Хорошее кино. С хорошей идей. И хорошей реализацией.
Постараюсь обосновать это без, так сказать, спойлеров и без доскональной сверки фактов с тем, что показали нам на экране. Это не документальное кино. И даже в описании к фильму указано, что это байопик о юности, именно юности, автора. Поэтому здесь нет еще прославляющих Толкина произведений, даже нет процесса их создания. Но есть более важное. Есть то, что позволило потом случиться тому, что прославило автора. В фильме нет Великого Писателя, в фильме есть Толкин - юнец, один из 4х таких же юнцов из дружеского союза. Каждый со своими мечтами, пороками и доблестями. В фильме больше про дружбу, про перипетии образовательно пути, про любовь, и конечно же, про братство, которое не умирает даже если кто-то из его основателей уже ушел из жизни. Фильм про концепт жизни, а не про то, как работает фантазия автора.
И мне такой подход показался близким и мудрым. Потому что вся жизнь автора - это и есть 'процесс творчества'. Поэтому очень по-человечески честно и стилистически верным было решение показать становление писателя так, как это сделали в этом фильме. Не лезть во внутренний мир, не додумывать за автора то, КАК происходил процесс создания его книг. А показать в КАКИХ условиях и при каких внешних обстоятельствах талант проявляет себя. И со временем преломляется пережитое житейское в нечто волшебное на страницах написанных книг. Концентрат жизни, суть душ, суть событий в невероятном созданном мире, где эльфы и башни. И если вы шли за этим 'миром хоббита' - то зря. Ведь биография - это все же о 'простых' прелестях бренной жизни. Про любовь к соседке, которая вдохновит на удивительный образ эльфийки. Про богатство и бедность - а в истории созданной автора, мы узнаем о сокровище, которое порабощает. Про братство и друзей, погибших на войне - здесь не нужно комментариев, пожалуй. И со страниц его книг говорит не только сам Толкин. Но мы слышим голоса его друзей, его учителей, его любой женщины, и Великой Природы вокруг. Снято кино со вкусом, красиво, и с нужными акцентами. В фильме удивительная атмосфера, прекрасные диалоги. И фильм получился не о том, как работает фантазия автора, не как прописываются герои и создаются языки, как многим видимо хотелось. А фильм получился о жизни. Под вуалью светлой грусти. И как можно в этом фильме не заметить то, о чем впоследствии писал Толкин - я не понимаю. Кино замечательное.
Это фильм Кинопоиск мне предложил после просмотра 'За пропастью во ржи'. И, знаете, он намного лучше!
Да, несмотря на то, что Николас Холт во втором фильме подряд играет писателя, все равно он сильно различается в обоих картинах, хотя границы размываются от пересекающихся сюжетов с одним актером в примерно том же возрасте.
Но если у вас стоит выбор между двумя этими фильмами, посмотрите лучше 'Толкин'. Сейчас объясню, почему.
Плюсы фильма заключаются вот в чем:
- герой больше симпатичен, за него переживаешь
- очень нравится идея братства, где все творческие и поддерживают друг друга. Именно в таком братстве, где не все равны, но при этом может быть настоящая мужская дружба, и есть что-то ценное.
И именно эта ценность будет даже на войне, когда вы в разных отрядах, твой друг не отвечает, и ты идешь по полю боя проверить, жив ли он... Эта сцена меня очень потрясла.
- любовная история тут тоже более трепетная, нежная. Она не про завоевание, а про то, что с одним человеком - через года и невзгоды.
- интересно наблюдать создание вот этой магии писательства, когда человек увлекается созданием языка и целого придуманного мира. Это же не за один день приходит в мир. Это постепенно наращивается. Есть проводники в виде профессора в университет, девушки, которая подсказывает смыслы. И у писателя нет претензий к миру и людям, он черпает знания и вдохновение во всем. Ему больше симпатизируешь, чем беспардонному Сэлинджеру.
И несмотря на то, что я все равно не стала фанатом мира хоббитов (о нем, кстати, очень мало говорится), я приятно провела время.
Это хорошая история, которая по-своему хорошо заканчивается. Ты получаешь удовлетворение от просмотренной картины. И даже немножко чему-то учишься у героя.
Если Питер Джексон двумя своими трилогиями - «Властелин колец» и «Хоббит» - раз и навсегда закрыл проблему экранизации текстов Джона Рональда Руэла Толкина, то фильмы о жизни Профессора, об истоках его бесценного творчества, мира, пропитанного волшебством, мира, увлекающего все новые и новые поколения, можно и нужно снимать кино.
Последняя на данный момент лента от Доме Карукоски - это рассказ о детстве и юности писателя, о войне и дружбе, о любви - словом, важнейших этапах и явлениях, сформировавших классика английской и мировой литературы, отца фэнтези.
— Ты говоришь: есть надежда. Я думаю — ты прав, и Любовь победит там, где терпят поражение армии. А если и Любовь бессильна — значит, не победит ничто. Но зачем жить тогда?
В фильме очень просто, буквально в люб, показывают какие-то мотивы, ставшие впоследствии очень значимыми и нашедшими отражение в произведениях Толкина: любовь к легендам, сказкам и эпосу привила мать (чтение «Песни о Нибелунгах»), дружба и союз («Чайный клуб и барровианское общество») с Робом Гилсоном, Джеффри Смитом и Кристофером Уайзменом - основа для «Братства Кольца», разговоры Рональда на 'тарабарщине' - языки Средиземья, его будущая жена - прообраз всех эльфийских дев, поля Первой Мировой войны - Мордор, враги - орки. Конечно, это в известной степени упрощение, но в жизни писателя не бывает незначительных деталей, все может найти своей отражение в творчестве.
Одно из сильных мест «Толкина» - атмосфера, особенно это касается периодов обучения в школе короля Эдварда, а затем и в Оксфорде - прекрасно показано братство, единство юных и талантливых ребят, собирающихся покорить мир. Нам показан не умудренный сединами Профессор, уже создавший свои миры, почти небожитель, волшебник, как его герои, а юноша, лишь идущий ко всему этому, живой и интересный молодой человек.
— Если вы когда-нибудь будете проходить мимо моего дома, входите не стучась. Чай подается в четыре, но милости прошу во всякое время.
Удались и зарисовки на военную тему - смерти, ужасы, газы, галлюцинации. Как это не сломало Толкина, не лишило веры в человечество, в победу добра над злом? Его не сломало, а вот Джерома Сэлинджера война (пусть и другая, еще более страшная) искалечила непоправимо. Любопытно, что Николас Холт сыграл обоих писателей, на которых война оказала большое, но различное влияние, и в обоих случаях он справился. Вообще, у Холта любопытная внешность - вроде бы довольно яркая, но в то же время довольно аморфная, ему удобно вживаться в образы, не прибегая к сложному гриму.
Творчество Джона Рональда Руэля Толкина (мне всё-таки привычнее Толкиен) оказало на меня очень большое влияние. Именно 'Хоббит' был моей любимой книгой в детстве. Поэтому байопик о дорогом моему сердцу писателе я пропустить не мог.
Фильм рассказывает о детстве и юности Толкина, а также о его участии в Первой мировой войне. По трейлеру создавалось впечатление, что фильм будет показывать то, как события в реальной жизни писателя нашли отражение в его произведениях. И начало фильма оправдывает эти ожидания: верный адъютант Сэм практически несёт лейтенанта Толкина через мрачные окопы к его личной цели. Но дальше, возможно из-за проблем с правами, авторы фильмы не идут. Да, мелькнут ещё дракон и назгул, в сюжет вплетут 'Легенду о Сигурде и Гудруне' и 'Кольцо Нибелунгов', а любовная история Толкина и его будущей жены может напомнить о Арагорне и Эовин, но прямых параллелей больше не будет.
Создание 'Толкина' сопровождалось уже привычным скандалом: сын писателя Кристофер Толкин против не только экранизации его произведений, но истории его жизни. Из-за этого при просмотре 'Толкина' складывается впечатление, что читаешь статью Википедии: авторы фильма взяли ряд событий из молодости писателя и собрали их в не очень складный сюжет. Эмоциональные сцены вроде бы и есть, но из-за того, что родственники не консультировали, выглядят эти сцены неестественно.
Николас Холт играет уже второго западного классика (причём ни на Сэлинджера, ни на Толкина внешне он не похож). У Холта Толкин получился пылким юношей, хорошо удалось передать увлечённость разными языками и создание своих. Лили Коллинз ничего особенного не показывает (кроме бровей). Очаровательными вышли Толкин-подросток и трое его школьных друзей.
Не смотря на сопротивление потомков, фильм о Джоне Рональде Руэле Толкине вышел милым и снятым с уважением к отцу фэнтези.
Кому смотреть: - тем, кто не читал книги Толкина (возможно, после фильма захочется); - любителям спокойного Николаса Холта.
Кому не смотреть: - если терпеть не можете байопики; - если ожидаете много сцен с Первой мировой.
4 января 1892 года Артур Толкин написал письмо в Бирмингем, где со всей присущей ему отцовской гордостью сообщил о появлении на свет сына, Джона Рональда Руэла Толкина, - человека, который своим блестящим умом, живостью мыслей, стремлением к познанию, а также безграничной мечтательностью изобрел жанр 'фэнтези' и впредь и навсегда изменил литературный мир. Невероятного таланта профессор, лингвист и поистине сильная личность, человек отважный и решительный, не лишенный безрассудной смелости и рьяного упорства... все это об известном писателе 20-го столетия, скромно подписывающем свои произведения как Дж. Р. Р. Т.
Фильм 'Толкин' стал для меня словно вдохновением, заставил животрепещуще ждать выхода, анализировать над его содержанием. Я полагаю, что для любого уважающего себя поклонника творчества великого Профессора Толкина, любое упоминание о нем - это уже своего рода новая надежда на появление удивительных историй, полных опасностей и новых открытий.
В данном случае создатели картины открывают перед нами новую главу - приключение в прошлое: столь туманное, далекое, грустное и неизведанное, что порой становится так тоскливо. Однако эта биография - история становления таких произведений, как 'Властелин колец' и 'Хоббит', а главное - история о самом Толкине, приоткрывающая завесу на его самые сокровенные мысли, мечты и надежды.
Благодаря Доме Карукоски мы узнаем о взаимоотношениях между Рональдом и отцом Фрэнсисом, открываем для себя мир дружбы и искренней любви.
Нет ничего более яркого и живого, чем встречи преданных членов 'Чайного клуба и Барровианского общества', где друзья делились своими идеями об изменении мира в лучшую сторону, о творческих успехах и мимолетных неудачах. Думаю, описание 'ЧКБО' - одна из наиболее важных деталей, позволивших зрителям познать внутренний мир Толкина, важность понятий 'дружбы' и 'братства' в его последующих трудах.
Судьбоносная встреча мисс Эдит Бретт и Дж. Р. Р. Толкина поразит глубиной чувств и верностью своих убеждений.
Николас Холт - актер, который, скажем прямо, исключительно внешне совершенно не подходит на роль Джона Рональда. Детально рассматривая фото молодого Толкина, на ум приходит лишь Райан Гослинг, однако, к счастью, мы оцениваем актеров не за их внешность. Долго блуждая вокруг да около, по больше части из-за актерского состава, я взяла себя в руки и решилась на просмотр, и, сказать честно, это меня ничуть не разочаровало. Из Холта вышел далеко не самый плохой Толкин, я вам скажу! В таких вопросах я жуткий скептик, ведь Дж. Р. Р. Т. для меня не просто рядовой писатель. Такие люди рождаются для того, чтобы нести свет в этот мир. Именно поэтому задача для актера не из простых - сыграть выдающуюся личность. Признаться, Холт отдаленно напомнил мне Фродо, каким Толкин представил его в книге. Пожалуй, это уже достаточно удовлетворительный показатель.
Лили Коллинз (Эдит Бретт) несколько удивила и даже очаровала своей игрой. Возможно, лишь удачно сложился пазл режиссера, но Лили была весьма и весьма убедительна. Хотя, сказать по правде, это не Лютиэн Тинувиэль моей мечты, но такое ее воплощение заслуживает места быть.
'Толкин' - это фильм не о том как создавался 'Хоббит', 'Властелин колец' или даже 'Сильмариллион'. Это лишь рассказ о мальчике-сироте: грустном, серьезном и задумчивом, отчаянно пытающимся проложить себе путь в лучшую жизнь, создавая в своем воображении образы свирепых драконов, доблестных рыцарей, бесстрашных воинов, удивительных существ и народов. Это история, которую человек пронес через всю жизнь и заключил ее в пределах страниц своих книг, наполнив наши сердца добротой, любовью и верой в собственные силы.
Николас Холт медленно и верно подбирается к статусу актера наиболее часто воплотившего в кино писателей. Вслед за исполнением роли Сэлинджера он взялся за роль столпа Британской фантастической литературы. Джона Р. Толкина.
Фильм важен тем, что его основной линией является не то, чем был известен автор, а то, как он пришел к этому. Зритель имеет удовольствие наблюдать за становлением великого писателя как человека. Детство отягощенное тяжелой потерей, юность в компании друзей, любовь которая не должна была произойти и война, которая всегда приходит не вовремя. Фильм завораживает с самых первых секунд. В нем есть юмор и эстетика присущие британским фильмам, в особенности биографиям.
Николас Холт со своими небесно-голубыми глазами замечательно исполнил роль, тон которой был задан юным актером. Кастинг в принципе радует глаз. Лили Коллинз стала настоящим украшением картины, одной из важнейших составляющих. Те эмоции которые передавали актеры от млада до велика - бесценны.
Сам принцип повествования достаточно интересный, в особенности придание фантастических образов на поле боя и в моменты глубокой задумчивости автора.
На самом деле о Толкине можно писать, снимать и говорить бесконечно долго, но если вы не знакомы ещё с его творчеством или просто хотите насладиться вечером за просмотром сильного кино, то не проходите мимо этой картины, ведь это не просто история о писателе, нет - это история о потере, дружбе, братстве, любви и долге.
Когда я, будучи девятилетним, рассматривал в своей детской библиотеке далеко на крайнем Севере занятную книгу со странным названием «Хоббит», я ещё не знал, какое влияние она окажет на мою личность и жизнь. «Взять или не взять», раздумывал я тогда, году в 1991-м. Решение подтолкнули несколько вещей: наличие в книге карты того фрагмента Средиземья, в котором происходили события романа, с загадочными Ривенделлом, Туманными горами и домом Беорна, занятные рисунки гномов в лесу и... рекомендация милейшей девушки-библиотекаря. Мои сомнения не скрылись от ее глаз. «Бери, это очень интересная, хорошая книга», - посоветовала она и первый шаг в сторону Бэг-энда был сделан. В каком-то смысле Средиземье, «Хоббит» и все творчество Толкина изменили мою жизнь, мировосприятие и мироощущение. Ощущение сказки этой жизни, волшебства и тайны долгое время сопровождали вашего покорного слугу на жизненном поприще и, наверное, помогали выдержать безумие этого мира под защитой наивности и веры в лучшее. И подобный путь прошёл не один я.
Толкин и мир: сын века своего
Толкин, его творчество, проходят нитью через жизнь современного человека, особенно на Западе и странах связанных с ним культурно. Мне, воспитанному на социальных науках, как-то попалась в университетской библиотеке статья в «Вестнике ВЦИОМ», в которой одна из глав была посвящена современной мифологии XX века. В ней мимоходом говорилось о том, что в число главных мифов современности входит и толкинистский миф. Наряду, например, с мифами либеральным, социалистическим и прочими. Как же ему это удалось?
Вот тут-то мы и подходим к разбираемому творению – «Толкину» Доме Карукоски. Нельзя сказать, что финский режиссёр так прямо и ответил на вопрос, поставленный выше. Но угадать его подготовленный зритель может. Ад мировой войны, закономерного порождения капитализма, дал разные ответы: от «Прощай, оружия!» и «На Западном фронте без перемен» до «Хоббита» и «Властелина колец». Влюбленный, мечтатель и визионер Толкин оказался «крепким орешком», он, увидев сквозь огонь тотальной войны сатанинский лик современного ему мира (что и показано в фильме), не сдался и не разочаровался в жизни, подобно Хэмингуэю, не стал одним из «потерянного поколения». Но он изобрел нишу, чрезвычайно востребованную в отчужденном веке – нишу эскапистского жанра, искусственного мира, столь красивого и чистого, что он кажется лучше мира подлинного. Таково фэнтези и Толкин стал пророком его. Это жанр бегства от мира и его ужасов, жанр утверждения идеала в мире, где нет места идеалам, еще одна форма квази-религии в мире, который освобождался от христианства в кровавых бойнях двух мировых войн.
Так что Толкина можно поблагодарить. Пройдя через ужасы войны, он не стал певцом отчаяния или пропагандистом упадка. Но и ему пришлось отреагировать на «хищные вещи века». Средиземье – укрытие для тех, кому больно сталкиваться с цинизмом и жестокостью современного мира, где за добрые дела могут покарать, а за верность идеалам – распять, пусть и не буквально.
Традиционалист на службе Голливуда: мировоззрение Профессора
Однажды в газете «Новых левых», что распространялась в университете, где я учился, мне попалась удивительная статья «Истина мифа». В ней анализировались с точки зрения политических идеологий творения «толкинистской» традиции. Самого «Властелина колец» автор счёл воспеванием феодализма и феодальной утопией. Что ж, наверное, верно.
Сняв весьма неплохой фильм о юношеской дружбе, испытании любви войной, режиссер, в портфолио коего есть фильмы о представителе ЛГБТ и скинхедах, изящно обошел вопрос о мировоззрении Джона Роналда Руэла. Ибо Профессор, будучи католиком, был вполне устоявшимся почвенником-традиционалистом и патриотом Англии, то есть человеком весьма правых взглядов, противоположным тем, что господствуют в современном Голливуде.
Неудивительно, что во времена славы трилогии Питера Джексона находились буйные головы в американских, кажется, академических кругах, что обвиняли автора «ВК» в расизме по отношению к... оркам. Толкин скорее «наш», чем «их» автор, с его почвенничеством и жестким разделением добра и зла. В самом фильме показано, как Толкин вдохновлялся сагой о Нибелунгах и Эддами — источниками, которые числились в святцах и у куда более радикальных «пророков» XX века.
Но существование эпического фэнтези льет воду и на мельницу мира чистогана и прочих мерзостей современности. Фэнтези помогает с ними мириться, а не поднимает на борьбу. Лекарство и. ..яд. Так что неудивителен интерес Голливуда к эскапистским жанрам. «Фабрика грез» и одновременно идеологический конвейер должны работать неукоснительно точно и если не убеждать зрителя в непреложности истин современного бесноватого ультралиберализма, то тогда – отвращать взоры людей от политики вообще.
Естественно, Карукоски сказать всего этого не мог, не велено. Он и пошел самым легким путем, сняв вполне красивый фильм о дружбе, любви, войне и творчестве. Запороть потенциальный хит сезона ему не дали, поэтому «Толкин» можно смотреть и даже получить удовольствие. Четверка друзей в аутентичных университетских интерьерах куролесит, учится, влюбляется и взрослеет. Сыграно это довольно неплохо.
Композиционно фильм построен грамотно, вовремя меняются линии и планы, но не превращается в скороговорку. Сильно столкновение линий войны и мирной жизни: Толкин лежит в луже крови погибших солдат, средь грязи и дыма, вспоминая, как Эдит танцует перед ним под деревом...
История описанная в фильме, если отбросить биографию писателя и сосредоточиться на личности, в наше время небанальна. Герой, пройдя горнило войны, расставание с любимой на несколько лет и потерю друзей, не превратился в циника и слабака, обвиняющего весь мир в своих испытаниях. Солдат остался студентом и человеком. В Толкине оказалось достаточно силы, чтобы ответить на вызовы жизни. Он, как и полагается верному сыну отечества, растит детей, трудится и творит Средиземье, пронеся детский взгляд сквозь всю жизнь. Это история во славу человека, а не в унижение его.
Пожалуй, главный прокол в фильме связан с актрисой на роль возлюбленной Толкина. Могли бы подыскать и посимпатичнее, но не это главное. А в иных сценах Эдит Брэтт (Лили Коллинз) показывает себя истеричкой наподобие современных дам, обчитавшихся феминистской дури и ведущей себя так, будто весь мир ей должен, что честно сказать, вызывает неприязнь к героине, которая уже не проходит до конца фильма. Жаль, но такие вещи неудивительны в современном Голливуде. К счастью, Карукоски не стал превращать «Толкина» в «Жену Толкина». Но вопрос, как Роналд мог любить такую «сложную натуру», иногда вылезает по ходу пьесы.
Неплоха в фильме музыка. Карукоски и Томас Ньюман уловили как дух эпохи, так и дух произведений Толкина, совместив «реалистическую» классику и мечтательные композиции в духе нью-эйджа Эньи. Этим авторам удалось основное: поселить атмосферу в фильме, временами воссоздающую «настроение Лориэна», временами – типичную английскую пастораль. Не сказать, чтобы атмосфера была сильно глубокой, но она есть, и это достоинство фильма.
В последние годы заметна тенденция снимать фильмы-биографии известных писателей, особенно в английском кинематографе. Ничего против не имею, тем более что 1) такое положение дел помогает лучше узнать биографии авторов, которые я часто не знаю; 2) английский кинематограф априори хорош, что бы они не снимали. Потом выяснилось, что конкретно этот фильм производства США, но надо сказать, что атмосферу Британии выхватить получилось прекрасно!
Фильм больше о любви и дружбе, нежели о творчестве, но все настолько прочно переплетено в жизни будущего писателя и каждый день, каждое событие так сильно влияет на его мировоззрение и дальнейшую судьбу, что начинаешь понимать, откуда в его голове рождаются легенды. Не могли не рождаться, когда с самого детства мама рассказывала истории про драконов и волшебников. Хотя фильм в первую очередь о лингвисте-Толкине, чем о фантасте-Толкине. Еще в подростковом возрасте он начал продумывать свой собственный язык. Это не так просто, как кажется, нужно не только наделить придуманные слова значением, но и продумать всю систему склонений и спряжений, наделить слова особой музыкальностью и фонетическими особенностями... Толкин отлично чувствовал языки, и если верить фильму, все его творчество, все волшебные миры начинались с языка — основы культуры определенного общества. В начале было слово.
Превосходно показана дружба четверых подростков и четверых студентов Оксфорда и Кембрижда. Постоянно в фильме чувствуется, насколько они разные — даже сферы творческих изысканий у них различны, не говоря уже о социальном положении. Но при этом они были одной командой, братством. Двое товарищей из четверки погибли на фронтах Первой мировой войны, но дружба осталась навсегда в сердце будущего писателя. Кстати, хочу отметить отличную игру молодых актеров, сыгравших двенадцатилетних юношей. У них было не так много экранного времени, как у их взрослых последователей, но сыграли все четверо прекрасно! С некоторой завистью я наблюдала, как все четверо встречаются в чайном клубе и разговаривают об искусстве, будущем и настоящем. Пусть поначалу это казалось некоторым «подражанием» взрослым, бахвальством, но со временем выросло в нечто большее. Повзрослевшие друзья делились своими достижениями, читали стихи, росли духовно и интеллектуально, подталкивая друг друга к саморазвитию.
На контрасте с мирной жизнью, учебой в университете и романтическими переживаниями показаны ужасы войны. Все это время с ним рядом был его помощник Сэм, которых следовал по пятам, отдавал свои теплые вещи, искал по окопам друга Джеффри, уложив заболевшего Толкина где потеплее... Отсылки к «Властелину колец» здесь явные, хотя я не уверена, что это реальный исторический факт.
Наверное, недоброжелатели (кстати, родственники и наследники писателя были против фильма, но их, как обычно, никто не спрашивал) скажут, что точно также на месте Толкина мог быть другой человек, и если бы не игры с придумыванием нового языка, то никто бы не понял, о ком фильм. Может быть. Но создатели фильма не брались за идею показать жизненный путь писателя, они сняли фильм о становлении человека. И получилось хорошо сказать о дружбе, верности любви и влиянии войны на человека. Об этом, я считаю, не бывает много фильмов.