Екатерина Великая сместила мужа на престоле, у Генриха Восьмого было восемь жен, а Мария-Антуанетта сказала 'Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные'. Эти королевские исторические персоны - немногие из тех, кто хорошо известен массовой аудитории во всем мире. И их слава поддерживается многочисленными экранизациями.
В 2006 г. американка София Коппола после триумфа своих 'Трудностей перевода' предложила публике неожиданную для нее ленту - биографическую картину о казненной на гильотине королеве Франции Марии-Антуанетте.
История тут сосредоточилась на ранних этапах жизни главной героини. В 15 лет ее отправляют из Вены во Францию и там она встречает своего супруга дофина Людовика XVI.
Зрители вместе с юной Марией-Антуанеттой погружаются в роскошную, но полную нелепостей бытовую жизнь королевского дворца. Героиня сталкивается с трудностями в исполнении своего супружеского долга со стороны супруга и ехидством окружающих, которые благополучно рожают новых наследников и шушукаются о ее бездетности.
А отдушину Мария-Антуанетта находит в ярких нарядах и вкусных кушаньях.
В целом 'Мария-Антуанетта' - это хорошо выверенная смесь исторической костюмированной драмы с нотками современности. Европейские кинематографисты частенько заигрывают с условностью, когда создают исторические драмы, вставляя в них новомодную музыку, нехарактерную речь и осовремененные элементы нарядов. Это смелый ход и далеко не всегда он выглядит уместно и органично.
Но у Софии Копполы однозначно получилось соблюсти баланс. Ее 'Мария-Антуанетта' с одной стороны довольно детально и правдиво раскрывает базовые элементы биографии своей героини. Но преломляет всю эту давнишнюю историю через фильтр инстаграммной картинки 21-го века. Мария-Антуанетта в целом выглядит эдакой современной девушкой, которая умудрилась родиться в Вене 18-го века и всячески пытается подстроиться под окружающий мир, выстроив в нем уголок личного счастья, приняв реальность и не пытаясь ничему сопротивляться.
Главные роли в 'Мария-Антуанетта' блистательно исполнили Кирстен Данст и Джейсон Шварцман.
Фильм получил довольно холодный прием - для европейцев такой голливудский подход к их истории видимо показался не особо приемлемым, а у американцев европейская история вообще не вызвала интереса. Лента провалилась в прокате, не окупив свой бюджет. Ее рейтинг 6,5 в IMDB и 6,8 в Кинопоиске.
Но как легкое красочное и интересное повествование, 'Мария-Антуанетта' безусловно достойна просмотра. Тем более что Софии Копполе пожалуй лучше всех остальных удалось продемонстрировать оторванность королевской жизни от окружающего мира и всяческих невзгод. Для Марии-Антуанетты мир за пределами ее дворцов и прекрасных садов был загадкой, которая ее совершенно не занимала. Если бы в финале на героиню неожиданно обрушилась не французская революция, а инопланетный корабль, то она была бы удивлена ни на капельку больше.
Мельком я увидела этот фильм в 7 лет - меня тогда поразило, что девочки, мои ровесницы, одеты как взрослые дамы. Тогда-то я и влюбилась в рококо. Целиком фильм я посмотрела только обучаясь в вузе на искусствоведческом. И влюбилась в рококо во второй раз.
Кто-то недоволен молодежной музыкой, кто-то кислотными расцветками, а кто-то пресловутыми кедами. Однако всё это так к месту и так аккуратно и со вкусом расставлено, что к этим придиркам относишься, как к ханжеству. Этот взгляд на внутренний мир женщины 18 века через призму 21 века очень аккуратный и стилистически выверенный - в угоду современности здесь не будет нечёсаных волос и мятых платьев. Да, они ведут себя, как веселая современная молодежь - танцуют, веселятся, устраивают вечеринки - и все равно выглядят и ведут себя очень аутентично, хотя и с небольшим налетом современности.
А что касается кед, о которых я даже видела гневный комментарий в духе «какой позор - такой дорогой фильм, а забыли из кадра кеды убрать». Нееет, друзья мои, режиссер картины не даром дочь Ф.Ф. Копполы. Она кое-чему научилась у своего знаменитого отца. Кеды, по задумке режиссера, это напоминание о том, что юная Мария Антуанетта ни чем не отличается от современных тинейджеров - она так же обожает танцы, развлечения и красивый шмот. И точно так же любит и страдает.
Мне нравится, что здесь мы видим лишь версальский период ее жизни - чаще акцент делают на революцию и желание пощекотать нервы зрителям. Здесь все заканчивается арестом и разрушенной опочивальней - символом рухнувших устоев и порядков.
От этой картины веет сказочностью и грустью, однако она теплая и уютная - всё же у итальянцев особый взгляд на то, как нужно снимать кино. Схожая по постановочным решениям «Эмма» 2020 года показалась мне чопорнее и холоднее. Она красива, но фарфорово-холодна.
Кирстен Данст в роли Марии Антуанетты – всё равно что Эмилия Кларк в роли Сары Коннор. Вроде одно и то же, но не похоже. Последнюю королеву Франции рисовали художники Мартин ван Майтенс, Франсуа-Юбер Друэ, Элизабет Виже, Адольф Ульрих Вертмюллер, Александр Кухарский. По всем портретам видно, что по современным меркам королева далеко не красавица (причём она была самой младшей и самой хорошенькой из всех детей императора Франца I и императрицы Марии-Терезии!), черты её лица сильно напоминали принадлежность к одному богоизбранному народу, в то время как Кирстен Данст – обладательница характерной скандинавской внешности. Кирстен Данст могла бы сыграть королеву викингов. Но таких красавиц как Кирстен в королевских семьях Европы отродясь не было.
Многие однако находят внешность королевы Марии Антуанетты красивой, а Кирстен Данст поливают грязью за то, что снялась в этом фильме. Ну чтож, о вкусах не спорят. Мне же всегда нравилась Кирстен, тем более в молодости (имхо лучшая и единственная Мэри Джейн для Человека-Паука). Если бы Мария Антуанетта выглядела бы как Кирстен, это была бы моя любимая историческая личность из монаршей среды. Но члены королевских семей (особенно на Западе) никогда не славились своей красотой. А вот, лица массовки, актёров второго и третьего планов, подобраны очень даже похожими на типажи внешности тех времён. На их фоне Кирстен выглядела «инопланетянкой» или пришельцем из будущего (когда она только приехала во Францию, это особенно бросалось в глаза).
Постельных, эротических сцен вообще практически нет, что не характерно для подобного кино. Зато всё такое лёгкое, воздушное, в какой-то степени постановочное (в хорошем смысле). Я не думаю, что в реальности всё было действительно так. Создатели картины во-первых, не могли знать, как оно было на самом деле, а во-вторых, видимо пытались сделать фильм максимально приятным зрительскому глазу (как они это понимали).
– Это так смешно…
– Мадам, это Версаль!
Кирстен Данст бесспорно украсила собой этот фильм. Роуз Бирн в качестве фрейлины королевы (могли видеть её в «Астрал», все части) – тоже. Фильм не вызвал у меня негативных эмоций. Это кино для отдыха мозга, чему способствует приятная мелодичная музыка, чередующаяся с современной, отражающей настроение королевы и общую атмосферу праздника, которая её окружала.
Единственное, чего не хватает – момента казни Марии Антуанетты. Тогда бы история выглядела целостной и завершённой. Хотя морально-этическая сторона этого деяния после просмотра фильма, вероятно, воспринималась бы совершенно иначе, ведь королева добра, весела и артистична. Творческий, неплохой человек, сметённый взрывной волной французской революции, первой из вереницы «цветных революций», грохот которых не умолкает и по сей день.
Так много негативных реценций.. А мне вот фильм понравился.
Понравился именно своей незамысловатостью и легкостью.
У меня не было к нему каких-то серьезных ожиданий, возможно потому что видела трейлер, да и афишу) В фильме я увидела ровно того, что от него ожидала и даже немного больше.
Потрясающий Версаль, шикарные костюмы, прекрасная актерская игра и шикарная работа оператора. Да, возникает ощущение, что персонажи плоские и невыразительные: они не многословны и, в целом, как будто мало появляются в кадре. Гораздо больше внимания уделено визуальному ряду, через который, кстати, героев неплохо раскрыли.
Но вообще-то, главные герои здесь совсем не Людовик, и даже не Мария-Антуанетта, чьим именем названа картина. Не-а. Главный герой здесь один - французский двор и его жизнь. И режиссеру прекрасно удалось передать это настроение, эту праздность и скуку. А через намеренные исторические анахронизмы, которые потрясающе вплетены в картину, показать что Франция 17го века не так уж далека от наших дней.
Мария-Антуанетта - одна из самых известных исторических личностей во всем мире. И основное, что о ней знают, это ее печальный конец в 1793 году. Многие подробности ее жизни мы узнаем лишь при ближайшем изучении истории Франции. София Коппола в данном фильме кратко и в красках рассказать об этой незабываемой женщине, которая и спустя 250 лет также потрясает и интересует поклонников истории.
Мария-Антуанетта, младшая дочь из 16 детей австрийской эрцгерцогини Марии-Терезии, в 14 лет заключает династический брак с наследником французского трона Луи-Августом. По прибытию на французскую землю все глаза версальского двора обращены на молодую пару, в особенности на молодую дофину, которая начинает скучать от однообразия и строгого этикета французского двора, и она начинает искать развлечения в балах-маскарадах, множестве нарядов. туфель и причесок, тортов и пирожных, драгоценностях и азартных играх. Годы столь беспечного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у четы наследников, вызывает критику у придворных, но Марии-Антуанетте нет дела до слухов и сплетен - ведь она дофина, а затем уже и королева Франции.
Конечно же за 2 часа невозможно рассказать историю самой знаменитой французской королевы. Но создатели постарались показать все самое основное, о чем мы читали в биографии и о чем нам рассказывали на истории: символическая передача на границе, непростое начало супружеской жизни (в реальности причина столь долгого воздержания была куда более прозаичной), яркие и дорогие праздники, которые сменяются пасторалью Малого Трианона и знаменитой молочной фермой, где королева представляла себе 'простую' крестьянскую жизнь и играла в театре роли наивных простушек... Причем все сопровождается современной музыкой, которая хоть и опережает сюжет лет на двести, но передает беззаботность главной героини, ее неприятие правил и желание быть свободной. Погружению в эпоху очень способствуют пышные интерьеры Версаля, его необъятные сады и фонтаны, а также фантастические костюмы, которые заслуженно получили премию Оскар.
Весь сюжет построен вокруг главной героини последней четверти 18 века во Франции - это Мария-Антуанетта, которая по утверждениям не дочитала ни одной книги за всю жизнь, которая детства любила только развлечения, и которой выпала честь стать женой будущего короля Франции Людовика XVI. И если Мария-Антуанетта в целом представлена милой и доброй девушкой, но попав во Французский двор оказывается под давлением из-за отсутствия наследников и косых взглядов придворных из-за своего австрийского происхождения. В целом можно понять ее желание развлекаться и веселиться - несмотря на то, что уже с 14 лет ее стали называть Мадам, в душе она так и осталась ребенком, который впервые вырвался из-под родительского надзора. Такой же здесь и выглядит дофина - по-детски наивной, веселой, раскованной, легкомысленной, но не вызывающей каких-то сильных негативных эмоций: даже кажется, что ей не повезло очутиться не в то время и не в том месте. Кирстен Данст блистательно воплотила в жизнь образ этой легендарной личности, одна из ее самых ярких ролей! Настолько яркая, что она порой затмевает второстепенных персонажей, среди которых немало известных актеров: Джейсон Шварцман, Стив Куган, Роуз Бирн, Дэнни Хьюстон, Джейми Дорнан, Ширли Хендерсон и Том Харди.
Можно сказать, что Мария-Антуанетта - это кино довольно легкое и красочное, идеально подойдет, чтобы скрасить унылый серый вечер, и помечтать о роскошной королевской жизни, а заодно и узнать немного больше о легендарной королеве Франции, которая навсегда останется в истории.
Фильм понравился. Хотя вначале очень удивила современная музыка, я даже побоялась, что сейчас какую-нибудь осовремененную историю покажут. Но нет. Это было только для того, чтобы задать настроение фильма. И да, совсем непонятно было, что за проблема с Людовиком, и я, конечно, не удержалась и полезла в википедию, чтобы получше узнать о том периоде и героях. Режиссер деликатно опускает небольшую сексуальную проблему дофина (фимоз), заменив, аллегорией про ключи и замочную скважину, но это в итоге совсем несущественно и не мешает сюжету. Начиная смотреть исторический фильм, я ожидала глубины, драмы, страданий. И поначалу красивая легкая картинка в пастельных тонах и легкомысленные сцены разочаровали. Но, почитав про королеву, окружающих ее людей и саму эпоху, я поняла, Коппола отразила ее в фильме идеально. Фильм легкомысленный? Да, но такова и сама королева, он просто олицетворяет ее саму, ее страсть к удовольствиям, бесконечную далёкость от проблем народа. Она зла и бессердечна? Отнюдь, она очень мила и доброжелательна к тем, кто ее окружает. Недалёка? Возможно.
Почему фильм не показывает проблемы Франции того периода? Все очень просто, этих проблем не было в ее жизни, а фильм - это жизнь Марии-Антуанетты ее глазами. В фильме у нее возникает только одна трудность - как соблазнить собственного мужа, чтобы подарить ему наследника. И этот период в фильме, пожалуй, самый нервный для героини. Фильм не показывает ни конец жизни королевы, ни казнь ее мужа, ни ее собственную, он заканчивается на том, как супружеская чета покидает ее любимый замок Трианон. Казалось бы, это был бы такой сильный финал, почему режиссер его не снимает? Потому что фильм не об этом, не о том, как королеве все-таки пришлось позже вникать в политику и пытаться спасти их положение хоть как-то, и не о той сильной женщине, которая легла на плаху с абсолютным королевским спокойствием. Это все тоже было, но, если бы режиссер снимала про это, ей неизбежно пришлось бы затронуть тему становления личности, расплаты за невежество и так далее. А фильм не об этом. Фильм об инфантильной молодой девушке, которая гораздо больше напоминает современного избалованного ребенка богатых родителей, не знающего невзгод, чем королеву, обремененную властью, девушку, которую можно понять и которой можно посочувствовать. София Коппола делает далекую от нас Марию Антуанетту близкой и понятной.
Он – юный наследник Франции, любит ежедневную охоту и делать ключи. Да, делать ключи. Она – наследница Австрии, совсем еще ребенок. Ей нравятся красивые шелковые наряды, бриллианты и изысканные десерты, азартные игры и вечеринки с фонтанами шампанского. Коллизия в том, что все ждут от них «укрепления франко-австрийского союза».
Так американцы представляют себе будни Версаля. София Коппола – сама звездный ребенок, режиссер, с завидным постоянством освещающий трагедии юности. Все ее истории так или иначе о детях, которым приходится сталкиваться с обстоятельствами из 'недетского' мира, в том числе, с необратимыми последствиями своих действий. В случае с 'Марией Антуанеттой', это становится ходом, позволяющим по-новому взглянуть на жизнь известного всем исторического персонажа. В результате мы видим не столько легкомысленную женщину, сколько королеву-подростка и бунтарку (что лишний раз подчеркивает выбор музыки), которой приходится строить отношения на глазах у всего двора с подростком-интровертом. Конечно, желание сбежать от чужих взглядов и забыться кажется в такой ситуации вполне ожидаемым. Проблема в том, что всегда приходится возвращаться.
По сути, эта стилизация, облаченная в одежды рококо, как и обычно у Копполы, скрывает сюжет о том, как подросток сталкивается с неожиданной известностью и необходимостью как-то с ней справляться на глазах у всего мира. Собственно, на параллелизм с современным миром звезд играет и кастинг – половину из окружения Марии Антуанетты играют современные знаменитости из мира музыки. При этом, главными играющими элементами в истории становятся фактура актеров, декорации и музыка – все то, что работает на атмосферу, которой так известны фильмы Копполы.
Жизнь человеческая бывает настолько длинна, непредсказуема и многогранна, что каждый фильм в жанре «биография» - это почти всегда только портретный очерк, составленный автором из событий, которые он считает самыми главными и самыми характеризующими в судьбе той особы, о которой идет речь. Естественно, что у всех нас существует свое субъективное мнение о тех или иных исторических личностях и о сегодняшних политиках, которое мы до хрипоты можем отстаивать, как в случае его несовпадения с мнением собеседника, так и в отличающемуся от нашего толковании образа той или иной личности в искусстве. И никогда не стоит забывать, что все биографии в киноискусстве – это только субъективный набросок, сделанный режиссером, и помещен, как в рамку, в хронометраж. Но уж очень стильным получился этот набросок у Софии Копполы.
Итак, «Марию-Антуанетту» стоит посмотреть потому, что:
а) Фильм снимался в Версале. Дворец, сады, клумбы, фонтаны, Трианон и его деревня, к счастью, прекрасно сохранились до нашего времени, и во всей роскоши зритель может наблюдать их на своем экране.
б) Фильм снят по историческим событиям и хорошей признанной биографии, что делает его не только плодом воображения режиссера, а достоверным во многих аспектах зрелищем.
в) Костюмы, прически, украшения и другие детали гардероба французской королевы действительно стоят того, чтоб хотя бы раз на них посмотреть.
Конечно, как и у настоящей Марии-Антуанетты, так и в кино, повествующем о ней, есть недостатки, но лично я бы списала их просто на формат художественной ленты, который ограничивает режиссера в главном, во времени. Ибо, если нужно знакомить зрителя с жизнью королевы Франции подробнее, и я в сотый раз повторяю эту мысль – надо снимать сериал. Тогда и её влечение к веселью и развлечениям станет понятнее, и история любви к графу Ферзену разъяснится, и последние годы жизни несчастной Антуанетты будут известны.
А так, София Коппола представила всем нам ту королеву, которую увидела и почувствовала она сама. И представила она её с уважением. Сюжет фильма, за исключением бала-маскарада в Париже, ни на секунду не покидает границы Версаля и Трианона, как и сама Мария-Антуанетта не покидала их, дабы нарочно показать ограниченность её мира. Все слухи, грязная клевета, которая в обиходе и в нашем столетии, не пристает к сияющей королеве, оставаясь лишь на губах злых придворных. В своем фильме София не избегает спорных моментов и не боится их, она очень точно ставит зрителей в известность, что вранье – это вранье. Конечно, не исключено, что у человека, не знакомого с историей королевы, после просмотра данной ленты может все-таки сложиться мнение о ней, как об всего лишь избалованной пустышке, расточительной и неверной жене, глупой и недостойной королеве… Возможно, некоторые качества имели место быть в её характере, но надо понимать и причины их возникновения, а это возможно лишь в случае углубленного изучения истории её жизни.
Словом, я рекомендую это кино тому, кто знает о Марии-Антуанетте не понаслышке. Тому, чье сердце сожмется, смотря на её грустную улыбку в карете, навсегда увозившей короля из Версаля, и услышав её последнее «Я прощалась». Тогда уж точно не придется досадовать на потраченное зря время, скуку и слишком быстрый финал. Тогда уж точно можно будет насладиться игрой Кирстен Данст, стильной и немного современной подачой снятого материала да шествием королевской чети под музыку прекрасной группы «The Cure». Тогда уж точно…
Мария-Антуанетта - единственный, наверное, фильм Софии Копполы, который повествует не об обычных людях. Но при этом, хоть эта история и про королеву, София все-равно преподносит ее как-то через обыденные события, упрощает статус этих людей через какие-то простые человеческие ситуации.
Очень красивая атмосфера фильма раскрывается через музыку, наряды, мейкапы, клубнику со сливками. Мало диалогов, есть даже просто тишина.
Самая соль этого произведения искусства - в трагичности развязки. Все знают по учебникам истории, как закончилась жизнь Марии-Антуанетты. И тем более так приятно понаблюдать за ее жизнью, ее тревогами, ее радостями.
История о том, как личная неудача усиливает турбулентность исторических событий. Если бы Людовик сделал свою жену матерью немного раньше, она бы не чувствовала себя неполноценной, порицаемая шипящими фрейлинами и собственной матерью за бездетность. Не устраивала бы дорогостоящего веселья с фаворитами и карточными играми, не задумываясь о том, что может стать притчей во языцех. Так живет Версаль, и не она привела Францию к неизбежной катастрофе, которая грянет двадцать лет спустя. А пока режиссер подбрасывает в кучу изысканных туфель пару конверсов, напоминая нам, что молодая Мария-Антуанетта всего лишь подросток. Да еще и на чужбине, вырванная из любящей семьи в толпу интриганов.
Ставшая благодаря своему природному очарованию законодательницей мод, она стремится сначала к конфетным цветам и исполинским прическам, тем самым, с маленькими птичками и кораблями, а после рождения долгожданного первенца - отбрасывает все вычурное, слащавое, чуждое ее новой и радостной жизни и выбирает светлые и простые наряды из летящего батиста. Весь двор переодевается, и, казалось бы, подумаешь, мода, но в энциклопедиях пишут, что упавший спрос на традиционные материи лишил многих рабочих ткацких фабрик средств к пропитанию.
Нет, она вовсе не говорила этой знаменитой фразы про то, что если у народа нет хлеба, то, мол, пусть ест бриоши. И режиссер, и исторические хроники единодушны: эти слова лишь приписывается ей. Она вышла к мятежной толпе, не бросила несчастного своего супруга, когда конец был предрешен, и вообще вела себя добродетельно, согласно своему доброму нраву. А один-единственный любовник у королевы вообще за разврат не считается. Хотя в этом исторические хроникеры расходятся с авторами фильма: вымысел, черный предреволюционный пиар. Еще говорят, красные бархотки вокруг шеи, чокеры, так популярные сегодня, впервые появились тогда, в память об обезглавленной королеве.