Этот мультфильм я часто смотрела в детстве. И, в общем-то, не слишком задумывалась над сюжетными тонкостями. Точнее, не оценивала их. Было ясно, что Ариэль влюбилась в Эрика, Тритон негативно к этому отнёсся, на чём и решила сыграть коварная ведьма, задумавшая отнять у законного царя морской трон. Важно было что происходит, а не почему происходит. Нравились яркие, красивые, захватывающие картинки: спасение от акулы, сцены в тайнике Ариэль и логове ведьмы, прогулка на лодке и сорвавшийся поцелуй, животные, атакующие Урсулу, схватка в финале. И, конечно, очень радовал счастливый финал.
Однако, прошло время, и я перестала находить эту экранизацию интересной. И слыша о ней, мне не хочется ностальгически вздохнуть: 'Ах, мультфильм моего детства!', а увидев, по телевизору, едва ли остановлюсь на ней. Разве что совсем смотреть будет нечего. Ибо никакого эмоционального следа не осталось.
В то же время, хочу отметить, что по сравнению с современными мультфильмами, где гендерные (да и социальные тоже) роли перепутаны хуже некуда, этот мультик выигрывает. Принц ведёт себя как мужчина, русалочка - как женщина, а Тритон - как отец. И это - бесспорный плюс.
Это был мультик моего детства, я смотрела его по несколько раз в день. Пересмотрела его недавно и как-то образ романтической и прекрасной сказки ослаб...
Что бросилось в глаза:
1. Отец ненавидит дочь за то? что она не спела на его Дне Рождения.
2. Друг Русалочки нытик и трус - культивируется умиление над трусами и нытиками.
3. Акула показана как монстр с сумасшедшими красными глазами. Мне не нравится что некоторых животных изображают так уродливо - откуда у детей будет возникать симпатия к животным, если они будут смотреть такие уродские мультики?
4. Умиление над чайкой - она глупая и старая, говорит бред, в который верит русалка
5. 'Отец убьет меня' - я часто говорила что-то такое в школе и слышала такое от одноклассников. Как так может быть - любящий человек и убьет\возненавидит? Не важно что за этими словами не последует действий. Хоть кто-то задумывался о таком противоречии?
6. Ужас, ведьма поедает живых пищащих креветок. Это мультик, но мне все равно как-то неприятно. Детей приучают относится спокойно к насилию, не видеть его и не замечать.
7. Разговор дочки и любящего отца:
Отец: Сколько раз тебе нужно твердить! Не смей так со мной разговаривать!
= претензия, приказ
Дочь: Ты мне слова не даешь сказать
Отец: Пока живешь в моем океане, чтобы ты никогда больше не всплывала на поверхность, и не смела нарушать мои законы
= Если посмотреть на эту ситуацию объективно, то видно - отец типичный тиран, фактически мусульманин по убеждениям: женщина не имеет права высказывать своего мнения, она ниже мужчины и уж тем более отца, отец безнаказанно ограничивает ее свободу перемещения, запрещает ей делать то что она хочет. Фактически Русалочка - рабыня, чья жизнь полностью контролируется отцом.
Такие отношения между отцом и дочерью преподносят как нормальные, по сюжету нет никакого осуждения действий отца.
8. Разговор отца с учителем Себастьяном:
Себастьян: Я бы ее запер под замком
Отец: Мы должны оберегать ее, следить за ней
= она глупая, ее надо наказать, шпионить за ней и контролировать - это нормально, это законное право родителей. Человека не считают личностью, с его желаниями, естественными правами не считаются, его считают вещью которую нужно контролировать. Это называют 'родительская любовь'. Когда я говорила подругам что меня бесит что мать обыскивает мою комнату и требует отчетов о моих действиях - я слышала: 'Она тебя любит и заботится'. Любовь и забота не совместимы! Вообще никак, по определению.
Оруэлл был прав, 1984 год наступил. Смысл слов так извратили что дальше некуда. Любовь приравняли к ненависти, к унижению другого человека, к презрению. Насилие и садизм стали естественными и что еще ужаснее - смешными (Про 'Том и Джерри', я отдельно напишу)
Но есть одно 'но'. От андерсенской сказки не осталось и следа. Я понимаю, что у каждого своё видение, но делать из 'Русалочки' хеппи энд?! Не та эта сказка и не для этого написана. Цель 'Русалочки' - показать всю красоту любви, всю героичность хрупкой маленькой девушки, показать, что любовь сильнее страха смерти.
Ничего этого в диснеевской постановке нет. Да, история стала более доброй, но для данной сказки это минус.
Единственный мультфильм Диснея, который меня разочаровал.
Это был мой самый любимый мультик. Аладдин, красавица и чудовище, Покахонтас, Король Лев - тоже были любимыми. Но Ариэль меня просто очаровала. Меня манил этот загадочный подводный мир, а когда по телу русалочки скользили светлые полосы от волн на поверхности, я просто задыхалась от восторга.
Знала весь фильм наизусть, засмотрела потрепанную пиратскую видеокассету просто до дыр. Мне даже нисколько не мешал ужасный знаменитый перевод носом... И то, что переводил он как хотел - детскому восторженному восприятию все понятно было и так. Помню, как начинало сердце биться сердце, когда на экране появлялись первые титры - и в волшебном мире океана плавно покачивая хвостами проплывали русалки и ... В общем, мужчины-русалки.
Мне казалось, нет никого красивее, искреннее и обаятельного, чем красноволосая маленькая принцесса с рыбьим хвостом и нежным именем Ариэль. Я целые альбомы изрисосовывала ее портретами, бумажными куклами в виде русалочки. И, в сотый раз пересматривая любимый мультфильм, переживала за героев, как в первый раз, каждый раз смеялась шуткам Себастьяна и альбатроса...
С удовольствием пересмотрела бы его сейчас, с высоты своего возраста. Наверное, это будет примерно так же, как вернуться в старый двор, где жила когда-то, или заглянуть в садик. Даже школу. Плотное соприкосновение с детством, таким далеким и светлым... Зашла здесь в графу саундтреки, прослушала песню Ариэль (ту, что она пела в гроте) - и поняла, помню все слова.