Обычно я предпочитаю современное кино, где сюжетные линии более свежие и актуальные, технические моменты более качественные и выразительные, а актерская игра более убедительная и естественная. Но есть такие фильмы, которые даже через 20-30 лет смотришь с интересом. Таким приятным сюрпризом стал для меня классический детективный триллер Джорджа Слейзера 'Исчезновение'. По сюжету фильма пара главных героев отправляется на совместный отдых. Девушка отлучается в магазин за газировкой, но, как уже понятно из названия, не возвращается к своему молодому человеку. В этом и заключается главная интрига фильма. Мы изначально знаем, что произошло, и видим, кто виновен в случившемся, но, как и главный герой, хотим узнать, как именно это было. Ловушка кажется очень простой на самом деле. Но поскольку девушка уже грезила наяву об отдыхе с любимым, то можно как-то оправдать ее беспечность.
Пожалуй, самое интересное начинается, когда ситуация разворачивается на 180 градусов, и мы видим произошедшие события глазами похитителя. Любопытно следить за тем, как он придумывает план и раз за разом репетирует, чтобы дом был достаточно далеко, за пределами слышимости криков, чтоб жертва не заподозрила подвох и добровольно села в машину, не привлекая внимания посторонних прохожих. Как самый настоящий социопат, он весьма организован и точен. С точки зрения криминалистики, психологический профиль маньяка был правдив. Как и любой новичок в этом деле, наш преступник только учится подавлять свои эмоции и старается обуздать свой адреналин. Но в нем заметны все замашки комплекса Бога. Он получает истинное наслаждение, когда чья-то жизнь напрямую зависит от него. Захочет - спасет и вытащит из реки, не захочет - лишит жизни. То есть по сути это уже вторично.
Но когда первое дело увенчалось успехом и впечатления уже не так сильны спустя несколько лет, паук снова выходит на охоту. Но на этот раз он не станет заманивать жертву обманом. Она сама покорно придет в ловушку. Концовка, конечно, очень эффектная, но лишена всякой логики. Разве здравомыслящий человек поверит на слову тому, кто признался в преступлении?! Насколько велико природное любопытство, что главный герой напрочь забывает о собственных инстинктах самосохранения? Вот это в моей голове никак не может уложиться. Но именно сам образ преступника раскрыт идеально. Любопытно теперь посмотреть ремейк этого фильма с любимой Сандрой Баллок. Вдруг там концовка получилась более правдоподобной?
Идей каламбур - выбирай любую. Беда в том, что среди них нет ни одной правильной!
Вопрос: - Как порушить 'карму', как перехитрить судьбу, выйти из предначертанного?
Ответ: - Вроде как можно, но всё же нельзя!
Вокруг этого и крутится основная идея фильма.
Либо этот фильм не реалистичен (кино-схема; кино-ребус), либо он про психические залипания, и всякие прочие психо-зависимости несчастных и больных людей изначально подверженных им. Зачем это смотреть обычному зрителю, не следователю и не психиатру? Разве что тем, кто ещё с детства сохранил в себе тайную профессиональную нереализованность к подобным специальностям, в ком дремлет и влечет страсть психо-сортинга.
О жанре. Драма, мелодрама - требуют сопереживания, здесь же основной упор делается на 'механике' взаимоотношений. Учитель химии Леморн ставит опыты не только в химической лаборатории, его объекты для опытов - люди. И как сам Леморн так и его подопытный 'материал' - не субъектны! Так и зритель относится к ним, как к пазлам, как к шестерёнкам, которые надо правильно подсоединить. Интерес есть, а сопереживаний – нет.
Так же какой-либо особенной непрерывной напряженности свойственной хорошему триллеру - я тоже не заметил. Фильм больше напоминает дидактическое пособие по психиатрии.
Идейно-смысловое краткое содержание можно описать в трёх строках: - В темноте (туннеля) Рекс потерял свою Саскию, (ибо в шутку она призналась в ненависти к нему), и в темноте (деревянного ящика) он наконец осознал куда она делась и резонанс ужаса в качестве искупления завершает логику повествования! Всё!
Всё остальное - украшение на торте.
А психически больной 'дьявол-экспериментатор' Леморн, тем самым провел испытания и поставил опыт над психикой Рекса словно над 'собакой Павлова'. Опыт прошел гладко, все предположения и расчеты - сработали. Ура!
Это с точки зрения 'Экспериментатора', а с точки зрения зрителя?
Ответ на этот вопрос – единственное, но не маловажное достоинство этого фильма. Всё.
Самые устрашающие, непредсказуемые триллеры - это те, которые о маньяках.
Герой-маньяк всегда индивидуален и всегда изувер на свой манер.
Его действия в течение долгого времени не поддаются логике. Просто невозможно наверняка и быстро установить, что именно его мучило, предположим в детстве, и наложило трагический отпечаток на судьбу его и людей, которые общаются с ним.
В данном фильме очень удачно использован прием противопоставления — лучезарного начала детективной истории и оглушительной по своей неожиданности ее концовки.
Вначале мы любуемся влюбленными, которые еще по-настоящему не насладились счастьем обретения друг друга. Вместе не пережили еще ни одной серьезной драмы, а мелкие раздоры лишь еще более воспламеняют обоюдный восторг.
Крупные планы актеров без слов рассказывают нам, как прекрасна пора истинной, долгожданной влюбленности.Красивая Саския, златокудрая, голубоглазая, добрая и наивная девушка, совершенно обожаема молодым и счастливым от любви Рексом!
И вдруг все это резко обрывается необъяснимым НЕЧТО! Среди белого дня, в курортном городке, на виду большого скопления людей!
Зрителя просто раздирает изнутри от негодования и желания предугадать причину произошедшего.
Ошеломленный влюбленный в неустанном поиске и тревоге от случившегося, при этом он не раз сталкивается лицом к лицу с антигероем, что усиливает накал детективных страстей.
Однако, авторы фильма ограничиваются слишком легковесной попыткой психологического анализа поведения героев.
Из фильма как бы выпадают целые пласты подробностей и событий триллера. А в самый интригующий момент картина заканчивается.
Невероятно! Не раскрыв и половины сюжета?!
Зритель полон бессильного разочарования.
Так непрофессионально обходиться с жанром рискованно. Ведь при этом полностью рушится иллюзия достоверности, на чем, собственно, и зиждется любой детектив.