Красная шершавая стена, к которой прислоняется уставшая женщина, и дерганые, будто спешащие титры не предвещают райского наслаждения. Суматоха внутри телестудии подтверждает, что десятью годами ранее ничто не закончилось в отрешенной американской провинции, что не отделались людишки заколоченными дверьми. Зомби-вирус парализовал человечество, и от него уже не скрыться на ранчо. Многоквартирные дома забиты подчистую этими пожирателями плоти. Один лишний шаг – и от тебя откусывают мягкий как зефир кусок ляжки. Люди паникуют, спецназ из профессионалов превращается в нескоординированных дилетантов, только и могущих верещать всякий бред и ловить свинец лбами. Когда смерть, причем неизвестная, оттого и более кошмарная, кряхтит в затылок, и самые лютые SWATовцы перебдят. Так что вертолет с четырьмя, где трое могут совладать с огнестрелом, улетает без надежды на счастливый исход. Чудо-вакцины придумают кинематографисты будущего, равно как и высокобюджетное месиво. Вот и остается медленно ополчаться против пандемии, руководствуясь здравым смыслом перед лицом зомби-апокалипсиса. Огроменный гипермаркет тому поспособствует: жратвы и пушек завались, отопление, электричество, фанфары на громкоговорителе, даже ТВ ловит. Закати грузовиком вход и доживай свой век в комфорте, с правом на философические размышления о том, что ж мы все сделали не так…
Все вышеперечисленное может существенно преувеличить впечатление о сиквеле “Ночи живых мертвецов”. А из XXI века, где фигуры Джорджа Ромеро и Дарио Ардженто возведены в культ, тем более. Но не стоит. Ведь “Рассвет мертвецов” может похвастаться перед первой частью разве что цветной пленкой, на которую хватило денег. Да и то не всегда. На смехотворную бутафорскую кровь из прайса в 1,5 миллиона долларов без слез не взглянешь, на синие морды, пару раз из бесчисленной массовки искореженные волдырями от гримеров, тоже. В 1968-м они не сильно-то и пугали, но десятилетие спустя производят обратное – от них просто ржать хочется! Фильм, интуитивно определяемый как ужастик, на поверку банально не пугает, а режиссер будто и не пытается запугать зрителя, создавая аттракцион с забавным прог-роком от группы Goblin. И после финала остается неясным, то ли это сатира на жанр, то ли сатира на общество потребления, остервеневшее от коммерции, то ли самопародия на первую часть, еще более унылая.
Вместо того чтобы ковырять кладбища, где иногда преют свежие трупы, они идут на шопинг. Бездумно шляясь по павильонам, они ищут мясо на ножках, дабы обратить его в такую же обрюзглую нежить. Ходить по магазинам вместе веселей! Особенно когда за 50 потраченных баксов дают шоколадку! Вот и ходят, слюнявые, докучая четырем спасшимся, зажавшим сигаретку полицейскому, кто, возможно, уже сгинул в бездне пучеглазых мертвяков. Но чем докучают? Тем, что занимают очереди и норовят раскупить шубы и бижутерию раньше беременной Фран – никакой солидарности к женщине в положении… Лишь замуровавшись в маркетинговом саркофаге, можно избежать душной суеты зомби-цивилизации. Но тогда герои сами окажутся в забытьи, тет-а-тет с лейблами и товарами народного потребления. Что же делать? На свободе караулит старая с косой, шныряют мародеры-фашисты и прочие выродки, а телесигнал постепенно затухает, унося с собой отголоски порядка. Так замкнется круг, и парадоксальная действительность, где герои ничем не отличаются от зомби, оставит их в вечном самопознании как существ, поглощенных потребительством. Очевидно, Ромеро если и задумал нечто подобное, то только налегке, ибо ужас от продемонстрированного потребительства не накрывает. Но было бы интересно, ударься режиссер в такую фантастическую, но не чуждую нам философию, чтоб его и Бодрийяр похвалил, и Бегбедер, и Олдос Хаксли, и Эдгар Райт с Терри Гиллиамом.
То же и в целом о комедийной составляющей, которая всплывает в фильме вопреки: страшный ублюдок, которого безликий полицейский вот-вот прикончит, смешон от своей страшности, клоуны на байках смешны от своих попыток кривляться, что не похоже на подлинное безумие в духе франшизы “Безумного Макса”. Главные герои порой точно такие же клоуны, скорее, из-за слабой актерской игры, выдавливают маломальские эмоции топорным, заскорузлым образом, присущим немому кино, словно эпоха отрезала у них языки. Но и юмора не наворачивается, дабы признать кино комедией. Он присутствует рваными ошметками, он в дефиците. Гораздо больше в ленте медитативных сцен, затянутой беготни и дутого антуража катастрофы, вгоняющих в тоску чуть ли не с первых кадров. Фильм всеми силами пытается быть антихоррором, намеренно замедляя безжизненных чучел, чтобы из соображений формальной логики они не тронули пальцем дурачков с полицейскими жетонами. Пусть они резвятся, а инертная толпа синяков стучит хлипкими ладошками в стекла, как в бубен. Они в зоне комфорта до традиционного сценарного триггера – празднуйте! Практически напрочь лишенное опасности, данное кино в принципе очень сложно назвать хоррором.
Однако современники Ромеро все-таки считали “Рассвет мертвецов” хоррором, причем едва ли не лучшим в истории. Великий Роджер Эберт называл его “тошнотворным и отвратительным” с точки зрения “вкусности”, влепив ему 4 из 4 звезд. Получается, это недовольный зритель зажрался, раз называет сей шедевр поколения тоскливым? Может, во времена Носферату и доктора Калигари уместно такое заявить. Но не в конце 1970-х, когда мир видел “Психо”, “Изгоняющего дьявола”, “Хэллоуин” даже. Звероподобная “Техасская резня бензопилой” за 100000$ заставит заново приучаться к горшку. Да и несметное количество тогдашних низкопробных ужастиков сожмет пятую точку в тиски. “Рассвет мертвецов” хоть и лучше последних ввиду иногда проскакивающей вменяемости, но искушенного зрителя вряд ли уже тогда он мог забить под одеяло. Он может заставить трепетать разве что через интерпретацию на действительность, как когда-то делал Орсон Уэллс с радиоспектаклем по “Войне миров”. Мало ли найдется впечатлительная личность, которая воспримет этот пассивный сюжет как реальность? И начнет готовиться к такой реальности? Но личность эту можно смело отправлять смотреть первый фильм, в нем советы по выживанию в условиях зомби-апокалипсиса уже розданы, ничего принципиально нового Ромеро в продолжение не привнес, он всего-то вынес выживших из клаустрофобного домика в просторы торгового центра. “Рассвет”, равно как и “Ночь”, – базовое руководство к действиям при нашествии зомби, быть может, полезное, но оттого не становящееся зрелищным или пугающим, чего мы от хорроров безусловно ждем. Феномен данного фильма как одного из лучших в жанре – аномалия.
После 'Мартина' - фильма во всех отношениях неоднозначного и слабого, Джорджу Ромеро по-настоящему повезло. Его творческий союз с Дарио Ардженто помог созданию 'Рассвета мертвецов'.
Дарио и Клаудио Ардженто помогли весьма существенно. Дарио подготовил сюжет, написал музыку, а Клаудио выступил со-продюсером. В итоге, 'Рассвет мертвецов', на мой взгляд, первый по-настоящему понятный массовому зрителю фильм Ромеро. Думаю, что если бы не успех 'Рассвета мертвецов', Ромеро вряд ли бы продолжил тему зомби.
В его первых картинах присутствовал незримый 'налет' вестерна. Герои были немногословны, а режиссер никогда не стремился разъяснять детали. Более того, каждый из первых фильмов Ромеро показывал явные сбои в коммуникации между людьми. В этом конечно был особый шарм, но режиссер вероятно стремился к большому успеху, а для этого нужно было нравиться многим зрителям.
В 'Рассвете...' все совсем не так. Чувствуется, что команда Ардженто помогла и подсказала Ромеро многие вещи. В итоге, кино смотрится гораздо более зрелищнее. Цветовая гамма фильма стала более теплой, а сюжет менее мрачным.
Мне этот фильм напомнил другую продюсерскую ленту Дарио Ардженто - дилогию 'Демоны' Ламберто Бава. В обоих фильмах мы сталкиваемся со сверхъестественным в месте массового скопления людей. У Ромеро действие фильма развивается в универмаге, а у Бава - в кинотеатре.
Также как и в 'Ночи живых мертвецов' и 'Безумцах' у Ромеро был присутствует социальный подтекст. Перестрелка между живыми людьми в супермаркете, которая проходит на фоне атаки зомби, надолго запоминается. Ведь предметом спора становятся товары, которые вряд ли понадобятся большинству участников перестрелки.
Такое впечатление, что сам фильм является авторским раскрытием темы 'Зомби и Общество потребления'. Достаточно просто обратить внимание на выбор режиссером места действия фильма. Зомби в супермаркете иногда очень похожи на обычных покупателей.
В итоге:очевидно, что фильм снят при большой творческой поддержке команды Дарио Ардженто. Джордж Ромеро снимал более коммерчески привлекательное кино, чем все его предыдущие работы.
Принимая во внимание огромнейшее количество фильмов о зомби самого разного качества оценивать 'Рассвет мертвецов' мне сейчас весьма сложно. Между тем, кино никак нельзя отнести к шедеврам. К тому же, фильм портит его излишняя затянутость.
Закрыв глаза на год создания, перечислю достоинства и недостатки.
Минусы:
- страшно, просто жутко раздражает поведение персонажей - полнейшая беспечность всю первую половину фильма. На героев со скоростью парового катка ползут зомби, а жертвы застывают в гротескных позах, выпучивают глазища и замирают в ступоре на добрые 20-30 секунд;
- фильм затянут;
- музыкальное сопровождение в духе того времени - прогрессивные завывания электроники ионики;
Плюсы:
- несмотря на непрофессионализм игры главных героев (а Эмдж и Райнигер вроде до фильма были простыми официантами), им удается понравится зрителю, им начинаешь сопереживать и искренне злиться вторжению марадеров, разрушивших с трудом созданный безопасный мирок внутри супермаркета;
- драматичность и атмосфера обреченности, особенно по сравнению с пустыми трешами того времени;
Ставить оценку - рука не поворачивается, ибо после римейка 2004 года фильм смотрится откровенно бледно, но это - классика из разряда 'иметь в коллекции'.
После своего колхозного триллера, про восстание Майклов Джексонов из могил Ромеро принялся развивать тему живых мертвецов. 10 лет он собирал денюжку на свой новый фильм про зомби, даже пришлось просить у друга, но денег все равно не хватило, хотя бы на достаточное количество синей краски для грима, но зато хватило на оператора.
И так, спустя 10 лет настал рассвет, нашествие зомби уже в самом разгаре. Политкорректная команда на вертолете прилетает в супермаркет, чтобы спокойно пожить. Чем же занимаются люди при нашествии зомби? Колхозники-фермеры объединились с армией США и отстреливают мертвоходов, будто это видеоигра, псевдоученые посредством немыслимых догадок в прямом эфире пытаются выяснить, кто же такие, эти ожившие трупы и как от них избавится, а наши герои просто живут в супермаркете.
Зомби на этот раз выступают в роли декорации. В основном их играют семьи съемочной команды, покрашенные в синий цвет, они неуклюже снуют по магазину в поисках зефира с клубничным сиропом (плотью это никак не назвать), беспомощно шныряют туда-сюда. Наблюдать, как герои с легкостью их оббегают, отшвыривают простым толчком и даже носят на руках очень забавно, даже смешно.
Конечно главная тема - это выживание в мире, в котором почти не осталось живых людей, герои картины все еще не утратили рудиментарные социальные элементы и живут в группе. Внезапно, главной угрозой являются не зомби, а другие люди, ну и конечно целостность группы. Но эта тема раскрыта настолько слабо, что намного интереснее смотреть как персонажи ежедневно совершают шоппинг, тем самым сохраняя в себе человечность посредством поддержания связи со своей чуть ли не утраченной потребительской культурой.
Ромеро как бы создает платформу для дальнейшего исследования пораженных им самим существ, платформу, настолько мощную, что она стала основой не только последующим картинам режиссера, но и большинству других, гораздо более трешеватых картин других авторов.
Обвинять Жору Ромеро хоть в чём-то, так или иначе связанном с зомби, наверное, всё же моветон. Этот человек привнёс этих милых и приятных созданий на кинематографическую почву, холил, лелеял их и, в итоге, периодически плоды зомби-дерева современному зрителю приходится пожинать и по сей день. Сам автор от дел уже, конечно, отошёл вот уже почти пять лет как и в обозримом будущем возвращаться, по всей видимости, не планирует. Но есть ведь и другие умельцы, преисполненные энтузиазма.
Обвинять же господина Ромеро в том, что 'Рассвет мертвецов', в общем, так себе картина будет плохим тоном и подавно. Фильм заслужил себе статус культового, статус классики зомби-муви, картины, из которой растут ноги не только римейка режиссёра Зака Снайдера, но и вообще многих фильмов по данной тематике, выходивших, выходящих и тех, что еще, вполне возможно, будут выходить в будущем. Но сидя здесь, в 2013-ом, почему-то обвинять неимоверно хочется. И дело даже не в том, что фильм морально устарел, это еще ничего страшного. Это-то как раз и объяснимо.
Основной упор в фильме был сделан на социальщину: на высмеивание общественных интересов, уже тогда, благодаря всё развивающемуся капитализму, сводившихся к потреблению, на обличение телевизионщиков, умело использовавших эти самые общественные интересы с целью зомбирования (как бы парадоксально это не звучало), на обнаружение волчьих замашек среди человеческого населения. Ромеро всегда хотел снимать нечто большее, чем просто фильмы про трупаков, и 'Рассвет мертвецов' - одно из лучших подтверждений этого стремления. По большому счёту, это и не плохо, ибо зомби-муви был бы слишком тупым и скучным жанром, не появляйся в нём что-то подобное. Другое дело, что за стремлением сделать 'Рассвет мертвецов' своего рода социальным манифестом, у Ромеро не получилось уделить внимания другому аспекту зомби-муви: собственно, зомби. Согласитесь вы или нет, зритель идёт на кино про зомби в первую очередь затем, чтобы смотреть именно на живых мертвецов: на их действия, на действия против них, на то, что они делают в форс-мажорных ситуациях, на то, как они забавно дрыгаются, в конце-то концов. Любые лозунги и манифесты можно увидеть в любого рода драмах, комедиях и прочем кино, там, где они будут смотреться органично, понятно, красиво, там, где они придутся к месту; зомби, как правило, можно увидеть только в кино про зомби. И когда за девять лет с момента выхода 'Ночи живых мертвецов' собственно живые мертвецы практически нисколько не изменились и остались такими же глупыми и аморфными; когда практически все сцены со смачным откусыванием плоти показывают с затылка ее откусывающего; когда за весь фильм имеется лишь одна сцена с расчлененкой, это немного настораживает. Ровно так же, как настораживает и подобие кетчупа, предлагаемое зрителю в качестве альтернативы реальной крови. Однообразность способов расправы с зомби повергает в зевоту за исключением парочки задорных моментов.
В фильме полно шороховатостей и без этого. Так, например, герои используют лишь один способ избавления от зомби, в то время как другой оговоренный - отделение головы от тела - в фильме абсолютно не обыгран, несмотря на всю свою привлекательность. Герои ведут себя просто невероятно опрометчиво, оказавшись в торговом центре, и их вальяжность в поведении, их веселость и беззаботность смотрится как-то подозрительно. Стали бы вы кататься, например, на коньках, зная, что снаружи бьётся в двери с целью полакомиться вами пара сотен милых зомби? А героиня Ромеро катается. Естественно, всё свободное время герои тратят непонятно где и как, хотя вполне логичным было бы идти на крышу и отстреливать неприятеля со всей жестокостью. В дальнейшем окажется, что это всего лишь навсего сюжетный ход, притянутости которого нельзя не удивиться. Диалогов в картине как таковых и нет, а трагичная электронная музыка должного эффекта не создаёт. Играет себе фоном и играет, а ведь можно было сделать так, чтобы хотя бы музыка в картине делала страшно. Но увы. О плюсах же фильма говорить бессмысленно - абсолютно все их можно лицезреть, посмотрев одну лишь 'Ночь живых мертвецов' 69 года. 'Рассвет...' же определенную планку держит, но ставить его на одну ступень с 'Ночью..' или даже выше причин никаких нет, хотя в силу своей актуальности и злободневности в социальном смысле считать его важной вехой развития жанра зомби-муви, пожалуй, всё-таки стоит.
Ромеро и его мертвецы. Часть 3 Разочаровывающий сиквел
После культовой 'Ночи живых мертвецов' заложившей основы фильмов про зомби, Ромеро приобрёл славу и известность. Не изменяя себе, режиссёр продолжил работать в своём излюбленном жанре. Однако его следующая картина на тематику зомби, увидела свет лишь спустя десять лет. Ныне' Рассвет мертвецов' 1978 года - считается настоящей классикой и образцом зомби-хоррора, задавшим стандарты жанра на долгие годы вперёд. Зная о всеобщей любви к этой картине, я был крайне заинтригован и немедля приступил к просмотру. Но, при первом просмотре меня встретило разочарование, второй же просмотр еще больше усилил это чувство.
Прежде всего сюжет. Он стандартен для жанра. Эпидемия из прошлого фильма приобрела масштаб пандемии глобального характера. Внимание фокусируется на группе выживших, что решают улететь на вертолёте как можно дальше, и находят убежище в большом супермаркете, в котором и разворачивается большая часть истории.
Стоит сразу отметить, что начало фильма выполнено отлично. Сегмент в телестудии дает внятную экспозицию, а последующий с захватом полицейского спецназа многоквартирного здания отлично снят и вводит зрителя в атмосферу. Проблемы начинаются с персонажей. Знакомят нас с ними опять же неплохо, но дальнейшего развития у них практически нет. Да, в 'Ночь живых мертвецов' мы тоже мало что знали о персонажах, однако там были важны события здесь и сейчас, там и на особое раскрытие времени не было, в то время как здесь персонажи вроде как и должны быть интересными, но по большей части я к ним не испытывал ничего, а это уже приговор для истории, которая полностью строиться на выживании этих самых героев. Но разве может получиться напряжённое действие, когда тебе по большому счету плевать на персонажей? Да, временами есть потуги на раскрытие и личную драму героев, однако она попросту не раскрыта до конца. Действия персонажей порой непонятны, так же, как и их реакция на события, не говоря уже и про множество ситуации в которых герои даже не пытаются помочь другому, в минуту, когда его вот-вот сожрёт заживо зомби. Актеры также не спасают ситуацию, в большинстве случаев выражение лиц у них довольно отслонённое и даже скучающее, хотя и не всегда. Очевидно, что автору по-видимому было интересно совсем другое.
Развитие сюжета и персонажей отходят на второй план в пользу едкой сатиры и высмеивания американского образа жизни. Привычные для Ромеро темы, что имели место в его прошлых работах нашли своё отражение и здесь. Все элементы фильма играют на эту самую сатиру, здесь у нас: неразбериха и хаос в правительстве и СМИ, банда байкеров мародёров под предводительством Тома Савини (лучшая роль в фильме) и конечно сами зомби, которые будто помня самое важное, что было в их прошлой жизни, инстинктивно тянуться к торговому центру, как к главному оплоту счастья. Так же и гражданские с оружием некуда не делись, для которых отстрел мертвяков стал чем-то вроде стрельбы по бутылочкам, порой авторы решаются на довольно смелые вещи, как например убийства детей в кадре, да хоть они и зомби, но всё же. И это по-настоящему интересная тема, сделать хоррор со столь острой соц-подоплёкой. Вот только серьёзные вопросы, что поднимает Ромеро в истории, конфликтуют с подачей материала. Режиссура хромает, зрелищной картину тоже не назовёшь. Крови и жестокости тут много, да и Савини в качестве гримёра, как всегда, прекрасно справился со своей работой, однако в большинстве случаев все выглядит как-то блекло... искусственно что-ли. Даже оружие будто пластмассовое и выстрелы из них соответствующие. Конечно, это можно списать на маленький бюджет, но ведь у 'Ночи живых мертвецов' он был ещё меньше, и дешевизна не бросалась в глаза так резко ввиду камерности ленты. Тут же, замахнувшись на больший масштаб, авторы сами загнали себя в угол, и фальшь стала заметна невооружённым глазом. Так же в картине много заметных ляпов и очень затянутых сцен.
Музыкальное сопровождение к фильму, предоставила итальянская рок-группа Goblin. И я, наверное, чего-то не понимаю, но столь мимо подобрать музыку, ни нотой, не соответствуя ни одной сцене - нужно действительно постараться. Разумеется, здесь также вина Ромеро, которому по всей видимости показалось, что подобный саундтрек — это удачная находка для фильма.
По итогу выходит, что фильм не работает как социальная критика, ибо сэттинг не совсем подходящий, да и художественный инструментарий режиссёра крайне скудный, и не работает как развлекательный хоррор. Назвать картину вопиющим провалом конечно нельзя (ведь недаром она столь любима) тут есть неплохие моменты и удачные решения, однако это лишь малая часть от многочисленных недостатков. Жаль, ведь учитывая сколь огромное влияние лента оказала на жанр, ожидалось совсем другое.
После начала тотального, всемирного зомбиапокалипсиса в одном вертолёте оказываются четыре человека: лётчик Стивен (Эмджи), его подруга-телевизионщица Фрэнсин (Росс), и двое бойцов спецподразделений Питер и Роджер (Фори и Рейнигер). Вся эта братия приземляется на крыше большого супермаркета. Несколько повозившись, им удаётся освободить помещения от толп ходячих мертвецов и начать жить более или менее спокойной жизнью. Но, разумеется, рано или поздно что-то пойдёт не так.
Нет, конечно же, я знал, кто такой Ромеро, что он сделал для кинематографа в целом и для жанра хоррор в частности, и что 'Рассвет мертвецов' Зака Снайдера это ремейк старенького классического фильма, снятого именно Ромеро. Но вот до его просмотра всё руки не доходили. Были дела и картины поважнее. А тут всё прямо сложилось. Ну и как обычно это бывает, вердикт такой: фильм, без сомнения, важный для развития кинематографа и представляет собой определённую веху, но, к сожалению, в наше время смотреть его можно только исключительно с исторической точки зрения. 'Рассвет мертвецов' не подходит современному зрителю ни по ритму, ни по монтажу, ни по гриму, ни по спецэффектам. Я знаю, что высоколобые эстеты-киноманы могу сейчас возопить на меня, но давайте называть вещи своими именами: 'Всему своё время'. Я нисколько не отрицаю влияния этой картины на развитие кинематографа, но в нынешних реалиях он смотрится зачастую просто смешно и беспомощно. И это, разумеется, не проблема Ромеро, меня, времени или кинематографа. Просто это именно так работает.
Поговорим непосредственно о фильме. Поскольку в те годы в моде были медлительные и неповоротливые зомби, то героям картины в общем-то совершенно не сложно было от них отбиваться. По большому счёту, те проблемы, которые возникли у людей с мертвецами, основывались на недооценке своих сил и излишней залихватской глупости одного из членов команды. По-хорошему, они могли прожить в этом супермаркете до самой смерти, или пока продукты не закончились бы. Однако, раз уж зомби не являются особой опасностью, то разумно было включить в сюжет разборки между людьми, как это и произошло. По большому счёту, основная мысль фильма - в любой ситуации можно найти выход, если тебе это позволят сделать другие люди вокруг тебя. И это, конечно, печально, потому человек - существо по большей части злое и завистливое.
Понравилось музыкальное сопровождение картины - такая занятная электронщина. Понравились актёры, кто-то побольше, например Кен Фори, кто-то поменьше, например, Дэвид Эмджи. Не понравился ритм повествования, который постоянно сбивался на медлительные, тягучие диалоги, в которых пафоса было ровно пополам со смыслом. Из-за этого хронометраж растянуло аж на два с лишним часа. Ну и не очень понравились собственно зомби, но тут глупо предъявлять претензии - 78 год всё-таки, да и бюджет хиленький.
Несмотря на всё вышесказанное, 'Рассвет мертвецов' Ромеро смотреть всё же стоит, как минимум, поклонникам кинематографа в широком смысле этого слова. Просто чтобы быть знакомым с этапным событием в мире жанра хоррор и в очередной раз вспомнить, что всё течёт, всё изменяется, и что невозможно сравнивать старые фильмы с новыми - они не хуже и не лучше, они просто разные.
Большой ошибкой стало бы оценивание этого фильма исходя из современного положения дел в кинематографе, где правят штампы и спецэффекты. «Рассвет мертвецов» нужно оценивать синхронно, как язык в лингвистике. Прошло ведь без малого 35 лет с момента выхода «Рассвета мертвецов» в прокат! И все, что происходит на экране, кажется нам новым и незнакомым.
Вопреки расхожему мнению, «Рассвет мертвецов» снят в жанре комикса, а не постапокалипсиса. Тому в подтверждение большое количество выживших (которые даже умудряются конфликтовать друг с другом), а так же сохранность некоторых военных органов и наличие телевизионных передач, которые знакомят зрителя с историческим аспектом появления зомби. «Рассвет мертвецов» - комикс о падении человечества. Постапокалипсис будет, но в будущих фильмах серии.
Основная сцена действий комикса – торговый центр, или даже мол (так их называют на западе). Наши герои, в числе которых полицейский, военный, пилот и репортерша, решают сделать его своим пристанищем на неопределенный строк. Они блокируют входы и выходы, отстреливают зомби и уносят их в холодильные камеры, пополняют свои припасы. Однако, судьба готовит сюрпризы, и сюрпризы эти будут живее всех живых. Ведущая идея фильма: угроза исходит от людей, а не от мертвецов.
Самое жуткое впечатление, однако ж, производят мертвецы. Перемазанные серой пудрой люди, которые двигаются именно так, как и положено двигаться классическим «медленным» зомби – лучшее, что нам мог подарить кинематограф тех лет. Лучшее в плане зрелищности. Действительно, мертвецам ни к чему спецэффекты. Их единственный спецэффект – безжизненность. Он не требует затрат, за исключением пудры.
70-ые года в кинематографе – период, когда фильмы только-только начали отходить от «театральной» манеры действия. Отголоски «театральности» очень ощутимы в «Рассвете мертвецов»: мало диалогов, медленное развитие действия, музыка, которая не очень вяжется с происходящим на экране. Это те факторы, которые и в то время не всех оставили положительно настроенными к «Рассвету мертвецов» (есть ведь 2 отрицательные рецензии в рейтинге критиков!).
Однако, даже не смотря на минусы, я не пожалел, что посмотрел «Рассвет мертвецов». Благодаря этому фильму, я открыл для себя Кена Фори – отличного, на мой взгляд, актера. Да и кто не знал, «Рассвет мертвецом» - один из любимых фильмов Стивена Кинга - лучшего из ныне живущих писателей США. Тропа к пониманию его творчества лежит через этот фильм.