Большинство лент Карпентера я впервые посмотрел в детстве, а в этот период, что и говорить, любишь коммерческое кино и еще не понимаешь авторского, поэтому пересматривая многое у этого режиссера сейчас, неизбежно разочаровываешься. Так крупным разочарованием стал просмотр спустя десятилетия знаменитого «Нечто», который язык не поворачивается назвать фильмом ужасов, скорее это фильм отвращения – столько в нем натурализма. Как и «Чужой» Скотта и «Выводок» Кроненберга, вышедшие тремя годами ранее, «Нечто» маркирует важную веху в эволюции фильмов ужасов, а именно эволюция жанра от атмосферных триллеров, в которых ужас разлит в воздухе (как например, в лентах Фридкина, Поланского и Доннера), а источник его прямо не обозначен, к картинам, в которых физиология и примитивные методы вызова у зрителя рвотной реакции преобладают над собственно ощущением страха.
Как и в большинстве хорроров Карпентера, сюжет долго раскачивается, движение к кульминации затяжное и медленное, однако, переход от ощущения комфорта и понятности к дискомфорту и загадочности нельзя назвать плавным. В «Нечто», как и в большинстве современных стандартных хорроров, есть динамичная завязка, стремительный вброс зрителя в сюжет, потом долгая раскачка и финальная получасовая борьба с угрозой. Если бы инопланетная атака на жизнь людей на американской станции в Антарктиде была бы подана не столь натуралистично, без тошнотворных физиологических подробностей, в которых есть стремление режиссера блеснуть «ламповыми» спецэффектами начала 1980-х, фильм бы только выиграл. Ведь для того, чтобы испугать зрителя, многого не надо (вспомним героиню Мии Фарроу из «Ребенка Розмари», которая весь фильм пытается понять, в своем ли она уме, а заодно и зритель, которому в кресле очень неуютно).
Как и в большинстве шаблонных жанровых картин, в «Нечто» есть «крутой мужик» и множество других мужских типажей от обычных трусов до фанатичных ученых, о характерах и психологии говорить не приходится. Однако, как бы атмосферно не выглядели мытарства героев в заснеженной Антарктиде, оторванных от цивилизации, безнадежно скучный, приправленный натурализмом сюжет не спасет даже музыка Морриконе, которая здесь неотличима от музыкальных упражнений самого Карпентера, воспринимаемых гораздо уместнее, чем саундтрек великого итальянца. Впрочем, главный просчет «Нечто» - его полная безыдейность, что выглядит неприятным новшеством в сравнении с другими фильмами Карпентера. Это всего лишь натуралистичный, физиологический до тошноты и отвращения хоррор, в котором нет решительно никакого дополнительного смысла кроме развлечения сытого и спокойного зрителя.
Тем более удивительным выглядит мнение зрителей, считающих «Нечто» чуть ли не эталонным фильмом ужасов, на самом деле это целиком вторичная работа даже по отношению к тому же первому «Чужому», в котором ставится вопрос о монструозности Другого. Карпентер же снял исключительно пустой фильм без какой бы то ни было философии, которую обычно любят режиссеры картин класса «Б». Более того, в «Нечто» чувствуется большой бюджет (пусть и по сегодняшним меркам скромный), что лишь повредило постановщику, привыкшему работать почти совсем без денег и высекать из ничего искру подлинного киночуда. На мой взгляд, даже обвинения фанатов «Нечто» в адрес Спилберга в том, что его «Инопланетянин» незаслуженно обогнал детище Карпентера, не выдерживают никакой критики: в ленте Спилберга есть по крайней мере хоть гуманистическое послание зрителю, у Карпентера же решительно ничего кроме пустой развлекаловки. В сравнении с «Нечто» даже скромный оп концептуальным задачам «Туман» смотрится гораздо более выигрышным, не говоря уже о «Побеге из Нью-Йорка», нашпигованном контркультурной философией.
Данный фильм для меня в полной мере ассоциируется с детством и с ранним подростковым возрастом. Тогда, лет 7-8 назад, 'Нечто' по TV показывали ничуть не реже, чем сейчас, скажем, 'Такси 2'. В те времена творение Джона Карпентера мне очень сильно нравилось и даже немножко пугало. Однако, сейчас, будучи уже человеком с высшим образованием, пересмотрев фильм, он оставил во мне очень противоречивые чувства.
Начну с того, что мне не нравятся фильмы подобного рода с большим количеством участвующих персонажей, причем абсолютно одинаковых персонажей. Несмотря на то, что у меня вроде бы все отлично с памятью, я не могу запоминать имена всех этих, по большому счету, статистов в кадре, а, следовательно, потом, абсолютно не могу понять о ком идет речь в той или иной ситуации.
Фильм не лишен абсолютно пустых и наиглупейших ситуаций, граничащих с бредятиной. Чего хотя бы стоит обращение одного из членов станции к местному патологоанатому: 'Нет, я отказываюсь в это верить! Док, ты веришь в то, что происходит??!!'. На первый взгляд ничего странного в этой фразе нет, да вот только в этот момент рядом с ними на столе лежит вскрытое тело инопланетянина. Во время такого хочется хвататься за голову от тупости происходящего.
Также не понравилось то, что очень много вещей в картине приходиться принимать как должное. Иногда волей не волей задаешь себе вопрос, а как собственно они узнали то, что знают сейчас. Ужасно не хватает детальности именно процесса изучения инопланетного организма.
Монстры в картине хоть и жуткие, но очень сильно гиперболизированы. Нужно все-таки уметь вовремя останавливаться. Минимализм не всегда есть плохо, взять хотя бы образ Чужого.
Ну а моменты подобные внезапному отказу огнемета, который 150 лет работал исправно и тут на тебе, заглючил, комментировать просто не хочется. Это уже классика хоррор-триллеров, низкопробная к слову. Нужно все-таки уметь накалять обстановку более нестандартными ходами.
В конце остается только сказать, что за 30 лет фильм не устарел (детишкам и сейчас должно понравиться), посетовать на невнятную концовку и, собственно, поставить оценку.
«Убирайтесь отсюда. Это не собака, это нечто другое. Оно всего лишь имитирует собаку! Убирайтесь отсюда, идиоты!!». (с).
25 июня 1982 года. На экраны выходит восьмой фильм 'мастера ужасов' Джона Карпентера. Фильм является римейком картины 1951 года.
Просмотр фильма удался с третьей попытки. Первые полчаса картина ничем не поражает, а откровенно ввергает в сон. Затем фильм начинает постепенно разгоняться, заставляя зрителя обратить внимание на происходящее на экране.
Мы знакомимся с главным героем картины. Нужно отдать должное специалисту по гриму Робу Боттину. Само Нечто и все его последующие имитации сделаны очень качественно. Напоминаю, что это 1982 год, а самому специалисту по гриму было всего 22(!) года.
Начиная с момента первого появления инопланетной твари и до конца, фильм держит зрителя в напряжении. Смотришь и гадаешь: кто же станет следующей жертвой? Смогут ли герои выжить?
Несмотря на напряжение второй половины части фильма, на блестящую работу гримёра Роба Боттина и на Курта Рассела, фильм это не спасает.
Один из самых худших и переоценённых научно-фантастических фильмов ужасов, не страшный, местами пугающий, а по большой степени мерзкий. Смотреть или не смотреть - РЕШАТЬ вам.
Перед просмотром приквела 2011 года, решил глянуть, что ж это за фильм такой. 1982 год.. Для меня это значило в какой-то мере, что фильм будет не очень качественным для фантастики, хотя как уже понял - как ужасы тоже провал полный. Сцены, которые по идее должны были вызывать страх, вызывали у меня отвращение и раздражение. Цирк уродов ей богу. Наверно сейчас можно назвать этот фильм трэшем, т. к. воспринимать серьезно этот фильм как ужастик или что-то еще не повернется язык.
В целом сам фильм снят хорошо, т.е. там, где нет сцен с 'вызывающими страх и завораживающими монстрами'.. Надеюсь что приквел 2011 года меня порадует, ибо в целом моя критика основана на трэшовых монстрах, ни в коей мере не вызывающих страх.
Я искренне считаю, что снимать фильмы ужасов Карпентер не умеет. Ну вот хоть ты тресни, но я в упор не вижу в его фильмах ничего страшного. Что 'Хэллоуин', что 'Нечто', что 'В Пасти Безумия' - откровенно второсортное кино, не несущее в себе никакой художественной ценности (за исключением, пожалуй, 'Хэллоуина', да и то, единственная заслуга данного фильма в том, что он породил так называемый жанр 'слэшер', а сам фильм страшным никак не назовешь).
Данная же картина стало последней каплей, переполнившей мою чашу терпения, по отношению к ужастикам этого режиссера. Прежде всего, сравнивая 'Нечто' и 'В Пасти Безумия', понимаешь, что прошло 13 лет, а чудища у Карпентера все те же: маловразумительные уроды, вопящие и истекающие слизью, способные вызвать лишь брезгливое отвращение, но никак не страх. Печально, что за такое время режиссер ни на йоту не продвинулся в создании спецэффектов (или гример у него один и тот же, не знаю). А самое главное заключается в том, что весь страх и ужас Карпентер как раз и пытается сосредоточить на этих чудиках, потому как сюжеты слишком тривиальны и словно катятся по наклонной, не предвещая никаких неожиданных ходов, а музыки в его фильмах, по-моему, и вовсе нет - какие-то непонятные электронные писки. На фоне всех этих минусов даже актерская игра как-то блекнет, потому что невольно задаешься вопросом: а сами то они верят в тот бред, что снимают?
Типичный низкопробный ужастик от Джона Карпентера. Такое он снимать умеет
1 из 10
P.S.Друзья, прежде чем делать заявления 'лучший научно-фантастический фильм' и 'великолепные спецэффекты' 'Космическую Одиссею' посмотрите сначала (68 год, между прочим)