смысл.

От себя хочу добавить, что конечно фильм устарел, и подход к стилю съёмок да и вообще всего (одежды, новостей и прочие мелочи). Но как не крути сюжет прост и гениален: закрыться в месте где есть всё, но по неосторожности одним за другим погибать, и так до конца.

Думаю, что все любители жанра уже посмотрели этот фильм, но если вдруг есть те кто не смотрел: ВПЕРЁД!

8 из 10

14 мая 2012 | 02:05
  • тип рецензии:

«Рассвет социальной психопатологии»

Лозунг картины предельно ясно даёт понять, что мертвецы основательно потеснят живой люд. Потеснят с их родной планетки. И ведь логика простая, ибо куда ещё далее теснить людей с земли, раз в аду места не осталось?

На дворе — конец 70-х. Америка наслаждается плодами культуры потребления. И, с точки зрения Ромеро, это наслаждение зашло совсем не туда, куда его изначально направляли яркие и утопичные мечты рядовых обывателей всего какое-то условное десятилетие назад. Общество в тупике, не иначе...

В стране уже назрел реальный кризис. Кризис, вне всяких сомнений, всесторонний, но в первую очередь, социальный. Кризис, успевший перейти в форму глобальной психической патологии. Той острой стадии патологии, когда сознание отдельного индивида уже настолько помутилось, что человек не видит собственно проблемы, в которой застрял по уши.

До фатального исхода осталось совсем немного времени — вот стрелка часов пройдёт последний круг до роковой отметки, и весь мир рухнет. Да так, что после не собрать и по кусочкам. Коллективное сознание, перехватившее бразды правления, — и есть тот мрачный мир будущего, который пытается воссоздать в своей ленте режиссёр Ромеро.

Однако средства массовой информации напрочь отрезают свободолюбивым творцам даже самую скупую возможность доносить страшную правду до умов потребителей.

Поделать с этим нельзя ничего — так уж устроен информационный бизнес в целом, а СМИ — и подавно — тёмный конгломерат доминирования, главным образом ориентированный на получение сверхприбыли.

В таких условиях однозначно не приходится широко размахивать креативной кистью на сюжетном холсте. Как вариант — пролить побольше бутафорской кровушки, да накормить зрителя отменным мясом, увы, так же декоративным. Хотя кровь и мясо в фильме выглядят нереалистично, гротескно и несерьёзно, но посметь ругать кинокартину за это и только за это — дурной тон.

Ведь разве что дурак не поймёт очевидного — данная картина, как и вообще любая работа Ромеро, никак не о мясе с кровью, а о живых людях и проблемах, извечно довлеющих над человечеством — социальные трагедии, выживание и поиски своего места в этом суровом мире.

И всё же, 'Рассвет' не пытается окончательно вогнать зрителя в депрессию. Не стоит также забывать, что эта история не только о трудностях выживания, но и о том, как люди, оставаясь простыми и почти беспомощными смертными, находят в себе силы, пусть и на последнем вздохе, чтобы справляться с этими неумолимыми катаклизмами.

'Рассвет мертвецов' — это уже второе метафоричное послание режиссёра о назревших проблемах общества. Послание том, что люди по своей природе — приспособленцы к условиям окружающей среды. В большей или меньшей степени, но всё-таки — приспособленцы. Существа на порядок удивительнее любых зомби и сильнее по своему духу любой чумы массового поражения.

Таково основное сообщение Ромеро: этот мир всегда будет посылать человечеству испытания, и с каждым разом их количество будет возрастать, а их характер — становиться более агрессивным. И большие массы людей по-прежнему будут гибнуть от всё новых и новых бедствий. И, тем не менее, всегда будут находиться отдельные группы индивидов, которые обязательно выживут.

И выживут не потому что они — какие-то особенные, избранные или помеченные счастливой звездой с неба, нет. Эти люди выживут, потому что они сами (и только они) решают, что им делать — выживать, или погибать — мириться со своей участью, поддаваясь влиянию бессознательного коллективного состояния, или достойно преодолевать эти массовые социальные психозы и волнения, но в итоге - остаться живыми и свободными.

Вывод простой: решать, что делать и как жить, — только самому человеку. Таков закон эволюции...

10 февраля 2020 | 18:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: