Этот один из лучших образцов научно-фантастического хорора в мировом кинематографе более чем за полвека не растерял таинственного очарования, а лишь укрепил свой культовый статус. Сегодня, когда львиная доля бюджетов фильмов приходится на спецэффекты, старые мастера в очередной раз напоминают, что для отличного кино, прежде всего, важна фантазия, добротный сценарий, хорошие актеры и умение режиссера заниматься своим делом. Не будь какой-либо из этих составляющих – фильм превратится в труху. Чего не скажешь о компьютерных технологиях.
И так, мы видим провинциальный американский городишко Санта-Мира с его неспешной жизнью. Местный доктор Майлс Беннел (Кевин МакКарти) сталкивается со странным феноменом: некоторые жители городка начинают уверять, что их близкие родственники – не те, за кого себя выдают. Какой-нибудь дядя Альфред выглядит, как дядя Альфред, говорит как дядя Альфред, но дядей Альфредом не является. Майлс пытается вникнуть в проблему, но вдруг ему говорят: «Не надо. Все встало на свои места». Но ведь доктор ничего не делал!
Затем начинают появляться странные трупы-двойники жителей города без отпечатков пальцев. Кажется, что они стремятся подменить собой реальных людей. Феномен быстро распространяется по городу, и вот уже Майлс и ему подобные «старые» горожане оказываются в меньшинстве. «Новые» городские призывают их не сопротивляться и присоединиться к их спокойному миру, где нет места эмоциям, желаниям, амбициям, а значит – и войнам.
Майлс добирается на автостраду, носится между машин, стараясь предупредить водителей о страшной опасности: «Они уже здесь! Скоро придет ваша очередь!». Но разве вы бы поверили в подобное?
Фильм снят по произведениям Джека Финнея, но сценарий был серьезно переработан сначала писателем Даниэлем Мэйнуорингом, а затем – режиссером «Дикой банды» Сэмом Пикенпа. Кстати, Сэм снялся в небольшой роли работника бензоколонки, который произносит фразу: «Не убегайте. Вам все равно никто не поверит!».
Многие считают фильм аллегорией, предупреждающей либо о коммунистической угрозе, либо о проблеме маккартизма. Однако Дон Сигел уверял, что снимал фильм не о политике, а об инопланетном вторжении, страхе изнутри.
Фильм обзавелся несколькими прямыми и косвенными римейками. Среди его фанатов – Абель Ферара и Роберт Родригес. Кстати, именно «Вторжение похитителей тел» бесконечно смотрят и обсуждают герои фильма Родригеса «Гонщики». «В чем суть?», - спрашивает один из них оказавшегося в кинотеатре Кевина МакКарти. «В любой ситуации нужно оставаться самим собой», - отвечает актер.
Вторая мировая война в истории фильмов ужасов стала этаким водоразделом, полностью и окончательно сформировав уже привычный облик хорроров 30-ых, во главе с Дракулой, Франкенштейном, Мумией и другими монстрами и в то же время, открыв после себя новую страницу в истории этого жанра. Послевоенное настроение и новые интересы рождали новые страхи и новых монстров. Никто уже не ждал антропоморфную тварь из болот или леса, происходящую из легенд и рассказов старшего поколения. Нет, новые монисты рождались в лабораториях, мутировали в гигантов под воздействием радиации или прилетали из открытого космоса. Действительно, 50-ые можно считать золотым веком научной фантастики в целом и в хорроре в частности.
«Вторжение похитителей тел» является одним из самых ярких и подходящих примеров для вышеописанных слов. Выпущенный в середине десятилетия, фильм имел уже подготовленную почву для своего успеха, оставалось лишь не испортить все дело и грамотно подойти к созданию ленты. Так, к примеру, очень весомую долю в успех картины внес сложный, продуманный и запутанный сюжет, который на несколько голов превосходит своих предшественников из предыдущих десятилетий, особенно в жанре ужаса. Творческая команда поработала очень грамотно, вписав в 80-минутный фильм большое количество персонажей, динамично развивающихся действий и не забыв при этом о деталях. Так фильм обзавелся классическими, проверенными годами голливудскими диалогами и юмором, который сейчас вызывает определенные ностальгические нотки.
Стоит отметить и выбор актера на главную, первостепенную роль, вокруг которой на каждом участке повествования строился сюжет. Кевин МакКарти отлично подходит на роль этакого роль красавца-мужчины, наделенного и привлекательностью, и сообразительностью. Но наиболее располагающей его чертой является полная вменяемость и последовательность в своих действиях. Персонаж Беннета этим и подкупает, сближаясь с большинством зрителей и заставляя их примерять его шкуру на себя. В подруги ему была определена невероятно привлекательная Дана Уинтер, в тандеме с которой они составляют идеальную экранную пару беспечных 50-ых.
Но все же, главным в фильме Дона Сигела является создаваемое режиссером настроение недоверия, напряженного ожидания, неопределенности и, уже позже, безумия. Угроза вторжения извне, столь ярко завуалированная и подготовленная, предстает реальной, пугающей опасностью, когда подмене может подвергнуться даже самый близкий человек. Через главного героя проходят нити тонкого понимания происходящего и возникающие в то же время конфликты, точно отображающие общую атмосферу фильма. Так конфликт отдельного человека и окружающего сообщества, а так же восприятия и точки зрения по развитию фильма раскрывают сюжет в полной мере и предоставляют зрителю всю эту ситуацию на осмысление. Странные события назывались по-разному: невроз, истерия, болезнь – но каждый раз эти был ещё один шаг в неизвестное, пугающее и затягивающее действие.
Примечателен и главный отрицательный образ фильма. Нет титульного монстра как такового, нет яркого, сконцентрированного облика. Вместо одного вызывающего образа, который собирал бы на себе весь страх ленты, есть безграничная толпа, как раковая опухоль разрастающаяся по всему городу. Собственные ценности инопланетян броско контрастируют с людскими: безразличие и спокойствие против чувств и любви. А то, каким образом происходит вторжение, через заготовки человека, похожие на личинки, называемые стручками, определяет ещё большее различие между людьми и оккупантами из космоса, заменяющих людей на их копию с пустотой внутри. Особенно порадовало кассовое «It’s alive!», сопровождающее любое внезапное экранное оживление уже на протяжении сотни лет.
Ближе к концу пазлы складываются, а возрастающее напряжение достигает своего апогея, как в лучших образцах саспенса. Поиски происхождения и различные версии, будь то радиация или генная мутация, сменяются бегством, паникой и западней. Оставшиеся вдвоем, против всего чужеродного города – в этом есть определенная романтическая, хоть и фатальная, составляющая. И когда кажется, что выхода уже нет - внезапный флэшбек словно возвращает в реальную жизнь и подвергает недавние, столь реальные события ещё одному сомнению. Недаром это клише про психов столь популярно и по наши дни.
Финал картины мог бы быть очень запоминающимся и ярким, если бы не последние 2 минуты. Но в 1956 году был расцвет студийного производства, главенства продюсера над режиссером и полного контроля студии. Да и слишком мрачная развязка могла бы отпугнуть весомую часть кассовых сборов. Так что нет ничего удивительного, что Allied Artists Pictures настояло на таком неуместном, кажущимся инородном, конце.
Всё началось в прошлый четверг в небольшом калифорнийском городке Санта-Мира, когда на приём к врачу Майлзу Беннеллу пришла Бекки Дрисколл в каком-то странном психическом расстройстве. Девушка утверждала, что её дядя Айра – вовсе не её дядя, а какой-то самозванец, хотя и выглядит он, и говорит совершенно как дядя Айра. А вскоре странная мания стала распространяться и заражать других жителей. И уже очень скоро весь городок оказывается захваченным инопланетной формой жизни, прозванной семенными коробочками. Каждая коробочка создаёт точнейшую копию любого живого или неживого объекта, находящегося в непосредственном контакте с ней, и таким образом размножается. Оригинал превращается в прах. Человек — не исключение: коробочки с поразительной точностью воспроизводят не только человеческое тело, но и воспоминания. Они не способны копировать лишь чувства и эмоции, поэтому двойники рождаются без них. Двойники живут недолго и не оставляют потомства. Поэтому, если захватчиков не остановить, они быстро погубят всё живое на Земле и для дальнейшего выживания им придётся искать новые миры.
Хоть фильм и фантастический, однако заставляет задуматься над многими вполне реальными вещами. Нужно сказать, история меня потрясла. Есть киноленты, которые после просмотра прочно заседают в памяти, оставляя в ней некий след. Не так легко особенно сегодня, в бесконечном потоке фэнтези и хоррора удивить искушённого зрителя, но «Вторжению похитителей тел», как и романа-первоисточнику Джека Финнея это вполне удаётся. А ведь книге-то, как и вышедшей спустя год после неё первой экранизации 70 лет! К слову, экранизаций романа вышло целых четыре, а в октябре 2023 года было объявлено и о подготовке к пятой! Каждая из них – по-своему хороша, обыгрывает известный сюжет с определённой стороны. И кроме разве что фильма Абеля Феррара 1993 года получила огромную популярность у зрителя. В том числе и данная кинолента Дона Сигела.
В чём же секрет «Вторжения похитителей тел»? Думаю, для меня он в том, как мастерски показывают создатели изменения во взаимоотношениях между людьми параллельно с тем, как космические пришельцы захватывают Землю. От полного недоверия к остолбенению, растерянности, а затем и отчаянным действиям. Как это известие разделяет людей, показывая их истинную внутреннюю сущность. Кто-то продолжает сопротивляться в одиночестве, просто не доверяя друг другу (а вдруг тот клон?), иные сдаются, поскольку покупаются на царство безмятежности, обещанное всё теми же пришельцами. Было очень интересно следить за этой стороной романа, как и за развитием романтической связи между главными героями. Чем-то подобный ход напомнил мне «Поезд в Пусан» (2016) – небезызвестный фильм корейского режиссёра Ён Сан-хо. Даже сам слоган: «Остаться в живых или остаться человеком» намекает о том, что именно становится главной линией для создателя.
Интересно, что здесь нет зелёных человечков и прочей иноземной нечисти – есть лишь люди и их клоны – двойники, создаваемые загадочными космическими пришельцами, планирующими завоевание Земли. Они в точности копируют нас, но внутри абсолютно пусты и бездушны, коим и мы иногда страдаем, превращаясь в зверя в своём стремлении выжить.
Киноленту вполне посоветовал бы к просмотру. Несмотря на чёрно-белый вариант фильма Дона Сигела, сюжет притягивает. И ещё это тот вариант, когда можно смотреть экранизацию, даже будучи знакомым с первоисточником. Интересно проводить сравнения. Создатели несколько изменили начало и концовку истории, которая начинается в форме флэшбека, рассказываемого главным героем психиатрам, что не верят ни одному его слову. Но конечный исход всё равно остаётся на воле зрителя, да и следить за развитием событий всё равно крайне интересно.
Эта картина, ставшая культовой в свое время, и признанная классикой в наше, внесенная в национальный американский реестр фильмов, с огромным удовольствием и интересом смотрится и сегодня. Хотя с момента её выхода на экраны прошло 56 лет. В ней почти нет спецэффектов, нет звезд первой величины. Даже красок нет в черно-белой ленте. Но есть главное - крепкий сценарий, грамотная режиссура и хорошая актерская игра основного ансамбля. Очень харизматичны исполнители главных ролей – Кевин МакКарти, (знакомый нам по фильмам «Пираньи», «Вой», «Байки из склепа») в роли доктора Майлса Беннела и Дана Уинтер в роли его подруги Бекки Дрискол, которая до этого уже играла с Кевином МакКарти в нескольких сериалах. Например «Час Альфреда Хичкока», «Отряд 5-О» и других.
«Вторжение похитителей тел» - это, безусловно, большая режиссерская удача. Да и в списке «100 лучших американских триллеров» по версии американской киноакадемии у него 47-я позиция, а в аналогичном списке «100 величайших научно – фантастических фильмов» - 56-я. Что уже говорит само за себя. Это была первая экранизация одноименного романа Джека Финни. В 1978 году был снят одноименный римейк Филипа Кауфмана с Дональдом Сазерлендом в главной роли, и «Похитители тел» Абеля Феррары в 1993 году. Последняя экранизация - «Вторжение» (2007), поставленная скорее по мотивам, так как первоисточник был переработан почти до неузнаваемости, в прокате провалился, в отличие от первых трех успешных экранизаций.
В сравнении с романом сценарий тут значительно переработали Дэниэл Мэйнуоринг и Сэм Пекинпа. Последний внес много изменений в сюжет, и даже снялся в эпизоде на бензоколонке в конце картины. Для режиссера Дона Сигела это был первый и единственный фантастический фильм в его обширнейшей фильмографии, если не считать работы в сериале «Сумеречная зона» (1963 – 1964). Позже Сигел называл его одной из любимых своих работ, хотя в копилке у него были такие кино – хиты, как «Грязный Гарри», «Блеф Кугана», «Два мула для сестры Сары» с Клинтом Иствудом, считавшего Дона Сигела своим учителем в профессии режиссера. Как и положено настоящей классике, этот фильм - вне времени. Ведь проблема равнодушия людей друг к другу, в социуме, остра как в прошлом, так и в настоящем.
В городок Санта-Мира, после нескольких недель отсутствия, возвращается врач – психиатр Майлс Беннел. Кажется, ничего не изменилось. Но в городке происходят странные вещи… Некоторые жители утверждают, что их близкие – это не они, а их точные двойники. Мальчик плача кричит, что мать – это не его мать и просит не отдавать его ей. Племянница не узнает своего дядю, хотя он похож на него, как две капли воды. Но это – не он! И такие случаи множатся, странная эпидемия началась в Санта-Мира. А через пару дней вдруг все исцелились чудесным образом, родственников воспринимают адекватно, спокойно. Хотя никто их не лечил. Казалось бы, все прекрасно… А вскоре доктор с друзьями находят необычные трупы, без всяких повреждений, в отличном состоянии и, самое главное, имевших облик… их самих. Вырастали эти тела из странных стручков, спрятанных в подвалах домов. А сформировавшись окончательно - заменяли собой живых людей, хозяев этих домов, пока те спали.
Клоны ничем не отличались от оригинала, копируя их до мельчайших подробностей, дублируя даже порезы и ссадины. Вот только они были лишены человеческих чувств - никаких эмоций. Ведь без них жить намного удобнее. Нет ненависти, злобы, зависти – значит, нет войн и ссор, просто тишь да гладь. Но ведь также нет и любви, дружбы, сострадания и сопереживания чужой беде и чужой боли. Именно эти чувства, движения души, делают человека – человеком, а раз их нет, значит, нет и самой души? Все спокойны, все довольны и все – равнодушны. В таком мире не нужно искусство, ведь оно – лишь способ выражения чувств. В картинах, поэзии, прозе, музыке, танцах, песнях… Какая драма, если нет страстей? Какая лирика, если не существует любви?
Холодный мир бесчувственных нелюдей - как результат инопланетного вторжения. Такое будущее ожидает Землю, и такая жизнь – всех людей на Земле. Мир, где человек – человеку даже не волк, а чурбан бесчувственный! Где каждому своя рубашка ближе к телу, не говоря уже о собственной шкуре. Мир, где никому никого не жалко, никто никому не дорог, никто никому не нужен. Где все – одинаковые. И нет ни мечты, ни веры, ни печали, ни горя. Ни своего, ни чужого. Нет понятия красоты. Есть только инстинкты. Как у животных. Как просто, оказывается, потерять человеческий облик – достаточно стать равнодушным.
- Все мы постепенно черствеем сердцем, грубеем… И только когда нам приходится бороться за то, чтобы остаться людьми, мы понимаем, насколько это важно для нас, насколько дорого.
И Майлс Беннел борется, вместе с Бекки. Они любят друг друга, а значит, они еще люди. Главное – не заснуть. Но это так сложно – не спать сутками напролет. И даже таблетки уже не помогают…
Очень сильна сцена в финале, когда Майлс Беннел мечется по шоссе между машинами, прося помочь ему уехать из города, и кричит об опасности, ожидающей всех людей на земле, а в ответ слышит лишь: «придурок», «недоумок», «пьянь», «пошел вон!». Или же водители молча объезжают его, как пустое место. Никому нет дела до человека, молящего о помощи. Он либо пьян, либо сумасшедший для всех. Эта сцена ставит очень острый вопрос перед зрителем:
«А может и в самом деле нас всех уже заменили на бесчувственные клоны, а люди этого даже не заметили?»
«Вторжение похитителей тел» – это настоящая классика жанра, один из лучших представителей научно-фантастических фильмов. Это кино старой школы, где спецэффектам противопоставлялась отличная игра актеров и неподражаемый накал событий.
Первоначально фильм основывался на одноименной трилогии, но в последствие сценарий был дополнен находками Даниэлема Мэйнварингома и замечательными диалогами, написанными Сэмом Пекинпом. Это, безусловно, пошло на пользу проекту, фильм заимел некоторую духовную и политическую подоплеку, была раскрыта тема паранойи к распространению неугодной идеологии Коммунизма, столь популярная в 1950-ых годах, а так же в своеобразном виде были показаны рассуждения об индивидуальности человека
Помимо хорошей идейной составляющей, кинофильм обладает отличной реализацией инопланетных тварей. Здесь нет очевидных врагов, потому что мы их не видим. Супостаты среди нас, но вот кто именно – неизвестно. И только один храбрый человек, бессильный против абсолютного большинства, ведет непрерывный бой со смертельной угрозой, нависшей над планетой Земля.
Несмотря на грошовый сюжет, здесь присутствует и отличное звуковое оформление, которое отлично нагнетает страх, удачно сочетаясь с тем, что происходит на экране. Кармену Дрэгону удалось сделать добротную музыку, что очень способствовало фильму.
Помимо того, что фильм стал культовым, он ещё и обзавелся аж тремя римейками, которые, подобно оригиналу, были сделаны очень хорошо, качественно и по-настоящему эффектно.
Настоящая классика фантастических триллеров, про вторжение инопланетян! Оригинальность фильма состоит в том, что он снят без каких-либо спецэффектов. Хотя какие спецэффекты в 1956 году?
Сценарий делает этот фильм интересным для просмотра спустя даже 50 лет. Описывать отдельные аспекты фильма, как игра актеров, режиссура, работа оператора не имеет смысла, так этот фильм уже стал учебником для каждого, кто хочет снять фильм в таком жанре.
Лента смотрится на одном дыхании просто как развлекательное, напряженное и захватывающее действо, несмотря на то, что в Штатах критики больше внимания уделяют политическому подтексту фильма, пытаясь все же выяснить, какое явление подразумевали создатели фильма под явлением «вторжения»- «красную угрозу» от Советского Союза или «маккартизм» (процесс начавшийся в 1950 годах, с закона о контроле, а по сути, запрещении деятельности коммунистической партии в США, «охоте на ведьм» в результате которой пострадал не одна известная фигура, в частности и в Голливуде, якобы уличенная в сговоре с коммунистами), а сам режиссер больше склонялся ко второму, говоря в одном из интервью, что хотел показать, как люди превращаются в коконы, забывая о чувствах, боли и сопереживании.
Эпидемия массовой истерии, круговая порука, атмосфера паранойи- все это присутствует здесь в достаточном количестве, чтобы приковать к экрану взор, замечу - при минимуме визуальных эффектов (есть только эпизод в парнике) и естественному отсутствию экранной жестокости.
Добавив сюда добротную игру актеров, особенно выделю Дану Уинтер, не женщина, а загляденье - очень хороша, как она бровью повела при «пробуждении», я даже рот открыл в этот момент! Приятная тревожная музыка Кармена Драгона, вменяемые диалоги, без лишних слов и словесных выворотов. Честно говоря, я частенько делаю фильмам послабления при оценке, беря во внимание год производства (особенно итальянским картинам), но здесь просто не к чему придраться, а фильму то уже шестьдесят лет.
Сама манера повествования мне напоминает произведения Хеммета и Чендлера, в которых детективная интрига уходит на второй план, а упор делается на действие, представляю себе, какое удовольствие получили зрители- современники фильма. Интересна и показательна сцена на площади городка, когда собираются инфицированные, чтобы увеличить географию захвата, а также кадры на руднике; выход на улицу из кабинета доктора напоминает моменты из «Шон против мертвецов» (проход сквозь толпу зомби).
Фильм имеет три ремейка: «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers) 1978 года, реж. Филип Кауфман; «Похитители тел» (Body Snatchers) 1993 года, реж. Абель Феррара; «Вторжение» (Invasion) от 2007 года и поставлен по роману Джека Финни «Похитители тел» (Body Snatchers) вышедшем в 1955 году. Это один самых любимых фильмов Джо Данте, который позже задействовал Кевина МакКарти в своих фильмах: «Вой» (The Howling) 1981 года, «Сумеречная зона» (Twilight Zone: The Movie) 1983 года, и «Внутренний космос» (Innerspace) 1987 года.
Великолепная картина, повлиявшая на многие фантастические фильмы с элементами ужасов, в которых затрагивается тема внедрение инородного разума и организма в тело человека и его манипулированием.
Единственное смущает то, что «Кукловоды» (The Puppet Masters) Робертом Хайнланом были написаны в 1951 году…
Роман Похитители телДжека Финнея был опубликован в 1955 году, и уже через год был экранизирован Доном Сигелом (тема лишенных эмоций дубликатов людей оказалась настолько популярной, что в течении последующих 50 лет последовало еще три версии этой истории). После выхода, фильм был хорошо встречен критиками и зрителями, стал культовым и оказал огромное влияние на развитие фантастики…
Но все это было тогда. Казалось бы, сейчас, в век современных технологий, когда бюджеты фильмов сравнимы с бюджетами небольших стран и мы видели уже все возможные сюжеты и их вариации на любой лад, данное кино может показаться интересным лишь с исторической точки зрения – ибо бюджет 380 000 долларов, из которых на спецэффекты ушло всего 15 000 по нынешним меркам выглядят просто смехотворно, да и подобной историей современного зрителя не удивишь.
Но поверьте, кино полностью оправдывает свою репутацию, начав смотреть его, уже невозможно оторваться от просмотра. Хоть фильм и построен в виде одного флэшбека, рассказываемого главным героем психиатрам, не верящим ни одному его слову, и мы знаем, что в конце концов герою удастся каким-то образом вырваться из города, следить за развитием сюжета крайне интересно.
Во-первых, сценарий фильма весьма хорош – он неторопливо запрягает, но затем наращивает обороты, а финальная треть представляет собой практически непрерывную погоню, когда главные герои изо всех сил пытаются выбраться из города, преследуемые всеми остальными жителями города. Есть и достаточно страшные моменты, когда оставленный на две минуты без присмотра персонаж уже оказывается не тем, кем был раньше, есть и знаменитая финальная сцена, когда сходящий с ума герой ломает четвертую стену и обращается к зрителям с криком “Они уже здесь! Вы следующие!”.
Во-вторых, преступным было бы не упомянуть про исполнителей двух главных ролей - Кевина МакКарти и Дану Уинтер. Они обычные люди, жители маленького городка который ничем не выделяется среди других, и который пришельцы избрали начальным пунктом своего вторжения. Они не могут спасти мир, они могут лишь попытаться предупредить его о грозящей опасности, пока еще не стало слишком поздно. Актеры сыграли просто отлично, их любви веришь, их героям сопереживаешь и желаешь им выбраться из этой переделки.
В-третьих, кино еще и интересно воспринимать с точки зрения того времени когда оно вышло – в США только-только пошла на спад антикоммунистическая истерия (т. н. Маккартизм), потому многие зрители сразу же увидели в этом фильме достаточно очевидные политические аллюзии. Кто-то говорил, что фильм о коммунистической опасности и тоталитаризме, другие – что он наоборот об опасности Маккартизма, режиссер же и исполнитель главной роли всегда утверждали что снимали простой триллер, без всякого “двойного дна”.
Стоит отметить, что первоначально фильм предполагалось закончить на более мрачной ноте. Но студия решила не рисковать, и приказала режиссеру добавить в фильм пролог и эпилог, построив его в форме флэшбека. Кроме того, в фильм был добавлен закадровый голос (знакомая история, не правда ли?). Однако даже в таком варианте, концовка оставляет за зрителем право выбирать, как все же завершилась данная история.
Итого: Захватывающий научно-фантастический триллер, одна из вех жанра. Могут пройти десятилетия, спецэффекты безнадежно устареть, кино стать трехмерным – но сама рассказанная история, персонажи, актерская игра – никогда не устареют. Такие фильмы принято называть классикой, и Вторжению похитителей тел именно ей и является, причем в ее самом лучшем проявлении.
Однажды, врач из маленького американского городка начинает замечать, что люди вокруг него начинают вести себя странно - они стали безэмоциональными, хладнокровными. Опасения подтверждаются в тот момент, когда герой находит в своём дворе странное растение, в котором начинает расти что то, что с точностью копирует человека. Спустя какое то время, герой понимает - начинается инопланетное вторжение.
Что понравилось, так это то, что кино, не имея при себе каких либо экшн-сцен, играет на напряжении и чувства неизвестности, которые растут с каждой минутой. Всё начинается вроде бы довольно просто и обыденно, но постепенно мы, как и герой, начинаем замечать странное поведение людей вокруг него. Страх нарастает с каждой минутой, а вскоре и вовсе начинается игра на выживание, и тут ты начинаешь искреннее переживать за героя - сумеет ли он спастись из осаждённого неизвестными существами городка?
Что ещё понравилось, так это то, как нам показали этих самых пришельцев. Здесь нет кожеголовых гуманоидов с большими пальцами, здесь нет никаких щупалец и космических кораблей. Есть только растения, откуда инопланетные существа воруют человеческий разум, и превращая их в себе подобных. Ещё вчера радостный человек сегодня станет безэмоциональным существом. И что самое страшное то, что на этом существа не останавливаются - герой с ужасом наблюдает за тем, как жители развозят эти растения в другие города, заражая своих родственников и знакомых. Несомненно, в такие моменты становится довольно жутко, потому за считанные часы Земля может стать планетой, населённой бездушными существами, которыми проще всего управлять извне. И само по себе наблюдать за тем, как дети, как любящий тебя человек превращается в машину.
Фильм мрачен, этим и привлекает. К тому же история, рассказанная в фильме, может стать отправной точкой в дальнейшем существовании планеты, ведь финал сей истории открыт, и оставляет после себя вопрос: что будет дальше? Победит ли человек бездушных существ, или они возьмут вверх? Увы, ответы мы не знаем, но мы можем надеется на лучшее. Собственно говоря, такой финал подходит фильму больше всего.
То, что кино входит в 10-ку лучших фантастических фильмов вполне заслуженно. Это кино, которое не только рассказывает о катастрофе в маленьком городке, оно ещё показывает два образа человека: 'живой', и бездушная машина. Кто возьмёт вверх в нашей реальности, ведь проблема эта актуальна и до сих пор. А может, вторжение и правда уже произошло, а мы этого не замечаем?
Представьте мир, в котором нет войн, убийств, насилия, где все живут в гармонии и благополучии. Идеальная утопия, привлекательная с одной стороны и пугающая до дрожи с другой. Но именно такой могла стать наша планета в картине Дона Сигела.
1956 год. Где-то в Америке. Небольшой городок. Всё идет своим чередом. Однако то там, то здесь люди начинают воспринимать своих близких, как чужих, постоянно повторяя, что при идеальном внешнем сходстве это абсолютно другие люди. Но что еще более странно – спустя несколько дней о данной проблеме никто не вспоминает, а жители начинают вести себя, словно один больший единый организм…
В год выхода на экраны многие критики и зрители незамедлительно рассмотрели завуалированный подтекст, где под инопланетным вторжением подразумевалась красная угроза. Единая система (читай, партия). Подавление любых эмоций, свобод, отсутствие выбора, неуклонное подчинение, фанатичная преданность системе и полное потеря человеческой индивидуальности. Именно здесь все страхи капиталистического запада нашли свое воплощение, продемонстрировав, что через фантастику можно рассуждать о современных проблемах.
Конечно, в двадцать первом веке о подобном контексте мало кто вспомнит, а он сам – лишь малая составляющая фильма. Потратив всего лишь три процента бюджета на спецэффекты, Дон Сигел сделал единственно правильный выбор, полностью сфокусировавшись на истории, персонажах, атмосфере и саспенсе.
Майлс Беннелл (Кевин МакКарти) – это герой, которому хочется подражать и сопереживать. Он не идиот, по поводу которых мы сокрушаемся во множестве современных блокбастеров, но и не гений, решающий любую проблему по щелчку пальцев. Он – обычный человек, который, прежде чем принять решение, сначала проанализирует и обдумает ситуацию. Режиссер умело играет со зрителем через своего главного героя, оставляя нас в неведении происходящего ровно настолько, насколько знает об этом Майлс. Остальные герои ведут себя на удивление разумно, каждый раз стараясь либо избежать неприятностей, либо обойти их логичным путем. А уж экранная пара из Беннелла и Беки Дрисколл (Дана Винтер) вышла практически идеальной: то, что мы называем экранной химией, здесь бурлит и фонтанирует обильными потоками.
Выстроив картину, как один большой флэшбек, режиссер медленно нагнетает атмосферу надвигающегося апокалипсиса. И чем ближе финал, тем всё более расплывчатой становится концовка: смогут ли люди остановить катастрофу, или наши дни уже сочтены? Дон Сигел хотел закончить фильм сценой на шоссе с почти обезумевшим Майлсом. Даже в наше время подобный финал сочли бы слишком мрачным, поэтому не удивительно, что студия захотела хэппи-энда. Однако и здесь режиссеру удалось оставить сомнения в сердцах зрителей: а не слишком ли поздно принимать ответные меры, может быть, заражению подверглись другие города?
В середине прошлого столетия в кинематографе инопланетяне и гигантские монстры атаковали нашу планету еще чаще, чем сейчас беснуются герои комиксов, но «Вторжение похитителей тел» перенесло явную и очевидную угрозу на более опасную территорию, где враг не виден и скрытен. Страх вторжения изнутри до сих пор с успехом эксплуатируется в кинематографе: намного страшнее любых монстров осознание факта, что плохим парнем может оказаться любой из ваших близких и друзей, да и сам ты можешь завтра проснуться совсем другим.
За полувековую историю, спустя несколько прямых и множество косвенных римейков, оригинальное «Вторжение похитителей тел» ничуть не утратило своего шарма. Кино по-прежнему смотрится на одном дыхании, лишний раз подтверждая, что для отличного фантастического фильма вовсе необязательны масштабные спецэффекты, а нужно всего лишь хороший сценарий, обаятельные герои и не отпускающая ни на минуту атмосфера.