Сразу, обобщая свое мнение, скажу - данная картина меня разочаровала.
И дело далеко не только в 2,5 часовом хронометраже. Это нудное повествование, пусть и сдобренное красивыми пейзажами с развалинами и заросшими мхом машинами. Картина лишена реальной драмы. Такого, чтобы за душу цепляло, здесь нет, хотя картина наполнена разными проблемами, начиная от взаимоотношения отцов и детей и заканчивая разрушительной натурой человечества. Про сюжетные нелогичности в духе невидимых проходов по базе врага или возможности какому-то рандомному патрульному незаметно подойти вплотную через открытое поле к обезьяне с гораздо более чувствительным чем у людей слухом в минусы засчитывать не буду – всё-таки жанр такой, ему простительно.
Первой частью в свое время я был приятно впечатлен, история правдоподобна и интересна. Но насколько мне понравилась первая часть – настолько же показалась неказистой вторая. В принципе я ожидал, что третью часть Мэтт Ривз снимет также слабенько как и вторую.
В картине, весьма тепло принятой критиками, мне не хватило буквально всего. По людям, выходящим из зала (кстати, некоторые не досидели до конца фильма), было видно, что время они провели откровенно скучно. Одна из причин – непомерно затянутые и частые диалоги, которые передаются жестами обезьян с субтитрами без каких-либо эмоций.
Оно и понятно – кроме главного героя, остальные обезьяны сливаются в какую-то бесконечную и однотипную массу. Речи о каких-то эмоциях на лицах не идет, различить обезьян можно с трудом по шрамам, росту и комплекции.
Создатели фильма сделали попытку очеловечить обезьян, их трагедии, их взаимоотношения — это чисто человеческая история, которой, однако, не хочется сопереживать, поскольку всё же человекоподобные обезьяны не люди, и в их исполнении драма, нарисованная компьютером на волосатых лицах, выглядит абсурдно.
Да и главный герой, на мой взгляд, режиссером не раскрыт. Он умный, волевой и, пожалуй, всё. Да, он переживает личную трагедию, но это не та глубина, которую ждешь от главного персонажа в контексте конкретно этого фильма.
Вообще-то я любитель постапокалиптических картин. Я нахожу прелесть в такой атмосфере — смешении безнадежности, драмы и философии. Но этот фильм предсказуем, прост и даже бездарен. К обезьянам, несмотря на достоинства их лидера Цезаря, в общем испытываешь симпатии не больше, чем к их собратьям из очередной передачи NatGeoWild. Какие-то серьезные и философские вопросы, якобы присутствующие в данной картине, не удается воспринимать всерьез.
Но фильм однозначно плохим назвать не получается. Битв практически нет, но они поставлены хорошо. Визуализация почти всех сцен просто отличная.
Хотя всё логично, средненький фильм от создателя средненьких фильмов «Монстро» и «Впусти меня. Сага» Мэтта Ривза.
Кстати, «Впусти меня. Сага» сагой так и не стала благодаря «таланту» этого режиссера. Надеюсь, что до нового «Бэтмена» его всё же в итоге не допустят.
И, если вы увидели в заголовке рецензии скепсис и недовольство – погодите! По заветам дедушки Карнеги я начну с хорошего. Третий фильм третьего перезапуска франшизы «Планеты обезьян» – это капитальная такая работа над ошибками первых двух частей. Словно Мэтта Ривза и всю его команду усадили в классе после уроков и велели сто раз писать: «персонажей надо прорабатывать». Ну, и дальше в том же духе.
Не знаю, как вас, а меня предыдущие фильмы, несмотря на смелость идеи и размах, оставляли равнодушными. Предыдущие фильмы 60-х, 70-х и нулевых годов будили во мне эмоции. Может быть, не всегда положительные, но я не оставался равнодушным. Но «Восстание» (2011) и «Революция» (2014) – не запоминались, не западали в душу. И тому был целый ряд причин.
В третьей же части всё как по конспекту: ошибка – исправление. Позвольте же и мне в рецензии на минутку опуститься до уровня конспекта.
Первое. Не кажется ли вам заговором или провокацией то, что нас шесть лет заставляли смотреть на фильмы, где обезьяны истребляют человечество? При этом, еще и переживать за этих обезьян! В старой пенталогии нас долго готовили к ненависти к человечеству. Это было восстание истязаемых рабов против истязателей – есть причина и эмоциональный фон для сопереживания. Но в фильмах Уайатта и Ривза этого нет. Обычное человечество. Оно не вторгается, не геноцидит, разве что немного угнетает. Но обезьяны хотят его уничтожить. Пусть официально это и отрицают.
«Война» всё изменила. Здесь перед нами два социума. С одной стороны: жестокие – до безумства жестокие – люди. Которые истребляют уже не только обезьян, но и друг друга. С другой: обезьяны, списанные с идеалов Золотого века, которые как в песне – «мы мирные люди, но наш бронепоезд…». И конфликт между ними понятен. Равно как и понятно, почему мы – вопреки всем популяционным инстинктам – должны болеть за волосатых.
Второе. Вступив в третью часть, я попадаю в окружение персонажей, которые должны быть мне знакомы: Морис, Зима, Ракета, Озеро, жена Цезаря, сын Цезаря, еще сын Цезаря. Но я их вообще не помню! И это не я тупой. Персонажи (кроме протагониста) были не раскрыты. Они не запоминались ни внешне, ни характером. Мне некому было сопереживать. Даже Цезарю – он весь такой идеальный. Бронзовый герой. Как такому переживать!
И третий фильм начинается также! Но потом в сюжет вклинивается роуд–муви небольшой компании… И персонажи оживают. Ситуации выкатываются к их ногам одна за другой, персонажи в камерной обстановке реагируют – и мы начинаем видеть личности. Парочка новых персонажей, прибивающихся к генеральной фабуле, тоже интересны, колоритны, так что – полный пакет!
В этом фильме радует и сам главный герой – Цезарь. Наконец, его идеальную личность покрывает ржавчина. Предводителя умных обезьян мучают противоречия: идти ли по пути мести, которая всех погубит или жить ради жизни. Конечно, это Голливуд, и мы все прекрасно понимаем, чем закончится эта внутренняя борьба… Но она хотя бы появилась! Это раз. И два – как красиво удалось авторам фильма разрешить драматическую кульминацию! Знаете, обычно, когда герой делает выбор между белым и черным – зачастую это выходит натянуто. Но вот Цезарю я поверил!
Полный флеш-рояль персонажей набирается благодаря антагонисту. Вуди Харрельсон всё делает лучше, чем было! Кинь его в отхожую яму – оттуда завоняет фиалками! Восхитительный злодей! С драмой. С настоящим безумием в голове. И драматическую кульминацию, о которой я пел дифирамбы выше, вытаскивает именно он.
Третье… А можно эпиграф? «Ты чо такой серьезный?» (с) Джокер. Нет, серьезно, первые два фильма просто убивают всех мух в округе своей серьезностью, драмой и пафосом. И, если в третьей части пафоса и драмы меньше не стало, зато, наконец, появился персонаж, ответственный за хиханьки и хаханьки. И спасибо авторам за него! Юмора в меру, он уместен и ни разу не скатился до жопно-сортирного… Вру, они раз какахи полетели – но это сделали другие персонажи.
Четвертый пункт исправлен частично. Не сочтите меня расистом, но обезьяны в новой трилогии некрасивые. Сравните их с макаками Бертона – земля и небо. Серые, невыразительные, незапоминающиеся. Увы, они не стали другими в «Войне». Но надо признать – уровень графики зашкаливающий. Реалистичность компьютерных фигур такова, что я смотрел и не мог поверить, что этих обезьян физически не существует. В сравнении с 2014 годом – огромный шаг вперед. Мне даже кажется, что обезьяны Цезаря были прорисованы лучше, чем орки из «Варкрафта».
Не уверен, но, возможно, именно поэтому фильм просто переполнен крупными планами. Как же их было много! Долгие кадры с полными муки обезьяньими глазами. Длинные наезды: на Цезаря, на Вуди, на бедную девочку (на последнюю, кстати, зря – иногда она фальшивила, и это было очень заметно). Даже тени на стене палатки показывали крупным планом. Мэтт Ривз словно купил себе супердревнее нэцкэ и тычет нам им под нос: гляньте только, какая изумительная резьба, какие идеальные линии!
Всё, что я вам перечислил, хронологически выливалось в неровно, но уверенно ползущую вверх линию: сначала не очень; потом – я их уже различаю; о! – я уже волнуюсь за них; а вот и юмор – нифига себе; какой кошмар – как мне жалко бедных обезьянок; и – Цезарь, не делай этого!!!...
А потом авторы слили финал. И чем? Богом из машины! Поверьте, это не просто критиканский термин. События развернулись таким образом, словно и впрямь от шума и визга проснулся на небесах какой-то обезьяний бог, увидел безобразие внизу и громогласно заорал: что эти люди себе позволяют?! Эффект этого вопля был таков, что сидишь и думаешь: а нафига вообще был нужен весь этот сюжет? Все эти телодвижения героев.
После финала контрольным ударом в печень идет эпилог. Он уже начисто слизан с Ветхого Завета. То ли глумятся авторы над Библией, то ли настолько глубок стал кризис идей у сценаристов. Смотришь на пастораль перед титрами и недоумеваешь: а зачем обезьяну Цезарем тогда назвали? Назвали бы Мозесом.
Американский блокбастер, который уверенно шел к положительной оценке, в очередной раз срезала концовка. Вот скажите мне, что это? Диагноз сценаристов: мы спринтеры, а не стайеры? Вовкино «и так сойдет»? Или расчет такой: главное, чтобы они в кинотеатр пришли, а для этого хватит трейлера и начала яркого?