В творчестве легендарного режиссёра Фрица Ланга «Сильная жара» занимает почётное место, являясь по сути, одним из самых известных его фильмов и едва ли не самым кассовым. Создатель классического «Метрополиса», сбежавший из охваченной нацистским безумием Германии (оставив там разделявшую идеи нацистов жену, писавшую ему сценарии) Ланг приехал в Голливуд уже, будучи знаменитым и почитаемым мастером. И на новом месте совершенно не затерялся, поставив добрый десяток разных по жанру, но непременно высококачественных лент, изобиловавших новаторскими операторскими и художественными приёмами.
Снятая в 1953 году по роману знатного детективщика Уильяма Макговерна «Сильная жара» предлагает зрителю классический сюжет о неподкупном полицейском, в одиночку сражающимся с прогнившей верхушкой собственного начальства, давно продавшегося мафии. Естественно, преступники не собираются терпеть настырного детектива Дейва Бенниона и решают его прикончить. Но на подложенной в машину Дейва бомбе взрывается его жена. Охваченный жаждой мести полицейский забрасывает подальше значок и вступает в схватку.
По нынешним временам сюжет как раз для костоломного боевика, с непременными погонями, бесчисленными перестрелками и обилием рукопашных драк. «Нуар» же предполагает иной подход: непременные атрибуты в виде девицы, ставшей жертвой своего садиста-ухажёра и решающей своими силами восстановить справедливость, тем самым помогая главному герою, сам герой, не расстающийся с дешёвыми сигаретами, шляпой и плащом, гипертрофированный бандюган с лицом Ли Марвина (не дай Бог такое на ночь), практически полное отсутствие действия днём и концовка лишь с натяжкой тянущая на «хэппи-энд»…
Надо признать, что на пресыщенного современными «экшенами» зрителя «Сильная жара» вряд ли окажет сильное влияние. Здесь нет ни накаченного героя, ни ураганных перестрелок со стрельбой с двух рук из всех видов полу и автоматического оружия, ни высокоскоростных погонь на новеньких «Порше». Картина берёт совершенно иными вещами – атмосферой, сочными, отточенными диалогами и великолепной Глорией Грехем, из которой сексуальность так и прёт, несмотря на то, что ей полфильма приходится ходить с повязкой, закрывающей левую половину лица.
Короче говоря, если вы в «теме», то я несомненно советую вам этого заметного представителя жанра.
«Сильная жара» - добротный детектив от немецкого классика Фрица Ланга. Благодаря отменной режиссуре опытного мастера и актёрской игре, фильм не выглядит вторичным, хотя и использует едва ли не все шаблоны жанра.
Главный герой – отличный парень, прекрасный семьянин, умный и честный сержант Дэйв Бэнион принимается за дело о гибели своего коллеги Тома Данкана, связанного с главной местной мафии Майком Лаганой. Но это сержант выяснит позднее. А пока, казалось бы, и делу конец – следы пороха на руке и виске мертвеца не оставляют сомнений в самоубийстве. Но очень быстро Дэйву звонит девушка уличной профессии Люси Чэпман, бывшая любовница погибшего. Будучи уверенной в том, что Данкану помогли умереть, она рассказывает о напряжённых отношениях последнего с женой и его загородном доме, который мало вероятно, что был куплен на зарплату полицейского. На следующее утро истерзанное тело Чэпман находят в канаве.
Местами продажному, а местами трусливому полицейскому начальству не нравится, что Дэйв продолжает копать это дело и надоедает вдове Тома Данкана расспросами, кстати, очень важному фигуранту. Сержанту вначале звонят с угрозами, а потом по ошибке убивают его жену. Далее следует расследование уже отстранённого от работы нашего героя, подкреплённого ещё желанием отомстить убийцам.
Снимай Ланг свой фильм сейчас, большая вероятность, что продюсеры не позволили бы ему обойтись без обильной стрельбы из всех видов автоматического оружия и прочих атрибутов современного кинематографа, повышающих зрелищность, но снижающих эмоциональный контакт зрителя с героем. А так, - один взрыв, несколько рукопашных схваток и немного выстрелов – скромная приправа для того, чтобы сделать хорошую реалистичную историю про хороших и плохих парней.
Если бы эту картину не снял Фриц Ланг, то она вполне бы могла войти в число новелл 'Города грехов' Фрэнка Миллера. А что? Честный полицейский с зубодробительным ударом. Широко расстегнутый плащ и нелепо одетая шляпа. Яростный взгляд, здравые слова и решения, вполне соответствующие букве Закона. А ведь впоследствии появятся и короли города - всевластный политик и его приспешники, любящие мучить женщин и убийство жены героя. Все это не может не свести сюжет к жесткой концовке, где задавать тон будет совершенно неожиданно Глория Грэм, странная красотка с наполовину обожженным лицом. Даже мужественный злодей в исполнении Ли Марвина будет вынужден признать фиаско.
Впрочем, как круто тут будет смотреться Гленн Форд на фоне двух красавиц - сексуальной простушке Глории Грэм и старшей сестры Марлона Брандо. Вместе они затянут такую интересную композицию, что фильм запомнится надолго. И ведь, так убедительно и напряженно, что даже тема правдоподобности теряется. В реальности, произошло бы, вероятно, все как во Вселенной 'Спрута' Дамиано Дамиани.
Они совершили огромную ошибку... Они не успели убить его.
«Об этих вещах не говорят в вашем доме, ведь он такой изящный и респектабельный... Но вам не посадить тут достаточно цветов для того, чтобы заглушить всю вонь.»
Конечно, не один фильм снят про принципиального полицейского, который не намерен уходить в патрульные и гонять хулиганов, а лезет туда, куда его не приглашали ни мафиози, ни начальство. Но это один из наиболее жёстких нуаров, и один из самых жёстких фильмов грамотного Фрица Ланга. Для меня Ланг вообще в представлениях не нуждается. И не то чтобы сюжет чересчур затейливый или же у главного героя особо хитрый характер, но в нынешнее время как-то тоскуешь по таким героям, в частности и в действительности. Решительный, с каждой паскудой разговор короткий. «Не люблю подонков» — не такая уж и плохая жизненная позиция.
Неважно, правительство ли страны не исполняет своих обязанностей, или же официальные представители закона в самом-пресамом небольшом городке крышуют гангстеров. В любом случае те люди, которые не хотят, чтобы их пытали и убивали, поступят крайне обоснованно, если станут друг с другом организовывать такое вот практически партизанское сопротивление. Хоть этот нуар позиционируют нередко как борьбу героя-одиночки против всего города, но в действительности чудесная дочурка полицейского вряд ли осталась бы в живых, если бы не стали ему помогать другие жители, и так далее... Так что фильм вообще о том моменте, в который в людях наконец-то прорезаются порядочность и склонность к взаимовыручке — хотя бы потому, что следующим можешь оказаться ты! И в тоже время, пусть даже один в поле не воин, но стоит начать кому-то поступать по совести, так и другие того и гляди подтянутся.
Но герой ведь тут, помимо того, что непреклонный борец с ужасающей коррумпированной группировкой, держащей в тисках весь город... он и очень трепетный и романтичный человек, пусть по внешнему виду и не скажешь. «В тебе романтики, как в паре наручников. Никогда не говорил девушке, какие у неё прекрасные глаза, мягкие волосы?»Но зритель-то знает, насколько герой был нежен с женой... Их отношения, возможно, выглядели даже крайне идилличными и предрекали дальнейшее, но слащавости в них, для меня по крайней мере, не ощущалось ни на миг. А искренность присутствовала, тем сильнее цепляет произошедшее с их мирным укладом... И всё же хочется думать, что герой не отступил бы, даже если бы знал, что угрожает ему и его близким. И его отношения с женщиной с удручающим прошлым, которая, возможно, искупает свои ошибки жуткой ценой, в нём обновляют чуткость и понимание. А то, как он воспевает свою погибшую жену — одна из самых мощных, хватающих за живое, проникновенных сцен во всей истории мирового кинематографа.
Публицист Пол Шрейдер в своих «Заметках о фильме-нуаре» причислил «Сильную жару» к «маниакально-невротическим фильмам, в последние годы своего существования, окончательно преодолевшие наследие школы “крутого детектива”, находящиеся уже вне его традиций». С этим можно отчасти согласиться.
Итак, начало картины выглядит вполне «игрушечным». Картинное падение самоубийцы на стол. Затем его труп обнаруживает чересчур спокойная супруга. На его теле нет ни следа крови. В общем-то, понятно. Ведь в ту пору – пору политкорректности, кровавые картинки не было разрешено показывать (да и следы от выстрелов тоже). Как-то культурные мира сего старались не разрывать психику зрителя. Кажется, что в таком неспешном монотонном ключе будет протекать весь фильм. А нет!
Дальше перед зрителем предстает вполне реальная человеческая история. Обычный детектив борется с шайкой коррупционеров, подвязавших к себе город. И каким-бы этот город не казался красивым в душной ночи (с его величественными небоскребами с миллионами зажженных огней) из убранной лоджии одного из таких коррупционеров (и по совместительству – убийц) – не будет в нем спокойной жизни детективу Бэнниону. Да. Именно их жертвой по обстоятельству оказалась его жена. Естественно, он в первое время не верит в свою утрату. Он смотрит в пустынную кухню и еле сдерживается слез – ведь еще пару дней назад здесь хозяйничала его малышка. Депрессия, переходящая в буйный и жаркий невроз (вспомним о заметке Шрейдера), дает нагнетательный тон всему фильму. Взрыв машины с женой детектива. Винс (правая рука главаря местных коррупционеров) прожигает руку бедной девушке, протянувшейся за фишками – он, видите ли, увидел мухлеж! Затем Винс обливает за вранье свою подружку горячим кофе. Ее половина личика безвозмездно изуродована. Пожалуй, нуар окончательно отошел от недавней романтики, присущей в послевоенном позднем периоде (например «Милдред Пирс», 1946 год).
Конечно, Гленн Форд (в роли детектива Бэнниона) и молодой Ли Марвин (в роли Винса) – сыграли с буйным великолепием. Однако лучше всех в этом актерском ансамбле смотрелась женственная и обаятельная Глория Грэхам в роли подружки Винса. Она как будто перелезла из одной шкуры в другую на протяжении всего фильма. Сначала я увидел веселую беззаботную красотку, думающую лишь о шоппинге. Но только лишь потерявши часть своего красивого личика и запершись в темной комнате под присмотром чуткого детектива, она пересматривает свою жизнь… Да только, видать, поздно.
«Сильная жара» - достойное начало окончания классического нуара. Примечательно, что фильм создал режиссер, стоявший у истоков этого жанра.
Детектив из отдела убийств расследует совершенно очевидное самоубийство полицейского офицера. И вдруг в нем поселяют тень сомнения. И след-то оказывается ложным, но ведет он в нужном направлении по дороге, покрытой трупами своих и чужих.
Гленн Форд играет полцейского, который готов идти до конца, не взирая на грозящую опасность со стороны врагов и саботаж начальства. Персонаж Глории Грэм добавляет фильму трагизма, заставляя присматриваться к деталям человеческой натуры. Ли Марвин кладет на кинематографический холст черную краску широкими мазками. Эта размашистая манера позже пригодится ему в жестоком шедевре Джона Бурмена «В упор».
За всё это великолепие нуара мы можем поблагодарить режиссера Фрица Ланга, который умел рассказывать истории интересно.
Жену главного героя – Кэтии – сыграла Жослин Брандо, старшая сестра Марлона Брандо. Сыграла вполне достойно. На роль роковой женщины Дэби студия «Коламбия» хотела пригласить Мэрилин Монро, но «20 Век Фокс» заломили слишком высокую цену. Однако, как я уже говорил, Глория Грэм справилась со своим образом на «отлично», перевернув образ femme fatale с ног на голову.
Тhe New York Times и Variety очень тепло отозвались о фильме. Они рассмотрели в нем и напряжение, и силу, причислив, в конечном счете, к категории «Большого кино».
Остается добавить, что в декабре 2011 года «Сильную Жару» включили в Библиотеку Конгресса как «одним из великих послевоенных фильмов жанра нуар».
Никакой жары мы в фильме не наблюдаем, и слово 'heat' здесь имеет слэнговое значение: 'полицейский' или 'оружие'. Смысл названия - скорее всего что-типа 'Крутой полицейский'.
Да, это классический нуарный фильм. Честный и недалёкий коп с быковатыми повадками, его идеальная среднестатистическая счастливая семья, его коррумпированное начальство, его мерзавцы-противники - местная мафия и уголовники, игра света и тени.
Увы, магии нуара этому фильму не достаёт. Сюжет весьма предсказуем, герои и их диалоги - стандартны до безобразия, логика их действий не всегда объяснима, что разрушает магию слова 'верю'. Что в итоге помешало местным мафиози убить честного полицейского, и почему вместо этого они старательно ликвидируют и пытают опрошенных им дамочек лёгкого поведения, и по большей части страдальчески-терпеливо ждут дальнейших шагов противника (или уговаривают его при посредстве коррумпированных начальников) - всё это убедительного объяснения в фильме так и не получает. Фриц Ланг слился с голливудским мэйнстримом едва ли не до мимикрии, и свой талант в этом фильме он выдаёт лишь отдельными порциями, по большей части ближе к финалу картины. Поверить, что это снимал автор 'Метрополиса', 'Убийцы' и 'Нибелунгов' достаточно сложно.
Фильм смотрится с интересом, он добротно снят, но не более того. Начинать знакомство с жанром 'нуар' и с творчеством Фрица Ланга с этой картины явно не стоит.