К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм Ари Фольмана имел все шансы войти в подростковые образовательные программы. Традиционный рисунок без эпатажа и радикальных стилевых экспериментов. Напряженная интрига. Главные герои- подростки. Социально- важная тематика- сохранение исторической памяти об ужасах нацизма. При этом, картина 'Где Анна Франк' вряд ли эти программы пополнит. Она слишком неудобна для традиционной педадогики, в которой все очевидно и разложено по полкам. Это- слева, это- справа. Это- черное, это- белое. Это- добро, это -зло. Постепенно и ненавязчиво Фольман доказывает: именно такое воспитание приводит к выхолащиванию понятий, сводит антифашизм к декларациям, которые произносить привычно и прилично, а вот задумываться о природе, причине и механизмах не стоит. Где Анна Франк?- этот вопрос девочка Китти- выдуманная подруга еврейской девочки- подростка Анны Франк, для которой Анна и ведет свой дневник, задает всем в современном Амстердаме. Ведь Анны нигде нет. При этом она повсюду. Музей Анны Франк, школа Анны Франк, мост Анны Франк, памятник Анне Франк. Имя есть, а Анны нет. Спустя три четверти века после войны символ остался, память о живом человеке исчезла. Это - один из фундаментальных столпов картины.

Толпы туристов проходят через музейные залы. Тут семья пряталась, тут спали девочки, тут мама с папой, тут обедали тем, чем удалось разжиться на черном рынке. Вполне добропорядочное буржуазное семейство, вынужденное сменить свой родной город на чужбину, свою удобную квартиру на спрятанные от посторонних глаз чуланы. Вездесущие японцы фотографируют лежанки, столы и тумбочки. А режиссер решительно отрезает себе путь в школьные кинолектории. Из дневника Анны Франк он выбирает самые 'неудобные' с точки зрения воспитания моменты. Анна больше любит папу, чем маму. Больше того, маму иногда осуждает. Она мечтает о любви, которая везде находит 15-летних, даже в изолированном чулане. Анна в дневниковых записях критикует их новую соседку по убежищу. Она, конечно, тоже жертва, но чересчур привязана к мехам и драгметаллам. И ни слова из дневника в осуждении нацизма. Ни намека на борьбу с ним. Фольман очень жестко настаивает: в массовом сознании семья Анна Франк- едва ли герои Сопротивления. Ничего подобного! Никаких листовок и самодельных гранат. Они не герои. Но это не значит, что память о них менее важна, чем память о борцах. Жертвами, изгоями в силу обстоятельств рождения и принадлежности к конкретной нации и культуре их сделал нацизм. Он-то боролся не только с теми, у кого оружие в руках. Он сражался и с девочкой, которая грезила первой придуманной любовью, не всегда понимала маму, писала письма несуществующей подруге и так и не встретила свою 16-ю весну.

Закрепив тезис о важности и бесценности каждой человеческой жизни, Фольман продолжает работу по разрушению клише и стереотипов. Вот - на стенке над кроватью девочки- подростка фото Кларка Гейбла. Тогда говорили 'кинозвезда' или 'кумир', сейчас 'секс-символ'. Типичное подростковое искушение - иметь героя, кумира, идеал. В мечтах Анны Кларк Гейбл сражается в рядах античного воинства против чумы фашизма. Чистая фантазия и мечта- Фольман ее подчеркивает и педалирует. И за этим почти незаметной он оставляет ниточку, которая ведет из года 1944 в год 2024. В толпе туристов в музее ненадолго мелькнет лицо сегодняшнего символа- Джастина Бибера. Фольман знает: Бибер действительно был в музее Анны Франк и после посещения высказался в том духе, что если бы Анна жила в наши дни, она несомненно была бы его фанаткой. Явление Бибера важно для ткани фильма не только, как краска опошления трагедии. Это- пунктирный, но крайне-важный путь в сегодняшний день. Ведь вскоре нам предстоит увидеть облавы, колючие проволоки и выкликание имен по списку, которое датируется уже не годами Второй мировой- нашими днями. Из благополучных Нидерландов депортируют нелегальных мигрантов. А они- друзья Китти, которые помогают ей в поисках Анны. Фольман не только не облегчает себе задачу, он ее усложняет. Друг Китти- нелегальный мигрант и беспризорник Питер, не просто жертва современного мира, он мелкий преступник. Китти знакомится с Питером, когда тот обчищает карманы посетителей музея. Мы не знаем, что привело мигрантов в благополучный Амстердам. Конечно, их отправляют не в газовые камеры. а всего лишь на родину. Но ведь никто не вникает в то, что именно ждет их на этой самой родине. Ровно как и три четверти века назад бюргеры верили, да и очень хотели верить в то, что их соседей-евреев отправляют в специальные еврейские поселения, где те будут счастливы. Три четверти века прошло. История повторяется. Пока в карликовом масштабе. На фоне музея Анны Франк и театра Анны Франк вновь выкликаются имена тех, кому не место среди такой памяти об 'Анне Франк'.

Почему-то мало кто из рецензентов заметил начальный титр фильма: 'Амстердам. Недалекое будущее. Дневник Анны Франк выставлен на аукцион'. И это значит, что основная интрига фильма- гонка за похитительницей дневника- девочкой Китти- это не столько погоня за похитительницей памяти, сколько за воровкой, укравшей ценную вещь, стоимость которой в евро или фунтах предстоит определить аукциону. Память об Анне Франк в 'недалеком будущем' стерта до символических форм. Реальную память выставляют на продажу. Горький фильм. Горький финал.

10 октября 2022 | 11:19
  • тип рецензии:

Странно, да, способ воплотить образ своих одноклассниц в одной вымышленной девочке и передать ей свои черты лица и характера. Этим юная Анна Франк спасалась, когда её семья, вынужденная покинуть оккупированную территорию Европы. Она создала подругу, чей образ бы для неё спасательным кругом от реальности, полная переживаний во время Холокоста.

Всё остальное: израильский режиссёр Ари Фольман рассказывает о девушке, покинувшей дом, оставив самое дорогое, вплоть до кота Морти (хотя девиз отца Анны был: 'Нужно спасти, как можно больше жизней', что странно могли бы оставить его в мешке). Придумав Китти - рыжеволосую, хрупкую девушку, плод совершенства и красоты, она пройдет через множество препятствий, лишь бы найти способ избежать войны. А, пока её альтер-эго ищет писательницу, она находится в разных местах города. То, в музее будущего, где орудуют воришки, а любопытные посетители норовят засунуть нос и уставить взгляд на любую вещь. Или в отделении эмигрантов. В этой новой эпохе, где существует полиция (Китти думает, что немцы до сих пор живут), ей предстоит заручиться поддержкой эмигрантов и встать на защиту самого дорогого, что было в жизни Анны. А, позже она столкнуться с неожиданной правдой.

Мультфильм идеально подходит для детей, которые ещё не знают, что был такой актёр Кларк Гейбл или незнакомыми с творчеством Франк. А, главное им будет полезно увидеть фашистскую Германию с иной точки зрения (дизайн армии напоминает вурдалаков в плащах Дарта Вейдера, а собаки из 'Обители зла') Поэтому, большинство молодежи придётся по душе рукопись писательницы переведенная с нидерландского на многие языки стран мира. Повторим слова Китти: важно уберечь от зла хотя бы одну живую душу

Удивляюсь, как спокойно парень-беженец перенёс факт того, что девушка, с которой он разговаривал, перенеслась в книгу. Есть простой ответы на этот вопрос: либо смотрел 'Гарри Поттера', либо у него и его семьи есть проблемы поважнее сверхъестественных явлений.

Впечатления: это светлый, местами мрачный, но в итоге дающий надежду на светлое будущее мультфильм.

04 июня 2022 | 12:45
  • тип рецензии:

Израильский режиссёр Ари Фольман ворвался в мир документальной анимацией «Вальс с Баширом», где описал и свои ощущения от спецоперации Израиля в 1981 году. Потом я долго ждал экранизацию Лема «Конгресс», но там от пана Станислава мало что осталось, а вместо Ийона Тихого Робин Райт. Но сложно сегодня снимать оригинал после появления «Матрицы». И вот его крайний мультфильм посвящён... Ну тут всё сложно.

Анна Франк известна у нас в стране как некий аналог Тани Савичевой. Мол, её дневник тоже был доказательством зверств фашистов в Нидерландах. И если дневник Тани — это слэшер, где она описывает как в голодающем Ленинграде умирала её семья. То дневник Анны — это и описание жизни, и фантазия к подруге Китти. И вот эта подруга оживает...

...И пытается найти Анну Франк!

И вот тут проскакивает Фольман. Эта история ему довольно лична, поскольку родители прошли Освенцим. Но и он вложился в галлюцинаторскую графику. Но там всё не так витиевато, как в предыдущих работах, тут ему это понадобилось, чтобы показать ирреальность Китти... При этом все понимаем, что Анна Франк живая. Как и её история!

Но главный вывод в конце. Китти ходит по Амстердаму и встречает Анну Франк в виде театра, моста, библиотеки, музея... Анна Франк там символ, но не реальная девушка! Это Китти и говорит. Поскольку за образом девочки-еврейки забыли её историю. И забыли, что сегодня фашизм и нацизм процветает. Несколько персонажей мультфильма — беженцы. Покажите этот мульт детям. Он не очень страшный для них. Но весьма поучителен.

30 мая 2024 | 08:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: