К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Нередко просматриваю этот фильм, всякий раз переживая раздвоение его восприятия.

Не скрою, меня всякий раз захватывает, не смотря на его простоту, сюжет. Здесь есть всё: и расцвет любви - от попытки шаловливого флирта до яростного самопожертвования, и логика холодной, 'змеиной' подлости, и, излом судьбы 'маленького' человека, случайно затянутого в беспощадную мясорубку чужих карьерных игр сильных мира сего.

Большинство актёров играет просто потрясающе. Великий Басилашвили создал образ такого мерзавца, настоящего чудовища в человечьем обличье. Талантливейший Бурков ВПЕРВЫЕ на советском экране мастерски передал образ тупой быдлы - вроде бы и из народа вышедшей, но холуйски (именно - холуйски!) преданной своему хозяину.

Хотите верьте, хотите - нет, но и по ходу сотого просмотра, я надеюсь, что Бубенцов останется жив... Его образ - лукавого пройдохи, который более всего озабочен 'поесть и выпить', а также - 'проталкиванием' в жизнь единственной любимой дочери. Но как величественно просыпается в этом 'пигмее' встающий с колен раб! Потрясающая находка Леонова: маленького, смешного и такого мужественного перед лицом настоящего испытания.

Внешне более чем достоверен герой Гафта - суровый полковник, знающий жизнь и огонь сражений отец-командир со следом сабельного удара на щеке. Впрочем, есть у него одна черта, с которой создатели фильма согрешили, но о ней - потом.

И, наконец - героиня Мазуркевич, хрупкая девочка, изо всех силёночек, с отвагой отчаяния борющаяся за спасение дорогих ей людей...

Сильная, красивая точка в фильме - аннотированные рассказы его героев о своих дальнейших судьбах.

И вот по фону всего этого великолепия, тянется жирная полоса безобразия... Это я о гусарском полке.

Вот эти мажоры, беспробудная пьянь, прописавшаяся на время постоя в городском борделе - русская армия? Оно понятно - в фильме сильна водевильная линия, но нельзя же до такой степени опошлять целый род войск! Вспомните хотя бы сцену, когда 'мамка' местных проституток играет на горне тревогу, после чего начинается голимое позорище. Гусары без штанов мечутся в похмелье, не в силах найти дверь. А оружие и лошади - где-то в космосе, простите - в казармах... Полный бардак и неразбериха. Любой враг взял бы этих защитников голыми руками. И не надо делать поправку на провинциальность происходящего - и в провинции воинское подразделение обязано было оставаться таковым. Тем более - в правление сурового Николая I, чей портрет не раз демонстрируется на экране.

Русская армия в 19м веке была воюющей постоянно. Судя по хронологии 'Бедного гусара' идёт война на Кавказе, Россия давит мятежи в Польше и Венгрии. Это делали вот эти... какое бы слово подобрать, чтобы не слишком грубо было? Глядя на этих 'гусар', списанных с анекдотов, находишь ясное объяснение - почему нам досталось в Крымскую войну, которая, судя по всему, уже стоит 'на пороге' фильма. Честное слово, но несколько раз промелькнувшие в кадрах суровые жандармы выглядят куда более надёжными воинами, чем эти... попугаи в доломанах.

Садальский хорош в роли и фанфарона в форме и на пути становления нормального человека, хотя в первой части есть определённый игровой перебор. Чего стоит его торг с дочерью Бубенцова о количестве якобы пришедших на помощь её отцу 'сподвижников'. В его неуступчивости при уменьшении их числа так и выпирает тщеславность имбицилла (легенду ведь завалишь, недоумок!) и 'вылазают уши' порох не нюхавшего хлыща (с одним-то вооружённым противником справиться - и то проблема!).

Массовая революционность его друзей - ложь! Декабристы к тому времени давно отошли в прошлое. И на общем фоне дворянства, как опоры престола, они оказались горсткой отщепенцев. Безусловно, и потом среди аристократии нашлись радикально настроенные личности, но - где угодно, только не в армейской среде. В ней приживались лишь люди вполне определённых взглядов, тех, которые в 1917 году предпочитали снятию погон с плеч перед строем расстрел озверелой солдатнёй. В этой связи неестественно выглядит и симпатия героя Гафта бунтарским настроениям среди своих офицеров. В реальности сдал бы он их. И не потому, что был низким доносчиком, а просто потому, что видел бы в них не милых ребят, а врагов царя и Отечества.

Хороший фильм... только за реальных гусар, которым предстояло идти в смертельные атаки в сухой степи Крыма обидно...

5 из 10

14 июня 2015 | 05:03
  • тип рецензии:

Блестящий Григорий Горин большую часть своего творческого пути работал с Марком Захаровым – и в кино и в театре Ленком. Артистичность его собственной натуры делала создаваемых им персонажей удивительно пластичными, понятными и неповторимыми; он умел вживаться в героев разных эпох, словно сам когда-то жил среди них. Еще один блестящий тандем Григорий Горин составил с режиссером Эльдаром Рязановым, написав сценарий фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).

Эта ностальгическая драма позволяет нам прожить почти 3 часа в тех временах, о которых нам так часто мечтается. Мир русской поэзии и живописи обретает заново свою власть над нами – мы погружаемся в иное мироощущение, столь отличное от сегодняшнего. Картины природы и зарисовки полковой жизни, дамы в высоких шляпках и с кружевными зонтиками – все это будто оживает со старинных гравюр, картинок в наших учебниках по литературе, полотен Саврасова и Шишкина. Прекрасные панорамные съемки старинных усадеб и парковых комплексов Владимира Нахабцева придают своих оттено романтической тоски этой ленте.

И все же это не просто ностальгирующее и рефлексивное кино. История приключений гвардейского полка в неназванном уездном городке полна нелепых и комичных ситуаций, которые порой сменяются грустными рассуждениями о том, что в стране мало что изменилось с тех пор по отношению к человеку, о том, что «тема маленького человека» – это не литературоведческий термин, а большая трагедия российского общества в любую эпоху. Эльдар Рязанов рисует нам картину, в которой есть место и иронии, и подвигу, в которой сама жизнь расставляет свои неведомые нам акценты и подводит такие неоднозначные итоги.

Кутежи корнета Плетнева и его друзей доходят своими отголосками до провинциального театра и навсегда меняют судьбу артистов Афанасия Бубенцова и его дочери Насти. Граф Мерзляев в это время проверяет корнетов на благонадежность… Все это не превращается в социально-политическую историю, как и в любовную мелодраму. Эльдар Рязанов постоянно балансирует на грани жанров – в его работе все настолько тонко сделано, что после просмотра еще долго не можешь разобраться, чего больше в твоих впечатлениях – грусти или смеха…

Эта история постепенно превращается в повесть о человеческом достоинстве, в которой каждый из главных героев проходит своеобразную эволюцию. Меняются их отношение к созданной Мерзляевым ситуации, и меняется отношение к самим себе, к тому, что в дальнейшем будет определять каждый их шаг. Легкомысленные и простые в своих проявлениях до истории с лжерастрелом герои внезапно осознают, что нет ничего выше закона чести, который они не в состоянии преступить несмотря ни на какие происки Мерзляева. Простота мещанина Бубенцова, несгибаемая доблесть полковника Покровского, гусарская удаль Алексея Плетнева – в ситуации, когда необходимо делать нравственный выбор, за всем этим стоит понимание достоинства как единственного способа отвечать на жизненные перипетии.

Глубину этому осмыслению лучших качеств русского характера и худших сторон российской жизни во многом обеспечивает актерский ансамбль, блистательность которого сложно переоценить. Евгений Леонов, Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Георгий Бурков, Ирина Мазуркевич, Станислав Садальский… В созданных ими образах оживают прописанный Григорием Гориным персонажи, в их зримом воплощении они становятся частью нашей реальности. Удивительное умение Эльдара Рязанова работать с актером позволяет ему даже эпизодических героев превращать в яркие и незабываемые работы: Зиновий Герд, Наталья Гундарева, Борислав Брондуков, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова Валентина Талызина оставили нам множество крылатых фраз, не говоря уже о запоминающихся ролях из этого фильма.

…И еще один артист присутствует в картине, пусть незримо, но очень ощутимо – Андрей Миронов читает закадровый текст и исполняет несколько песен. К слову сказать, и в выборе поэтических текстов Эльдар Рязанов сохраняет свой узнаваемый стиль: они взяты из творчества Петра Вяземского, Марины Цветаевой, Александра Галича, Михаила Светлова, а музыку почти ко всем написал Андрей Петров. Словом большому мастеру комедии удалось не только с юмором, но еще и очень поэтично рассказать о самой поэтичной эпохе российской культуры.

19 сентября 2013 | 00:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: