К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

9-е февраля 1931-го года стало знаковым для развития кинокомпании 'Universal Studios' (позднее - 'Universal Pictures'), которая и по сей день считается старейшей из крупнейших голливудской студией. Дело в том, что именно в этот день прошла премьера фильма ужасов 'Дракула', основанного на одноимённом классическом произведении Брэма Стокера. И в нём будущий жанровый актёр Бела Лугоши создал канонический образ аристократического графа-вампира, ставшего образцово-показательным для всех будущих воплощений Дракулы. Успех этого фильма и восторженный зрительский приём привели к тому, что на 'Universal Studios' сосредоточились на создании фильмов ужасов. Этот конвейер получил название 'Монстры Universal', а саму студию стали шутливо прозвали 'Домом ужасов'. И по разным данным в классическую серию фильмов ужасов студии Universal в период с 1931-го по 1956-ой года входит более тридцати кинокартин с различными вариациями жанра ужасов. И вторым фильмом после 'Дракулы' стала экранизация другого классического произведения - 'Франкенштейн, или Современный Прометей' Мэри Шелли - вышедший в том же 1931-ом году.

За постановку 'Франкенштейна' отвечал Джеймс Уэйл, который впоследствии будет признан одним из классиков жанра, многое сделав для его формирования. А ещё 'Франкенштейн' подарил миру новый канонический образ - благодаря уникальной работе гримёра Джека Пирса появился монстр в исполнении Бориса Карлоффа. Сам же фильм по полученным данным собрал кассу в 12 миллионов долларов при бюджете в 291 тысячу. Это стало ещё одним импульсом для продолжения линейки 'Монстры Universal'. Сам же Джеймс Уэйл в промежутках между драмами и детективами снял ещё два фильма ужасов: 'Старый страшный дом' (1932) и 'Человек-невидимка' (1933), который также вошёл в 'Монстров Universal'. А в 1935-ом году Джеймс Уэйл вернулся к 'Франкенштейну', сняв его прямой сиквел 'Невеста Франкенштейна'. Картина была хорошо приняла, заработала 2 миллиона в прокате и получила номинацию на 'Оскар' за лучший звук. В дальнейшем в 'Монстров Universal' вошли ещё пять фильмов, связанных с центральным персонажем, но Джеймс Уэйл уже не принимал участия в их создании, а зрительские оценки заметно снижались от фильма к фильму.

Как и в случае с 'Франкештейном' в его сиквеле сюжет оригинального первоисточника от Мэри Шелли был значительно переработан (в обоих случаях над сценариями работал Джон Л. Болдерстон), но мотивы для тех, кто был знаком с романом, были известны. И всё же если в произведении Мэри Шелли учёный, создавший монстра, не решается создать ещё и ему женщину, то в фильме Джеймса Уэйла одним из лейтмотивов становится как раз желание монстра заполучить себе невесту и Генри Франкенштейн (его играет Колин Клайв) под давлением 'злого гения' доктора Преториуса (Эрнест Тесиджер) всё-таки создаёт женщину. Всё это приводит к печальным последствиям и, как уже понятно, эта сюжетная линия - абсолютный оригинальный замысел авторов экранизации, не имеющий ничего общего с романом. Если же взять за разбор техническую сторону 'Невесты Франкенштейна', то по сравнению с предшественником в этом фильме уже нет такого скопления новаторских подходов к постановке. Естественно, что и внешний вид монстра Франкенштейна практически не приобрёл каких-либо изменений.

И вот это тонко прочувствовал Джеймс Уэйл. В какой-то мере основной крен режиссёр сделал на драматургию происходящего. Дело в том, что по книге Мэри Шелли монстр постепенно приобретает черты бездушного (в прямом смысле слова) и безжалостного убийцы, в чём, собственно, во многом виноват его создатель. В фильме же уже с 'Франкенштейна' зритель подсознательно начинает ощущать сочувствие к персонажу, который оказался объектом охоты людей, воспылавших к нему запредельной ненавистью. В 'Невесте Франкенштейна' Джеймс Уэйл и сценаристы пошли ещё на один шаг к 'очеловечиванию' монстра, когда он начал говорить. Борис Карлофф был против этого решения, но Уэйл всё-таки убедил актёра. Появление и доктора Преториуса в сильном исполнении Эрнеста Тесиджера как бы противопоставляется монстру, где можно выстроить аллюзию, что монстр оказывается больше человеком, а сам человек наоборот - больше монстр. Это подчёркивается заключительным отрезком фильма, где есть не только впечатляющий на момент создания картины экшн, но ещё и глубокая драматургия, которая ещё больше раскрывает нам монстра по видению Джеймса Уэйла.

В общем, у классика фильма ужасов получился ещё и знаковый фильм ужасов с элементами драмы ('Невеста Франкенштейна' была внесена в Национальный реестр фильмов). Борис Карлофф, конечно, шикарен в своём образе, а то, что ему начали придавать и человеческие черты наложило свой особый отпечаток на развитие персонажа. Прекрасно свою роль отыграла и Эльза Ланчестер, которая воплотила сразу два персонажа в фильме, - Мэри Шелли и саму Невесту. А её мимические и артикуляционные способности оставили неизгладимое впечатление и это надолго остаётся в памяти. Хорош, как говорилось, и Эрнест Тесиджер в образе 'злого гения', который как бы продолжил линейку персонажей подобного типа после 'Человека-невидимки'. Но всё же в сравнении с 'Франкенштейном' сиквел немного уступает в визуальном плане, поэтому и оценка следующая:

8 из 10

22 марта 2023 | 10:07
  • тип рецензии:

Первое полноценное продолжение получил “Франкенштейн” спустя 4х лет после своего кинодебюта. Сюжетно сиквел начинается с развязки первой части - со сцены у мельницы. Монстр выживает после пожара местных жителей, а дальнейшая судьба его создателя Генри уже не кажется такой многообещающей.

Перед просмотром я боялся, что “Невеста Франкенштейна” окажется вторичным фильмом на фоне своего предшественника, но в итоге я был удивлен, что он ничуть не хуже картины 1931 года. Он более мрачный, готический даже, а Монстр предстает еще меньшим злодеем на фоне более корыстных и безумных ученых.

История про создание нового чудовища, на этот раз женского пола, приводит к интересным последствиям и здорово закольцовывает с прологом фильма, где обыгрывается сцена с автором оригинального романа Мэри Шелли. Необычная вставка, смысл которой будет понятен далеко не сразу.

Особенно мне понравилось путешествие Монстра и попытки его обрести какой-то… покой даже, свое место в этом мире. Эпизод со слепым так и вовсе трогает до глубины души, чего я не ожидал от такого фильма.

Пока что это одно из наиболее сильных произведений из просмотренных. Советую всем к просмотру в обязательном порядке.

23 февраля 2023 | 12:25
  • тип рецензии:

Необходимость по расширению вселенной была неизбежна. Но что сделать авторам, после слабого принятия «Человека-невидимки», нежели «Дракулы» или «Франкенштейна»? Правильно! Дать больше ужасающего безумия учёному Генри (Виктору) Франкенштейну, поднять философские вопросы чудовища и поиск родной души. Повесть Мэри Шелли не имеет продолжения, поэтому режиссёр Джеймс Уэйл весьма умело вводит писательницу в ход сюжета, чтобы она сама рассказала о том, что было после пожара (дабы также не нарушить авторские права писательницы).

Сюжет мрачно берёт начало с финала оригинала. Обеспокоенные граждане, разруха от огня, обломки здания, безумные всхлипывания. Для более ужасающего эффекта картина добавляет смерть невинных людей. Но сама постановка и приближение к невесте ещё даже не веют со стороны. Осознание содеянного у Генри Франкенштейна перемешивается с начальными планами, с верой в светлое будущее, которое мы уже знаем. События до создания монстра вызывают новые чувства у доктора. В целом, этот аспект своих действий вполне в духе того, что сотворил герой.

Для развития сюжета и раскрытия монстра сюжет вводит нового безумного учёного, в то время как скитания где-то в лесах чудовища выглядят всё скучнее и скучнее. Новый безумный учёный – Доктор Преториус – это такой повторный ход, который превосходит Генри в самых невероятных планах на сотворение жизни. Манипуляция, увлечение и желание не только достичь результата Франкенштейна, но и переплюнуть его, показать, что против природы восстали на «ученик» и его «учитель», а коллеги и напарники.

Мания величия, демонстрация максимально странных существ в банках, только для того, чтобы показать рвение к оживлению в глазах Преториуса. Пока сюжет сводит двух учёных на одной стезе, картина развивает монстра. Постоянные крики, испуг и ужасающий страх преследует всех людей, повстречавших на своём пути чудовище, но как быть ему. Встреча со слепым музыкантом, который показывает, что такое дружба, какого это быть в компании близкого человека. Безупречный ход режиссёра, особенно тогда, когда картина начинает монотонно отталкивать от себя – познание верности и нужды в другом живом существе.

Отсюда и прямая дорога к смыслу всего фильма. Неурядицы и шантаж позволяют найти невесту одинокому монстру, чтобы опасно продемонстрировать союз двух учёных и разрешить моральные, душевные проблемы чудовища. Лента вводит больше жизненных вопросов, демонстрирует проблемы одиночества и страх перед теми, кто приходит от тебя в ужас. Эффектная невеста хоть и почтила нас своим присутствием в кульминации, но она также показывает своё отношение к чудовищу, чем завершает повествование на драматической ноте.

Как фильм именно про ужасающих монстров «Невеста Франкенштейна» вышла слабоватой, но что касается судьбы одинокого существа, то тут победа по всем фронтам. Страшная и глубокая история, корни которой проросли от безумия ученых. В рамках вселенной монстров этот четвёртый фильм уже пошёл на расширение, только не вперёд, а в бок, добавив становлению Франкенштейна ветку генеалогического древа.

05 июня 2022 | 01:25
  • тип рецензии:

Она жива! Жива-а-а-а…

(примерно 69-ая минута фильма)

Невеста Франкенштейна

1935 год был довольно насыщенным. Наши выпустили “Нового Гулливера”. Легендарный Альфред Хичкок представил “39 ступеней”. Братья Маркс рассмешили всех “Вечером в опере”. Кертиц отгрохал “Одиссею капитана Блада”. Да и ужастики дали о себе знать, первый полнометражный фильм про оборотней – “Лондонский оборотень”. Плюс “Знак вампира” от культового Браунинга (после скандальных Уродцев).

И чумовой сиквел 'Франкенштейна', конечно же. Положа руку на сердце, кино у Уэйла (все-таки классно, что снимал режиссер оригинала) получилось просто ненормальное (в хорошем смысле). Он начинает с пролога, где показывает саму Мэри Шелли. Это нереально круто. Дальше Уэйл продолжает концовку первой части.

Монстр выбирается из-под развалин мельницы и начинает крошить всех подряд. Толпа орет, носится туда-сюда. Особенно Уна О’Коннор удалась (она уже играла в картинах Уэйла)! Визжит (засовывает свой нос во все дыры) так, что киноманы начинают строчить отрицательные рецензии, а-ха-ха. Без паники!

Режиссер возвращает Дуайта Фрая, дает ему примерно такую же роль, что и в первой части. Там он помогал Клайву и здесь помогает, а-ха-ха. Кстати, Клайв сломал ведь ногу в те времена, поэтому частенько отсиживался в кресле, но играет мужик (все еще) чертовски здорово.

Уэйлу – мало, задумал перепрыгнуть оригинал. Новый антагонист завораживает. Доктор Приториус – повелитель маленьких человечков. Зачем он его вообще придумал? Больше психов, больше! Борис? Борис курит сигары и распивает алкогольные напитки. Монстр явно распоясался, а-ха-ха.

А в качестве апофеоза безумия Уэйла – сама невеста! Эльза (с зубодробительной шевелюрой) шипит на тебя с экрана. Ох, режиссер точно сошел с ума. И только когда заиграла скрипка, стало очень тепло на душе. Если в первой части разорвал момент с девочкой, то здесь со слепым стариком.

Многим это кино не понравится. Помимо сцен с алкоголем и курением, монстр у нас разговаривает. Даже Борис был против такого расклада. Вы должны понять одну вещь. Есть хорошие режиссеры, а есть гениальные. Хороший режиссер снимет хорошо, как прилежный ученик. Гениальный – рискнет! Уэйл из вторых.

Я в поросячьем восторге, хотя оригинальный фильм симпатизирует больше.

P.S.

Эльза сыграла не только невесту, но и Шелли. Интересная актриса…

8,5 из 10

02 ноября 2018 | 17:06
  • тип рецензии:

'Мы принадлежим мёртвым!'

Однажды, сидя в огромном роскошном зале, лорд Байрон восхищается написанным Мэри романом о чудовище Франкенштейне, и после многочисленных похвал она соглашается продолжить историю о чудовище, которому чудом удалось спастись в разрушенной мельнице и сбежать из маленького городка. Тем временем, старый доктор Преториус наведывается к Генри Франкенштейну, и просит того помочь в воссоздании нового человека, который в итоге должен стать подругой для ненавистного всеми существа...

Удивительный случай, когда продолжение превосходит оригинал по многим параметрам. 'Невеста...' не сколько классический фильм ужасов, сколько глубокая и драматичная история об одиночестве и грани между жизнь и смертью. Если в первой части авторы делали акцент на самом докторе, то тут фильм на 90 процентов посвящён самому чудовищу, раскрывая его образ в несколько ином ключе. И этот подход был очень правильным.

Чудовище, которое против собственной воли обрекли на бесцельное существование на земле, и в силу своего уродства и беспринципной ненависти со стороны жителей городка вынужден постоянно прятаться неожиданно для себя находит слепого старика - единственного человека, который относился к чудищу, как человеку, называя его другом, ухаживая за ним и обучая его небольшим премудростям жизни (сцена с 'Курить - это хорошо!' - может вызвать улыбку). Но слепец он и в Африке слепец, однако он сумел раскрыть в чудище его человеческую сторону, напомнив ему о самом важной моральной потребности - потребности в дружбе. И ведомый целью найти себе любовь, чудище отправляется к своему создателю. Но, к сожалению, авторы жестоким образом обрывают мечты персонажа, вернув его в жестокую реальность.

Сцена с оживлением подруги - самая лучшая и одна из самых цитируемых сцен в истории кино. Эта сцена не сколько богата интересом, сколько жестоким образом возвращает зрителя в жестокую реальность, где мёртвые не могут любить - они всего лишь мёртвые. До этого момента, мы словно находились в чудесном мире - мире, где любовь и дружба способны преодолеть многие преграды, но увы - реальность жестока, и среди смерти нет места ни любви, ни дружбы. В этом вся драма, в этом весь смысл.

Имея при себе грамотно построенный сценарий, выше описанные строки и небольшой хронометраж, кино обрывается на жёсткой и драматичной ноте. Мёртвые должны быть мертвы, живые - быть живые. И существо, которое только только почувствовало себя живым вынуждено было понять всё. Это очень грустно. Это великолепно.

10 из 10

09 мая 2014 | 23:07
  • тип рецензии:

'Невеста Франкенштейна' оказалась менее удачным фильмом, чем оригинал. Хоть и не совсем провалом...

Фильм начинается равно изобретательным и нелепым прологом, где Байрон и супруги Шелли обсуждают роман Мэри, причем бестрепетно выдают сюжет фильма 1931 года за книжный. Мэри Шелли обещает рассказать, чем же закончилась история после пожара на мельнице... (стоит отметить, что в фильме действие разворачивается явно в начале XX века, и позже злодеи даже разорят могилу с датой '1899', но кого волнуют эти мелочи) Монстр не погиб в огне - провалившись под пол мельницы в воду, он выбрался и, ещё раз напугав местных крестьян и многих ненароком переубивав, спасся в лесу. Там он наткнулся на домик слепого отшельника, очаровавшего его игрой на скрипке. Наивный монстр становится другом одинокому скрипачу, который кормит его, выхаживает и учит говорить. Тем временем болеющего после падения и нервных потрясений Франкештейна навещает доктор Преториус, его коллега по неортодоксальным исследованиям и комплексу Бога. Преториусу необходима помощь достигшего большего успеха Генрри. Тот отказывается, не желая больше иметь ничего общего с такими богохульными занятиями, но Преториус, то запугивая, то дразня его научное любопытство, вырывает у Франкештейна нерешительное согласие... Тем временем монстра находят, и он снова бежит (теперь - познав ценность понятия 'друг') и скрывается на кладбище. Там как раз собирает материал для совместного проекта доктор Преториус, и он с радостью предлагает стать монстру новым другом...

Джеймс Уэйл явно не растерял режиссёрских навыков, проявленных им во 'Франкенштейне', но сиквел весьма страдает он недостатка цельности. Допускаю, что за это в большей степени несут ответственность продюсеры, плоховато понимавшие, что нельзя угодить всем... Тринадцать лет спустя прославленная серия завершится таким специфическим финалом как 'Эббот и Костелло встречают Франкенштейна', и сама возможность этого финала заложена именно в 'Невесте Франкенштейна'. В первой своей половине фильм преимущественно гротесковая комедия (и я не уверен, что очень смешная). Комическая старуха, которая отлично смотрелась бы в одной сцене, появляется в каждой, бургомистр повторяет всё одну и ту же шутку, а уж сцена с экспериментами Преториуса... Очевидно, целью было поразить зрителя искусством монтажа, и оно поражает, - но эта вопиюще неуместная сцена убивает атмосферу фильма полностью, и только к финалу та кое-как восстаёт из пепла. В фильме нашлось место даже столь популярной в фильмах тридцатых пропаганде курения!.. При том, что финальные сцены, создание Невесты, лучшие монологи Преториуса исполнены той же мрачной эстетики и пост-романтического пафоса, что и первая часть, в целом 'Невеста Франкенштейна', прямо как герой киносерии, явно сшита из кусков и потому не может быть вполне привлекательной.

Несомненная (и огромная!) удача фильма - образ Преториуса, великолепного безумца и имморалиста, чего-то среднего между учёным и магом. Работа Эрнеста Тесинджера над образом и самая его внешность производят сильнейшее впечатление. Стоит отметить, что образ Франкештейна в массовой культуре в дальнейшем находится в большей степени под влиянием Тессинджера, чем Колина Клайва, исполнившего, собственно, эту роль. Кстати, Франкештейн в этом фильме выглядит трусливым и безответственным невротиком, причем довольно недалёким, и не вызывает никакого сочувствия, но это уж скорее зависит от сценария... Страшно не понравилась мне Валери Хобсон, новая исполнительница роли Элизабет, переигрывающая просто безбожно (к счастью, на экране она появляется редко). Карлофф всё ещё прекрасен, и обретение монстром речи, вопреки опасениям актёра, ему не помешало.

В целом 'Невеста Франкенштейна' - фильм со множеством интересных сцен, прекрасным антагонистом и, как все хорроры Universal тех лет, неоценимо важный для развития жанра. Но получить в полной мере удовольствие от просмотра я не смог.

22 марта 2014 | 18:44
  • тип рецензии:

События второго фильма о Франкенштейне развиваются сразу же после сожжения мельницы. Толпа, устроившая пожар, были уверены в смерти монстра, поэтому все покинули мельницу, под которой, как оказалось, есть подвал, залитый водой, где Франкенштейну и удается спастись. Монстр вновь отправляется в бега, пока не встречает безумного ученого, пообещавшего ему сделать подружку.

Минусы этой ленты исключительно в сюжете, вернее в его поворотах. Франкенштейна научили разговаривать, пить и курить. То есть перед нами предстает курящий алкоголик, говорящий «Пить – это хорошо!» и «Курить – это хорошо!». Мной это воспринимается как пропаганда к курению, а не для какой-то смысловой нагрузки. В остальном же, мы видим все тот же атмосферный «чернушный» фильм про монстров.

Не могу не отметить, роль одного из персонажа этого фильма, а именно женщина, которая сует свой нос во все дела, да еще так язвительно все комментирующая. Это очень хорошо. Фильм моментально стал обрастаться черным юмором, которого так не хватало в первой части. Эта женщина мне напомнила Осла из мультика «Шрек», в общем-то, у нее аналогичная была роль.

Одним словом: зачет!

7 из 10

31 октября 2013 | 21:48
  • тип рецензии:

Монстр созданный учёным - молодым бароном Генри Франкенштейном, не погиб как все считали. Он выжил при пожаре на мельнице, и скрылся с места её крушения. Крестьяне устроили на него охоту, а он скрываясь на кладбище, встретил однажды ночью в сыром склепе безумного профессора. Это доктор Приториус, который одержим желанием создать женщину такую же как и сам монстр. Для этого он похищает невесту Франкенштейна и шантажирует молодого коллегу помочь ему, если тот хочет вновь увидеть свою любимую живой и здоровой. Генри соглашается, и с помощью Приториуса создаёт для своего монстра женщину...

-'Она ожила! Она ожила!' (с)

После невероятного критического и коммерческого успеха 'Франкенштейна' (1931), студия 'Юнивёрсал' и лично Карл Лемли-мл. - вложились в его сиквел. Именно тогда, в середине 30-ых был открыт приём создания потенциально успешной картины. А именно -съёмка продолжения понравившегося публике фильма. Которая, как мы знаем действует и кормит Голливуд до сих пор. Конечно если кино создают лишь с желанием заработать -результат будет банален. Чаще всего - успех в кассе, но провал в критике. А бывает и так, что снимают продолжение на том же высоком уровне что и оригинал. Это как раз случай данной картины. И так, фантастический триллер 'Невеста Франкенштейна', вышедший на экраны в 1935-ом году, 4 года спустя премьеры первой картины - вполне самодостаточный фильм, несколько не паразитирующий на успехе предшественника. Только изменивший его финал. Монстр оказывается не погиб! И в продолжении за ним вновь идёт охота. Но помимо преследования беглого чудовища, в сюжет входит новая тема. А именно- создание 'монстроподобной' женщины. Которое происходит естественно не без потерь среди мирного, живого населения (преимущественно женского). Есть противостояние злого доктора Приториуса (сыгранного Эрнестом Тесинджером), и 'вставшего на путь истинный' Генри Франкенштейна (вновь сыгранного Колином Клайвом).Ну и в довершение - фильм более глубже показывает внутренний мир самого монстра, рассказывает то, почему он совершает эти жестокие убийства, он не кровожадный, просто хочет что бы его оставили в покое, ведь он не любит живых...

Сценарий писали Эдмунд Пирсон и Уильям Хёрблат. И новички справились с задачей вполне прилично. Есть минусы- непонятно зачем нам показывают лилипутов созданных Приториусом, а так же то, зачем этому самому профессору нужно помогать монстру и создавать для него женщину, 'такую же как он'. Но это можно списать на сумасшествие Приториуса, такое же как то что чуть не погубило самого Франкенштейна в первой картине. История увлекательная, яркая и вместительная. В час с небольшим нам поведали о столь многом, что на титрах задаёшься вопросом, почему так мало времени уделили самой 'невесте Франкенштейна' (имею в веду не девушку учёного, а оживлённую с помощью разрядов электричества 'монстрицу')? А вот эпизод в середине картины, о том как монстр попадает в дом слепого старика-музыканта - подлинная находка! Там он учится говорить (а заодно пить вино и курить сигары-но это уже 'побочный эффект'), любить музыку и греться у огня- мирно сидя рядом с камином и слушая рассказы друга. Этим сценаристы дают понять, что стоило отнестись к созданию доброжелательно изначально, и попробовать его обучить азам человечности, и глядишь произошедших бед удалось бы избежать. То есть в случившемся виноват не монстр оживлённый наукой, а сами люди, которые объявили на него охоту.

Режиссёр фильма -прежний. Это Джеймс Уэйл. Он снял картину на том же высоком уровне, что и оригинал. А в чём то даже ещё лучше. Так как первый 'Франкенштейн' был ещё и экспериментом в области звукового кино. А сиквел использовал уже усовершенствованные приёмы звукозаписи и создания разнообразных эффектов. Достаточно посмотреть эпизод оживления Невесты (пусть роль у неё была и не большая, но сыгравшая её Эльза Ланчестер так же как и Карлофф создола запоминающийся, впоследствии ставший классическим образ 'женщины-монстра')- приборы стоящие в адской лаборатории трещат разрядами, летят искры и валит дым. Смотрится это не в пример зрелищней чем оживление самого монстра показанное в первой картине. Оператор Джордж Месккол выбрал запоминающиеся ракурсы для съёмок важных сцен. Таких как погоня за монстром по лесу, беседа его со старым профессором в сыром склепе при свечах, создание Невесты и финальный взрыв лаборатории и её обрушение. Картинка мрачная и тёмная. Разумееться сразу можно понять что это фильм родом из 30-ых. По игре актёров, по постановки камеры, по самой 'проверенной временем' плёнке. Но для своей эпохе 'Невеста Франкенштейна' Джеймса Уэйла - захватывающее, во многом новое и необычное кино, снятое на высочайшем уровне. Один только грим бесподобного Бориса Карлоффа (вновь вернувшегося к прославившей его роли)-чего стоит! Не уверен что в те времена в Советском Союзе могли бы создать нечто подобное. На ум сразу приходит фильм-сказка Александра Птушко -'Новый Гулливер', снятая в том же 1935-ом году, и считавшаяся вершиной трюкового и комбинированного советского кино. Но там все лилипуты были кукольные, и не гармонировали с живым мальчиком игравшим 'пионера-Гулливера'.В то время, как маленькие человечки живущие в колбах доктора Приториуса -настоящие люди, уменьшенные с помощью кино-трюков и различных манипуляций с камерой и плёнкой. Что и говорить -Голливуд он всегда был Голливуд, и выпущенные под его эгидой картины - отмечены пудовой печатью качества. Может работай над картиной великий режиссёр калибра того же нашего Эйзенштейна, он снял бы более вдумчивое и глубокое кино, по драматизму на голову выше получившегося у Уэйла. Но создать такие же визуальные эффекты было под силу лишь чародеям из 'Юнивёрсал'. И это неоспоримо...

Музыка композитора Франца Вайсмана подходит картине, и достойно обрамляет картинку, становясь важнейшим звеном в создании саспенс-эффекта. Достаточно вспомнить сцену из начала картины, когда на поверхность, сквозь обломки вылазит герой Карлоффа, а стоящая у провала женщина думает, что это карабкается упавший в яму её муж и протягивает рычащему монстру руку. И подобных сцен в фильме будет не мало. Так что, в определённом смысле 'Невеста Франкенштейна' всё еще, несмотря на свой 'пожилой' возраст способна пощекотать нервы публике (преимущественно -детской) и смотреться как триллер...

Плюс, порадует своим появлением и частично превратит этот мрачный фильм в комедию - актриса Уна О, Коннор. Тут она как и в предыдущих хоррорах предстала в образе вопящий по поводу и без, ворчливой старухи. Поэтому ставлю картине 1935-ого года высокую оценку, и надеюсь моя рецензия сподвигнет вас на просмотр этой классической 'страшилки'.

8 из 10

23 июля 2013 | 20:40
  • тип рецензии:

После феноменального успеха первого фильма о Франкенштейне и его монстре прошло 4 года, но его популярность была ещё очень велика. Зрители поддержали Виктора Франкенштейна всемогущим долларом. Чудовище Франкенштейна стало одним из самых знаковых в мировом кинематографе, поэтому не удивительно, что в 1935 году на экраны вышло продолжение «Невеста Франкенштейна» название которого обещало дать общественности ещё одного сшитого из кусков тел монстра.

Пролог от лица Мери Шэлли и её компаньонов, мужа Перси Шелли и лорда Байрона, отсылает в воспоминаниях, разумеется, к первой части, где учтиво приближал о высоком цензорном рейтинге Карл Лэммле-младший. Это с первых же минут роднит оригинал и сиквел, но и настораживает, закладывает малоприятную мысль, что в «Невесте Франкенштейна» будет слишком много эксплуатации оригинальных идей, сцен и персонажей. Это действительно так: пролог, финальная сцена, оживление невесты в замке и многое-многое другое. Слишком много, даже для сиквела.

Несмотря на это, самые главные вопросы и положительные моменты «Франкенштейна» не только сохранились, но и получили логическое развитие. Людские желания и чаяния ведь никогда не менялись и не изменятся. Виктор Франкенштейн хоть и отказался от желания стать творцом жизни и приравняться к создателю, но сделал это по большей части из-за страха перед полученным результатом. В то же время на арене появляется не менее безумный доктор Преториус, грезящий оживлением человеческой плоти. Два ученых только на первый взгляд выглядят различными, на самом-то деле они являются зеркальными отражениями друг друга. Их методы хоть и разные, но цель и содержание совпадают. Так мини-люди – одна из самых запоминающихся и красочных сцен, в которой на первый план выходит отрицание общечеловеческим моралей, неприятие любых границ. На самом же деле, Франкенштейн видит в образе доктора Преториуса самого себя в прошлом и осознает, чем все это может закончиться. Но в силу обстоятельств не может отказаться от предложения создать новое чудовище и берется за эту грязную работу.

- За новый мир богов и монстров!

Сам монстр Франкенштейна не просто выжил, он выбрался из остатков горящей мельницы и, подгоняемый людской злобой и неприятием, пытался просто найти то место, где его оставят в покое, не будут преследовать. Необходимости в переработке этого персонажа не было, и в «Невесте Франкенштейна» чудовище продолжило свой кошмарный путь, усеянный смертями случайных жителей американской глубинки. Зрителю же предлагается наблюдать за дальнейшим развитием создания Франкенштейна, его внутренним содержанием и взаимодействием с окружающим миром. За внешней омертвевшей оболочкой, за повадками серийного убийцы, двигаемого животными инстинктами, содержится не такой уж и отвратительный монстр, чуткий, но не сдержанный. Это наблюдается в самой трогательной и душевной сцене со слепцом, который в силу этого дефекта не замечает зарницы между чудовищем и человеком. Карлофф ловко манипулирует зрительскими симпатиями на экране и представляет монстра-убийцу как доброго друга, не чурающегося вина или музыки. По сути своей, Борис создает этакий образ мученика, гонимого преследователями из-за своих особенностей. Союз слепого человека и ожившего трупа их взаимопонимание, отношения и дружба становятся разительным контрастом с поведением толпы, которая только и стремится, чтобы привязать создание к кресту и побить камнями. И когда эта дружба распадается, по причине извне, наступает крах только обретенного спокойствия и террор вновь накрывает город.

Титульная невеста, как оказывается, на фоне её жениха оказывается незначительной фигурой и запоминается исключительно своей прической. К тому же, в те несколько минут, которые ёй отведены в хронометраже, выпадают на самый финал картины, где события динамичны и затмевают её появление. Но все равно заметно, что в ее образе гораздо больше от трупа, от зомби, чем в уже очеловеченном персонаже чудовища Франкенштейна. И все эти возвращенные к жизни создания, словно как инородное тело на этой земле, возвращаются в прах в горящей башне, словно бы отдавая дань природе и извиняясь за эту ошибку.

23 мая 2013 | 11:20
  • тип рецензии:

Для начала ‘30-х гг прокатный успех «Франкенштейна» был ошеломительным, поэтому не удивительно, что у продюсеров зачесались руки. Продолжение не заставило себя долго ждать, и уже четыре года спустя в свет вышла «Невеста Франкенштейна». Сиквел не только продолжает сюжет оригинальной картины с момента «разъединения» (правда, слегка натянуто, но на это можно закрыть глаза), он рассказывает нам совершенно новую историю про монстра, которого породил Франкенштейн.

Во-первых, интересно, что в сиквеле монстру уделено не в пример больше внимания, нам даже пытаются немного раскрыть его личность, что с определённого угла выглядит странно, но, тем не менее, в отдельные моменты жуткое отродье становится искренне жалко – особенно тяжело смотреть на слёзы отвергнутого создания.

Во-вторых, интересно, как создатели вообще преподносят этот фильм зрителю. Дескать, сама Мэри Шелли, автор романа, рассказывает нам продолжение истории. Необычно и неожиданно. Правда, концовка получилась отчего-то в очередной раз расплывчатая (читайте: трактовать можно по-разному), но что уж поделать – раньше так кино снималось.

Сравнивать «Невесту Франкенштейна» с первым фильмом франшизы – нет смысла. Это всё такое же глубокое, пусть и в этот раз более «натянутое» в плане сюжета, кино, которое с лёгкой руки поднимает высокие темы, вроде как раскрывает тайны мироздания и в тоже время сурово высмеивает наше стремление к пониманию механизма жизни.

Вердикт. Тот же самый фильм, только теперь он в большей степени посвящён творению Франкенштейна, а не ему самому.

Классика кинематографа

29 октября 2012 | 17:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: