К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В этой истории еще проще - богохульство. Традиционно произведения о големе (в самом широком понимании - то есть об искусственном человеке) несут следующую мораль: люди, не замайте. Создавать людей - дело Бога (или матерей, как говорится в 'Собачьем сердце'), и ничего хорошего из этого у ученых не выйдет.

Во-первых, как знать, а во-вторых, авторы подобных творений почему-то всегда бросают свежесозданных големов на произвол судьбы. Ведь на самом деле Чудовище в исполнении могучего Карлоффа получилось добрым и трогательным. Если бы этот трусливый барон Генри взялся за его воспитание, как тот приятный слепой старичок - не стал бы Монстр убивать людей. Когда на тебя с дубьем - поневоле станешь защищаться. А так он чувствительный, и даже музыку любит, бедняга.

Фильм, конечно, хорош. Пролог с разговором Байрона с авторессой, миссис Шелли, ненавязчиво объясняет предысторию. Спецэффекты - а это тридцать пятый год! - исполнены столь тщательно, что в некоторых местах кажутся едва ли не компьютерной графикой. Единственная затянутость в истории - постоянное мелькание в кадре придурковатой старушки Милли, вносящей элемент дешевой комедии в эту печальную повесть.

Бедный Монстр - его все ненавидят, а ему очень нужна доброта и ласка. Получив их от слепого музыканта, детище Франкенштейна немного оправилось и даже научилось говорить. Вот бы его создателю так - сказать всего лишь пару ласковых слов, погладить по голове... но нет. Что он, что безумный алхимик - не думают о личности Монстра. Генри интересна только его жена, эффектному старцу - только жестокие победы над природой. Ни секунды не задумавшись над тем, зачем это вообще надо, эти доморощенные гении создают следующую несчастную - Монстрицу. Следуя викторианскому шовинизму, они предназначили ее в жены Монстру, не спросив ее саму. Естественно, даме не захотелось быть женой страшилища (хотя, узнай она его получше, она оценила бы, возможно, его душу), и беднягу Чудище это добивает.

Но даже в отчаянии Монстр проявляет истинное великодушие... и как он плачет, нажимая роковой рычаг.

Конечно, с высоты XXI века смешно видеть, как ученые быстро и без проблем создают для Монстра-дамы (ах, красотка Эльза) мозг, ага, плевое дело, и долго страдают над тем, что нет подходящего сердца - этого, по сравнению с мозгом, примитивного мускульного насоса. Ну что ж, наука с тех пор шагнула вперед, хотя искусственных людей создавать пока еще не научилась.

И хотя прямо в фильме этого не сказано... но кажется, что его нравственный посыл не столь категоричен. Не то зло, что человек бросает вызов природе, а то, что он отказывается от ответственности за тех, кого породил.

8 из 10

18 февраля 2009 | 01:02
  • тип рецензии:

'Не хотела бы я найти его ночью под кроватью. Он и при свете-то чудовище'

Спустя 76 лет (!) после своего выхода на широкие экраны, картина 'Невеста Франкенштейна' способна вызвать лишь искреннюю улыбку и умиление. Напугать фильм Джеймса Уэйла уже вряд ли кого-то в состоянии. Все в нем выглядит таким наивным и забавным - игрушечный замок, каменные глыбы из папье-маше, нарисованные пейзажи. Все это так непривычно придирчивому глазу современного зрителя. Но у ленты Уэйла есть особая магия, которая привязывает тебя к экрану и до конца сего действа не дает оторваться.

Актеры работают очень наигранно. Поначалу это очень режет глаз и слух, но уже спустя несколько минут к этой досадной мелочи быстро привыкаешь. Что ж. Таковы были каноны киноиндустрии в далеком 1935 г. Из всех персонажей мне больше всего полюбилась Минни в исполнении неподражаемой Уны О`Коннор. Невозможно сдержать улыбку при ее появлении на горящей мельнице. Даже если бы она весь фильм молчала, то уже за ее забавную мимику она достойна наивысшей оценки. Персонаж О`Коннор - говорливая служанка Франкенштейна. Она только и занимается тем, что собирает сплетни и разносит их по округе. Без ее острых шуточек 'Невеста Франкенштейна' во многом утратила бы свой колорит.

В роли Чудовища - гениальный Борис Карлофф. В гриме он действительно жутковато выглядит. Весь фильм Чудовище тянется к людям, а они его отвергают. К сожалению, никто не учил его хорошим манерам. Поэтому, ему неведома жалость, сострадание. Именно поэтому он стал для окружающих Чудовищем. Эпизод, где Монстр встречается со слепым отшельником - самый эмоционально напряженный в фильме. Эта часть фильма трогает до слез, до глубины души. Мало какой фильм сейчас способен на это. А вот сама Невеста Чудовища мне не приглянулась - уж слишком она привлекательна для создания, состоящего из мозаики трупов ближайшего морга.

Спецэффекты в картине Уэйла действительно впечатляют. Меня больше всего поразили миниатюрные творения доктора Преториуса - до сих пор ломаю голову, как можно было это снять в середине 30-х годов. Очень современно и реалистично выглядит и лаборатория Франкештейна и Преториуса, в которой создавалась подруга Чудовища. 'Невеста Франкенштейна' однозначно рекомендуется к просмотру, но для этого необходимо подобрать соответствующее настроение, соответствующий антураж. Советую дождаться ближайшей грозовой ночи и тогда этот фильм заворожит Вас также, как и меня.

10 из 10

15 августа 2011 | 03:36
  • тип рецензии:

Невольно перефразируя свою рецензию на ранний эпизод сего режиссёра о появлении чудища, созданного Франкенштейном, предположу, что и ныне во время выкрика героя Колина Клайва «Она жива!» - уже все будущие женские монстры пробудились на этом свете, ожидая в дальнейшем своё законное существование.

Это замечательное кино по сюжету выстраивается следом за родоначальником, двигаясь там, где зритель прервал свой взор. Однако я бы разделил фильм на два сегмента по своей сути разных друг от друга. Пролог вообще несерьёзен, он демонстрирует известную троицу реальных людей искусства (лорд Байрон, Перси Биши Шелли и Мэри Уолстонкрафт Шелли) и их беседу на тему пока ещё неопубликованной книги о Монстре, где писательница начинает рассказывать, что же произошло после пожара на мельнице. Далее зритель наблюдает её историю в виде кино, причём до середины со множественными комедийными вставками, будь то забавные персонажи или полноценные сцены юмора с уменьшенными человечками учёного. А вот с середины начинается всецело интригующее и даже драматичное! Монстр Франкенштейна ныне обретёт глубину, отсеки своей души и интересные поступки; он научится говорить, а главное – мыслить! Борис Карлофф в шкуре своего неоднозначного героя изобразит гамму чувств. Финал с ним, его прощальная мудрая и твёрдая обдуманная категоричная фраза о том, кто поистине жив, а кто нет, с ползущей слезой на бледной щеке – становится незабываемым ответом на проблематику всей истории, удачно выданной из уст Монстра.

Ещё возвращаясь к юмору, он получился курьезным и с горчинкой драмы; до чего забавно наблюдать, что только стоило Монстру Франкенштейна «выйти в народ», так его сразу же научили… пить и курить! Да, ещё провели тождество меж понятием одобрительного слова «хорошо» и двух действий с курением сигар и питьём вина. А он оказался учеником способным, вкусившим две названные прелести, потребовав и третью – женщину. Драматизм нахлёстывает тут же, не давая зрителю опомниться и расслабиться, переходя к очевидной невозможности Монстра к полноценной жизни при столкновении его с обществом. Сия режиссёрская находка будет пронизывать весь фильм, приводя к неутешительному ответу, терзая наивные зрительские переживания (чудище, в самом деле, очеловеченное вышло) в демонстрациях разрушенных заветных мечтаний. Выходит в итоге за проблематику кино можно только похвалить; оно наполненное смыслом сполна за счёт дикого снаружи, но ранимого внутри персонажа отличного актёра Бориса Карлоффа.

Касаясь иных актёров в съёмочной группе киноленты, то многие остались из первой части, но неких заменили. Особенно бросается в глаза невеста Генри Франкенштейна, отчего-то не просто в перемене человека, но и цвета волос: из блондинки в брюнетку. Декорации возросли над собой, визуальный ряд прекрасен, дотошность в деталях великолепна при взгляде на лабораторию учёных. Операторские старания на мастеровитом уровне, они достойны и нынешних дней, если сослаться на резкие клиповые нарезки для усиления тяжести переживаний во время эксперимента в апогеи финала с оживлением Невесты Франкенштейна, чьей образ, кстати сказать, удался на славу в своей хищнической колкой женской красоте.

Подводя итог, замечу, что данная кинокартина целое продуманное зрелищное полотно, от начала и до окончания вызывающее полноценный интерес за счёт вывернутого наружу эпицентра своей драматичной проблематики, не только о том – можно ли человеку быть Богом, а скорее – на что он (человек, возомнивший себя божеством) обрекает своё детище, кое способно выдать лишь плачевный грустный ответ.

Следовательно, этот фильм не просто прелестная классика, но и достойный смысловой подтекст всем гордым в амбициях учёным, копающимся в загадке о Жизни сухими бездушными инструментами.

10 из 10

08 февраля 2012 | 22:19
  • тип рецензии:

Она жива! Жива-а-а-а…

(примерно 69-ая минута фильма)

Невеста Франкенштейна

1935 год был довольно насыщенным. Наши выпустили “Нового Гулливера”. Легендарный Альфред Хичкок представил “39 ступеней”. Братья Маркс рассмешили всех “Вечером в опере”. Кертиц отгрохал “Одиссею капитана Блада”. Да и ужастики дали о себе знать, первый полнометражный фильм про оборотней – “Лондонский оборотень”. Плюс “Знак вампира” от культового Браунинга (после скандальных Уродцев).

И чумовой сиквел 'Франкенштейна', конечно же. Положа руку на сердце, кино у Уэйла (все-таки классно, что снимал режиссер оригинала) получилось просто ненормальное (в хорошем смысле). Он начинает с пролога, где показывает саму Мэри Шелли. Это нереально круто. Дальше Уэйл продолжает концовку первой части.

Монстр выбирается из-под развалин мельницы и начинает крошить всех подряд. Толпа орет, носится туда-сюда. Особенно Уна О’Коннор удалась (она уже играла в картинах Уэйла)! Визжит (засовывает свой нос во все дыры) так, что киноманы начинают строчить отрицательные рецензии, а-ха-ха. Без паники!

Режиссер возвращает Дуайта Фрая, дает ему примерно такую же роль, что и в первой части. Там он помогал Клайву и здесь помогает, а-ха-ха. Кстати, Клайв сломал ведь ногу в те времена, поэтому частенько отсиживался в кресле, но играет мужик (все еще) чертовски здорово.

Уэйлу – мало, задумал перепрыгнуть оригинал. Новый антагонист завораживает. Доктор Приториус – повелитель маленьких человечков. Зачем он его вообще придумал? Больше психов, больше! Борис? Борис курит сигары и распивает алкогольные напитки. Монстр явно распоясался, а-ха-ха.

А в качестве апофеоза безумия Уэйла – сама невеста! Эльза (с зубодробительной шевелюрой) шипит на тебя с экрана. Ох, режиссер точно сошел с ума. И только когда заиграла скрипка, стало очень тепло на душе. Если в первой части разорвал момент с девочкой, то здесь со слепым стариком.

Многим это кино не понравится. Помимо сцен с алкоголем и курением, монстр у нас разговаривает. Даже Борис был против такого расклада. Вы должны понять одну вещь. Есть хорошие режиссеры, а есть гениальные. Хороший режиссер снимет хорошо, как прилежный ученик. Гениальный – рискнет! Уэйл из вторых.

Я в поросячьем восторге, хотя оригинальный фильм симпатизирует больше.

P.S.

Эльза сыграла не только невесту, но и Шелли. Интересная актриса…

8,5 из 10

02 ноября 2018 | 17:06
  • тип рецензии:

После феноменального успеха первого фильма о Франкенштейне и его монстре прошло 4 года, но его популярность была ещё очень велика. Зрители поддержали Виктора Франкенштейна всемогущим долларом. Чудовище Франкенштейна стало одним из самых знаковых в мировом кинематографе, поэтому не удивительно, что в 1935 году на экраны вышло продолжение «Невеста Франкенштейна» название которого обещало дать общественности ещё одного сшитого из кусков тел монстра.

Пролог от лица Мери Шэлли и её компаньонов, мужа Перси Шелли и лорда Байрона, отсылает в воспоминаниях, разумеется, к первой части, где учтиво приближал о высоком цензорном рейтинге Карл Лэммле-младший. Это с первых же минут роднит оригинал и сиквел, но и настораживает, закладывает малоприятную мысль, что в «Невесте Франкенштейна» будет слишком много эксплуатации оригинальных идей, сцен и персонажей. Это действительно так: пролог, финальная сцена, оживление невесты в замке и многое-многое другое. Слишком много, даже для сиквела.

Несмотря на это, самые главные вопросы и положительные моменты «Франкенштейна» не только сохранились, но и получили логическое развитие. Людские желания и чаяния ведь никогда не менялись и не изменятся. Виктор Франкенштейн хоть и отказался от желания стать творцом жизни и приравняться к создателю, но сделал это по большей части из-за страха перед полученным результатом. В то же время на арене появляется не менее безумный доктор Преториус, грезящий оживлением человеческой плоти. Два ученых только на первый взгляд выглядят различными, на самом-то деле они являются зеркальными отражениями друг друга. Их методы хоть и разные, но цель и содержание совпадают. Так мини-люди – одна из самых запоминающихся и красочных сцен, в которой на первый план выходит отрицание общечеловеческим моралей, неприятие любых границ. На самом же деле, Франкенштейн видит в образе доктора Преториуса самого себя в прошлом и осознает, чем все это может закончиться. Но в силу обстоятельств не может отказаться от предложения создать новое чудовище и берется за эту грязную работу.

- За новый мир богов и монстров!

Сам монстр Франкенштейна не просто выжил, он выбрался из остатков горящей мельницы и, подгоняемый людской злобой и неприятием, пытался просто найти то место, где его оставят в покое, не будут преследовать. Необходимости в переработке этого персонажа не было, и в «Невесте Франкенштейна» чудовище продолжило свой кошмарный путь, усеянный смертями случайных жителей американской глубинки. Зрителю же предлагается наблюдать за дальнейшим развитием создания Франкенштейна, его внутренним содержанием и взаимодействием с окружающим миром. За внешней омертвевшей оболочкой, за повадками серийного убийцы, двигаемого животными инстинктами, содержится не такой уж и отвратительный монстр, чуткий, но не сдержанный. Это наблюдается в самой трогательной и душевной сцене со слепцом, который в силу этого дефекта не замечает зарницы между чудовищем и человеком. Карлофф ловко манипулирует зрительскими симпатиями на экране и представляет монстра-убийцу как доброго друга, не чурающегося вина или музыки. По сути своей, Борис создает этакий образ мученика, гонимого преследователями из-за своих особенностей. Союз слепого человека и ожившего трупа их взаимопонимание, отношения и дружба становятся разительным контрастом с поведением толпы, которая только и стремится, чтобы привязать создание к кресту и побить камнями. И когда эта дружба распадается, по причине извне, наступает крах только обретенного спокойствия и террор вновь накрывает город.

Титульная невеста, как оказывается, на фоне её жениха оказывается незначительной фигурой и запоминается исключительно своей прической. К тому же, в те несколько минут, которые ёй отведены в хронометраже, выпадают на самый финал картины, где события динамичны и затмевают её появление. Но все равно заметно, что в ее образе гораздо больше от трупа, от зомби, чем в уже очеловеченном персонаже чудовища Франкенштейна. И все эти возвращенные к жизни создания, словно как инородное тело на этой земле, возвращаются в прах в горящей башне, словно бы отдавая дань природе и извиняясь за эту ошибку.

23 мая 2013 | 11:20
  • тип рецензии:

'Невеста Франкенштейна' оказалась менее удачным фильмом, чем оригинал. Хоть и не совсем провалом...

Фильм начинается равно изобретательным и нелепым прологом, где Байрон и супруги Шелли обсуждают роман Мэри, причем бестрепетно выдают сюжет фильма 1931 года за книжный. Мэри Шелли обещает рассказать, чем же закончилась история после пожара на мельнице... (стоит отметить, что в фильме действие разворачивается явно в начале XX века, и позже злодеи даже разорят могилу с датой '1899', но кого волнуют эти мелочи) Монстр не погиб в огне - провалившись под пол мельницы в воду, он выбрался и, ещё раз напугав местных крестьян и многих ненароком переубивав, спасся в лесу. Там он наткнулся на домик слепого отшельника, очаровавшего его игрой на скрипке. Наивный монстр становится другом одинокому скрипачу, который кормит его, выхаживает и учит говорить. Тем временем болеющего после падения и нервных потрясений Франкештейна навещает доктор Преториус, его коллега по неортодоксальным исследованиям и комплексу Бога. Преториусу необходима помощь достигшего большего успеха Генрри. Тот отказывается, не желая больше иметь ничего общего с такими богохульными занятиями, но Преториус, то запугивая, то дразня его научное любопытство, вырывает у Франкештейна нерешительное согласие... Тем временем монстра находят, и он снова бежит (теперь - познав ценность понятия 'друг') и скрывается на кладбище. Там как раз собирает материал для совместного проекта доктор Преториус, и он с радостью предлагает стать монстру новым другом...

Джеймс Уэйл явно не растерял режиссёрских навыков, проявленных им во 'Франкенштейне', но сиквел весьма страдает он недостатка цельности. Допускаю, что за это в большей степени несут ответственность продюсеры, плоховато понимавшие, что нельзя угодить всем... Тринадцать лет спустя прославленная серия завершится таким специфическим финалом как 'Эббот и Костелло встречают Франкенштейна', и сама возможность этого финала заложена именно в 'Невесте Франкенштейна'. В первой своей половине фильм преимущественно гротесковая комедия (и я не уверен, что очень смешная). Комическая старуха, которая отлично смотрелась бы в одной сцене, появляется в каждой, бургомистр повторяет всё одну и ту же шутку, а уж сцена с экспериментами Преториуса... Очевидно, целью было поразить зрителя искусством монтажа, и оно поражает, - но эта вопиюще неуместная сцена убивает атмосферу фильма полностью, и только к финалу та кое-как восстаёт из пепла. В фильме нашлось место даже столь популярной в фильмах тридцатых пропаганде курения!.. При том, что финальные сцены, создание Невесты, лучшие монологи Преториуса исполнены той же мрачной эстетики и пост-романтического пафоса, что и первая часть, в целом 'Невеста Франкенштейна', прямо как герой киносерии, явно сшита из кусков и потому не может быть вполне привлекательной.

Несомненная (и огромная!) удача фильма - образ Преториуса, великолепного безумца и имморалиста, чего-то среднего между учёным и магом. Работа Эрнеста Тесинджера над образом и самая его внешность производят сильнейшее впечатление. Стоит отметить, что образ Франкештейна в массовой культуре в дальнейшем находится в большей степени под влиянием Тессинджера, чем Колина Клайва, исполнившего, собственно, эту роль. Кстати, Франкештейн в этом фильме выглядит трусливым и безответственным невротиком, причем довольно недалёким, и не вызывает никакого сочувствия, но это уж скорее зависит от сценария... Страшно не понравилась мне Валери Хобсон, новая исполнительница роли Элизабет, переигрывающая просто безбожно (к счастью, на экране она появляется редко). Карлофф всё ещё прекрасен, и обретение монстром речи, вопреки опасениям актёра, ему не помешало.

В целом 'Невеста Франкенштейна' - фильм со множеством интересных сцен, прекрасным антагонистом и, как все хорроры Universal тех лет, неоценимо важный для развития жанра. Но получить в полной мере удовольствие от просмотра я не смог.

22 марта 2014 | 18:44
  • тип рецензии:

Для начала ‘30-х гг прокатный успех «Франкенштейна» был ошеломительным, поэтому не удивительно, что у продюсеров зачесались руки. Продолжение не заставило себя долго ждать, и уже четыре года спустя в свет вышла «Невеста Франкенштейна». Сиквел не только продолжает сюжет оригинальной картины с момента «разъединения» (правда, слегка натянуто, но на это можно закрыть глаза), он рассказывает нам совершенно новую историю про монстра, которого породил Франкенштейн.

Во-первых, интересно, что в сиквеле монстру уделено не в пример больше внимания, нам даже пытаются немного раскрыть его личность, что с определённого угла выглядит странно, но, тем не менее, в отдельные моменты жуткое отродье становится искренне жалко – особенно тяжело смотреть на слёзы отвергнутого создания.

Во-вторых, интересно, как создатели вообще преподносят этот фильм зрителю. Дескать, сама Мэри Шелли, автор романа, рассказывает нам продолжение истории. Необычно и неожиданно. Правда, концовка получилась отчего-то в очередной раз расплывчатая (читайте: трактовать можно по-разному), но что уж поделать – раньше так кино снималось.

Сравнивать «Невесту Франкенштейна» с первым фильмом франшизы – нет смысла. Это всё такое же глубокое, пусть и в этот раз более «натянутое» в плане сюжета, кино, которое с лёгкой руки поднимает высокие темы, вроде как раскрывает тайны мироздания и в тоже время сурово высмеивает наше стремление к пониманию механизма жизни.

Вердикт. Тот же самый фильм, только теперь он в большей степени посвящён творению Франкенштейна, а не ему самому.

Классика кинематографа

29 октября 2012 | 17:48
  • тип рецензии:

Монстр созданный учёным - молодым бароном Генри Франкенштейном, не погиб как все считали. Он выжил при пожаре на мельнице, и скрылся с места её крушения. Крестьяне устроили на него охоту, а он скрываясь на кладбище, встретил однажды ночью в сыром склепе безумного профессора. Это доктор Приториус, который одержим желанием создать женщину такую же как и сам монстр. Для этого он похищает невесту Франкенштейна и шантажирует молодого коллегу помочь ему, если тот хочет вновь увидеть свою любимую живой и здоровой. Генри соглашается, и с помощью Приториуса создаёт для своего монстра женщину...

-'Она ожила! Она ожила!' (с)

После невероятного критического и коммерческого успеха 'Франкенштейна' (1931), студия 'Юнивёрсал' и лично Карл Лемли-мл. - вложились в его сиквел. Именно тогда, в середине 30-ых был открыт приём создания потенциально успешной картины. А именно -съёмка продолжения понравившегося публике фильма. Которая, как мы знаем действует и кормит Голливуд до сих пор. Конечно если кино создают лишь с желанием заработать -результат будет банален. Чаще всего - успех в кассе, но провал в критике. А бывает и так, что снимают продолжение на том же высоком уровне что и оригинал. Это как раз случай данной картины. И так, фантастический триллер 'Невеста Франкенштейна', вышедший на экраны в 1935-ом году, 4 года спустя премьеры первой картины - вполне самодостаточный фильм, несколько не паразитирующий на успехе предшественника. Только изменивший его финал. Монстр оказывается не погиб! И в продолжении за ним вновь идёт охота. Но помимо преследования беглого чудовища, в сюжет входит новая тема. А именно- создание 'монстроподобной' женщины. Которое происходит естественно не без потерь среди мирного, живого населения (преимущественно женского). Есть противостояние злого доктора Приториуса (сыгранного Эрнестом Тесинджером), и 'вставшего на путь истинный' Генри Франкенштейна (вновь сыгранного Колином Клайвом).Ну и в довершение - фильм более глубже показывает внутренний мир самого монстра, рассказывает то, почему он совершает эти жестокие убийства, он не кровожадный, просто хочет что бы его оставили в покое, ведь он не любит живых...

Сценарий писали Эдмунд Пирсон и Уильям Хёрблат. И новички справились с задачей вполне прилично. Есть минусы- непонятно зачем нам показывают лилипутов созданных Приториусом, а так же то, зачем этому самому профессору нужно помогать монстру и создавать для него женщину, 'такую же как он'. Но это можно списать на сумасшествие Приториуса, такое же как то что чуть не погубило самого Франкенштейна в первой картине. История увлекательная, яркая и вместительная. В час с небольшим нам поведали о столь многом, что на титрах задаёшься вопросом, почему так мало времени уделили самой 'невесте Франкенштейна' (имею в веду не девушку учёного, а оживлённую с помощью разрядов электричества 'монстрицу')? А вот эпизод в середине картины, о том как монстр попадает в дом слепого старика-музыканта - подлинная находка! Там он учится говорить (а заодно пить вино и курить сигары-но это уже 'побочный эффект'), любить музыку и греться у огня- мирно сидя рядом с камином и слушая рассказы друга. Этим сценаристы дают понять, что стоило отнестись к созданию доброжелательно изначально, и попробовать его обучить азам человечности, и глядишь произошедших бед удалось бы избежать. То есть в случившемся виноват не монстр оживлённый наукой, а сами люди, которые объявили на него охоту.

Режиссёр фильма -прежний. Это Джеймс Уэйл. Он снял картину на том же высоком уровне, что и оригинал. А в чём то даже ещё лучше. Так как первый 'Франкенштейн' был ещё и экспериментом в области звукового кино. А сиквел использовал уже усовершенствованные приёмы звукозаписи и создания разнообразных эффектов. Достаточно посмотреть эпизод оживления Невесты (пусть роль у неё была и не большая, но сыгравшая её Эльза Ланчестер так же как и Карлофф создола запоминающийся, впоследствии ставший классическим образ 'женщины-монстра')- приборы стоящие в адской лаборатории трещат разрядами, летят искры и валит дым. Смотрится это не в пример зрелищней чем оживление самого монстра показанное в первой картине. Оператор Джордж Месккол выбрал запоминающиеся ракурсы для съёмок важных сцен. Таких как погоня за монстром по лесу, беседа его со старым профессором в сыром склепе при свечах, создание Невесты и финальный взрыв лаборатории и её обрушение. Картинка мрачная и тёмная. Разумееться сразу можно понять что это фильм родом из 30-ых. По игре актёров, по постановки камеры, по самой 'проверенной временем' плёнке. Но для своей эпохе 'Невеста Франкенштейна' Джеймса Уэйла - захватывающее, во многом новое и необычное кино, снятое на высочайшем уровне. Один только грим бесподобного Бориса Карлоффа (вновь вернувшегося к прославившей его роли)-чего стоит! Не уверен что в те времена в Советском Союзе могли бы создать нечто подобное. На ум сразу приходит фильм-сказка Александра Птушко -'Новый Гулливер', снятая в том же 1935-ом году, и считавшаяся вершиной трюкового и комбинированного советского кино. Но там все лилипуты были кукольные, и не гармонировали с живым мальчиком игравшим 'пионера-Гулливера'.В то время, как маленькие человечки живущие в колбах доктора Приториуса -настоящие люди, уменьшенные с помощью кино-трюков и различных манипуляций с камерой и плёнкой. Что и говорить -Голливуд он всегда был Голливуд, и выпущенные под его эгидой картины - отмечены пудовой печатью качества. Может работай над картиной великий режиссёр калибра того же нашего Эйзенштейна, он снял бы более вдумчивое и глубокое кино, по драматизму на голову выше получившегося у Уэйла. Но создать такие же визуальные эффекты было под силу лишь чародеям из 'Юнивёрсал'. И это неоспоримо...

Музыка композитора Франца Вайсмана подходит картине, и достойно обрамляет картинку, становясь важнейшим звеном в создании саспенс-эффекта. Достаточно вспомнить сцену из начала картины, когда на поверхность, сквозь обломки вылазит герой Карлоффа, а стоящая у провала женщина думает, что это карабкается упавший в яму её муж и протягивает рычащему монстру руку. И подобных сцен в фильме будет не мало. Так что, в определённом смысле 'Невеста Франкенштейна' всё еще, несмотря на свой 'пожилой' возраст способна пощекотать нервы публике (преимущественно -детской) и смотреться как триллер...

Плюс, порадует своим появлением и частично превратит этот мрачный фильм в комедию - актриса Уна О, Коннор. Тут она как и в предыдущих хоррорах предстала в образе вопящий по поводу и без, ворчливой старухи. Поэтому ставлю картине 1935-ого года высокую оценку, и надеюсь моя рецензия сподвигнет вас на просмотр этой классической 'страшилки'.

8 из 10

23 июля 2013 | 20:40
  • тип рецензии:

Необходимость по расширению вселенной была неизбежна. Но что сделать авторам, после слабого принятия «Человека-невидимки», нежели «Дракулы» или «Франкенштейна»? Правильно! Дать больше ужасающего безумия учёному Генри (Виктору) Франкенштейну, поднять философские вопросы чудовища и поиск родной души. Повесть Мэри Шелли не имеет продолжения, поэтому режиссёр Джеймс Уэйл весьма умело вводит писательницу в ход сюжета, чтобы она сама рассказала о том, что было после пожара (дабы также не нарушить авторские права писательницы).

Сюжет мрачно берёт начало с финала оригинала. Обеспокоенные граждане, разруха от огня, обломки здания, безумные всхлипывания. Для более ужасающего эффекта картина добавляет смерть невинных людей. Но сама постановка и приближение к невесте ещё даже не веют со стороны. Осознание содеянного у Генри Франкенштейна перемешивается с начальными планами, с верой в светлое будущее, которое мы уже знаем. События до создания монстра вызывают новые чувства у доктора. В целом, этот аспект своих действий вполне в духе того, что сотворил герой.

Для развития сюжета и раскрытия монстра сюжет вводит нового безумного учёного, в то время как скитания где-то в лесах чудовища выглядят всё скучнее и скучнее. Новый безумный учёный – Доктор Преториус – это такой повторный ход, который превосходит Генри в самых невероятных планах на сотворение жизни. Манипуляция, увлечение и желание не только достичь результата Франкенштейна, но и переплюнуть его, показать, что против природы восстали на «ученик» и его «учитель», а коллеги и напарники.

Мания величия, демонстрация максимально странных существ в банках, только для того, чтобы показать рвение к оживлению в глазах Преториуса. Пока сюжет сводит двух учёных на одной стезе, картина развивает монстра. Постоянные крики, испуг и ужасающий страх преследует всех людей, повстречавших на своём пути чудовище, но как быть ему. Встреча со слепым музыкантом, который показывает, что такое дружба, какого это быть в компании близкого человека. Безупречный ход режиссёра, особенно тогда, когда картина начинает монотонно отталкивать от себя – познание верности и нужды в другом живом существе.

Отсюда и прямая дорога к смыслу всего фильма. Неурядицы и шантаж позволяют найти невесту одинокому монстру, чтобы опасно продемонстрировать союз двух учёных и разрешить моральные, душевные проблемы чудовища. Лента вводит больше жизненных вопросов, демонстрирует проблемы одиночества и страх перед теми, кто приходит от тебя в ужас. Эффектная невеста хоть и почтила нас своим присутствием в кульминации, но она также показывает своё отношение к чудовищу, чем завершает повествование на драматической ноте.

Как фильм именно про ужасающих монстров «Невеста Франкенштейна» вышла слабоватой, но что касается судьбы одинокого существа, то тут победа по всем фронтам. Страшная и глубокая история, корни которой проросли от безумия ученых. В рамках вселенной монстров этот четвёртый фильм уже пошёл на расширение, только не вперёд, а в бок, добавив становлению Франкенштейна ветку генеалогического древа.

05 июня 2022 | 01:25
  • тип рецензии:

'Мы принадлежим мёртвым!'

Однажды, сидя в огромном роскошном зале, лорд Байрон восхищается написанным Мэри романом о чудовище Франкенштейне, и после многочисленных похвал она соглашается продолжить историю о чудовище, которому чудом удалось спастись в разрушенной мельнице и сбежать из маленького городка. Тем временем, старый доктор Преториус наведывается к Генри Франкенштейну, и просит того помочь в воссоздании нового человека, который в итоге должен стать подругой для ненавистного всеми существа...

Удивительный случай, когда продолжение превосходит оригинал по многим параметрам. 'Невеста...' не сколько классический фильм ужасов, сколько глубокая и драматичная история об одиночестве и грани между жизнь и смертью. Если в первой части авторы делали акцент на самом докторе, то тут фильм на 90 процентов посвящён самому чудовищу, раскрывая его образ в несколько ином ключе. И этот подход был очень правильным.

Чудовище, которое против собственной воли обрекли на бесцельное существование на земле, и в силу своего уродства и беспринципной ненависти со стороны жителей городка вынужден постоянно прятаться неожиданно для себя находит слепого старика - единственного человека, который относился к чудищу, как человеку, называя его другом, ухаживая за ним и обучая его небольшим премудростям жизни (сцена с 'Курить - это хорошо!' - может вызвать улыбку). Но слепец он и в Африке слепец, однако он сумел раскрыть в чудище его человеческую сторону, напомнив ему о самом важной моральной потребности - потребности в дружбе. И ведомый целью найти себе любовь, чудище отправляется к своему создателю. Но, к сожалению, авторы жестоким образом обрывают мечты персонажа, вернув его в жестокую реальность.

Сцена с оживлением подруги - самая лучшая и одна из самых цитируемых сцен в истории кино. Эта сцена не сколько богата интересом, сколько жестоким образом возвращает зрителя в жестокую реальность, где мёртвые не могут любить - они всего лишь мёртвые. До этого момента, мы словно находились в чудесном мире - мире, где любовь и дружба способны преодолеть многие преграды, но увы - реальность жестока, и среди смерти нет места ни любви, ни дружбы. В этом вся драма, в этом весь смысл.

Имея при себе грамотно построенный сценарий, выше описанные строки и небольшой хронометраж, кино обрывается на жёсткой и драматичной ноте. Мёртвые должны быть мертвы, живые - быть живые. И существо, которое только только почувствовало себя живым вынуждено было понять всё. Это очень грустно. Это великолепно.

10 из 10

09 мая 2014 | 23:07
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: