До просмотра этого фильма, к моему глубочайшему сожалению, о Рейнхарде Гейдрихе я не располагал информацией. Но просмотр кинокартины побудил меня заинтересоваться этой личностью. Каково же было моё разочарование, когда после изучения документальной хроники, понимаешь, насколько бестолково снят фильм. Факты, касающиеся биографии Гейдриха, исковерканы. Повествование скомкано. Режиссёр делает акцент на покушении, в итоге не справляется ни с одной задачей.
Стремление показать Гейдриха зловещим объяснимо, но не объективно с исторической точки зрения: он не задумываясь приказывал уничтожать миллионы евреев, но был заботливым отцом и мужем. В фильме нет ни слова о том, что в начале своего 'пути' Гейдрих даже предлагал евреям добровольно покинуть Германию, но абсолютное большинство из них не смогли представить масштабы будущей трагедии и закономерно остались на Родине. Гитлер лично запретил Гейдриху участвовать в боях, Рейнхард не раз был на передовой в качестве пилота истребителя, был жаден до наград, да и вообще до побед, стремился реализовать себя в спорте, был неплохо сложен, имел истинно арийскую внешность, был образцом 'эссесовца', хотя недоброжелатели указывали на его еврейское происхождение, которое впрочем не было доказано. Когда он брал в руки скрипку, то становился другим человеком, также он был хорошо образован. Он не задумывался о морали, не колебался, не был душевнобольным, но был уверен, что поступает правильно уничтожая ненавистных режиму людей. Гейдрих был предан Гиммлеру, его высоко ценил Гитлер, поручая задания, которые не смог бы выполнить даже сам. Гейдрих имел компромат на всех высокопоставленных чиновников Рейха, он был настолько уверен в себе и в любви чехов к нему, что ездил по Праге в открытом кабриолете и без охраны.
Гейдриха ликвидировали не за кровожадность, а за его продуманный подход к руководству Чехословакией. Он реорганизовал систему социального обеспечения, повысил зарплаты и нормы питания для рабочих, в результате промышленность качественно и бесперебойно изготовляла военную продукцию для нацистской Германии. Чехи не были без ума от Гейдриха, но такое положение вещей их вполне устраивало. Англичанам было необходимо его устранить, и они прекрасно понимали какую цену за это заплатит чешский народ.
Вот знаете, фильмы всегда оставляют какие-то впечатления, или положительные или отрицательные. Всегда что-то можно обсудить после просмотра или рассказать. Просто отдельно выделить в положительном или отрицательном ключе работу команды делающую фильм. Но это совсем не тот случай.
Тип рецензии я выбрал 'негативным' т. к. просто жалко потраченного время. Раскроет ли нам фильм хоть что-нибудь о столь одиозной фигуре третьего рейха как Рейнхард Гейдрих? Абсолютно нет. Маленькой ремаркой можно отметить что Гейдрих был действительно очень мощной с отрицательной точки зрения в третьем рейхе. Он не был просто исполнителем как Эйхман. И не был настолько возвышен как Гимлер, что бы возможно не осознавать все реалии происходящего из-за общей масштабности и отвлечённости внутрипартийной борьбой. Это был человек, который получив вектор деятельности самостоятельно подробно и скрупулёзно разработал, развил и воплотил его.
Как всё происходящее растянулось на 2 часа я просто не могу понять, фильм не раскрывает ни личностные характеристики человека, ни направление деятельности, никак. Вот он на флоте, вот он во внутренней безопасности сс и вот он уже протектор Богемии и Моравии. Всё. Что, как и почему - не понятно. Обсуждать какую-то игру актёров тут нельзя вообще, авторы сего произведения вообще не пытались никак дать им личность. Они все просто никакие. Даже айнзацгруппы, созданные Гейдрихом, никак не обозначены, но они упоминаются, как часть эсэс. Т. е. посмотрев кино мы снова сделаем вывод, что и дивизия Лейбшандарт Адольф Гитлер, и айнзацгруппы, и охрана концлагерей, как часть эсэс, занимались только массовым геноцидом мирного населения и ничем больше, никак. Что жесть конечно отдельная в данном произведении.
Может кино про тех парней, которые всё же убили Гейдриха? И снова нет. Они ещё более никакие чем Рейнхард. Потому что 'сопротивлению' тут уделена практически половина фильма, опять же без какого-либо раскрытия самой сути событий. Но на человек 7 хороших парней времени выделено примерно одинаково во всей половине. В разговорах друг с другом обо всём подряд, перемещениях, полулюбовных сценах и семейных делах. В общем вот там плохой парень, вот тут хорошие, без объяснения причин. Ну тут собственно историю второй мировой знают все, зачем кому-то что-то объяснять. Если честно первое появление в самом фильме Яна Кубишем и Йозефа Габчика показывает их в британской форме. После этого пару раз будет упомянута Англия как место дислокации, а в итоге вообще показан некий лагерь в Шотландии. Непонятно многое. Во первых почему Англию в текущем положении не назвали Британией раз они были в Шотландии. Во вторых чего вообще хотели господа забросив храбрых парней на территории оккупированные Германией. Ибо внезапно уже ближе к завершению картины главные герои обсуждают новый приказ - убить Гейдриха, в контексте 'а потом всем вокруг будет очень очень плохо'. Обсуждать актёрскую игру тут так же не имеет смысла, её тупо нет. Что за персонажи непонятно, кем были раньше непонятно, чего хотят тоже непонятно.
Весь фильм это как история жизни одного человека в режиме 'вот тут я родился, вот тут я писаю, вот тут я сижу на работе, вот тут я снова писаю, вот тут я еду за рулём, а вот тут я умер'. Писаю два раза, вывод - я был зассыхой. Всё. Аплодисменты. Очень стремительно и нелепо за два часа. Поставлю 3 из 10 просто за то, что хоть снимали.
'История - это неизбежность на марше, она никогда не останавливается.'
Печально известному группенфюреру СА Герману Герингу приписывают шутливое выражение 'HHH, Himmlers Hirn heisst Heydrich', что переводится, как 'ХХХ, Мозг Гиммлера зовётся Гейдрихом'. Таким образом, Геринг заявлял, что работа рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера целиком и полностью зависит от интеллектуальных изысканий обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, соратника и ближайшего помощника Гиммлера времён нацисткой Германии. Это выражение и стало основополагающим для документального романа французского писателя Лорана Бине, за что он получил несколько престижных премий в области литературы, в том числе самую известную у себя на родине - премию братьев Гонкур, а газета 'The New York Times' назвала роман Бине лучшей книгой 2012-го года. Столь большой успех не мог обойти внимание и кинематографистов - в 2017-ом году французский режиссёр Седрик Жименес экранизирует нашумевшее произведение.
В фильме 'Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом' (в оригинале названия участвует только аббревиатура 'HHhH') охватывается довольно большой отрезок жизни Рейнхарда Гейдриха - от времён, когда он ещё служил на флоте, но был затем отстранён, до того дня, когда группа диверсантов, подготовленная английскими спецслужбами, не устраивает покушение на Гейдриха. Параллельно, примерно со второй половины фильма, как раз идёт рассказ про эту самую группу. Большего о сценарии фильма говорить не стоит, не только потому что могут всплыть неловкие спойлеры, но и потому что любой любознательный человек может самостоятельно ознакомиться с биографией нацистского преступника и как к нему пришло заслуженное возмездие. Кроме того, можно вообще взяться за книгу Лорана Бине и примерно представить себе о чём пойдёт речь в ленте 'Мозг Гиммлера зовётся Гейдрихом'.
Признаться, от данной экранизации чего-то особенного не ожидал. В первую очередь смущала неизвестность главного постановщика Седрика Жименеса, для которого 'Мозг Гиммлера...' стал третьей по счёту работой в качестве режиссёра, а до этого самым известным его фильмом стал 'Французский транзит' с оскароносным Жаном Дюжарденом в главной роли. И не ошибся в первоначальном мнении. Фильму явно не хватает качество, серо-смазанная картинка не привлекает, статичные камеры не придают динамизма, отсутствие хорошо прописанных диалогов не дают особого понимания о личности Гейдриха, отсутствие нормально прописанных второстепенных персонажей вообще приводит к откровенной скуке. Жименесу даже толково не удалось разделить фильм на две части, слишком странно и неожиданно смотрелось разделение, когда от Гейдриха повествование перешло к диверсантам. Такое чувство, что Жименес и сценаристы, адаптировавшие к экранизации роман Бине, клочьями вырвали самые интересные эпизоды, вставили их в фильм, но совершенно позабыли о стройности выкладки материала. Так сказать, летопись про Рейнхарда Гейдриха дёргается туда-сюда и не даёт никаких оснований называть данный фильм достойной военно-биографической драмой, он больше похож на проект для телевидения, нежели для экранов кинозалов.
В связи со всем выше сказанным очень жаль актёров, подобранных для картины 'Мозг Гиммлера зовётся Гейдрихом'. В первую очередь, это касается австралийца Джэйсона Кларка, который исполнил главную роль. Себя не могу причислить к поклонникам данного актёра, но уже первые кадры говорили о том, что Кларк серьёзно постарался, чтобы вжиться в роль. В его глазах светила такая холодная жестокость, что порой неприятный озноб пробегал по телу. И пока фильм шёл своим чередом, то всё время усиливалось мнение, что если бы Кларку больше бы повезло с создателями фильма, то не миновать ему номинаций и премий за роль. Но, увы, всё пошло наперекосяк. Жаль было и англичанку Розамунд Пайк, сыгравшую жену Гейдриха. Вообще маловразумительный персонаж - она вроде как и есть, а с другой стороны её как бы и нет, а между тем актриса, звезда триллера 'Исчезнувшая', старательно выводила свою героиню, но 'стараниями' сценаристов о ней ничего не понятно, да и вообще задумываешься о целесообразности появления Лины фон Остен, в замужестве Гейдрих. Точно также всё это касается и остальных актёров с их персонажами. Даже австралийке Мие Васиковски, знаменитой по бёртоновской 'Алисе в Стране чудес', пришлось выдумывать несуразные танцы, что оставить о себе хоть какие-то воспоминания. Но самое обидное, что героические диверсанты, их драма жизни и подвига показаны сухо, сжато, без толики трагизма, словно Жименес снимал какую-то обывательскую вещь для заурядного телеканала.
Весьма прискорбно, что хорошая книга, отмеченная критикой с крайне положительной стороны, нашла для себя такую вот слабую художественную экранизацию. Быть может, если бы Жименес снимал документальный фильм, то вышло бы всё гораздо лучше, а так мы имеем картину, в которой нечего смотреть. В действительности оказалось, что даже если прочитать сухие факты из биографии нацистского военного чиновника Рейнхарда Гейдриха, то это оказывается гораздо интереснее (конечно, для любителей истории, не иначе). Перед нами практически наглядный факт того, как не надо экранизировать биографии, которые ещё к тому же заслуживают много большего.
Вот я не понимаю, почему вдруг 'личность' Рейнхарда Гейдриха взбудоражила умы кинематографистов? А как иначе объяснить выход в течении года аж двух фильмов - в прошлом году как мы помним вышла слезливая 'Операция Антропоид'.
И данная лента ну не сильно лучше прошлогодней.
Но сперва похвалим. За Джейсона Кларка сыгравшего одиозную фигуру Третьего Рейха. И дело не только в поразительном практически стопроцентном портретном сходстве. Он убедительно играет холодного и бездушного отморозка, но до Кеннета Браны (он сыграл Гейдриха в 'Заговоре' 2001 года) ему очень далеко.
А дальше возникает вопрос - а перед нами байопик пражского мясника или история операции 'Антропойд'? Если первое, то образ пражского мясника далек от раскрытия, а некоторые факты явно перевернуты: он вступал в НСДАП не по намеку от будущей жены. Да факт его изгнания из ВМФ показан верно, но не понятны мотивы становления маньяком, хладнокровно отправляющим на смерть тысячи людей. А если брать покушение, теме которого посвящена большая часть хронометража фильма, то получается, что у него слишком долгая прелюдия. Да, спасибо за то что нет излишних сантиментов как в 'Антропойде' (равно как и смазливых актеришек вроде Дорана и Мерфи), но изложение очень сильно страдает.
И дело не в странностях: вроде немцев разгуливающих в летних кителях в мороз или скромном и субтильном подпольщике, который вдруг начинает разить врагов аки Джеймс Бонд стрельбой по-македонски.
Проблема в изложении: сначала покажем начало покушения, потом про Гейдриха, потом опять начало покушения и так далее. Опять же создатели не заморачиваются с раскрытием образов, мотивацией, глубиной. Да финальный бой лучше, чем в 'Антропойде', но если сравнивать с другими военными фильмами слабоват.
Одним словом, фильм 'Операция Восход' до сих пор не превзойден. А его сняли аж 1979м!
Очень средней руки драма с неясным посылом и халтурным исполнением.