- Тебе было жалко своего пса, ты плакал?
- Да.
- Это мило. А когда ты читал про то, что творили твои приятели священники с детьми все эти годы, ты плакал?
- Нет...
Диалог из фильма 'Голгофа'
Моя мать? Да она напоила этого священника чаем с плюшками, вот что она сделала!
Из фильма
Да! «Опиум для народа» нереально штырит, каждый нуждается во внутреннем ориентире.
А получает взамен — набор наивных ритуалов и сказку, где сверху Бог, снизу Дьявол.
Noize MC
Когда башенные часы пробьют дважды,
Он впустит юношу в свою молитву,
Он – истинный христианин.
И знает, какова любовь к ближнему своему.
Аллилуйя…
Till Lindemann
В 2001 году редакцию газеты Boston Globe возглавил принципиальный и честный человек Марти Бэрон. И сразу же он взялся за работу по-серьёзному, поручив специальному отделу 'Spotlight', состоящему из четырёх человек, провести расследование дела о священнике-педофиле. В конечном итоге дотошность и неуступчивость журналистов при поддержке непосредственного начальства позволили не только написать качественный материал в газету, но также выявить и распространить информацию о порочной системе сокрытия преступлений, происходящих в лоне католической церкви.
Иногда и, к сожалению, реже, чем мне бы хотелось, на выходе из зала после просмотра кино у меня возникает сложное чувство, которое достаточно трудно описать словами: смесь восторга от увиденного, чёткого осознания всей сложности поднятой темы и необходимости её освещения, нервного оцепенения всего тела и сложно поддающегося осмыслению ощущения, что ради таких фильмов и стоило придумать кинематограф. В такие моменты мне абсолютно не хочется сию же минуту раскладывать фильм на отдельные составляющие, пытаясь понять, что в картине было хорошо, а что плохо. Я просто кожей чувствую, что это высший балл, и плевать на все 'кто', 'как', 'что' и 'почему'. Именно такая история произошла со мной после просмотра ленты 'В центре внимания'.
На мой взгляд, этот фильм практически идеален во всех своих творческих и технических составляющих. Самое главное, это, конечно, сценарий. События в фильме развиваются очень неспешно. Журналисты включаются в работу, начинают разговаривать с жертвами насилия, поднимать архивные документы, сопоставлять детали — банальное, рутинное расследование. И я не могу чётко идентифицировать в картине ту самую минуту, когда глаза начинает застилать пелена слёз от осознания глубины проблемы, её неотвратимости, жестокости и аморальности. В этом фильме нет каких-то отдельных сцен, снятых с целью 'развести' зрителя на эмоции. Весь фильм, всё его полотно — это один бесконечный, выматывающий процесс отторжения, сгусток нервов, лавина чувств, неотвратимо накрывающая эмоционально неподготовленного зрителя. И финальные титры... Чёрт, я никогда бы не мог подумать, что сухие факты, написанные белым по чёрному на широком экране, могут вызывать такую гамму чувств.
Дрожь берёт от понимания того, насколько безнаказанными и всевластными чувствовали себя представители церкви, замешанные в данном скандале. Ведь, по большому счёту, почему сотрудникам отдела 'Spotlight' удалось довести своё расследование до конца и не почувствовать на себе в полной мере гнев этой католической 'махины'? Да просто потому, что никто не воспринимал этих журналистов всерьёз. Долгие годы тотального игнорирования проблемы и связанного с ней системного подхода, юридических манипуляций, призванных защитить 'заблудших овец' от закона, наплевательского отношения в СМИ и полного повиновения самых набожных прихожан — за всё это время представители 'развратного течения' католической церкви перестали ощущать опасность, расслабились, утратили чувство реальности, решили, что им всё дозволенно, а любые попытки что-либо противопоставить будут гаситься ещё на ранних стадиях без особого их вмешательства.
Идеален и актёрский состав фильма, успевший получить престижную премию Американской Гильдии актёров. Больше всех понравились Майкл Китон и Марк Руффало, сыгравшие неравнодушных, талантливых журналистов. При этом во всех источниках отдельно подчёркивается невероятное визуальное сходство с реальными людьми, которого удалось добиться не потугами гримёров, а актёрским мастерством. Робби Робинсон и Майк Резендес в унисон утверждают, что это просто невероятное попадание. Очень понравились также Лив Шрайбер, сыгравший того самого редактора Марти Бэрона, и Стэнли Туччи, воплотивший интересный образ зануды-адвоката Митчелла Гарабедяна. Достаточно милы были и Брайн Д'Арси Джеймс с Рэйчел МакАдамс, хотя за что последней дали номинацию на Оскар, я не понял — крепкая, но не выдающаяся роль.
Последнее, что хотелось бы отметить отдельно — это музыка Говарда Шора. Она настолько правильно сочеталась с видеорядом и настолько органично вплеталась в повествование, что смогла стать полноценным 'игроком' на площадке, а не просто приятным фоном за кадром. Без этой музыки то эмоциональное потрясение, которое я испытал во время просмотра, вряд ли было бы возможным в полной мере.
Таким образом, как вы уже наверное поняли, картина 'В центре внимания' лично мне видится лучшим (или одним из) фильмом 2015-го года и бесспорным лидером моих личных, субъективных предпочтений оскаровской гонки. Впрочем, я прекрасно отдаю себе отчёт, что меня, как это говорится, 'накрыло'. Далеко не факт, что нечто подобное произойдёт и с вами. В любом случае, даже если этого не случится, картина всё равно заслуживает внимания, как очень крепкая, умная, тщательно снятая драма об очень непростой и страшной во всех смыслах проблеме.
«Это мог быть я. Это мог быть ты. Это могло случиться с каждым из нас»
В 2001 году в Бостоне разгорелся скандал. С 1960-х годов более одной тысячи детей пострадало от сексуального насилия со стороны Бостонской архиепархии. Кардинал Бернард Фрэнсис Лоу, местный архиепископ, в течение долгого времени покрывал священников-педофилов, переводя их в другие приходы. Этим делом занялся специальный отдел расследований Spotlight газеты The Boston Globe. Всё начиналось с 87 священников-насильников, однако позже обвинения в совращении были выдвинуты против 269 священников. Уолтер Робинсон, журналист-расследователь и главный редактор The Boston Globe, руководил освещением этого скандала. Джон Гейгун, авторитетный католический священник, на протяжении 30 лет развращал малолетних прихожан. Именно с его дела начинается расследование Spotlight.
Этот скандал, эта неудобная правда, это долгое, тщательное журналистское расследование – всё это легло в основу «В центре внимания», фильма, привлекающего не столько бурностью действий, сколько контрастирующей, разящей действительностью, смешанной с так странно завлекающей повседневностью.
Фильм «В центре внимания» – это история не просто о надругательстве человека над человеком, но и о тех, кому приходиться надругательство это доказывать и освещать.
Бостон. 2001 год. Глава газеты The Boston Globe покидает свой пост. Марти Бэрон занимает место руководителя. О деле Гейгуна к тому времени было написано всего 2 статьи, и именно Бэрон пробуждает интерес отдела расследований к этому 30-ти летнему преступлению.
Spotlight упирается в целую систему лжи, подмены фактов, коррупции. Педофилия в церкви распространена гораздо шире, чем журналисты могли себе представить. Начинается длительное, запутанное расследование. Сексуальное насилие – проблема, которой не каждый осмелится коснуться, особенно, когда это связано с церковью. Религиозная организация в данном случае обладает и юридической и, что важно, психологической властью. Авторитет церкви – самый яростный противник правды. За этой правдой небезуспешно гонится Spotlight. Сложно представить, что после стольких лет молчания и страха, в газетах появятся заголовки, жестоко раздирающие пелену благочестия. Однако это случилось. Это стало сенсацией. Это поразило общество. Старшее поколение, к примеру, а точнее, те его представители, которых не коснулась эта проблема, были, мягко говоря, удивлены. Вспомнить здесь можно бабушку Саши Пфайффер. Сцена, где пожилая женщина, ходившая в церковь 3 раза в неделю, читает статью, разоблачающую огромное количество священников в педофилии, показательна и доказывает вышесказанное. Представления людей, веривших в благополучие, рушатся. Представления людей, не осознававших масштабности проблемы, также разбиваются. Разоблачение церкви – это не просто срочная новость, это вспышка, это переломный момент в человеческом мировоззрении.
«Если бы их было 90, все бы знали»
Уолтер Робинсон имел возможность заняться делом о растлении детей ещё пять лет назад. Списки с 20 священниками-насильниками были присланы в Globe уже много лет назад. Фил Савиано, жертва растления, пять лет назад присылал в офис Globe материалы, собранные им вручную. Никто не заметил. Никто не занялся. В том, что расследование не началось раньше, много причин. Пытаться обвинить кого-то одного – всё равно что причиной крушения Титаника упорно считать один лишь айсберг. Общество не было готово, не нашлось нужных людей в нужное время – всё это можно отнести к причинам.
«Ну, они были детьми. Вина. Стыд. Никто не хочет признаваться в таких вещах»
Стоит отметить важный фактор, который является одной из причин, по которым правда так долго таилась в тени. Этот фактор – страх. Жертвы старательно замалчивали факт насилия над собой. Бедная семья, низкий социальный статус, чистая вера, потому что зачастую кроме неё у ребёнка ничего не остаётся, – всё это не даёт человеку возможности рассказать. Ребёнком легко манипулировать. Ребёнок будет молчать. Ребёнок поверит, «да и разве скажешь он Богу нет, верно?» Разве хочет ребёнок, чтобы друзья осуждали его, не говоря уже о родителях? Однако ребёнок не забудет. Джо, Пол, Фил – всё они спустя долгое время, будучи взрослыми, не забыли. В фильме удачно передан психологизм людей, пострадавших и физически, и морально. Каждый справляется с травмами по-своему. Не каждому это удаётся. Игла, алкоголь, прыжок с моста – вот, что выбирает немалое количество людей, чья вера была разрушена, чья воля оказалась в ловушке.
«Она не отпускает никого, Майк»
Зритель не увидит в фильме романтизации профессии журналиста. «Розовые очки», которые носят любители помечтать об интригующих, захватывающих днях из жизни журналиста, придётся снять. В фильме представлены будни людей, которые выбрали посвятить себя делу, пусть и благородному, но так много отнимающему. Майк Резендес и Саша Пфайффер постоянно получают отказы. Майк – от адвоката. Саша – от жертв, предпочитающих умолчать. Вы готовы и днём, и ночью рыться в архивах? Может быть, Вы предпочтёте выискивать имена в справочнике до закрытия библиотеки? Грубость, резкость, равнодушие – с этим приходится сталкиваться журналистам Spotlight. Видите ли, жизнь порой жестоко обращается с человеком, а человек в свою очередь проецирует эту жестокость на тех, кто нарушает его зону комфорта. Подавлять эмоции, проявлять терпение – вот, что требовалось от специального отдела. Дождаться разоблачения не просто одного священника, но целой системы, зная, что по соседству живёт тот, от чьих рук может пострадать твой собственный ребёнок, и остаться при этом сдержанным и спокойным – достаточно трудная задача. Самоконтроль становится ведущим по необходимости качеством в работе журналиста-расследователя.
«Одно дело 13. Между 13 и 90 огромная разница»
Посмотревшего «В центре внимания» поражает больше не столько факт насилия, сколько его распространённость. «Поймать целую систему», – говорит Марти Бэрон. Педофилия в церкви распространена по всему миру, отмечает Фил. Это не просто единичный случай, не просто разовый инцидент. Нет, это огромное число священников-совратителей, покрываемых сверху.
Примечательны в фильме и эмоции журналистов, их реакции на происходящее. Работа специального отдела – дело порой монотонное, однако занимаются этим делом люди, пусть и зовутся они журналистами. Одного выражения лица Саши и Майка во время разговора с жертвами насилия достаточно, чтобы понять, как они сопереживают пострадавшим. И хоть труд журналистов Spotlight достоин уважения, не стоит делать работу отдела исключением из правил. Все новостные газеты так работают. По крайней мере, должны.
«В центре внимания» – это фильм о некрасивом. Это фильм о том, что зачастую вызывает смущение при разговоре. Это фильм о том, чего люди боятся. Это фильм о том, что ненавидят и одновременно тщательно скрывают. Это фильм о тех, кто рассказывает, о тех, кто заботится, о тех, кто совершает ошибки, о тех, кто не скрывает. Если Вы предпочитаете правду вымыслу, то посмотрите эту кинокартину. В конце концов, именно правда здесь в центре внимания.
Ведь не всем журналистам писать о 'желтизне' и романах звёзд шоу-бизнеса.
Вот и просмотрен лучший фильм 2015-го года по мнению академии кинематографических наук. Проще говоря, 'Оскар'. Второй год подряд в лучшем фильме года участвует Майкл Китон. Щекотливая и злободневная тема в центре сюжета. Прекрасная музыкальная тема от Говарда Шора. Всё это в фильме Тома МакКарти - 'В центре внимания'.
Я выделил себе целых 4 часа, чтобы посмотреть фильм дважды подряд. Между прочим, второй просмотр позволил четче расслышать и запомнить различные имена и события. Да и неподдельный интерес поддерживался на протяжении этого мини-марафона.
Очень понравилось, что Том МакКарти сделал акцент именно на профессионалах своего дела, не отвлекаясь на огромную махину под названием 'церковь'. Конечно, велик был соблазн увидеть на экране грязные делишки служителей Бога воочию. Я сейчас не о растлении пишу, а о покушениях на жизнь журналистов, подтасовках фактов, исчезновении известных улик. В общем, увидеть деяния церкви в лучших традициях гангстеров или правительственных организаций вроде ЦРУ. Но перед глазами предстали совершенно обычные люди, которые честно выполняют свою работу в угоду всем хорошим принципам американской нации. Даже образы всех актеров были представлены в неком сухом и повседневном режиме. Внимание привлекала их деятельность, а не внешняя характеристика. Что уж говорить о миленькой и обаятельной Рэйчел МакАдамс, которой укоротили волосы и которую одели в строгую и непривлекательную одежду.
Действительно может захватить дух, когда наблюдаешь за активностью героя Марка Руффало, который идеально подходит для категории журналистов 'заноза в заднице'. Он бегает, прыгает, ломится, кричит, беснуется. В нём никогда не угасает этот огонь правды и справедливости, отчего проявляются нервные и резкие движения лица и тела. И как бы в противовес ставится герой Майкла Китона - спокойный, рассудительный, вдумчивый, уравновешенный. Настоящий лидер, готовый не прятать голову в песок, а признавать ошибки таковыми, какие они есть. Весельчак, но в меру. Эти два героя получились наиболее яркими из всего ансамбля. Хотя стоит отметить и Лива Шрайбера, чья уверенность в расследовании именно материала о педофилии в церкви проторила видимую дорожку к раскрытию всего тщательно скрываемого. Странно, что в отрицательных рецензиях указывается на то, что персонажи получились невыразительными и тухлыми. Какое кино смотрели эти люди - неизвестно.
Да, в 'В центре внимания', возможно, ни разу не присутствует ужас от деяний священников. Возможно, где-то не хватает нужных рычагов, чтобы всплакнуть и погрустить. И это правильно. Плакать, ужасаться, возмущаться будут всегда читатели газет и простые обыватели. А работать, отбросив все эмоции и проявив завидную беспристрастность, должны настоящие журналисты, которые уверенны в том, что всё делается не зря. Ведь не всем журналистам писать о 'желтизне' и романах звёзд шоу-бизнеса.
Отличный фильм на злобу дня. Положительный пример того, как работает журналистика. Демонстрация жажды в правде и справедливости. Смотрим все вместе.
Священники, полицейские, врачи - это незнакомцы, которым мы доверяем чаще всего. Почему профессия покрывает их пеленой надежности и праведности? Почему дети, старики, малообразованные, и просто доверчивые люди так часто оказываются обманутыми системой?
С самого детства человек осознанно и подсознательно стремится к безопасности, ищет заботу и внимание, но часто не находит их в собственной семье. В своих поисках дети попадают в совершенно разные ситуации - кто-то обретает семью среди друзей, кто-то так и остается без внимания, а кто-то обращается к церкви - ведь там надежно и спокойно, а забота священника воспринимается как забота самого Господа.
'В центре внимания' затрагивает очень важные, актуальные и для российских реалий вопросы. Безгранична ли власть церкви? Могут ли служители не только оставаться безнаказанными, но и поощряться в укрытии преступлений других служителей? И главное, действительно ли сейчас СМИ, даже самые крупные и уважаемые, имеют столько влияния, как в фильме, чтобы бороться с такой системой?
В этой картине вы не найдете динамичного сюжета, острых впечатлений и крутых поворотов. Будьте готовы к двум часам вдумчивого размышления об устоях общества и к безуспешным поискам ответов на вечные вопросы - что делать, и кто виноват?
' В центре внимания' оставляет вам возможность подумать, не навязывает никаких определенных мнений, но предоставляет мысли и действия героев фильма на суд зрителю
Отлично снято, актеры подобраны очень точно, и все герои получились целостными и интересными.
Мы работаем вслепую. Сражаемся, как умеем, с той страшной адской силой, которая грозит поглотить нас…
Фокс Малдер, сериал «The X-files»
Иногда легко забыть, как часто нам приходится двигаться наощупь в полной темноте.
Фильм «Spotlight»
Каждый раз, когда на главной киноцеремонии объявляют лучший фильм года, я спрашиваю себя: почему этот – лучший? Конъюнктура, «выгодные» темы – всё это понятно, но недостаточно. «Лучший фильм» - единственная номинация, в которой голосуют все члены Академии (A.M.P.A.S.). И не могут более шести тысяч человек поддаться конъюнктуре. Есть что-то большее, что все они чувствуют. И все критики чувствуют, и все зрители – хоть и не всегда могут выразить.
Итак, «В центре внимания», в оригинале - Spotlight. Это, собственно, название отдела бостонской газеты «The Boston Globe» - отдела, который занимается исключительно журналистскими расследованиями. На каждое уходит минимум 2 месяца.
В газету приходит новый главред (прежнего проводили на пенсию). И он предлагает отделу Spotlight раскрутить дело против священников-педофилов. Занявшись этим, журналисты отдела обнаруживают, что, казалось бы, «разовые» случаи – на самом деле система. И церковь знает, но покрывает «своих».
Героям противостоят все – местное сообщество, церковь, адвокаты, даже порой – сами жертвы преступлений, не желающие огласки. Но, пройдя через немыслимые препятствия, отделу Spotlight удается доказать существование системы – в которой сотни священников в США и в Латинской Америке ежедневно насилуют детей и подростков, оказавшихся в их власти.
Серия статей про это произвела взрывной эффект. И получила «Пулитцера».
Вот, собственно, вся история. И – да, конец ее известен заранее. Вот только фильм – не про священников-педофилов: вместо этого можно подставить любой скрываемый факт. И не про силу печатного слова, к чему всё сводит российская кинокритика (видимо, прочувствовав в этом собственную «боль» запретов и недосказанностей).
В центре внимания здесь – готовность пойти до конца, не отступить, даже когда всё и все пытаются заставить тебя заткнуться. Ведь это так неудобно, неприлично – священники растлевают детей. Лучше промолчать об этом, замять, поскорее забыть. И целый город молчит.
А когда один журналист продолжает копать, ему говорят примерно следующее: «Твой начальник, который взялся за эту тему – откуда он? Из Нью-Йорка? Пару лет поработал там, пару лет побудет здесь – а потом уедет. А куда поедешь ты?».
Фильм про смелость говорить правду – когда после этого некуда уехать и придется остаться. И смотреть всем этим людям в глаза. На это нужна отчаянная смелость.
В картине ее демонстрируют все. Жертвы священников-педофилов (не так-то легко, когда у тебя самого уже – семья и дети, рассказать, что в 11-12 лет священник трогал тебя за член). Юристы, руководство газеты, адвокаты - и сами журналисты («Я больше не хожу с бабушкой в церковь. Я сидела там и думала… Во мне такая злость поднималась» - «А я в детстве ходил, потом перестал. Но я надеялся, что когда-нибудь я туда вернусь. Меня эта мысль согревала...» - пронзительные Рэйчел МакАдамс и Марк Раффало).
Все они идут до конца – с безоглядной храбростью, упорством и даже с каким-то отчаянием. Потому что правда – как и свобода – это утрата всяческих надежд.
Я думаю, что одна из основных задач кинематографа (и журналистики тоже) - доносить до людей правду. Кинематограф - наши уши, наши глаза. По сути он является мощнейшим инструментом, влияющим на общество. Поэтому считаю, что снимать такие фильмы, как этот, правильно и, более того, необходимо.
Слышала о скандалах относительно священников-педофилов и раньше, была очень шокирована. Но, посмотрев фильм, была шокирована в разы больше... шокирована масштабами всего этого. Даже не представляю, что чувствуют сейчас католики, проживающие в том огромном списке городов, где орудовали эти служители церкви.
Как-то даже не могу обсуждать сейчас номинации на Глобус - типа здесь вот фильм достоин, а здесь нет, есть получше. Я как будто документальное кино посмотрела. Вот честно. Пусть оно немного рутинное, даже дотошное, без шокирующих сцен (типа как в схожем по сюжету фильме 'Лишённые голоса' тоже на реальных событиях, где волосы дыбом от происходящего вставали), но не менее пронзительное и 'уму-не-постижимое', как и всё, что касается несправедливости по отношению к детям.
Главных актёров тоже обсуждать не хочется. Они здесь - реально просто инструмент. Их даже не замечаешь, не помнишь лиц - больше помнишь сказанные ими слова, беседы с жертвами. Скажу только, что все были очень правдоподобны, начиная от Китона, Руффало и МакАдамс и заканчивая Швайбером, Слэттери и Туччи.
Если хотите просто отдохнуть и/или зарядиться позитивом, лучше отложите просмотр. Фильм морально тяжёлый. Для него нужен настрой и душевные силы.
В центре внимания журналисты из газеты The Boston Globe, которые провели расследование, в ходе которого обнаружились доказательства о насилии над детьми в среде священников. Позже материалы этого дела стали поводом для скандала вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, освещённых на весь мир вначале 2000-х. Журналисты бостонской газеты получили Пулитцеровскую премию«За служение обществу» в 2003 году.
Режиссёр Томас Маккарти спокойно и размеренно преподносит свою картину. Здесь много времени уделено рутиной работе по сбору информации из разных источников. «В центре внимания» - это настоящее журналистское расследование, неторопливое, с большим количеством информации. В таком ключе, как Маккарти уже давно никто не снимал. Прошли времена таких детектив, как «Вся президентская рать» и «Пропавший без вести». Сейчас печатная журналистика уже почти совсем исчезла, а режиссёр поймал тот миг, когда она ещё играла значимую роль в жизни людей.
Картина поднимает множество острых вопросов и политических, и социальных, и правовых. По понятным причинам тему священников-насильников затрагивали крайне редко, не только в кинематографе, но и в СМИ. Томас Маккарти попытался восстановить справедливость и сказать всё, что он думает, показать всё, как оно есть. Если зачастую в фильмах, основанных на реальных событиях, опускают имена и меняют их на другие, то здесь всё наоборот, создатели подчёркивают их, вы не раз услышите имя Бернарда Фрэнсиса Лоу, бостонского Архиепископа обвинённого в педофилии.
«В центре внимания» - это картина о людях, которые добросовестно делают свое дело. Они рискуют не только своими карьерами, но и жизнями. Про деньги тут не идёт и речи. Каждый герой делает свой дело только ради справедливости, но никак не ради славы и материального достатка. Это и есть настоящая журналистика. Фильму пророчат статуэтку «Оскар» за лучший фильм и это даже немного удивляет. В данном случае награды не так важны, важно, чтобы люди открыли для себя эту историю и узнали о том, что Церковь – это не всегда друг. Страшная правда, согласен. Но неужели лучше жить в неведении?
«В центре внимания» - это одна из лучших картин уходящего года. Напряжённый и захватывающий детектив, проливающий свет на истину. Фильм тяжело смотреть и совсем невесело. Такое кино должно учить и открывать правду, а с этим фильм Томаса Маккарти справляется отлично. Спасибо за внимание, и ни в коем случае не пропускайте этот выдающийся фильм.
Честно говоря, долго решался на просмотр данного кино. Объясню почему. Лично мне уже набили оскомину фильмы про дискриминации, секс-меньшинства и прочее. Нет, я конечно за то, чтобы каждый человек (не смотря на цвет кожи, ориентацию, взгляды) имел право самовыражаться, спокойно и счастливо жить. И об этом нужно показывать людям, дабы последние не превратились в животных. Но, когда весь кинематограф строится исключительно на таких темах... Это уже слишком. Сейчас для получения заветной статуэтки нужно сняться/снять фильм на одну из основных проблем нашей с Вами жизнедеятельности: об ученом/деятеле культуры (желательно с какими-либо отклонениями по здоровью), патриотизме (американском разумеется), отразить тему социальной дискриминации, поддержать сексуальные меньшинства. И все 'Оскар' в кармане. Дабы не быть голословным вспомним несколько примеров: '12 лет рабства' (2013), 'Игра в имитацию' (2014), 'Повелитель бури' (2008).
Но вернемся к нашему победителю... Итак, 'В центре внимания' кино о достаточно омерзительном проявлении человеческих грехов - педофилии. Да еще и со стороны священнослужителей. Было очень больно наблюдать за продвижением сюжета данной ленты, т. к. мне, как отцу, было сложно и страшно даже просто попытаться представить масштаб трагедии личности отдельного несовершеннолетнего, неокрепшего ни морально, ни физически человечка, которого развращает тот, кто по определению должен нести лишь добро и свет! Кино играет на эмоциях в полной мере. Актерский состав подобран отлично. Каждый отыгрывает персонажа и вживается в роль исключительно. Особенно запомнился лично мне Майкл Китон.
Обратил внимание еще вот на какую тонкую нить сюжета. В ходе расследования постоянно всплывают факты о том, что когда-то факты об этих мерзких преступлениях уже приходили в Boston Globe, но либо из трусости начальства, либо из-за действительно исключительного влияния католической церкви на общественную жизнь в целом, умалчивались и спускались 'на тормозах'. И персонаж Китона (и в общем вся команда журналистов) действительно переживает и стыдится этого.
Любителям историй, которые заставляют задуматься о происходящем, сопереживать персонажам обязательно посмотреть эту киноленту. Людям желающим увидеть спецэффекты, идеальную картинку можно проходить мимо. Определенно - 'Лучший фильм' и 'Лучший сценарий' 2015 года!
Лауреата премии «Оскар» за лучший фильм под названием «В центре внимания» почти сразу же стали сравнивать с такими шедеврами как «Вся президентская рать» и «Большая игра». Фильм основан на реальных событиях из мира американской журналистики: пронырливые газетчики провели расследование и вскрыли насилие священников над детьми. Фильм характеризуют две особенности: это продуманный до мельчайших деталей сценарий и, конечно, актёрская игра.
Режиссер Том МакКарти сосредоточился, в первую очередь, на профессиональных журналистов. Забудьте традиционное высасывание информации из пальца: здесь мощный каток из слаженной команды медленно наступает на церковного гиганта. Захватывающих приключений не ждите: герои фильма – обыкновенные, в сущности, люди и подходят к поиску информации со всей тщательностью. Однако, эта тщательность не опустилась до уровня «рытья в помойке»: факты преподносятся взвешенно и реалистично.
Вторая сильная сторона картины – её герои. Их характеры раскрыты весьма обыденно, словно нам показывают некий документальный фильм. Больше всех впечатлила игра Майкла Китона и Марк Руфалло.
Но, я выделил слабые на мой взгляд стороны фильма.
Мне кажется, что фильму не достаёт атмосферы погружения и осознания того, на что же в действительности наткнулись журналисты. Возможно это можно списать на то, что сами они не сразу смогли осознать масштаб того на что наткнулись и куда погрузились и я вполне допускаю, что так оно и было в реальности. Но для кино такие моменты всё же стоит слегка украсить, чтобы зритель мог в полной мере оценить ту гамму эмоций, что окружали расследование. В этом плане лента получилась слегка суше, чем стоило. Во всяком случае мне так кажется.
К сравнительным минусам так же стоит отнести и лёгкую монотонность повествования. Сюжет развивается неспешно и не изобилует темпо-ритмическими перепадами, что делает его несколько тягучим.
'В центре внимания' - фильм, который однозначно стоит посмотреть всем, кому интересно серьёзное, злободневное кино, основанное на реальных событиях и рассказывающее о реальных людях в реальных ситуациях. И точно не стоит смотреть тем, кому хочется зрелищ, сочной картинки и невероятных перипетий сюжета.
...But boy you need prayer and
If it brings me to my knees
It's a bad religion
Frank Ocean - Bad Religion
'Освещённый спот', - так можно перевести название фильма.
'Спот' - это любое место, где человек, хотя бы на секунду, становится собой: это трасса сноубордиста, это спуск с гребня маверика серфера. Это трюк скейтбордиста, это сальто через пропасть альпиниста, и всегда - это тот момент, когда человек наиболее приближен к себе истинному, к такому, каким он и должен быть. И вот сейчас этот спот снова освещён, - Том МакКарти и группа актёров, перевоплотившихся в журналистов, - разоблачают Зло, разоблачают Мессу без Христа, секс без страсти и Спасение без Любви. Но долго ли ещё отблеск их прожектора будет освещать наш путь после просмотра фильма?.. Пройти его придётся в одиночку, опираясь только на себя, Бога и своё Высшее Я. 'Не грустно ли одному на тёмной дороге?' - опять спрашивает Фрейзи Грант каждого из нас...
Фильм полудокументально и без лишних эмоций заставляет читать между строк. История, - то сжимающая сердце стирающей краски бытия безысходной тоской, то возносящая его на колючем ветру промозглой и бескрылой надеждой, история в упаковочной бумаге мелькания часов или недель, окружённая обыденностью чашек кофе, кружек пива, закусок пиццей на ходу и усталыми лицами, - по-настоящему бросила вызов Злу. Так школьная линейка, таящая в себе бесконечность неделимых атомов, ухитряется быть конечной и расчерченной на ободранные миллиметры, так и работа этих журналистов намного больше 'просто человеческой' работы, вмещает в себя спасение и Вечности, и человеческих душ.
Фильм 'В центре внимания' серьёзнее романтики, - бандитской ли, как в 'Спящих' Левинсона, богемной ли, как 'Дурном Воспитании' Альмодовара. Никакой иносказательной психоделичности, как в 'Тёмной Башне', с расстрелом продавшейся Сатане церкви Роландом, и никакой мистики, как в 'Колдунье' Мишеля или 'Стигмате' Уэйнрайта. Здесь никто ничего не стыдится и не прячет за фиговый листок метафоры. 'Раздеться' здесь - это проявить невинность, а завуалировать сказанное было бы реверансом в сторону Зла.
... Делает ли сегодня церковь нас победителями? Заставляет ли она почувствовать себя на Споте? На гребне волны? Помогает ли воскреснуть, даёт ли она надежду на то, что и мы сможем когда-нибудь высоко вознестись, что и в нас проснётся энергия того ядерного взрыва, отпечатки чего нашли на плащанице Христа, изучая момент Его воскресения?..
Или Церковь ласково успокаивает нас сонными заупокойными Мессами за живые ещё души, гладит и заговаривает нашего послушного и израненного внутреннего ребенка чем-то под кодовым названием 'спасение скорбями', чтобы легче было и дальше принимать яд лжи и смиряться с бессмысленностью бытия под лепет старого уютного телевизора?..
Но на одной ли Церкви вина в происходящем? Люди молчали, 'смиряясь', как в фильме 'Лурд' со Злом, пока сон разума рождал чудовищ.
Церковь заставляет 'почитать' оскорбления и побои, - заповедь «почитай отца и мать» для неблагополучной семьи может запросто привести к почитанию греха родителей, увести человека к Сатане от Бога. 'Спасаясь скорбями', служа в прямом смысле слова Злу родителей, потакая им как 'богам', принося их оскорбительному отношению в жертву 'во имя Бога' свою жизнь, становишься никем и ничем. Любой священник заставит считать оправданным насилие, если оно исходит от мужа, избивающего жену и детей, или от проститутки матери, которая отдаёт детей на панель, - ведь разрыв с ними - это 'ослушаться волю Божию' и 'сойти с креста', который только один спасителен.
И потому, если ты христианин, ты должен 'поклониться Злу падши', принять это как послание от Бога или даже умереть от руки пьяного отца или насильника-священника, 'неся свой крест'?
Но только ты сам переходишь эту опасную тонкую грань между смирением и самоуничижением-саморазрушением, только сам почитаешь в родителях или жене-муже не Свет, а Тьму. Ты почитаешь не мать и отца, не священника, ибо они уже на этот момент ими не являются, а Сатану, служишь Тьме и тем самым не 'сотворяешь заповедь', а преступаешь её. Ведь принося себя в жертву Сатане, ты служишь отнюдь не Богу, а Злу, заключая с Злом Завет. Вот почему важно не умирать на Кресте, а жить. И вот в чём смысл Воскресения и Вознесения, Перехода, если хотите.
И потому именно самому человеку важно не принимать смирение со Злом, рассматривая его как 'наказание' и 'искупление', важно не самоуничижаться до того, чтобы стать не смиренным, а саморазрушенным, не спасённым, а самоубийцей.
И если так, то не будет ли лучше и честнее покаяться перед Христом в том, что служили не Ему, а духу, явно Ему противоположному?
Христос говорил людям Ветхого Завета: 'Отец ваш Диавол' и учил разделять, делать выбор между долгом (законом) и спасением по Любви и Свету (по Благодати). Он не собирался ни становиться Царём Иудейским, ни создавать Православную Монархию, в чём усиленно уверяют людей сегодня.
В нашей псевдохристианской культуре, в том числе и в Православии, у людей это саморазрушение «во имя Бога» проявляется часто и в обсессивно-компульсивных расстройствах, делающих нас подобными средневековым флагеллантам, и в многочисленных теориях о «сжигании кармы» или «закрытии гештальтов», в синдроме «отложенной жизни» или 'заслуженных страданий'. Вот почему, помогая унижать и разрушать себя, человек является соучастником Чёрной Мессы и нарушителями Нового Завета с Христом.
И в фильме 'В центре внимания' актёры прекрасны этой Правдой: Лев Шрайбер - отстранён и уверен в себе, - никаких игр, никаких шуток, ничего лишнего. Марк Руффало - сама естественность, и его страстность в борьбе с недопустимостью преступления так же не пафосна, как и непосредственность Рэйчел МакАдамс, приносящей бабушке стакан воды после прочитанного. Шутки Майкла Китона и Джона Слэттери - это необходимый клей, что удержит и «The Boston Globe», и зрителей в рамках равновесия. Актёры и их персонажи - взрослые люди, которые в силу этого способны увидеть действительный и конкретный масштаб трагедии, и расследование становится ещё более шокирующим.
...Сейчас людям важно выжить. Спасти планету, создавать новые прекрасные отношения, семьи, рабочие места, где будет торжествовать не страдание и грех, а красота и благодать, добро, любовь, принятие.
Сейчас в мир приходит Новое Христосознание, где основной постулат будет не в «закрытии кармы», не «в искуплении греха дозой страдания», не в разгоне Тьмы, а в зажигании Света, в созидании Добра. Но служить ему можно, только полностью выйдя из состояния жертвы, порвав со смертью на всех уровнях и вступить на путь Жизни, ведь 'Бог есть Свет и нет в Нём никакой Тьмы'...