Сложно назвать это творение детским, да и рейтинг 12+ стоит не случайно. Много крови, жесткости, возможно, жестокости. Эта глупая, порой, беспричинная агрессия выбивает из колеи надолго. Анимационный фильм как раз об этом - чего нам стоит бояться - планеты или людей?
Ошибочные идеалы, навеянные войной, ошибочное мировоззрение, которое не дает понять всю ситуацию незамыленным ложью глазом.
Кто же такие, эти люди, что не дают спокойно жить? Сначала разрушившие планету, благодаря чему чуть не наступил конец света. А почему же не наступил? Он пришел, забрал старый свет и произвел новый - с новыми проблемами: споры, воинствующие соседи, странные животные - Ому. А теперь жизнь снова закручивается по спирали - принцесса нашла Титана...
Навсикая, если честно, порой меня раздражала, ибо со стороны как поглядеть - Мэри Сью. Вот типичная: все ее любят, мини-юбка, 'мир во всем мире', идеальная( по анимационным меркам) внешность. И то ли рычать от злости, то ли тоже любить и воспевать. Конечно, это более ранняя работа Хаяо, так как в 'Унесенных призраками' Тихиро уж никак не Сьюха, так что по большому счету это можно простить. Давайте полюбим эту милую девочку...
Хаяо Миядзаки меняет приоритеты в фильме, рассказывает о том, что не всегда то, что преподносится в красивой обертке, таковым и есть. Конечно, возможно, сейчас это довольно открытая истина, однако тогда, в 1984 году, истина предстала в другом свете - неожиданности. Мы привыкли покупать то, что красиво, и люди по своей природе эстеты, которым важней очарование и внешность, а начинка уж отходит на второй план.
'Человек природе динго' - подтекст? Мир изменился, постапокалипсис должен поменять отношение к природе, к уродливым, но мудрым Ому, к самому человечеству в частности. Правда, одни живут в согласии - Навсикая и ее запуганный народ - и королева-принцесса, мечтающая то ли о господстве, то ли следует праведным целям избавления мира от 'напасти' в виде жуков и спор.
Однако можно ли отвечать Злу Злом? Противостояние природы и кучки человечества, каждый думает о своем, каждый защищается, не желая выслушать. А зачем?
Правда, это своеобразное воспевание, ода, гимн пацифизму, рассказ о том, что стоит выслушать, понять...простить? Во всяком случае обойтись без глупых жертвоприношений в виде войны между созданиями Божьими.
Этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы переосмыслить свои поступки, жизнь. Он не навязывает своих идеалов, принципов, нет, просто дает возможность подумать. Подумать над тем, кто же ты такой - Человек, и что ты делаешь на этой земле? Куда ее ведешь?
Мне очень нравится творчество Хаяо Миядзаки. Однако, до одной из первых его работ руки у меня дошли только сейчас. И это, конечно, тоже сказывается на восприятии данного фильма. Сложно не заметить, как сильно он пересекается с более поздним «Мононоке», как по мне, лучшим творением данного режиссёра, которое во многом стало «работой над ошибками» после «Наусики». И всё же, давайте попробуем абстрагироваться от его более поздних работ и взглянуть на «долину ветров» непредвзятым взглядом.
Признаться, мне исключительно импонирует сама идея данного фильма. При просмотре больше всего ассоциаций у меня возникало с «Неукротимой планетой» Гарри Гаррисона. Как и там, природа отвечает агрессией на агрессию и пытается избавиться от раковой опухоли на теле планеты – от людей, которым лишь бы что-нибудь уничтожить. Как и там, многие люди считают, что уничтожение всего враждебного – единственный путь к выживанию. Как и там, есть более миролюбивые люди, которые нашли с природой общий язык. Даже концовка, в некотором роде, имеет схожести.
Однако, на мой взгляд, реализация этой идеи – подкачала. Ну, по порядку о том, что меня сильно коробило при просмотре и не давало проникнуться историей:
1. Сюжет картины получился очень сумбурным, кто-то с кем-то постоянно воюет, кто-то где-то летает, и там тоже воюет, но кто и зачем - не очень понятно. Действие происходит сразу в нескольких местах, но фильму не хватает структурной целостности.
2. Стороны чётко разделены на плохих и хороших. Люди – плохие, природа – хорошая. И всё тут. Я уже упоминал «Мононоке» от этого же режиссёра, так вот там этот момент показан намного лучше. У людей свои цели, у природы свои, и фильм предлагал найти компромисс, а не просто подчиниться естественному ходу вещей.
3. Сюжетная броня главной героини просто превосходит все рамки дозволенного. Что бы не происходило с ней: её расстреливали из пулемёта, топтали гигантские насекомые, роняли с огромной высоты на землю, травили ядовитым газом и т.д., и т.п. – она каждый раз бодро вскакивает на ноги и продолжает носиться между локациями, насаживая везде добро и справедливость.
Ну, а теперь о хорошем: аниме очень красиво нарисовано, даже по современным меркам. Интересный, и, по-своему, логичный постапокалиптический мир. Забавные персонажи второго плана. В общем и целом, можно посмотреть его и остаться довольным. Однако, я всё же посоветую лучше посмотреть «Мононоке», которая лишена всех перечисленных проблем «Наусики».
Достаточно простой и вместе с тем философский мультфильм студии Гибли (Studio Ghibli)рассказывает о постапокалиптическом мире.
Свойственная Хаяо Миядзаки война человека с самим собой теперь олицетворяется Странником на золотом поле - принцессой из долины ветров и происходит в остатках цивилизаций, окруженных ядовитыми лесами, в которых живут огромные насекомые. С ними можно жить в мире, их можно использовать в своих целях, но пока это удается только Наусике из долины, защищенной ветрами от спор, распространяемых лесом.
Как водится в героическом эпосе, только поставив на кон свою жизнь можно добиться цели и только так Наусика покажет людям путь мира, вернет людям ответственность за происходящее.
Несмотря на фантастический мир, мультфильм ужасно трогательный. Местами он занудствует, заставляя нас созерцать и размышлять, местами поражает неестественной битвой толстенных летающих самолетов и гигантскими насекомыми.
Мало кому сложно выдержать мультфильм до конца, тем не менее случается и это. Да и не всем по нраву философская трогательность, любовь к миру и природе, которые исповедует этот мультфильм. Тем не менее для фанатов, любителей и просто эстетов мультфильм может принести несказанное удовольствие.
Мультфильм не иносказателен и не символичен, он показывает то, что мы должны увидеть, не заменяя это на классический аниме-символизм. Технически мультфильм является качественным японским мультиком, нарисованном настолько хорошо, насколько это возможно для аниме прожившего двадцать с лишним лет. Музыка в фильме великолепна и хорошо подчеркивает момент. Один лишь реквием, исполненный детским голоском, может растрогать и надолго остаться в памяти и мобильном телефоне.
В России официально издан лишь в этом году. Пиратская Наусика стала лицензионной Навсикаей (Навсикая - героиня древнегреческого эпоса). Гигантские насекомые “Ому” стали Омами и хорошо что не амперами. Однако в целом перевод оказался качественным, связанным и понятным.
Восстановлено и адаптировано под DVD формат сносно, на четверку.
После просмотра «Ходячего замка» я решил окончательно развеять свой пессимизм (или наоборот усилить безразличие) по отношению к причудливому стилю известного японского режиссера. После продолжительной лекции продавца DVD-салона (под странным названием «Продажа Компактов») о шедевральности мультфильмов Миядзаки и о любви фанатов к его творчеству, я улыбнулся, немного посомневавшись, все-таки купил запылившийся диск «Навсикая из долины ветров»…
Не буду скрывать, что на просмотр этого мультфильма меня побудили не откровения продавца, а положительные отзывы на нашем сайте.
Начали мы его смотреть с женой, которую давеча насильно заставил два часа изучать «Ходячий замок», закончил я просмотр, к сожалению, в одиночестве на следующий день (зря, что ли тратил деньги и слушал стихи любителя аниме в магазине).
И как всегда к сюжету не прокопаешься, да и картинка мультика 80-х годов, хоть и недавно отреставрированная, выглядит в лучших традициях японской анимации. Понравился и неиссякаемый энтузиазм главной героини, её ловкость, грация и сентиментальность, а главное её безвозмездное желание помочь всему живому…
На этом мои положительные эмоции закончились, наблюдая за всем происходящим с саркастической улыбкой, я ждал конца!
И все так предсказуемо… опять возникли все те же вопросы к прорисовке персонажей, к деталям их гардероба, к невнятным пропорциям, к непонятной любви режиссера к летательным аппаратам! Жаль, что Миядзаки японец.
Ох уж эти серьги или маленькие висюльки на княжне Навсикая, ярое желание режиссера раскидать элементы аниме по всему мультфильму переросло в абсурд. Зачем девочке, бегающей по лесам, пескам и горам всякие принадлежности на лице в виде пудры, макияжа или тех же сережек? А оставшиеся в живых жители с мазками похожими на хоботы или использованные носки, выглядят очень смешно! А рыцари на танках вообще отдельный разговор!
Желание Миядзаки понятно, - он пытается выразить свои чувства, переживания и быть может свои вещие сны на экран. Но делать это нужно, без помощи анимэ. Этот стиль ограничивает возможности и сковывает воображение любителей мультфильмов, а японская стилистика хладнокровно портит все желание до конца поддаться сказке и забыться… Эх, не получается уж больно этот стиль не естественный…
Вот бы идеи Миядзаки в Pixar, - и второй Дисней готов! По крайне мере пожизненная слава обеспечена! А аниме-исполнение придется оставить на родине оригами.