Этот один из лучших образцов научно-фантастического хорора в мировом кинематографе более чем за полвека не растерял таинственного очарования, а лишь укрепил свой культовый статус. Сегодня, когда львиная доля бюджетов фильмов приходится на спецэффекты, старые мастера в очередной раз напоминают, что для отличного кино, прежде всего, важна фантазия, добротный сценарий, хорошие актеры и умение режиссера заниматься своим делом. Не будь какой-либо из этих составляющих – фильм превратится в труху. Чего не скажешь о компьютерных технологиях.
И так, мы видим провинциальный американский городишко Санта-Мира с его неспешной жизнью. Местный доктор Майлс Беннел (Кевин МакКарти) сталкивается со странным феноменом: некоторые жители городка начинают уверять, что их близкие родственники – не те, за кого себя выдают. Какой-нибудь дядя Альфред выглядит, как дядя Альфред, говорит как дядя Альфред, но дядей Альфредом не является. Майлс пытается вникнуть в проблему, но вдруг ему говорят: «Не надо. Все встало на свои места». Но ведь доктор ничего не делал!
Затем начинают появляться странные трупы-двойники жителей города без отпечатков пальцев. Кажется, что они стремятся подменить собой реальных людей. Феномен быстро распространяется по городу, и вот уже Майлс и ему подобные «старые» горожане оказываются в меньшинстве. «Новые» городские призывают их не сопротивляться и присоединиться к их спокойному миру, где нет места эмоциям, желаниям, амбициям, а значит – и войнам.
Майлс добирается на автостраду, носится между машин, стараясь предупредить водителей о страшной опасности: «Они уже здесь! Скоро придет ваша очередь!». Но разве вы бы поверили в подобное?
Фильм снят по произведениям Джека Финнея, но сценарий был серьезно переработан сначала писателем Даниэлем Мэйнуорингом, а затем – режиссером «Дикой банды» Сэмом Пикенпа. Кстати, Сэм снялся в небольшой роли работника бензоколонки, который произносит фразу: «Не убегайте. Вам все равно никто не поверит!».
Многие считают фильм аллегорией, предупреждающей либо о коммунистической угрозе, либо о проблеме маккартизма. Однако Дон Сигел уверял, что снимал фильм не о политике, а об инопланетном вторжении, страхе изнутри.
Фильм обзавелся несколькими прямыми и косвенными римейками. Среди его фанатов – Абель Ферара и Роберт Родригес. Кстати, именно «Вторжение похитителей тел» бесконечно смотрят и обсуждают герои фильма Родригеса «Гонщики». «В чем суть?», - спрашивает один из них оказавшегося в кинотеатре Кевина МакКарти. «В любой ситуации нужно оставаться самим собой», - отвечает актер.
Да, да, похитили словно героев фильма, причём безвозвратно.
Приступая к просмотру этого более чем полувекового творения, ожидал чего угодно, но уж никак не мог предположить, что оно меня буквально засосёт в себя, похитит мой разум и пригвоздит тело к экрану.
Выстроенный в виде единого флешбека, рассказанного почти отчаявшимся главным героем психиатрам, фильм Дона Сигела обладает целой россыпью достоинств. Это увлекательный динамичный сценарий, актуальный и в наши дни, история, породившая ещё несколько версий. Это великолепно нагнетаемая атмосфера, и саспенс, возникающий буквально из воздуха. Это чудесная музыка, удивительно искусно вживлённая в экранное действо, и работающая неразрывно с картинкой. Это практическое отсутствие каких-либо спецэффектов, идущее лишь в плюс. Это отсутствие именитых звёзд в кадре, и, соответственно, великолепный тандем главных героев, простых людей, отчаянно борющихся за любовь и спасение человечества. В аховой ситуации герои сохраняют свою разумность и человечность, а замечательно прописанные диалоги добавляют цельности их характерам и общей живости фильму.
А минусов здесь просто нет, их и искать не хочется в этой жемчужине кинематографа. Есть некоторые политические и идеологические отсылки, но это говорит лишь о многослойности этого на вид простого шедевра.
Роман Похитители телДжека Финнея был опубликован в 1955 году, и уже через год был экранизирован Доном Сигелом (тема лишенных эмоций дубликатов людей оказалась настолько популярной, что в течении последующих 50 лет последовало еще три версии этой истории). После выхода, фильм был хорошо встречен критиками и зрителями, стал культовым и оказал огромное влияние на развитие фантастики…
Но все это было тогда. Казалось бы, сейчас, в век современных технологий, когда бюджеты фильмов сравнимы с бюджетами небольших стран и мы видели уже все возможные сюжеты и их вариации на любой лад, данное кино может показаться интересным лишь с исторической точки зрения – ибо бюджет 380 000 долларов, из которых на спецэффекты ушло всего 15 000 по нынешним меркам выглядят просто смехотворно, да и подобной историей современного зрителя не удивишь.
Но поверьте, кино полностью оправдывает свою репутацию, начав смотреть его, уже невозможно оторваться от просмотра. Хоть фильм и построен в виде одного флэшбека, рассказываемого главным героем психиатрам, не верящим ни одному его слову, и мы знаем, что в конце концов герою удастся каким-то образом вырваться из города, следить за развитием сюжета крайне интересно.
Во-первых, сценарий фильма весьма хорош – он неторопливо запрягает, но затем наращивает обороты, а финальная треть представляет собой практически непрерывную погоню, когда главные герои изо всех сил пытаются выбраться из города, преследуемые всеми остальными жителями города. Есть и достаточно страшные моменты, когда оставленный на две минуты без присмотра персонаж уже оказывается не тем, кем был раньше, есть и знаменитая финальная сцена, когда сходящий с ума герой ломает четвертую стену и обращается к зрителям с криком “Они уже здесь! Вы следующие!”.
Во-вторых, преступным было бы не упомянуть про исполнителей двух главных ролей - Кевина МакКарти и Дану Уинтер. Они обычные люди, жители маленького городка который ничем не выделяется среди других, и который пришельцы избрали начальным пунктом своего вторжения. Они не могут спасти мир, они могут лишь попытаться предупредить его о грозящей опасности, пока еще не стало слишком поздно. Актеры сыграли просто отлично, их любви веришь, их героям сопереживаешь и желаешь им выбраться из этой переделки.
В-третьих, кино еще и интересно воспринимать с точки зрения того времени когда оно вышло – в США только-только пошла на спад антикоммунистическая истерия (т. н. Маккартизм), потому многие зрители сразу же увидели в этом фильме достаточно очевидные политические аллюзии. Кто-то говорил, что фильм о коммунистической опасности и тоталитаризме, другие – что он наоборот об опасности Маккартизма, режиссер же и исполнитель главной роли всегда утверждали что снимали простой триллер, без всякого “двойного дна”.
Стоит отметить, что первоначально фильм предполагалось закончить на более мрачной ноте. Но студия решила не рисковать, и приказала режиссеру добавить в фильм пролог и эпилог, построив его в форме флэшбека. Кроме того, в фильм был добавлен закадровый голос (знакомая история, не правда ли?). Однако даже в таком варианте, концовка оставляет за зрителем право выбирать, как все же завершилась данная история.
Итого: Захватывающий научно-фантастический триллер, одна из вех жанра. Могут пройти десятилетия, спецэффекты безнадежно устареть, кино стать трехмерным – но сама рассказанная история, персонажи, актерская игра – никогда не устареют. Такие фильмы принято называть классикой, и Вторжению похитителей тел именно ей и является, причем в ее самом лучшем проявлении.
«Вторжение похитителей тел» – это настоящая классика жанра, один из лучших представителей научно-фантастических фильмов. Это кино старой школы, где спецэффектам противопоставлялась отличная игра актеров и неподражаемый накал событий.
Первоначально фильм основывался на одноименной трилогии, но в последствие сценарий был дополнен находками Даниэлема Мэйнварингома и замечательными диалогами, написанными Сэмом Пекинпом. Это, безусловно, пошло на пользу проекту, фильм заимел некоторую духовную и политическую подоплеку, была раскрыта тема паранойи к распространению неугодной идеологии Коммунизма, столь популярная в 1950-ых годах, а так же в своеобразном виде были показаны рассуждения об индивидуальности человека
Помимо хорошей идейной составляющей, кинофильм обладает отличной реализацией инопланетных тварей. Здесь нет очевидных врагов, потому что мы их не видим. Супостаты среди нас, но вот кто именно – неизвестно. И только один храбрый человек, бессильный против абсолютного большинства, ведет непрерывный бой со смертельной угрозой, нависшей над планетой Земля.
Несмотря на грошовый сюжет, здесь присутствует и отличное звуковое оформление, которое отлично нагнетает страх, удачно сочетаясь с тем, что происходит на экране. Кармену Дрэгону удалось сделать добротную музыку, что очень способствовало фильму.
Помимо того, что фильм стал культовым, он ещё и обзавелся аж тремя римейками, которые, подобно оригиналу, были сделаны очень хорошо, качественно и по-настоящему эффектно.
Фильм получился шикарный! До последнего момента держит в напряжении.
Очень интересная задумка, потрясающий звук и игра актеров. В этом фильме все превосходно, даже спецэффекты (хотя их и мало, да они и не нужны)...
Как и следовало ожидать, фильм очень антикоммунистический, и вообще против тоталитаризма, конечно, не так сильно сделано, как у Ланга, но фильм безусловно великолепный!
Выйдя во второй половине 50-х годов прошлого столетия «Вторжение похитителей тел» не на шутку пугал зрителей. Сегодня конечно история о том, как инопланетные клоны замещают людей из маленького и уютного городка, не пугает и может даже вызвать улыбку. Зрителя сейчас трудно вообще чем-то удивить. Да и сюжетом знаком каждый второй киноман – несколько римейков, заимствование сюжетных ходов и приемов оригинала, куча пародий и цитирования – сделали свое дело. Но если абстрагироваться от римейков и прочего и взглянуть на фильм, как будто вы никогда не видели подобные фильмы, то перед зрителем предстанет отличный триллер в жанре научной фантастики. Умелое нагнетания саспенса без использования спецэффектов – самое главное достоинство фильма. Даже если не брать идеологическую подоплеку, которая без труда угадывается в фильме – явные намеки на «красную угрозу», то зритель получит отличное кино. Единственный минус (и то это минус придирчивого любителя блокбастеров со звездами) – отсутствие знаменитых актеров в кадре, хотя главные исполнители очень харизматичные и очень естественно вписываются в полотно фильма.
По правде очень тяжело, что-либо писать про фильм, о котором написано куча критических статей, каждый кадр которого давно проанализирован с анатомической точностью, поэтому лишь добавлю – это действительно классика жанра.
Ну и напоследок отмечу, что фильм входит в 10-ку лучших научно-фантастических фильмов, составленных американским киноинститутом AFI(9 место) и в сотню лучших американских триллеров (47 место).
Представьте мир, в котором нет войн, убийств, насилия, где все живут в гармонии и благополучии. Идеальная утопия, привлекательная с одной стороны и пугающая до дрожи с другой. Но именно такой могла стать наша планета в картине Дона Сигела.
1956 год. Где-то в Америке. Небольшой городок. Всё идет своим чередом. Однако то там, то здесь люди начинают воспринимать своих близких, как чужих, постоянно повторяя, что при идеальном внешнем сходстве это абсолютно другие люди. Но что еще более странно – спустя несколько дней о данной проблеме никто не вспоминает, а жители начинают вести себя, словно один больший единый организм…
В год выхода на экраны многие критики и зрители незамедлительно рассмотрели завуалированный подтекст, где под инопланетным вторжением подразумевалась красная угроза. Единая система (читай, партия). Подавление любых эмоций, свобод, отсутствие выбора, неуклонное подчинение, фанатичная преданность системе и полное потеря человеческой индивидуальности. Именно здесь все страхи капиталистического запада нашли свое воплощение, продемонстрировав, что через фантастику можно рассуждать о современных проблемах.
Конечно, в двадцать первом веке о подобном контексте мало кто вспомнит, а он сам – лишь малая составляющая фильма. Потратив всего лишь три процента бюджета на спецэффекты, Дон Сигел сделал единственно правильный выбор, полностью сфокусировавшись на истории, персонажах, атмосфере и саспенсе.
Майлс Беннелл (Кевин МакКарти) – это герой, которому хочется подражать и сопереживать. Он не идиот, по поводу которых мы сокрушаемся во множестве современных блокбастеров, но и не гений, решающий любую проблему по щелчку пальцев. Он – обычный человек, который, прежде чем принять решение, сначала проанализирует и обдумает ситуацию. Режиссер умело играет со зрителем через своего главного героя, оставляя нас в неведении происходящего ровно настолько, насколько знает об этом Майлс. Остальные герои ведут себя на удивление разумно, каждый раз стараясь либо избежать неприятностей, либо обойти их логичным путем. А уж экранная пара из Беннелла и Беки Дрисколл (Дана Винтер) вышла практически идеальной: то, что мы называем экранной химией, здесь бурлит и фонтанирует обильными потоками.
Выстроив картину, как один большой флэшбек, режиссер медленно нагнетает атмосферу надвигающегося апокалипсиса. И чем ближе финал, тем всё более расплывчатой становится концовка: смогут ли люди остановить катастрофу, или наши дни уже сочтены? Дон Сигел хотел закончить фильм сценой на шоссе с почти обезумевшим Майлсом. Даже в наше время подобный финал сочли бы слишком мрачным, поэтому не удивительно, что студия захотела хэппи-энда. Однако и здесь режиссеру удалось оставить сомнения в сердцах зрителей: а не слишком ли поздно принимать ответные меры, может быть, заражению подверглись другие города?
В середине прошлого столетия в кинематографе инопланетяне и гигантские монстры атаковали нашу планету еще чаще, чем сейчас беснуются герои комиксов, но «Вторжение похитителей тел» перенесло явную и очевидную угрозу на более опасную территорию, где враг не виден и скрытен. Страх вторжения изнутри до сих пор с успехом эксплуатируется в кинематографе: намного страшнее любых монстров осознание факта, что плохим парнем может оказаться любой из ваших близких и друзей, да и сам ты можешь завтра проснуться совсем другим.
За полувековую историю, спустя несколько прямых и множество косвенных римейков, оригинальное «Вторжение похитителей тел» ничуть не утратило своего шарма. Кино по-прежнему смотрится на одном дыхании, лишний раз подтверждая, что для отличного фантастического фильма вовсе необязательны масштабные спецэффекты, а нужно всего лишь хороший сценарий, обаятельные герои и не отпускающая ни на минуту атмосфера.
Настоящая классика фантастических триллеров, про вторжение инопланетян! Оригинальность фильма состоит в том, что он снят без каких-либо спецэффектов. Хотя какие спецэффекты в 1956 году?
Сценарий делает этот фильм интересным для просмотра спустя даже 50 лет. Описывать отдельные аспекты фильма, как игра актеров, режиссура, работа оператора не имеет смысла, так этот фильм уже стал учебником для каждого, кто хочет снять фильм в таком жанре.