Терри Гильям - пожалуй один из самых удивительных кинорежиссёров. Его ленты воспринимаются как авторское, 'другое' кино. Уж он точно знает своё дело. Вспомнить хотя бы 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе' с Джони Деппом, или всё ту же 'Бразилию'.
Фильм 'Страна приливов' - шедевр в самом ярком смысле. Многим сюжет покажется сумасшедшим, неправильным, или более того - извращенным. Терри перегибает в некоторых местах - и делает это преднамеренно. Зритель должен быть в шоке от происходящего, его должно завораживать происходящее.
Визуальное оформление фильма выше всяких похвал. Актёры продобраны если не идеально, то как минимум очень хорошо. Ну, перейдём непосредственно к сюжету фильма.
В принципе эта правдивая история могла произойти с каждым. Познавать всю откровенность и ужас реальности нам предстоит посредствам 11 летней Джелизы-Розы, которой, мягко говоря, не повезло с родителями. Это юное и невинное дитя ещё многое не понимает и поэтому воспринимает происходящее не более, чем игрой, развлечением.
Будучи дочерью наркоманов, которые в последствии умирают, она одинока. Из друзей у неё только головы кукол, надетые на пальцы. Именно с ними она и разговаривает целыми днями. Оставшись наедине с этим ужасным миром - реальностью, Джелиза-роза не погается многого исключительно благодаря своей богатой фантазии.
Проводя целые дни напролёт под открытим небом, она знакомится с Диккенсом - взрослым дебилом, который считает себя капитаном подводной лодки, а так же его старшей сестрой Делл. Ни к чему хорошему это не приводит.
Помимо всего этого, в фильме мы видим немного запредельные сцены. Качественная подача этого бреда обеспечена за счёт абсолютно идеальной игры Джодель Ферланд - она прекрасна, действительно прекрасна. Другие актёры так же хороши, придраться не к чему. В итоге получается супер стильное кино, которое надо обязательно посмотреть. Но далеко не все оценят старания Терри.
Это ненормально. Ненормально снимать такое кино. Почти каждая сцена здесь безумна. Безумие пугает. Безумие завораживает. Отвратительные, мерзкие сцены одновременно милы и невинны. К чему создавать столь немыслимые оксюмороны!? Радость не должна пахнуть разложившимся и сгнившим папой, сошедший с рельс поезд – не повод для невинного ликования, а противный бабушкин язык во рту у маленького мальчика не может быть приятным воспоминанием для ребенка. Все это, конечно, так, но только не в этом фильме. Здесь смерть мамы не означает долгие страдания для дочери, ведь теперь можно будет съесть ее конфеты. Вся картина просто пропитана скрытой горечью и неумышленной жестокостью.
Джелиза-Роза – девочка десяти лет, совершенно не способная воспринимать окружающую действительность как таковую. Она живет в своей фантазии, переосмысливая реальность сквозь призму своего уже больного сознания. Все, что происходит вокруг, для нее лишь сказка. И как же это грустно! Друзья Джелизы-Розы – это оторванные головы кукол и даун-сосед Диккенс. Они с ним похожи. Они оба живут фантазиями. Больными фантазиями. Но почему Джелиза стала такой? Вероятно, из-за наркоманов-родителей, регулярно «уходящих в отпуск». Из-за ее папеньки, постоянно рассказывающего своей маленькой дочурке свои нарко-бредовые сны и возбуждая ее воображение.
Все персонажи, окружающие маленькую героиню по ходу фильма - безумцы. Люди психически ненормальные. Начиная с ее наркоманов родителей и заканчивая сумасшедшей соседкой, высушивающей трупы. Для девочки в этом нет ничего странного и необычного. И лишь в конце фильма появляется первый адекватный человек. Женщина, выжившая после крушения поезда. Она проявляет искреннее внимание к юной героине. На фоне того безумия, что творилось на протяжении всего фильма, любое разумное и доброе слово кажется чем-то странным, чуждым общей атмосфере. Но здесь эта толика внимания и здоровой любви – как свет, как надежда. Надежда на то, что, может быть, судьба Джелизы-Розы изменится к лучшему. Ведь она психически больная девочка, абсолютно одинокая.
Терри Гиллиам искусно играет с психикой зрителя, совмещая несовместимое, что вызывает неоднозначные эмоции и ощущения. Но мне кажется, что на этот раз, он, несомненно, перегнул палку. Многие сцены просто кощунственны по отношению к доброте и невинности. Кроме того, в этой картине решительно нет ни идеи, ни смысла. Возможно, эту работу стоит расценивать как аллегорию печали и скорби, как отвлеченных понятий.
Те, кто увидели в «Стране приливов» лишь красивые сцены и величие детского воображения, глубоко ошибаются.
Бред, извращение, порождение больного рассудка, не имеющее смысла. Тошнотворное зрелище.
Зазеркалье. Удивительный мир, где в сознании ребёнка даже самые жуткие реалии жизни превращаются в волшебную сказку, полную приключений.
Для меня 'Страна приливов' была и остаётся совершенно уникальной картиной, оставляющей в состоянии, подобном шоку. Её действие абсолютно не поддаётся логическому объяснению. Кошмар происходящего для многих куда легче воспринимать сквозь призму реальности и говорить, что это просто бред. И гораздо тяжелее прочувствовать, словно сквозь себя смотря на эту жизнь чужими глазами.
P.S. Я не могу оценить этот фильм по какой-либо шкале баллов.
Если бы я не читал роман Каллина, я бы, скорее всего, ничего не понял. Но прочитав сперва 'Страну приливов ', а потом уж только ее посмотрев, каждую минуту я ловил себя на мысли, что фильм Гиллиама - одна из самых лучших экранизаций последних лет. Бред на бумаге, рожденный Каллином, получил еще более бредовое воплощение на экране. Побег от скучной реальности в сказочную страну чудес, населенной принцами, пиратами, акулами и говорящими белками дает некую трещину в сознании зрителя. Она делит мир на две половины - мир обычных несчастных людей, и мир волшебный, где нет никаких границ.
Фильм дикий, странный, и гениальный. И в этом заслуга не только режиссера, но и мега-талантливых Ферланд, Флэтчера и МакТир. Этих персонажей могли сыграть лишь эти актеры, и справились они с этим просто превосходно. Ну а от визуального и музыкального оформления - просто нет слов. Восхищаюсь.
'папа пойдёт гулять по скрытым вдали берегам, усеянными обломками надежд и мечтаний...
реликвии прежних времён, одинокие, пустые гробницы вдоль унылой страны приливов'(с)
Страна приливов. Фильм Терри Гиллиама. По мотивам романа Митча Каллина. Новая 'Алиса в стране чудес'.
Жили-были... папа, сидевший на героине, мама, употребляющая метадон, и их маленькая прекрасная дочка Джелиза-Роуз - она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя его 'на каникулы', подругами ей служат четыре оторванные головы кукол. Вскоре, мать умирает и Джелиза-Роуз со своим отцом отправляются в места, где он вырос, в разрушенный домик, среди жёлтого, бескрайнего поля. Вслед за матерью умирает и отец. Папаша находит своё последнее пристанище в кресле-качалке, отправившись 'на каникулы' уже надолго. У малышки тем временем появляются новые друзья - белки, полоумный 'капитан подводной лодки', мечтающий убить большую акулу и его больная сестричка-некрофилка.
Джелиза-Роуз - маленькая принцесса своего собственного королевства в стране приливов. жизнь для неё - это бесконечная игра. Её безграничная фантазия, помогает девочке сносить все потери. У неё свой собственный мир, лишённый грязи, ненависти и смерти, мечты, затмевающие всю жестокую реальность, которая её постоянно окружает, преследует, но она её будто не замечает. Когда она смеётся, так искренне, так звонко и радостно, самому невозможно не улыбнуться... и не передёрнуться от ужаса, нависшего над девочкой.
Весь фильм балансирует между фантазией, порождавшею что-то хорошее, и беспощадной, убогой реальностью, сжиравшую всё, что попадалось на её пути. Мир глазами ребёнка - светлый, добрый, сказочный и мир взрослых - больной, страшный и жестокий. Фильм выносит тебя за рамки твоего воображения. Он в одно и то же время превозносит тебя, даёт крылья и в тот же самый миг опускает на самое дно, безжалостно возит тебя по грязному, вонючему каменному полу. он даёт надежды и потом же их отбирает.
Фильм до конца понять невозможно. Каждый раз пересматривая, предполагаю, можно открыть что-то новое для себя. А если особо не трудиться и не углубляться в смысл, сюжет, мысли, которые хотел донести Гиллиам, его актёры, фильм можно считать бредом сумасшедшего, хотя это вовсе не так. Фильм можно сравнить с картинами выдающихся художников сюрреализма. Они могут не нравится, их невозможно понять до конца, но они цепляют! Так же и с этим фильмом. Я не могу сказать, что он мне не понравился. Но и то, что он мне понравился тоже. Он тронул меня, зацепил. Для меня это и есть настоящее кино. Картины, которые оставляют какой-то отпечаток в душе, голове и сердце. Положительный он или отрицательный - не суть важно. Важно то, что он несёт в себе какие-то эмоции, чувства, побуждения, мысли.
Как только начинаешь смотреть фильм в глаза сразу бросается знакомый почерк Терри Гиллиама, если до этого ты был знаком с его работами. Его невозможно не узнать. Этот человек - гений. Безумный, как и его фильмы. Его работы выходят за рамки обыденного, того, что ты привык видеть, вполне возможно, он покажет тебе то, о чём ты даже не догадываешься. атмосфера, настроение, энергетика этого неоднозначного фильма насквозь пронизана духом этого режиссёра. Он словно присутствует в каждом кадре. Ты его не видишь, но прекрасно знаешь, что он там есть. Но это не только одна его заслуга.
Завораживает игра актёров. Джоделль Ферланд просто умница. Меня поражает насколько она талантлива. Юная, красивая, одарённая девочка. Играет получше всяких других популярных (по моему мнению вообще бездарных) актёров. Брендан Флетчер так правдоподобно сыграл умалишённого, это что-то! я преклоняюсь.
На самом деле красивый и одновременно жуткий фильм. Ты видишь пшеничное поле, голубое небо и в то же время, приводящие в ужас картины: полуразвалившийся дом с мёртвым дядькой в кресле-качалке, пыльные, старые вещи, больных на голову людей, совершающих безумные, странные поступки. Понять, осмыслить такое под силу не каждому. Даже у меня сумбур в голове и неопределённое к нему отношение. Надо будет ещё и книгу почитать.
P.S. Даже слоган у фильма какой-то двузначный. Белочка...
Терри Гиллиам начал снимать 'Страну приливов' в скверном расположении духа. С продюсерами у него не ладилось: братья Вайнштайн заставляли его буквально на корню переделывать 'Братьев Гримм'. Поэтому 'Страна приливов' стала для режиссера своего рода отдушиной, куда он умудрился затолкать самые свои черные мысли.
'Страна приливов' - экранизация одноименной новеллы Митча Каллина. Я имел удовольствие как наблюдать фильм, так и читать его первоисточник, и могу с уверенностью сказать, что режиссер Терри Гиллиам и сценарист Тони Гризони, сглаживая некоторые моменты книги, без малейших потерь сохранили авторский замысел. Так о чем же фильм? Или, вернее, книга, но в данный момент я описываю экранизацию. 'Страна приливов' - о бегстве от смерти.
Умирает отец... а может, он просто уснул? Умирает ненавистная мать - но остается с маленькой девочкой Джелизой-Розой до самого конца. Смерть не имеет значения в Стране приливов, так как жизнь в ней измеряется фантазией. А фантазия - вечна.
Одни взрослые, чтобы с головой погрузиться в мир грез, используют наркотики. Другим наркотики не нужны, потому что они и так безумны, как мартовские зайцы. Детям в этом отношении проще. Они пока что понимают, что мир вокруг них огромен и сказочно прекрасен, что поле бурьяна за окном может превратиться в море, что дети появляются от поцелуев, а злая соседка, чем-то напоминающая Герцогиню из 'Алисы в Стране чудес' - старая болотная ведьма.
Параллелей с 'Алисой в Стране чудес' здесь, кстати, много. Даже свой Кролик имеется. Но, как и сказка Кэрролла, 'Страна приливов' - фильм далеко не детский. Режиссер рисует картины порой абсолютно омерзительные, балансирующие на грани некро- и педофилии. Гиллиам также подхватывает каллиновский черный юмор, в результате чего впечатление складывается еще более удручающее. Я понимаю, почему на ограниченном показе в Москве в свое время в кинозале шло непрерывное хождение. Выдержать такое, особенно при первом знакомстве с фильмом, удастся далеко не каждому. И, без сомнения, не будь Гиллиам так угнетен своими 'Братьями Гримм', кино могло бы получиться менее тяжелое.
Каждый зритель, как говорится, выбирает свое. 'Страна приливов' полнится не только отталкивающими картинами разложения. Это еще и восхитительная красочная сказка. В плане визуальной подачи материала режиссер, пожалуй, даже превзошел Каллина, чья фантазия многократно преумножилась и преломилась в бриллианте гения Терри Гиллиама. Мир, созданный ими обоими, настолько четок и детализирован, что реальность и вправду перестает казаться чем-то жизненно важным. И чем больше пересматриваешь фильм, тем больше обнаруживаешь в нем ярких красок.
Конечно, стоит отметить работу актеров, буквально вжившихся в сказочные, гротескные образы Делл и Диккенса. Ну и, конечно, Джоделль Ферланд, сыгравшую Джелизу-Розу. Ее игра уникальна. Не каждый взрослый бы справился с ролью подобного уровня. В связи с этим вспоминается заслуженная оскаровская награда Кристиана Бэйла, сыгравшего в спилберговской 'Империи солнца'. Жаль, что в отличие от Спилберга, Гиллиам не входит в ряды любимцев Киноакадемии.
'Страна приливов' - фильм тяжелый. 'Страна приливов' - фильм нечеловечески прекрасный. Редко, кто способен совместить одно в другом. Авторы 'Страны приливов' это смогли. Здесь сложились великолепная актерская работа, операторская съемка (Николя Пекорини использовал свою 'качающуюся' камеру еще в 'Страхе и ненависти в Лас-Вегасе), красивая музыка, фантастический видеоряд, и все это нанизалось на серьезную драматическую линию, ради которой, поистине, стоит жить.
Человек должен оставаться в душе ребенком или же становиться им на какое-то время, иначе ему когда-нибудь захочется умереть. Только взрослые умирают. Дети не умирают никогда. Мир ребенка настолько же иррационален насколько рационален мир взрослого. Должно быть, именно поэтому маленькая Роза принимает все, что произошло с ней, как должное. Для нее весь мир - большая страна игр. Она словно Алиса гуляет по своей волшебной стране, открывая все новые чудеса. А сердце зрителя в эту минуту разрывается от боли и хочется закричать: 'Так не должно быть! Это ужасно!'. Да, дети не умирают, но взрослые часто убивают их.
На этот арт-хаус я наткнулась поздней ночью на одном из каналов, примерно, через 2-3 года после его премьеры. Начало пропустила, но кадры девочки, разговаривающей с мертвым отцом, сразу завлекли своим диким, пугающим очарованием.
Это было странно, красиво и тревожно.
Еще годы спустя я пересмотрела этот фильм и утвердилась во мнении, что он прекрасен. Конечно, виды разлагающегося трупа, скрюченных мумий, мертвого глаза, шрама на голове и гнилых зубов далеко не эстетичны, но все это часть особого мира Гиллиама, в котором суровая реальность и жуткая мистика, социальное уродство и детское воображение сливаются воедино.
Этакая 'Алиса в Стране Чудес' по-гиллиамовски.
Но в сказке Джелизы-Розы веселого мало.
Что еще остается недолюбленному матерью ребенку, которому в младенчестве обкуренный отец выдыхал в лицо дым? Только фантазировать и разговаривать с головами кукол Барби - единственными подругами ее жизни, разделяющими все игры и сомнительные приключения.
Беседы с мертвым отцом, безуспешная попытка подружиться с Дел, псевдо-любовь к Диккенсу - все это ее способ выжить в страшной, одинокой реальности, населенной болотными человечками, разговаривающими белками и призраками, которых нужно чем-то задобрить.
Через побежденный страх и тревогу, Джелиза-Роза познает замкнувшийся вокруг нее мир, как умеет: следует за тем, кто ведет, ест то, что придется, дружит с теми, кто подвернулся. Она видит окружающую жизнь по-особому, через призму сказки об Алисе, бредни ее отца, безумие соседей-психов и дикую природу.
Хочется отметить прекрасную игру актеров. Мне кажется, это лучшая роль Джоделль Ферланд из ее арсенала готических образов.
И думаю, что это единственно достойная работа Терри Гиллиама после 'Братьев Гримм'.
Положа руку на сердце (на Библию, Коран, Тору или Веды), можно смело сказать - это самая страшная сказка великого визионера и мага от кино Терри Гиллиама. Такой безысходности от происходящего на экране не чувствовалось ни в 'Бразилии', ни в '12 обезьянах', ни в 'Страхе и ненависти в Лас-Вегасе'.
Вообще, скажу по большому секрету Терри Гиллиам и Тим Бертон - братья-близнецы. По крайней мере в искусстве. Они порой снимают фильмы на одинаковые темы. Друг за другом. Так и здесь. Если в 2003 году Бертон обратил свой взор на 'Крупную рыбу', то через два года Гиллиам выкупил права на одноименную книгу Митча Каллина.
Ценральные темы обоих этих произведений очень схожи. Только воплотили режиссеры их немного по разному. Если у Бертона все происходящее подано в виде красивой и немного грустной сказки, то у Гиллиама в виде красивой и жуткой. Вообще, фильм был профинансирован из личного кармана режиссера и снимался в основном во время перерывов съемок чудовищных 'Братьев Гримм' - кино настолько не гиллиамовского, что аж страшно вспомнить (тут постарались мирамаксовские продюсеры - братья Вайнштейны, не давшие режиссеру развернуться).
Что о самом фильме? Очень красиво снято. Есть у режиссера и чувство вкуса и чувство стиля. Оригинальная книга - очередная фантазия на Алису Льюиса Кэррола. Актеры? Блеск, можно смело хвалить всех. Даже Джеффа Бриджеса, герой которого отправился на каникулы, да так и не вернулся. Там, где Бертон предпочитает увлечься красивыми декорациями, Гиллиам делает упор на глубину, обходясь минимальными средствами.
Детство - самое лучшее время в жизни, когда на многие вещи смотришь проще, чем взрослые. Создать себе свой мир, в котором тебе будет комфортно и уютно, это безусловно хорошая идея. Фантазия сама по себе вещь неплохая. Главное окончательно не уйти в собственный мир фантазий, иначе из него можно и не выбраться совсем. Навеки оставаясь там, плутая по темным закоулкам.
У Алисы получилось выйти оттуда обратно в реальность. Будем надеяться, что это получится и у главной героини фильма. По крайней мере Терри Гиллиам на это очень надеется. Вывод - срочно отобрать у режиссера бюджеты, чтобы он и дальше продолжал нас радовать своими чудесными минималистическими фильмами. Ну и иногда подкидывать блокбастер, чтобы совсем деньги не кончились.
«Страна Приливов» – из тех фильмов, которые надо смотреть в одиночку, а если он понравится - хранить свои впечатления при себе, пока не встретишь собеседника, в котором полностью уверен. И рекомендовать его можно только тем, в ком полностью уверен, во избежание недоразумений.
Причудливый, безумный, нехороший, гадкий фильм о причудливом, безумном, гадком мире. Если коротко – о том, как ребенок может справиться с любой данной ему реальностью. В реальности, которая абстрагирована Гиллиамом до полного гротеска, в мире абсурда и кошмаров, маленькая девочка сама создает смыслы и связи, конструирует их из ничего, их тех обрывков, которым она научилась в предыдущую – ненамного более рациональную – эпоху своей жизни, и выстраивает для себя шаткую, чудовищную ментальную структуру, балансирующую на безумии/вменяемости, видениях/реальности, интерпретации/неведении, потому что это для нее – единственный способ выжить в действительности, далеко выходящей за рамки обычного среднего кошмара.
Если предположить, что у сугубо авторского фильма вообще могут быть недостатки (что само по себе сомнительно, тем более что такой мастер, как Гиллиам, уж наверное сделал всё так, как намеревался), то я отметил бы два. Во-первых, как обычно в артхаусе, хромает повествование: необходимость выстраивать драматургию почему-то считается прерогативой коммерческих фильмов, но из-за этого композиция авторских часто превращается в нагромождение эпизодов (а потом это… а потом еще вот это!... ну, и до кучи, эвон еще чего), местами ритм спотыкается, напряжение провисает, возникают пустые эпизоды, ритмические несостыковки, неровность ткани фильма. Во-вторых, сцены собственно снов и видений не дотягивают до образного ряда плана «реальности»: она куда сильнее и гротескнее, и на видение (кошмарное) походит куда больше.
А вообще, фильм поразительно хорош. К семейному просмотру не рекомендуется. В качестве дополнения к романтическому ужину – тоже. И для субботней развлекухи в компании не подойдет. Смотрите его в одиночестве.